Гендерный подход в логопедической работе с детьми 5-6 лет по устранению нарушения звукопроизношения на индивидуальных и подгрупповых занятиях
материал по теме

Бабаева Надежда Анатольевна

В этом документе вы можете найти рекомендации по работе с детьми с учетом их гендерной принедлежности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гендерный подход в логопедической работе с детьми 5-6 лет по устранению нарушений звукопроизношения на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

     Дошкольный период детства (онтогенеза) является наиболее значимым для речевого развития детей, а также гендерной социализации мальчиков и девочек.

     Гендерный подход в воспитании и обучении в детском саду предполагает разнообразие способов подачи учебногог материала, учитывая гендерные особенности дошкольников, создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек в процессе педагогического взаимодействия, соответствие методов руководства играми, их содержанию и специфике игровых стилей детей разного пола. В. Ф. Базарнов утверждает, что у мальчиков и девочек разный созг, разные темпы физического созревания, разные уровни активации, разные интересы, разные эмоциональные доминанты. В связи с этим он выдвинул идею о необходимости поролевого дифференцированногго обучения и воспитания мальчиков и девочек. Дифференцированный подход в формировании правильного звукопроизношения и развития речи в целом мы используем при организации индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий.

     К концу дошкольного возраста большинство речевых навыков , основанных на многократном повторении и активно обогащающейся лексике лучше развито у девочек. Логическое опенрирвание элементами языка и составление                 сложных синтаксических конструкций успешнее развито у мальчиком. Анализ связной речи показывает, что лексический уровень рассказов мальчикок характеризуется большим объемом высказывания, чем у девочек. Рассказы мальчиков содержат больше глаголов, ак девочки в большем количестве используют существительные и прилагательные. Такой набор лексики в рассказах девочек свидетельствует гоб их внимании к признакам предметов и явлений. Из-за преобладания глагольной лексики у мальт чикови х высказывания характеризуются боьшей динамичностью и информированностью.

      Согласно многочисленниы наблюдениям, девочки лучше справляются с типовыми заданиями, опираясь на память и используя штампы. Психологи отмечают, что пенриод включения в занятия у детей зависит от пола. Мы учитываем эту особенность, и самый трудный мактеиал планируем на пернвую половину логопедических занятий.

     Девочки после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Но быстрый темп работы мешает девочкам, они лучше работают на пошаговых технологиях, эффективнее выполняют типовые знакомые задания, шаблонные. Учитывая все эти особенности, на всех занятиях мы используем красочный материал с предпочтением красного спектра, подается материал от частного к общему, эмоционально окрашенными способами.

     Работа на занятиях строится в режиме поиска, акцентируясь на самостоятельные принятия решений, создает условия для проявления индивидуальных способностей каждого ребенка, формирует атмосферу доверительных отношений, каждый высказывает свою точку зрения, предлагает свой вариант, приводит примеры из личного опыта. Для мальчиков преимущественно использование зрительных стимулов, объяснения заданий должны быть четкими, немногословными. Однополовая подгруппа дает возможность детям избавиться от речевых комплексов, быстрее преодолеть имеющиеся у некоторых из них замедленую реакцию, ярче проявить себя среди сверстников.

     Мы стараемся удовлетворить потребности мальчиков в соревновательности и победе  но и в подгруппавх, в состав которых входят только девочки. Этот прием тоже широко используется. Также элементы соревновательности используется при подборе заданий на фронтальных логопедических занятих по дифференциации звуков: дети делатся на команды мальчиков и девочек, названия команд придумывают сами дети в зависимости от изучаемых звуков. Проводятся различные игры с картинками, словами на заданные звуки.

     Для получения более эффективных результатов и повышения мотивации к выполнению заданий нка индивидуальных и подгрупповых занятиях пго постановке звуков мы, используя традщиционный подход и артикуляционные упражнения, мы внесли некуоторые изменения в накзвания артикуляционных упражнкний с учетом гендерной принадлежности.

Вот несколько примеров такой работы.

Название упражнения

Краткое описание упражнения

Название упражнения с учетом гендерной принадлежности

Для девочек

Для мальчиков

Основные упражнения

«заборчик»

Зубы сомкнуты, обнажены, губы растянутыв в улыбке

«Солнышко»

«Заборчик»

«улыбка - трубочка»

Переключать губы из положнния в улыбке на положение вытянутых в трубочку (без движения нижней челюстью)

«Солнышко - дождик»

«Светофор» (под счет

 1-2)

«Окошко»

Губы в улыбке, чередовать смыкание и размыкание зубов (на 2 см)без движения нижней челюсти вперед

«Окошко»

«Ворота»

«Часики»

Зубы разомкнуты (на 2см), губы в улыбке. Делать движения высунутого языка к правому и к левому углам рт а (без движения нижней челюсти)

«Часики»

«Маятнки»

Губы в улыбке, рот приоткрыт. Чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз

«Качели»

«Шлагбаум»

Губы в улыбке, рот приоткрыт. Широкий кончик языка за нижними резцами у подъязычной связки, задняя часть спинки языка выгнута вверх. Чередовать движения языка вперед-назад.

