Игровые технологии как средство успешной социализации учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
рабочая программа по теме

Учебно-методический материал представлен в виде реферата об испльзовании игровых технологий во внеурочной работе с детьми в коррекционной школе VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tekhnologii.docx76.37 КБ
Файл igrovye_tekhnologii.docx76.37 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 15»

г. Магнитогорска

Шумилина Татьяна Михайловна

воспитатель

Р Е Ф Е Р А Т

Игровые технологии как средство успешной социализации учащихся   с  интеллектуальной                недостаточностью.

Магнитогорск, 2011г.

Содержание:

I

 Пояснительная записка

2

II.

Цели и задачи программы

6

III.

Методы, используемые в практической работе

8

III.

Диагностический инструментарий

9

IV

Тематическое планирование

13

V

Прогнозируемый результат

14

VI

Результативность

14

VIII

Литература

18

IX

Приложения

Приложение 1.  Конспекты  занятий с применением игровых упражнений.

21

Приложение 2.  Психогимнастика

38

Приложение 3.  Коррекционно-развивающие игры, упражнения и этюды.

43

Приложение 4.  Игры и упражнения с детьми с затруднениями в общении.

49

Приложение 5.  Приемы  саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения

53

  1. Пояснительная записка.

Специальные исследования в области специальной психологии и коррекционной педагогики, направленные на изучение общих и специфических особенностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, показали, что для всех категорий «проблемных» школьников является характерным недоразвитие всех видов деятельности, прежде всего игры

В своих  научных работах следующие ученые: М.С Певзнер, С.Д. Забрамная, С.Я. Рубинштейн особое внимание обращают  на наличие следующих факторов в развитии  у детей с  отклонениями:

  • дефицит опыта общения, нарушение эмоциональных контактов (эмоциональная и социальная депривация);
  •  актуальное эмоциональное состояние (наличие депрессии, враждебности, тревожности, страхов);
  • недостаточный уровень умственного развития (задержка темпов интеллектуального развития, задержка психического развития и развития речи, социальная и педагогическая запущенность);
  • низкий уровень сформированности игры, недостаточная значимость игровых мотивов;
  •  нарушения поведения (агрессивность, гиперактивность, неуравновешенность, неуправляемость поведения);
  • низкий уровень сформированности мотивов установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Недоразвитие игры выражается, прежде всего:

  • в бедности социального содержания,
  •  доминировании предметного плана,
  • неустойчивости ролевого поведения,
  •  бедности и отсутствии продуктивного общения,
  • несформированности кооперативных умений,
  • снижении игрового программирования, произвольности, планирования и т.д.

Убедительно доказано, что ролевая игра в этом случае не приобретает статус ведущей деятельности и что её влияние на развитие ребенка чрезвычайно мало, а порой и ничтожно (Д.И. Аугене, Л.Б. Баряева, Н.А. Борисова, Г.Л. Выгодская, О.П. Гаврилушкина, Л.А. Головчиц, М.А. Егорова, Е.В.Золоткова, Т.Н. Исаева, А.В. Кроткова, Н.В. Симонова, Е.С. Слепович, Л.Г.Соловьева, Н.Д. Соколова, Л.И. Солнцева, А.С. Спиваковская, Н.К.Усольцева и др.).

В современной системе средствам воспитания воспитательной работы все большее место отводится активным приемам и средствам воспитания. Педагоги считают феномен игры уникальным явлением: являясь, по сути своей, развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в воспитание, в модель типа человеческих отношений.

Игра – не имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку, подростку, самоутвердиться, самореализоваться. Это деятельность, в процессе которой участники игры пробуют себя в различных социальных ролях. Т.о., игра является фактором социального развития личности.

        Понятие « игровые педагогические технологии» включают обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и воспитания, соответствующим ей педагогическим результатом.

Классификация (по Г.К. Селевко):

  • По области деятельности:

физические, интеллектуальные, трудовые, психологические, социальный;

  • По характеру педагогического процесса:

 обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.;

  • По характеру игровой  методики:

предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры- драматизации;

  • По предметной отрасли:

игры по всем школьным дисциплинам;

  • По игровой среде:

 игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные уличные, компьютерные и др.

Игра, по точному выражению крупнейшего отечественного психолога С. Л. Рубинштейна, является "практикой развития". Единство развивающих возможностей игры для формирования личности ребенка, с ограниченными возможностями, осуществляется:

  • во-первых, средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку с учетом степени и вида его инвалидности,
  • во-вторых, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер (к последним следует отнести разные направления игротерапии, включая куклотерапию, театротерапию) и др.

При использовании игротерапии существенно снижается уровень тревожности, активизируются процессы формирования и развития адекватной самооценки, вследствие чего улучшается качество межличностных отношений между детьми, их сверстниками, родителями и другими взрослыми.

