Главные вкладки

    Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания как средство эффективности развития школьника в ограниченными возможностями здоровья.
    статья (11 класс) по теме

    Белова Алёна Николаевна

    Материалы Методического совета.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Differenciaciya.rar2.51 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания как средство эффективности  развития потенциала школьника с ограниченными возможностями здоровья»

    Цель: Систематизация теоретических и практических знаний по проблеме дифференциации и индивидуализации обучения учащихся. Рассмотрение путей реализации дифференцированного и индивидуального обучения для улучшения качества ЗУН.

    Задачи:

    1. На основе анализа литературы дать краткую характеристику дифференциации и индивидуализации как основных направлений гуманизации образовательного процесса.
    2. Развитие навыков коллективной поисковой деятельности педагогического коллектива.
    3. Приобщение учителей к самооценке психолого – педагогических знаний.

    Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить.

    Д.Г.Левита

    Школа является ОУ, поэтому ведущей и системообразующей деятельностью школы является образовательная деятельность. Одной из основных задач обучения является воспитание образованного человека гуманными методами, в гуманных формах. Ключевыми проблемами, на наш взгляд, являются:

    1. Как обеспечить успешность каждого ученика в обучении;
    2. Как работать на уроке со всем классом одновременно с каждым учащимся?

    М О Н И Т О Р И Г

    качества обученности учащихся, обучающихся по программе V и VII вида.

    2007 - 2008

    2008 - 2009

    2009-2010

    обученность

    качество

    обученность

    качество

    обученность

    качество

    Гигилашвили Е.И.

    100% (1а)

    100% (2а)

    80%

    100% (3а)

    75%

    Винтер Н.В.

    75% (1б)

    90% (2б)

    30%

    85,7% (3б)

    14,2%

    Заиграева И.Г.

    92% (2а)

    33%

    90% (3а)

    30%

    88,8% (4а)

    44,4%

    Герасимова Н.В.

    100% (3а)

    50%

    90% (4а)

    18%

    100% (1а)

    Медведева Ф.А.

    90 % (3б)

    20%

    80% (4б)

    10%

    -

    -

    Соколова Е.В.

    100% (4а)

    80%

    70% (1а)

    100% (2а)

    44,4%

    Попова И.С.

    100% (4б)

    25%

    86% (3б)

    28%

    83,3% (4б)

    33,3%

    Белова А.Н.

    91,6% (1а)

    Высокий уровень качества знаний в 3 «а» классе, учитель Гигилашвили Е.И., качество знаний в данном классе стабильное, по сравнению с прошлым годом. Самый низкий процент качества знаний в 3 «б» классе, произошёл значительный спад по сравнению с итогами прошлого года. Это связано со сменой учителя в данном классе. Произошёл рост качества знаний в 4 «а» классе, учитель Заиграева И.Г. и в 4 «б» классе, учитель Попова И.С.

    По итогам года на отлично год закончили учащиеся: Волынкин, Жданов (2 «а», Соколова Е.В.); Корнилова (3 «а», Гигилашвили Е.И.)

    По итогам года есть учащиеся, которые имеют резерв в обучении, так

    по 1 «3» у учащихся: Авкельгин (2 «а», р.яз., Соколова Е.В.),  Залынская (2 «а», Соколова Е.В.), Шинкарёв (3 «а», р.яз. Гигилашвили Е.И.), Кузнецов (4 «б» Попова И.С.), Струков (3 «б» Винтер Н.В.).

    По 2 «3» у учащихся: Бондарев, Минаков, Сычёв (2 «а», р.яз., мат., Соколова Е.В.), Осин И. (р.яз, ф-ра, Заиграева И.Г.), Воронин (3 «б», Винтер Н.В.)

    В общеобразовательные школы решением ПМПК переведены 8 выпускников речевого и 5 – из класса ЗПР.  По решению МПК Чикалов Владимир переведён в программу VIII вида, а Нуртдинов Руслан  оставлен на дублирование

    Наверное, одно из основных противоречий в современной школе заключается в том, что с одной стороны, процесс знаний носит индивидуальный характер, а с другой – обучение организуется в массовом масштабе. В этой связи одна из задач заключается в гармоничном сочетании форм массового обучения и индивидуального усвоения знаний.

    Возможные пути разрешения данного противоречия – дифференциация и индивидуализация усвоения знаний, которые следует рассматривать как одно из направлений гуманизации современного процесса обучения.

    Тенденции гуманизации образования воспринимаются, прежде всего, как поворот школы к ребёнку, уважение его личности, понимание его запросов, интересов, создание наиболее благоприятных условий для раскрытия и развития его способностей!

    Гуманизация вносит человеческое изменение не только в содержание, но и в организацию всей жизнедеятельности школы.

    А. С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям основополагающим при организации и воспитании детского коллектива. И был глубоко убежден: для того чтобы понять ребенка и установить причины его поведения, необходимо видеть не только то, что бросается в глаза, но и вникать глубже в особенности его личности, в его побуждения. Он видел необходимость в систематическом ведении дневника, в котором педагог отмечал бы характерные случаи поведения детей, анализировал бы их поступки, отношение к коллективу, к товарищам.

    П. П. Блонский, размышляя о различиях хорошего и плохого учителя, говорил, что для хорошего - все ученики разные, одинаковых нет, а для плохого учителя все учащиеся абсолютно одинаковы.

    С. Т. Шацкий же утверждал, что важно было бы нащупать для каждого ученика наиболее целесообразный темп и способ работы. Этот индивидуальный подход, связанный с индивидуальной ответственностью, мог бы оказаться в высшей степени полезным.

    В. А. Сухомлинский. Он писал, что  без знания ребенка: его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей - нет воспитания.

    Современная трактовка понятий дифференцированного и индивидуального подхода.

    1. Дифференцированный подход – 1) создание разнообразных условий обучения для различных групп; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в разноуровневых группах.
    2. Индивидуальный подход – 1) учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения; 2) создание психолого-педагогических условий не только для развития всех  учащихся, но и каждого ребенка; 3) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.

    Организуя в школе дифференцированное обучение, встаем перед проблемой, какие формы выбрать. Прежде всего, нужно знать, из чего выбирать, то есть должны ясно представить себе совокупность возможных форм дифференцированного обучения, определенным образом систематизированных и классифицированных.

    Отбирая индивидуально-типологические особенности учеников, которые могут служить основаниями дифференциации, можно руководствоваться следующими критериями:

    - значимость индивидуально-типологических особенностей для процесса обучения;

    - возможность выявления и учета особенностей в образовательной школе;

    - широта распространения среди учащихся.

    На основании этих критериев исключаются следующие особенности: конституциональные особенности личности, особенности функционирования внутренних органов, состояние здоровья, дефекты физического развития, не оказывающие явного влияния на процесс обучения, половые различия, возраст учеников (из-за современной организации классно-урочной системы), особенности нервной системы, темперамента, задатки способностей (из-за отсутствия специальной аппаратуры и специалистов, способных выявить данные особенности).

    В результате как основания дифференциации выявились: психофизиологические особенности личности, обученность, способности, интересы, профессиональные ориентации, этнокультурные особенности, религиозная принадлежность личности.

    Конкретные проявления дифференциации в практике обучения называют формами. В основу классификации положены виды дифференциации и уровни ее реализации.

    Виды дифференциации определяются в соответствии с основаниями дифференциации.

    Охарактеризуем кратко основные формы дифференциации на уровне класса. Начнем с дифференциации по психологическим особенностям личности. Это учет особенностей познавательных процессов учащихся: мышления, памяти, внимания, который может проявляться в специальных заданиях на развитие сосредоточенности, переключаемости внимания для отдельных групп учащихся, заданий на развитие логической памяти и т.д. При этом, руководствуясь принципом адаптационно-развивающего характера дифференциации, предлагается не идти полностью вслед за индивидуально-типологическими особенностями личности, а учитывая их развивать недостаточно развитые. Например, учет преобладания у группы учеников образного мышления над логическим предполагает включение в процесс объяснения нового материала образных средств, и вместе с тем необходимы специальные задания на развитие логического мышления у этой группы учеников.

    Дифференциации по обученности предполагает задания, устраняющие пробелы в знаниях. На уровне школы к дифференциации по обученности можно отнести классы, сформированные по успеваемости учащихся, однако такую форму дифференцированного обучения считают нецелесообразной, так как обученность является гибкой, меняющейся характеристикой учебной деятельности ученика и учет ее не требует выделения жестких, резко разграниченных групп учащихся.

    Данный вид дифференциации сопутствует и ряду новых педагогических технологий: модульной, полного усвоения знаний. В последней после изучения темы и сдачи зачета ученики делятся на две группы: усвоившие и не усвоившие материал. Дальнейшая работа с этими группами, естественно, строится по-разному. Ученики, усвоившие материал, получают возможность углублять и расширять свои знания. С учениками другой группы организуется работа по отработке, коррекции изученного содержания.

    В  дифференциации по специальным способностям выделяются подвиды: по познавательным, художественным, музыкальным, коммуникативным способностям и т.д. это учет специальных способностей ученика, которые проявляются при выполнении дополнительных заданий, например, нарисовать что-либо к уроку, исполнить музыкальное произведение для создания определенного эмоционального настроя и т.д.

    В дифференциации по познавательным способностям разделяют общие (или академические) способности к любой познавательной деятельности в любой сфере познания и специальные познавательные способности (например, к изучению математики, лингвистические). Проявления дифференциации по общим познавательным способностям в педагогике довольно хорошо изучены. Это задания различного уровня сложности, дозирование помощи учителя ученикам. К этому виду дифференциации может быть отнесена и уровневая дифференциация.

    Наиболее широкое распространение в практике получила дифференциация по интересам и склонностям учащихся. Этот вид дифференциации проявляется в выполнении учениками творческих, исследовательских заданий в соответствии со своими интересами и склонностями. Основанием данного вида дифференциации наряду с интересами учеников являются их познавательные способности к определенным областям познания (естественным, математическим, гуманитарным наукам). Такие способности чаще всего совпадают с интересами и склонностями детей.

    Завершая освещение классификации, необходимо сказать о дифференциации самих форм дифференциации. Устанавливая соотношение с возрастом и степенью обучения, можно выявить формы дифференциации на соответствующем этапе обучения или принадлежащие только той или иной ступени образования.

    Так, учет психофизических особенностей детей (внимание, памяти и т.д.) при организации учебного процесса в классе наиболее уместен в начальной и средней школе, когда коррекция познавательных функций реальна. Коррекционно-развивающее обучение наиболее эффективно в начальной школе и может быть сохранено в средней.

    В любой возрастной группе присутствует дифференциация по общим познавательным способностям учеников: выполнение заданий различного уровня сложности, дозирование помощи учителя ученикам. А уровневая дифференциация, построенная полностью в соответствии с идеями ее авторов и включающая право выбора учениками уровня обучения, приемлема в старшем школьном возрасте. На старший школьный возраст рассчитаны и классы, спрофилированные на вуз, профильные, классы углубленного изучения предметов, хотя они могут опускаться и в среднюю школу (8-9 классы), когда интересы и склонности детей уже проявились.

    Элективная дифференциация возможна и в начальной, и в средней, и в старшей школе, но изменяется содержание и направленность курсов. В начальной школе возможны элективные курсы, способствующие развитию любознательности детей, расширению их кругозора, формированию практических навыков. Например, занятия оригами, театрально-творческие игры, рассказы о звездах и планетах и т.д. В старших классах элективные курсы углубляют знания учащихся в выбранной познавательной области.

    Для эффективного введения дифференцированного подхода необходимо включать специальные задания.

    Разноуровневые задания.

    Усложнение заданий

    1. Привлечение пройденного материала;
    2. Усложнение видов работы;
    3. Усиление творческой деятельности.

    Способы включения дифференцированных заданий:

    1. Учитель предлагает задание;
    2. Ученик выбирает сам.

    Виды дифференцированных заданий.

    1. Задания, устраняющие пробелы в знаниях;
    2. Задания, учитывающие предварительные знания;
    3. Творческие задания;
    4. Задания на углубленное изучение

    Приёмы индивидуализации и дифференциации.

    1. Блочная подача материала;
    2. Дидактический материал с разноуровневыми заданиями;
    3. Индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы;
    4. Работа с тетрадями на печатной основе;
    5. Опережающие задания;
    6. Дифференциация объяснения нового материала;
    7. Дифференциация объема и сложности задания;
    8. Использование зачетной системы контроля знаний.

    Положительные аспекты дифференцированного и индивидуального подхода

    1. Отсутствие в классе отстающих учащихся;
    2. Полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящая от уровня к уровню;
    3. Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, уверенности в себе, творчества;
    4. Повышения познавательного интереса и мотивации к обучению;
    5. Развитие способностей учащихся.

    Трудности в реализации индивидуализированного и дифференцированного подхода.

    1. Большая подготовительная работа перед уроком;
    2. Переработка содержания материала,
    3. Дидактическое обеспечение;
    4. Подготовка учащихся к такой форме работы;
    5. Педагогический мониторинг.

    Учитывая, что дифференциация и индивидуализация  обучения являются одним из направлений гуманизации современного процесса обучения и позволяют гармонично сочетать формы массового обучения и индивидуального усвоения знаний, систематизировав теоретические знания по данной проблеме Методический совет выносит следующее решение:

    1. Выработанные конкретные понятия – дифференциация и индивидуализация обучения взять за основу в своей работе каждому учителю.
    2. Обобщить опыт учителей – предметников по применению наиболее эффективных форм работы по использованию дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся. (Ответственные руководители МО)

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Духовно – нравственное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами художественной продуктивной деятельности»

    В статье рассказывается об обобщении опыта по духовно – нравственному воспитанию школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами художественной продуктивной деятельности» ...

    «Дидактическая игра, как средство воспитания безопасного образа жизни младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»

    Федеральные государственные образовательные стандарты начального образования требуют усиления связи между обучением, воспитанием и развитием детей. Большими резервами в решении поставленной задачи обл...

    Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

    Формирование основных функций речи посредством театрализованной деятельности...

    "Дидактическая игра, как средство воспитания безопасного образа жизни младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"

    Методическая разработка. Цель: Оптимизировать работу педагога, ориентированную на триаду: педагог, родители,дети и направленную на закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного дви...