Главные вкладки

    Методическая разработка по психологии по теме: "Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"
    методическая разработка по психологии по теме

    Сергеева Ольга Павловна

    В данной методической разработке освещены проблемы изучения и оказания помо­щи детям с выраженными интеллек­туальными нарушениями. 

    Эта про­блема особенно актуальна в связи с тем, что в последние годы обучению и вос­питанию детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью стали уделять большое внимание как в учреждениях социальной защиты населения (детских домах-интернатах), так и в учреждени­ях народного образования (дошкольных специальных образовательных учрежде­ниях, специальных (коррекционных) шко­лах VIIIвида, лечебно-педагогических центрах и др.).

    В связи с этим появляется необходи­мость четкого представления об уровне развития и потенциальных возможностях в обучении каждого ребенка, а также построения личностно-ориентированных программ. Знание психолого-педагогических особенностей детей с разной степенью интеллектуаль­ной недостаточности позволит специалистам выбрать не только рациональные приемы работы, но и дифференцировать содержание учебного материала.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad.doc73 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДОКЛАД

    на психолого-педагогическом семинаре

     ПО ЗОТ

    НА ТЕМУ:

    «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

    ДЕТЕЙ

    С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ

    УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

    педагога-психолога

    Сергеевой О.П.

    Проблемы изучения и оказания помо щи детям с выраженными интеллек туальными нарушениями с давних времен были предметом внимания как отече ственных, так и зарубежных специали стов, что нашло отражение в специальной психолого-педагогической литературе.

    Мы не будем углубляться в историю этого вопроса, а поставим цель на основе обоб щения собственного многолетнего прак тического и изучения научно-исследовательского опыта обозначить подходы к решению одной из важнейших проблем — диф ференцированного подхода в обучении детей с ОВЗ. Эта про блема особенно актуальна в связи с тем, что в последние годы обучению и вос питанию детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью стали уделять большое внимание как в учреждениях социальной защиты населения (детских домах-интернатах), так и в учреждени ях народного образования (дошкольных специальных образовательных учрежде ниях, специальных (коррекционных) шко лах VIII вида, лечебно-педагогических центрах и др.).

    В связи с этим появляется необходи мость четкого представления об уровне развития и потенциальных возможностях в обучении каждого ребенка, а также построения личностно-ориентированных программ. Знание психолого-педагогических особенностей детей с разной степенью интеллектуаль ной недостаточности позволит специалистам выбрать не только рациональные приемы работы, но и дифференцировать содержание учебного материала.

    Безусловно, мы не решаем всех про блем дифференциальной диагностики, а лишь выделяем те показатели, которые важно учитывать при разграничении сте пеней умственной отсталости.

    Предназначенный для практической работы материал может быть полезным при психолого-педагогической диагнос тике детей 7-9 лет, так как именно в этом возрасте чаще всего приходится опреде лять образовательный маршрут детей с интеллектуальными нарушениями.

    Следует отметить, что важнейшим показателем уровня психофизического развития ребенка при дифференциальной психолого-педагогической диагностике является его способность к обучению. Способность к обучению трансформи руется у ребенка через взаимодействие со взрослым в любой деятельности: бы товой, игровой, учебной, трудовой и т. д. При этом  не надо выделять способность к обучению как отдельный критерий, так как в каждом из приведен ных ниже показателей это качество учи тывается. Кроме того, эти показатели от ражают такие проявления как произволь ность психических процессов, наличие интереса, эмоциональное реагирование, волевые усилия и т. д.

    С.Д. Забрамная, к.п.н., профессор, МПГУ Т.Н. Исаева, к.п.н., профессор,МПГУ считают отправными для построения страте гии коррекционно-педагогической ра боты  следующие показатели.

    1.Физическое развитие

    Соответствие физического развития возрастной норме. Наличие и характер отклонений в развитии.

