презентация на тему "Кукушка"
план-конспект урока (8 класс) на тему

Материал для ознакомления учащихся с жизнью лесных птиц- кукушкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://gvozdikova.ucoz.ru/K-uroku/Russki_yazik/okonchanija_glagolov-2.jpg

Тема урока. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Цели урока.
1. Формирование умения правильно употреблять глаголы и писать их безударные окончания, определив спряжение; повторение сведений об антонимах, синонимах и фразеологизмах.
2. Развитие познавательных интересов, речи, мышления, смекалки; привитие интереса и любви к русскому языку; формирование чувства национальной гордости за свой язык.
3. Воспитание уважения к родному языку, чувства патриотизма, культуры речи.

1. Оргмомент. Сообщение темы урока.
- На сегодняшнем уроке мы продолжим тренироваться в правописании безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Прежде, чем приступить к отработке навыков правописания глагольных окончаний, проведем небольшую разминку на компьютере – освежим в памяти знания о глаголе.
2. Выполнение теста по теме «Глагол» (работа на компьютерах).
3. Формирование навыков правописания безударных личных окончаний глаголов.
- Наш сегодняшний урок не совсем обычный - в качестве учебного материала мы будем использовать на уроке только произведения устного народного творчества. Как вы думаете, с чем нам предстоит сегодня работать? Вспомните жанры устного народного творчества.
- Пословицы и поговорки существуют в нашем языке с незапамятных времен. Они приучают нас к краткости и простоте речи. Жизнь отбирает для них самые точные слова, шлифует силу мысли. В пословице народ воздает должное честности и доброте, смелости и мудрости, смекалке и трудолюбию. Пословица высмеивает жадность и глупость, трусость и невежество. Она расскажет, как жил народ, подскажет, как лучше поступить. Для нас пословица – концентрация народной мудрости.
Задание 1. Восстановить пословицы:
1 уровень – самостоятельно;
2 уровень – с опорой на слова для справок.

- Эти пословицы построены на противопоставлении. Скажите, какие глаголы вам надо использовать? Что такое антонимы?
Мир строит, война разрушает.
Горьким лечат, сладким калечат.
Труд кормит, а лень портит.
Смелый побеждает, а трус погибает.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Дождик вымочит, а солнышко высушит.

- Каким алгоритмом пользовались при определении гласной в окончании глаголов?

Задание 2. Самостоятельная работа. Списать пословицы в тетрадь. Вставить окончание глаголов. Определить спряжение.

Труд не кнут, а человека подгоняет.
Трудом Родину славим, трудом ее украшаем.
И споем, и спляшем, только поле вспашем.
Упустишь время – потеряешь урожай.
Без заботы и репу не вырастишь.
Рабочие руки не знают скуки.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

- Что объединяет все эти пословицы?
- Какие пословицы на ваш взгляд синонимичны?

1. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Без заботы и репу не вырастишь.

2. И споем, и спляшем, только поле вспашем.
Упустишь время – потеряешь урожай.

- Весеннее время - очень напряженная пора в селе. Недаром говорят, что весенний день год кормит.

4. А теперь отдохнем. Устроим турнир грамотеев.
(Класс делится на две команды, выбирается компетентное жюри)
А). Народные приметы мы часто используем в своей современной жизни, чаще всего в определении погоды, в сельском хозяйстве. Некоторые из народных примет вам хорошо знакомы.
(Учащиеся получают карточку с предложением-приметой, вставляют окончание, сдают в жюри, за правильный ответ получают жетон.)
Дым из трубы поднима_тся столбом вверх – к стуже, стел_тся по земле без ветра – к снегу или дождю.
Ворона карка_т - к снегопаду.
Когда зацвета_т акация , время сажать огурцы.
Соль станов_тся влажной – к дождю.
Треск деревьев в лесу усилива_тся – к сильным морозам.
На Пасху небо ясное и солнце игра_т – к хорошему урожаю и красному лету.
Собака ката_тся на спине – к ветру.

