Конспект урока литературы по теме " В Жуковский Спящая царевна"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Верченко Людмила Анатольевна

Конспект Урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhukovskiy_spyashchaya_carevna_konspekt_uroka_5_klass.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: В.А.Жуковский. Волшебная сказка «Спящая царевна»

 ·       Цели урока: 1)     Организовать деятельность учащихся по активизации и актуализации знания учащихся по творчеству В.А.Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного материала; 2)Организовать работу по ознакомлению со сказкой «Спящая царевна»;

3)Способствовать развитию аналитического мышления, побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного чтения

4) Развивать творческое воображение; расширять словарный запас учащихся за счёт разнообразия слов

5)Способствовать развитию    коммуникативных умений и навыков; воспитывать познавательную активность учащихся; способствовать воспитанию умения работать в коллективе.

 Оборудование урока: мультимедийный проектор, учебник, творческие задания к произведению, КАРТОЧКИ., музыкальный центр.

                                                            Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Речевая разминка. Сегодня на уроке нам придётся много говорить и поэтому предлагаю начать урок с речевой разминки .На слайде строчки.

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы умные!

Мы добрые!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится.

Прочитать эти строчки с разными интонациями: с радость, с грустью, с удивлением, с вопросом.

Эта разминка поможет нам настроится, и мы вернёмся к ней в конце урока и посмотрим, действительно ли мы такие или над чем-то нужно ещё поработать.

3. Этап подготовки к восприятию нового материала.

Узнать тему нашего урока вам помогут знания прошлого урока. Перед вами карточки на них задания по прошлой теме если вы правильно отвечаете на вопрос, то приклеиваете карточку обратной стороной на доску.

1.

2.

3.

4.

5.

4. 4.Этап сообщения темы, целей урока

Итак, прочитайте, что у нас получилось на доске: (Василий Андреевич Жуковский «Спящая царевна»)

Определимся с задачами урока.    

  5.Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Начнём изучение нового материала со знакомства с В.А.Жуковским. Наташа Азарова представит вам свою презентацию и познакомит с биографией Жуковского.

Если вы захотите узнать больше о жизни Жуковского вы можете найти материал в библиотеке. Сегодня мы должны познакомится со сказкой Жуковского « Спящая царевна». Сейчас я прочитаю вам сказку, вы внимательно слушайте и подчёркивайте те слова, смысл которых вам не понятен. Чтение сказки учителем.

6.Этап  закрепления изученного материала.

После прочтения словарная работа.

А сейчас я приглашаю вас в творческий центр. Здесь очень много людей ,которые что то творят и мы очутились перед тремя дверьми на которых написано : Художественная студия, студия выразительного слова, театральная студия. Какую дверь вам захотелось бы открыть ,чем вы хотели бы заняться?

Работа в группах.1.Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду
2.Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка3. Инсценировать отрывок сказки.

Пока дети готовятся, звучит музыка : вальс» Спящая красавица» из балета Чайковского.

7.Проверка задания.

Может такая творческая работа кого то натолкнёт на желание написать стихи .А Юля Маркина и Яна Шмитке это уже сделали. Они сочинили своё вступление к этой сказке.

8.Рефлексия.На партах у детей лежат кружки ,нарисуйте то лицо ,которое соответствует вашему настроению.

А теперь вернёмся к нашей разминке и посмотрим всё ли мы сегодня выполнили и можем ли мы сказать ,что мы такие как говорится в разминке.

9.Домашнее задание. Наташа Шаманаев придумала вам творческое домашнее задание –кроссворд .А ещё вам нужно выбрать отрывок из сказки и подготовить выразительное чтение.

                                                           

Самоанализ урока.        

1.Урок проводился в 5б классе. В классе 17 учеников из них с высокими учебными способностями – 4, со средними – 10, с низкими – 3.

2.Место урока в разделе.

Тема раздела: Литература 19 века. Урок в разделе №5.Тема урока: В.А. Жуковский « Спящая царевна». Урок изучение нового материала.

3.Задачи урока. При постановке целей и задач урока я учитывала

 в первую очередь особенность учебного материала и уровень подготовленности учащихся. 1)    Познавательная. Активизировать и актуализировать знания учащихся по творчеству В.А.Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного материала; организовать работу по ознакомлению со сказкой «Спящая царевна»; учить анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль; учить определять тему и жанр произведения; совершенствовать умения находить в тексте выразительные средства; 2)   Развивающая.  Способствовать развитию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования; побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного чтения; развивать творческое воображение; расширять словарный запас учащихся за счёт разнообразия слов; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков; 3)    Воспитательная. Воспитывать познавательную активность учащихся; способствовать воспитанию умения работать в коллективе.