    2.        Двигательная сфера
    Состояние крупной моторики (осанка, походка, способность к передвижению, координированность, темп, быстрота и ловкость движений); состояние мелкой моторики (захват предметов, мышечные усилия, соразмеренность моторных дви жений).

    3.        Бытовые навыки

    Овладение навыками самообслужи вания (гигиенические навыки, одевание, прием пищи и др.).

    4.        Социальный опыт

    Сведения о себе (собственном теле), семье (способность выделить членов се мьи). Ориентировка в окружении, пространстве, времени, узнавание людей из ближайшего окружения, умение вклю читься в ситуацию (автономность, зави симость). Владение правилами поведения в быту.

    5.        Способность к общению
    Контакт со взрослыми, сверстниками, способность к взаимодействию, характер взаимодействия (речевой, невербальный с помощью жестов, мимики, пантомимики, наглядных средств).

    6.        Способность к деятельности
    Принятие инструкции к заданию. Манипуляции, предметные действия, орудийные действия. Способность к са мостоятельной деятельности (целенап равленность, последовательность и ло гичность действий, продолжительность), проявление интереса (устойчивость); самоконтроль, завершенность процесса деятельности.

    7.        Сформированность высших психи ческих функций, обеспечивающих поз навательную деятельность

    Состояние восприятия, памяти, мыш ления, речи.

    Указанные показатели ложатся в основу раз граничения возможностей детей с уме ренной (F-71) и тяжелой (Р-72) умствен ной отсталостью. Их целесообразно учи тывать при построении учебно-воспита тельного процесса.

    Раз витие всех функций носит динамичный и неравномерный характер. У одних детей те или иные качества формируются очень медленно, у других, при ранней эффек тивной коррекции, наблюдается более быстрое продвижение.

    Необходимо отметить, что при изуче нии детей с умеренной и тяжелой умст венной отсталостью ведущим психолого-педагогическим методом является на блюдение. Оно проводится в естествен ных условиях: в игре, учебной, трудовой деятельности b т. д. Целенаправленное наблюдение позволяет выявить уровень сформированности и особенности тех качеств, которые важны для школьного обучения. Эффективным приемом явля ется включение различных заданий диа гностического характера непосредствен но в структуру учебных занятий. Ценные сведения о ребенке дает анализ продук тов его деятельности. Подробнее об ор ганизации и содержании изучения детей данной категории можно узнать из при веденной в конце статьи литературы.

    В таблице наглядно представлены срав нительные психолого-педагогические ха рактеристики детей с разной степенью умс твенной отсталости, полученные по резуль татам многолетней практической работы.

    Данные материалы могут быть исполь зованы как на этапе приема ребенка в школу, так и при оценке эффективности используемых приемов и методов обуче ния, направленных на развитие регуля тивных, познавательных, эмоциональных процессов. Именно на основе анализа ди намики развития ребенка строится стра тегия дальнейшей работы с ним.

    (см. Приложение 1)

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Умеренная умственная отсталость   F-71

    Тяжелая умственная отсталость F-72

    1.Физическое развитие.

    Общее физическое развитие, масса тела, рост имеют незначительные отклонения от возрастной нормы.

    Отклонения в физическом разви тии более выражены.

    2.Двигательная активность

    Недостаточная четкость основных движений. Неловкая походка. Сла бая регуляция мышечных усилий. Трудности зрительно-двигатель ной координации. Трудности са мостоятельного выполнения двига тельных упражнений.

    Недоразвитие дифференцирован ных движений пальцев рук.

    Отмечаются недостатки произ вольных движений.

    Движения хаотичны, плохо коор динированы. Походка детей не устойчива. Слабая регуляция мы шечных усилий. Грубые нарушения зрительно-двигательной координа ции. Невозможность выполнения двигательных упражнений даже по подражанию взрослому.

    Грубое недоразвитие дифференци рованных движений пальцев рук.

    Недостатки произвольных движе ний носят выраженный стойкий характер

    3.Бытовые навыки.

