Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов методическое пособие/ Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.
тест по теме

Еременкова Анастасия Валерьевна

Методика для диагностики речевой патологии у детей сочетает традиционные для логопедической практики приемы с некоторыми нейропсихологическими методами, разработанными Л. С. Цветковой, Т. В. Ахутиной и Н. М. Пылаевой для оценки речи взрослых больных с афазией.
Методика имеет тестовый характер: процедура ее проведения и система оценки стандартизированы. Это позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и оценить степень выраженности нарушения разных сторон речи. Стандартизация также удобна для отслеживания динамики речевого развития ребенка и эффективности коррекционного воздействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fotekova_ahutina.doc247 КБ

Предварительный просмотр:

Источник: Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: методическое пособие// Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. - 2-е изд., испр. и доп.: Айрис-пресс, 2007. – 176с.

ТЕСТ СО ВСЕХ СТОРОН

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ

Татьяна ФОТЕКОВА,

кандидит психологических наук

Татьяна АХУТИНА,

доктор психологических наук

В настоящее время нейропсихологические методы успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении [1, 2].

На наш взгляд, эти методы могут быть продуктивны и в работе с детьми, имеющими системную речевую патологию, так называемое общее недоразвитие речи (ОНР). Картина нарушений в развитии у таких детей неоднородна и не исчерпывается речевыми симптомами. У большинства из них отмечается несформированность и других высших психических функций. Комплексное нейропсихологическое обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной, направленной коррекции.

Предлагаемая ниже методика для диагностики речевой патологии у детей сочетает традиционные для логопедической практики приемы [4, 8, 9, 12] с некоторыми нейропсихологическими методами, разработанными Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой [13] для оценки речи взрослых больных с афазией.

Методика имеет тестовый характер: процедура ее проведения и система оценки стандартизированы. Это позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и оценить степень выраженности нарушения разных сторон речи. Стандартизация также удобна для отслеживания динамики речевого развития ребенка и эффективности коррекционного воздействия.

Первый вариант методики предназначен для обследования детей младшего школьного возраста, второй — для учащихся старших классов.

Методика состоит из двух разделов. Первый, больший по объему, направлен на исследование особенностей устной речи, второй — письменной речи.

В целом методика содержит 206 проб, в том числе:

134 — на проверку экспрессивной речи;

60 — импрессивной;

12 — письменной.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УСТНОЙ РЕЧИ

Этот раздел имеет два блока, позволяющих выявить уровень сформированности экспрессивной и импрессивной речи. Каждый блок, в свою очередь, подразделяется на серии, серии — на группы заданий, объединяющих конкретные речевые пробы.

ПЕРВЫЙ БЛОК

Направлен на исследование экспрессивной речи, состоит из пяти серий. Экспрессивной речью мы называем то, что связано с речепроизводством. То есть экспрессивная речь — это собственная (активная) звучащая речь человека.

Первая серия

Оценивает состояние уровня моторной реализации. При этом проверяется артикуляционная моторика (10 проб), степень сформированности слоговой структуры слова

(10 проб), возможность переключения при произнесении цепочек слогов (10 проб, выделенных жирным шрифтом).

В рамках этой серии проводится обследование звукопроизношения. При анализе выполнения ряда артикуляционных заданий и проб следует помнить, что успешность зависит от ряда факторов: серийной организации артикуляции, сформированности речевых кинестезий и фонематического восприятия.

Вторая серия

Проверяет сформированность словообразовательных навыков. Она состоит из 30 проб, объединенных в четыре группы.

Первая группа: образование существительных — называние детенышей животных (у кошки котята, а у козы — кто?).

Вторая группа: образование от существительных относительных прилагательных (кукла из бумаги — бумажная, а из соломы — какая?).

Третья группа: образование от существительных качественных прилагательных (мороз — морозный, дождь — ?).

Четвертая группа: образование от существительных притяжательных прилагательных (у собаки лапа собачья, а у волка — ?).

Третья серия

Проверяет синтаксис, или возможности грамматического структурирования. Эта серия содержит 42 пробы, скомпонованные в семь групп.

Первая группа —

это составление фраз по картинкам, предложенным Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой. Картинки подобраны таким образом, что фразы могут значительно отличаться по длине, грамматической и лексической сложности.

Первые пять картинок предусматривают использование конструкций «подлежащее — сказуемое — простое дополнение» (Девочка режет колбасу).

Вторые пять картинок гораздо сложнее, поскольку требуют использования предлогов, как простых (в, под), так и более сложных (из-за, из-под).

Последние пять картинок самые трудные, так как предусматривают построение предложений с прямым и косвенным дополнением, однородными членами, инфинитивной группой или сложных предложений (Школьница пришла навестить свою больную подругу и принесла ей цветы. Мальчик несет лестницу, чтобы помочь малышу достать шарик, который зацепился за ветку).

Эти пробы очень информативны. Они провоцируют не только грамматические, но и многочисленные лексические ошибки, а также выявляют трудности смыслового программирования. Все ошибки фиксируются, но при начислении баллов за эту серию принимаются во внимание только грамматические ошибки, остальные в виде штрафных баллов учитываются в других разделах методики.

Вторая группа

содержит пять проб, предусматривающих составление предложений из слов, которые даются в начальной форме (Петя, купить, шар, красный, мама). Это — сложные задания, которые требуют не только правильного грамматического структурирования, но и построения верной смысловой программы. При выполнении наблюдаются пропуски и замены слов, смысловые и грамматические ошибки, нарушение порядка слов.

Третья группа

содержит пять проб на повторение предложений разного словонаполнения и грамматической сложности. Известно, что ребенок может воспроизвести предложение того уровня грамматической сложности, которым он овладел в собственной речи.

Эти пробы имеют комплексный характер. На успешность их выполнения влияют объем вербального материала, качество слухового восприятия и слухоречевой памяти. Среди типичных ошибок при выполнении этой группы заданий встречаются вербальные и реже литеральные парафазии. Ребенок нередко затрудняется в поиске слов и испытывает трудности при удержании смысловой программы.

Четвертая группа

содержит пять проб на верификацию предложений. Ошибки, которые подлежат исправлению, могут быть как грамматическими, так и смысловыми (Хорошо спится медведь под снегом. Над большим деревом была глубокая яма). При выполнении фиксируются как грамматические, так и лексические ошибки.

Пятая группа

содержит пять проб на дополнение пропущенных предлогов в предложении (Щенок спрятался ... крыльцом).

Шестая группа

содержит две пробы на завершение предложений (Сережа промочил ноги, потому что...).

Седьмая группа

содержит пять проб, требующих образования множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (стол — столы — много столов).

Четвертая серия

Направлена на обследование состояния связной речи. Младшим школьникам предлагаются два задания:

а) составить рассказ с помощью серии сюжетных картинок (построение программы высказывания здесь опосредовано внешними опорами, что облегчает выполнение задания);

б) пересказать текст «Галка и голуби» (это задание сложнее предыдущего, оно провоцирует множественные лексические, грамматические и семантические ошибки).

Пробы на связную речь имеют комплексный характер. Для того чтобы можно было определить природу трудностей, оба задания оцениваются по четырем критериям: смысловой адекватности, возможности программирования текста, грамматического оформления и лексического оформления. По совокупности оценок вычисляется общий балл за выполнение задания.

Пятая серия

Проверяет номинативную функцию речи. Она включает два задания (по 15 проб):

а) назвать картинки с изображением предметов, обозначаемых средне- и низкочастотными словами (пальто, очки, кровать, руль, кастрюля);

б) назвать картинки с изображением действий, обозначаемых средне- и низкочастотными словами (плавает, плачет, строит, вяжет, трет).

Примечание.

Слова мы условно делим на высокочастотные, среднечастотные и низкочастотные в соответствии с тем, насколько часто они употребляются в повседневной речи.

ВТОРОЙ БЛОК

Направлен на исследование импрессивной речи. Он состоит из трех серий. Импрессивная речь связана с пониманием ребенком обращенной к нему речи.

Первая серия

Включает четыре вида заданий (по 10 проб):

а) пробы на понимание далеких друг от друга по значению и звучанию слов, обозначающих названия предметов (яблоко, кошка, самолет, цветок);

б) пробы на понимание близких по звучанию слов, обозначающих названия предметов (бочка, дочка, почка, точка);

в) пробы на понимание далеких друг от друга по звучанию и значению слов, обозначающих действия (работает, продает, стирает, поливает);

г) пробы на понимание близких по значению слов, обозначающих действия (кладет, ставит, вешает).

Эти пробы выявляют недостаточность акустического анализа, слабость слухоречевой памяти (нарушения как объема, так и порядка удержания элементов), а также трудности семантической дифференциации слов.

Вторая серия

Проверяет понимание сложных логико-грамматических конструкций. Здесь представлены задания двух видов:

а) 6 проб на понимание обратимых конструкций, в том числе активных конструкций с обратным порядком слов и пассивных — с прямым (Мальчик спасен девочкой. Трактором перевозится машина);

б) 4 пробы на понимание предложных конструкций с обозначением места (Бочонок перед ящиком. Ящик за бочонком).

Третья серия

Исследует особенности фонематического восприятия. В ней 10 проб на повторение слогов с фонетически близкими звуками. Выполнение этого задания зависит от развития моторного компонента, от успешности серийной организации речевых движений.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Этот раздел направлен на проверку письменной речи. Он состоит из трех серий, которые несколько отличаются при предъявлении учащимся 1-х классов и 2—3-х классов.

