Доклад на тему: «Применение игровых технологий на уроках литературы для повышения познавательной активности учащихся»
материал по русскому языку (6 класс)

Шамсутдинова Татьяна Викторовна

Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые дадут мощный импульс в развитии обучающегося, повысят его самооценку, научат самостоятельно овладевать информацией. А для этого необходимо применение педагогом на уроках литературы разнообразных форм и методов обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_shamsutdinovoy_t.v.docx215.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №14»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

(МБОУ «Лицей №14» НМР РТ)

Доклад на тему:

«Применение игровых технологий на уроках  литературы для повышения познавательной активности учащихся»  

первой квалификационной категории

Шамсутдиновой Татьяны Викторовны

           

                                             

                                         г. Нижнекамск,

                                               2018 год

                                         

Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые дадут мощный импульс в развитии обучающегося, повысят его самооценку, научат самостоятельно овладевать информацией. А для этого необходимо применение педагогом на уроках литературы разнообразных форм и методов обучения. При подготовке к уроку, педагогу нужно не только знать свой предмет, но и постараться заинтересовать детей миром книги, родным языком. Воспитать грамотного читателя можно, пробудив в детях интерес к чтению и осмыслению прочитанного. В этом помогают и традиционные уроки, и нестандартные формы уроков литературы. В частности, интеллектуальная игра как образовательный элемент на уроках литературы не только вызывает интерес школьников к познавательной деятельности, но и помогает развивать в них творческие способности и образное мышление.

  В настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе школьника. Игра для него непросто интересное время препровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.

Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?». Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно, с интересом, творчески. Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.

Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей. При решении коллективных задач используются разные возможности учащихся; дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей. Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений. Моральные мотивы. В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свои характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям. Познавательные мотивы. Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других). В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умении, характера. Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).

Состязательность - неотъемлемая часть игры - притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.

Игровая технология – это группа методов и приёмов в форме различных игр, что активизирует учебную деятельность.

«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – писал В.А. Сухомлинский. Начало любой игры – это, прежде всего, эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установку на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков. Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами. Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия. Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом). С помощью игры можно по-новому взглянуть на привычный урок. С помощью игры можно по-новому взглянуть на привычный урок. Состязательный характер интеллектуальных игр способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Цель обращения к игровым технологиям на уроке литературы - приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.

В игре учителю легче установить доверительные отношения с учениками. Обучение в форме игры – радостный, творческий процесс. Использование игровых технологий на уроках литературы помогает снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального сознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к литературе как к учебному предмету.

Интеллектуальные игры на уроках литературы можно использовать при изучении основных тем школьной программы, при обобщении и закреплении пройденного материала. Они способствуют развитию логического мышления у учащихся, которые в ходе игры сами способны обнаружить пробелы в знаниях. Готовясь к игре, ребята с удовольствием ищут дополнительные источники по определенным темам. Так в процессе подготовки у них появляется повышенная учебная мотивация. Четкая организация дает возможность грамотного проведения игр. Нельзя забывать о поставленных целях и задачах. Важно помнить, что за игрой стоит учебный процесс и задача педагога – направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд занимательным и продуктивным.

Литературные игры можно использовать и во внеурочных занятиях. Они  помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как игра для ребёнка это и труд, и творчество, и удовольствие, и новые открытия, и самовоспитание.

Я создаю интерактивные игры по мере моих возможностей. Они не самые сложные в производстве, но ребятам понравились. К 199- летию А.С. Пушкина, я подготовила игру «30 неизвестных фактов из жизни гения»

 «Двадцать неизвестных фактов из жизни Л.Н.Толстого» была создана мною к 190 летию со дня рождения великого писателя.  Игры созданы по типу телевизионной игры «Своя игра»

Демонстрация игры.

Заключение:

Применение игровых технологий на уроках русского языка в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий дает возможность укрепить мотивацию на изучение предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Игра является одной  из любимых  форм  работы учащихся на уроке, раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов.

Литература

1. Литературные праздники и нетрадиционные уроки. 5–7 класс. М.: Олма-Пресс, 2002.

4. Н.Е. Смирнова, Н.Н. Ципенко. Игровые уроки. Русские и зарубежные произведения. М.: НЦ ЭНАС, 2003.

https://infourok.ru/igrovie-tehnologii-na-urokah-literaturi-3187399.html

https://doc4web.ru/literatura/igrovie-tehnologii-na-urokah-literaturi-klassi.html

http://открытыйурок.рф/статьи/624424/

https://multiurok.ru/files/ighry-na-urokakh-litieratury-1.htmlhppt://www.world.lib.ru

http://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2358

http://ped-kopilka.ru/blogs/tamara-vasilevna-enina/interaktivnye-igry-na-uroke-literatury.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках математики в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида»

В настоящее время специалисты коррекционной педагогики единодушно признают, что игра должна выполнять образовательные, воспитательные и коррекционные функции для наиболее полного совершенств...

Применение новых технологий на уроках русского языка и литературы для повышения познавательной активности учащихся.

Проблема познавательной активности - одна из вечных проблем педагогики. Педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребёнок ...

Педагогический проект "Применение ИКТ на уроках математики для повышения познавательной активности учащихся"

Анализ результатов методической работы школы за прошлый учебный год , позволил сформулировать следующую проблему.Проблема: снижение качества знаний учащихся на основной ступени образования.Цель ...

Технология WebQuest как средство повышения познавательной активности учащихся

Презентация содержит материал о технологии веб-квеста и примеры ее использования на уроках образовательной области "Иискусство" и во внеклассной деятельности...

Применение интерактивных технологий для повышения познавательной активности учащихся на уроках математики.

Выступление на педагогическом совете. Содержит презентацию по данной теме. В основе презентации - игровые методы, которые можно использовать на уроках математики....

Применение технологии КСО на уроках технологии как средство повышения познавательной активности учащихся

Суть коллективного способа обучения (КСО) можно сформулировать так: каждый обучает всех, все обучают каждого....