Роль исследовательской работы в развитии познавательной активности учащихся на уроках татарского языка и литературы
проект на тему

Фахрутдинова Алена Ришатовна

Тема самообразования: Роль исследовательской работы в  развитии познавательной активности учащихся на уроках татарского языка и литературы

Срок реализации: 2014-2019гг

Актуальность выбранной темы: активизация исследовательской деятельности учеников-одна из актуальных проблем школьного образования на современном этапе. Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. Требованиями времени объясняется постоянный педагогический поиск учителей, направленный на разработку эффективных дидактических средст

Цели:

-уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к опытно-экспериментальной работе;

-обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла;

- использовать ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности для повышения мотивации к предмету и качества образования;

-развить учебно-познавательную компетенцию учащихся через совершенствование  общих и специальных учебных умений;

-ознакомить учащихся со способами самостоятельной работы  в изучении татарского  языка, литературы;

-формировать способность учащихся к творческому саморазвитию, к творческой деятельности.

 

Задачи:

-продолжение внедрения инновационных технологий, методик в преподавание татарского  языка, литературы , повышая тем самым научно--теоретический уровень в области теории и методики преподавания;

изучение психологических и возрастных особенностей школьников,

проведение  целенаправленной работы с одарёнными детьми, создание условий: для проявления творческих  способностей учащихся на уроках,

для развития таких качеств, как ответственность и самостоятельность в приобретении необходимых знаний по предмету.

-разработка и внедрение в практику образовательной деятельности рабочих (авторских) программ по преподаваемым предметам с применением ИКТ,

разработка методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках реализуемой инновации;

 

Ожидаемые результаты:

-повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета,

-разработка, апробирование и рецензирование  методических пособий, статьей, учебных рабочих программ, сценариев внеклассных мероприятий с применением ИКТ,

-разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплектов педагогических разработок;

-разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме, доклады, выступления на заседаниях МО, -участие в конкурсах и конференциях  с  самообобщением опыта.

 

Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи

 

Формы самообразования:

индивидуальная – через индивидуальный план,

групповая – через участие в деятельности школьного и районного  методических объединений учителей,  а также через участие в жизни школы.

Список использованной литературы

1.  Кикоть Е. Н. Основы исследовательской деятельности: Учебное пособие для лицеистов. Калининград, 2002. С. 420.

2.  Русских Г. А. Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся / / Дополнительное образование. 2001. № 7-8. С. 3-14.

3.  Брызгалова С. И. Исследовательский метод обучения как способ развития учебно-исследовательской деятельности учащихся // Развитие учебно-исследовательской деятельности в системе дополнительного образования детей: Доклады и сообщения. Калининград, 2001. С.10-19.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx102.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования: Роль исследовательской работы в  развитии познавательной активности учащихся на уроках татарского языка и литературы

Срок реализации: 2014-2019гг

Актуальность выбранной темы: активизация исследовательской деятельности учеников-одна из актуальных проблем школьного образования на современном этапе. Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. Требованиями времени объясняется постоянный педагогический поиск учителей, направленный на разработку эффективных дидактических средст

Цели:

-уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к опытно-экспериментальной работе;

-обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла;

- использовать ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности для повышения мотивации к предмету и качества образования;

-развить учебно-познавательную компетенцию учащихся через совершенствование  общих и специальных учебных умений;

-ознакомить учащихся со способами самостоятельной работы  в изучении татарского  языка, литературы; 

-формировать способность учащихся к творческому саморазвитию, к творческой деятельности.

Задачи: 

-продолжение внедрения инновационных технологий, методик в преподавание татарского  языка, литературы , повышая тем самым научно--теоретический уровень в области теории и методики преподавания;

изучение психологических и возрастных особенностей школьников,

проведение  целенаправленной работы с одарёнными детьми, создание условий: для проявления творческих  способностей учащихся на уроках,

для развития таких качеств, как ответственность и самостоятельность в приобретении необходимых знаний по предмету.

-разработка и внедрение в практику образовательной деятельности рабочих (авторских) программ по преподаваемым предметам с применением ИКТ,

разработка методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках реализуемой инновации;

Ожидаемые результаты:

-повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета,

-разработка, апробирование и рецензирование  методических пособий, статьей, учебных рабочих программ, сценариев внеклассных мероприятий с применением ИКТ,

-разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплектов педагогических разработок;

-разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме, доклады, выступления на заседаниях МО, -участие в конкурсах и конференциях  с  самообобщением опыта.

Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи

Формы самообразования:

индивидуальная – через индивидуальный план,

групповая – через участие в деятельности школьного и районного  методических объединений учителей,  а также через участие в жизни школы.

Список использованной литературы

  1. Кикоть Е. Н. Основы исследовательской деятельности: Учебное пособие для лицеистов. Калининград, 2002. С. 420.
  2. Русских Г. А. Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся / / Дополнительное образование. 2001. № 7-8. С. 3-14.
  3. Брызгалова С. И. Исследовательский метод обучения как способ развития учебно-исследовательской деятельности учащихся // Развитие учебно-исследовательской деятельности в системе дополнительного образования детей: Доклады и сообщения. Калининград, 2001. С.10-19.
  4. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2001. С. 48-64.
  5. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии(анализ зарубежного опыта). Рига, 1995; 218с. 

