Методическая разработка Конспект урока литературы "Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Парус"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Людмила Кимовна Умарова

Конспект урока по поэзии М.Б. Лермонтова предполагает обучение анализу лирического текста на примере стихотворения М.Ю.Лермонтова "Парус".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literatury_v_6_klasse.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 6 классе

Тема:  Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус»

Цель: познакомить учащихся со стихотворением поэта, обучить навыкам выразительного чтения, анализируя стихотворение,  дать представление о теме мятежа в лирике поэта, познакомить с понятием антитезы.

Оборудование: мультимедийный комплекс, наглядность, раздаточный материал, аудиозаписи, презентация.

Ход урока. Оргмомент - 3 минуты.

1 этап. Введение – 5 минут.  1 стайд. Что за человек! Экой умница, а стихи его – музыка, но тоскующая. (Из воспоминаний современника М.Ю. Лермонтова)

Дети рассматривают репродукции картин Айвазовского и акварели Лермонтова, слайды с изображением парусников, морские пейзажи.

2 этап.  (Новый материал – 14 минут)

Учитель читает отрывок из повести В. Катаева «Белеет парус одинокий» о лодочке, которая отчаливает от берега и теряется вдали.

Вопрос: Подумайте, символом чего может быть парус.

Возможный ответ: Парус может быть символом жизни, странствий.

Задание: Запишите, что вам представляется, когда вы произносите  это слово. Что с ним связано?

Дети делают записи, а затем на слайде появляются слова: парус – море – простор – приволье – свобода – борьба – ветер.

Учитель читает стихотворение «Парус». Возможно прослушивание аудиозаписи.

Вопросы после прослушивания:

- Какие картины возникли в вашем воображении во время чтения стихотворения?

Ответ: 1 картина – 1 часть: море – парус – одиночество.

- Но мы не только видим картины перед нашим внутренним взором, когда читаем стихотворение, но и слышим определенный ритм. Понаблюдайте над ритмом 1 части произведения. Что нам слышится в первых строках?

Ответ: плавное колыхание волн.

- 2 часть стихотворения. Играют волны… Какими красками воспользовались бы вы, если были бы художником и создавали  иллюстрации к стихотворению?

(Дети отвечают)

- Темп убыстряется. Что мы слышим в этой части?

Ответ: скрип, скрежет. Парусу грозит опасность, он может погибнуть.

3 этап. Словесное рисование. 15 минут

Учитель: Но на этом стихотворение не заканчивается. 3 картина. Под ним струя светлей лазури. Буря миновала, парус выстоял. Краски снова стали светлыми, яркими. Попробуйте описать парус, какой он?

Возможные ответы: Одинокий, печальный, несчастный, мятежный.

Учитель: Подберите к  последнему слову синонимы.

Ответ: тревожный, неспокойный,  бунтующий, выступающий против чего-то,  бунтарский.

Учитель: Почему же парус просит бури, ветра? Может ли он жить без ветра?

Ответ: В движении – его жизнь.

Учитель: Л. Толстой писал: «Человек в своей жизни должен путаться и ошибаться, рваться и метаться, начинать и бросать, и снова начинать, и опять бросать, только тогда он сможет найти себя, а спокойствие – душевная подлость!»

- Легко ли было найти слова одинокий, мятежный?

Ответ: Легко.

- Почему?

Ответ: Потому что автор делает на них акцент, логическое ударение.

Учитель: А почему нарушен порядок слов в предложении?

Ответ: Для выразительности.

Учитель: Найдите еще примеры такого нарушения в тексте. Это художественное средство выразительности – инверсия.

Слайд (Запись в тетрадь)

Учитель сообщает высказывание Достоевского о поэзии Лермонтова. Затем звучит романс А. Варламова на стихи Лермонтова.

Учитель: Как вы думаете, какое настроение поэта лучше всего передано композитором?

Ответ: Мятежный ритм, волнение.

Учитель: Откройте тетради и запишите тему «Раздумья, вызванные стихотворением»

4 этап. Написание текста. 7 минут. Дети пишут миниатюры, потом зачитывают их.

5 этап. Подведение итогов урока, рефлексия, выставление оценок.

Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.

 

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ УРОКА

Содержание Содержание составных частей методической разработки3Требования к изложению и оформлению методических разработок6Требования к содержанию основной части6Требования к языку и стилю изложе...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...