Базовая модель обобщения педагогического опыта учителя по теме "Дидактическая игра как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья"
статья на тему

Баранчикова Лариса Владимировна

      Развитие и коррекция интеллектуальной и личностной сфер воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики посредствам дидактической игры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bazovaya_model_obobshcheniya_opyta_baranchikova.docx152.44 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ТО "Северо-Агеевская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей"

Базовая модель обобщения педагогического опыта

 учителя

Баранчиковой Ларисы Владимировны

Тема опыта: "Дидактическая игра как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья"

Идея опыта: Развитие и коррекция интеллектуальной и личностной сфер воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики посредствам дидактической игры

Условия возникновения опыта.

"Игра - это искра, зажигающая огонёк                                                                                пытливости и любознательности"

В.А.Сухомлинский 

                       

           Наша школа-интернат - это образовательное учреждение, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.  Многие из них -  инвалиды, имеют сниженный уровень интеллекта и, как следствие, сниженный уровень обучаемости. Около половины детей воспитывались в проблемных семьях. Некоторые родители сами в прошлом обучались в подобной  школе и не смогли дать детям необходимый уровень образования и воспитания. Другая половина детей вообще не знает своих родителей. За многолетнюю практику работы учителя и воспитатели  накопили достаточный практический опыт обучения и воспитания таких учащихся, и теперь активно делятся  с коллегами, работающими в своей школе и в других образовательных учреждениях. 

           Перед педагогическим коллективом нашего учебного заведения  стоит задача подготовить своих воспитанников   в будущем к самостоятельной жизни и  производительному общественно полезному труду. А для этого необходима достаточно полная коррекция и компенсация дефектов развития у детей, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.          

            Решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития играет как можно более раннее начало коррекционно-воспитательной работы, которая позволяет предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка.

            Спонтанного усвоения общественного опыта, особенно в раннем возрасте, у них практически не происходит. Ученые, исследующие особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь отмечают у них патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, активизацию их познавательных интересов.

           Значительное место в процессе обучения и воспитания имеют дидактические игры, которым  посвящена моя работа.

   Началом работы по теме стало проведение диагностики по методике автора В.С. Юркевич «Познавательная потребность»  и автора Ильиной М.Н «Определение доминирования познавательных или игровых мотивов ребенка».

  Она была проведена среди учащихся моих классов  (ещё в сентябре 2008 года), и показала следующее распределение по уровням их сформированности:

Познавательная потребность:

  высокий уровень –  нет;

  средний уровень  – 20%.;

  низкий уровень – 80%;

                                 

Определение доминирования

познавательных или игровых мотивов ребенка:

- познавательный мотив – 10%;

- игровой мотив – 90%.

      Анализ результатов исходного состояния познавательных интересов у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья привел к мысли о целесообразности разработки наиболее эффективных игровых методик в коррекционно-развивающей работе как средство развития познавательных интересов  и личностных качеств обучающихся через дидактические игры в процессе учебной работы.

Актуальность опыта.

       Использование игровых методик в коррекционно-развивающей работе учителя как средство развития познавательных интересов и личностной сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья рассматривается в возрастной педагогике и психологии. Установлено, что применение различных игровых методик имеет большое значение в развитии познавательного интереса  ребенка, как в учебной, так и игровой деятельности. Оно оказывает значительное влияние на развитие познавательных интересов личности, снижает утомляемость детей.

      Актуальность игры в настоящее время повышается  из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации, ее разнообразие. Но все эти источники предоставляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

     Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает учителям разнообразные методики, стимулирующие развитие познавательных интересов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья через дидактические игры. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.

           Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью использования разнообразных игровых методик с целью развития у обучающихся  познавательных интересов и недостаточной технологической проработкой этого процесса  в условиях современной коррекционной школы.

     

Ведущая педагогическая идея.

      Ведущая  идея педагогического опыта заключается в необходимости расширения использования разнообразных игровых методик  с целью развития познавательных интересов и личностных качеств обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через дидактические игры.

    Игровая технология обучения, на наш взгляд, является наиболее эффективной в плане развития познавательных интересов у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и позволяет успешно решать следующие педагогические задачи:

• развитие интереса к учебе;

• облегчение процесса усвоения учебного материала;

• обеспечение психологического комфорта процесса обучения;

• развитие творческих способностей школьников;

• предоставление возможностей для самореализации, самовыражения личности.

Длительность работы над опытом.

           Работа над опытом охватывает период с сентября 2008 года по май 2012 года и разделена на несколько этапов:

1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2008 г. – ноябрь 2008 г.  

2 этап – основной (формирующий) – декабрь 2008 г. – март 2012 г.

3 этап – заключительный  (контрольный) – апрель 2012 г. – май 2012 г.

           Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, составление плана работы, изучение психологической, педагогической и методической литературы, подбор диагностического материала, выявление уровня познавательных способностей и мотивов учения.

           На формирующем этапе была проведена апробация и корректировка игровых методик, способствующих развитию познавательных интересов  через дидактические игры на уроках математики в коррекционной школе VШ вида.

           Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной системы для решения обозначенной педагогической проблемы.    

                                                                                                 

Диапазон опыта.

         Диапазон опыта представлен разработкой системного подхода к развитию познавательных интересов школьников с ограниченными возможностями здоровья через дидактические игры на уроках математики.

Теоретическая база опыта.

           Проблемы методов обучения в коррекционной школе сегодня приобретают всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение – один из ведущих видов деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья, в процессе которого решается главные задача, поставленная перед школой: коррекция психофизических особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.              

            Отечественные психологи детально изучили особенности познавательных процессов умственно отсталых школьников. Большое внимание уделяется изучению восприятия и ощущения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Показано, что замедленная восприимчивость, характерная для таких детей, оказывает огромное влияние на весь последующий ход их психического развития. У них крайне низкий уровень развития мышления, что прежде всего объяснятся неразвитостью основного инструмента мышления - речи. Из-за этого они плохо понимают смысл разговоров окружающих их людей, содержание книг и заданий. Мышление  детей с ограниченными возможностями здоровья формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности. Они очень отличаются от здорового ребенка  конкретностью мышления и слабостью обобщений.