При использование игры в социальной реабитализации детей с ограниченными возможностями необходимо помнить:

  • Прежде чем провести игру, необходимо выработать ее правила и критерии;
  • Надо заранее позаботиться о месте, где будет проходить игра. Оно быть обустроено так, чтобы каждому было комфортно:
  • Иногда надо привлекать к подготовке игры детей;
  • Добровольность – основа игры;
  • Нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;
  • В любой игре детям должна предоставляться возможность для импровизации;
  • Конец игры должен быть результативным – победа, поражение, ничья, а также ярким, эмоциональным и содержать анализ.
  • Состязательность в игре - это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.

II. Цели и задачи программы.

 Цели игровой терапии:

  • развитие социальных навыков,
  •  развитие контроля в эмоционально-волевой сфере,
  • развитие творческих способностей.

 Задачи игровой терапии:

  • сформировать чувство принадлежности к группе,
  • развивать навыки социального поведения,
  • формировать оптимистический склад мышления и мироощущения,
  • способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности,
  • формирование позитивного отношения к своему «Я»,
  • развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию,
  • учить выражать свое отношение к другим людям разными способами, формировать позитивное отношение к сверстникам
  • научить понимать свое собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительность движений, интонации, закреплять мимические навыки;
  • развивать умение расслабляться, снимать психоэмоциональное напряжение

-     учить ребенка прогнозировать ситуацию.

Обобщив материал ученых, занимающихся специальной педагогикой и коррекционной психологией, в программе по использованию игротерапии в развитии и коррекции детей с интеллектуальной недостаточностью, определяю  

Цель: Создание условий для воспитания личности учащегося, её всестороннего развития, удовлетворения индивидуальных потребностей, социализации, самореализации, профессионального самоопределения.

Задачи воспитания:

  1. Восполнение дефицита жизненного социального опыта,
  2. Формирование системы общественных связей человека и общества.                                                                                                                  
  3. Коррекция и развитие творческого и интеллектуального потенциала воспитанников, их познавательных и коммуникативных качеств.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          
  4. Коррекция и развитие социально развитой личности: воспитание адаптивных качеств, эмоциональной гибкости.
  5.  формирование правового самосознания, гражданской ответственности.
  6. Создание готовности к овладению профессией, профессионального самоопределения.

III.   Методы, используемые в практической работе:

Комплекс методов игровой коррекции:

  • арттерапию в различных ее видах (изотерапию, библиотерапию, музыкотерапию, имаготерапию, элементы танцевальной терапии, творческое рассказывание);
  • методы модификации поведения (кукольная драматизация, поведенческий тренинг, элементы психодрамы);
  • психогимнастику;
  • имитационные и ролевые игры;
  • элементы групповой дискуссии;
  • техники и приемы саморегуляции.

IV. Диагностический инструментарий.

Диагностический инструментарий для исследования особенностей эмоционально-личностной сферы, межличностных отношений ребенка.

  • Карта наблюдений за поведением ребенка и адаптационная карта – дают возможность оценить сформированность уровневой системы аффективной регуляции как одной из базовых составляющих психического развития.
  • Рисуночные проективные тесты:
  • «Дом – Дерево – Человек».
  • «Несуществующее животное».
  • «Рисунок своей семьи».
  • «Кинетический рисунок семьи».
  • «Моя школа».
  • «Кактус».
  • Тест тревожности для младших школьников Теммла, Дорки и Амена.
  • «Страхи в домиках» в модификации Панфилова.
  • Тест для определения уровня школьной тревожности у учащихся 1- 4 классов – Прихожан, Кондаш.
  • Методика выявления уровня тревожности у подростков.
  • Метод социометрии. Дж. Морено и модифицированный вариант социометрии в игровой форме.
  • Диагностика индивидуального уровня агрессивности.
  • Тест «Уровень тревожности у подростков».
  • Тест «Исследования школьной мотивации подростков».
  • Анкеты на выявление особенностей детско-родительских взаимоотношений (Захаровой, Марковской, Варга, Столина).
  • Модифицированный вариант теста «Рука» Вагнера.
  • Цветовой тест отношений Люшера.
  • Методика исследования самооценки Рубинштейн
  • Диагностика самооценки младших школьников «Лесенка», «Самый-самый».

Для анализа эмоционально волевой сферы и межличностных отношений ребенка использовала критерии С.Д. Забрамной и Е.И. Капланской, предложенные в книге «Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Новые учебные программы и методические материалы». Книга вторая. Под редакцией А.М Щербаковой, Москва, 2002год. Где С.Д. Забрамная и Е.И. Капланская: предлагают рассматривать эмоционально-волевую сферу по определенным параметрам, которые  затем фиксируются и отражаются в таблице:

