" Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья".
статья на тему

Васечко Светлана Васильевна

Опубликованный материал содержит информацию о том,как я осуществляю духовно-нравственное воспитание, какие ставлю задачи, какие формы, медоды и приемы работы  использую.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_2014.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО воспитателей.

Тема: « Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья».  Из опыта работы воспитателя 2 класса Васечко С. В.

Сегодня все больше внимания уделяется проблемам духовно-нравственного воспитания детей сирот с ограниченными возможностями здоровья. Так-как именно они находятся в сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе, жить яркой полноценной духовной жизнью.

Проблема духовно-нравственного  воспитания  подрастающего поколения – одна из важнейших в современном обществе. Наше многонациональное государство оказалось на грани нравственной катастрофы: утрачиваются исконно народные традиции, появляется небрежное отношение к памятникам исторической культуры, варварское отношение к природе и т.д.

Воспитание «необычных»  детей требует особых технологий. Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

  1. Недостаточностью исследования темы, нет спец программы;
  2. Дети с глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии.
  3. Дети увидели жизнь с отрицательной стороны ( запечатлели отрицательный опыт).

В рамках модуля духовно-нравственного воспитания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, мной была проведена серия занятий под общим названием «Услышать сердце человека»: «Такт, тактичность», « Милосердие», « Воспитанный человек», «Добро и зло», «Купола России».

Цель;

- духовно- нравственное воспитание;

Задачи:

  1. Помочь детям усвоить нравственные нормы, сформировать у них нравственные установки;
  2.  Познакомить с понятиями такт, милосердие, добро, воспитанность, вежливость и т. Д

Я исходила из того, что нравственные понятия должны быть объяснены и раскрыты с той целью, чтобы они прошли через мысли детей и были приняты сердцем, чтобы эти понятия превратились в убеждения, а убеждения в добрые и красивые поступки

 На этих занятиях я использовала разнообразные формы, методы приемы работы

                            -   Решение нравственных задач ( ролевой тренинг).

Задача: Диме дедушка подарил альбом с наклейками. Неожиданно Сережа выхватил альбом из рук  Димы и не отдает его. Как ты поступишь? Условие: Альбом  нужно получить мирным путем. Без драки, ссоры и слез.

« Мое тело – моя территория, чужое тело- чужая территория. Я не имею права вторгаться на чужую территорию».

                              -«Добрая – Злая»   (портрет девочки, которая держит куклу на руках)

-Можно по внешнему виду определить, какая это девочка добрая или злая?

- Превратите ее в добрую ( злую). _ Какие качества ей дадим? Добрая (Сострадание, терпение, любовь, забота, Воспитанность, милосердие, тактичность).Злая ( трусость, жестокость, зависть, жадность, лень, грубость).

                            -  « Милое сердце».

Быть злым легко. Легко ответить на хамство -  хамством, на подлость -  подлостью.  Злому не страшны жестокость, бездушие, хамство - он сам такой. Жалко злых, ведь их никто не любит. Они ка больные, которых нужно лечить.  А чем?

Давайте вылечим злое сердце. Сделаем его милым.

Дети выбирают сердечки с понятиями. И объясняют свой выбор. ( незлобивость, человеколюбие, человеколюбие, сострадание, жалостливость, отзывчивость, чуткость, душевность, доброту.

                             -  Составление памятки .

« Тактичный человек».

1.Не хвастается;

2.Не выясняет отношения в присутствии посторонних;

3.Не поставит другого человека в неловкое положение;

4. Терпим к недостаткам и слабостям других людей;

5. Не рассказывает чужих тайн;

                      -Работа с пословицами.

Детям даются задания собрать, продолжить, объяснить пословицы.

1 Доброе слово и кошке приятно.

2.Не хвались серебром, а хвались добром.

3. Добро век не забудется.

                     -Сказочный герой.

Детям дается задание определить добрый или злой сказочный герой. И проанализировать черты его характера.

В ступе летаю

Детей пугаю и похищаю.

В избе на куриной ноге проживаю.  ( Баба Яга)

Берегись болезнь любая

Грипп, ангина и бронхит.

Всех на бой вас вызывает

 Добрый  доктор – ( Айболит).

      - Чтение с обсуждение литературных произведений.

« Бабка» , « Жук на ниточке», « Синие листья», « До первого дождя», « Жадина», « Волшебное слово» и  т.д.

В рамках духовного воспитания  мы совершили виртуальное путешествие по храмам России. Познакомились с историей храма  Христа спасителя в Москве и храмов на острове Кижи.  Детей тронула печальная судьба храма Христа спасителя . Ребята восхищались талантом русских плотников, когда рассматривали деревянные церкви на острове Кижи. И сами смастерили из деревянных бревен макет Покровского храма.

Роль духовно нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья велика:

  1. Способствует профилактике правонарушений;
  2. Позволяет формировать духовный мир ребенка, нравственные качества;
  3. Раскрывает творческий потенциал ребенка;
  4. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности;

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра, как средство воспитания безопасного образа жизни младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»

Федеральные государственные образовательные стандарты начального образования требуют усиления связи между обучением, воспитанием и развитием детей. Большими резервами в решении поставленной задачи обл...

"Дидактическая игра, как средство воспитания безопасного образа жизни младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"

Методическая разработка. Цель: Оптимизировать работу педагога, ориентированную на триаду: педагог, родители,дети и направленную на закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного дви...

Доклад на тему: «Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочное время».

Духовно - нравственное воспитание в школе - интернате для детей с ОВЗ— неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитательного процесса. В процессе выполнения режимных моментов и на занятиях по развит...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья при помощи музыкального искусства в коррекционной школе-интернате VIII вида

Статья опубликована в сборнике "Опыт решения проблем духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в Воронежской области" (материалы Пятых и Шестых областных педагогических чтений. Ворон...

«Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочное время».

laquo;Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во вне...

«Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочное время».

laquo;Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочно...