Формирование интереса к урокам ручного труда у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
статья по теме

Манылова Елена Александровна

Обучение должно строиться так, чтобы формировалась стойкая заинтересованность в получении знаний. Для этого я применяю методические приемы,которые привлекают внимание, создают положительное отношение к труду. Использую на уроках ручного труда для развития мелкой моторики упражнения для тренировки отдельных пальцев, дидактические игры, пальчиковые игры, дидактический материал, выполненный своими руками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferenciya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К УРОКАМ РУЧНОГО ТРУДА У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

Манылова Елена Александровна

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида) № 565  

Кировского района Санкт-Петербурга (ГБСКОУ школа 565)

Цель коррекционно - воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми - их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

Труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает, что такое труд, пока  на личном опыте, при умелом руководстве взрослого не преодолеет своей робости, не приобретет трудовых навыков, а главное, опыта самостоятельного выполнения той или иной работы.

Задача учителя по труду - показать, что знания, полученные на его уроках, обогащают, дополняют знания по другим учебным предметам, и тогда учащиеся получат не разобщенные знания, а систему знаний, которая может быть широко использована.

Усвоение программного материала зависит от правильного выбора метода обучения. При этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии характерных для той или иной категории детей с интеллектуальными нарушениями. Обучение должно строиться таким образом, чтобы формировалась стойкая заинтересованность в получении знаний. Для этого необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка. Учителю необходимо создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры, если их периодически и правильно использует учитель.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия на ребенка. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации с определенными предметами или без них, приобретая, таким образом, собственный действенный и чувственный опыт. Ребенку для усвоения способов  ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на уроке с использованием разных материалов при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Что позволяет с успехом использовать ее на уроках ручного труда для достижения общеобразовательных, коррекционных и воспитательных задач.

У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью игра развивается крайне медленно и без специального обучения она ограничивается простейшими  однообразными манипуляциями с игрушками, не имеющими игрового содержания. Без специального обучения они не обнаруживают потребности в игре, будучи включенными в нее, длительное время не проявляют интереса к игрушкам, ни к самому игровому процессу. Подчиняясь требованию взрослого, они действуют безразлично, пассивно, не получая удовольствия от выполняемых действий. Интерес к игрушкам является недифференцированным, неустойчивым, случайные раздражители быстро отвлекают их внимание. Умственно отсталые дети  склонны к использованию игрушек, являющихся копией реальных предметов окружающей действительности, так называемых предметов-заместителей. Таким образом, успешность процесса обучения игре детей с интеллектуальным недоразвитием будет определяться поэтапностью перехода от предметных игр к конструктивным и сюжетно-ролевым. Последовательное включение ребенка в игру и его обучение в игре обеспечивают формирование всех компонентов игровой деятельности. Успешность обучения умственно отсталых детей игре зависит от комплексного подхода, который включает следующие компоненты:

-ознакомление детей с окружающим миром;

-обучающие предметные игры;

-организация предметно-игровой среды;

-общение взрослого с детьми во время игры.

Чем разнообразнее детская деятельность, тем разностороннее развивается ребенок, тем успешнее реализуются его потенциальные возможности. Вот почему так важно создать необходимые условия для сенсомоторного развития ребенка. Для школьников с интеллектуальными нарушениями характерно слабое развитие кисти и пальцев, они плохо запоминают цвет, размер, форму и т.д. Поэтому вопрос о сенсомоторном развитии детей с интеллектуальными нарушениями не теряет актуальности на уроках труда.

 Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств и руки. Таким образом, ощущения и восприятие – непосредственное, чувственное познание действительности. Поэтому, чтобы развить интеллектуальные, творческие, художественные способности, на уроках ручного труда,  я использую упражнения  для тренировки отдельных пальцев с приговариванием различных потешек: захват и удержание предметов, складывание предметов в коробку, переливание из одной емкости в другую, нанизывание колец, бусин, откручивание и закручивание крышечки, открывание и закрывание банок, нажимание на кнопки, сжимание пальцами прищепок, сжимание и разглаживание бумаги  и т.д. Дети выполняют подобные действия с большим энтузиазмом, поскольку координация между зрительной и моторной функциями уже большое достижение для них. Давно  доказано, что игры, направленные на сенсомоторное развитие, идеальны для развития речи.  Для этого я использую  самодельные  развивающие пособия и игрушки, наполненные горохом, крупами, которые отвечают естественной потребности детей разминать, сжимать, гладить. Для прикрепления игрушек сделаны панно в соответствии с сюжетом игры. Эти дидактические пособия способствуют накоплению сенсорного опыта через развитие зрительного и тактильного восприятия и являются незаменимым способом развития мелкой моторики и координации движений у детей с интеллектуальными нарушениями.  Мои дети с удовольствием «одевают» дерево в зависимости от времен года – листьями, цветами, плодами, снежинками, а потом это дерево прикрепляют на панно с небом и землей.

