Доклад по теме: « Игровые технологии как средство развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
материал по английскому языку на тему

Изучение английского языка с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Доклад

                     По теме: « Игровые технологии

                 как средство развития и  социализации детей

                  с ограниченными возможностями здоровья

                                                               Выполнила: Ахметзянова А.П.                                                                              

                                                                Учитель английского языка

                                                                МБОУ «СШ № 42»

 

                                                                         

                                                                         

                                                   

                                         

                                           2016 год

C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. Это не только часто болеющие дети, но и дети с повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП).

 Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме. Главное в  образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.

внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп

мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения.

Необходима специальная методическая организация занятий для этих детей.

Учитывая нарушения здоровья в каждом конкретном случае  мы создаём  индивидуальную программу работы с ребёнком, но при этом учитываем общие особенности этих детей:

1.Ограниченные представления об окружающем мире;

 2.   повышенная впечатлительность (тревожность):

 3. повышенная утомляемость.

Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство.

 4. отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

   учебно- воспитательный  процесс выстраивается  на основе  

  индивидуального образовательного  маршрута для ученика.        Под индивидуальным образовательным маршрутом ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении мы понимаем систему конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.

Я имею  довольно большой опыт работы с такими детьми.  Я работала на протяжении 2 лет только с детьми с ОВЗ как в условиях домашнего обучения, так и в школе организуя индивидуальные занятия.  

у меня обучалось 8 учеников начальной школы, все с разными особенностями здоровья,  я не работала в классах где обучались эти ученики, а только отдельно с ними.  Приоритетным в своей деятельности я определила применение игровых технологий и ситуаций, что позволяло повышать мотивацию и интерес у ребенка, не только к процессу обучения, но и к изучаемому предмету.  Игра активизирует обучающихся и позволяет сделать учебный процесс интересным и несложным, в то же время, заставляя детей переживать и относиться с ответственностью. А это и есть мощный стимул к овладению иностранным языком.

Для обучающихся игра – это путь к познанию. Я    использую   игру в дополнение порой к скучным, однообразным, повторяющимся из урока в урок методическим приёмам. Ученики, играя, даже забывают, что идет урок, и с удовольствием вливаются в процесс обучения. приходится    быть всегда участником игры.  

На таких уроках их очень легко заинтересовать, сделать активными при проверке пройденного материала, либо заинтересовать в нахождении новой информации, т.е. создать мотивацию, которой часто не хватает нашим детям. Не нужно забывать, что игра способствует развитию таких качеств, как инициативность и самостоятельность.

Итак, игра представляет собой ситуативно-вариативное упражнение, где создается множество возможностей для повторения речевого образца в условиях максимально приближенных к реальному речевому общению с различными признаками общения целенаправленности и так далее.

В своем докладе я хотела бы представить игры, которые чаще всего использую на своих уроках английского языка и которые больше всего нравятся моим учащимся.

Типы игр:

1. Фонетические игры.

2. Лексические игры.

3. Грамматические игры.

4.Игры для обучения чтению

5. Игры для обучения говорению.

6.Игры для обучения аудированию.

1. Фонетические игры.

Так как фонетике мы отводим очень мало времени на уроках, техника чтения учащихся, как правило, отстает от нормы. Я считаю, что фонетические навыки нельзя недооценивать на уроках английского языка, так как неправильное произношение хотя бы одного звука в слове может потерять его смысл. Фонетические навыки можно отнести к числу наиболее «хрупких»; они больше других подвержены деавтоматизации.

На начальном этапе обучения, среди фонетических игр, можно выделить игры-загадки, игры-имитации, игры-соревнования, игры-лото со звуками, игры с предметами, игры на внимательность.

2. Лексические игры.

В лексических играх мы формируем речь учащихся. Слова хранятся в памяти тематическими группами, поэтому, когда мы формируем базовый словарь нам необходимо вводить новые лексические единицы. Здесь можно выделить лексические темы: семья, внешность, домашние животные, еда, одежда, дом, школа, звери, цвет и другие. Чтобы слова и выражения запоминались прочно, их надо много раз повторять.

При обучении лексике целесообразно использовать игры на карточках, картинках или кубиках.

Игра – части тела.

Учитель называет части тела, а ребёнок  показывает их на себе или на подготовленных иллюстрациях

Ромашка

Для этой игры мы делаем ромашку. На её лепестках, изображены предметы по лексическим темам, наиболее употребительные лексические единицы.

Так же есть дополнительный набор карточек-лепестков, дублирующих изображения предметов основной «ромашки». Эти карточки выдаю ученику и часть оставляю себе.