Первая серия

Исследует предпосылки письменной речи. Она включает пробы на языковый и звукобуквенный анализ, требующие определить количество слов в предложении, количество слогов и звуков в слове и т.д.

Вторая серия

Направлена на оценку письма. Первоклассники должны написать под диктовку буквы, свое имя и два слова (стол, ствол). Учащимся 2—3-х классов предлагается небольшой диктант. Тексты диктантов взяты из пособия И.Н. Садовниковой [11]. При анализе результатов учитывается количество дисграфических ошибок и их типы, а также количество недисграфических ошибок.

Третья серия

Проверяет навыки чтения. Первоклассникам предлагается прочитать слова, более старшим детям дается для чтения текст «Как я ловил раков» [3]. Выполнение оценивается по трем критериям. Для учащихся 1-го класса — это скорость, способ и правильность чтения. Для учащихся 2—3-х классов — скорость, правильность чтения и понимание смысла прочитанного.

СИСТЕМА ОЦЕНОК

Для каждой серии и каждой группы заданий разработана своя система балльных оценок.

Общим для всех проб является четырехуровневый характер оценки. В большинстве случаев — это 0, 1, 2 и 3 балла, в пробах на связную и письменную речь — 0, 5, 10 и 15 баллов.

При первичной обработке производится суммирование баллов за каждую пробу, группу заданий, серию, блоки и методику в целом.

Максимально успешный результат соответствует 900 баллам.

Можно перевести полученное абсолютное значение в процентное выражение. Если принять 900 баллов за 100%, то индивидуальный процент успешности выполнения методики можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 900.

Полученное таким образом процентное выражение качества выполнения методики можно соотнести с одним из четырех уровней успешности:

IV — 100 — 80%;

III — 79,9 — 65%;

II — 64,9 — 50%,

I — 49,9 и ниже.

Опыт показывает, что младшие школьники с нормальным речевым развитием находятся, как правило, на IV уровне успешности. III уровень свидетельствует либо о парциальных речевых нарушениях, либо о негрубом общем недоразвитии речи.

Среди обследованных нами учащихся 1-го класса массовой школы 81,5% имели IV уровень успешности и только 18,5% — III уровень успешности. Среднегрупповая успешность здесь соответствовала 747,5 балла, то есть 83,1%.

I и II уровни однозначно свидетельствуют о наличии системной речевой патологии. Это подтверждается нашими данными: 44% обследованных учащихся 1-го класса школы для детей с тяжелыми нарушениями речи характеризовались успешностью I уровня, 50% — II уровня и только 8% — III уровня. IV уровень вообще не встречался. Средний групповой балл был равен 456, что составляет 50,7% успешности выполнения методики. У детей с такими показателями, как правило, отмечается несформированость неречевых психических функций, поэтому они нуждаются в углубленном нейропсихологическом обследовании.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ

По результатам обработки протоколов обследования можно нарисовать индивидуальный речевой профиль для каждого ребенка. На нем видно, какие компоненты речевой системы страдают в большей степени, а какие относительно сохранны.

Для построения индивидуального профиля необходимо посчитать успешность выполнения каждой серии в процентном выражении (умножить начисленное за серию количество баллов на 100 и разделить полученный результат на максимально возможный). В первой серии целесообразно проделать такую процедуру для каждой группы заданий.

По вертикальной оси нужно отложить успешность выполнения заданий в процентах, а по горизонтальной — название измеряемых параметров: 1 — звукопроизнесение; 2 — слоговая структура слова; 3 — артикуляционная моторика;

4 — словообразовательные навыки; 5 — грамматический строй речи; 6 — связная речь; 7 — номинативная функция речи; 8 — импрессивная речь; 9 — навыки языкового анализа; 10 — чтение; 11 — письмо.

Сопоставление речевых профилей, полученных при первичном и повторных обследованиях, наглядно показывает динамику речевого развития ребенка и свидетельствует о степени эффективности проводимой с ним коррекционной работы.

ШТРАФНЫЕ БАЛЛЫ

В методике предусмотрена система дополнительных оценок, которая осуществляется через начисление штрафов. Эти оценки также имеют балльное выражение, только с отрицательным знаком.

При оценке грамматического строя речи штрафные баллы начисляются:

— за ошибки, связанные со смысловым программированием (смысловой неполнотой, смысловой неточностью, смысловой неадекватностью);

— за лексические ошибки (поиск слова, близкие или далекие словесные замены, неадекватное словоупотребление);

— за ошибки, обусловленные недостатками фонематического восприятия, когда вместо предъявленного слова «шар» ребенок говорит «шарф», вместо «комки» — «коньки» и т.п.

При анализе связной речи «штрафуются» вербальные ошибки, а также ошибки, связанные с инертностью и стереотипным построением предложений.

При оценивании письма штрафы начисляются за фонетические и грамматические (для учащихся 2—3-х классов) ошибки.

Все эти баллы, кроме оценки за словоупотребление в пробах на грамматический строй речи, не входят в общий балл. Они используются для углубленного анализа результатов обследования.

Данный анализ проводится с помощью вычисления индексов, позволяющих судить о функциональном состоянии передних и задних отделов мозга. Использование такой процедуры для анализа данных основывается на теоретических положениях, разработанных Р. Якобсоном, А.Р. Лурия и Т.В. Ахутиной [1, 5, 6, 7].

СИНТАГМАТИЧЕСКИЕ И ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

В лингвистике выделяется два вида связей языковых элементов:

— синтагматические — обеспечивающие связь следующих друг за другом элементов речи, то есть слитность и целостность высказывания;

— парадигматические — предусматривающие включение данного элемента в систему противопоставлений или иерархических кодов.

Каждому виду языковых связей соответствуют свои речевые операции. Так, синтагматическим связям отвечают операции комбинирования элементов в последовательные, сукцессивные комплексы. К ним относятся: внутриречевой замысел, грамматическое структурирование и составление послоговой кинетической схемы высказывания.

Парадигматическим связям соответствуют операции выбора языковых единиц, связанных отношением сходства и образующих симультанное целое. В процессе речи эти операции конкретизируют схему высказывания посредством выбора нужных слов, звуков, артикуляционных укладов [10].

Вопрос о психофизиологической природе этих составляющих речевого процесса был детально проанализирован А.Р. Лурия [5, 7]. Он показал, что эти операции осуществляются двумя системами головного мозга, имеющими свою функциональную и структурную специфику. Одна из этих систем находится в передних (премоторных и лобных) отделах коры и связана с организацией двигательных процессов, их нормальным плавным протеканием во времени и соответствием исходным программам. Эти отделы мозга отвечают за предикативно построенное связное речевое высказывание, то есть за синтагматическую организацию речи.

Другая система располагается в задних (теменно-височно-затылочных) отделах и обеспечивает функцию приема, переработки и хранения информации, а также создает основу для кодирования этой информации в парадигматические (фонематические, лексико-семантические, логико-грамматические) системы языка.

Нарушение операций комбинирования вызывает нарушение преимущественно экспрессивной речи, создает трудности для выбора языковых единиц, отрицательно сказывается как на импрессивной, так и на экспрессивной речи.

ПЕРЕДНИЙ И ЗАДНИЙ ИНДЕКСЫ

С целью более точной квалификации речевого нарушения нужно определить, какие речевые операции не сформированы у ребенка в большей степени. Таким образом можно выяснить, какие отделы мозга (передние или задние) являются функционально слабыми. Именно с этой целью в процедуру обработки и интерпретации данных вводится подсчет индексов. В индексы не включаются показатели выполнения комплексных многофакторных проб, например заданий на словообразование, а также — проб, оказавшихся очень простыми и неинформативными, например на понимание далеких по значению и звучанию названий предметов.

Передний индекс

состоит из следующих оценок:

1) за рассказ по серии сюжетных картинок (по критерию смысловой адекватности);

2) за пересказ текста (по критерию смысловой адекватности);

3) за смысловые ошибки в пробах, оценивающих грамматический строй речи (штрафная оценка со знаком «–»);

4) за понимание смысла прочитанного (для учащихся 2—3-х классов);

5) за сформированность слоговой структуры слова;

6) за повторение цепочек слогов;

7—15) за задания третьей серии (9 оценок);

16—17) за рассказ и пересказ (оценки по критерию возможности программирования текста);

18—19) за рассказ и пересказ (оценки по критерию грамматического оформления);

20) за аграмматизмы, допущенные в пробах на письмо (штрафная оценка со знаком «–»).

Задний индекс

состоит из следующих оценок:

1) за пробы на фонематическое восприятие;

2) за ошибки, обусловленные трудностями фонематического восприятия в пробах на грамматический строй (штрафная оценка со знаком «–»);

3) за фонетические ошибки на письме (штрафная оценка со знаком «–»);

4) за называние действий;

5) за понимание близких по звучанию названий предметов;

6) за понимание далеких по значению и звучанию названий действий;

7) за понимание близких по значению названий действий;

8) за понимание сложных логико-грамматических отношений;

9) за вербальные замены в пробах на связную речь;

10) за пробы на проверку состояния орального праксиса и артикуляционной моторики;

11) за звукопроизнесение.

Для вычисления индексов применяется сложная многоступенчатая статистическая процедура. Однако для практических целей можно использовать более простой способ.