           Характерной особенностью памяти всех детей с ограниченными возможностями здоровья является замедленный темп усвоения всего нового, непрочность сохранения и неточность воспроизведения, а так же неумение целенаправленно строить свою деятельность. Их неумение запоминать с особенной очевидностью обнаружилось в исследовании преднамеренного и непреднамеренного запоминания. Исследования Г.М. Дульнева и Б.И. Пинского показали, что преднамеренное запоминание удается им ненамного лучше, чем непреднамеренное.

           Память  детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Отметим, что у них в большей степени страдает и произвольно внимание, невозможным оказывается сколько-нибудь длительное концентрирование внимания, одновременное выполнение разных видов деятельности.

         Проблема обучения через игру широко рассматривается в работе В.А.Сухомлинского «О воспитании». В этой книге он знакомит нас со своими мыслями о воспитании детей в семье и школе, в том числе автор пишет об использовании игры: «…Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» [24, 93]. Продолжая работу Сухомлинского, в своей работе «Психология игры» Д.Б.Эльконин пишет, что игра влияет на развитие психических процессов: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачами… В игре возникает новая психологическая форма мотивов» [30,  277]. Продолжая работу Эльконина, Ш.А. Амонашвили в своей книге «В школу - с шести лет» описывает опыт обучения шестилетних детей в школах, а также рассматривает проблему использования игры на уроках: «Дидактическая игра, если не делать из неё самоцель, может выполнить свою исключительную роль усиления сложного процесса учения, ускорения развития [1,  160].»

           Тенденция широкого распространения игр в современном мире, в его повседневной жизни не только чрезвычайно устойчива, но и явно стремится к усилению. По словам О.А.Степанова [25,  12], выдвигается даже гипотеза о том, что ХХI век, как и предшествующие ему, будет иметь своё название. Если ХVIII век вошёл в историю человеческой цивилизации как век просвещения, ХIХ - век науки, ХХ - век глобалистики, то ХХI в. имеет шанс стать веком игры или веком игрового общества.

           Подходы к пониманию дидактической игры весьма многогранны. Так, например, И.М.Яковлева [31, 30] под дидактической игрой понимает целенаправленную, взаимную деятельность учителя и учеников, имитирующую реальные условия при формировании знаний, умений и навыков.

           Воспитание и обучение детей,  развитие которых затруднено из-за поражения головного мозга, требует большого педагогического мастерства, особых методов. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как и всякий ребенок, растет и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идет на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социум, рассчитанный на нормально развивающихся детей.  Обучение имеет решающее значение для развития таких детей и их реабилитации в обществе. Оно эффективно, когда стимулирует развитие, ведет ребенка за собой, а не служит просто обогащением новыми сведениями,  входящими в сознание школьника.

            Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня познавательной активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этими много вопросов связано с использованием в коррекционно-развивающей деятельности педагога  занимательного игрового материала.

           Игра относится к числу явлений, которые сопровождают человека на протяжении всей жизни. Будучи многомерным и сложным феноменом, игра постоянно приковывает к себе внимание исследователей.

           Игры позволяют активизировать учебный и воспитательный процессы, создать благоприятную эмоциональную атмосферу, способствуют развитию познавательных интересов к предмету, творческих способностей обучающихся, навыков самостоятельной работы, отношений дружбы и взаимопомощи в коллективе, в значительной степени учитывают индивидуальные особенности учеников.

           Игры помогают расширить представление школьников друг о друге, оказывают определённый психотерапевтический эффект (например, при неадекватной самооценке, неблагополучном статусном положении ребёнка в коллективе сверстников), что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Игра даёт возможность ребёнку проявить невостребованные способности, личностные качества. Игра непроизвольно, ненавязчиво учит детей эффективно регулировать собственное поведение и строить адекватные межличностные отношения, превращаясь тем самым в действенное средство социализации детей.

             В настоящее время проблема использования игровых методик в коррекционно-развивающей работе учителя приобрела особую актуальность, ибо совершенствование форм и методов работы в процессе обучения и воспитания школьников с ограниченными возможностями здоровья требует глубокого и адекватного отражения индивидуального своеобразия школьника и развития его сохранных способностей.

        В процессе работы над темой рассматриваются понятия:

- познавательный интерес;             - игровая задача;

- мотив;                                               - дидактическая игра;

- игровой замысел;                           - дидактическая задача;

- игровые правила;                           -  игровые действия.

                   С психологической точки зрения интерес – это эмоционально-познавательное отношение к предмету или деятельности, которое побуждает к познанию непосредственно, независимо от других мотивов. Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей. Мотив лежит внутри деятельности. Интерес не является врожденным, изначально данным и неизменным качеством, он возникает, формируется под влиянием общения ребенка с людьми и, главное, под воздействием специально организованного воспитания и обучения.

           Познавательный интерес заставляет личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знаний и понимания. Интересы выступают в качестве постоянного побудительного мотива, механизма. Этот побудительный механизм содействует расширению кругозора, опыта ребенка, способствует его умственному развитию, обогащению и углублению знаний.

           Говоря об интересах умственно отсталых учащихся, следует отметить их несформированность, слабость, поверхностность, неустойчивость. Отсюда и отсутствие интереса к какому-либо предмету, следовательно, отсутствие глубоких прочных знаний.

           Пути и средства развития познавательных интересов различны, но одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая игра.

           Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной категории детей. Дидактическая игра позволяет делать менее заметным переход к изучению серьезного, порой неинтересного для школьников учебного материала.

           Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

           А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

           Процесс игры подчинен решению дидактической задачи, которая всегда связана с определенной темой учебной программы. Она предусматривает необходимость овладения знаниями, необходимыми для реализации замысла игры.

           Учебная задача в дидактической игре не ставится прямым образом перед обучающимися, поэтому в педагогической литературе все время говорится о непреднамеренном усвоении учебного материала.

           «Двойственная природа» игры – учебная направленность и игровая форма – позволяет стимулировать овладение в непринужденной форме конкретным учебным материалом.

           Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным учебным предметам и содержат в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.

