Роль нестандартных уроков литературы в развитии познавательной активности старшеклассников
статья по литературе (11 класс) по теме

Лукьяшко Ольга Валентиновна

В современных условиях реформирования образования большое значение имеет подготовка самих преподавателей, их умение успешно решать проблемы развития познавательной активности обучаемых. Этой цели служат - модульное обучение тестовые методики, элементы педагогического менеджмента средства программированного обучения и многое другое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль нестандартных уроков литературы в развитии познавательной активности старшеклассников  

Лукьяшко О.В.,

учитель русского языка,

НП ЦО «Лицей «Столичный»,

г. Москва.

В современных условиях реформирования образования большое значение имеет подготовка самих преподавателей, их умение успешно решать проблемы развития познавательной активности обучаемых. Этой цели служат - модульное обучение тестовые методики, элементы педагогического менеджмента средства программированного обучения и многое другое.

На современном этапе в сфере школьного образования приветствуются нововведения, которые разрабатываются и проводятся не государственными органами власти, а работниками и организаторами системы образования и науки. Эти нововведения принято называть инновациями. Главные черты инновационного обучения - «предвосхищение» и «участие» Данный термин стал систематически употребляться после доклада Римскому клубу, сделанного Дж Боткиным и поддержанного группой ученых в 1979 году1 Инновационное обучение характеризовалось по функциональным свойствам как особый тип овладения знаниями, альтернативный по отношению к традиционному, «нормативному» обучению, которое в свою очередь направлено на усвоение правил деятельности в повторяющихся ситуациях Инновационное обучение подразумевает развитие способностей к совместным действиям в новых обстоятельствах. Обобщая его специфику, Дж Боткин подчеркивает следующие черты открытость обучения будущему, способность к предвосхищению на основе постоянной переоценки ценностей и к совместным действиям в новых ситуациях.

К проблеме изучения инновационного обучения обращались многие исследователи, например В.Я. Ляудис, К. Ангеловски, А.Я. Наин, М.В. Кларин, Г.Я. Шишмаренкова и многие другие.

Особое место в инновационных формах занимает диалог, требующий переработки учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов, что предполагает намеренное обострение коллизий, продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога, проектирование способов взаимодействия участников дискуссии и возможных ролей и условий их принятия.

С этой точки зрения созданию внутренней свободы, некоторому «созреванию идей», которые обсуждаются и критически рассматриваются, могут служить нестандартные формы уроков, основанные на совместной деятельности учителя и учащихся или на активной деятельности учащихся, контролируемой учителем Наука называет немало форм таких уроков -деловая игра, соревнование, бенефис, пародия, литературная гостиная, презентация и другие Форма урока определяется учителем, а его название чаще всего носит условный характер.

Обратимся к опыту работы. Для обобщения материала по теории литературы, после изучения прозы А.П. Чехова, предлагаем урок-поиск Эта форма носит условный характер (для школьников она может быть определена как «Истину ищут знатоки»). Не секрет, что многие учащиеся без особого интереса относятся к теоретическому материалу, формально усваивают литературоведческие понятия. Игра как форма обучения ценна в дидактическом отношении именно своей импровизацией, особым игровым, то есть творческим, эвристическим состоянием личности, а не формальными атрибутами. Сценарий игры - это «способ генерирования событий», где отрабатываются навыки продуктивного мышления и развивается способность решать новые проблемы. Предлагаемый пример урока направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся. Этой цели служит игровой элемент, создающий ситуацию соревнования и содержащий долю исследования.

