Статья по теме: Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья
консультация по математике

Финогенова Ольга Анатольевна

Исходя из того, что профориентация – это комплекс психолого -
педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение
школьника, следует, что профорентационная работа реализуется через
учебно-воспитательный процесс, внеклассную и внешкольную работу с
учащимися.
Выбор профессии - одна из сложных и ответственных жизненнопрактических задач, которые приходится решать человеку. Надо признать
справедливость слов К. Д. Ушинского: «Если Вы удачно выберете труд и
вложите в него свою душу, то счастье само Вас отыщет», так как
возможность заниматься любимым делом - непременное условие счастья
человека.
Путь к выбору той или иной профессии проходит во многих случаях через
развитие у школьников интереса к учебным предметам, в частности к такому
предмету как математика. Интерес к математике обуславливается, прежде
всего, практической значимостью этой дисциплины. Полюбив математику,
ученики хотят сделать ее основой своей будущей профессии, начинают
узнавать, какие существуют специальности, связанные с этой наукой, и
готовятся к поступлению в соответствующее учебное заведение. Таким
образом, суть профориентационной работы в процессе преподавания
математики заключается в том, чтобы помочь ученикам глубоко и прочно
усвоить основной учебный материал, научить их самостоятельно добывать
информацию, пользоваться приобретенными знаниями для решения
различных практических задач.
Для себя я определила и использую следующие основные формы и методы
профориентационной работы при изучении программных тем школьного
курса математики, а именно:
- беседы о профессиях, связанных с изучаемым материалом
- решение различного рода задач с практическим содержанием;
- участие в олимпиадах, конкурсах,
- выполнение практических работ профессиональной направленности;
- просмотр фрагментов учебных фильмов и кинофильмов, учебных
телепередач, демонстрирующих применение знаний, получаемых при
изучении темы или курса непосредственно в практической деятельности
людей;
-оформление стендов, альбомов, плакатов и другой наглядной агитации
профориентационного характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_metoda_proekta_na_urokah_matematike.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Финогенова О.А., учитель математики

ГБОУ школа № 34 Невского района

Санкт-Петербурга

Использование метода учебного проекта на уроках математики

                                                                                             

               «…ученье, лишенное всякого интереса
и взятое только силой принуждения…
убивает в ученике охоту к учению,
без которого он далеко не уйдет».

                                К.Д.Ушинский

                                                                                 

Человек есть свой собственный проект.

 Ж.П.Сартр

Одним из эффективных методов достижения планируемых результатов обучения установленных требованиями ФГОС нового поколения является технология проектной деятельности.  Которая предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся  имеющих общую цель и согласованные способы деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации.  

Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности ученика, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой – либо интересующей его проблемы.

 Метод проектов способен:

-Развить способности к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя.

- Самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников.  

-Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.  

- Принимать самостоятельные аргументированные решения.  

-Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.  

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.  

Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:  

- 10% от того, что они читают;  

- 26% от того, что они слышат;

 - 30% от того, что они видят;

  - 50% от того, что они видят и слышат;  

- 70% от того, что они обсуждают с другими;  

- 80% от того, что основано на личном опыте;

 - 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;  

- 95% от того, чему они обучаются сами. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов.  

В своей работе я использую групповые и индивидуальные, предметные и межпредметные, информационные и практико-ориентированные проекты.

Ученический проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.  

Проект, который выполняют ученики, должен вызвать в них энтузиазм, увлекать их, идти от души. Любое действие, выполненное индивидуально или в группах, дети должны спланировать, самостоятельно выполнить, проанализировать и оценить.  

        

Основные требования к использованию методов проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров презентаций и т. д.).

        При использовании метода проектов нужно заранее тщательно готовится к таким урокам. Это не «ежедневные» технологии. В начале учебного года желательно выделить  темы (наиболее сложные в плане понимания, усвоения), вопросы, разделы программы , по которым желательно было бы провести проект, чтобы дать возможность учащимся более глубоко и детально вникнуть в материал, самостоятельно в нем разобраться не на уровне воспроизведения, а на уровне применения данного материала для решения какой-то значимой проблемы, для приобретения нового знания.

        Таких достаточно крупных проектов по каждому предмету может быть в течение года 2-3.

        

Проект требует тщательный подготовки (проведение его занимает 5-6 уроков, если это проект, рассчитанный на урочную деятельность). Причем защита проектов предусматривает, как правило, сдвоенный урок.

Проекты могу быть различны по своей типологии!

        На начальном этапе освоения метода проекты могут быть чисто информационными, практико-ориентированными, творческими, игровыми.