    Трудности самостоятельного вы полнения действий по самообслу живанию и овладения различными бытовыми навыками.

    При выполнении гигиенических процедур, одевании, приеме пищи испытывают трудности в установ лении правильной последователь ности действий. Нуждаются в пос тоянной стимуляции и совместных действиях с взрослым.

    При обслуживании себя полная зависимость от других.

    Затруднен самоконтроль физиоло гических потребностей. Не выпол няют самостоятельно действий по личной гигиене.

    4.Социальный опыт.

    Низкий уровень ориентировки в окружающем. Требуется посто янная сопровождающая помощь взрослого:

    1. напоминание дороги в школу, местонахождения класса, туалета, столовой и т. д.;
    2. помощь в различении средств передвижения, соблюдении правил перехода улицы с учетом сигнала светофора;
    3. помощь в использовании пред метов одежды, бытовых предметов и др. с учетом сезона, ситуаций (дома, в школе, театре и др.). Крайне ограничены знания о себе, семье, ближайшем окружении.

     

    Не ориентируются в окружающем. Помощь взрослого неэффективна. Частичное знание предметов оби хода.

    5.Способность к общению.

    Контакт со взрослыми непродол жителен. Требуется мимическое и жестовое подкрепление. Для поддержания контакта необхо дима положительная стимуляция (доброжелательная улыбка, знаки одобрения, поглаживание и т.,п.).

    Некоторые дети способны при влекать внимание к своим нуждам (приему пищи, туалету, боли и др.).

    Контакт крайне затруднен из-за непонимания обращенной речи. Необходимо многократное жесто вое и мимическое повторение. Самостоятельно контакт не иници ируют. Иногда проявляют негати визм. Характерно пассивное под чинение.

    Положительно реагируют на лас ку, поощрение в форме сладостей, игрушек и т.п.

    6.Способность к деятельности.

    Интерес к деятельности взрослого слабо выражен и неустойчив. Интерес вызывает не сама деятель ность, а отдельные признаки пред метов (звучание, цвет).          

    Требуется многократное повто рение инструкции с показом того, что следует сделать. В процессе работы предлагаемая программа действий не удержива ется.

    Способны к подражанию и сов местным действиям со взрослым. Наступает быстрое пресыщение деятельностью. Волевых усилий не проявляют.

    Эмоциональное реагирование в процессе работы не всегда адек ватно

    Интерес к действиям взрослого не проявляется.

    Пассивны в принятии предлагаемого взрослым задания.        Простейшие действия при совмес тной пошаговой помощи взрослого выполняются лишь частично. Не удерживают внимание при выпол нении действий. Не сформированы регуляторные механизмы. Органи зующая, направляющая, разъясня ющая помощь не эффективна. Не обходимо совместное с взрослым поэтапное выполнение задания.

    Безразличны к оценке результатов работы.

    7.Сформированность высших психических функций:

    Восприятие

    При восприятии различают знако мых и незнакомых людей.

    Требуется организация самого процесса восприятия окружающе го и его сопровождение со сторо ны взрослых.

    Дифференцировка зрительных, слуховых сигналов, тактильных и обонятельных раздражителей воз можна только с помощью взрос лого.

    Нет словесного, обозначения ос новных признаков предметов. При группировке предметов с учетом формы, цвета, величины требует ся организующая и направляющая помощь.

    Восприятие знакомых и незнако мых людей менее дифференциро вано.

    Восприятие знакомых предметов возможно при условии максималь ной направляющей помощи взрос лого.

    Трудности восприятия знакомых предметов на основе чувственных раздражителей (двигательных, слуховых и др.).

    Не сформированы понятия об основных признаках предметов, помощь неэффективна

    Память

    Не соотносят запоминаемый ма териал с предлагаемыми опорами. Помощь взрослого мало эффек тивна

    Опосредованное запоминание не доступно.

