Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «И.С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. Авторское отношение к героям»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Михайлина Ольга Руслановна

Тип урока Урок изучения нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с детством и юностью Тургенева, началом его творческого пути и историей создания рассказа «Муму».

Задачи:

Образовательные:

1) познакомить учащихся с историей создания рассказа «Муму»;

2) провести анализ портретных зарисовок главного героя рассказа и  обучение составлению характеристики героя;

3) дать учащимся первичное представление о барыне и Герасиме;

4)  продолжить работу по развитию навыков анализа художественного текста и составления обобщающих таблиц;

5) способствовать развитию языкового и литературоведческого кругозора учащихся.

6) формирование навыка вдумчивого и осмысленного чтения художественного произведения.

 

Развивающие:

1) формировать умение анализировать текст художественного произведения.

2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы.

3) формировать представление о герое произведения на основе сопоставления словесного и графического образов.

4) учить сжато излагать повествовательный текст.

5) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас.

6)  развитие культуры речи школьников, работа над выразительным чтением учащихся на примере чтения ведущих актеров (работа с фонохрестоматией, которая является приложением к новому учебнику для 5 класса)

Воспитательные:

1) воспитание нравственных качеств личности на примере качеств главного героя рассказа;

2) формирование навыка оформления монологического ответа,  раскрывающего позицию автора художественного текста;

3) умение планировать работу, уважать мнение выступающего, чувство взаимопомощи, поддержки.

 

Словарная работа:  крепостничество, крепостной, помещица, барыня.

 

Оборудование: презентация  «Детство, юность и молодость Тургенева», компьютер, проектор, текст рассказа И. С. Тургенева «Муму».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turgenev_i.s._mumu_5_klass_tehnologicheskaya_karta.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Ф.И.О. педагога Дзюбенко Ольга Руслановна

Тема «И.С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. Авторское отношение к героям».

Тип урока Урок изучения нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с детством и юностью Тургенева, началом его творческого пути и историей создания рассказа «Муму».

Задачи:

Образовательные:

1) познакомить учащихся с историей создания рассказа «Муму»;

2) провести анализ портретных зарисовок главного героя рассказа и  обучение составлению характеристики героя;

3) дать учащимся первичное представление о барыне и Герасиме;

4)  продолжить работу по развитию навыков анализа художественного текста и составления обобщающих таблиц;

5) способствовать развитию языкового и литературоведческого кругозора учащихся.

6) формирование навыка вдумчивого и осмысленного чтения художественного произведения.

Развивающие:

1) формировать умение анализировать текст художественного произведения.

2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы.

3) формировать представление о герое произведения на основе сопоставления словесного и графического образов.

4) учить сжато излагать повествовательный текст.

5) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас.

6)  развитие культуры речи школьников, работа над выразительным чтением учащихся на примере чтения ведущих актеров (работа с фонохрестоматией, которая является приложением к новому учебнику для 5 класса)

Воспитательные:

1) воспитание нравственных качеств личности на примере качеств главного героя рассказа;

2) формирование навыка оформления монологического ответа,  раскрывающего позицию автора художественного текста;

3) умение планировать работу, уважать мнение выступающего, чувство взаимопомощи, поддержки.

Словарная работа:  крепостничество, крепостной, помещица, барыня.

Оборудование: презентация  «Детство, юность и молодость Тургенева», компьютер, проектор, текст рассказа И. С. Тургенева «Муму».


Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

УУД

Организационный момент

1 мин

Приветствие учителя

Сообщение темы урока: «И.С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму». Исторический контекст рассказа. Портрет Герасима»

Запись в тетрадь

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть...)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Целеполагание


Перед нами стоит цель: познакомиться с впечатлениями детства Тургенева. Понять, как автор создает образ немого Герасима. Какие средства для этого использует.

А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок?

(активно участвовать в уроке понять, что думают мои одноклассники о…, разобраться с…

узнать, почему Герасим утопил Муму)

Определите ваши цели урока?

Проверка домашнего задания

У вас на столах карточки, выскажите свое отношение к рассказу.

Понравилось - зеленая, не понравилось – белая

Как вы думаете о ком эти слова?  (Рядом с портретом)

«Добрый великан»

«Каждому, кто видел его в первый раз, он казался «олицетворением русского богатыря», с серебристой прядью волос на широком полуотвесном лбу» -Тургенев

Работа с цветными карточками

Что произвело на вас самое сильное впечатление в рассказе?