  • эмоции:
  •  «Яркость» – интенсивность выражения эмоции, амплитуда: высокая, средняя, низкая.
  • «Инертность» - «застревание» на эмоции, невозможность быстро переключиться: высокая, средняя, низкая.
  • «Адекватность» - т. е. соответствие принятым нормам, смыслу ситуации может быть полная, неполная, отсутствие. Описываются наиболее устойчивые интересы и предпочтения.
  • «Мимические навыки» - навыки выражения эмоции: развитые, достаточные, неразвитые.
  • общение
  • «Реакция» - позитивная, достаточная, недостаточная.
  • «Доминирование» - высокое, незначительное, отсутствие
  • «Активность» - высокая, средняя, низкая
  • «Адекватность» - полная, неполная, отсутствие
  • «Умения» - развитое, достаточное, недостаточное.
  • Социальная адаптированность: амплитуда: высокая, средняя, низкая.
  • Самооценка
  • «Выраженная» - высокая, оптимальная, низкая
  • «Относительная» - высокая, оптимальная, низкая

Т. Г. Неретина   предлагает критерии:

  • произвольность деятельности;
  • отношение к оценке, результату;

Высокий уровень. Выполняет учебные правила, умеет сдерживать свои непосредственные побуждения. Длительно удерживает цель, стремится к достижению результата, преодолению трудностей. Заинтересован в оценке и результате. Владеет самоконтролем. Проявляет эмоционально - положительное отношение к позиции школьника. Адекватно реагирует на ситуации, способен гибко переключиться из одного эмоционального состояния в другое, сопереживать.

Средний уровень. Для сдерживания непосредственных побуждений и выполнения учебных правил требуется внешний контроль и стимуляция. Неспособен длительно удерживать цель. Невыраженное стремление к достижению результата и преодолению трудностей. Использует внешние средства мобилизации волевых усилий (закатывает глаза, берется за голову …). Неустойчивая заинтересованность в оценке и результате. Слабые навыки самоконтроля. Неосознанное отношение к позиции школьника (затрудняется в мотивации) Не всегда адекватно реагирует на ситуации. Может «застревать» на определенном эмоциональном состоянии.

Низкий уровень. Не способен сдерживать свои непосредственные побуждения, выполнять учебные правила. Не удерживает цель. Безразличен к оценке и результату. Отказывается от деятельности при наличии трудностей. Деятельность непроизвольна. Не способен действовать без внешней стимуляции. Школьная мотивация отсутствует. Характерны различные  нарушения эмоционально-волевой сферы (аффективный фон настроения, эйфоричность, негативизм).

В классе 10 человек: 4 девочки  и 6 мальчиков. В основном это дети с диагнозом олигофрения в легкой степени дебильности.

Деление класса на группы по М. Певзнер

I - группа (неосложненная): Руденко Настя, Теплов Дима, Юлдашева Роза

II - А - группа (возбудимые): Арзамасова Таня, Петросян Карина, Квитинский Кирилл

II - Б - группа (торпидные): Бардин Вадик

Ш - группа (с психопатоподобными формами поведения): Исламкин Никита,

Кушнарев Никита,   Печенкин Алеша

         

        

V. Тематическое планирование

 

Название темы

Количество

часов

I

1

2

3

4

5

6

7

8

«Учусь владеть собой»

Пиктограммы. Такие разные настроения

Как справиться с плохим настроением.

Как стать уверенным в себе.

Как сделать выбор.

Как добиваться успеха.

Трудное слово «нет».

Самооценка.

Уверенное и неуверенное поведение

II

1

2

3

4

5

6

7

8

«Ты мой друг и я твой друг»

Я глазами других

0бщение в жизни человека.

Ищу друга. Что такое дружба? Дружба и конфликт.

Учимся слушать друг друга. Правда и ложь. Зависть.

Искусство дарить и получать подарки.

Что такое хорошо и что такое плохо.

Обида, месть, прощение.

Доверие – вещь хрупкая.

 

III

1

2

3

4

5

6

7

Мир вокруг меня.

Культурный человек.

Чрезвычайные ситуации.

Закон. Права. Обязанности.

Имидж и твоя профессия.

Диктант ценностей.

Заповеди терпимости.

Мои гражданские позиции.

  VI.  Прогнозируемый результат.

  1. Наличие позитивного отношения к школе, одноклассникам, педагогам.
  2. Эмоционально-положительное восприятие детьми системы своих отношений с детьми и взрослыми, желание общаться со сверстниками.
  3. Устойчивая позитивная самооценка.
  4. Адекватное ситуациям эмоциональное реагирование и способность вести себя в соответствии с ситуацией.

        Таким образом, применение средств игротерапии позволит учащимся моего класса повысить свой уровень межличностного общения, уровень воспитанности, социальной активности.

VII. Результативность.

Диагностика сформированности адаптивных качеств личности учащихся

Сравнительный анализ за 2009-2010и за 2010-2011 учебный год показал, что:

  • улучшились отношения к школе, одноклассникам, педагогам.
  • более адекватной стала самооценка.
  • повышается социальная активность учащихся, они стали   участвовать в праздниках, благотворительных акциях, трудовых операциях класса и школы.

Диагностика сформированности эмоционально – волевой сферы учащихся

Инертность эмоций

Адекватность эмоций

Сформированность волевых усилий эмоций

Сформированность самооценки

По результатам диагностики наблюдений за учащимися можно сделать вывод о том, что

  • более стабильными   становятся эмоции детей,
  • наблюдается процесс формирования волевых усилий,
  • учащиеся более адекватно  эмоционально  реагируют на ситуацию  и способны вести себя в соответствии с ней.

