Консультация для педагогов, педагогов-психологов на тему "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с интеллектуальной недостаточностью"
консультация на тему

Литвинова Ольга Александровна

В связи с внедрением инклюзивного образования в общеобразовательных организациях всё чаще обучаются дети с интеллектуальной недостаточностью. Зачастую педагоги и родители не готовы принять такого ребёнка. В консультации подробно описаны особенности таких детей и система работы с детьми, педагогами и родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ «Каргапольская школа-интернат»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 НА ТЕМУ

«Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с интеллектуальной недостаточностью в общеобразовательной организации в режиме инклюзии.»

                                                                                        Составитель

                                                                                                 педагог-психолог

                                                                                              О.А. Литвинова

2016 г.

Впервые в истории России в законе «Об образовании в Российской Федерации» №273  от 29 декабря  2012г. в пункте 27 статьи 2 вводится принципиально новое для нашего общества понятие: инклюзивное образование.

Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В данный момент мы рассмотрим, цели, задачи и  направления деятельности психолога в режиме инклюзии по сопровождению детей с интеллектуальной недостаточностью.

Основной целью психолого-педагогического сопровождения ребёнка с интеллектуальной недостаточностью в общеобразовательной организации является создание специальных условий для полноценного развития, становления социально успешной личности, защиты прав ребенка на получение образования и развитие в соответствии со своими потенциальными возможностями.

   

Задачами психолого-педагогического сопровождения  будут являться:

- систематическое отслеживание статуса ребенка и динамика его психического развития в процессе школьного обучения;

-создание социально-педагогических условий для развития личности учащегося и его успешного обучения;

- обучение педагогов и родителей психолого-педагогическим технологиям сотрудничества с ребенком, приемам и методам его  обучения, воспитания в условиях семьи и оказания им психологической поддержки.

Основные  направления  деятельности психолога:

- диагностическая деятельность;

- консультативная деятельность;

- коррекционно-развивающая работа;

- экспертная работа;

- организационно-методическая деятельность;

- просветительская работа;

- психопрофилактика;


 Какую работу  и с кем должен провести психолог, если в общеобразовательном учреждении обучается 1 или несколько детей с интеллектуальными нарушениями.

Самое главное, на что должен обратить внимание психолог – это то, что важно не только вести сопровождение конкретного ребёнка, но и охватить всё его окружение. Психологу придётся работать не только с  ребёнком, но и со всем классом, родителями и педагогами, то есть со всеми, кто окружает ребёнка во время его обучения в образовательном учреждении. И если ожидается поступление такого ребёнка в школу, то подготовку среды, доброжелательной к ребёнку нужно осуществлять заранее и продолжать  работать с его окружением на протяжении всего обучения в школе, то есть формировать инклюзивную культуру в образовательной организации, так как если ранее ребёнок не обучался в образовательном учреждении, а потом приходит в сложившийся коллектив - педагоги, дети и их родители не готовы его принять.

Из всех нарушений здоровья человека интеллектуальная недостаточность является самой распространенной. Дети с интеллектуальными нарушениями – это дети с задержкой психического развития (ЗПР) и умственной отсталостью (УО), данная категория детей из всех расстройств образовательном учреждении встречается чаще всего.

Прежде чем планировать работу с ребёнком важным этапом является сбор анамнестических данных.

Мы считаем этот этап очень важным, потому как педагоги из общеобразовательных школ, которые обращаются в ресурсный центр ГКОУ «Каргапольская школа-интернат» к специалистам за помощью задают самый первый вопрос «Что мне делать с таким ребёнком?». Невозможно знать, что делать с ребёнком, как выстраивать работу, если ничего не знать о ребёнке и его особенностей, его семье.

Педагогам, которые непосредственно будут работать с ребёнком, совместно с психологом до начала обучения в школе или в первые дни необходимо:

-познакомиться с семьёй ребёнка, средой в которой живёт ребёнок, особенностями и характером воспитания;

-изучить работы  ребёнка (тетради, рисунки, поделки и другие работы);

- посещал ли ребёнок дошкольное образовательное учреждение, если посещал, то, как он там себя проявлял или воспитывался в семье;

-изучить историю развития ребёнка, имеют значение наследственность психические заболевания или некоторые конституциональные черты.

Вся собранная информация поможет с учётом индивидуальных возможностей и потребностей ребёнка педагогу и психологу создать более благоприятные условия пребывания в общеобразовательном учреждении.

 

  1. Период адаптации:

С первых дней обучения начинается адаптационный период. Для более благополучного протекания адаптационного процесса за несколько дней до начала учебного года ребёнку необходимо познакомиться со школой, классом в котором будут проходить уроки, учителями, узнать распорядок дня.  Предварительное знакомство со школой снизит уровень тревожности ребёнка.