Индексы сконструированы таким образом, что максимально возможная оценка как за передний, так и за задний индекс соответствует 315 баллам. Сложив баллы за все перечисленные показатели, можно получить искомые величины, сравнить их с максимальной оценкой и между собой.

При этом следует учесть, что в норме при такой системе подсчета задний индекс несколько выше переднего (у обследованных нами первоклассников с нормальным речевым развитием передний индекс в среднем соответствовал 251 баллу, а задний — 266,2).

У детей с ОНР наблюдалась такая же тенденция, но более выраженная. Так, для 50 обследованных нами первоклассников с речевой патологией передний индекс в среднем был равен 132,6 балла, а задний — 183,2.

Соотношение же индивидуальных индексов очень разнообразно. У большинства детей передний индекс ниже заднего, у 26% существенно ниже (более чем на 50 баллов), но есть и такие, у которых обратное соотношение (22%).

Такая информация должна быть учтена при разработке стратегии коррекционного воздействия. B логопедической практике основное внимание уделяется трудностям экспрессивной речи, формированию операций комбинирования языковых единиц и их сукцессивной организации. Это оправданно, так как именно нарушение этих функций у большинства младших школьников с речевым недоразвитием является ведущим. Однако семантические трудности, проявляющиеся в плохом понимании близких по значению слов, сложных логико-грамматических отношений, в недостатках звукоразличения, в неточном словоупотреблении, обусловливают общее недоразвитие речи и требуют коррекционных усилий.

Внутри индексов возможен и более дифференцированный анализ. Например, в переднем индексе показатели

с 1-го по 4-й в большей мере связаны с функцией программирования, а все остальные с функцией серийной организации. В заднем индексе можно выделить параметры, характеризующие фонематическое восприятие (1—3), лексико-семантический (4—7, 9), логико-грамматический (8) и кинестетический (11—12) компоненты.

Все эти сведения позволяют выявить структуру речевого нарушения в каждом конкретном случае.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения. В кн.: Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. М., 1998.

2. Ахутина Т.В., Яблокова Л.В., Полонская Н.Н. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий у детей: параметры оценки. В кн.: Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий. Под ред. Е.Д. Хомской и В.А. Москвина. М., Оренбург, 2000.

3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 1997.

4. Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Л., 1988.

5. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. 3-е изд. М., 2000.

6. Лурия А.Р. Язык и сознание. Под ред. Е.Д. Хомской. Ростов на Дону, 1998.

7. Лурия А.Р. О двух основных классах афазических нарушений речи. В кн.: Проблемы афазии и восстановительного обучения. Под ред. Л.С. Цветковой. М., 1975.

8. Мальцева Е.В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1991.

9. Методы обследования нарушений речи у детей: Сб. научн. тр. Отв. ред. Т.А. Власова, И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина. М., 1982.

10. Рябова Т.В. Механизм порождения речи по данным афазиологии. В кн.: Вопросы порождения речи и обучения языку. Под ред. А.А. Леонтьева, Т.В. Рябовой. М., 1967.

11. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983.

12. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М., 2000.

13. Цветкова Л.С., Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии. М., 1981.

РЕЧЕВЫЕ ПРОБЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1–3-х КЛАССОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УСТНОЙ РЕЧИ

ПЕРВЫЙ БЛОК

Направлен на исследование экспрессивной речи, состоит из пяти серий.

Первая серия

Оценивается уровень моторной реализации высказывания.

А) Исследование орального праксиса и артикуляционной моторики

Инструкция для ребенка

Делай, пожалуйста, так, как я скажу.

Надуй щеки.

Одну щеку.

Другую.

Вытяни губы вперед «трубочкой».

Упри язык в правую щеку.

Помести язык между верхними зубами и верхней губой.

Если движение по инструкции ребенок не выполняет, то предлагается образец. Все последующие пробы делаются по показу.

Повторяй за мной движения.

Язык «лопаткой» — широкий распластанный язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт.

Упражнение «маятник» — рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому.

Упражнение «качели» — рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы.

Чередование движений губами: «улыбка» — «трубочка».

Оценки

3 — точное и правильное выполнение;

2 — замедленное и напряженное выполнение или выполнение по показу;

1 — длительный поиск позы или неполный объем движения (или отклонения) в конфигурации;

0 — невыполнение или наличие ошибок (синкинезий, гиперкинезов, тремора).

Максимальная оценка — 30 баллов.

Б) Исследование звукопроизнесения

Инструкция для ребенка

Повторяй за мной слова.

Собака — маска — нос

Сено — косить — высь

Замок — коза

Зима — ваза

Цапля — овца — палец

Шуба — кошка — камыш

Жук — ножи

Щука — вещи — лещ

Чайка — очки —ночь

Рыба — корова — топор

Река — варенье — дверь

Лампа — молоко — пол

Лето — колесо — соль

При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (звонких Б, Д, В; задненебных Г, К, Х, Й).

Все звуки условно разделены на пять групп: свистящие; шипящие; Л, ЛЬ; Р, РЬ; все остальные звуки. Каждая из выделенных пяти групп оценивается отдельно, полученные баллы суммируются.

6 — нормативное произношение всех звуков группы;

4 — все звуки произносятся правильно, но в спонтанной речи один звук или несколько звуков группы подвергаются искажениям или заменам (то есть недостаточно автоматизированы);

2 — искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы;

0 — искажаются или заменяются либо несколько звуков группы, либо все звуки.

О произношении каждого звука в разной позиции и при разной степени самостоятельности речи можно судить по ходу дальнейшего обследования. Таким образом, окончательная оценка звукопроизнесения осуществляется по результатам обследования в целом.

Максимальная оценка — 30 баллов.

В) Исследование сформированности звукослоговой структуры слова

Инструкция для ребенка

Повторяй за мной слова:

скакалка кинотеатр

танкист баскетбол

космонавт перепорхнуть

милиционер аквалангист

сковорода термометр

Оценки

3 — четкое и правильное воспроизведение слова;

2 — замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;

1 — нарушение звуковой структуры слова (пропуски, перестановки, уподобление звуков внутри слова);

0 — нарушение звукослоговой структуры слова (пропуски, перестановки, уподобление слогов) или невыполнение.

Максимальная оценка — 30 баллов.

Г) Повторение цепочек слогов

Инструкция для ребенка

Повторяй за мной слоги:

а-и-у — у-а-и

би-ба-бо — бо-ба-би

ба-па — па-ба

са-ша — ша-са

ча-тя — тя-ча

ма — на

жа — ща

ла —ра

ма-на-ма — на-на-ма

жа-ша-ша — ша-жа-ша

ла-ра-ра — ра-ра-ла

ца-са-ца

Это задание позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонематического восприятия. Предъявляется вначале первый член пары

(а-и-у), который воспроизводится ребенком. Следом в таком же режиме предъявляется второй член (у-а-и). В этой серии оцениваются только 10 проб, выделенных жирным шрифтом. Выполнение остальных цепочек учитывается при оценке фонематического слуха в блоке «Импрессивная речь».

Оценки

3 — точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

2 — напряженное или замедленное воспроизведение;

1 — уподобление слогов с самокоррекцией;

0 — уподобление, искажение, сокращение количества слогов или отказ.

Максимальная оценка — 30 баллов.

Максимальная оценка за всю серию — 120 баллов.

Вторая серия

Исследуются словообразовательные навыки.

А) Называние детенышей животных

Инструкция для ребенка

Назови, пожалуйста, если у кошки — котята, то кто

у козы, собаки,

волка, курицы,

утки, свиньи,

лисы, коровы,

льва, овцы?

Во втором столбике приведены животные, названия детенышей которых нельзя получить путем словообразования. В связи с этим целесообразно подсчитывать баллы для каждых пяти проб этого задания отдельно с максимальным баллом 15 в обоих случаях.

Оценки

3 — правильная форма;

2 — самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;

1 — неправильная форма для данного задания, но имеющаяся в языке («лисички», «овечки» вместо «лисята», «ягнята» и т.д.),

0 — неправильная форма слова или отказ.

Максимальная оценка — 30 баллов.

Б) Образование относительных прилагательных

Инструкция для ребенка

Скажи, пожалуйста, если варенье из малины — малиновое, то

варенье из вишни — какое?

Кисель из клюквы?

Варенье из яблок?

Салат из моркови?

Варенье из сливы?

Суп из грибов?

Кукла из соломы?

Лист дуба?

Горка изо льда?

Лист осины?

Оценки

3 — правильная форма;

2 — самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;

1 — неправильная форма для данного задания, но имеющаяся в языке (сливочное варенье);

0 — неправильная форма слова или отказ.

Максимальная оценка — 30 баллов.

В) Образование качественных прилагательных

Инструкция для ребенка

Скажи, пожалуйста,

за хитрость называют хитрым, а за жадность?

За трусость?

Если днем мороз, то день какой?

Если дождь?

Если ветер?

Оценки

3 — правильная форма;

2 — самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;

1 — неправильная форма для данного задания, но имеющаяся в языке (дождевой, ветряной);

0 — неправильная форма слова или отказ.

Максимальная оценка — 15 баллов.

Г) Образование притяжательных прилагательных

Инструкция для ребенка

Скажи, пожалуйста, если у собаки лапа собачья, то

у волка какая?

У медведя?