Все это говорит о том, что есть необходимость продолжать работу по использованию игротерапии в развитии и коррекции детей с интеллектуальной недостаточностью, так как игровые технологии дают возможность:

показать существующие модели, стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях; разработать и использовать новые стратегии поведения; отработать, пережить, свои внутренние опасения и проблемы.

Но:

 В силу психофизических особенностей детей с интеллектуальной недостаточностью:

в повседневной жизни все еще оставляют желать лучшего межличностные отношения, нехватка эмоциональной гибкости, недостаток волевых качеств, самоконтроль и самоанализ поступков у некоторых детей.

VIII. Литература:

  1. Венецкая, А.Б., Исакова, Т.Г. Гармония общения (текст) / А.Б. Венецкая - Магнитогорск, МаГУ, 2004
  2. Венецкая, А.Б., Исакова, Т.Г., Соловьева И.В. Уроки мудрости, любви и доброты (текст) / А.Б. Венецкая - Магнитогорск, МаГУ, 2006.
  3. Забрамная, С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения (текст) / С.Д. Забрамная - Москва, Просвещение, 1988.
  4. Забрамная , С.Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей  (текст) / С.Д. Забрамная -  Москва, Просвещение, 1995.
  5.  Забрамная, С.Д., Капланская, Е.И. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Новые учебные программы и методические материалы. Книга вторая. Под редакцией А.М Щербаковой,  (текст) / С.Д. Забрамная - Москва, 2002год.
  6. Зайцев, Г.К., Зайцев, А.Г. Твое здоровье: регуляция психики (текст) / Г.К. Зайцев  - СПб, Детство-пресс, 2001
  7. Зинкевич – Евстигнеевой, Т.Д. Тренинги по сказкотерапии (текст) / Т.Д. Зинкевич - Естигнеева   - СПб : Речь, 2004 / Сборник программ по сказкотерапии
  8. Исаев,  Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. (текст) / Д.Н. Исаев – СПб.: Речь, 2003.
  9. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми (текст) / Л.М. Костина - СПб.: Речь, 2003.
  10. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей (текст) /  Н.Л. Кряжева - Ярославль, Академия развития, 1997
  11. Крюкова, С.В. , Слободяник, Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие (текст) /  С.В. Крюкова – М.: Генезис, 1999
  12. Медведева, Е.А., Левченко, И.Ю, Комиссарова, Л.Н., Добровольская, Т.А.  Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов (текст) /  Е.А. Медведева  М.: Академия, 2001.
  13. Микляева, А.В.,  Румянцева,  П.В. Диагностика и коррекция школьной тревожности: Практическое пособие (текст) / А.В. Микляева– М.: Речь, 2004
  14. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры (текст) / В.М Минаев -  Москва, АРКТИ, 2001.
  15. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология (текст) / Т.Г. Неретина – Магнитогорск, 2005г.
  16. Николаева, Е. И. Практическая психология для начальных классов. (текст) / Е.И, Николаева -  Санкт – Петербург, Социальная литература, 2003 г.
  17. Родионов, В.А. Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5 – 9 классов (текст) /  В.А. Родионов – Ярославль, Академия развития, 2002
  18. Родионов, В.А и др.  Я и другие. Тренинги  социальных навыков для учащихся 1 – 11 классов (текст) /  В.А. Родионов – Ярославль, Академия развития, 2003
  19. Семаго, Н.Я. , Семаго, М.М. Проблемные дети: Основа диагностической и коррекционной работы психолога-3-е изд., исп. и доп.- (текст) /  Н.Я. Семаго - М.:АРКТИ 2003.
  20. Соколова, О .А.  Мир общения. Этикет для детей. (текст) /  О.А Соколова - СПб., КАРО, 2003
  21. Слободяник, Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практическое пособие  (текст) / Н.П. Слободяник  – М.: Айрис – пресс, 2004.
  22. Степанова, О.А. Профилактика школьных трудностей: Методическое пособие(текст) /  О.А. Степанова  – М.: ТУ Сфера, 2003
  23. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника (текст) /  С.Я. Рубинштейн  - М.: Просвещение, 1979.
  24. Чистякова. М.И. Психогимнастика (текст) / М.И. Чистякова - М., «Просвещение», 1990 г.
  25. Школьник Т.  Тесты для детей. (текст) /  Т. Школьник - Москва, Издательство «Вербо»,2001



Предварительный просмотр:

 Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 15»

г. Магнитогорска

Шумилина Татьяна Михайловна

воспитатель

Р Е Ф Е Р А Т

Игровые технологии как средство успешной социализации учащихся   с  интеллектуальной                недостаточностью.

Магнитогорск, 2011г.

Содержание:

I

 Пояснительная записка

2

II.

Цели и задачи программы

6

III.

Методы, используемые в практической работе

8

III.

Диагностический инструментарий

9

IV

Тематическое планирование

13

V

Прогнозируемый результат

14

VI

Результативность

14

VIII

Литература

18

IX

Приложения

Приложение 1.  Конспекты  занятий с применением игровых упражнений.

21

Приложение 2.  Психогимнастика

38

Приложение 3.  Коррекционно-развивающие игры, упражнения и этюды.

43

Приложение 4.  Игры и упражнения с детьми с затруднениями в общении.

49

Приложение 5.  Приемы  саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения

53

  1. Пояснительная записка.

Специальные исследования в области специальной психологии и коррекционной педагогики, направленные на изучение общих и специфических особенностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, показали, что для всех категорий «проблемных» школьников является характерным недоразвитие всех видов деятельности, прежде всего игры

В своих  научных работах следующие ученые: М.С Певзнер, С.Д. Забрамная, С.Я. Рубинштейн особое внимание обращают  на наличие следующих факторов в развитии  у детей с  отклонениями:

  • дефицит опыта общения, нарушение эмоциональных контактов (эмоциональная и социальная депривация);
  •  актуальное эмоциональное состояние (наличие депрессии, враждебности, тревожности, страхов);
  • недостаточный уровень умственного развития (задержка темпов интеллектуального развития, задержка психического развития и развития речи, социальная и педагогическая запущенность);
  • низкий уровень сформированности игры, недостаточная значимость игровых мотивов;
  •  нарушения поведения (агрессивность, гиперактивность, неуравновешенность, неуправляемость поведения);
  • низкий уровень сформированности мотивов установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Недоразвитие игры выражается, прежде всего:

  • в бедности социального содержания,
  •  доминировании предметного плана,
  • неустойчивости ролевого поведения,
  •  бедности и отсутствии продуктивного общения,
  • несформированности кооперативных умений,
  • снижении игрового программирования, произвольности, планирования и т.д.

Убедительно доказано, что ролевая игра в этом случае не приобретает статус ведущей деятельности и что её влияние на развитие ребенка чрезвычайно мало, а порой и ничтожно (Д.И. Аугене, Л.Б. Баряева, Н.А. Борисова, Г.Л. Выгодская, О.П. Гаврилушкина, Л.А. Головчиц, М.А. Егорова, Е.В.Золоткова, Т.Н. Исаева, А.В. Кроткова, Н.В. Симонова, Е.С. Слепович, Л.Г.Соловьева, Н.Д. Соколова, Л.И. Солнцева, А.С. Спиваковская, Н.К.Усольцева и др.).

В современной системе средствам воспитания воспитательной работы все большее место отводится активным приемам и средствам воспитания. Педагоги считают феномен игры уникальным явлением: являясь, по сути своей, развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в воспитание, в модель типа человеческих отношений.

Игра – не имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку, подростку, самоутвердиться, самореализоваться. Это деятельность, в процессе которой участники игры пробуют себя в различных социальных ролях. Т.о., игра является фактором социального развития личности.

        Понятие « игровые педагогические технологии» включают обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и воспитания, соответствующим ей педагогическим результатом.

Классификация (по Г.К. Селевко):

  • По области деятельности:

физические, интеллектуальные, трудовые, психологические, социальный;

  • По характеру педагогического процесса:

 обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.;

  • По характеру игровой  методики:

предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры- драматизации;

  • По предметной отрасли:

игры по всем школьным дисциплинам;

  • По игровой среде:

 игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные уличные, компьютерные и др.

Игра, по точному выражению крупнейшего отечественного психолога С. Л. Рубинштейна, является "практикой развития". Единство развивающих возможностей игры для формирования личности ребенка, с ограниченными возможностями, осуществляется:

  • во-первых, средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку с учетом степени и вида его инвалидности,
  • во-вторых, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер (к последним следует отнести разные направления игротерапии, включая куклотерапию, театротерапию) и др.

При использовании игротерапии существенно снижается уровень тревожности, активизируются процессы формирования и развития адекватной самооценки, вследствие чего улучшается качество межличностных отношений между детьми, их сверстниками, родителями и другими взрослыми.

При использование игры в социальной реабитализации детей с ограниченными возможностями необходимо помнить:

  • Прежде чем провести игру, необходимо выработать ее правила и критерии;
  • Надо заранее позаботиться о месте, где будет проходить игра. Оно быть обустроено так, чтобы каждому было комфортно:
  • Иногда надо привлекать к подготовке игры детей;
  • Добровольность – основа игры;
  • Нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;
  • В любой игре детям должна предоставляться возможность для импровизации;
  • Конец игры должен быть результативным – победа, поражение, ничья, а также ярким, эмоциональным и содержать анализ.
  • Состязательность в игре - это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.

II. Цели и задачи программы.

 Цели игровой терапии:

  • развитие социальных навыков,
  •  развитие контроля в эмоционально-волевой сфере,
  • развитие творческих способностей.

