Урок литературы по теме "А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Сравнительная характеристика героев."
методическая разработка по литературе (5 класс)
Урок литературы по теме «А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сравнительная характеристика героев» проводится в 5 классе. Тип урока - развитие речи
На эту тему отводится 1 урок. Задачи урока: стимулировать потребность вникать в суть изучаемых проблем, сопоставлять, противопоставлять художественные явления, соотносить с жизненным опытом; осуществлять операции сравнения, анализа, синтеза, интерпретации, оценки, установление аналогий и причинно-следственных связей; совершенствовать умения активного участия в исследовательской деятельности На уроке использовалось чередование индивидуальной и фронтальной форм работы, что объясняется особенностями данного возраста: у младшего подростка начинает проявляться стремление к общению и совместной
деятельности со сверстниками. Организация учебного процесса была логически выстроена, включала в себя ряд
последовательных этапов: от вводно – мотивационного до этапа закрепления и контроля знаний (рефлексии). Итогами урока
являются достижение учащимися поставленной учебной цели, развитие их познавательной деятельности и совершенствование
у них навыков самостоятельной и коллективной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/node/add/book-s | 26.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе. № 27.
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сравнительная характеристика героев. | Тип: развития речи | |||
Задачи: • стимулировать потребность вникать в суть изучаемых проблем, сопоставлять, противопоставлять художественные явления, соотносить с жизненным опытом; • осуществлять операции сравнения, анализа, синтеза, интерпретации, оценки, установление аналогий и причинно-следственных связей; • совершенствовать умения активного участия в исследовательской деятельности | ||||
Планируемые результаты | ||||
Предметные: • формулировать проблемные задачи урока; • знать особенности выполнения действий по сопоставлению явлений, образов; • собирать и структурировать материал для выполнения сопоставления; • знать лексику, используемую при сопоставлении; • использовать на практике некоторые приёмы цитирования текста; • знать определение понятия «юмор»; • понимать свою задачу при выполнении заданий в проектном исследовании | Метапредметные: регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; предлагать последовательный план решения проблем урока; составлять первоначальный стратегический план собственных действий, корректировать в случае необходимости; коммуникативные: уметь договариваться о границах выполнения заданий для достижения оптимального результата; связывать информацию, обнаруженную в художественном произведении, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в художественном произведении, исходя из своих представлений о мире | Личностные: • самостоятельно приобретать, переносить и интерпретировать знания; • понимать значимость совместной деятельности, ответственного выполнения своей части работы; • совершенствовать умения диалогической речи; • понимать основные критерии оценивания явлений, событий, качеств | ||
Межпредметные связи: русский язык (речевые формулы, востребованные при сопоставлении); изобразительное искусство (подборка иллюстраций к произведению) | ||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1, с. 95—118; рабочая тетрадь, словари, справочная литература, фонохрестоматия, фрагменты из кинофильма или мультфильма | ||||
Ход урока | ||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | |||
Актуализация необходимых знаний | ||||
• Призывает вспомнить проблему, которая была в центре предыдущего занятия | • Говорят о теме урока: она о главных героях сказки. Вспоминают, что на предыдущем уроке отслеживали сюжет сказки, рассуждали о характере героев | |||
Мотивация познавательной деятельности | ||||
• Спрашивает о том, что для них труднее: охарактеризовывать персонажей или сопоставлять их между собой Задаёт вопрос: На что важно обращать внимание при действиях сопоставления? | • Рассуждают о трудностях при сопоставлении. Формулируют вопросы: Какие закономерности нужно учитывать при сопоставлении? Как отбирать материал? Какие речевые формулы помогают выразить мысль при сопоставлении? | |||
Организация познавательной деятельности | ||||