Для развития тонких движений кистей и пальцев рук в начале урока использую пальчиковые игры. Благотворное воздействие движений кистей и пальцев рук на развитие детей было отмечено давно. Еще в древнем Китае было известно, что упражнения с участием кистей и  пальцев рук гармонизируют тело и разум.

 Разучив и отработав простые упражнения, можно постепенно усложнять предлагаемый материал. Например, после упражнений, в которых используются одинаковые симметричные движения кистями и пальцами, можно использовать похожие упражнения, но с одновременными разнотипными движениями.

Истории, «рассказанные» руками, создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать речь, повышают речевую активность детей. Упражнения для кистей  и пальцев  развивают у детей внимание, зрительную, слуховую и кинестетическую память, зрительно-пространственное восприятие, воображение и фантазию. Например, перед лепкой из пластилина рассказываю историю про бабушку, которая готовит на завтрак пирожки:

Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости?

Бабушка очень просит помочь ей сделать пирожки, а то она не успевает к завтраку накормить детишек.

Тесто мнем, мнем, мнем,              

Тесто жмем, жмем, жмем.

Пироги мы испечем.

Энергично сжимаем руки в кулачки и разжимаем одновременно и поочередно. Совершаем движения, как при лепке снежков.      

Пирожки мы будем печь

С мясом и капустою.

Испекли мы пирожок.

Ну-ка съешь его дружок!

Прижать ладошки друг к другу, протягивая руки вперед.

Так с помощью таких игровых упражнений мы готовим кисти рук для занятия с пластилином.

Игра, умело и тонко введенная в учебный процесс, позволяет школьнику на уроке увидеть результат своего труда и  испытать радость преодоления интеллектуальных трудностей. Использование при обучении игровых методов создает благоприятные условия для формирования у детей таких важных для становления учебной деятельности качеств и состояний, как общее положительное отношение к школе и учебному предмету, желание постоянно расширять свои возможности и способности, и в том числе различных способов самоконтроля и самооценки.

Литература

  1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие. – СПб.: НОУ«Союз», 2005. – 103 с.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.: ил.
  3. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983. - 192 с.
  4. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя дет. сада.  – М.: Просвещение, 1983. – 144 с., ил.
  5. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 94 с.
  6. Гуровец Г.В. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике // Дефектология. – 1996. - №2. – С. 77-83.
  7. Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры //Нач. школа. – 1998. - № 11/12. – С. 25-32.
  8. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособия для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил.
  9. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по психологии по теме: "Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"

В данной методической разработке освещены проблемы изучения и оказания помо­щи детям с выраженными интеллек­туальными нарушениями. Эта про­блема особенно актуальна в связи с тем, что в последние ...

Развитие мелкой моторики у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с помощью игр и упражнений на уроках графики и письма.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Разнообразные действия руками, пальчиковая гимнастика, дидактические игры, пальчиковые игры способствуют р...

Конспект классного часа по теме «Польза бытовых электроприборов и правила пользования ими» для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью девятого года обучения.

Конспект  классного часа предназначен для детей с умеренной умственной отсталостью. Материал содержит конспект....

Рабочая программа индивидуального обучения на дому адаптированная и составленная на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.

Данная программа индивидуального обучения на дому составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией  Л.Б. Баряевой, 2011г.Обучение н...

Статья."Организация предметно - пространственной среды в обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"

Организация предметно - пространственной среды в обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью...

Комплекс занятий по ознакомлению с окружающим для детей, имеющих умеренную или тяжелую умственную отсталость обучения

Материал для детей старшего дошкольного возраста, имеющих умеренную или тяжелую умственную отсталость обучения....

Методические материалы для педагогов и родителей по обучению и воспитанию детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

В данных методических материалах представлены направления работы с детьми, имеющими умеренную и глубокую умственную отсталость. К каждому направлениюуказаны дидактические игры и задания, позволяющие п...