У льва?

Клюв у птицы?

Гнездо у орла?

Оценки

3 — правильная форма;

2 — самокоррекция;

1 — коррекция после стимулирующей помощи;

0 — неправильная форма слова или отказ.

Максимальная оценка — 15 баллов.

Максимальная оценка за всю серию — 90 баллов.

Третья серия

Исследуется синтаксис, или возможности грамматического структурирования.

Все пробы этой серии многофункциональны, при их выполнении дети допускают не только синтаксические, но и многочисленные лексические, смысловые и даже фонетические ошибки.

С целью дифференциации характера трудностей каждая проба оценивается по нескольким критериям.

Критерий грамматического оформления

Это основные оценки серии, именно они затем суммируются в общий балл. Для каждой группы заданий этот вид оценок индивидуален.

Критерий лексического оформления

Это штрафные очки, которые начисляются за лексические ошибки в каждом задании кроме последнего. Потом штрафные очки суммируются, переводятся в баллы по специальной шкале и учитываются при оценке номинативной функции речи (в пятой серии).

Оценки ставятся единообразно для всех проб, исходя из правила «чем грубее ошибка, тем выше штрафной балл»:

0 — отсутствие лексических трудностей;

1 — поиск слова с нахождением нужного;

2 — семантически близкая словесная замена;

3 — далекая словесная замена или неадекватное использование вербальных средств.

Критерий смысловой адекватности

При оценке смысловой адекватности начисляются штрафные очки: чем грубее ошибка, тем больше штраф. При оценке грамматического строя речи эти данные не учитываются. Правила штрафования для каждого вида заданий серии указаны ниже. Начисленные таким образом штрафы суммируются. Они пересчитываются по специальной шкале и имеют значение при подсчете переднего индекса, в который входят с отрицательным знаком:

0 — пять и менее штрафных очков за смысловые ошибки;

(–5) — от 6 до 15 штрафных очков за смысловые ошибки;

(–10) — от 16 до 25 штрафных очков за смысловые ошибки;

(–15) — 26 и более штрафных очков за смысловые ошибки.

Наличие ошибок, обусловленных трудностями фонематического восприятия

Начисляются как штрафные баллы с отрицательным знаком. Как правило, встречаются при составлении предложений из слов в начальной форме и при повторении предложений. При оценке проб третьей серии не учитываются, но входят в задний индекс. Оцениваются по совокупности допущенных ошибок во всей серии:

0 — отсутствие фонетических ошибок;

(–5) — одна фонетическая ошибка;

(–10) — две фонетические ошибки;

(–15) — три и более фонетические ошибки.

Такая всесторонняя оценка может либо использоваться, либо нет. Это зависит от целей обследования. При необходимости можно ограничиться только оценкой первого вида, непосредственно связанной с синтаксисом.

А) Составление предложений по картинкам

(см. приложение 1)

Инструкция для ребенка

Посмотри на картинку и постарайся составить предложение.

Варианты правильных ответов:

Мальчик моет руки.

Девочка режет колбасу.

Мальчик забивает гвоздь.

Дети лепят снежную бабу.

Кошка лакает молоко.

Б) Составление предложений по картинкам

(см. приложение 2)

Инструкция для ребенка

Посмотри на картинку и постарайся составить предложение.

Варианты правильных ответов:

Мальчики играют в мяч (в футбол).

Мальчик бежит к дереву (под дерево, от дождя).

Мальчик лезет через забор.

Солнце выходит из-за туч (заходит за тучи).

Няня стелет коврик около кровати (достает из-под кровати).

В скобках указаны варианты построения фраз, которые также оцениваются как правильные.

В) Составление предложений по картинкам

(см. приложение 3)

Инструкция для ребенка

Посмотри на картинку и постарайся составить предложение.

Варианты правильных ответов:

Мужчина и женщина грузят сено на машину.

Мальчик уступает место старушке в трамвае.

Школьница пришла навестить свою больную подругу.

Врач приглашает больную пройти в кабинет.

Подросток несет лестницу, чтобы помочь малышу снять с дерева шар.

Оценки за грамматическое структурирование

3 — правильное выполнение;

2 — неправильный порядок слов, пропуск членов предложения;

1 — негрубые аграмматизмы, параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);

0 — грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов.

Максимальная оценка за построение фраз всех трех видов — 45 баллов.

Штрафные оценки за смысловые ошибки

0 — правильное выполнение;

1 — смысловая неполнота;

2 — смысловая неточность;

3 — смысловая неадекватность.

Величина штрафной оценки в каждом конкретном случае индивидуальна. После пересчета по специальной шкале, приведенной выше, самый низкий результат соответствует (–15) баллам.

Г) Составление предложений из слов в начальной форме

Инструкция для ребенка

Я назову слова, а ты попробуй составить из них предложение.

Доктор, лечить, дети.

Сидеть, синичка, на, ветка.

Груша, бабушка, внучка, давать.

Миша, собака, небольшая, дать, косточка.

Петя, купить, шар, мама, красный.

Оценки грамматического строя речи

3 — правильное выполнение;

2 — неправильный порядок слов, пропуск членов предложения;

1 — негрубые аграмматизмы;

0 — грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов.

Максимальная оценка — 15 баллов.

Штрафные оценки за смысловые ошибки

0 — правильное выполнение;

1 — смысловая неполнота;

2 — смысловая неточность, незначительное искажение ситуации;

3 — невозможность смыслового программирования предложения, смысловая неадекватность.

Д) Повторение предложений

Инструкция для ребенка

Повторяй за мной как можно точнее.

В саду было много красных яблок.

Ранней весной затопило весь наш луг.

Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно.

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Оценки за грамматическое структурирование

3 — правильное выполнение;

2 — неправильный порядок слов, пропуск членов предложения;

1 — негрубые аграмматизмы, параграмматизмы;

0 — грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов.

Максимальная оценка — 15 баллов.

Штрафные оценки за смысловые ошибки

0 — правильное выполнение;

1 — смысловая неполнота;

2 — смысловая неточность, незначительное искажение ситуации;

3 — грубое искажение смысла, смысловая неадекватность.

Е) Верификация предложений

Инструкция для ребенка

Я буду читать предложения, если ты заметишь ошибку, постарайся ее исправить.

Собака вышла в будку.

По морю плывут корабль.

Дом нарисован мальчик.

Хорошо спится медведь под снегом.

Над большим деревом была глубокая яма.

Оценки за грамматическое структурирование

3 — правильное выполнение;

2 — использование стимулирующей помощи при выявлении или исправлении ошибки;

1 — ошибка выявлена, но не исправлена, либо исправлена с грамматическими ошибками или упрощением структуры предложения;

0 — ошибка не выявлена.

Максимальная оценка — 15 баллов.

Штрафные оценки за смысловые ошибки

0 — отсутствие смысловых ошибок;

1 — смысловая неполнота;

2 — невозможность преодолеть смысловую ошибку, несмотря на ее выявление, незначительные смысловые искажения;

3 — игнорирование смысловой ошибки, допущение грубых искажений смысла в ответах.

Ж) Добавление предлогов в предложение

Инструкция для ребенка

Попробуй вставить пропущенное слово.

Лена наливает чай ... чашки.

Птенец выпал ... гнезда.

Щенок спрятался ... крыльцом.

Деревья шумят .... ветра.

Пес сидит ... конуры.

Оценки за грамматическое структурирование

3 — правильное выполнение;

2 — самокоррекция;

1 — коррекция после стимулирующей помощи (Подумай еще);

0 — неправильное выполнение даже после помощи или отказ.

Максимальная оценка — 15 баллов.

В этом задании смысловые ошибки не оцениваются, так как их трудно выявить, большая часть ошибок в этой пробе обусловлена трудностями грамматического структурирования.

З) Завершение предложений

Инструкция для ребенка

Закончи предложение.

Игорь промочил ноги, потому что ....

Сережа замерз, хотя ...

Оценки за грамматическое структурирование

15 — оба предложения достроены правильно;

10 — самостоятельное и правильное завершение одного из предложений, использование стимулирующей помощи при работе со вторым;

5 — правильное завершение только одного предложения или наличие грамматических ошибок в одном или обоих предложениях;

0 — неправильное завершение обоих предложений или отказ.

Штрафные оценки за смысловые ошибки

0 — отсутствие смысловых ошибок;

1 — смысловые ошибки с самокоррекцией или коррекцией после стимулирующей помощи;

2 — невозможность достроить смысловую программу одного из предложений;

3 — невозможность достроить смысловую программу в обоих предложениях.

Ж) Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах

Инструкция для ребенка

Подбери к слову пару, например: дом — дома.

Стол — ...

Стул — ...

Окно — ...

Звезда — ...

Ухо — ...

Подбери к слову подходящие слова, например: дом — много домов.

Стол — ...

Стул — ...

Звезда — ...

Окно — ...

Ухо — ...

Оценки за грамматическое структурирование

3 — правильно образованная форма;

2 — самокоррекция;

1 — коррекция после стимулирующей помощи;

0 — неверная форма слова или отказ.

Максимальная оценка — 30 баллов.

Другие виды оценок в этом задании не используются.

Максимальная оценка в этой серии образуется путем сложения всех баллов, начисленных за грамматическое структурирование (без учета дополнительных штрафных оценок), и равна 150 баллам.

Четвертая серия

Исследуется связная речь.

Задания этой серии сложны и информативны. С целью разграничения допускаемых ошибок оценивание проб производится по четырем критериям. Начисленные баллы затем суммируются.

А) Составление рассказа с помощью четырех сюжетных картинок

Картинки психолог может подобрать любые, главное, чтобы они соответствовали возрасту ребенка.

Инструкция для ребенка

Разложи эти картинки по порядку и составь рассказ.

Оценки

Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения

15 — картинки разложены самостоятельно и правильно, в рассказе верно передан смысл происходящего;

10 — использование стимулирующей помощи либо при раскладывании картинок, либо при уяснении смысла происходящего, либо и на том и на другом этапе;

5 — при раскладывании картинок или при интерпретации происходящего понадобилась развернутая помощь в виде наводящих вопросов или же при правильно разложенных картинках дано собственное толкование событий;

0 — невозможность адекватного понимания происходящего даже при оказании второго вида помощи.

Критерий возможности построения текста

15 — рассказ содержит все основные смысловые единицы в правильной последовательности, между ними имеются связующие звенья, нет трудностей переключения;

10 — пропуск отдельных смысловых звеньев, или отсутствие связующих элементов, или единичные необоснованные повторы слов;

5 — неоднократные необоснованные повторы слов, или единичные необоснованные повторы грамматических конструкций, или наличие непродуктивных слов, или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта;

0 — невозможность самостоятельного построения связного текста.

Критерий грамматического оформления

15 — рассказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций;

10 — рассказ оформлен грамматически правильно, но однообразно или имеются нарушения порядка слов;

5 — наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);

0 — множественные аграмматизмы.

Критерий лексического оформления

15 — адекватное использование вербальных средств;

10 — поиск слов или единичные близкие словесные замены;

5 — выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие);

0 — далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств.

Суммарный балл складывается из оценок по всем четырем критериям. Максимальная оценка — 60 баллов.

Б) Пересказ текста

Инструкция для ребенка

Послушай рассказ внимательно и приготовься пересказывать.

Галка и голуби

Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее не узнали и приняли. Но галка не выдержала и закричала по-галочьи. Голуби все поняли и выгнали ее. Тогда она вернулась к своим. Но те ее также не признали и выгнали.

По окончании пересказа ребенку задаются вопросы, позволяющие судить о том, насколько он понял смысл ситуации:

Почему галку не признали свои?

Понравилось ли тебе поведение галки и почему?

Оценки

Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения

15 — правильный и самостоятельный пересказ, верное понимание смысла происходящего;

10 — неточное описание ситуации с правильными ответами на вопросы, указывающими на понимание скрытого смысла, или правильное и полное описание ситуации с пониманием смысла после уточняющих вопросов;

5 — правильное описание ситуации с буквальным пониманием смысла истории даже после уточняющих вопросов;

0 — искажение ситуации при пересказе, неадекватное толкование смысла даже в условиях помощи.

Критерий возможности построения текста

15 — пересказ содержит все основные смысловые звенья в правильной последовательности, между ними имеются связи, нет трудностей переключения;

10 — пропуск отдельных смысловых звеньев, или отсутствие связующих звеньев, или единичные необоснованные повторы слов, или наличие непродуктивных слов;

5 — неоднократные необоснованные повторы слов или единичные необоснованные повторы грамматических конструкций (стереотипность оформления), необходимость наводящих вопросов или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта;

0 — невозможность построения связного текста, неиспользование помощи в виде наводящих вопросов

Критерий грамматического оформления

15 — пересказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций;

10 — пересказ оформлен грамматически правильно, но однообразно, или имеются нарушения порядка слов;

5 — наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы или параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);

0 — множественные аграмматизмы.

Критерий лексического оформления

15 — адекватное использование вербальных средств;

10 — поиск слов или единичные близкие словесные замены;

5 — выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие);

0 — далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств.

Максимальная оценка — 60 баллов.

В качестве дополнительных оценок, не влияющих на суммарную оценку за серию, но учитываемых при вычислении индексов, подсчитывается количество вербальных замен. Эти оценки даются по 15-балльной шкале с отрицательным знаком. Штрафная оценка входит в задний индекс.

Для пересчета количества ошибок в баллы используется следующая шкала:

0 — при отсутствии ошибок или при одной ошибке;

–5 — за 2—3 ошибки;

–10 — за 4—5 ошибок;

–15 — за 6 и более ошибок.

Максимальная оценка за всю серию — 120 баллов.

Пятая серия

Исследуется номинативная функция речи.

А) Называние предметов по картинкам

(см. приложение 4)

Инструкция для ребенка

Называй, пожалуйста, картинки по порядку. Отвечай одним словом.

Часы лестница крокодил

карандаш сито свеча

пальто руль прищепка

очки колесо кастрюля

кровать лопата пылесос

В первом столбике указаны среднечастотные слова, во втором и третьем — низкочастотные.

Б) Называние действий по картинкам

(см. приложение 5)

Инструкция для ребенка

Что делают на картинках? Отвечай одним словом.

одевает копает подметает

кормит гладит причесывается

плавает рисует трет

плачет вяжет привязывает

строит рубит черпает (набирает)

В первом столбике указаны среднечастотные слова, в двух других — низкочастотные

Оценки за называние предметов и действий

3 — точное наименование;

2 — поиск с нахождением правильного наименования, или неправильная грамматическая форма слова, или искажение звуко-слоговой структуры слова;

1 — близкая вербальная парафазия;

0 — отказ или далекая словесная замена.

Максимальная оценка как за называние предметов, так и за называние действий — 45 баллов.

В) Словоупотребление

Оценки

оценка за словоупотребление вычисляется по следующей шкале:

30 — за 5 и менее штрафных очков в пробах на грамматический строй;

20 — за 6—12 штрафных очков в пробах на грамматический строй;

10 — за 13—19 штрафных очков;

0 — за 20 и более штрафных очков.

Максимальная оценка за это задание — 30 баллов.

При подсчете окончательной оценки за выполнение заданий пятой серии учитываются соответствующие ошибки, допущенные при выполнении заданий на проверку грамматического строя речи, за каждую из которых начисляются штрафные очки по схеме, описанной в 3-й серии.

Максимальная оценка за всю серию — 120 баллов.

ВТОРОЙ БЛОК

Направлен на исследование импрессивной речи. Он состоит из трех серий.

Первая серия

Исследуется понимание значения слов.

В следующих четырех пробах важно, чтобы в каждом задании перед ребенком на столе были разложены все 10 картинок.

Инструкция для ребенка

Показывай, пожалуйста, то, что я буду называть.

А) Понимание далеких по звучанию и значению названий предметов

(см. приложение 6)

Бутылка Письмо, дверь

Кошка Самолет, цветок

Женщина Женщина, яблоко, кошка

Яблоко Письмо, бутылка, дверь

Сумка, рыба Сумка, цветок, рыба

Б) Понимание близких по звучанию названий предметов

(см. приложение 7)

Коза Трава, бочка

Трава Точка, мишка, коса

Бочка Коза, дрова, почка

Дрова, коса Мишка, точка

Почка, миска Трава, дочка, миска

В) Понимание далеких по значению и звучанию названий действий

(см. приложение 8)

Работает Прыгает, поет

Стирает Поливает, едет

Играет Поет, работает, смотрит

Едет Едет, готовит, поливает

Готовит, смотрит Стирает, продает, играет

Г) Понимание близких по значению действий

(см. приложение 9)

Ставит Ведет, кладет

Катит Держит, ставит, катит

Несет Бросает, вешает, несет

Тянет, бросает Кладет, ведет, тянет

Крутит, несет Ставит, крутит, ведет

Оценки

3 — правильное выполнение;

2 — переспрашивание;

1 — изменение порядка слов;

0 — пропуски или замены слов.

При максимально успешном выполнении за каждый вид задания на понимание слов (А, Б, В, Г) может быть начислено по 30 баллов.

Максимальная оценка — 120 баллов.

Вторая серия

Исследуется понимание сложных логико-грамматических конструкций (см. приложение 10).

Инструкция для ребенка

Послушай внимательно и покажи картинку, на которой это нарисовано.

Дядю обрызгала тетя.

Трактором перевозится машина.

Газету закрывает книга.

Клеенка покрыта скатертью.

Девочкой спасен мальчик.

Мама перевозится дочкой.

В ящике бочонок.

Ящик за бочонком.

На бочонке ящик.

Бочонок перед ящиком.

Оценки

3 — точное понимание;

2 — переспрашивание, самокоррекция;

1 — длительный поиск с нахождением правильной картинки;

0 — неправильный выбор картинки.

Максимальная оценка за серию — 30 баллов.

Можно отдельно проанализировать понимание активных и пассивных конструкций (первые 6 предложений) и конструкций с предлогами, отражающих пространственное расположение предметов (4 последних предложения).

Третья серия

Исследуется фонематическое восприятие.

Оценивается повторение цепочек слогов (см. 1-й блок, первую серию, задание Г, 10 проб, не выделенных жирным шрифтом).

Оценки

3 — правильное повторение;

2 — переспрашивание;

1 — уподобление слогов внутри пробы;

0 — искажение слогов (не обусловленное дефектами звукопроизнесения).

Максимальная оценка за серию — 30 баллов.