 4.Средства обучения. На уроке использовались учебники по литературе, мультимедиа, раздаточный материал, диск с музыкой, средства наглядности(условно – знаковые)

 5.Этапы урока.

Урок состоял из следующих этапов: Организационный, Этап актуализации субъектного опыта учащихся, Этап подготовки к восприятию нового материала. Этап сообщения темы, целей урока Этап  закрепления изученного материала. Этап рефлексии урока. Этап информации о домашнем задании.

6.Анализ этапов. Задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке, взаимные приветствия учителя и учащихся. Организационный момент определяет готовность учащихся к уроку и настрой  на урок. Этап актуализации субъектного опыта учащихся состоит из речевой разминки. Главная задача этой работы – эмоциональный настрой детей и подготовка артикуляционного аппарата. Этап подготовки к восприятию нового материала. Дидактическая задача этапа: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. Перед детьми была поставлена проблема для самостоятельного определения темы урока. Ученики повторяют изученный материал и выводят тему урока. Изучение новой темы начинается с презентации , которую подготовила Наташа Азарова. Использование ИКТ на уроке помогает экономить время и привлечь внимание детей. Знакомство со  сказкой начинается с чтения учителем ,чтобы дети услышали выразительное чтение.

.Этап усвоения новых знаний. Дидактическая задача этапа. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН. На этом этапе ученикам предлагается творческая работа ,которая направлена на определение одарённости у учащихся.Детям предлагается право полного выбора в какой деятельности они хотели бы себя проявить. С этим заданием дети справились хорошо ,проявили себя в своей группе. А Ветров Никита подготовил чтение наизусть вступления к сказке. Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Когда дети работают в парах ,они учатся слушать друг друга, работа была организованной, направленной на творческую деятельность.  Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Выполнив задание дети показали :рисунки, выразительное чтение, инсценировку отрывка сказки. Как ученики .так и присутствующие получили много положительных эмоций от увиденного.На этом показ талантов не закончился Юля Маркина и Яна Шаманаева сочинили своё вступление к этой сказке.

 .Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

 Дидактическая задача этапа. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы.

 Содержание этапа. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения. Задание на дом – подготовить выразительное чтение отрывка сказки по выбору учащихся.Анализ чтения учеников в группе были направлены на то ,чтобы дети сами сказали ,что значить читать выразительно.

 Условия достижения положительных результатов. Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение дать в коротких указаниях порядок выполнения. Домашнее задание тоже творческого характера. Наташа Шаманаева подготовила кроссворд. Вопросы направлены на проверку понимания содержания сказки

.Подведение итогов урока.

 Дидактическая задача этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

 Условия достижения положительных результатов. Четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы.

 Требования. Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей.

 Дополнительная активизация. Использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем. Для подведения итога мы снова вернулись к речевой разминке и проанализировали её. Творческая работа учеников в группах доказала действительность фраз учеников.

.Оценивание. Учащиеся ,которые подготовили индивидуальные творческие задания получили отлично, за работу в группах – четыре.

Лучшим результатом урока были смайлики ,на которых дети нарисовали лица с тем настроением ,которое они испытывали к концу урока. Все нарисовали радость.

7.На уроке использовались наглядные ,словесные, практические методы.

8.Формы работы: На уроке использовались следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, , групповая, коллективная

Методы ведения урока: словесный (беседа), практический, проблемный, частично-поисковый, , творческая работа.

9.Связи урока: Учитель-ученик; ученик – ученик; ученик-учитель.

10.Высокая работоспособность достигнута психологической атмосферой, интересным материалом и интересными заданиями. Цели урока достигнуты, план урока полностью выполнен.Таким образом считаю, что урок представляет целостную систему. Цели достигнуты, дети получили положительные эмоции и положительные отметки.

.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы на тему «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»

Конспект включает в себя план урока, беседу с учащимися по эпизодам, просмотр репродукций по данной теме, обобщающие вопросы....

Конспект урока по сказке В.А.Жуковского "Спящая царевна"

Полный конспект урока литературы в 5 классе по теме: В.А.Жуковский.олшебная сказка "Спящая царевна"...

Презентация к уроку по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" 5 класс

Презентация к уроку по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" 5 класс.Данная презентация содержит 8 интересных фактов из жизни поэта....

Тест к уроку по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" и творческие работы детей "Энциклопедический словарь устаревших слов в сказке", исследовательская работа "Сходство и различие сказки В.А. Жуковского с народной сказкой"

Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: "Сходство и различие сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна" с народными ск...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....