Урок состоит из нескольких туров, первый из них называется «Кто убедительнее?». В цветных конвертах школьникам предлагаются названия произведений, которые нужно сгруппировать по темам. Задание продиктовано тем, что творчество А.П. Чехова многообразно по тематике. Например, тема собственности есть в рассказах «Бабье царство», «Холодная кровь», «Крыжовник», «Ионыч», «В овраге». Большое место в творчестве писателя занимает тема счастья и смысла жизни: «Учитель словесности», «Черный монах», «Человек в футляре». Чехов не мог обойти тему любви: «Шуточка», «Любовь», «Тина», «Шампанское», «О любви», «Дом с мезонином», «Попрыгунья». Переосмыслил он и тему «маленького человека» («На гвозде», «Торжество», «Двое в одном», «Хамелеон». «Толстый и тонкий». «Смерть чиновника»), к которой обращались и А.С Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский. Задание, предлагаемое школьникам, помогает им проявить быстроту реакции и заставить активно работать память, игроки должны как можно больше вспомнить произведений, относящихся к той или иной тематике.

После того как определились победители первого тура, учитель объявляет начало второго этапа игры («Кто внимательнее?»), требующего активного диалога между участниками команд. Учитель читает рассказ А.П. Чехова (в опытной работе использовалось произведение «Толстый и тонкий»), а команды должны определить завязку, кульминацию и развязку, предельно коротко сделать вывод об особенностях сюжета ранних чеховских рассказов. Известно, что завязка - начальный момент в развитии событий, изображенных в художественном произведении. «На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля один толстый, другой тонкий, Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни...Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками... «Порфирий», - воскликнул толстый, увидев тонкого. - Ты ли это? Голубчик мой' Сколько зим, сколько лет!» [2: 1, 91]. Такова завязка рассказа «Толстый и тонкий» - неожиданная встреча двух давних друзей Кульминация - высшее напряжение действия в художественном произведении «Ну. а как ты? Небось уже статский? А? - Нет, милый мой, поднимай повыше, - сказал толстый - Я уже до тайного дослужился.. Две звезды имею. Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой.. Сам он съежился, сгорбился, сузился.. » [2: 1, 92] - перед нами кульминационный момент в рассказе. Душу Тонкого не покидают холопские качества, разрушаются простые человеческие отношения, «чинопочитание» становится превыше всего. Заключительный момент в развитии действия - развязка. «Тайного советника стошнило. Он отвернулся от Тонкого и подал ему на прощанье руку. Все трое были приятно ошеломлены» [2:1, 93] Дружеские отношения рассеялись, возникло непонимание.

Выбор этого чеховского рассказа определяется тем, что в нем хорошо просматриваются особенности художественной манеры писателя. В основе его произведений обычно «реализм простейшего случая», простой сюжет, раскрывается не вся жизнь, а выхватываются лишь отдельные моменты Многие рассказы представляют собой бессюжетные психологические этюды. Автору важно показать определенные стороны жизни персонажей, их взгляд на мир. Экспозиция кратка, повествование ведется в хронологической последовательности, социальный и бытовой фон обрисовываются в нескольких фразах, предельно проста завязка (приезд, встреча, брак, болезнь...). Описательный момент сведен до минимума, большое место занимает диалог Для развязки характерны следующие мотивы, осознание героями, что дальше так жить невозможно, осознание чужой или своей неправоты, раздумья о будущем. Концовки у Чехова носят неожиданный характер, звучат анекдотически. В некоторых рассказах открытый финал, нет развязки, обычно в этом случае фиксируется внимание на душевном переломе в жизни героя.

Стремление охватить самое существенное определило внимание А.П. Чехова к детали (портретной, предметно-бытовой, речевой, детали действия), которая, несколько раз повторяясь, говорит о многом, поэтому третий тур игры назван «Кто быстрее?». Учащимся предлагается назвать детали в рассказах А.П. Чехова, раскрывающие сущность характера, явления. Так, в произведении «Хамелеон» - это шинель, свидетельствующая о непостоянстве и приспособленчестве Очумелова к окружающей среде: «Снимика, Елдырин, с меня пальто... Ужас как жарко!», «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто» [2: 2, 60]. Внимания заслуживает произведение «Человек в футляре», привычка главного героя Беликова к футляру - следствие его страха перед реальной жизнью. Для него идеалом становится смерть, а вершиной устремлений - гроб: «И теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, точно он был рад, что, наконец, его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!» [2 9, 232].. Школьники должны вспомнить и произведение «Ионыч», где доктор Старцев стал для городской публики своим: «В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем. «Куда это Ионыч едет?» «Не пригласить ли на консилиум Ионыча? » [2: 9, 269]. Учитель называет рассказ, школьники находят деталь и кратко описывают ее значение.

Обращаясь к изучению художественного своеобразия прозы писателя, нельзя не дать характеристику чеховским персонажам. Теоретически учащиеся усвоили, что в центре внимания А.П. Чехова один-два героя. Они изображаются углубленно, а второстепенные действующие лица даются бегло и эскизно Герои никогда не рисуются одной краской, не делятся на плохих и хороших, злодеев и ангелов. Обычно персонажи предстают в двух планах, духовного роста или деградации, но есть немало действующих лиц, которые к концу произведения делают для себя открытия ложности своих прежних представлений о жизни, по принципу «казалось-оказалось»

Усвоенность материала на практике позволит провести четвертый тур игры «Кто догадливее?», в котором от каждой группы выдвигается по три человека. В течение трех минут команды дают словесную характеристику трем героям (по выбору), а остальные называют персонаж и рассказ Первой команде героев загадывает вторая команда, второй - третья, третья -первой. По словесной характеристике школьники должны назвать героя и рассказ Чехова. Например, «Этот человек выглядит очень худым, почти тонким, его холопство въелось в кровь и душу, стало убеждением. Он дрожит перед вышестоящими, унижается и съеживается перед другом, с которым когда-то учился вместе». Так можно описать Тонкого из рассказа «Толстый и тонкий»

Стоит обратить внимание, что характеристика героев у Чехова содержится и в комических именах, которые указывают на качества их носителей, иногда с помощью имен выявляется отношение автора к персонажам. Поэтому пятый тур («Кто сообразительнее?») представит возможность каждой команде проанализировать имена персонажей в выбранном рассказе, определив их функцию Червяков из рассказа «Смерть чиновника» - это «маленький человек», которого переполняют холопские чувства до такой степени, что герой в конце рассказа умирает: «В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся. Придя машинально домой, не снимал вицмундира, он лег на диван и... помер» [2: 1, 78]. Пустяков (персонаж произведения «Орден») - учитель военной прогимназии, коллежский регистратор. Фамилия соответствует его внешнему облику и душевному миру, он мал и ничтожен Герою неведомы чистые, искренние человеческие отношения, важна показуха, как и для его товарища по службе, учителя французского языка Трамбляна. Оба героя позаимствовали ордена у знакомых и пришли к купцу Спичкину в гости, который «страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице» [2: 2. 24]. Анализируя имена персонажей, школьники постигают авторскую позицию и идею произведений.

Нельзя не обратить внимание на роль пейзажа в чеховских рассказах. Отметим, что описание природы в них встречается нечасто Пейзаж обычно дается в восприятии персонажа, но может носить и символический характер. Природа дышит, сияет всеми своими красками, она динамична. В шестом туре игры («Натуралисты») каждая команда заранее подбирает рассказ и определяет в нем функцию пейзажа. Свои предположения учащиеся должны подтверждать цитатами из текста, доказывал правоту своих мыслей. Хорошо будет, если ответ на вопрос дети обыграют, а не просто прочитают свои ответы Вот пример из программного рассказа Чехова "Человек в футляре". «Учитель гимназии вышел из сарая... «Луна-то, луна!»- сказал он, глядя вверх. Была уже полночь. Направо видно было все село, длинная улица тянулась далеко, верст на пять Все было погружено в тихий глубокий сон, ни движения, ни звука, даже не верится что в природе может быть так тихо…» [2 9,233]. Природа прекрасна, она способна излечить человеческую душу, избавив ее от страданий и забот Мечта о будущей прекрасной жизни звучит в чеховских словах « и кажется, что зла уже нет на земле и все благополучно» [2 9,233]. « Нег, больше так жить невозможно»,- говорит Иван Иваныч. Герой понимает, что он живет среди лжи, обид и унижений, но есть другой мир, где дышится легко и чувствуется свобода.