Максимальная оценка за весь блок — 180 баллов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 5        

ПРИЛОЖЕНИЕ 6        

(Окончание следует)

ТЕСТ СО ВСЕХ СТОРОН

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ

Татьяна ФОТЕКОВА,

кандидит психологических наук

Татьяна АХУТИНА,

доктор психологических наук

Окончание. Начало в N 37/2001

ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Первая серия

Исследуются навыки языкового анализа.

Инструкция для ребенка

Отвечай на мои вопросы.

Сколько слов в предложении «Около дома росла береза»?

Какое второе слово в этом предложении?

Сколько слогов в слове «рак»?

Сколько слогов в слове «машина»?

Какой третий слог в слове «машина»?

Сколько звуков в слове «рак»?

Сколько звуков в слове «шапка»?

Какой первый звук в слове «шапка»?

Какой третий звук в слове «школа»?

Какой звук после «ш» в слове «школа»?

Оценки

3 — правильный ответ;

2 — самокоррекция;

1 — правильный ответ после стимулирующей помощи;

0 — неправильный ответ после стимулирующей помощи.

Можно отдельно проанализировать результаты выполнения первых пяти проб, позволяющих судить о сформированности языкового анализа, и последних пяти проб, проверяющих звуковой анализ.

Максимальная оценка за серию — 30 баллов.

Вторая серия

Исследуются навыки письма.

Инструкция для учащихся 1-го класса

Напиши, пожалуйста:

свое имя;

буквы: Б, К, З, Ц, Е, Ч;

слова: мама, стол, стул.

Оценивается письмо в целом, а не каждая проба в отдельности, как в других заданиях.

Оценки

45 — не более 1 ошибки в написании или незнание одной буквы;

30 — незнание 2-3 букв или их неточное написание;

15 — не более 4 ошибок дисграфического характера (зеркальность, смешение букв по фонетическому или артикуляционному сходству) или до 5 иных ошибок;

0 — более 4 дисграфических ошибок или более 5 других, отсутствие навыков письма.

Инструкция для учащихся 2-го класса

Я буду диктовать, а ты пиши.

Настала осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идет дождь. В лесу стоит тишина.

Инструкция для учащихся 3-го класса

Диктант «ПТИЦЫ»

Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен.

Оценки

2-й класс

45 — не более 3 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку;

30 — допускается до 5 погрешностей недисграфического характера и/или 1-2 — дисграфического;

15 — до 5 орфографических и пунктуационных ошибок и/или не более 5 дисграфических;

0 — множественные дисграфические и орфографические ошибки.

3-й класс

45 — не более 2 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку;

30 — допускается до 3 погрешностей недисграфического характера;

15 — до 5 орфографических ошибок и/или не более 2 дисграфических;

0 — множественные дисграфические и орфографические ошибки.

Полезно проанализировать качество дисграфических ошибок. Мы выделяли ошибки нескольких типов, но в индексы были включены штрафные оценки только за два типа ошибок: 1) за ошибки, обусловленные трудностями фонематического восприятия; 2) за грамматические ошибки на письме.

Штрафные баллы для обоих типов ошибок начисляются по следующей шкале:

0 — отсутствие ошибок;

(–5) — одна ошибка;

(–10) — две ошибки;

(–15) — три и более ошибки.

Максимальная оценка — 45 баллов.

Третья серия

Исследуются навыки чтения.

Инструкция для учащихся 1-го класса

Прочитай слова:

Мак Флаг

Нож Голубика

Мяч Цирк

Пила Сток

Юг   Плащ

Юла Крик

Курица Блеск

Дерево Класс

Собака Ванна

Сапоги Диван

Йод Забор

Индюк

Инструкция для учащихся 2-го и 3-го класса

Прочитай текст. (Для чтения дается текст «Как я ловил раков», А.Н. Корнев, 1997.)

В нашей деревне текут два ручейка. В них живет много раков. Мальчики ловят их руками под камнями, в дырах между корнями или под берегом. Потом они варят их и лакомятся ими. Одного рака я получил от моего друга, и он мне очень понравился, был очень вкусный.

Мне тоже захотелось ловить раков. Но легко сказать, а трудно сделать. У раков свое оружие — клешни, которыми они щиплются как следует. Кроме того, я боялся сунуть руку в дыру между корнями. Ведь можно прикоснуться к лягушке или даже змее! Мой друг посоветовал мне, как можно ловить раков совсем по-другому...

Нужно привязать на длинную палку тухлое мясо. Рак крепко схватит мясо, и затем его легко вытащить из воды, как рыбу на удочке. Этот способ мне очень понравился, и поэтому я подготовил все нужные вещи. В пруду я нашел глубокое место и сунул палку в воду. Сижу спокойно. Вода чистая, но раков я не видел нигде. Вдруг я заметил усы, потом глаза и клешни, и, наконец, весь рак медленно вылез к мясу. Потом схватил мясо клешнями и разорвал его челюстями. Я очень осторожно вытянул свою удочку из воды, и рак лежит на траве.

Я наловил много раков. Мама их сварила. Какими они были красными! И очень вкусными!

Для выяснения понимания смысла прочитанного ребенку следует задать 2—3 вопроса или попросить пересказать то, что он успел прочитать.

Оценки

Оценивание происходит по трем критериям.

1-й класс (начало обучения)

Критерий скорости чтения

15 — высокая скорость чтения, соответствующая 15 и более словам в минуту;

10 — средняя скорость чтения, от 8 до 14 слов в минуту;

5 — низкая скорость чтения, 7 и менее слов в минуту;

0 — отсутствие навыка чтения.

Критерий способа чтения

15 — чтение целыми словами;

10 — послоговое чтение;

5 — побуквенное чтение;

0 — отсутствие навыка чтения.

Критерий правильности чтения

15 — допущено не более 3 ошибок с самокоррекцией;

10 — не более 6 ошибок на уровне слова или слога;

5 — до 10 ошибок на уровне слова, слога и буквы;

0 — множественные ошибки на уровне слога и буквы, отсутствие навыка чтения.

2-й класс

Критерий скорости чтения

15 — высокая скорость чтения, 60 и более слов в минуту;

10 — средняя скорость чтения, от 45 до 59 слов;

5 — низкая скорость чтения, от 30 до 44 слов;

0 — очень низкая скорость чтения, 29 и менее слов.

Критерий правильности чтения

15 — не более 3 ошибок с самокоррекцией;

10 — не более 6 ошибок на уровне слова, большая часть исправлена самостоятельно;

5 — до 6 ошибок на уровне слова и слога, без саморрекции;

0 — множественные ошибки на разных уровнях.

Критерий понимания смысла прочитанного

15 — полное понимание смысла прочитанного;

10 — неполное понимание;

5 — фрагментарность или незначительное изменение смысла ситуации;

0 — отсутствие понимания прочитанного или грубое искажение смысла.

3-й класс

Критерий скорости чтения

15 — высокая скорость чтения, 90 и более слов в минуту;

10 — средняя скорость чтения, от 70 до 89 слов;

5 — низкая скорость чтения, 50—69 слов;

0 — очень низкая скорость чтения, 49 и менее слов.

Критерий правильности чтения

15 — не более 3 ошибок с самокоррекцией;

10 — до 5 ошибок, частично с самокоррекцией;

5 — до 6 ошибок без коррекции;

0 — множественные ошибки.

Критерий понимания смысла прочитанного

15 — полное понимание смысла прочитанного;

10 — неполное понимание;

5 — фрагментарность или незначительное изменение смысла ситуации;

0 — отсутствие понимания прочитанного или грубое искажение смысла.

Оценка за чтение складывается из суммы оценок по каждому критерию.

Максимальная оценка — 45 баллов.

Максимальная оценка за все задания, проверяющие состояние письменной речи, — 120 баллов.

Максимальная оценка за весь тест — 900 баллов.

ПЕРЕДНИЙ И ЗАДНИЙ ИНДЕКСЫ

При анализе индивидуальных результатов, после подсчета индексов, можно сравнить эти результаты с представленными в таблице.

Эти величины получены на достаточно большой выборке детей, что позволяет использовать эти данные в качестве условной отправной точки при решении вопроса о преобладании передних или задних трудностей у конкретного ребенка. Хотя для удобства сопоставления мы старались величину индексов сделать равной (в обоих случаях максимально — это 315 баллов), все-таки передний индекс в среднем всегда оказывается ниже заднего. Чем младше ребенок и чем грубее речевое нарушение, тем эта разница больше.

Чтобы сделать показатели сопоставимыми, следует произвести статистическую операцию их нормализации. Для этого необходим большой объем данных и сложная многоступенчатая процедура подсчетов, что в повседневной логопедической практике трудновыполнимо, да и излишне. Поэтому мы предлагаем воспользоваться уже готовыми значениями, полученными в процессе работы с нашими данными.

Подсчитанное значение индекса нужно подставить в одну из формул с учетом года обучения ребенка (передний индекс обозначен как ПИ, задний индекс — ЗИ).

1-й класс: (ПИ—174)/65; (ЗИ—212)/51

2 класс: (ПИ—217)/60; (ЗИ—242)/38

3 класс: (ПИ—242)/50; (ЗИ—259)/36.

В результате этих расчетов получится два значения (нормализованные индексы), которые легко сопоставить. Эти значения будут располагаться в диапазоне от –3 до 3.