           Основными структурными компонентами дидактических игр являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат. Все дидактические игры делятся на три основных вида:

     - прямого дидактического воздействия, в которых педагог действует      совместно с учащимися в роли одной из играющих сторон;

     - опосредованного дидактического воздействия, когда педагог находится «вне игры» в качестве наблюдателя или болельщика;

     - смешанного дидактического воздействия, когда педагог участвует в игре в       роли ведущего, арбитра, эксперта и консультанта.

           Остановимся более подробно на структурных компонентах дидактической игры.

           Игровой замысел – первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.

           Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию рабочей обстановки. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

           Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получили бы радость от выполнения задания.

           Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения цели игры. Учитель, как руководитель игры, направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует ее ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.

           Благодаря наличию игровых действий дидактические игры делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

           Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д.

           Используя дидактическую игру в образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

           Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание или дидактическая задача. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении  проблемы, поставленной игрой.

           Определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания, представления должны усваиваться, закрепляться школьниками, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности  можно формировать средствами данной игры.

           Игровая задача осуществляется обучающимися. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

           Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для педагога результат игры всегда является показателем уровня достижений обучающихся  в усвоении или применении знаний.

           Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполняли игровое задание; определение команды – победительницы, необходимо при этом отметить достижение каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

           В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше.  Самое главное –  дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения ими не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Но дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний, умений и навыков выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр, игровых приемов обучения – облегчить переход к тем задачам, которые ставит педагог, сделать его постепенным. Дидактические игры способствуют порождению интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.

           Интерес повышает роль  школьника с ограниченными возможностями здоровья, создает бодрое, радостное настроение, повышает эффективность усвоения материала и трудового усилия. Интерес облегчает преодоление трудностей, повышает темп работы, улучшает ее качество.  Интерес, который удается вызвать у детей во время проведения дидактических игр, резко повышает активность, инициативность даже обычно инертных, вялых детей, дисциплинирует самых трудных и неспокойных. Интересная работа оживляет обычно застенчивых и робких детей, придает им больше смелости. Велика роль интереса в повышении внимательности обычно легко отвлекаемых детей, в снижении быстро наступающего утомления при интеллектуальной работе.

           Но без специального обучения игра  не может занять ведущие место и следовательно, оказать воздействие на психическое развитие. В таком виде игра не способна служить средством коррекции и компенсации дефектов развития аномального ребёнка. Разделу «Игра» не случайно отведено центральное место в программе обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья, тем самым подчёркивается первостепенное значение этой деятельности для обогащения детского развития, коррекции и компенсации разнообразных дефектов в психике аномального ребёнка.

Новизна опыта.

           Новизна опыта состоит в усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда и оптимальном комбинировании различных методик, нацеленных на развитие познавательных интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их личностных качеств.

Цели и задачи педагогической деятельности.

           Целью педагогической деятельности является обучение, развитие и воспитание обучающихся на основе использования различных игровых методик с целью  развития познавательных интересов у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их личностных качеств.

         Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- введение в педагогическую практику коррекционно-развивающей работы учителя использования разнообразных игровых методик как средства развития познавательных интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

          Говоря о целях организации совместной работы и игры детей, мы имеем в виду дать каждому ребенку:

- эмоциональную поддержку, без которой многие школьники не могут добровольно включиться в общую работу группы;

-  возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;

- опыт выполнения тех рефлексивных функций, которые составляют основу умения учиться: цель - планирование - рефлексия.  

Организация учебно-воспитательного процесса.

           По возможности овладения теоретическим и практическим материалом всех ребят класса можно условно разделить на 3 группы:

- школьники, которые достаточно успешно овладевают учебным материалом в процессе фронтального обучения, практически самостоятельно могут выполнить любые задания, лишь изредка им необходима помощь. Умение объяснить действия своими словами говорит о сознательном усвоении этими ребятами программного материала. Они в состоянии сами найти свои ошибки и исправить их.

-  ребят второй группы характеризует меньшая самостоятельность. Без помощи  дети не в состоянии выполнить задание. Им постоянно нужна посторонняя помощь и наводящие вопросы.  При переходе от одного этапа выполнения изделия к другому эти дети снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены только с помощью взрослого. С простыми заданиями они справляются успешно.

- ребят третьей группы объединяет полное отсутствие внимания к заданию, они работают только по шаблону, требуют многократного  разъяснения задания. Объяснить свои действия самостоятельно не могут.

           Основная задача дидактических игр состоит в том, чтобы развить у умственно отсталых детей поисковые способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и, таким образом, подвести их к подлинной зрительной ориентировке.
          Основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжённость, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.

            Во время игры мы создаём в группе атмосферу доверия, уверенности ребят в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является наша доброжелательность, тактичность, поощрение и одобрение действий учеников.  Не следует приучать ребят к тому, чтобы каждый день они ждали новых игр или сказочных героев. Особенно широко мы используем игры на начальных этапах обучения, поскольку ведущей деятельностью детей до поступления была игра, а с поступлением в школу происходит смена ведущей деятельности на учебную. В этих условиях переход от одной ведущей деятельности к другой происходит безболезненно. Мы стараемся шире использовать игры, которые вызывают большой интерес у детей (например, игру в магазин при выполнении заданий по математике, игру с куклами и мячами - по развитию речи,  обведение контуров рисунка при обучении письму и т.д.)

          Даже аутичные, робкие и застенчивые дети охотно включаются в подобные игры. Они  требуют  особого внимания: иногда такой ребёнок знает правильный ответ, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Нам необходимо помочь ему преодолеть тревожность, похвалить за малейшую удачу,  чаще  вызывать, чтобы приучить выступать перед коллективом.