На  завершающем этапе игры («Истину ищут знатоки») каждой команде предлагается прорекламировать произведения Чехова. В течение трех минут школьники, обращая внимание на художественное своеобразие прозы и авторскую позицию писателя, должны ответить на вопрос «Почему хочется читать чеховские произведения вновь и вновь?»

По окончании игры жюри объявляет победителей, и команде, занявшей, первое место, присваивают титул «Знатоки истины».

Урок-поиск направлен на активизацию познавательной деятельности школьников. В нестандартной ситуации они должны показать знания, изученного материала по теме «А.П. Чехов», проявить находчивость, быстроту реакции, продемонстрировать свой талант и возможности памяти Введенный игровой элемент, содержащий долю исследования и создающий ситуацию соревнования, пробуждает желание каждого ученика быть первым снижает психологические барьеры раскрепощая личность. Немалую роль в проведении данной формы урока играет учитель, который должен воздерживаться от оценок, помогать обретать школьникам уверенность. В игре детей не тревожит принятие или осмеяние соображений, они, не боясь, могут высказывать свое мнение, расширяя поток идей и уделяя больше времени и внимания свободному размышлению над проблемой.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Боткин Дж Инновационное обучение, микроэлектроника и ингуиция // Перспективы Вопросы образования Париж, 1983 №1 С 39-47.

2 Чехов А.П. Собр соч. В 12 т.. М.: ПРАВДА, 1985.

3 Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Перевод с макед. М. Просвещение, 1991. С.159.

4. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1995. С 176.

5 Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука //М РАН ИНИОН, 1992 С 50

6 Найн А.Я. Инновации в образовании Челябинск ГУ ПТО адм. Чел. обл. Челяб. филиал ИПО МО РФ, 1995 288с.

7 Шишмаренкова Г.Я. Уроки литературы в десятом классе (практические разработки) Челябинск, 1999. С. 225-244.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль самостоятельной работы обучающихся на уроках физики в развитии познавательной активности.

Статья раскрывает роль самостоятельной работы в обучении физики при переходе на новые ФГОС. Представлены виды самостоятельных работ, используемые на уроках физики....

Роль исследовательской работы в развитии познавательной активности учащихся на уроках татарского языка и литературы

Тема самообразования: Роль исследовательской работы в  развитии познавательной активности учащихся на уроках татарского языка и литературы Срок реализации: 2014-2019ггАктуальность выбранной темы:...

Статья "Использование художественной литературы на уроках биологии для развития познавательной активности учащихся"

Использование художественной литературы на уроках биологии не заменяет традиционных приемов учебной работы, а дополняет их, помогает усвоению биологии и предоставляет возможности для воспитательной ра...

Развитие познавательной активности старшеклассников на примере анализа разных концепций цивилизации.

XXI век все чаще заставляет нас задуматься о судьбе нашей страны, ее прошлом и будущем....

Доклад на тему: «Применение игровых технологий на уроках литературы для повышения познавательной активности учащихся»

Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые дадут мощный импульс в развитии обучающегося, повысят его самооценку, научат самостоятельно овладевать информацией. А для этого ...

Статья " Интегрированные уроки –эффективное средство развития познавательной активности учащихся"

Данный материал был подготовлен для выступление на семинаре учителей, исследующих тему "Интегрированные уроки в общеобразовательной школе". в статье освещается ряд ключевых моментов, связанн...

Представление опыта на МО гуманитарного цикла по теме «Интегрированный урок как средство развития познавательной активности на уроках русского языка и чтения»

Представление опыта на МО гуманитарного цикла по теме  «Интегрированный урок как средство развития познавательной активности на уроках русского языка и чтения»...