Ближе к нулю находятся средние показатели. Чем ниже отрицательное значение нормализованного индекса, тем сильнее выражена недостаточность соответствующих функций, и наоборот, чем выше показатель, тем эти функции благополучнее.

В целом при анализе полученных результатов можно исходить из следующей условной шкалы:

— нормализованный индекс находится в диапазоне от 0 до (–1) — умеренная или средняя недостаточность функций;

— нормализованный индекс попадает в диапазон от (–1) до (–2) — дефект носит выраженный характер;

— нормализованный индекс ниже (–2) — грубая несформированность функциональных возможностей соответствующих (передних или задних) отделов коры.

РАССМОТРИМ НА ПРИМЕРЕ

Например, у первоклассника ПИ оказался равен 105 баллам, а ЗИ равен 206. Значения обоих индексов ниже средних, представленных в таблице.

Подставив эти значения в формулы, получим:

для ПИ: (105—174)/65 = –1,06;

для ЗИ: (206—212)/51= –0,11.

Оба нормализованных индекса оказались с отрицательным знаком, но при этом показатель ЗИ близок к 0, а вот ПИ попадает в диапазон выраженной недостаточности.

Вероятно, речевой дефект у этого первоклассника носит системный характер и сопровождается снижением функциональных возможностей как передних, так и задних отделов мозга, но при этом передние нарушения являются ведущими. Значит, именно они и должны стать основным объектом коррекционной работы.

Учитывая системное строение высших психических функций, можно предположить, что полное нейропсихологическое обследование такого ребенка выявит несформированность функций программирования, контроля и серийной организации и в других, неречевых видах деятельности. Следовательно, коррекция станет успешной только в том случае, если будет носить комплексный характер и осуществляться совместными согласованными усилиями логопеда и психолога.

СРЕДНИЕ ОЦЕНКИ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ МЕТОДИКИ

СРЕДНЕГРУППОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ШТРАФНЫХ ОЦЕНОК

Возрастание штрафных оценок за ошибки на письме у более старших школьников связано с усложнением заданий. В 1-м классе дети пишут буквы под диктовку, свое имя и два простых слова. Кроме того у части первоклассников навык письма отсутствует. Это отражается на общей оценке за этот вид задания, но штрафная оценка в таком случае оказывается равной нулю.

СРЕДНЕГРУППОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПЕРЕДНЕГО И ЗАДНЕГО ИНДЕКСОВ

РЕЧЕВЫЕ ПРОБЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8–11 КЛАССОВ

Вариант методики для учащихся старших классов имеет ту же структуру, что и для младших школьников. Частично сюда включены те же задания. В некоторых заданиях изменено количество проб, в серии на проверку сформированности связной речи добавлено еще одно задание (рассказ на заданную тему).

Большая часть заданий проводится в том же режиме, с такими же инструкциями и той же процедурой оценки, что и в варианте для младших школьников. Поэтому здесь мы приводим только сами пробы. Способы оценки приводятся в тех случаях, когда речь идет о новых заданиях или когда используются новые количественные критерии.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УСТНОЙ РЕЧИ

ПЕРВЫЙ БЛОК

Направлен на исследование экспрессивной речи.

Первая серия

Оценивается уровень моторной реализации высказывания.

А) Исследование орального праксиса и артикуляционной моторики

Надуть щеки.

Одну щеку.

Другую.

Губы «трубочкой» — округлены и выдвинуты вперед.

Язык «лопаткой» — широкий распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе.

Упереть язык в правую щеку.

Поместить язык между верхними зубами и верхней губой.

Упражнение «маятник» — рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому.

Упражнение «качели» — рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы.

Чередование движений губами: «улыбка» — «трубочка».

Максимальная оценка — 30 баллов.

Б) Исследование звукопроизнесения

Собака — маска — нос

Сено — косить — высь

Замок — коза

Зима — ваза

Цапля — овца — палец

Шуба — кошка — камыш

Жук — ножи

Щука — вещи — лещ

Чайка — очки — ночь

Рыба — корова — топор

Река — варенье — дверь

Лампа — молоко — пол

Лето — колесо — соль

При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (звонких Б, Д, В; задненебных Г, К, Х, Й).

Максимальная оценка — 30 баллов.

В) Исследование сформированности звукослоговой структуры слова

Баскетбол

Перепорхнуть

Аквалангист

Термометр

Достопримечательность

Максимальная оценка — 15 баллов.

Г) Повторение цепочек слогов

би-ба-бо — бо-ба-би

ма-на-на — на-ма-на

ба-па — па-ба

са-ша

ла-ра

жа-ща

па-па-ба — ба-па-ба

ча-ща-ча — ща-ща-ча

за-за-жа — жа-за-за

ла-ра-ла

В этом задании учитывается только произнесение цепочек слогов, выделенных жирным шрифтом. При этом первые две цепочки (би-ба-бо — бо-ба-би) оцениваются как одна проба.

Максимальная оценка — 15 баллов.

Остальные цепочки используются для оценки состояния фонематического восприятия (второй блок, третья серия).

Максимальная оценка за всю серию — 90 баллов.

Вторая серия

Исследуются словообразовательные навыки.

А) Образование уменьшительной формы существительных

дерево

лес

улица

ухо

слово

Б) Образование относительных прилагательных от существительных

Солома, клюква

Лед, ель

Вишня, масло

Слива, лен

Черника, суп

В) Образование качественных прилагательных

По отношению к слову «день»:

мороз

снег

дождь

солнце

ветер

Г) Образование притяжательных прилагательных от существительных

Волк, мать

Медведь, отец

Лев, брат

Птица, дед

Орел, дочь

Максимальная оценка за серию — 90 баллов.

Третья серия

Исследуется сформированность грамматического строя речи.

А) Составление предложений по картинкам

(см. приложения 1—3)

Б) Составление предложений из слов в начальной форме

Миша, косить, трава, кролики, для.

Сын, купить, шар, красный, мама.

Солнце, земля, освещаться.

Избушка, буря, страшный, разрушать, рыбак.

Дом, дедушка, жить, в, который, стоять, река, у.

В) Повторение предложений

Медведь нашел глубокую яму и сделал себе берлогу.

После лета наступает осень и с каждым днем становится холоднее.

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Андрей сказал, что он не пойдет сегодня в гости, так как ему надо готовиться к экзамену.

В отдаленной части леса, рядом с высокой рощей, росла ель.

Г) Верификация предложений

Зима пришла, потому что река замерзла.

Мама довольна сыну.

Самолет разбился, хотя мотор был неисправен.

Все старики когда-то будут молодыми.

Подъезжая к станции, у мужчины слетела шляпа.

Д) Добавление предлогов в предложение

Лодка плывет ...озеру.

Чайка летит ... водой.

Молодая трава выглядывает .... снега.

... конуры сидит пес.

Большая толпа собралась ... театром.

Е) Образование множественного числа существительных

Именительный падеж         

Родительный падеж мн. ч.

Стул —

Ухо —

Зеркало —

Пальто —

Платье —        

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Ж) Завершение предложения

Сережа промочил ноги, потому что...

Игорь замерз, хотя ...

Максимальная оценка за серию — 150 баллов.

Четвертая серия

Исследуется связная речь.

А) Составление рассказа по серии сюжетных картинок

используются картинки, соответствующие возрасту, как в варианте для младших школьников.

Б) Пересказ текста «Галка и голуби»

В) Рассказ на тему «О Москве»

Оценки

Критерий смысловой адекватности и самостоятельности

15 — самостоятельная реализация собственного, соответствующего теме, замысла в развернутое и законченное повествование;

10 — для формирования замысла потребовались 1—2 наводящих вопроса, рассказ соответствует теме или собственный замысел оформлен недостаточно развернуто и целостно;

5 — явные трудности смыслового программирования, необходимость развернутой помощи (более двух вопросов) для формирования замысла;

0 — отсутствие замысла и связности в изложении даже в условиях помощи.

Критерий возможности построения текста

15 — рассказ содержит логически выстроенные смысловые единицы, между ними имеются связующие звенья, нет трудностей переключения;

10 — недостаточная последовательность в изложении, или отсутствие связующих элементов, или единичные необоснованные повторы слов;

5 — неоднократные необоснованные повторы слов, или единичные необоснованные повторы грамматических конструкций, или наличие непродуктивных слов, или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта;

0 — невозможность самостоятельного построения связного текста, рассказ носит характер перечисления или состоит из речевых штампов.

Критерий грамматического оформления

15 — рассказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций;

10 — рассказ оформлен грамматически правильно, но с использованием стереотипных грамматических конструкций, или имеются нарушения порядка слов;

5 — наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);

0 — множественные аграмматизмы.

Критерий лексического оформления

15 — адекватное использование вербальных средств;

10 — поиск слов или единичные близкие словесные замены;

5 — выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие);

0 — далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств.

Максимальная оценка за каждое задание — 60 баллов.

Максимальная оценка за серию — 180 баллов.

Пятая серия

Исследуется номинативная функция речи.

А) Называние по картинкам предметов

(см. приложение 4)

Пальто

Очки

Кровать

Сито

Руль

Крокодил

Свеча

Прищепка

Кастрюля

Пылесос

Б) Называние по картинкам действий

(см. приложение 5)

Плачет

Строит

Гладит

Вяжет

Рубит

Подметает

Причесывается

Трет

Привязывает

Набирает (зачерпывает)

В) Словоупотребление

Оценивается таким же образом, что и в варианте для младших школьников.

