нестандартный урок литературы в 5 классе по литературным сказкам
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Это разработка нестандартного урока литературы в 5 классе в форме встречи в клубе знатоков "Что? Где? Когда?" Урок разработан по программе под редакцией В.Я.Коровиной

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Путешествие в сказочную Литературию»

Встреча в клубе знатоков

 «Что? Где? Когда?»

Цели и задачи:

  • Завершить изучение литературных сказок на уроках литературы.
  • Закрепить знания, полученные учащимися, в игровой, развлекательной форме.
  • Расширить кругозор учащихся.
  • Воспитывать любовь к слову, внимание к художественной детали.
  • Помочь учащимся испытать себя в качестве «знатоков» популярной телевизионной игры.
  • Развивать творческие способности учащихся.

Участники: учащиеся 5 класса.

Что необходимо приготовить к игре:

  • Игровой стол, волчок, конверты с вложенными внутрь вопросами.
  • Портреты писателей, авторов прочитанных литературных сказок.
  • Выставка книг, подготовленная библиотекарем по теме игры.
  • Чёрный ящик.
  • Луковица.
  • Золотой ключик.
  • Синий и зелёный воздушный ненадутый шарик.
  • Буквы для «загадочной азбуки».
  • Тарабарская грамота.
  • Фонозапись песен из м/ф: «Винни Пух», «Приключения Буратино», «Чебурашка», «Кот Леопольд» и другие.
  • Экран игры для лучшего зрительного восприятия пятиклассниками своих результатов.

Организаторы-помощники: учащиеся 7-8 класса.

Награждение: победный именной свиток.

Все учащиеся класса разделены на команды по шесть человек. В течение игры каждой команде будет дана возможность сесть за игровой стол и испытать себя в выполнении заданий и ответах на вопросы. Ведущий объясняет правила игры, представляет организаторов-помощников, объявляет цели встречи в клубе знатоков.

Звучит музыкальная заставка игры «Что наша жизнь? Игра!»

Один из помощников-организаторов крутит волчок.

1. В игру вступает падчерица из пьесы-сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Она спрашивает, с чем обещали прийти к ней братья-месяцы, если произнесёт она волшебные слова:

Ты катись, катись, колечко,

На весеннее крылечко,

В летние сени,

В теремок осенний

Да по зимнему ковру

К новогоднему костру!

Ответ: «…с грозой, с метелью, с весенней капелью!»

2. Вопрос задаёт доктор Айболит. Продолжите перечисление тех, кого приглашал лечиться добрый доктор Айболит.

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться…

Ответ: «…и корова, и волчица, и жучок, и червячок, и медведица».

3. В игру вступает известный герой Лазаря Лагина Волька. Назовите, уважаемые знатоки, полное имя, отчество и фамилию моего необычного знакомого.

Ответ: Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб.

4. Незнайка интересуется, знаете ли вы, уважаемые знатоки, какой способ придумал Знайка, чтобы подняться в воздух, и как был реализован созданный им план? Чем всё кончилось?

Ответ: Знайка придумал воздушный шар, коротышки поднялись на нём в воздух, постепенно воздух в шаре остыл, он стал стремительно спускаться вниз, налетел на что-то твёрдое и лопнул с оглушительным треском. Так закончилось воздушное путешествие.

5. В игру вступает всем известный Карлсон. Он спрашивает, знаете ли вы, уважаемые знатоки, настоящее имя и фамилию его лучшего друга Малыша?

Ответ: Сванте Свантесон.

6. С вами в игру вступают Три Толстяка. Они спрашивают, что на языке обездоленных значит Тутти и Суок?

Ответ: «разлученный», «вся жизнь».

7. ЗЕРО. Что общего у Железного Дровосека, наследника Тутти, у Страшилы и Винни Пуха?

Ответ: доброе человеческое сердце, опилки, солома.

8. С вами вступает в единоборство любимый вами человеческий детеныш Маугли. Он интересуется, знаете ли вы законы джунглей? Перечислите несколько из них.

Ответ: 1) Отец Волк не может менять место охоты, никого не предупредив; 2) Закон позволяет зверям охотиться на человека только тогда, когда они учат своих детёнышей убивать; 3) каждый Волк, обзаведясь семьёй, может покинуть свою Стаю; 4) если поднимется спор о том, можно ли принять детёныша в Стаю, в его пользу должны высказаться по крайней мере два Волка из Стаи, но не отец и не мать; 5) «ради того буйвола, который выкупил тебя, ты не должен трогать никакую скотину, ни молодую, ни старую»; 6) сначала ударь, потом подавай голос; 7) Акела имеет право требовать, чтобы волки подходили по одному драться с ним.

9. Свой вопрос прислала девочка Элли. Перечислите, уважаемые знатоки, желания, которые исполнил Великий и Ужасный Обманщик Гудвин?

Ответ: Страшиле дал мозги, Железному Дровосеку – сердце, Льву – смелость.

10. В игру вступает любимый детский писатель С.Я Маршак. Скажите, уважаемые знатоки, что случилось с падчерицей в сказке «Двенадцать месяцев» и могло ли такое случиться на самом деле?

Ответ: падчерица встретилась сразу с двенадцатью месяцами, в действительности месяцы сменяют друг друга круглый год.

11. Свой вопрос задаёт Винни Пух. Что общего в сказках «Волшебник Изумрудного города», «Приключения Незнайки и его друзей», «Три Толстяка», «Винни Пух и все-все-все»?

Ответ: воздушный шар.

12. Свой вопрос задаёт Кот Матроскин. Скажите, уважаемые знатоки, что неправильно делал Дядя Фёдор?

Ответ: бутерброд ел.

13. ЧЁРНЫЙ ЯЩИК. В ящике находится то, без чего не обходится ни одна хозяйка, это помогает от простуды, украшает любое блюдо, заставляет плакать, содержит множество полезных витаминов. Что в чёрном ящике и какое отношение этот предмет  имеет к нашей сегодняшней встрече?

Ответ: луковица, мальчик-луковица Чиполлино – герой сказки Д. Родарри.

14. Вопрос задаёт очень известный литературный герой. Скажите, уважаемые знатоки, что связывает телевидение и знаменитую сказку, героем которой он является?

Ответ: игра «Поле чудес» и Поле Чудес в Стране Дураков из сказки А.Н.Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик».

15. Внимание! Словесный портрет! «…маленький, тоненький и полосатый, он был похож на осу, ползающую по белой стене дома».

Ответ: Тибул, герой сказки «Три Толстяка».

16. Внимание! Словесный портрет! «…в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками».

Ответ: старик Хоттабыч.

17. Внимание! Словесный портрет! «…носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком».

Ответ: Незнайка.

18. ЧЁРНЫЙ ЯЩИК. Через минуту, уважаемые знатоки, вы назовёте то, что лежит в чёрном ящике, если вспомните, что открыло дорогу к счастью героям двух прочитанных вами литературных сказок, и правильно угадаете их название.

Ответ: золотой ключик.

19. Через одну минуту продемонстрируйте, пожалуйста,  уважаемые знатоки, действия всем известного Винни Пуха, когда тот пытался бороться с пчёлами.

Ответ: знатоки должны надуть синий шарик (выбрать из двух: синий и зелёный) и спеть песенку:

Я тучка, тучка, тучка,

Я вовсе не медведь,

Ах, как приятно тучке

По небу лететь.

20. В игру вступает Мойдодыр. Послушайте отрывок из сказки К.И. Чуковского. Со слов: «Одеяло убежало…», до слов: «…и несётся кувырком». А теперь вопрос. Сколько всего предметов вертится, кружится и несётся кувырком?

Ответ: 11.

БЛИЦ-ТУРНИР.

1. Какие цветы должна была принести падчерица во дворец королевы накануне Нового года? (подснежники)

2. С помощью чего Элли уничтожила злую волшебницу Бастинду? (с помощью воды)

3. Что потерял ослик Иа-Иа, а Пятачок нашёл? (хвост)

СУПЕР-БЛИЦ.

  • Назовите цвет глаз Мальвины. (голубой)
  • При помощи чего Чиполлино победил синьора Помидора. (луковый запах)
  • Из чего был скользкий, замшелый сосуд необычной формы, который Волька достал из воды? (глина)

ЗАГАДОЧНАЯ АЗБУКА. Через минуту, уважаемые знатоки, вы прочитаете название литературной сказки, которую хорошо знаете. Из букв, напечатанных на отдельных карточках, нужно сложить название сказки

«Ж

ё

л

т

ы

й

т

у

м

а

н»

ТАРАБАРСКАЯ ГРАМОТА. Нужно через минуту прочитать название известной литературной сказки, разгадав порядок чтения.

п

м

о

й

ь

е

к

е

м

з

х

л

е

д

ы

о

с

о

н

р

Ответ: «Семь подземных королей». (Читать надо снизу вверх по столбикам)

Подведение итогов игры.

Награждение победителей и участников.



Предварительный просмотр:

«Путешествие в сказочную Литературию»

Встреча в клубе знатоков

 «Что? Где? Когда?»

Цели и задачи:

  • Завершить изучение литературных сказок на уроках литературы.
  • Закрепить знания, полученные учащимися, в игровой, развлекательной форме.
  • Расширить кругозор учащихся.
  • Воспитывать любовь к слову, внимание к художественной детали.
  • Помочь учащимся испытать себя в качестве «знатоков» популярной телевизионной игры.
  • Развивать творческие способности учащихся.