 Задачи игровой терапии:

  • сформировать чувство принадлежности к группе,
  • развивать навыки социального поведения,
  • формировать оптимистический склад мышления и мироощущения,
  • способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности,
  • формирование позитивного отношения к своему «Я»,
  • развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию,
  • учить выражать свое отношение к другим людям разными способами, формировать позитивное отношение к сверстникам
  • научить понимать свое собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительность движений, интонации, закреплять мимические навыки;
  • развивать умение расслабляться, снимать психоэмоциональное напряжение

-     учить ребенка прогнозировать ситуацию.

Обобщив материал ученых, занимающихся специальной педагогикой и коррекционной психологией, в программе по использованию игротерапии в развитии и коррекции детей с интеллектуальной недостаточностью, определяю  

Цель: Создание условий для воспитания личности учащегося, её всестороннего развития, удовлетворения индивидуальных потребностей, социализации, самореализации, профессионального самоопределения.

Задачи воспитания:

  1. Восполнение дефицита жизненного социального опыта,
  2. Формирование системы общественных связей человека и общества.                                                                                                                  
  3. Коррекция и развитие творческого и интеллектуального потенциала воспитанников, их познавательных и коммуникативных качеств.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          
  4. Коррекция и развитие социально развитой личности: воспитание адаптивных качеств, эмоциональной гибкости.
  5.  формирование правового самосознания, гражданской ответственности.
  6. Создание готовности к овладению профессией, профессионального самоопределения.

III.   Методы, используемые в практической работе:

Комплекс методов игровой коррекции:

  • арттерапию в различных ее видах (изотерапию, библиотерапию, музыкотерапию, имаготерапию, элементы танцевальной терапии, творческое рассказывание);
  • методы модификации поведения (кукольная драматизация, поведенческий тренинг, элементы психодрамы);
  • психогимнастику;
  • имитационные и ролевые игры;
  • элементы групповой дискуссии;
  • техники и приемы саморегуляции.

IV. Диагностический инструментарий.

Диагностический инструментарий для исследования особенностей эмоционально-личностной сферы, межличностных отношений ребенка.

  • Карта наблюдений за поведением ребенка и адаптационная карта – дают возможность оценить сформированность уровневой системы аффективной регуляции как одной из базовых составляющих психического развития.
  • Рисуночные проективные тесты:
  • «Дом – Дерево – Человек».
  • «Несуществующее животное».
  • «Рисунок своей семьи».
  • «Кинетический рисунок семьи».
  • «Моя школа».
  • «Кактус».
  • Тест тревожности для младших школьников Теммла, Дорки и Амена.
  • «Страхи в домиках» в модификации Панфилова.
  • Тест для определения уровня школьной тревожности у учащихся 1- 4 классов – Прихожан, Кондаш.
  • Методика выявления уровня тревожности у подростков.
  • Метод социометрии. Дж. Морено и модифицированный вариант социометрии в игровой форме.
  • Диагностика индивидуального уровня агрессивности.
  • Тест «Уровень тревожности у подростков».
  • Тест «Исследования школьной мотивации подростков».
  • Анкеты на выявление особенностей детско-родительских взаимоотношений (Захаровой, Марковской, Варга, Столина).
  • Модифицированный вариант теста «Рука» Вагнера.
  • Цветовой тест отношений Люшера.
  • Методика исследования самооценки Рубинштейн
  • Диагностика самооценки младших школьников «Лесенка», «Самый-самый».

Для анализа эмоционально волевой сферы и межличностных отношений ребенка использовала критерии С.Д. Забрамной и Е.И. Капланской, предложенные в книге «Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Новые учебные программы и методические материалы». Книга вторая. Под редакцией А.М Щербаковой, Москва, 2002год. Где С.Д. Забрамная и Е.И. Капланская: предлагают рассматривать эмоционально-волевую сферу по определенным параметрам, которые  затем фиксируются и отражаются в таблице:

  • эмоции:
  •  «Яркость» – интенсивность выражения эмоции, амплитуда: высокая, средняя, низкая.
  • «Инертность» - «застревание» на эмоции, невозможность быстро переключиться: высокая, средняя, низкая.
  • «Адекватность» - т. е. соответствие принятым нормам, смыслу ситуации может быть полная, неполная, отсутствие. Описываются наиболее устойчивые интересы и предпочтения.
  • «Мимические навыки» - навыки выражения эмоции: развитые, достаточные, неразвитые.
  • общение
  • «Реакция» - позитивная, достаточная, недостаточная.
  • «Доминирование» - высокое, незначительное, отсутствие
  • «Активность» - высокая, средняя, низкая
  • «Адекватность» - полная, неполная, отсутствие
  • «Умения» - развитое, достаточное, недостаточное.
  • Социальная адаптированность: амплитуда: высокая, средняя, низкая.
  • Самооценка
  • «Выраженная» - высокая, оптимальная, низкая
  • «Относительная» - высокая, оптимальная, низкая

Т. Г. Неретина   предлагает критерии:

  • произвольность деятельности;
  • отношение к оценке, результату;

Высокий уровень. Выполняет учебные правила, умеет сдерживать свои непосредственные побуждения. Длительно удерживает цель, стремится к достижению результата, преодолению трудностей. Заинтересован в оценке и результате. Владеет самоконтролем. Проявляет эмоционально - положительное отношение к позиции школьника. Адекватно реагирует на ситуации, способен гибко переключиться из одного эмоционального состояния в другое, сопереживать.

Средний уровень. Для сдерживания непосредственных побуждений и выполнения учебных правил требуется внешний контроль и стимуляция. Неспособен длительно удерживать цель. Невыраженное стремление к достижению результата и преодолению трудностей. Использует внешние средства мобилизации волевых усилий (закатывает глаза, берется за голову …). Неустойчивая заинтересованность в оценке и результате. Слабые навыки самоконтроля. Неосознанное отношение к позиции школьника (затрудняется в мотивации) Не всегда адекватно реагирует на ситуации. Может «застревать» на определенном эмоциональном состоянии.

Низкий уровень. Не способен сдерживать свои непосредственные побуждения, выполнять учебные правила. Не удерживает цель. Безразличен к оценке и результату. Отказывается от деятельности при наличии трудностей. Деятельность непроизвольна. Не способен действовать без внешней стимуляции. Школьная мотивация отсутствует. Характерны различные  нарушения эмоционально-волевой сферы (аффективный фон настроения, эйфоричность, негативизм).

В классе 10 человек: 4 девочки  и 6 мальчиков. В основном это дети с диагнозом олигофрения в легкой степени дебильности.

Деление класса на группы по М. Певзнер

I - группа (неосложненная): Руденко Настя, Теплов Дима, Юлдашева Роза

II - А - группа (возбудимые): Арзамасова Таня, Петросян Карина, Квитинский Кирилл

II - Б - группа (торпидные): Бардин Вадик

Ш - группа (с психопатоподобными формами поведения): Исламкин Никита,

Кушнарев Никита,   Печенкин Алеша

         

        

V. Тематическое планирование

 

Название темы

Количество

часов

I

1

2

3

4

5

6

7

8

«Учусь владеть собой»

Пиктограммы. Такие разные настроения

Как справиться с плохим настроением.

Как стать уверенным в себе.

Как сделать выбор.

Как добиваться успеха.

Трудное слово «нет».

Самооценка.

Уверенное и неуверенное поведение

II

1

2

3

4

5

6

7

8

«Ты мой друг и я твой друг»

Я глазами других

0бщение в жизни человека.

Ищу друга. Что такое дружба? Дружба и конфликт.

Учимся слушать друг друга. Правда и ложь. Зависть.

Искусство дарить и получать подарки.

Что такое хорошо и что такое плохо.

Обида, месть, прощение.

Доверие – вещь хрупкая.

 

III

1

2

3

4

5

6

7

Мир вокруг меня.

Культурный человек.

Чрезвычайные ситуации.

Закон. Права. Обязанности.

Имидж и твоя профессия.

Диктант ценностей.

Заповеди терпимости.

Мои гражданские позиции.

  VI.  Прогнозируемый результат.

  1. Наличие позитивного отношения к школе, одноклассникам, педагогам.
  2. Эмоционально-положительное восприятие детьми системы своих отношений с детьми и взрослыми, желание общаться со сверстниками.
  3. Устойчивая позитивная самооценка.
  4. Адекватное ситуациям эмоциональное реагирование и способность вести себя в соответствии с ситуацией.

        Таким образом, применение средств игротерапии позволит учащимся моего класса повысить свой уровень межличностного общения, уровень воспитанности, социальной активности.

VII. Результативность.

Диагностика сформированности адаптивных качеств личности учащихся

Сравнительный анализ за 2009-2010и за 2010-2011 учебный год показал, что:

  • улучшились отношения к школе, одноклассникам, педагогам.
  • более адекватной стала самооценка.
  • повышается социальная активность учащихся, они стали   участвовать в праздниках, благотворительных акциях, трудовых операциях класса и школы.

Диагностика сформированности эмоционально – волевой сферы учащихся

Инертность эмоций

Адекватность эмоций

Сформированность волевых усилий эмоций

Сформированность самооценки

По результатам диагностики наблюдений за учащимися можно сделать вывод о том, что

  • более стабильными   становятся эмоции детей,
  • наблюдается процесс формирования волевых усилий,
  • учащиеся более адекватно  эмоционально  реагируют на ситуацию  и способны вести себя в соответствии с ней.

Все это говорит о том, что есть необходимость продолжать работу по использованию игротерапии в развитии и коррекции детей с интеллектуальной недостаточностью, так как игровые технологии дают возможность:

показать существующие модели, стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях; разработать и использовать новые стратегии поведения; отработать, пережить, свои внутренние опасения и проблемы.

Но:

 В силу психофизических особенностей детей с интеллектуальной недостаточностью:

в повседневной жизни все еще оставляют желать лучшего межличностные отношения, нехватка эмоциональной гибкости, недостаток волевых качеств, самоконтроль и самоанализ поступков у некоторых детей.

VIII. Литература:

  1. Венецкая, А.Б., Исакова, Т.Г. Гармония общения (текст) / А.Б. Венецкая - Магнитогорск, МаГУ, 2004
  2. Венецкая, А.Б., Исакова, Т.Г., Соловьева И.В. Уроки мудрости, любви и доброты (текст) / А.Б. Венецкая - Магнитогорск, МаГУ, 2006.
  3. Забрамная, С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения (текст) / С.Д. Забрамная - Москва, Просвещение, 1988.
  4. Забрамная , С.Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей  (текст) / С.Д. Забрамная -  Москва, Просвещение, 1995.
  5.  Забрамная, С.Д., Капланская, Е.И. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Новые учебные программы и методические материалы. Книга вторая. Под редакцией А.М Щербаковой,  (текст) / С.Д. Забрамная - Москва, 2002год.
  6. Зайцев, Г.К., Зайцев, А.Г. Твое здоровье: регуляция психики (текст) / Г.К. Зайцев  - СПб, Детство-пресс, 2001
  7. Зинкевич – Евстигнеевой, Т.Д. Тренинги по сказкотерапии (текст) / Т.Д. Зинкевич - Естигнеева   - СПб : Речь, 2004 / Сборник программ по сказкотерапии
  8. Исаев,  Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. (текст) / Д.Н. Исаев – СПб.: Речь, 2003.
  9. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми (текст) / Л.М. Костина - СПб.: Речь, 2003.
  10. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей (текст) /  Н.Л. Кряжева - Ярославль, Академия развития, 1997
  11. Крюкова, С.В. , Слободяник, Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие (текст) /  С.В. Крюкова – М.: Генезис, 1999
  12. Медведева, Е.А., Левченко, И.Ю, Комиссарова, Л.Н., Добровольская, Т.А.  Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов (текст) /  Е.А. Медведева  М.: Академия, 2001.
  13. Микляева, А.В.,  Румянцева,  П.В. Диагностика и коррекция школьной тревожности: Практическое пособие (текст) / А.В. Микляева– М.: Речь, 2004
  14. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры (текст) / В.М Минаев -  Москва, АРКТИ, 2001.
  15. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология (текст) / Т.Г. Неретина – Магнитогорск, 2005г.
  16. Николаева, Е. И. Практическая психология для начальных классов. (текст) / Е.И, Николаева -  Санкт – Петербург, Социальная литература, 2003 г.
  17. Родионов, В.А. Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5 – 9 классов (текст) /  В.А. Родионов – Ярославль, Академия развития, 2002
  18. Родионов, В.А и др.  Я и другие. Тренинги  социальных навыков для учащихся 1 – 11 классов (текст) /  В.А. Родионов – Ярославль, Академия развития, 2003
  19. Семаго, Н.Я. , Семаго, М.М. Проблемные дети: Основа диагностической и коррекционной работы психолога-3-е изд., исп. и доп.- (текст) /  Н.Я. Семаго - М.:АРКТИ 2003.
  20. Соколова, О .А.  Мир общения. Этикет для детей. (текст) /  О.А Соколова - СПб., КАРО, 2003
  21. Слободяник, Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практическое пособие  (текст) / Н.П. Слободяник  – М.: Айрис – пресс, 2004.
  22. Степанова, О.А. Профилактика школьных трудностей: Методическое пособие(текст) /  О.А. Степанова  – М.: ТУ Сфера, 2003
  23. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника (текст) /  С.Я. Рубинштейн  - М.: Просвещение, 1979.
  24. Чистякова. М.И. Психогимнастика (текст) / М.И. Чистякова - М., «Просвещение», 1990 г.
  25. Школьник Т.  Тесты для детей. (текст) /  Т. Школьник - Москва, Издательство «Вербо»,2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство успешной социализации.

Материалы выступления на методическом совете.Счастье-это когда тебя понимают! Можно переформулировать данную фразу: Счастье - когда ты умеешь быть понятным-и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в о...

Педагогические технологии как средство успешного развития учащихся (Модульное обучение)

В работе представлены  возможности современных технологий при изучении математики в рамках ФГОС второго поколения, когда от учителя требуется не выдавать объем знаний и умений, а обучение с...

«Физическая культура (игровые технологии) как средство социализации личности ребёнка в процессе образования»

Творческая работа попредмету "физическая культура"(позволит повысить успеваемостьна уроках в начальной школе,решит проблемы с дисциплиной, повысит интерес к предмету)...

Доклад по теме: « Игровые технологии как средство развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Изучение английского языка с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе...

Статья по теме : Формирование финансовой грамотности как средство успешной социализации учащихся при получении среднего общего образования

В данной статье представлен опыт реализации программы внеурочной деятельности            «Основы        ...

Статья "Формирование финансовой грамотности как средство успешной социализации учащихся при получении среднего общего образования"

Статья  "Формирование финансовой грамотности  как средство успешной социализации учащихся  при получении среднего общего образования"...