«Сердитая киска»

«Почистим зубки»

Дыхательные упражнения

«Фокус»

«Приклеить» узкую бумажную полоску на кончик носа кончик носа. Губы в улыбке, сдувать полоску высунутым широким кончиком языка

«Фея»

«Фокусеик»

«Загони предмет в ворота»

Сдвигать бумажные предметы на противоположный край ст ола воздушной струей, пущенной по высунутому кончику языка (ватный шарик, бумажные птички, бабочки, нарисованный лыжник)

«Летят птички (бабочки)»

«Футбол», «Лыжник»



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР (III УР.), ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ, НА ТЕМУ: «ПРАКТИЧЕСКОЕ УСВОЕНИЕ СВЯЗИ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ».

Тема: «Путешествие в Страну знаний».

Цели:

  1. Практическое усвоение связи слов в предложении.
  2. Умение составлять предложения из 2-х и более слов .
  3. Работа с деформированной фразой.
  4. Формирование координации речи с движениями.
  5. Развитие слухового внимания, логического мышления, нравственного воспитания.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- конверт с письмом, карта страны знаний, картинка с изображением лесных животных, игрушки в корзинке, картинка с изображением Буратино с ключом

- вывески –названия этапом в стране Знаний

- текст с пропущенными словами

- предметные картинки к данному тексту

- аудиозапись песни «Я - водяной»

- конверты с заданиями

- наборы для составления схемы предложения.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. ОГРАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

(Дети входят под музыку в зал)

Логопед:

- Дети, к нам в центр пришло необычное письмо от мудрой птицы Совы. Посмотрим, что она нам пишет.(читает письмо)

«Посылаю вам письмо. Нелобычное оно.

Целый год вы здесь учились. Очень славно потрудились.

Выполните все задания. Покажите свои знания.

Кто пройдет экзамен наш, будет принят в первый класс!»

(достает карт, а которой обозначен маршрут).

- Ребята! Здесь ещё карта страны знаний с маршрутом, по которому нам с вами нужно будет пройти. Эта дорога приведет нас прямо к воротам школы. Вперед, в страну знаний!

  1. Знакомство с темой.

Логопед: (дети договаривают концовку)

-Много звуков есть на свете, говорим мы звуки … (речи).

Гласные звукеи … (поют и кричат), согласные …( перед преградой стоят).

Согласные с гласными … (подружились), вот уже …(слоги у нас получились).

Если слоги рядом поставим, сразу … (нужное слово составим).

А потом слова возьмем, … (в предложения соберём).

Совершенно верно, мы с вами говорим предложениями.

  1. Составление предложений из 2-х слов.

Логопед: Ребята, куда же нас привела сказочная дорожка? К лесной школе, где учатся лесные жители. Они тоже учатся составлять предложения. Задание для вас: придумайте свое предложение из 2-х слов, используя названия животного с картинки.

(Логопед говорит образец предложения, показывая на картинке 1 животного. Затем дети по очереди составляют свое предложение, все вместе разбирают предложение по составу.)

Логопед: Молодцы, мы справились с заданием и можем идти дальше.

  1. Составление предложения из 3-х слов.

(на доске висит картина с изображением Буратино с ключом)

Логопед: Следующая школа – где учатся игрушки. Вы узнали, кто нарисован на картинке? Правильно, это Буратино. А что он делает? Держит ключ.

Вот следующее задание.нам нужно придумать предложение оп этой картинке и составить схему этого предложения.  Я вам буду помогать: что делает Буратино?

-Буратино – 1-е слово

-Держит – 2-е слово

-Ключ – 3-е слово

(выкладывается схема предложения: дети на столах, логопед на фланелеграфе)

Логопед:

- Сколько слов в нашем предложении? (Три). Какое первое слово (Буратино), второе? (держит),  трете? (ключ)

(логопед убирает первую полоску и предлагает детям «прочитать» предложение):

… держит ключ. Получилось у нас сейчас предложение? (нет). О чём мы с вами не узнал? (Кто держит ключ).

Логопед возвращает полоску на место. ТО же самое логопед проделывает с другии словами. В конце предложение повторяется целиком. Вывод: Мы узнали, если не хватает какого-то слова в предложении, то нужное предложение не получается. А теперь придумайте предложения из 3-х слов , используя названия игрушек. (дети берут игрушки и придумывают с ними предложения).

  1. Работа с деформированной фразой.

Следующий экзамен нам предстоит пройти в школе, где учится Незнайка и его друзья. Незнайка написал сочинение, а предложения у него все непонятные. Мы должны их «починить».

- дети, в, ходили, зоопарк.

-Звери, они, видеть, разные.

-вода, слон, обливался, холодная.

-Зебры, трава, жевали, свежая.

- обезьяны, рожицы, корчить, страшные.

- медведь, в, 5купаться, бассейн. (дети исправляют ошибки).

6. Работа на развитие слухового внимания, восприятия, логического мышления.

(звучит песня «Я - водяной».)

- Ребята, кажется, мы с вами попали в болото к Водяному. Смотрите, это стихи, которые сочинил Водяной (читает):

Стужа лютая сейчас, виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей га-га-га пел соловей!

 Да, видно, совсем Водяной одичал в своем болоте. Дети, мы должны исправить все нелепые ситуации, которые описал Водяной. (Читает снова стихи, дети указывают на ошибки в тексте)

- А на память мы оставляем Водяному «Большую книгу знаний»! ну, нам пора, следовать дальше по дороге в школу.

7. Академия добрых дел. Составление предложений по демонстрационному действию.

(логопед читает задание. Ребенок выполняет действие по заданию логопеда. Остальные дети должны отгадать, что он делает,  и сказать предложение):

-подметает пол

-гладит белье

-стирает белье

-поливает цветы

-протирает пол.

8. Физминутка.(формирование координации речи с движением).

Маму я свою люблю.

Я всегда ей помогу:

Я стираю, полоскаю,

Воду с ручек отряхаю.

Пол я чисто подмету.

И дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать.

 Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу

И ни разу ни словечка не скажу.

Мы справились и с этим экзаменом.

9. Работа с текстом. (в тексте пропущены слова.)

Логопед:

- Дети, карта нас привела обратно в наш центр. Мы выполнили все задания Совы и вовремя успели вернуться. А вот Незнайка постоянно опаздывает на первый урок в своей школе. Вот его записка:»Мои настенные … (часы) остановились. Я хочу надеть … (рубашку), а её нет. Потом ищу … (носки), а они под … (шкафом). Хочу обуть … (ботинок), а он на … (стуле). Потом мне нужно было запереть дверь, а … (ключа) не было. Вот почему я опоздал.»Дети, вы поняли, что ищет Незнайка по утрам? (нет) И я не поняла, потому что он пропустил слова. Давайте добавим эти слова в записку, а подсказкой будут картинки на доске. (Логопед ещё раз читает рассказ, дети дополняют предложения с опорой на предметные картинки).

10. Итог занятия.

Логопед:

- Мы прошли по всему маршруту, выполнили сложные задания. Давайте вспомним, какие именно:

-составляли предложения из 2х слов,

- составляли предложение из 3х слов

- исправляли сломанные предложения

-составляли предложения по действию

-вставляли пропущенные слова.

Вы справились со всеми заданиями и теперь смело можете идти в 1-й класс, в школу! А Сова прислала вам подарки-угощение, которые вы получите в группе. (шоколадные медали, медальки на шею.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

В реферате раскрыта актуальность данной темы, её цели и задачи. Дано объяснение тому, что специфика, содержание занятий, формы организации, приемы, способы и средства коррекционного воздействия, опред...

Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по устранению нарушений звукопроизношения «Гномы готовятся к приходу гостей».

Индивидуальная НОД проводится с ребёнком старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением: заикание средней степени  тяжести, ФФНР, спастическая дизартрия....

Логопедическая работа с детьми с нарушением зрения и речи

в презентации обобщен опыт работы с детьми с нарушением речи и зрения старшего дошкольного возраста...

Особенности логопедической работы с детьми 3–4 лет, имеющими речевые нарушения. Презентация картотеки игр.

В раннем возрасте наблюдаются два (первый – 1–2 года жизни и второй – 3 года) критических периода в развитии речевой функции. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга,...

Организация индивидуальной логопедической работы с детьми дошкольного возраста при устранении дизартрии

В презентации раскрывается понятие дизартрии и стертой дизартрии, значимость комплексного подхода, актуальность ранней помощи. Коротко раскрыты этапы коррекции, особенности нарушений мышечного тонуса ...

Устранение нарушений звукопроизношения.

Устранение  нарушений  произношения звуков...