        Можно использовать метод проектов на одном-двух уроках - мини-проекты для решения какой-то небольшой проблемы.  Но суть самого метода, его идея должна оставаться неизменной - самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная.

        Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным.

        Результаты выполнения проектов должны быть материальны, то есть как-либо оформлены (видеофильм, альбом, компьютерная газета, альманах и т.д.).

        Реализация метода проектов, методики сотрудничества весьма перспективны при изучении математики; работа в указанных формах вызывает у учащихся неподдельный интерес и является более результативной, нежели на традиционных уроках.

        В процессе подготовки и проведения подобных уроков у учителя появляется возможность формирования у учащихся:

- новых учебных умений по самостоятельному добыванию и осмыслению знаний широкого круга;

- новых личностных качеств.

        Метод проектов может использоваться в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач, и тогда можно организовать мини-проекты достаточно часто, приучая учащихся к творческому применению полученных знаний самостоятельно (краткосрочные, в рамках урока).

Примеры краткосрочных проектов (в рамках изучения программного материала):

- Координаты точки и координаты вектора;

- Расстояние от точки до плоскости;

- Угол между прямой и плоскостью;

- Правильная пирамида;

- Перпендикулярность прямых и плоскостей.

Примеры среднесрочных проектов:

- Решение уравнений 2-й, 3-й, 4-й степеней по формуле.

- Односторонние пределы.

- Как Архимед измерял объем шара?

- Непрерывность функции  

Примеры долгосрочных проектов (по материалам научно-практических исследований).

- «Золотое сечение» и его применение а архитектуре родного города

- Построение комплексных множеств на плоскости. Графическое решение систем уравнений и неравенств с параметром в комплексных числах

- Теорема Пифагора вне школьной программы

        Критерии оценки проектов

1. Логика изложения;

2. Качество наглядных материалов

3. Компетентность в проблеме исследования;

4. Качество аргументации при ответах на вопросы;

5. Использование ИКТ

В своей работе применяю чаще всего (краткосрочные проекты). Это исследовательские  работы в группах:

8 класс - « Практическое применение подобия треугольников», « Соотношения между элементами прямоугольного треугольника», « Формулы корней квадратного уравнения».

Эти небольшие проекты на несколько уроков, где проводится совместная работа над подготовкой проекта - прекрасная возможность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность.  

Эти проекты предполагают активизацию учащихся, т. к. они должны знакомиться с учебной литературой, справочниками, подбирать рисунки и рисовать. Учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Ведь составить и красочно оформить  свой проект может ученик, у которого трудности с математикой, но есть творческие задатки. А возникший интерес и чувство радости от выполненного задания у школьника – и есть критерий успешной работы

В заключении хочу сказать, что использование метода проектов, инновационных и информационных технологий  на своих уроках позволяют  мне расширить  информационную  область  по математике,  интегрировать предметы и самое важное заинтересовать  процессом обучения большинство школьников. Ну а в дальнейшем это позволит  повысить качество знаний по математике. В настоящее время  я,  как учитель,   девизом своей работы выбрала слова Джона Дьюи  «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Хочется, чтобы «завтра» наших учеников было достойным.

Литература:

  1. Воронцов А.Б. и др. Проектная деятельность в основной и старшей школе. – М.: Просвещение, 2010. – 176с.
  2.  Гусарова Е.Н. Современные педагогические технологии. – М., 2006. – 176с.
  3.  Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей // Под ред. А.П. Тряпициной. – С-Пб.: КАРО, 2006. – 176с.
  4. Матрос  Д.Ш., Полев  Д.М., Мельникова  Н.Н.Управление качеством образования  на основе  новых информационных технологий  и образовательного мониторинга.-Издательство: Педагогическое Общество России. 2001.-128с
  5. Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 32с.
  6.  Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 6-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2008. – 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Практическое пособие для педагогов, работающими с детьми с ОВЗ. Дидактические материалы, рекомендации....

Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование основных функций речи посредством театрализованной деятельности...

Базовая модель обобщения педагогического опыта учителя по теме "Дидактическая игра как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья"

    Развитие и коррекция интеллектуальной и личностной сфер воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики посредствам дидактической игры....

Индивидуальный образовательный маршрут по обществознанию для учащегося с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящего)

Индивидуальный образовательный маршрут по обществознаниюдля учащегося с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящего)разработан учителем обществознанияТотиевой Галиной Дмитриевной ГБОУ СОШ...

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.Развитие школьника с особыми образовательными возможностями  может осу...

Статья на тему: Формирование познавательной активности на уроках у детей с ограниченными возможностями здоровья

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХУ ДЕТЕЙ С  ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...