Например, по теме «Семья» - «The family» ученик  получает карточки с изображением семьи: бабушка, дедушка, мама, папа и т.д.,  часть карточек у него, часть у учителя и   мы по очереди раскладываем карточки - лепестки на основной «ромашке»,  называя каждый предмет по-английски.

3. Грамматические игры.

Грамматические навыки – это фундамент, без которого, как я думаю, может легко разрушиться всё хрупкое здание коммуникативности. Разумное использование таких игр на уроках -это надёжное средство формирования грамматических навыков.

4.Игры для обучения чтению.

Игровые упражнения для обучения чтению – это упражнения, которые направлены на закрепление буквенно-звуковых связей, творческие задания на установление соответствия предлагаемых рисунков - содержанию текста.

Взаимосвязь чтения с другими коммуникативными навыками и умениями может осуществляться посредством изобразительной деятельности.

Следует отметить следующие игры для обучения чтению: «Восстанови слово», «На приёме у окулиста», «Подбери соответствующий рисунок».

5. Игры для обучения говорению.

Человеческая речь – это деятельность, которая зависит от других её видов, которые стимулируют говорение. Игра помогает создавать реальные ситуации, которые необходимы для порождения речи. Игры для обучения говорению очень разнообразны. В основе их -пересказ, описание иллюстрации, составление и воспроизведение текста как по плану, так на основе ключевых слов, таблиц, чертежей, рисунков, схем и т. д.

Наиболее интересным примером может служить рассказ – игра с помощью подстановочных таблиц по теме «Внешность».

Внешность

С помощью подстановочных таблиц постепенно появляются глаза, нос, рот, щёки, волосы, уши и т.д. В результате поэтапно собирается весь портрет.

 

4. Знакомство учителя с детьми.

 

Игра пристрастия или предпочтения. Это очень важный этап выстраивания отношений.  Ученик называет свое имя, говорит, что он любит делать и имитирует это действие.

Пример:” My name is Kate, I like cooking” (и имитирует приготовление чего-либо, например, яичницы). Задача учителя максимально  определить, что стоит за имитацией и даже предложить свою имитацию каких-то предпочтений. Вполне возможно, что у ученика и учителя могут   совпасть увлечения, интересы.

6. Игры для обучения аудированию.

Данные игры представляют собой восприятие информации учеником на слух нужно только учитывать, что такие игры не применяются в работе с детьми имеющими проблемы со слухом). Самыми интересными являются следующие игры.

Творческий диктант.

Учитель диктует отдельные предложения (слова, фразы, рассказ). А ученик  рисует то, что слышал. Затем  он делает подписи под рисунками слова, фразы, рассказ).

Так шаг за шагом, преодолевая страх перед новым и неизвестным, ученики продвигаются вперёд. А игра, которая нравится ученикам, и правила которой они хорошо знают, может использоваться вновь и вновь.

Самое главное, чтобы она была естественным продолжением ситуации на занятии. Необходимо помнить, что цель игры – обучение иностранному языку.

Подчеркивая важность и необходимость использование игрового метода на уроках английского языка в младшей школе процитирую практикующего американского психолога Джерома Брунера: "Игра – особо организованное занятие, требующее напряжение эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих и превращает абстрактную и потому неинтересную для них деятельность на уроке в конкретную и интересную”. Работая с такими особыми детьми часто оказываешься в ситуации, что готовых игр для данной работы нет. Поэтому приходилось постоянно моделировать игровые ситуации, придумывать сюжеты  ролевых игр, так не совсем успешные в  жизни в вопросах здоровья такие дети получали опыт преодоления этих трудностей в игре.  Я старалась интересоваться увлечениями детей и при поддержке учителей начальной школы  включать их в жизнь класса. Иногда готовила небольшие презентации о мире увлечений таких детей и просила учителей представить их на классных часах, потом постепенно и сами ребята стали приходить на такие  классные часы.  Хороший результат дает использование так называемых неотправленных писем. Мы сочиняли письма классу  и одноклассники определяли, кто автор этого письма.   У некоторых ребят были речевые проблемы и открыто выступить перед  одноклассниками им было сложно, такие письма открывали их классу.  В такую работу важно вовлечь, как детей, так и их родителей.  Часто для проведения занятий мне нужны были пособия, которых нет в готовом виде (пример инсценировка сказки, стихотворения) и родители с удовольствием поддерживали мои начинания.  Конечно не все, но насколько ближе после такой совместной работы становились отношения между ними, это и был так необходимый социальный опыт, который дети приобретали в специально организованных условиях.   После каждого нашего занятия если с дети считали, что оно прошло успешно, просила прикрепить листок на дерево успеха, для этого придумала такое дерево, родители вырезали его из картона, каждый из моих учеников имели листочки своего цвета.  Ребята очень радовались, когда их листочков на дереве было больше.   Всегда приходила на  родительские собрания класса и потом вместе с родителями моих особых детей  радовалась, когда на собраниях среди представленных детских работ были и их работы.    