Педагог должен быть готов к тому, что дети с интеллектуальными нарушениями в адаптационный период могут сидеть под партой, не отпускать маму от себя, ходить по классу не понимая, зачем сидеть во время уроков, приносить из дома игрушки и играть,  могут запеть во время урока, хлопать в ладоши или топать, просить покушать.

Даже имея положительное отношение к школе, дети с интеллектуальной недостаточностью имеют внешнюю мотивацию, он не понимают для чего необходимо учиться, им нравится портфель, яркие учебники и тетради, радуется количеству, а не качеству оценок.

Не все дети с интеллектуальной недостаточностью первое время смогут просидеть 30-40 минут за партой.

В течение первых двух, а иногда и трех  месяцев обучения психолог сопровождает процесс адаптации вновь поступивших детей.

 Психологическое сопровождение детей в период адаптации:

·  создание системы психолого-педагогической поддержки всех  учащихся в период их школьной адаптации;

·  выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

·  диагностика оценки состояния ребёнка и его адаптивных возможностей;

·  определение причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития;

·  разработка коррекционных мероприятий с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации ребёнка;

·  создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществить развивающую, коррекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими  адаптационные трудности.

Диагностику, выявляющую степень адаптированности целесообразно проводить через месяц не раньше, после поступления ребёнка в школу

Рекомендуемые методики:

-Анкета Н.Г.Лускановой «Школьная мотивация и учебная активность»; Методика Гинзбурга «Изучение мотивов учения»;

- Анкета для изучения социально-психологической адаптации к школе учащегося с ограниченными возможностями здоровья (заполняется классным руководителем, обрабатывается психологом)

- Анкета для изучения психологического климата в коллективе и эффективности учебно-воспитательного процесса. (заполняется родителем)

С первой недели педагогом-психологом ведётся работа по сплочению детского коллектива.

Цель занятий помочь успешно адаптироваться, повысить самостоятельность, сформировать адекватное поведение у детей с интеллектуальными нарушениями и расширить возможности их общения в детском коллективе.

 Рекомендуемая примерная тематика занятий:

Занятие1. «Знакомство со школой»

Занятие 2 «Школьник – это Я.»

Занятие 3 «Урок и перемена»

Занятие 4. «Волшебные слова»

Занятие 5. «Трудности первоклассника»

Занятие 6. «Зачем нужно домашнее задание»

  1. Особенности развития детей с интеллектуальными нарушениями

Основные трудности ребёнка в школе будут связаны с  его пониженным интеллектом. Эти трудности возникают не от лени ребёнка, не от его неорганизованности или слабого контроля со стороны родителей, а от особенностей их когнитивных процессов. Кратко их рассмотрим.

 Хотелось бы отметить, то, что все познавательные процессы взаимосвязаны между собой, если например, у ребёнка неустойчивое внимание и он отвлекался во время объяснения учителем задачи или упражнения, то он не запомнит учебный материал, так как объём внимания был недостаточен.

 

Степень нарушения познавательных процессов зависит от тяжести дефекта.

Когнитивные процессы.

Внимание –

Характеризуется снижением устойчивости внимания, повышенной отвлекаемостью, обуславливающими невозможность выполнения учебных заданий в полном объеме;

- снижением концентрации внимания, что выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости;

- снижением объема внимания, проявляющимся в том, что школьник удерживает значительно меньший объем информации, чем тот, который необходим для решения учебной задачи;

- снижением избирательности внимания, характеризующимся тем, что учащиеся испытывают трудности в постановке цели деятельности и условий ее реализации;

- снижением распределения внимания, заключающимся в невозможности выполнения нескольких действий одновременно.

 Память 

Многочисленные комплексные исследования по проблеме школьной неуспеваемости выявили, что нарушения памяти отмечаются у 50% детей, испытывающих трудности в обучении.

  • преобладанием произвольных форм запоминания над непроизвольными;
  • медленным нарастанием продуктивности запоминания;

-неумением применять рациональные приемы запоминания (например, план при запоминании текста, классификации и т.д.);

- снижением объема запоминания;

  • нарушением порядка воспроизводимого цифрового и словесного материала, что объясняется недоразвитием функции самоконтроля;

- низкой избирательностью памяти.

Мышление 

Характеризуется преобладание конкретно-действенного и наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим (так как наибольшие сложности у детей вызывает решение словесно-логических задач), не понимают пословицы и поговорки, например пословица «Работать спустя рукава» они воспринимают буквально, что человек работает, а у него длинные спущенные рукава. Имеют склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий, недостаточная целенаправленность психической деятельности, слабость логической памяти.

Недостаточный уровень сформированности операций обобщения у детей с интеллектуальной недостаточностью отчетливо проявляется при выполнении заданий на группировку предметов по родовой и видовой принадлежности и использование обобщающих слов, с трудом овладевают счетными операциями.

Восприятие 

  • Характеризуется отсутствием умения целенаправленно и планомерно обследовать предметы;
  • нарушение целостности (учащиеся воспринимают изучаемый объект фрагментарно, уделяют внимание второстепенным деталям, испытывают трудности при выделении главных признаков);
  • замедление скорости восприятия и переработки учебной информации;

- затруднение узнавания знакомых предметов в непривычном ракурсе (изменение положения в пространстве, недостаточное освещение, предъявление нескольких объектов одновременно).

Речь - бедный словарный запас, пассивный словарь детей  с интеллектуальной недостаточностью больше активного,  он с трудом актуализируется, часто для воспроизведения слова требуется наводящий вопрос, недостаточная сформированность диалога, не осознают необходимости ясно и четко передавать содержание какого-либо события, то есть они не ориентируются на собеседника.

Также у детей с интеллектуальными нарушениями часто встречаются нарушения поведения.

Особенности поведенческого развития.

Эмоционально-волевые нарушения представлены органическим инфантилизмом при котором отмечаются преобладание игровых интересов над учебными, внушаемость, а также отсутствие критики в свой адрес. Эмоционально-волевая сфера характеризуется отсутствием живости и яркости, а игровая деятельность - однообразием, отсутствием творчества и воображения.

Ребёнок с интеллектуальной недостаточностью может устраивать драки без видимых на то причин, совершать необдуманные действия и поступки, которые носят импульсивный и хаотичный характер. Физически более слабые школьники легко подчиняются «авторитетам» и могут поддерживать своих «вожаков» даже тогда, когда те явно не правы.

Имеют слабость интеллектуальной регуляции эмоций, их малая дифференцированность, полярность, несоответствие внешним воздействиям по силе и содержанию, затруднения в развитии высших (интеллектуальных, моральных, эстетических) чувств, низкий уровень развития средств эмоциональной выразительности. Наряду с этим нередки болезненные расстройства чувств: раздражительность, эйфория, дисфория, апатия.

Какие можно использовать методики.-для когнитивных и поведенческих.

Методики для исследования познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы:

  • Оценка уровня развития внимания (методики «Фигурные таблицы», «Запомни и расставь точки», «Найди и вычеркни» Т.Д. Марцинковской и др. );
  • Оценка объема кратковременной, долговременной, логической и механической памяти  (Тест  «Воспроизведение текста», «Запомни пару», «10 предметов»);

        -Уровень  развития мышления  (тест «Способность к обучению в школе»                 Г. Вицлака., «Вырежи фигуру», «Чем залатать коврик», «Исключи лишнюю картинку»);

  • Оценка произвольности деятельности и саморегуляции (методика «Образец и правило»,  «Вежливость» Н.И. Гуткиной, «Домик» Н.И. Гуткиной). Методика на определение уровня самооценки «Лесенка», эмоционального развития «Приятно-неприятно» и другие

После диагностики мы в зависимости от выявленных проблем проводим коррекционную работу.

 Направления коррекционной работы

  1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
  1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
  • развитие зрительного, слухового восприятия и узнавания;
  • развитие зрительной памяти и внимания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие представлений о времени;
  1. Развитие различных видов мышления:
  • развитие наглядно-образного мышления;
  • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы –  групповые занятия по развитию толерантности; (например я проводила акцию цветок дружбы – дети младших классов раскрашивали цветок и дарили его с добрыми пожеланиями тому, кому хотелось, в 5-6 классах занятие на тему «Толерантность – это…» рассказывала, что такое толерантность, смотрели видеоролики посвящённые толерантности, а затем на ватмане лучиками солнца дети писали что такое толерантность…)

-групповые занятия на сплочение, сотрудничество; (например день объятий)

- групповые, индивидуальные занятия по развитию эмоционально-волевой сферы.

- сеансу релаксаций, снятие психоэмоционального напряжения. (Сейчас в некоторых школах, так же как и в нашей есть сенсорные комнаты, она очень способствует снятию психоэмоционального напряжения ребёнка и кроме того  богатая развивающая среда сенсорной комнаты позволяет проводить занятия на разную тематику.)

 

Далее подробнее остановимся о работе с педагогами и родителями, так как это тоже важная часть психолого-педагогического сопровождения ребёнка с интеллектуальной недостаточностью.

Какие проблемы могут возникнуть?

        Во-первых, многие педагоги могут испытывать чувство тревоги, так как боятся не справиться с возросшей ответственностью, не все учителя понимают суть и готовы к новым профессиональным ролям, которые появляются в связи с введением инклюзивного образования.

        Во-вторых, семьи нормально развивающихся детей могут испытывать сомнения и возражать против того, что в классе присутствуют «особые» учащиеся. Они опасаются, что это может привести к тому, что все внимание учителя будет направлено на детей с ОВЗ,  а другие дети в этом время не будут получать необходимую помощь.

        В- третьих, не все родители детей с ОВЗ готовы отдать своего ребенка в обычный класс, т.к. боятся, что его обидят или ему будет тяжело справляться с учебой наравне со сверстниками.

3.Психолого-педагогическое сопровождение педагогов.  

Основным психологическим «барьером» являются страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.

Учитель психологически не принимает ребенка, в успешности обучения которого не уверен. Учитель не знает, как оценивать его индивидуальные достижения, каким способом проверять его знания. В ситуации детей с сенсорными нарушениями появляется еще и коммуникативный барьер – барьер «непонимания». Наиболее проблемная группа – дети с нарушениями интеллекта. Они заведомо не смогут освоить учебную программу школы, учитель нацелен на результат. Педагог-психолог должен помочь учителю увидеть результат обучения ребёнка с интеллектуальными нарушениями исходя из его возможностей. Не должно быть сравнения с другими, мы ребёнка сравниваем только с самим собой. Для них чаще всего необходимо специальное построение индивидуального образовательного маршрута и использование иной программы обучения, что для педагога общеобразовательной школы крайне сложно (даже если школа лицензирована на несколько видов образовательных программ). В работе с таким ребёнком необходимо учитывать иные образовательные цели, нежели академические результаты. Удовлетворение особых образовательных потребностей этой категории детей во многом связано с возможностью получения ими специально организованного и осуществляемого по особым методикам трудового обучения, с социально-культурной адаптацией в обществе.

Педагоги, имеющие эффективный опыт работы в условиях инклюзивного образования, предлагают следующие способы включения:

1) принимать учеников с особыми образовательными потребностями «как любых других ребят в классе»;

2) включать их в те же виды активности, хотя ставить разные задачи;

3) вовлекать учеников в групповые формы работы и в групповое решение задач;

4) использовать активные формы обучения – манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования.

Психолог проводит  психолого-педагогическое просвещение педагогов.

Для педагогов периодически проводятся тренинговые занятия с психологом.

Проводится индивидуальная работа, консультации с педагогами.

4. Психолого педагогическое сопровождение родителей.

Отличительной особенностью взаимодействия школьного психолога с родителями в рамках инклюзивного образования имеет ряд отличительных особенностей, которые мы не можем не отметить, так, учитывая тот факт, что данный вид образования во многом выступает новой педагогической практикой, то, как и все новое инклюзивное образование встречает со стороны родителей разное отношение и понимание. Не все родители нормально развивающихся детей готовы учить своего ребёнка в одном классе с ребёнком с интеллектуальной недостаточностью, считая, что всё внимание педагога будет направлено на него, а также считая, что особый ребёнок окажет дурное влияние. И не все родители особого ребёнка готовы отдать его в класс, с  обычными детьми боясь насмешек и издевательств над своим ребёнком.

Поэтому работа школьного психолога должна строиться на принципах формировании положительного отношения к данному виду образования, на обеспечении психологической и эмоциональной безопасности, открытости  психолога, системности в работе, приоритете активных методов взаимодействия.

Методы работы с семьей:

Метод убеждения - помогает убедить родителей. С помощью данного метода можно добиться, чтобы родители сами начали искать путь выхода из сложившейся ситуации.

Метод наблюдения – помогает собрать больше материала для организации воспитательной работы в семье. Педагог-психолог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его досуговой деятельностью.

Метод бесед – один из самых распространенных методов при работе с родителями, позволяющий в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье и наметить пути их решения.

Формы работы с семьёй

  индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка;

  организация  мероприятий совместно с классным руководителем: посещение театров, музеев, выставок, выезд за город и пр.;

  образовательные семинары;

  психологические тренинги; общественные акции;

  пресс-клубы и тематические круглые столы; публикации опыта воспитания ребенка в семье; встречи с представителями власти;

  занятия в системе «ребенок — родитель — специалист»; участие в экспертизе динамики развития ребенка.

  •  Просмотр видеороликов об инклюзивной культуре (мы не говорим родителям, что в классе есть ребёнок с интеллектуальными нарушениями, им об этом сами дети скажут, мы рассказываем родителям об инклюзивном образовании в школе, об инклюзивной культуре.)

Таким образом психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальной недостаточностью в общеобразовательной организации в режиме инклюзии сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Спасибо за внимание!