Участники: учащиеся 5 класса.

Что необходимо приготовить к игре:

  • Игровой стол, волчок, конверты с вложенными внутрь вопросами.
  • Портреты писателей, авторов прочитанных литературных сказок.
  • Выставка книг, подготовленная библиотекарем по теме игры.
  • Чёрный ящик.
  • Луковица.
  • Золотой ключик.
  • Синий и зелёный воздушный ненадутый шарик.
  • Буквы для «загадочной азбуки».
  • Тарабарская грамота.
  • Фонозапись песен из м/ф: «Винни Пух», «Приключения Буратино», «Чебурашка», «Кот Леопольд» и другие.
  • Экран игры для лучшего зрительного восприятия пятиклассниками своих результатов.

Организаторы-помощники: учащиеся 7-8 класса.

Награждение: победный именной свиток.

Все учащиеся класса разделены на команды по шесть человек. В течение игры каждой команде будет дана возможность сесть за игровой стол и испытать себя в выполнении заданий и ответах на вопросы. Ведущий объясняет правила игры, представляет организаторов-помощников, объявляет цели встречи в клубе знатоков.

Звучит музыкальная заставка игры «Что наша жизнь? Игра!»

Один из помощников-организаторов крутит волчок.

1. В игру вступает падчерица из пьесы-сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Она спрашивает, с чем обещали прийти к ней братья-месяцы, если произнесёт она волшебные слова:

Ты катись, катись, колечко,

На весеннее крылечко,

В летние сени,

В теремок осенний

Да по зимнему ковру

К новогоднему костру!

Ответ: «…с грозой, с метелью, с весенней капелью!»

2. Вопрос задаёт доктор Айболит. Продолжите перечисление тех, кого приглашал лечиться добрый доктор Айболит.

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться…

Ответ: «…и корова, и волчица, и жучок, и червячок, и медведица».

3. В игру вступает известный герой Лазаря Лагина Волька. Назовите, уважаемые знатоки, полное имя, отчество и фамилию моего необычного знакомого.

Ответ: Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб.

4. Незнайка интересуется, знаете ли вы, уважаемые знатоки, какой способ придумал Знайка, чтобы подняться в воздух, и как был реализован созданный им план? Чем всё кончилось?

Ответ: Знайка придумал воздушный шар, коротышки поднялись на нём в воздух, постепенно воздух в шаре остыл, он стал стремительно спускаться вниз, налетел на что-то твёрдое и лопнул с оглушительным треском. Так закончилось воздушное путешествие.

5. В игру вступает всем известный Карлсон. Он спрашивает, знаете ли вы, уважаемые знатоки, настоящее имя и фамилию его лучшего друга Малыша?

Ответ: Сванте Свантесон.

6. С вами в игру вступают Три Толстяка. Они спрашивают, что на языке обездоленных значит Тутти и Суок?

Ответ: «разлученный», «вся жизнь».

7. ЗЕРО. Что общего у Железного Дровосека, наследника Тутти, у Страшилы и Винни Пуха?

Ответ: доброе человеческое сердце, опилки, солома.

8. С вами вступает в единоборство любимый вами человеческий детеныш Маугли. Он интересуется, знаете ли вы законы джунглей? Перечислите несколько из них.

Ответ: 1) Отец Волк не может менять место охоты, никого не предупредив; 2) Закон позволяет зверям охотиться на человека только тогда, когда они учат своих детёнышей убивать; 3) каждый Волк, обзаведясь семьёй, может покинуть свою Стаю; 4) если поднимется спор о том, можно ли принять детёныша в Стаю, в его пользу должны высказаться по крайней мере два Волка из Стаи, но не отец и не мать; 5) «ради того буйвола, который выкупил тебя, ты не должен трогать никакую скотину, ни молодую, ни старую»; 6) сначала ударь, потом подавай голос; 7) Акела имеет право требовать, чтобы волки подходили по одному драться с ним.

9. Свой вопрос прислала девочка Элли. Перечислите, уважаемые знатоки, желания, которые исполнил Великий и Ужасный Обманщик Гудвин?

Ответ: Страшиле дал мозги, Железному Дровосеку – сердце, Льву – смелость.

10. В игру вступает любимый детский писатель С.Я Маршак. Скажите, уважаемые знатоки, что случилось с падчерицей в сказке «Двенадцать месяцев» и могло ли такое случиться на самом деле?

Ответ: падчерица встретилась сразу с двенадцатью месяцами, в действительности месяцы сменяют друг друга круглый год.

11. Свой вопрос задаёт Винни Пух. Что общего в сказках «Волшебник Изумрудного города», «Приключения Незнайки и его друзей», «Три Толстяка», «Винни Пух и все-все-все»?

Ответ: воздушный шар.

12. Свой вопрос задаёт Кот Матроскин. Скажите, уважаемые знатоки, что неправильно делал Дядя Фёдор?

Ответ: бутерброд ел.

13. ЧЁРНЫЙ ЯЩИК. В ящике находится то, без чего не обходится ни одна хозяйка, это помогает от простуды, украшает любое блюдо, заставляет плакать, содержит множество полезных витаминов. Что в чёрном ящике и какое отношение этот предмет  имеет к нашей сегодняшней встрече?

Ответ: луковица, мальчик-луковица Чиполлино – герой сказки Д. Родарри.

14. Вопрос задаёт очень известный литературный герой. Скажите, уважаемые знатоки, что связывает телевидение и знаменитую сказку, героем которой он является?

Ответ: игра «Поле чудес» и Поле Чудес в Стране Дураков из сказки А.Н.Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик».

15. Внимание! Словесный портрет! «…маленький, тоненький и полосатый, он был похож на осу, ползающую по белой стене дома».

Ответ: Тибул, герой сказки «Три Толстяка».

16. Внимание! Словесный портрет! «…в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками».

Ответ: старик Хоттабыч.

17. Внимание! Словесный портрет! «…носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком».

Ответ: Незнайка.

18. ЧЁРНЫЙ ЯЩИК. Через минуту, уважаемые знатоки, вы назовёте то, что лежит в чёрном ящике, если вспомните, что открыло дорогу к счастью героям двух прочитанных вами литературных сказок, и правильно угадаете их название.

Ответ: золотой ключик.

19. Через одну минуту продемонстрируйте, пожалуйста,  уважаемые знатоки, действия всем известного Винни Пуха, когда тот пытался бороться с пчёлами.

Ответ: знатоки должны надуть синий шарик (выбрать из двух: синий и зелёный) и спеть песенку:

Я тучка, тучка, тучка,

Я вовсе не медведь,

Ах, как приятно тучке

По небу лететь.

20. В игру вступает Мойдодыр. Послушайте отрывок из сказки К.И. Чуковского. Со слов: «Одеяло убежало…», до слов: «…и несётся кувырком». А теперь вопрос. Сколько всего предметов вертится, кружится и несётся кувырком?

Ответ: 11.

БЛИЦ-ТУРНИР.

1. Какие цветы должна была принести падчерица во дворец королевы накануне Нового года? (подснежники)

2. С помощью чего Элли уничтожила злую волшебницу Бастинду? (с помощью воды)

3. Что потерял ослик Иа-Иа, а Пятачок нашёл? (хвост)

СУПЕР-БЛИЦ.

  • Назовите цвет глаз Мальвины. (голубой)
  • При помощи чего Чиполлино победил синьора Помидора. (луковый запах)
  • Из чего был скользкий, замшелый сосуд необычной формы, который Волька достал из воды? (глина)

ЗАГАДОЧНАЯ АЗБУКА. Через минуту, уважаемые знатоки, вы прочитаете название литературной сказки, которую хорошо знаете. Из букв, напечатанных на отдельных карточках, нужно сложить название сказки

«Ж

ё

л

т

ы

й

т

у

м

а

н»

ТАРАБАРСКАЯ ГРАМОТА. Нужно через минуту прочитать название известной литературной сказки, разгадав порядок чтения.

п

м

о

й

ь

е

к

е

м

з

х

л

е

д

ы

о

с

о

н

р

Ответ: «Семь подземных королей». (Читать надо снизу вверх по столбикам)

Подведение итогов игры.

Награждение победителей и участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка нестандартного урока литературы: Урок - суд над помещиками из произведения Гоголя Н. В

Данная разработка нестандартного урока литературы в 9 классе по творчеству Гоголя Н. В даёт возможность неназидательно, в интересной форме осмыслить произведение, помогает воспитывать положительные нр...

План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»

Цель  урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной  сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие:  Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...

Роль нестандартных уроков литературы в развитии познавательной активности старшеклассников

В современных условиях реформирования образования большое значение имеет подготовка самих преподавателей, их умение успешно решать проблемы развития познавательной активности обучаемых. Этой цели служ...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

В ГОСТЯХ У СКАЗКИ (итоговый урок по русским народным и литературным сказкам)

ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить и углубить знания ребят о сказках. Задачи: • образовательные: закрепить умения детей классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности, активизировать позна...

Конспект урока литературы «Добро и зло в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Цели урока.Содержательная.  Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.Деятельностная.  Помочь учащимся научиться анализировать текст  сказки. Развивать навыки монологической, ...