Урок литературы по теме "А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Сравнительная характеристика героев."
методическая разработка по литературе (5 класс)

Антонива Наталья Ивановна

Урок  литературы по теме «А.С. Пушкин «Сказка о      мёртвой царевне и   о семи богатырях». Сравнительная         характеристика        героев» проводится в 5 классе. Тип урока - развитие   речи

На эту тему отводится 1 урок. Задачи урока:   стимулировать           потребность вникать           в          суть            изучаемых     проблем,        сопоставлять, противопоставлять художественные     явления,            соотносить    с жизненным опытом; осуществлять       операции       сравнения,     анализа, синтеза,            интерпретации,         оценки,           установление аналогий и причинно-следственных       связей; совершенствовать   умения активного участия  в          исследовательской деятельности На уроке использовалось чередование индивидуальной и фронтальной форм работы, что объясняется особенностями данного возраста: у младшего подростка начинает проявляться стремление к общению и совместной

деятельности со сверстниками. Организация учебного процесса была логически выстроена, включала в себя ряд

последовательных этапов: от вводно – мотивационного до этапа закрепления и контроля знаний (рефлексии). Итогами урока

являются достижение учащимися поставленной учебной цели, развитие их познавательной деятельности и совершенствование

у них навыков самостоятельной и коллективной работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://nsportal.ru/node/add/book-s26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературы  в 5 классе. № 27.

Тема: А.С. Пушкин        «Сказка о        мёртвой царевне и        о семи богатырях». Сравнительная        характеристика        героев.

Тип:  развития        речи

Задачи:

•  стимулировать        потребность        вникать        в        суть        изучаемых        проблем,        сопоставлять, противопоставлять художественные        явления,        соотносить        с        жизненным        опытом;

•  осуществлять        операции        сравнения,        анализа,        синтеза,        интерпретации,        оценки,        установление аналогий и        причинно-следственных        связей;

•  совершенствовать        умения        активного        участия        в        исследовательской        деятельности

Планируемые результаты

Предметные:

•  формулировать

проблемные        задачи        урока;

•  знать        особенности

выполнения

действий        по сопоставлению

явлений,        образов;

•  собирать         и         структурировать         материал         для         выполнения сопоставления;

•  знать        лексику, используемую        при

сопоставлении;

•  использовать         на         практике         некоторые         приёмы         цитирования        текста;

•  знать        определение

понятия        «юмор»;

•  понимать         свою         задачу

при         выполнении         заданий        в проектном исследовании

Метапредметные:

регулятивные: выбирать        действия        в соответствии        с        поставленной задачей;

предлагать         последовательный         план         решения проблем        урока; составлять  первоначальный стратегический         план         собственных  действий, корректировать         в         случае необходимости;

коммуникативные: уметь         договариваться         о границах выполнения заданий для достижения оптимального        результата; связывать         информацию, обнаруженную         в  художественном произведении, со         знаниями из  других        

источников;  оценивать        утверждения, сделанные в художественном        произведении, исходя из своих представлений о        мире

Личностные:

•  самостоятельно         приобретать,

переносить        и        интерпретировать знания;

•  понимать         значимость  совместной

деятельности,        ответственного

выполнения своей части работы;

•  совершенствовать        умения диалогической        речи;

•  понимать         основные         критерии         оценивания         явлений, событий, качеств

Межпредметные  связи:  русский        язык        (речевые        формулы,        востребованные        при        сопоставлении); изобразительное        искусство        (подборка        иллюстраций        к        произведению)

Ресурсы урока: учебник, ч.  1, с.  95—118; рабочая        тетрадь, словари,         справочная         литература, фонохрестоматия,        фрагменты        из        кинофильма        или        мультфильма

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности  обучающихся

Актуализация необходимых знаний

• Призывает вспомнить        проблему,        которая  была

в центре предыдущего        занятия

•  Говорят о теме        урока: она        о главных        героях        сказки. Вспоминают, что  на        предыдущем уроке         отслеживали сюжет сказки, рассуждали         о        характере        героев

Мотивация познавательной деятельности

•  Спрашивает        о        том,        что        для        них труднее: охарактеризовывать        персонажей        или        

сопоставлять        их        между        собой         Задаёт вопрос:        На        что        важно обращать        внимание

при        действиях        сопоставления?

•  Рассуждают         о         трудностях         при         сопоставлении.         Формулируют         вопросы: Какие закономерности        нужно        учитывать        при сопоставлении? Как        отбирать        материал?         Какие        речевые формулы помогают        выразить        мысль        при        сопоставлении?

Организация познавательной деятельности

•  Дополняет, если учащиеся        не обозначили все

трудности        сопоставления        персонажей. Предлагает осуществить сопоставительную характеристику на примере двух образов:        царицы        и        царевны.        

• Рассказывает        о        критериях        сопоставления:

—         сопоставлять образы персонажей лучше одновременно        (не        говорить        сначала        об одном,        потом        о        другом);

— при сопоставлении        сразу        обдумывать, выявлять,        в чём        сходство        и        различие         исследуемых явлений,        персонажей        и        т. д.

•  Предлагает        собирать        материал        для сопоставления        персонажей        с        помощью таблицы.         Помогает         правильно         оформлять         материал.         Напоминает         об         оформлении цитатного        материала,        о        способах        купирования цитат,        введении        их        в        свою        

речь.        

• Напоминает        речевые        формулы,        которые

уместно        использовать        при        сопоставлении         персонажей:         чтобы         подчеркнуть         сходство         чего-либо,         кого-либо        —        так же, точно так, как; таким же образом;        если        нужно акцентировать         различие        —        с одной стороны, с другой стороны, напротив, наоборот, зато,  один — другой,  герой-персонаж  (такой-то) — его  противоположность…;  благородные порывы, намерения, поступки одного — аморальные, предосудительные, злые другого; симпатии автора к одному и ирония, неприятие по отношению к другому

и т.  д.

•  Слушают         и обдумывают задание, задают

вопросы, определяют,        в чём        сходство         царицы         и         царевны,         и         записывают: а)         они         принадлежат к царскому роду,
б) они члены одной семьи. Это можно будет отметить        во вступлении, кратком         тезисе.

•  Формулируют         вступление и переходное         предложение, обнаруживают,         что        далее        надо        определить        позиции сопоставления        и        собрать        материал        (в        том        

числе         цитатный)        для        осуществления сопоставления.

•  Понимают, в чём        состоит        преимущество оформления        материала        в        виде        таблицы, договариваются        заполнять        всю        таблицу        всем        вместе или        делать        это        по        вариантам.        Учащиеся        могут сопоставлять        образы        царицы        и        царевны        по следующим        позициям:        портрет        героинь,  сквозные эпитеты,        метафоры,        которыми        автор         характеризует         персонажей,         особенности         характера,         манера         говорить,         привычные        занятия

Подведение  итогов

•  Свидетельствует  о проделанной         работе:         «разбросали         камни», продумали, по         каким         критериям,         как         будем         сопоставлять.         Настало         время         «собирать         камни».        

Спрашивает        учащихся,        как        они        понимают эту        метафору.

•  Предлагает сформулировать         рабочий         вывод, чтобы         понять         до         конца         цели         сопоставления.        Может        предложить образец такого        вывода:

В «Сказке        о        мёртвой        царевне        и   о        семи богатырях»         Пушкин        использует        «бродячий сюжет» о        мачехе        и        нелюбимой          падчерице. Мы видим,        что        он        преобразует         его        очень  интересно.        Царица        (мачеха)        не        просто злая, а        сосредоточенная        только        на        самой себе. Автор        ей        даже        друзей        не        даёт        права иметь.        А        царевна        совсем         другая: добрая,        кроткая.        Потому        царица        у Пушкина        умирает        с        тоски,        а царевна счастлива.        Добро,        как        и        в        народной сказке,        торжествует

•  Говорят        о        том,        что        теперь        нужно завершить сопоставление,        сделать        вывод.

•  Готовят        небольшой        текст,         который        мог        бы        быть выводом        в        подобном        сочинении        на сопоставление персонажей

Дополнительный материал: речевые        формулы        для        сопоставления        (оформление        сопоставления        в виде        таблицы),        примеры        способов        цитирования        (на        карточках        или        на        экране).

Диагностика достижения  планируемых результатов:  собранный        в        таблице        материал,        тексты вступления        и        заключения,        связные        ответы

Домашнее задание: предложить        варианты        тем        сочинений        на        сопоставление        по        сказке        Пушкина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

А. С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».  Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке....

Урок литературы в 5 классе на тему: А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".

Этот урок знакомит учащихся с историей рождения пушкинской сказки и её содержанием, обучает аналитическому чтению художественного произведения, развивает устную связную речь; воспитывает любовь к иску...

Конспект урока по литературе на тему "Добро и зло, красота внешняя и внутренняя в сказкеА.С.Пушкина " Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

На этом уроке даётся понимание добра и зла, красоты внешней и внутренней на примере сказки А.С. Пушкина " Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"...

Презентация к уроку по сказке А. С. Пушкина "...о мертвой царевне и о семи богатырях" (5 класс)

Презентация может быть использована на уроках литературы в 5 классе при изучении "Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина.Некоторые материалы для презентации были взяты из открытого...

Урок - исследование в 5 классе«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина – самостоятельное произведение или обработанный повтор народной сказки?"

Пятиклассники делают первые шаги начинающих исследователей. Курс 5 класса предоставляет много возможностей для этого. Представлен один из уроков - исследований. Для развития подростков - читателей инт...

Конспект урока по литературе в 5 классе (ФГОС) по теме: А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".

Конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС) по теме: А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"....