    Мышление

    Операции обобщения на элемен тарном уровне. Решение проблем ных ситуаций, установление при чинно-следственных связей воз можны только при постоянной организующей и сопровождающей помощи взрослого.

    Предлагаемые задания могут вы полняться только при активном взаимодействии со взрослым. Пе ренос показанного способа дейс твия при решении новых задач вы зывает те же трудности.

    Обобщение недоступно. Не пони мают причинно-следственных за висимостей.

    Крайне низкий уровень обучае мости.

    Речь

    Большие трудности в понимании обращенной речи. Крайне ограни чен как активный, так и пассивный словарный запас.

    Предпочтение отдается невербаль ным средствам коммуникации.

    Доступно пониманию небольшое количество слов бытового харак тера.

    Необходимо побуждение мимикой, жестами, многократный показ и совместные действия.

    Литература

    Забрамная С.Д. Методические рекоменда ции по психолого-педагогическому изучению детей-имбецилов. — М.: ЦБНТИ Минсобеса РСФСР, 1979.

    Забрамная С.Д. Некоторые особенности мышления глубоко умственно отсталых детей / Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка. — М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1982.

    Забрамная С.Д. Педагогическое изучение детей с глубокой умственной отсталостью / Вопросы дефектологии. — М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1991.

    Забрамная С.Д. Программно-методические рекомендации по организации и содержанию работы в диагностических классах (для отгра ничения детей с глубокими формами умствен ной отсталости). — М.: МП СССР, Главное управление школ, 1976.

    Забрамная С.Д, Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по из учению детей с тяжелой и умеренной умст венной отсталостью. — М.: В.Секачев, ТЦ ♦Сфера», 2007.

    Исаева Т.Н. Сборник программ трудового обучения глубоко умственно отсталых детей в домах-интернатах/ Сборник учебных про грамм. — М., ЦИЭТИН, 1985.

    Исаева Т.Н. Формирование игры у детей дошкольного возраста с тяжелой умствен ной отсталостью. Автореф. канд. дис. — М., 2001.

    .Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умст венной отсталостью / Сост. Т.Н.Исаева, Г.Н.Багаева, А.А.Еремина. — М.: Министер ство социальной защиты населения, ЦИЭ ТИН, 1993.

    Забрамная С.Д.,  Исаева Т.Н. Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.-Ж. «Воспитание  и обучение детей с нарушениями развития». - №1, 2009.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

    Статья посвящена проблеме изучения условий развития диалогической речи  у детей 6 – 8 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Диалогическая речь детей улучшается посредством специ...

    Индивидуальная программа обучения для детей с ОВЗ (тяжелая умственная отсталость)

    Программа содержит пояснительную записку и содержание программы по предметам, тематическое планирование....

    Консультация для педагогов, педагогов-психологов на тему "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с интеллектуальной недостаточностью"

    В связи с внедрением инклюзивного образования в общеобразовательных организациях всё чаще обучаются дети с интеллектуальной недостаточностью. Зачастую педагоги и родители не готовы принять такого ребё...

    Методическая разработка учебного занятия с детьми ОВЗ. «Конструктор практических приемов на уроках с умственно отсталыми школьниками»

    Представленный конструктор на уроке может варьироваться в зависимости от особенностей учащихся, от их настроя на урок, от учебного материала.Данные практические приемы представлены в виде примера на к...

    Выступление на МО по теме "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

    Выступление на МО начальных классов по теме"Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару...

    Методические материалы для педагогов и родителей по обучению и воспитанию детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

    В данных методических материалах представлены направления работы с детьми, имеющими умеренную и глубокую умственную отсталость. К каждому направлениюуказаны дидактические игры и задания, позволяющие п...

    Овощи и фрукты – полезные продукты. Методическая разработка тематического занятия для детей 2 класса (с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ТМНР)

    Методическая разработка занятия «Овощи и фрукты – полезные продукты» подготовлена для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития...