Цикл занятий по арт-психопедагогике для детей младшего возраста
методическая разработка на тему

Корноухова Елена Михайловна

Данный цикл используется для профилактики и коррекции возможных нарушений в поведениии. Развивать самовыражение и самопознание ребенка ченрез рисунок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologya_nablrka_kornouhova.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа Цикл занятий по развитию самопознания и уверенности в себе по артпсихопедагогике для детей 7-8 лет.

Цель:

  1. Коррекция затрудненного психического развития детей младшего школьного возраста, обусловленного социально-психологическими и педагогическими причинами, то есть коррекция неблагополучных черт характера наряду с расширениями жизненного кругозора и диапазона общения, формирование навыков адаптивного взаимодействия.
  2. Развитие самовыражения и самопознания ребенка через рисунок, развитие способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира.

Общие задачи:

  1. Способствовать формированию и развитию личности, опираясь на психофизиологические возрастные особенности.
  2. Развивать познавательную сферу.
  3. Вести профилактику и коррекцию возможных нарушений в поведении расширять поведенческий репертуар.
  4. Развивать навыки общения.
  5. Преодолевать возможные страхи.
  6. Достигать устойчивости и саморегуляции.

Организация занятий, материал.

Группа формируется из детей, испытывающих трудности в адаптации в 1-ом классе, а также на основе наблюдений учителей, родителей, психолога.

Чаще всего это дети с нарушением мелкой моторики, речи, неустойчивым вниманием, проблемами в общении и поведении. Численность группы 8 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение учебного года, длительность – 40 минут.

Для занятий необходима большая комната. Столы ставятся так, чтобы дети могли расположиться за ними по кругу. Это позволяет детям видеть работы друг друга, что способствует общению между детьми.

Материал для занятий: бумага , емкости для воды, кисти, акварельные краски.

Для отслеживания изменений, происходящих в процессе занятий, с каждым ребенком необходимо провести тестирование по методике Люшера (в начале и в конце курса), а также поддерживать контакт с учителями и родителями. На каждого ребенка необходимо оформить индивидуальную карточку.

Содержание:

Процесс группового занятия складывается из трех этапов:

  1. Соорганизация детей: обсуждение плана занятий, способа выполнения заданий;
  2. Выполнение работ.
  3. Обсуждение.
  4. Ритуал закрытия занятия (выбрасывание пальцев из кулачка: на сколько ты себя чувствуешь?).

Основные темы.

  1. Развитие познавательной сферы, внимания и наблюдательности

- «Сказка о трех красках»

- «Времена года»

- «Портрет любимого животного»

Уроки фантазии

- «Если бы…»

- «Я в будущем»

2. Развитие эмоциональной сферы

- Упражнения на выражение эмоционального состояния для снятия напряжения и развития навыков саморегуляции

- «Мое настроение»

- «Что было в начале»

3. Развитие личностной сферы, формирование адекватной самооценки.

- «Мое имя»

- «Метафорический портрет6 я в образе растения»

- «Метафорическпий портрет: я в образе животного»

- «Метафорический портрет: я в образе предмета»

- «Автопортрет»

- «Что я люблю»

- «Моя тень»

- «Моя семья»

- «Я в школе»

- «Моя учительница»

- «Раскрась себя»

4. Профилактика и коррекция возможных страхов.

 - «Кошмарный сон»

- «То, что я боюсь днем»

5. Развитие навыков общения

- «Рисунок вдвоем»

- «Подарок: рисование двумя красками на мокром листе»

- «Странное животное: рисование втроем»

- «Каракули»

- «Интервью-презентация»

- «Повторялки»

- «Кооперативное рисование»

- «Рисунок втроем»

- «Рисунок по кругу на свободную тему»

- «Совместное тематическое рисование»

- «Совместное свободное рисование»

Конспект занятий.

Занятие №1

Тема: «Сказка о трех красках»

Цель: Развивать внимание, наблюдательность, познавательную сферу.

Ход занятия:

  1. Организационный момент, знакомство с правилами занятий

– Игра «Импульс»

  1. Беседа с детьми

- Что вы любите делать в свободное время?

- А рисовать любите?

- Что вы любите рисовать?

- Какие краски используете при рисовании?

3. Чтение сказки.

Давным-давно это было. Жили-были 3 краски: желтая, красная и синяя. У каждой краски был свой дом: у желтой краски – желтый дом, у красной краски – красный дом, у синей – синий. Краски дружили и любили ходить у другу в гости. Когда они собирались вместе, краски начинали рисовать. Желтая краска рисовала солнце, синяя рисовала речку, а красная рисовала красивые цветы – красные маки. Но однажды краски поняли, что им чего-то не хватает… Стали краски думать, что же не хватает на рисунке, и вдруг синяя краска сказала:

- «Эврика, на рисунке нет зеленой травы!»

- «Но у нас нет зеленой краски», - возразила желтая краска.

Стали краски думать, где же им взять зеленую краску.

Думали-думали, вдруг подул ветерок-шалунишка и нечаянно столкнул желтую и синюю краски, и от столкновения получилась зеленая краска.

Обрадовались краски и стали дальше рисовать, но красной краске тоже захотелось что-нибудь придумать новое и не заметили  краски, как стали ссориться и ругаться. Поссорились краски, красная подралась с синей и получилась грязно-фиолетовая краска. Краски ругались, а рисунок делался все грязнее и грязнее.

Наконец краски устали, сели и посмотрели на рисунок.

- Что же мы наделали! – воскликнули они.

- Нет, нам это не нравится.

Краски взяли новый лист бумаги и стали рисовать…

- А что они нарисовали, как вы думаете?

4. Рисование.

5. Вопрос задается каждому ребенку.

- Что ты хотел нарисовать?

Занятие №2.

Тема: Времена года.

Цель: Развивать внимание, наблюдательность, познавательную сферу, мелкую моторику, расширить словарный запас.

Ход занятий:

  1. Организационный момент.

- Игра на сплочение «Импульс».

2. Беседа с детьми

- Какое сейчас время года?

- На что похожа осень?

- Чем она пахнет?

- Как вы узнали, что сейчас именно осень?

- Какое настроение чаще всего бывает у вас осенью?

Аналогичные вопросы задаются о каждом времени года.

  1. Игра «Времена года»

Психолог вводит детей в процесс смены времен года:

 - Была весна. На деревьях распустились листочки. Дерево кормило и нянчило листочки. Наступило лето… Пришла осень. Налетел сильный ветер, закачались деревья, зашелестели листвой, вместе с ветром улетели и листочки, холодно стало деревьям. Но  пришла зима и окутала деревья в теплые шубки, красиво зимой. Стоят деревья, любуются. А за зимой опять придет весна…

4. Рисование.

5. Вопрос: «Что ты хотел нарисовать?»

Занятие №3.

Тема: «Портрет любимого животного»

Цель: Развивать познавательную сферу, внимание, наблюдательность.

Ход занятия:

  1.  Организационный момент.

- Игра «Импульс»

2. Беседа с детьми

- Кого называют нашими меньшими братьями? Почему?

- Какое у вас любимое животное?

- Как его зовут?

- Расскажите о своем любимом домашнем животной (внешний вид, привычки, характер животного)

 3. Игра «День-ночь»

Ведущий произносит «День!» и все дети превращаются в своих любимых животных.

«Ночь!» - животные засыпают.

 4. Рисование.

 5. Вопрос к детям6 «Что ты хотел нарисовать?»

Занятие №4.

Тема: «Если бы..,»

Цель: Развивать воображение, учить выражать свое эмоциональное состояние.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

- Игра.

2. Слово ведущего

- Сегодня мы будем фантазировать. Давайте посидим тихо и каждый из вас попробует придумать небольшой рассказ, который будет начинаться со слов «Если бы…»

3. Прослушивание рассказов.

4. Рисование.

5. Вопрос к детям: «Что ты хотел нарисовать?»

Занятие №5.

Тема: «Я в будущем».

Цель: Способствовать сплочению группы, формировать установку на положительное принятие собственных изменений.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

- Игра «Путаница».

2. Упражнение «Я взрослый»

Дети сидят в кругу с закрытыми глазами:

Ведущий: «Постарайтесь увидеть себя взрослыми. Рассмотрите, как вы одеты, что делаете, какие люди вас окружают. Эти люди очень-очень вас любят. За что они вас любят? Может быть за вашу отзывчивость или искренность, за честность или за что-нибудь еще? Откройте глаза и расскажите друг другу, какими вы станете, когда вырастите, какие ваши качества будут нравиться окружающим».

3.Игра «Мое будущее».

Ведущий: «Давайте сегодня заглянем в ваше будущее. Наверняка вам хочется, чтобы в будущем вы многое смогли .Подумайте, чего вам хочется для себя в будущем. Пусть каждый скажет громким голосом о своем заветном желании. После слов каждого мы будем хором повторять: «В будущем ты сможешь…» И тогда ваше делание обязательно сбудется.

4. Рисование.

5. Вопрос к детям: «Что ты хотел нарисовать?»

Занятие №6.

Тема: «Мое настроение»

Цель: Развивать эмоциональную сферу, умение соотносить цветовую гамму с образом, способность к самовыражению через рисунок.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

- Игра «Импульс».

2. Беседа.

- Какие взрослые тебе больше нравятся?

- Какими чаще всего бываешь ты?

- Каким чаще всего бывает твой друг?

- Какая чаще бывает учительница?

- какой чаще бывает мама, папа?

- Меняется ли твое настроение в течение дня? Почему?

- Когда у тебя бывает хорошее настроение, радостное, приподнятое, а когда грустное?

- От чего это зависит?

- Как можно нарисовать свое настроение?

3. Рисование.

4. Вопрос к детям: «Что ты хотел нарисовать?»

Занятие №7.

Тема: «Мое имя»

Цель: Развивать коммуникативные навыки, позиции эмоционального принятия себя и другого человека, осознать свое имя, повышать уверенность в себе.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Игра «Импульс»

2. Игра «Потерялся»

Дети представляют, что они в лесу собирают грибы и ягоды. И вдруг они понимают, что один из них потерялся. Обеспокоившись, по очереди громко и ласково зовут его6 «Ау, Сашенька!»

3. Упражнение «Рисуем имя»

Ведущий предлагает закрыть глаза, представить свое имя и получше рассмотреть его (цвет, размер букв, на что они похожи).

4. Рисуем имя.

      5. Вопрос к детям: « Что ты хотел нарисовать?»

Занятие №8.

Тема: «Метафорический портрет: я в образе растения»

Цель: Развивать воображение детей, коммуникативные навыки.

Ход занятий:

  1. Организационный момент.

- Игра.

2. Ведущий предлагает детям глаза и представить себя в образе растения.

- Посмотрите на себя, какое вы растение, где растете?

3. Обсуждение возможных вариантов выполнения задания.

4. Рисование.

Вопрос к детям «Что ты хотел нарисовать?»

Занятие №9.

Тема: «Метафорический портрет: я в образе животного»

Цель: Развивать воображение детей, мелкую моторику, расширять словарный запас.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

- Игра «Угадай по голосу»

2. Слово ведущего

- Ребята, все вы наверное любите слушать сказку. Тогда садитесь поудобнее и слушайте.

«В некотором царстве, в некотором государстве жила-была девочка. Не было у не матери и жила она с отцом да с мачехой. Мачеха не любила девочку, била ее и ругала, и однажды мачеха послала девочку к своей сестре за иголкой да ниткой – рубашку шить. А тетка эта была Баба-Яга – костяная нога. Не посмела девочка отказать своей родной тетке. Тетка научила девочку разным премудростям и дала ей маленькую куколку, чтобы та оберегала ее. Злая Баба-Яга очень любила колдовать и девочку и всех ребят она хотела превратить в животных.

Она произнесла заклинание, и все превратились в животных.

- Ребята, в каких животных вас превратила Баба-Яга? Если бы вы были животными, то какими?

Но не зря тетка дала девочке маленькую куклу… Кукла эта была необычная, кого эта куколка касалась, с того волшебство спадало.

Коснулась куколка и вас, ребята, и снова ребята стали ребятами».

3.Рисование.

4. Вопрос к детям:«Что ты хотел нарисовать?»

Занятие №10

Тема: «Метафорический портрет: я в образе предмета»

Цель: Активизировать речевые высказывания, повышает уверенность.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

- Упражнение «Горячий уголек»

2. Игра «Если бы я был предметом, то каким7»

Каждый ребенок рассказывает про себя.

3. Рисование.

4. Вопрос к детям: «Что ты хотел нарисовать?»

Занятие №11.

Тема: «Автопортрет»

Цель: Формировать адекватную самооценку, установку на положительное принятие собственных изменений, повышать уверенность в собственных возможностях.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

- Игра «Путаница»

2. Слово ведущего:

- Ребята, посмотрите друг на друга! Какие вы разные, на свете нет совершенно одинаковых людей. Люди отличаются не только внешне (цвет волос, глаз, рост и др.), но и внутренние, то есть у каждого свой характер, поведение, привычки.

Сегодня мы с вами будем делать книгу и героями этой книги будете вы. Подумайте, что вы можете сказать о себе.

3.Рассказы детей.

4. Рисование.

Ведущий: - Рассказы мы придумали, осталось нарисовать для нашей книги иллюстрации. А иллюстрации – это ваши автопортреты.

  1. Вопрос к детям: «Что ты хотел нарисовать?»

Занятие №12.

Тема: «Что я люблю»

Цель: Повышать уверенность, формировать коммуникативные навыки, активизировать речевые высказывания.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

-  Игра – упражнение «Горячий уголек»

2. Беседа с детьми в игровой форме с передачей мяча друг другу на тему «Что я люблю?»

3. Рисование.

4. Вопрос к детям «Что ты хотел нарисовать?»

Занятие №13.

Тема: «Моя тень»

Цель: Помочь детям осознать свои проблемы, формировать адекватные способы поведения.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Игра «Тень»

2. Беседа с детьми

- Что такое тень?

- Какая она и где ее можно увидеть?

- А что, если в тень нам попробовать выбросить все плохое, что нам мешает,  а хорошее оставить себе?

- Что же каждый из вас может отдать тени и не пожалеть?

3. Дети рисуют тень и одновременно сочиняют сказки.

4. Прослушивание сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментально-опытнической деятельности для детей младшего возраста.Тема:"Знакомство со свойствами снега."

Материал предназначен для знакомства детей с предметами окружения,их функциями и назначением.Для формирования интереса к явлениям природы,развития активности и творчества детей....

«Декорирование кафельной плитки на занятиях декоративно-прикладным творчеством у детей младшего школьного возраста»

Описание экспериментального задания на занятиях ДПИ для учащихся 4 года обучения....

Программа групповых занятий по развитию познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Программа составлена на основе программы "Развитие познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития", Гл...

Рабочая программа индивидуальных занятий по развитию познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Рабочая программа составлена на основе программы "Развитие познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития", Глазовой Е. А., Москва, ...

Конспект открытого занятия «Музыкально-танцевальные игры для детей младшего (среднего) возраста».

Тема  занятия: «Музыкально-танцевальные игры для детеймладшего (среднего) возраста». Образовательная область: ДО-танцевальное искусствоВозраст обучающихся: педагоги ГУМО и их ученики 8-12летДата ...