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Изучение нового материала

Биография Тургенева

Рассказ о Варваре Петровне Лутовиновой (Использование проектно-исследовательского материала, собранного в кабинете)

Заочная экскурсия в Спасское -Лутовиново

«Атмосфера барской усадьбы XIX века».

Село Спасское-Лутовиново находится в нескольких верстах от Мценска, уездного города Орловской губернии. В имении был и роскошный двухэтажный дом с колоннами, почти в 40 комнат, и уютные уголки огромного парка с тенистыми аллеями и прудами, и великолепные цветники. Около дома — «службы»: постройки для дворни (крепостных слуг), которых было около трехсот человек: повара, прачки, столяры, портные, мальчики для побегушек, кружевницы... Подальше — скотный, конный и птичий дворы Спасское принадлежало Лутовиновым.

Варвара Петровна Лутовинова, мать Будщего писателя И.С. Тургенева была  очень богатой, ей принадлежала не только усадьба Спасское, но и еще несколько имений и тысячи крепостных крестьян.

Своевольная, властолюбивая, она была умна, образованна... Но, несмотря на свой ум и образованность, была она жестокой помещицей-крепостницей. Никогда не задумывалась она над тем, что крепостные крестьяне тоже люди. Ей ничего не стоило оторвать от семьи и сослать в дальнюю деревню на скотный двор горничную только за то, что та не успела стереть пыль с ее столика, или приказать высечь на конюшне всех садовников, если случайно оказывалось, что кто-то сорвал ее любимый цветок. Прихотям и причудам Варвары Петровны не было конца. Домашний врач из крепостных обязан был каждое утро справляться о ее здоровье, вести записи и отсылать их в Москву двум докторам.

Презентация о И.С. Тургеневе, выполненная заранее подготовленным учеником.

(Оценивание при помощи карточек рассказа ученика)

Использование ПОПС-технологии при ответах.

Детские впечатления И.С. Тургенева, повлиявшие на его мировоззрение.

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:                - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Работа в группах (использование Кейса)

Работа в микрогруппах (в парах) по рядам

Запись на доске

 1852 год - рассказ написан

1861г –отмена крепостного права

Почему именно в это время Тургенев обращается к теме рассказа «Муму

Работа в группах с кейсом Задание прочитать и ответить на вопрос

Что же такое крепостное право? Что вас поразило в этом явлении российской действительности?

Как вы считаете,  что послужило поводом для создания рассказа «Муму»?

Кого напоминают герои этой истории?

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Закрепление нового материала

Прослушивание фонохрестоматии. 4 мин

Анализируем начало рассказа:

Сам Герасим о себе рассказать ничего не может, поэтому представление о нем будет складываться.

  1. Чем он выделяется из окружающих?
  2. Работу Герасима автор называет неистомной. Какой смысл он вкладывает в это понятие?
  3. Как сказано в тексте о том, как нарушается привычный ход жизни? Какой силой должна обладать старушка!
  4. Чем был для Герасима переезд в Москву, с точки зрения барыни? Читателю трудно судить о том, что думает об этом сам Герасим, поэтому он вводит целый каскад сравнений. Какую тайну несут сравнения

Настоящий богатырь, работает за четверых: пашет, косит, молотит

Не знает усталости, Крестьянский труд ему по сердцу.

«Барыня взяла его из деревни

Она – помещица, а Герасим – крепостной.

Повышение по службе

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Запись на доске:

Герасим - (после работы с первой и  второй группой).

Трудолюбивый, ответственный, страдающий, чувствующий себя неуютно).

После «ГУСАКА»

2. честный, надежный

3. смелый, способный на поступок


– В чем же источник его страданий? (В том, что он крепостной, что его судьбой распоряжаются другие).

Есть еще одно сравнение, которое уводит от размышлений о тяжкой доле крепостного. «Степенный гусак».
– Почему сравнивается именно с гусаком? Нет ли пояснений в тексте? (Гусь, - птица важная и рассудительная. Герасим чувствовал к ним уважение)

Запись на доске:

Важный- горделиво-величественный, надменный.

Надменный – высокомерный,кичливый.

Кичливый –выражающий самомнение,заносчивый.

А разве Герасим такой?

И важность и надменность в нем связаны с чувством превосходства над окружающими. Где его истоки?

