Урок литературы в 5 классе по теме"Л. Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Модель,  технологическая карта  урока литературы для 5 класса  с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_uroka.docx44.88 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Модель урока

1.Попова Фирдания Минигалиевна

2.Место работы: МКОУ лицей пгт Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области

3.Должность: учитель русского языка и литературы

4.Предмет: литература

5.Класс: 5

6.Номер урока в рабочей программе: 48

Место в изучаемой теме: 18 урок в разделе «Русская литература 19 века»

7.Тема: «  Л. Н. Толстой: детство, начало  литературной деятельности»

8.Базовый учебник: Коровина В.Я. Литература. 5 класс: учебник в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2015г

9.Содержание урока в соответствии с Фундаментальным ядром

по предметному содержанию: Из русской литературы 19 века. Л.Н.Толстой   Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности)

По УУД:

личностные: самоопределение; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,  нравственно-этическая ориентация;

регулятивные: целеполагание; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей,  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

10. Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и применения знаний 

 11.Цели урока

    предметные:   формировать и развивать  умение  воспринимать, анализировать, оценивать и интерпретировать прочитанное;

    личностные: создать условия для развития самоопределения и нравственно-этической  ориентации, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

метапредметные:  

регулятивные: развивать умение  принимать и сохранять учебную задачу

 познавательные : находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

коммуникативные: развивать умение формулировать собственное мнение и позицию, владеть монологической и диалогической речью.

12.Тип урока: комбинированный

13.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах

14.Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, учебник

15. Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся

Формирование УУД

1 этап.Самоопределение

Мотивирование к учебной деятельности

Приветствие, 

проверка готовности рабочих мест к началу урока. 

 Предлагает прочитать цитату  Владимира Набокова и дополнить её.( слайд 1)

Проверка наличия необходимых принадлежностей к уроку.

Дети читают, анализируют, высказывают свои предположения.

«Он был противником государственной системы, а за отклонение религиозных авторитетов отлучён от церкви. Он отказался  от Нобелевской премии, ненавидел деньги и выступал на стороне крестьян. Таким его не знал ещё никто. Его имя….»    Владимир Набоков

Личностные УУД: устанавливать   связи между целью учебной деятельности и ее мотивом ,эмоциональный настрой на урок.

2 этап

Актуализация знаний. Формулирование темы.

 

Предлагает сформулировать тему урока      (слайд 2)

Задаёт вопросы по новой теме

Формулируют тему урока, записывают в тетрадь

Отвечают по новой теме с опорой на имеющийся опыт

РегулятивныеУУД:1.Высказывать предположения  на основе наблюдений;

2. Формулировать тему урока

Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической речью.

3 этап. Целеполагание

4этап. Планирование

 

На слайде задание «Спиши предложения, заполнив пропуски»

Предлагает учащимся вставить пропущенные слова

.

Помогает учащимся спланировать работу на уроке

Выслушивает ответы

Дети не могут сразу дать ответы на поставленные вопросы , так как у них недостаточно знаний по этой теме. Исходя из этих вопросов ставят цели урока.

Обсуждают с учителем этапы работы для выполнения данной задачи.

.

Л.Н.Толстой родился в ____ году в имении____.Отца звали _____________. Мать_________________. Брат  Льва в детстве  придумал игру_______________. Учился Толстой в ____________________. В 1851 г. Толстой уехал на ___________. Л.Н.Толстой увлекался __________________________.В этом  году ему исполнилось бы ________ лет со дня рождения.

1. Прочитать статью  в учебнике

на с. 229-230 и  найти ответы на поставленные вопросы.

2.Поработать в парах, обсудить и сравнить свой результат с ответом соседа по парте.