          В игре, как ни в какой другой деятельности, проявляются особенности характера ребёнка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Мы должны считаться с индивидуальными особенностями каждого ребёнка при выборе задания, постановке вопроса: одному дать задание  полегче, другому – труднее, одному стоит задать наводящий вопрос, а от другого потребовать вполне самостоятельного решения. Вначале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого участие в игре невозможно.          При проведении коррекционно-развивающих занятий в классе нами чаще всего используются следующие виды дидактических игр:

- коррекционно-развивающие, так как они направлены на коррекцию и развитие личности ученика;

- коллективные, так как они привлекают ребят тем, что при коллективной работе чаще возникает «ситуация успеха», которая необходима детям с ограниченными возможностями здоровья;

- индивидуальные, так как они помогут детям проявить себя, а педагогу - диагностировать уровень знаний и развития;

- подвижные, так как многие дети в большей степени подвержены быстрой утомляемости и им необходима «разрядка»;

- тихие, так как они способствуют развитию внимания, мышления, памяти, гибкости ума, самостоятельности, усидчивости, настойчивости в достижении цели и т.д.;

-  «скоростные», так как способствуют доведению навыка до автоматизма;

- игры-загадки, так как разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

           В проводимых нами дидактических играх создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для проблемных детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднён, не зафиксирован и не обобщён.

           Ребёнку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребёнку получить собственный опыт. При отборе дидактических игр мы, прежде всего, преследуем коррекционные цели и учитываем особенности развития проблемных детей.

           В основе любой игровой методики, проводимой на уроках,  должны лежать следующие принципы:

- актуальность дидактического материала  помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

- коллективность позволяет сплотить школьный класс в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребёнку, и зачастую - более сложные;

- соревновательность создает у ребёнка  стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания, с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой.

           На основе указанных принципов происходит отбор дидактических игр,  проводимых на уроках:

- дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать, какие игры детям нравятся больше, какие меньше;

-  каждая игра должна содержать элемент новизны. Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной; игра - дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру;

-  игра - не урок. Игровой приём, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое - это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии;

- эмоциональное состояние педагога должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто её проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми;

-  игра - средство диагностики. Ребёнок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах;

- ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто и как проявил себя в игре и как можно было бы избежать конфликта;

           Руководство дидактическими играми осуществляется в трёх основным направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

           В подготовку к игре входит:

- отбор игры в соответствии с задачами обучения;

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям обучения детей;

- определение наиболее удобного времени проведения игры;

- выбор места игры, где дети могут играть, не мешая другим;

- определение количества играющих (желательно включение в игру всего коллектива ребят);

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;

- подготовка к игре самого педагога, которая включает изучение и осмысление всего хода игры, своего места в игре, методов руководства игрой;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

           Проведение игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с материалом, который будет использоваться в игре;

- объяснения хода и правил игры. При этом педагог обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;

- показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять детей действия, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату;

- определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

- подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве игрой, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности. При подведении итогов педагог подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

           Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

           В конце игры педагог спрашивает детей об их впечатлениях и обещает, что в следующий раз можно будет играть в новую игру и она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

           Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью. В процессе игры у учащихся вырабатывается целеустремленность, организованность, положительное отношение к учёбе.

                                   

Содержание образования.

          Дидактическая игра - эффективная форма проведения уроков математики в коррекционной школе, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретались с заинтересованностью. Дети вовлекаются в игру и не обращают внимания на то, что в её процессе им приходится решать серьезные задания. Атмосфера такого урока позволяет школьнику проявить свои способности в большей мере, чем на стандартном уроке. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к усвоению ими новых знаний.

           Мы различаем дидактические игры по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но чёткая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В такой классификации, основанием которой является содержание обучения и воспитания, мы представляем следующие типы игр:

- игры по сенсорному восприятию;

- словесные игры;

- игры по ознакомлению с природой;

- по формированию математических представлений и др.;

           Иногда игры соотносятся с материалом:

- игры с дидактическими игрушками;

- настольно - печатные игры;

- словесные игры;

- псевдосюжетные игры.

           По характеру познавательной  мы классифицируем дидактические игры  по  следующим группам:

- игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу;

- игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков правописания;

- игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ним;

- игры, включающие элементы поиска и творчества.

           Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей.

           Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.

- Игры - путешествия.

- Игры - поручения.

- Игры - предположения.

- Игры - загадки.

- Игры - беседы (игры-диалоги).

           Игры - путешествия имеют сходство со сказкой, её развитием, чудесами. Игра - путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Всё это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Роль педагога в такой игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

           Игра-путешествие по теме: "Наши встречи с математикой". Игру желательно провести в окрестностях школы, проложив маршрут так, чтобы можно было посетить несколько разных магазинов, пройти мимо домов разной высоты, перейти или хотя бы посмотреть на улицы разной ширины. Во время путешествия дети измеряют отдельные, выбранные учителем отрезки пути шагами, считают повороты налево и направо. Учитель при участии детей составляет план пройденного пути. Целью данного занятия является ознакомление с понятием натурального числа и формирование абстрактного мышления – предметы в мире отличаются, но их количество можно выразить через те же самые числа.

           Игра-экскурсия по теме "Ориентация в пространстве". Занятие проводится на свежем воздухе или в помещении, которое позволит назвать большое количество предметов в любом названном учителем направлении: слева, справа, сзади, спереди, вверху, внизу, перед, за. Класс разбивается на 2 команды, которые попеременно называют предметы, расположенные в заданном направлении. Команда, которая не смогла назвать предмет, отдает фант. В конце игры фанты разыгрываются. В процессе игры желательно несколько раз менять местоположение команд, что позволит рассмотреть положение предметов с разных позиций. Целью данного урока является ознакомление с основными координатами пространства.

           Игра-экскурсия "Геометрия вокруг нас". Игру можно провести, следуя по тому же маршруту, который был использован на первом уроке, но теперь основное внимание сосредотачивается на форме окружающих предметов, среди которых дети стараются найти похожие, а также на поиске в объемных предметах знакомых плоскостных фигур (кругов, многоугольников разной формы и т.д.). Целью данного урока является ознакомление с понятием формы, и формирование абстрактного мышления – предметы в мире отличаются, но их форму можно свести к определенному набору фигур.

           Игра-путешествие на тему "Зачем людям нужны числа". Урок проводится в окрестностях школы по маршруту, на котором ученики могут увидеть различные объекты, в которых использованы числа (номера домов, маршрутов автобусов и других видов транспорта, шкалы весов, цены товара и т.д.). При проведении урока мы используем стихотворение:

Негаданно-нежданно

Нагрянула беда:

Все числа потерялись,

Исчезли без следа.

Как дом или квартиру

Без номера найти?

И к другу в день рожденья

Вовремя прийти?

Ведь стрелка не покажет

Нам время на часах,

И сколько весят фрукты,

Не видно на весах.

Отныне заблудиться

Не стоит и труда:

Автобус без маршрута

Уходит в никуда.

           Целью данного урока является ознакомление с понятием натурального числа, и формирование абстрактного мышления – предметы в мире отличаются, но их количество можно выразить через те же самые числа.

           Игра-экскурсия на тему "Линии вокруг нас". Урок желательно провести там же, где проходило занятие 3, но сосредоточить внимание на поиске линий, как части рассматривавшихся на нем объемных и плоскостных объектов. Целью данного урока является ознакомление с понятием линии, и формирование абстрактного мышления – предметы в мире отличаются, но их форму можно свести к определенному набору линий.

           Игра - путешествие - игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. В игре - путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое.

           Игры - поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: “Проверь домашнее задание у Незнайки”.

           Игры - предположения “Что было бы..?” или “Что бы я сделал...”, “Кем бы хотел быть и почему?”, “Кого бы выбрал в друзья?” и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.

           Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии “Что было бы..?” или “Что бы я сделал...”. Игровые действия определяются задачей и требуют от учащихся целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: “Кто быстрее сообразит?”.

           Игры - загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.

           Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться - доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

           Игры - беседы (диалоги). В основе игры - беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре - беседе учитель часто идёт не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Ценность игры - беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных познавательных  процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра - беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности.

          Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике в обучении и коррекционно-развивающей работе с детьми школьного возраста наиболее часто нами используются указанные игры либо в “чистом” виде, либо в сочетании с другими видами: подвижными, сюжетно-ролевыми и другими. После проведения каждой игры мы делаем анализ.  Он направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

           Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью.

           Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Отсюда следует, что знание методики проведения дидактических игр играет очень большую роль в развитии познавательных интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Целесообразность использования дидактических игр на различных коррекционно-развивающих уроках различна. В процессе игры у учащихся вырабатывается целеустремленность, организованность, положительное отношение к учёбе.

           Таким образом, вся работа в классе, направленная на внедрение различных игровых методик,  сдвигается от научения к созданию условий, дающих детям возможность развивать свой познавательный интерес через игровые ситуации, условий, способствующих коррекции поведения ребенка.

Способы использования дидактических игр при закреплении материала

При закрепления нового материала важно применять игры  на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приёмов. При закрепление материала форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. Целесообразно проводить игры в группах и в виде соревнования. Для проведения соревнования учитель в таблице  на доске звёздочками отмечает дружную работу команд в течение урока. Если активность и интерес детей какой-либо команды ослабевает (например, из-за того, что команда набрала меньшее число очков, педагог должен спросить такого ученика из этой команды, который ответит правильно и заработает звезду. В конце урока он вместе с детьми подводит итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Ошибки ребят надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать общего впечатления от игры.

Для закрепления состава чисел можно предложить следующие игры: “Арифметический лабиринт”, “Угадай-ка!”, Эстафета”. Смысл этих игр заключается в том, что дети проговаривают все случаи состава числа и выигрывает тот, кто назовёт наибольшее число комбинаций. Можно провести игру в виде соревнования по рядам. Также здесь можно предложить игру “Контролёры”. 

Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел.

Содержание игры: воспитатель распределяет детей на две команды. Два контролёра у доски следят за правильностью ответов: один – первой команды, второй  - другой команды. По сигналу учителя ученики первой команды делают несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают про себя. По сигналу учителя они называют хором число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счёт про себя (например 6 – прибавил 1, 7 – прибавил 2, 8 – прибавил 3). Затем они называют число выполненных наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками 1 и 2 группы и называется состав числа. Учитель говорит: “Восемь – это…”, ученики продолжают: “Пять и три”. Контролёры показывают зелёные круги в правой руке, если согласны с ответом, красные – если нет. В случае ошибки упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу сделать несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав чисел на основе хлопков.

Данная игра не только систематизирует знания учеников, но и несёт элементы физической разгрузки, т.к. использует физкультурные упражнения.

При закреплении десятичного состава двузначных чисел используются игры “Сколько палочек в другой руке?”, “Хлопки”.

“Сколько палочек в другой руке?”

Дидактическая цель: закрепление знания десятичного состава двузначного числа.

Средства обучения: набор отдельных палочек и пучков палочек.

Содержание игры: вызванный ученик берёт пучок палочек в одну руку, а отдельные палочки – в другую руку и показывает их классу. Дети угадывают их количество и показывают карточку с соответствующим числом.

Затем задание усложняется: надо угадать, сколько отдельных палочек в руке, если в другой – пучок, и составить пример на сложение. Например, ученик взял 15 палочек, положив пучок из 10 палочек в правую руку и 5 отдельных палочек в левую. Дети составляют пример на сложение 10+5=15.

“Хлопки”

Цель игры: закрепление знания десятичного состава двузначного числа.

Средства обучения: набор определённых палочек и пучков палочек.

Содержание игры: воспитатель вызывает двух детей к доске. Ученик, стоящий справа, обозначает единицы, а стоящий справа – десятки. Учитель называет двузначное число, правый ученик хлопками обозначает число единиц в этом числе, а левый – число десятков. Все остальные ученики выполняют роль контролёров. Они сигналят, если  состав числа показан неверно.

“Считай дальше с любого числа”

Эта игра поможет избавиться от ошибки, когда ученик называет число с переходом через круглый десяток, например, 67, 68, 69, 70 (а не шестьдесят десять).

 “Назови соседей числа”

Эта игра даёт возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно,  а в связи с предыдущим и последующим числом.

Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).

Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, то другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос педагога. Бросая мяч, он называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа – 20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).

“По порядку номеров”

Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел при счёте.

Содержание игры: две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к классу. У ведущего – два комплекта карточек разного цвета с числами от 1 до 10 (можно использовать любые варианты чисел). Перед началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикрепляет на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число на его карточке. Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По сигналу игроки команд должны построится так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая задание быстрее и точнее, выигрывает.

“Сбежавшие числа”

Дидактическая цель: усвоение порядка следования чисел в натуральном ряду.

Материал игры: таблички с числами.

1

3

6

9

11

13

16

19

2

4

8

10

Содержание игры:

Учитель вывешивает на доску готовые таблицы (или чертит их на доске), в пустые клетки которых надо вписать пропущенные числа. Ученики должны определить закономерность в записи цифр и вписать нужные. Учитель говорит: “Здесь каждое число живет в своём домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты - из них сбежали числа.  Какие это числа? Надо подумать и вернуть беглецов в свои дома”. Выигрывает тот, кто вставит числа правильно.

При закреплении темы “Двузначные числа” целесообразно проведение игры “Рыболовы”:

Дидактическая цель: анализ однозначных и двузначных чисел.

Содержание игры: на наборном полотне изображен пруд; в прорези полотна вставлены изображения рыбок, на которых написаны двузначные и однозначные числа. Соревнуются две команды по 4 человека в каждой. Поочерёдно каждый член команды “ловит рыбку” (громко называет число) и проводит его анализ: сколько знаков в числе, его место в числовом ряду, разбор чисел по десятичному составу. Если все ответы правильны, то он поймал рыбку (берёт её), если нет – рыбка сорвалась. Выигрывает команда, поймавшая больше рыбок.

Особенности применения дидактических игр при обобщении знаний обучающихся

На этапе обобщения знаний целесообразно проводить занятия в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры.

При обобщении темы “Нумерация чисел в пределах 20” можно предложить следующую ситуацию. Класс отправляется на луг ловить бабочек. Начинается игра “Поймай бабочку”:

Дидактическая цель: обобщение знаний о разрядном составе числа.

Содержание игры: на доску вывешивается иллюстрация с изображением луга и макеты бабочек. На каждой бабочке написан разрядный состав чисел до 20. У каждого ребёнка бабочка из картона жёлтого цвета, на обратной стороне которой записаны числа. Один  из вызванных к доске учеников ловит бабочку, прикреплённую на ниточке, на которой указан разрядный состав числа, остальные ученики поднимают (ловят) тех бабочек, на которых написаны числа, соответствующие разрядному составу.

Потом все отправляются в магазин, (проголодались на прогулке). Далее проходит игра  “Магазин”:

Дидактическая цель: обобщение знаний учащихся о составе числа.

Содержание игры: вывешивается два плаката: один с рисунками монет, другой с изображением предмета и его ценой (хлеб – цена, батон, булочка, рогалик и т.п.). Дети подходят к плакатам, показывают хлеб, и расплачиваются за покупку набором из существующих монет.

Формы, методы и средства  учебно-воспитательной работы.

           В соответствии  с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы учебно-воспитательной работы:

- фронтальные;

- групповые;

- индивидуальные;

- коллективные.

Наряду с традиционно признанными формами организации уроков используются другие их разновидности:

-  театрализованное занятие со сказочным сюжетом с использованием масок,

   элементов костюма;

-  утренники.

                                               Методы обучения:

           В рамках  дидактической системы по развитию познавательных интересов школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством использования игровых методик в коррекционно-развивающей работе учителя в классе используются различные методы обучения:

- словесные;

- наглядные;

- практические.

           Словесные методы (рассказ, беседа) обязательно сочетаются с наглядными (демонстрация), но чаще используются практические (игры, упражнения, моделирование).

                          Преобладающие виды деятельности:

- Организация направляющего воздействия, внешний контроль в совместной

  деятельности с учителем;

- Организация самостоятельной деятельности проведения игры, которая

   протекает без непосредственного руководства учителя, хотя и

   направляется им.

                                            Средства обучения:

- Дидактические игры;

- Дидактический материал: загадки, пословицы, поговорки для упражнений

  письменного и устного характера;

- Раздаточный материал (индивидуальные карточки с заданием).

           Особого внимания заслуживают игровые методики, используя которые, можно в значительной степени активизировать познавательный интерес учащихся, повысить их эмоциональный уровень, снять напряженность, предупредить утомление, способствовать успеху обучения.

Результативность опыта.

           Критерием результативности опыта по использованию игровых методик в коррекционно-развивающей работе учителя в классе  как средства развития познавательных интересов обучающихся   с ограниченными возможностями здоровья является изменение диагностируемых показателей. Диагностика проведена по методике В.С.Юркевич «Познавательная потребность» и М.Н.Ильиной «Определение доминирования познавательных или игровых мотивов ребенка».

           Исходный, текущий и итоговый мониторинг результативности опыта проводился один раз в год в течение четырех лет с пятого по 9 класс с целью выявления динамики развития познавательных интересов учащихся. Представленные результаты обследования свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей, что отражено в диаграммах.

Познавательная потребность

  высокий уровень  –  10%;

  средний уровень   –  60%.;

  низкий уровень     –  30%;

                                 

Определение доминирования

познавательных или игровых мотивов ребенка

- познавательный мотив – 70%;

- игровой мотив – 30%.

           Таким образом, результативность педагогического опыта доказывает эффективность выбранного  подхода к организации деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в классе.

Библиографический список.

1. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М.: Педагогика, 1986.- 176 с.

2.  Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.      – М.: Школа-Пресс, 1994.- С. 416.

3.  Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. - В кн.: Избранные психологические исследования. - М., 1956.- с. 453-480.

4.  Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.- М.:Просвещение,1995.- 527с.

5.  Дульнев Г.М. Проблемы воспитания умственно отсталых детей.- М.: АПН РСФСР, 1960. - 588 с.

6.   Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. – Киев, 1985. - 327 с.

7.   Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. - 112 с.

8.   Замский Х.С.Умственно отсталые дети. – НПО, Образование,1995.- 400 с.

9.   Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М.: 1986.-320 с.

10.   Как учить и развивать умственно отсталых детей. Сост. К.Грюневальд. –   СПб.:  1994.- 496 с.

11. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебных заведений/Под ред. Б.П.Пузанова.- М.: Издат. центр «Академия», 1998.-160 с.

12. Ланге Н.Н. Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания.- Одесса: Типогр. Штаба Одесск. воен. окр., 1983.-с.385.

13. Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры / Избранные психологические произведения в 2-х т.Т.1.  -  М.: Педагогика, 1983. - 320 с.

14. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.

15. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /Под ред Ж И. Шиф. М.: 1965, с. 217-299.

16.  Пантина Н.С. Исследование строения детской деятельности // Психология и педагогика игры дошкольника: Материалы симпозиума / Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. М.: Просвещение, 1966.-265 с.

17. Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. М.: 1962.-276 с.

18. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М.:  Просвещение, 1967.- 263 с.

19. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе.  / Под редакцией Ж.И.Шиф -  М.: Педагогика, 2002.- 728 с.

20. Рибо Т. Психология внимания. СПб.: Изд-во Ф. Павленкова, 1980.=126 с.

21.  Рубинштейн С. Л О мышлении и путях его исследования. М.: 1958.-147 с.

22.  Рубинштейн С. Я.,Психология умственно отсталого школьника, М.: 1979.-192 с.

23.  Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. – 2000. - №1 – с. 66-75.

24. Синев В, Н , Билевич Е А. О развитии мышления учащихся      вспомогательной школы на уроках ручного труда.-В кн.: Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. М.: 1976. – 394 с.

25. Степанов О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я. Методика игры с коррекционно - развивающими технологиями / Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М.: Академия, 2003.- С.12.

26. . Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: 1985.- С.93.

27. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. М., 1981.: С. 5—6.

28. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.М.:1971 г. - 352 с.

29.  Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: 1988 г.- 208 с.

30.  Эльконин Д.Б. Психология игры – М.: 1978.- С.277.

31. Яковлева И.М. Индивидуальный подход к учащимся как одно из условий эффективности учебного процесса в общеобразовательной школе. Автореф. дис. канд. пед. наук. - Курган, 2000.-С.30.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА

Предложена В. С. Юркевичем и предназначена для педагогов, которые на основе наблюдений и бесед с другими педагогами  должны выбрать ответы на вопросы следующей анкеты:

  1. Как часто ученик подолгу занимается какой-нибудь умственной работой (час-полтора—для младшего школьника; несколько часов подряд, не отрываясь — для подростков и т.д.)?


а.Часто (5 баллов).
б.Иногда (3 балла).
в. Очень редко(1 балл).

  1. Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос «на сообразительность»?


а. «Помучиться», но самому найти ответ(5 баллов).
б. Когда как(3 балла).
в. Получить готовый ответ от других(1 балл).

  1. Много ли воспитанник читает дополнительной литературы?


а. Постоянно много(5 баллов).
б. Иногда много, иногда ничего не читает(3 балла).
в. Мало или совсем ничего не читает(1 балл).

  1. Насколько эмоционально воспитанник относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?


а. Очень эмоционально (5 баллов).
б. Когда как (3 балла).
в. Эмоции ярко не выражены (здесь надо учитывать общую эмоциональность ребенка) (1 балл).

  1. Часто ли задает вопросы?


а. Часто (5 баллов).
б.Иногда (3 балла).
в. Очень редко (1 балл).

Примечание. Полученные результаты суммируются по каждому воспитаннику.
Выводы: Интенсивность познавательной потребности определяется суммой баллов: 17-25 баллов – потребность выражена сильно,
12-16 баллов – умеренно, меньше 12 баллов – слабо.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА

сентябрь 2008 года

(5б класс)

          список

            детей

вопросы

Борискин М.

Долдонова В.

 Евсеев М.

Ежова В.

Жуков Р.

Кулешов С. 

Лопатин А.

Пантелеев В.

Филимонова И. 

 Шерстнёв О.

  1. Как часто ученик подолгу

занимается какой-нибудь

умственной работой

(час-полтора—для младшего

 школьника; несколько часов

 подряд, не отрываясь —

для подростков и т.д.)?

3

1

1

3

3

1

1

3

1

1

  1. Что предпочитает ребенок, когда

 задан вопрос «на сообразительность»?

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

  1. Много ли воспитанник читает

дополнительной литературы?

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

  1. Насколько эмоционально

воспитанник относится к

интересному для него занятию,

связанному с умственной работой?

3

3

1

3

5

1

3

5

1

1

  1. Часто ли задает вопросы?

3

1

3

3

3

1

3

3

1

3

Итого:

11

7

7

11

13

5

9

13

5

7

Выводы: Интенсивность познавательной потребности определяется суммой баллов:

  • 17-25 баллов – потребность выражена сильно - 0 человек (0%)
  • 12-16 баллов – умеренно - 2 человека (20%)
  • меньше 12 баллов – слабо - 8 человек (80%)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА

май 2012 года

(8б класс)

          список

            детей

вопросы

Борискин М.

Долдонова В.

 Евсеев М.

Ежова В.

Жуков Р.

Кулешов С. 

Лопатин А.

Пантелеев В.

Филимонова И. 

 Шерстнёв О.

  1. Как часто ученик подолгу

занимается какой-нибудь

умственной работой

(час-полтора—для младшего

 школьника; несколько часов

 подряд, не отрываясь —

для подростков и т.д.)?

3

1

3

3

3

1

3

3

3

3

  1. Что предпочитает ребенок, когда

 задан вопрос «на сообразительность»?

3

1

3

3

1

1

3

3

1

1

  1. Много ли воспитанник читает

дополнительной литературы?

1

3

1

3

3

3

3

3

1

3

  1. Насколько эмоционально

воспитанник относится к

интересному для него занятию,

связанному с умственной работой?

3

3

3

3

5

3

3

5

3

3

  1. Часто ли задает вопросы?

5

3

3

3

3

1

3

3

1

3

Итого:

15

11

13

15

15

9

15

17

9

13

Выводы: Интенсивность познавательной потребности определяется суммой баллов:

  • 17-25 баллов – потребность выражена сильно - 1 человек (10%)
  • 12-16 баллов – умеренно - 6 человек (60%)
  • меньше 12 баллов – слабо - 3 человека (30%)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА

сентябрь 2008 года

(5а класс)

          список

            детей

вопросы

Алиева Э.

Аржанов А.

Воломагина М. 

Золотарёв Н.

Мареев А.

Разноушкина В.

Титова А.

Чинёнов А.

Яшин В.

Яшин И.

  1. Как часто ученик подолгу

занимается какой-нибудь

умственной работой

(час-полтора—для младшего

 школьника; несколько часов

 подряд, не отрываясь —

для подростков и т.д.)?

1

3

1

3

1

1

1

3

3

1

  1. Что предпочитает ребенок, когда

 задан вопрос «на сообразительность»?

1

1

3

3

1

1

1

1

3

1

  1. Много ли воспитанник читает

дополнительной литературы?

1

3

3

1

1

1

1

1

1

1

  1. Насколько эмоционально

воспитанник относится к

интересному для него занятию,

связанному с умственной работой?

1

3

1

3

3

1

3

3

1

1

  1. Часто ли задает вопросы?

3

3

3

3

1

1

1

3

3

3

Итого:

7

13

11

13

7

5

7

11

11

7

Выводы: Интенсивность познавательной потребности определяется суммой баллов:

  • 17-25 баллов – потребность выражена сильно - 0 человек (0%)
  • 12-16 баллов – умеренно - 2 человека (20%)
  • меньше 12 баллов – слабо - 8 человек (80%)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА

май 2012 года

(8а класс)

          список

            детей

вопросы

Алиева Э.

Аржанов А.

Воломагина М. 

Золотарёв Н.

Мареев А.

Разноушкина В.

Титова А.

Чинёнов А.

Яшин В.

Яшин И.

  1. Как часто ученик подолгу

занимается какой-нибудь

умственной работой

(час-полтора—для младшего

 школьника; несколько часов

 подряд, не отрываясь —

для подростков и т.д.)?

1

3

3

3

3

1

3

3

3

3

  1. Что предпочитает ребенок, когда

 задан вопрос «на сообразительность»?

1

1

3

3

1

1

1

3

3

3

  1. Много ли воспитанник читает

дополнительной литературы?

1

3

3

3

3

1

3

1

3

1

  1. Насколько эмоционально

воспитанник относится к

интересному для него занятию,

связанному с умственной работой?

1

3

3

3

3

1

3

3

1

1

  1. Часто ли задает вопросы?

3

3

5

3

1

1

3

3

3

5

Итого:

7

13

17

15

11

5

13

13

13

13

Выводы: Интенсивность познавательной потребности определяется суммой баллов:

  • 17-25 баллов – потребность выражена сильно - 1 человек (10%)
  • 12-16 баллов – умеренно - 6 человек (60%)
  • меньше 12 баллов – слабо - 3 человека (30%)

Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка.

   Данная методика М.Н. Ильиной применяется как для предварительного знакомства с ребенком, так и с целью выяснить степень выраженности познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере.

Порядок проведения

Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную для его возраста сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца?

Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают дослушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно схватятся, то за другое.

Тестовый материал (пример)

Сказка ПОЧЕМУ ЗАЙЦЫ ЗИМОЙ БЕЛЫЕ ШУБКИ НОСЯТ

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:

— Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.

— Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! — говорит заяц.

— Нет, одолею!

— Нет, не одолеешь! — стоит на своем заяц.

Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:

— Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.

— Давай, — согласился заяц.
(В данном месте чтение прерывается).

Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу, да поет:

Князю тепло, Князю жарко! Греет, горит — Солнышко ярко!

Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем — то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится.

Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:

— Разве тебя, косой, заморозишь — ловок да прыток ты
больно!

Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.

Конец формы.

Определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка

№ п/п

Ф.И. воспитанника

Сентябрь

2008

Май

2012

Борискин М.

Игровой

мотив

Познавательный мотив

Долдонова В.

Игровой

мотив

Познавательный мотив

Евсеев М.

Игровой

мотив

Игровой

мотив

Ежова В.

Познавательный мотив

Познавательный мотив

Жуков Р.

Игровой

мотив

Познавательный мотив

Кулешов С. 

Игровой

мотив

Игровой

мотив

Лопатин А.

Игровой

мотив

Познавательный мотив

Пантелеев В.

Игровой

мотив

Познавательный мотив

Филимонова И.

Игровой

мотив

Познавательный мотив

Шерстнёв О.

Игровой

мотив

Игровой

мотив

Игровой мотив

9 человек

3 человека

Познавательный мотив

1 человек

7 человек

        

Определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка

№ п/п

Ф.И. воспитанника

Сентябрь

2008

Май

2012

Алиева Э.

Игровой

мотив

Познавательный мотив

Аржанов А.

Игровой

мотив

Игровой

мотив

Золотарёв Н.

Игровой

мотив

Познавательный мотив

Воломагина М.

Познавательный мотив

Познавательный мотив

Мареев А.

Игровой

мотив

Игровой

мотив

Разноушкина В.

Игровой

мотив

Игровой

мотив

Титова В.

Игровой

мотив

Познавательный мотив

Чинёнов А.

Игровой

мотив

Познавательный мотив

Яшин В.

Игровой

мотив

Познавательный мотив

Яшин И.

Игровой

мотив

Познавательный мотив

Игровой мотив

9 человек

3 человека

Познавательный мотив

1 человек

7 человек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-как средство коррекции детей с ограниченными возможностями развития...

О значении игры и её роли в развитии и обучении детей......

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Практическое пособие для педагогов, работающими с детьми с ОВЗ. Дидактические материалы, рекомендации....

Обобщение педагогического олыта.Особенности преподавания русского языка и литературы детям с ограниченными возможностями.

Инновационный потенциал опыта: в данной работе представлена система методов и приёмов по самореализации личности детей, обучающихся на надомном обучении, в гуманитарном цикле предметов, имеющих ...

Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование основных функций речи посредством театрализованной деятельности...

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.Развитие школьника с особыми образовательными возможностями  может осу...

Фольклор как средство коррекционного воздействия на психическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Гармоничному развитию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья  и ребенка с норматипичным развитием способствует активное применение фольклора. Фольклор органично вписывается в сис...

Статья по теме: Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Исходя из того, что профориентация – это комплекс психолого -педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределениешкольника, следует, что профорентационная работа реализуется чере...