Может быть эти понятия связаны с чувством собственного достоинства человека, которому есть за что уважать себя, т.к. он трудолюбивый, честный, надежный

Итоги  работы в группах

  1. «Он вырос, как дерево растет на плодородной почве».
    Хватит ли у него сил пустить корни в новой почве?
  2. «Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть

2 группа

«Пойманный зверь».
– А что должен чувствовать пойманный зверь? (Страх, ужас от неизвестности, близость смерти).

3 группа

«как лев»

Вывод: Он уже не пойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения. Сравнение со львом помогает ощутить мощный прилив сил, делающих его неуязвимым для опасностей.

Итак, каким мы видим Герасима?

1) Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

2) Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения

Проблемный вопрос для цикла уроков по данному произведению

Что так изменило Герасима? Что он стал другим, непохожим на пойманного зверя?

Рефлексия

Изменилось ли ваше отношение к рассказу? Поднимите карточки.

Выполнили ли вы ваши задачи на уроке?

Высказывание по модели:

Я сегодня узнал…

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании 1 мин

Оценки за урок

Дом. задание: По выбору учащихся:

 1.подготовить рассказ о герое: о Татьяне,  о Капитоне (портрет, история жизни )

2. написать синквейн

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Приложение

КЕЙС

1 группа

Всё население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьяне. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели право владеть землей и людьми — крепостными крестьянами .Больше половины крестьянского населения Центральной России было крепостным.

Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей — другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути, это была форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

Что же такое крепостное право? Что вас поразило в этом явлении российской действительности?

3 группа

Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Тургенева, Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!
Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.
Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.
Всё вынес…

Кого напоминают герои этой истории?

ПРОТОТИ́П, 1. Реальное лицо как источник для создания литературного образа

2  группа

История создания рассказа

В 1852 г умирает Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая составлял некролог. (НЕКРОЛО́Г-Статья по поводу смерти какого-нибудь человека с сообщением сведений о его жизни и деятельности)

Но власти запретили употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанную статью в «Московских ведомостях» царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом в полиции  Тургенев жил по соседству с помещением, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг.. Каждый  день Тургенев слышал хлест розг  и их крики.

Как вы считаете,  что послужило поводом для создания рассказа «Муму»?

Карточки с заданиями для групп

1 группа

Найдите сравнения в описании работы Герасима в деревне.

Сравнение – изображение одного явления  с помощью сопоставления с другим.

2 группа

 Какие сравнения использует автор, чтобы описать ощущения Герасима, оказавшегося по воле барыни в городе?

Сравнение – изображение одного явления  с помощью сопоставления с другим.

3 группа

Найдите сравнения в эпизоде возвращения Герасима в деревню. Что добавляет заключительное сравнение к нашему представлению о герое?

Сравнение – изображение одного явления  с помощью сопоставления с другим.

Ход урока

I. Выявление первичного впечатления учащихся от знакомства с рассказом Тургенева «Муму».

1) Кто из вас уже прочитал рассказ Тургенева «Муму»?

2) Какое впечатление на вас произвел этот рассказ?

3) Кто из героев рассказа понравился вам? А кто не понравился? Почему?

II. Вступительное слово учителя.

Автором этого рассказа является известный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев – человек удивительной судьбы и писательского дарования. Не случайно, что именно его произведения первыми получили мировую известность и были переведены на многие языки мира.

 III. Сообщение ученика о детстве, юности и молодости Тургенева.

   Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в Орле в дворянской семье. Детские годы он провел в   усадьбе Спасское – Лутовиново. Мценского уезда Орловской губернии. Главным лицом в доме была Варвара Петровна – мать Ивана Сергеевича. Она была жестокой помещицей – крепостницей. Ей ничего не стоило оторвать от семьи и сослать в дальнюю деревню на скотный двор горничную только за то, что та не успела стереть пыль с ее столика, или приказать высечь на конюшне всех садовников, если случайно оказывалось, что кто-то сорвал ее любимый цветок.  Да и с Иваном Варвара Петровна была строга и непреклонна. О "прелестях" такого воспитания Тургенев рассказал в романе "Дворянское гнездо":  "Его будила в четыре часа утра, тотчас окатывала холодной водой и заставляла бегать вокруг высокого столба на веревке; ел он раз в день по одному блюду, ездил верхом.  И каждый вечер вносила в особую книгу отчет прошедшего дня и свои впечатления".  

    Но, будучи человеком умным и образованным, Варвара Петровна понимала и важность образования. Поэтому она наняла для сыновей гувернеров и учителей, создала в доме прекрасную библиотеку, организовала оркестр крепостных музыкантов и устроила в боковой галерее театр, в представлениях которого принимали участие и  хозяева, и гости, и дети, и даже крепостные крестьяне. Все это и позволило Тургеневу без труда в сентябре 1833 года поступить на  словесный факультет Московского университета. А конкурс был нешуточным. Из 167 кандидатов было зачислено на 1-ый курс лишь 25 человек.

   В 1837 году Тургенев завершил учебу в университете и решил продолжить научные знания в прославленном центре философской мысли -  Берлинском университете.

   На родину Иван Сергеевич вернулся  в мае 1841 года, окрепшим и физически, и духовно человеком, знающим себе цену и обладающим своим видением  окружающего мира. Впереди его ждала уже другая жизнь – жизнь, полная творческих успехов и открытий.

IV. Рассказ учителя о начале творческого пути Тургенева и истории создания  рассказа «Муму».

   Раннее творчество Тургенева – это стихотворения, несколько повестей и пьес. Но настоящий успех пришел к Ивану Сергеевичу вместе с публикацией рассказов  "Записки охотника". Еще в детстве Тургенев, познав ужас крепостничества,  дал Аннибалову клятву бороться с этим страшным врагом. "Записки охотника" и были первым произведением, в котором осуществился данный молодым писателем обет. А в 1852 году увидел свет рассказ "Муму", в котором Тургенев продолжил критику крепостничества как самого страшного зла. Интересна история создания этого рассказа. В 1852 году умер Н.В.  Гоголь. Тургенев, тяжело переживая сметь писателя, составил некролог. Но власти запретили упоминать имя Гоголя в печати. А за напечатанную в "Московских ведомостях" статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под  присмотр. Под арестом на съезжей, помещении при полиции для арестованных, Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых помещиками  крепостных слуг. Хлест розг,  крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства.  В таких условиях и был написан рассказ «Муму».

V. Комплексная работа над 1-ой главой рассказ «Муму».

1) Лексический комментарий.

2) Чтение 1-го абзаца. Беседа.

1)Что мы узнали о барыне?

 Живет в Москве, является вдовой,  окружает себя многочисленной дворней.

2) Какие слова и выражения  передают авторское отношение к ней? Каково это отношение?

"Доживала", "скупой и скучающей старости", "День… нерадостный и ненастный… прошел", "вечер … был чернее ночи"

Явно негативное.

Нет никакого чувства жалости.

 3) Беседа с элементами чтения.

1) Другой герой, Герасим, глухонемой. Значит, о себе ничего сказать не может. Что же нам делать?

 Обратить внимание на действия, поступки, внутреннее состояние героя и на авторские характеристики.

2) До своего переезда в город он жил и работал в деревне, как и другие крестьяне. Чем же он заслужил свой переезд из деревни в город?

 Работой, отношением к ней.

- Найдите и прочитайте описание того, как трудился Герасим. Автор называет его работу

"неистомной".  Какой смысл он вкладывает в это понятие?

 Неистомная работа -  работа без устали.

- Согласны ли вы с авторской оценкой труда Герасима? Почему?

  Герасим с утра до вечера работает за четверых. Он пашет, косит, молотит, не зная усталости. И при этом, все, что он делает, он делает качественно.

- Что помогает Герасиму так работать?

Огромная физическая сила.

3) Настоящий богатырь Герасим. Но вот  привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте?

 Барыня взяла его из деревни.

- Значит, барыня сильнее богатыря?

 Нет. Просто барыня – помещица, а Герасим – крепостной, который полностью находится в ее власти.

4) Чем был для Герасима переезд в Москву с точки зрения барыни?

 Повышением по службе: ведь дворницкая работа легче крестьянской.

- А чем был переезд в Москву для самого Герасима?

Чтобы помочь читателям понять это, автор вводит в дальнейшее повествование целый каскад сравнений.

1) " … он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной почве"

1) Сравнение указывает цену потери.

( Герасим лишился той почвы, которая питала его всю жизнь – деревенского быта, любимой работы.)

2)"… недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого… взяли с нивы и … мчит…а куда мчит – Бог весть!"

2)Сравнение указывает на наличие сил у Герасима и их качество.   Силы есть, и они огромны.  Но нужны ли они?

3) "… лежал … неподвижно, как пойманный зверь".

3) Сравнение указывает на состояние Герасима.   ( Герасим испытывает страх, ужас от неизвестности, от близости чего-то страшного.)

Переезд  в Москву для Герасима – это сильнейший стресс и потрясение.

- Чем вызвано подобное состояние?

Несколькими причинами.  Во - первых, оторванностью от родной почвы, во-вторых, временной потерей ориентира в происходящем, непониманием  своего места в новой жизни, в-третьих, ощущением того,  что теперь его судьбой распоряжаются другие.

-Но есть в 1-ой главе и еще одно сравнение. Что это за сравнение?

Сравнение Герасима с гусаком.

- Как автор сам поясняет это сравнение?

"…Гусь…птица важная и рассудительная". Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака.

-Какие слова в этом пояснении – сравнении являются самыми важными?

Важный, рассудительный, степенный.

- Как вы понимаете значение этих слов?

Важный – гордый, рассудительный – благоразумный, степенный – серьезный.

- О чем эти слова говорят?

О том, что Герасим – человек гордый, рассудительный и серьезный.

- Подтвердите это  примерами из 1-ой главы рассказа.

- А откуда у Герасима гордость, благородство  и серьезность?

От осознания своего места в жизни.

-Какое же место определяет для себя Герасим?

Место крепостного, не обсуждающего приказы и распоряжения барыни, но знающего себе цену и свои права, поэтому не позволяющего всей остальной челяди нарушать их.

3) Составление таблицы.

                Герои

                          барыня

Герасим

1) Вдова, окруженная многочисленной челядью и проживающая в Москве.

1) Глухонемой одинокий богатырь, испытывающий стресс и потрясение от переезда в Москву.

2) Человек трудолюбивый, исполнительный, гордый, рассудительный и серьезный, осознающий свое место в жизни.

VI. Подведение итогов.

1) О чем шла речь на уроке?

2) Что вы узнали на уроке о детстве и юности Тургенева, о начале его творческого пути и истории создания рассказа «Муму»?

3) С какими героями рассказа Тургенева вы познакомились на уроке? Что вы о них узнали?

VII. Домашнее задание: 

1) повторить материал по теме урока;

2) подготовиться к работе по группам (1-я группа – «Герасим и дворовые люди»; 2-я группа – «Герасим и Татьяна»; 3-я группа – «Герасим и Муму».)

Приложение.

Крепостничество – общественный строй, основанный на крепостном праве и эксплуатации крепостных крестьян.

Крепостной  крестьянин, находящийся в крепостной зависимости.

Барыня – то же, что и помещица.

Помещица – землевладелица – дворянка.

Аннибалова клятва – клятва Ганнибала (карфагенского полководца) до конца своей жизни бороться с Римом.  (Клятва Тургенева бороться с крепостничеством.)

Список используемой литературы.

1) Винникова Г.Э. Тургенев и Россия. - М.: «Советская Россия», 1971. -

2) Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев - М.: «Просвещение», 1989. -

3) Литература (справочник) под редакцией Н.Г. Быковой - М.: «Слово», 1996.

4) Петров С.М. И.С. Тургенев. Творческий путь. - М.: «Художественная литература», 1979.

5) Пустовойт П.Г. И.С. Тургенев - художник слова. - М.: Издательство Московского университета, 1987

6) Учебник «Литература» 5 класс В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Москва «Просвещение», 2012

7) «Методические советы» Москва «Просвещение», 2004

8) «Я иду на урок литературы» Москва «Первое сентября», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму».

Конспект урока по литературе И.С. Тургенев "Муму"...

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму». Историко-культурный контекст рассказа.

     Конспект урока для учителей русского языка и литературы ведущих в 5-х классах. Тема урока: И.С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. "Муму". Истори...

Урок литературы в 5 классе по теме"Л. Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности"

Модель,  технологическая карта  урока литературы для 5 класса  с презентацией...

Технологическая карта урока. Литература 11 класс.ТВОРЧЕСТВО В. В. НАБОКОВА. «...Наравне с именами собратьев по правописанью...» Анализ рассказа «Благость»

Данный конспект урока в виде технологической карты поможет провести урок в 11 классе по творчеству В.Набокова в формате ФГОС....