3. Посмотреть видеоролик о жизни и творчестве писателя, найти ответы на недостающие вопросы

Регулятивные УУД:1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. Формулировать тему урока, цели

 

КоммуникативныеУУД:

 1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

2.определение цели

5 этап. Реализация плана

Учитель оказывает помощь по мере необходимости

Самостоятельно работают со статьёй в учебнике,  отмечают ответы на вопросы, заполняют пропуски, обсуждают в парах

Смотрят видеоролик, ищут ответы на остальные вопросы

Познавательные УУД:

1.Формировать умение работать с текстом, выполняя учебно-познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза

6 этап Подведение итогов по цели

7. Применение в знакомой ситуации

 Задаёт вопросы. Выслушивает ответы, корректирует.

Предлагает игру «Интервью».

Вспоминают цель данного задания, зачитывают полученный текст. Проверяют себя по слайду.

Возвращаются к статье, составляют и записывают в тетрадь по 4 вопроса. Задают эти вопросы друг другу.

Записать два тонких вопроса –Когда…? Что…?, Где…?

Два толстых вопроса-Почему…? Зачем…?И задавать вопросы друг другу

Регулятивные УУД:

1.контроль

2.коррекция

Познавательные УУД:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Коммуникативные УУД:

1.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Первичная проверка усвоения

Для проверки усвоения программного материала предлагает тест по творчеству  писателя.(тесты распечатаны )

Выполняют тест, меняются тетрадями и проверяют друг друга по слайду.

Запишите название теста и свой вариант

-Проверьте друг друга по слайду.

Регулятивные УУД:

1.контроль

2.коррекция

9 этап

Итог урока

Давайте подведём итоги нашего урока

Какая тема урока?

Какие цели мы ставили на урок?

Что нового вы узнали?

Попробуйте составить кластер по этой теме (слайд)

Дети отвечают на вопросы, составляют кластер

        Сегодня  на уроке я узнал

Коммуникативные УУД:

1. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

10.

Рефлексия

11.Домашнее задание

На листочках продолжите предложения

- Меня удивило…

- На уроке я работал…

-Урок мне показался…

- Я могу себя похвалить за…

Предлагает задание на выбор и даёт инструктаж по ДЗ

Оценивают свою работу на уроке

 

Записывают ДЗ; задают уточняющие вопросы по ДЗ

1. Прочитать и пересказать биографию Л.Н.Толстого.

2. Найти дополнительный материал о службе Толстого на Кавказе

3.Сделать проект о творчестве писателя.

Личностные УУД:

1.самооценка на основе критерия успешности

2. адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

       

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Он был противником государственной системы, а за отклонение религиозных авторитетов отлучён от церкви. Он отказался от Нобелевской премии, ненавидел деньги и выступал на стороне крестьян. Таким его не знал ещё никто. Его имя….» Владимир Набоков

Слайд 3

Лев Николаевич Толстой

Слайд 4

Тема урока Лев Николаевич Толстой: детство, начало литературной деятельности

Слайд 5

Л.Н.Толстой родился в ____ году в имении____. Отца звали _____________. Мать_________________. Брат Льва в детстве придумал игру_______________. Учился Толстой в ____________________. В 1851 г. Толстой уехал на ___________. Л.Н.Толстой увлекался __________________. В этом году ему исполнилось бы ________ лет со дня рождения.

Слайд 6

Записать вопросы в тетрадь Два тонких вопроса (Когда…? Что…? Где…?) Два толстых вопроса (Почему…? Зачем…?)

Слайд 7

Проверь себя 1.Д 2.Б 3.В 4.А 5.В

Слайд 8

Домашнее задание На выбор 1. Прочитать статью в учебнике о Л.Н.Толстом и пересказать 2. Найти дополнительный материал о службе Толстого на Кавказе и пересказать 3. Сделать проект о творчестве писателя

Слайд 9

Сегодня на уроке я узнал

Слайд 10

Продолжите предложения 1.Меня удивило… 2. На уроке я работал(а) …….. 3. Урок для меня показался…… 4. Я могу себя похвалить за…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""

В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....

Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...

Урок в 1 классе по теме: «С.С. Прокофьев. Детство композитора»Ehjr

Урок музыки по программе Усачевой-Школяр,первое знакомство с творчеством С.С. Прокофьева. Знакомство с музыкой Прокофьева для детей....

Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".

План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...