• Дополняет, если учащиеся не обозначили все трудности сопоставления персонажей. Предлагает осуществить сопоставительную характеристику на примере двух образов: царицы и царевны. • Рассказывает о критериях сопоставления: — сопоставлять образы персонажей лучше одновременно (не говорить сначала об одном, потом о другом); — при сопоставлении сразу обдумывать, выявлять, в чём сходство и различие исследуемых явлений, персонажей и т. д. • Предлагает собирать материал для сопоставления персонажей с помощью таблицы. Помогает правильно оформлять материал. Напоминает об оформлении цитатного материала, о способах купирования цитат, введении их в свою речь. • Напоминает речевые формулы, которые уместно использовать при сопоставлении персонажей: чтобы подчеркнуть сходство чего-либо, кого-либо — так же, точно так, как; таким же образом; если нужно акцентировать различие — с одной стороны, с другой стороны, напротив, наоборот, зато, один — другой, герой-персонаж (такой-то) — его противоположность…; благородные порывы, намерения, поступки одного — аморальные, предосудительные, злые другого; симпатии автора к одному и ирония, неприятие по отношению к другому и т. д. | • Слушают и обдумывают задание, задают вопросы, определяют, в чём сходство царицы и царевны, и записывают: а) они принадлежат к царскому роду, • Формулируют вступление и переходное предложение, обнаруживают, что далее надо определить позиции сопоставления и собрать материал (в том числе цитатный) для осуществления сопоставления. • Понимают, в чём состоит преимущество оформления материала в виде таблицы, договариваются заполнять всю таблицу всем вместе или делать это по вариантам. Учащиеся могут сопоставлять образы царицы и царевны по следующим позициям: портрет героинь, сквозные эпитеты, метафоры, которыми автор характеризует персонажей, особенности характера, манера говорить, привычные занятия | |||
Подведение итогов | ||||
• Свидетельствует о проделанной работе: «разбросали камни», продумали, по каким критериям, как будем сопоставлять. Настало время «собирать камни». Спрашивает учащихся, как они понимают эту метафору. • Предлагает сформулировать рабочий вывод, чтобы понять до конца цели сопоставления. Может предложить образец такого вывода: В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» Пушкин использует «бродячий сюжет» о мачехе и нелюбимой падчерице. Мы видим, что он преобразует его очень интересно. Царица (мачеха) не просто злая, а сосредоточенная только на самой себе. Автор ей даже друзей не даёт права иметь. А царевна совсем другая: добрая, кроткая. Потому царица у Пушкина умирает с тоски, а царевна счастлива. Добро, как и в народной сказке, торжествует | • Говорят о том, что теперь нужно завершить сопоставление, сделать вывод. • Готовят небольшой текст, который мог бы быть выводом в подобном сочинении на сопоставление персонажей | |||
Дополнительный материал: речевые формулы для сопоставления (оформление сопоставления в виде таблицы), примеры способов цитирования (на карточках или на экране). | ||||
Диагностика достижения планируемых результатов: собранный в таблице материал, тексты вступления и заключения, связные ответы | ||||
Домашнее задание: предложить варианты тем сочинений на сопоставление по сказке Пушкина |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 5 классе А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
А. С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке....
Урок литературы 5 класс Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
УРОК СОСТАВЛЕН С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС...
Урок литературы в 5 классе на тему: А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".
Этот урок знакомит учащихся с историей рождения пушкинской сказки и её содержанием, обучает аналитическому чтению художественного произведения, развивает устную связную речь; воспитывает любовь к иску...
Конспект урока по литературе на тему "Добро и зло, красота внешняя и внутренняя в сказкеА.С.Пушкина " Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
На этом уроке даётся понимание добра и зла, красоты внешней и внутренней на примере сказки А.С. Пушкина " Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"...
Презентация к уроку по сказке А. С. Пушкина "...о мертвой царевне и о семи богатырях" (5 класс)
Презентация может быть использована на уроках литературы в 5 классе при изучении "Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина.Некоторые материалы для презентации были взяты из открытого...
Урок - исследование в 5 классе«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина – самостоятельное произведение или обработанный повтор народной сказки?"
Пятиклассники делают первые шаги начинающих исследователей. Курс 5 класса предоставляет много возможностей для этого. Представлен один из уроков - исследований. Для развития подростков - читателей инт...
Конспект урока по литературе в 5 классе (ФГОС) по теме: А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".
Конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС) по теме: А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"....