Максимальная оценка за каждое задание — 30 баллов.

Максимальная оценка за всю серию — 90 баллов.

ВТОРОЙ БЛОК

Направлен на исследование импрессивной речи.

Первая серия

Исследуется понимание значения слов. Во всех заданиях 10 рисунков предъявляются одновременно.

А) Понимание близких по звучанию названий предметов

Используются те же картинки, что и в варианте для младших школьников.

(см. приложение 7)

Коза

Трава

Бочка

Дрова, коса

Мишка, точка

Почка, миска

Трава, бочка, миска

Точка, мишка, коза

Трава, дочка, миска, коса

Коза, дрова, почка, мишка

Б) Понимание близких по значению названий предметов

(см. приложение 11)

Воротник

Бант

Ремень

Рукав, подтяжки

Перчатки, карман

Бант, шарф

Галстук, рукав, подтяжки

Воротник, карман, бант

Варежки, шарф, рукав, ремень

Галстук, карман, воротник, перчатки

В) Понимание близких по звучанию названий действий

(см. приложение 12)

Читает

Льет

Копает

Мажет, бьет

Катает, машет

Пьет, считает

Копает, вьет, читает

Катает, машет, пьет

Льет, считает, копает, мажет

Машет, бьет, читает, катает

Г) Понимание близких по значению действий

Используются те же картинки, что и в варианте для младших школьников.

(см. приложение 9)

Ставит

Катит

Несет

Тянет, бросает

Крутит, несет

Ведет, кладет

Держит, ставит, катит

Бросает, вешает, несет

Кладет, ведет, тянет, катит

Ставит, крутит, ведет, держит

Вторая серия

Исследуется понимание сложных логико-грамматических конструкций.

(см. приложение 10)

Мужчину обрызгала женщина.

Трактором перевозится машина.

Газету закрывает книга.

Клеенка покрыта скатертью.

Девочкой спасен мальчик.

Мама перевозится дочкой.

В ящике бочонок.

Ящик за бочонком.

На бочонке ящик.

Бочонок перед ящиком.

Третья серия

Исследуется фонематическое восприятие.

Пробы представлены в 1-м блоке первой серии — повторение цепочек слогов, не выделенных жирным шрифтом (задание Г).

Максимальная оценка за весь блок — 180 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Первая серия

Исследуются навыки языкового анализа

Сколько слов в предложении «Около дома росла высокая береза»?

Какое третье слово в этом предложении?

Сколько слогов в словах «дождь», «аквариум»?

Какой второй слог в слове «аквариум»?

Сколько звуков в словах «дождь», «диктант»?

Какой четвертый звук в слове «диктант»?

Сколько согласных звуков в слове «диктант»? Назови их по порядку.

Какой звук после «д» в слове «диктант»?

Вторая серия

Исследуются навыки письма.

Инструкция для ребенка

Напиши под диктовку предложения.

В саду за высоким забором росли яблони.

На опушке леса охотник убил волка.

Милиционер остановил велосипедиста.

Маленькие котята целый день возятся и играют друг с другом.

Оценки

45 — не более 1 орфографической или пунктуационной ошибки;

30 — 2-3 погрешности не дисграфического (орфографического, пунктуационного) характера;

15 — до 5 орфографических, пунктуационных ошибок, пропуски слов или до 2 дисграфических ошибок;

0 — более 2 дисграфических ошибок или более 5 других.

Третья серия

Исследуются навыки чтения.

Текст «НЕБЛАГОДАРНАЯ ЕЛЬ» (А.Н. Корнев, 1997)

В отдаленной части леса, рядом с высокой рощей, росла ель. Маленькую елочку поражала красота белых цветков, которые распускались весной на терновнике. Стали они с терновником друзьями еще с осени. Тогда ели понравились его синие плоды. Когда ель стала взрослой, птицы ей сказали, что другой такой красавицы в лесу нет. Тогда охватили ель гордость и самолюбие. Однажды она сказала: «Слушай, терновник, убери свои кривые ветки от меня! Ведь ты не позволяешь, чтобы прохожие восхищались моей красотой и моим прекрасным ростом».

«И это ты мне за всю защиту от ветра и плохой погоды?» — жалобно спросил терновник. Ель молчала и только мрачно качала ветвями. Терновник рассердился и отодвинулся к солнцу. Через несколько дней к солнцу обратились все ветви терновника, но ни одна не прикоснулась к ели. И ель росла, росла...

Во время первых зимних метелей в лес пришли лесорубы. Они искали новогодние елки. От страха начала ель просить терновник, чтобы он ее спрятал. Но было уже поздно просить. Все ветки терновника летом повернулись к солнцу и зимой уже не могли приблизиться к ели. Она заплакала: «Ведь меня топором убьют!»

«И это из-за того, что ты была гордой, самолюбивой и неблагодарной», — ответил терновник.

«Да, неблагодарная гордость не принесет пользы», — заплакала ель.

Едва она сказала это, как перед ней уже стояли люди и восхищались ее красотой. Ее срубили. Ель упала в объятия терновника и навсегда распрощалась с лесом.

Оценки даются по трем критериям.

Критерий скорости чтения

15 — высокая скорость чтения, 120 слов в минуту и выше;

10 — средняя скорость, от 100 до 119 слов в минуту;

5 — низкая скорость, от 70 до 99 слов в минуту;

0 — очень низкая скорость чтения, менее 69 слов в минуту.

Критерий правильности чтения

15 — не более 2 ошибок с самокоррекцией;

10 — 3–4 ошибки на уровне слова с самокоррекцией;

5 — 5–6 ошибок, большая часть из которых замечена и исправлена;

0 — более 6 ошибок при чтении.

Критерий понимания прочитанного

15 — исчерпывающие ответы на вопросы по содержанию прочитанного;

10 — полный ответ после стимулирующей помощи;

5 — неточность или неполнота понимания;

0 — фрагментарность понимания или полное непонимание смысла прочитанного.

Максимальная оценка — 45 баллов.

Максимальная оценка за весь блок — 120 баллов.

Максимальная оценка за весь тест — 900 баллов.

ПЕРЕДНИЙ И ЗАДНИЙ ИНДЕКСЫ

В передний индекс вошли оценки за:

1) смысловую адекватность и самостоятельность пересказа;

2) смысловую адекватность и самостоятельность рассказа на заданную тему;

3) смысловые ошибки в пробах на грамматический строй (со знаком «–»);

4) слоговую структуру слова;

5) составление предложений по картинкам (прил. 2):

6) составление предложений по картинкам (прил. 3);

7) составление предложений из слов в начальной форме;

8) повторение предложений;

9) верификацию предложений;

10) образование множественного числа существительных;

11) программирование текста при рассказе по серии сюжетных картинок;

12) программирование текста при пересказе;

13) программирование текста в рассказе на заданную тему.

В задний индекс были включены следующие параметры:

1) оценка орального праксиса и артикуляционной моторики;

2) оценка звукопроизнесения;

3) баллы за называние предметов;

4) оценка за понимание близких по звучанию названий предметов;

5) оценка за понимание близких по звучанию названий действий;

6) оценка понимания сложных логико-грамматических конструкций;

7) баллы за пробы на звуковой анализ;

8) балл за фонетические ошибки на письме (со зна-ком «–»).

Максимальная оценка как переднего, так и заднего индекса равна 195 баллам.

СРЕДНЕГРУППОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПЕРЕДНЕГО И ЗАДНЕГО ИНДЕКСОВ

Для анализа полученных при обследовании результатов можно использовать следующие формулы:

для ПИ: (ПИ—155)/31;

для ЗИ: (ЗИ—171)/17.

Процедура и интерпретация результатов описаны в варианте для младших школьников.

СРЕДНИЕ БАЛЛЫ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ МЕТОДИКИ

СРЕДНЕГРУППОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ШТРАФНЫХ ОЦЕНОК

ПРИЛОЖЕНИЕ 7        

ПРИЛОЖЕНИЕ 8        

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 11        

ПРИЛОЖЕНИЕ 12        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И ОТ-СЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, 1999 г. Диплом II ст. на республиканском конкурсе

В данном докладе подробно описывается система диагностики и отслеживания динамики в речевом и познавательном развитии детей с ОНР. Указываются основные организационные принципы, описываются диагностич...

Основные направления диагностики речевых нарушений у детей в раннем возрасте.

Статья посвящена ранней диагностике речевых нарушений у детей. Может быть использована как консультативный материал....

Содержание и организация диагностики речевых нарушений у учащихся общеобразовательной школы

Содержание и организация диагностики речевых нарушений у учащихся общеобразовательной школы...

Ранняя диагностика речевых нарушений у детей с РДА.

Одним из основных проявлений синдрома раннего детского аутизма (РДА) являются особые отклонения в речевом развитии. При всём клиническом разнообразии этих отклонений их основной общей чертой является ...

Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. (Полуэктова Е. Н - учитель-логопед)

Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. (Полуэктова Е. Н - учитель-логопед)...

Дифференциальная диагностика речевых нарушений логопатов школьного логопункта (по А.В. Ястребовой).

Дифференциальная диагностика речевых нарушений логопатов школьного логопункта (по А.В. Ястребовой).Обозначение: (-) отклонение от нормы, (N) – норма.МедицинскоезаключениеЛогопедическое заключение...