F:\самообразование\img9.jpg

Создание в школе условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для них урочной системе. Исследовательская работа становится средством индивидуализации образовательного процесса.

Исследовательская деятельность обучающихся может быть организована на трех уровнях: школьном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском.

Первый уровень исследований предполагает привлечение относительно большого количества школьников. Выбираемая тема исследования при этом довольно проста, разнообразна и обязательно соответствует интересам автора работы. Начинаю работу с того, что предлагаю ребятам сделать сообщение к той или иной теме на уроках. Рекомендую им следующее: сообщение должно быть кратким и интересным, не повторять содержание учебника. Затем слушаем это сообщение и анализируем, содержит ли оно реальные факты, как преподносится материал. Постепенно подвожу их к мысли, как и зачем пишется научная работа. Объясняю, что такое реферат, научная работа. Деятельность учащихся на этом уровне сводится к поиску информации по выбранной теме и написанию рефератов. То есть, первый уровень можно назвать реферативным .

На втором уровне необходимо, кроме умения работать с первоисточниками, обязательное проведение каких-либо экспериментов или другой деятельности практической направленности. Это может быть проведение собственных опросов, анкетирование, самостоятельный сбор фольклорного или этнографического материала, работа с картами, фотографиями, документами.

Третий уровень исследовательской деятельности требует уже значительных усилий и со стороны учащегося, и со стороны педагога. Здесь нужны не только актуальность и практическая значимость выбранной темы, но и новизна в её разработке. То есть, данная исследовательская работа должна содержать авторские выводы и логические умозаключения, собственные предложения по проведению эксперимента, самостоятельные трактовки результатов.

Исследовательская деятельность является важнейшим средством развития познавательной активности, самостоятельности мышления, творческого поиска школьников. Данный вид деятельности представляет интерес как для учителя, так и для ученика.

Для меня важно: как организовать уроки татарского языка и литературы исследовательской направленности, как найти тему для исследования, какие алгоритмы дать в помощь ученикам, и самое главное, как сделать занятия увлекательными и плодотворными? На многое я для себя уже ответила.

Хочу отметить, что всё начинается с создания проблемной ситуации на уроке.

Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения использую такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов одноклассников, сочинения, что связано с экспертизой, советом, активным поиском нового.

Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учащихся. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной – в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду.

        

Требования для выполнения исследовательской работы, а именно:

 – мотивация научно-исследовательской работы;

– выбор школьником направления исследования;

– постановка цели и задач исследования;

–обработка данных;

– представление работ на научно-практической конференции, на школьном, районном, республиканском и всероссийском.

Упражнения по родному языку, развивающие навыки исследовательской деятельности

1. Утраченное наследие Казани (класс 10, тема: историческая экскурсия по Казани):

Вопросы:

  • какие объекты в городе относятся к утраченному наследию.
  • найти старые фотографии этих объектов и сравнить их с сегодняшним днем.
  • что изменилось?
  • сохранился ли тот вид объекта?
  • почему называется утраченным наследием , а не восстановленным?
  • почему вам близка эта тема.
  • Дома на улице Баумана 8,10,14,36/12 являются утраченным наследием.

2 Судьба и грани творчества писателей-участников Великой Отечественной войны на примере творчества писателей Татарстана. (изучение темы «Проза» в 11кл; 10класс.3четверть, М.Джалиль. "Песни мои", Ф.Карим "Не думай о смерти.")

  • Кого можно назвать писателями-участниками ВОВ? (Ф.Карим, М.Джалиль, Н.Даули.).
  • Как их судьба отразилась в их же произведениях?
  • как Ф.Карим описывает ВОВ в своих произведениях?  И как Амирхан Еники?  В чем отличие? (Амирхан Еники -он автор психологической прозы, т.е описывает только в своих рассказах не сам процесс войны, а лишь чувства и переживания, а Ф.Карим как участник ВОВ)

3. Музей. (11класс,2 четверть, при изучении темы «Музеи РТ»)

  • какие музеи знаете?
  • в чем их особенность?
  • Сравнить русские, татарские и зарубежные музеи
  • Назвать самые крупные всемирные музеи.
  • Создать проект виртуального путешествия по музеям Казани.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы

Важной задачей современной  школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. ...

Сообщение "Современные технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности"

Сообщение "Современные технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности" можно использовать в публичном выступлении на...

Роль исследовательской работы в развитии познавательной активности учащихся на уроках татарского языка и литературы

Актуальность выбранной темы: активизация исследовательской деятельности учеников-одна из актуальных проблем школьного образования на современном этапе. Эффективность обучения находится в прямой зависи...

Исследовательская деятельность учащихся на уроках татарского языка и литературы

Сегодня актуальна фраза: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Пожалуй, в ней кроется главное понимание существующего опыта школьного обучения.Начало XXI века ознаменовано реформой...