Работа с такими детьми  - это    наглядный материал постоянно (карточки, картинки, компьютер, видео, аудио-материалы). Дети были все абсолютно разные, и обучение проходило в разных режимах и с разным темпом. Работа эта очень трудоёмкая, ты должен быть способен взять на себя роль  и воспитателя, иногда логопеда, психолога и всех специалистов штата школы.  Всё это  требует постоянной работы над собой,   непрерывного повышения квалификации, потому что дефицит знаний и опыта иногда обнаруживала там,   где  все мне казалось известно.  Ни единого варианта работы и выстроенного маршрута по которому прошёл с каким-то отдельным учеником невозможно применить полностью   к другому ученику с такими же проблемами. Поэтому  без  гибкого реагирования  и быстрой  адаптацию учителя к психологическому и физическому состоянию и комфорту таких обучающихся невозможно выстроить образовательный процесс.  Открытость общения, чуткость и взаимопонимание, смена форм и методов в течении работы , даже в рамках одного урока!  Еще очень важно взаимодействие между учителями, тебе самому нужно научится быть открытым к сотрудничеству. Я снова работаю с  особой ученицей  2-го класса, в моем арсенале есть много апробированных приёмов и средств, я могу более широко применять  дистанционные технологии для общения, объяснения иногда домашнего задания творческого характера, но у меня есть и другие ученики, что позволяет мне выстраивать ориентиры намеченных целей развития  с учетом социального опыта сверстников моей ученицы,  но темпы овладения им у нас другие.  У неё высокий уровень интеллекта и мне нужно опираясь на этот важный факт внедрять  адекватные  её состоянию  здоровья  методы обучения и воспитания с учётом   особых образовательных потребностей.   Физическое состояние моей ученицы не позволяет ей свободно двигаться, так что традиционные физкультминутки (чтобы отвлечься), нам не подходят, в этом случае я использую разминки для рук, например считалки на пальчиках, разминки для глаз, минутки релаксации ( в некоторых случаях, нужно просто полежать, а потом снова продолжить занятие). Так как моя ученица очень позитивный человек, она активно участвует в жизни класса. Выезды в театр, на утренники, собрания класса  активно поддерживаются родителями этой девочки и они всячески оказывают содействие.

Подводя итоги своего выступления я хочу еще раз подчеркнуть  возможно прописные но так необходимые условия успешности работы:

 При обучении такого ребенка следует разговаривать с ним спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение.

Принимать ребенка таким, какой он есть;

Как можно чаще общаться с ребенком; Избегать переутомления; Использовать упражнения на релаксацию; Не сравнивать ребенка с окружающими; Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее; Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка, он должен знать за что; Обращаться к ребенку по имени; Не предъявлять ребенку повышенных требований; Стараться делать замечания как можно реже; Оставаться спокойным в любой ситуации.

Отдельно хотелось бы сказать про работу с родителями таких детей:

Это постоянное взаимодействие. Беседы по результатам каждого урока, общее психологическое состояние или комфорт ребенка. Успешность на разных этапах(получилось , не получилось, что получилось, насколько, возможные причины). Настроение ребенка перед уроком, а также во время урока, при выполнении определенных заданий и обсуждении определенных тем. Возможные причины текущих изменений. Консультация родителей по выполнению домашних заданий. Обоюдная помощь для решения проблемных ситуаций, ситуаций не комфорта для ребенка. Как можно чаще проводить личные беседы при встрече . Тогда будет успех, а ради этого мы и приходим к ним на урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игровой деятельности в развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими сложный дефект

коррекция недостатков развития личности ребенка в процессе разнообразной игровой деятельности....

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Практическое пособие для педагогов, работающими с детьми с ОВЗ. Дидактические материалы, рекомендации....

Базовая модель обобщения педагогического опыта учителя по теме "Дидактическая игра как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья"

    Развитие и коррекция интеллектуальной и личностной сфер воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики посредствам дидактической игры....

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.Развитие школьника с особыми образовательными возможностями  может осу...

Статья по теме: Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Исходя из того, что профориентация – это комплекс психолого -педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределениешкольника, следует, что профорентационная работа реализуется чере...

Использование игровых технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Использование игровых технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья ...