Главные вкладки

    «Дидактическая игра, как средство воспитания безопасного образа жизни младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»
    статья на тему

    Филимонова Светлана Александровна

    Федеральные государственные образовательные стандарты начального образования требуют усиления связи между обучением, воспитанием и развитием детей. Большими резервами в решении поставленной задачи обладает взаимосвязанная урочная и внеурочная работа учащихся по разным предметам,  в частности, по безопасности жизнедеятельности. Внеклассная работа определяется как составная часть учебно-воспитательной работы школы, как одна из форм организации досуга учащихся. Она бывает разнообразной по содержанию и формам. Внеклассная работа по БЖД создаёт дополнительные возможности воспитателю по осуществлению дифференцированного подхода к учащимся для достижения планируемых результатов обучения. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Доклад на педсовете по теме:

    «Дидактическая игра, как средство воспитания безопасного образа жизни младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»

    2013-2014

    Федеральные государственные образовательные стандарты начального образования требуют усиления связи между обучением, воспитанием и развитием детей. Большими резервами в решении поставленной задачи обладает взаимосвязанная урочная и внеурочная работа учащихся по разным предметам,  в частности, по безопасности жизнедеятельности. Внеклассная работа определяется как составная часть учебно-воспитательной работы школы, как одна из форм организации досуга учащихся. Она бывает разнообразной по содержанию и формам. Внеклассная работа по БЖД создаёт дополнительные возможности воспитателю по осуществлению дифференцированного подхода к учащимся для достижения планируемых результатов обучения. В этом случае она может способствовать закреплению и расширению знаний и умений, полученных на уроках. Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но и развивать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, т.к. каждый человек воспитывает себя, прежде всего, сам.

    Системой внеклассной работы по основам безопасности жизнедеятельности является формирование осознанной мотивации на здоровый и безопасный образ жизни,  а так же осознание безопасности, как меры защиты организма от внутренних и внешних опасностей, как одного из факторов существования живых систем.

    Одной из форм внеклассной работы являются дидактические игры. Дидактическая игра выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка. С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение звуков, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составляются так, чтобы научить детей составлять самостоятельно несложные рассказы. В ходе игры развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

    Работа по формированию безопасности жизнедеятельности основывается на преемственности с учителем класса: через совместное планирование мероприятий, через единые требования к речевому материалу. Во внеурочное время воспитатель даёт обобщённые теоретические знания, прививает практические умения, которые помогут детям в опасных и трудных жизненных ситуациях принять правильное решение.

    В группе нашего класса создана система работы, которая направлена на обучение детей безопасному поведению. С детьми регулярно проводятся занятия, беседы, экскурсии, призванные научить их основам безопасности жизни, правилам поведения в условиях чрезвычайных ситуаций. Большое внимание в работе с младшими школьниками 2 класса уделяется изучению правил дорожного движения.

    На внеклассных занятиях по безопасности жизни детей разбираются и усваиваются правила поведения на дорогах, и при ДТП. Дети учатся правильно действовать в различных ситуациях на дорогах. При изучении темы «Правила дорожного движения» на начальном этапе были организованы экскурсии к пешеходному переходу, к светофору и по улицам города. Так же на занятиях дети работали с наглядным материалом, иллюстрирующим различные дорожные ситуации. Участвовали в дидактической игре «Правила дорожного движения», в ходе которой учились дифференцировать правильное и неправильное поведение на дорогах, объясняли значение каждого цвета светофора. Рассматривали различные знаки уличного движения, пытались объяснить, что значит конкретный знак и как он называется.

    В игре дети более охотно выполняют то, что вне игры может им казаться неинтересным и трудным. При проведении игры соблюдается определённый темп, при котором формируется умение следить за ответами одноклассников.

    После проведения игры дети, во время прогулок и экскурсий по улицам города стали более живо реагировать на уже знакомые им знаки дорожного движения, пытались объяснить их значение, и, что самое главное – более охотно старались соблюдать правила дорожного движения. Замечали, если кто-то не соблюдал правила дорожного движения и говорили, как нужно делать правильно.

    Необходимо регулярно проводить работу по безопасности детей, т.к. от природы дети с ограниченными возможностями здоровья беспечны и доверчивы, внимание детей бывает рассеянным, поэтому, чем чаще мы будем напоминать детям несложные правила поведения, тем больше вероятность, что они их запомнят, и будут применять на практике.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    " Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья".

    Опубликованный материал содержит информацию о том,как я осуществляю духовно-нравственное воспитание, какие ставлю задачи, какие формы, медоды и приемы работы  использую....

    "Дидактическая игра, как средство воспитания безопасного образа жизни младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"

    Методическая разработка. Цель: Оптимизировать работу педагога, ориентированную на триаду: педагог, родители,дети и направленную на закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного дви...

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья при помощи музыкального искусства в коррекционной школе-интернате VIII вида

    Статья опубликована в сборнике "Опыт решения проблем духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в Воронежской области" (материалы Пятых и Шестых областных педагогических чтений. Ворон...

    Формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии

    Формирование у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни  является  приоритетным направление в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....