Б). Игра «Переводчики»
- Подобрать к фразеологизму близкий по смыслу глагол (как он называется?) и показать карточкой спряжение и гласную в окончании. (Вопрос по очереди задается каждой команде, при ответе можно советоваться в команде. В случае затруднения отвечает команда противника. За каждый правильный ответ команда получает жетон.)

Фразеологизм «Перевод»

Вставляет палки в колеса Мешает
Выбьется из сил Устанет
Обведет вокруг пальца Обманет
Не пропустит мимо ушей Услышит
Зарубит себе на носу Запомнит
Сложит голову Погибнет
Гладит по головке Хвалит
Ломает голову Думает
Губы надует Обидится
Бьет баклуши Бездельничает

- Подведем итоги турнира грамотеев.
- Молодцы победители, а пока проигравшая команда знает теперь, над чем надо поработать, засучив рукава.

5. Загадка.
- Мне встретилась удивительная загадка. Она как нельзя лучше подходит к теме нашего урока.
Сам не видит и не слышит, ходит, бродит, рыщет, ищет.
Кто навстречу попадется – обнимает и дерется.

1 уровень – проверить, правильно ли написаны окончания глаголов.
2 уровень – вставить пропущенные окончания глаголов.

- Вспомните глаголы-исключения!

6. – Сказка - самый любимый жанр устного народного творчества. Предлагаю вам прочитать начало старинной пинежской сказки (Пинега – правый приток Северной Двины, реки в Архангельской области)
(читает учитель)

Как поп себе работницу нанимал.
Зовет поп себе девушку в работницы и молв_т: «Житьё тебе у меня буд_т лёгкое. Не столько работа_шь, сколько отдыха_шь.
Утром встан_шь до свету. Избу вымо_шь, двор и хлев вычист_шь, коров подо_шь, в поле выпуст_шь - и спи, отдыхай.
Завтрак состряпа_шь, самовар согре_шь, нас завтраком накорм_шь – и спи, отдыхай.
Днём в поле поработа_шь, в огороде пропол_шь, коли зимой – за дровами, за сеном съезд_шь – и спи, отдыхай.
Вечером коров встрет_шь, напо_шь, подо_шь – и спи, отдыхай.
Ночью попрядёшь, поткёшь, повяж_шь, повышива_шь – и опять спи, отдыхай».

- Знакома ли вам эта сказка? Как, по-вашему, согласилась ли девушка на такую работу? Если сказка вас заинтересовала, дочитайте её до конца.

(Самостоятельная работа на маршрутном листе урока.)

7. Обобщение (карточка с вопросами блиц-опроса на каждом столе)
- Проведите в парах блиц-опрос.
- Кто хочет ответить всему классу?
8. Задание на дом.
Упр. 697. Вставить пропущенные буквы, обозначить спряжение глаголов.
Р_бота и муч_т, и корм_т , и уч_т. (4)
Кто труд люб_т, тот долго спать не буд_т.
Человек от лени (2) боле_т, от труда здорове_т.
Напиш_шь пером – не выруб_шь топором.
Всякая работа мастера хвал__т.

Маршрутный лист У-1 Желаю успеха!
Тема. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
1. Работа на компьютере. Выполнение индивидуальных тестов по теме «Глагол».

  1. Восстанови пословицы:

Мир строит, ...
Горьким лечат, …
Труд кормит, …
Смелый побеждает, …
Ласточка день начинает, …
Дождик вымочит, …

  1. Запиши пословицы в тетрадь. Вставь окончание, определи спряжение глаголов.

 Труд не кнут, а человека подгоняя_т.
Трудом Родину слав_м, трудом ее украша_м.
И споем, и спляш_м, только поле вспаш_м.
Упуст_шь время – потеря_шь урожай.
Без заботы и репу не выраст_шь.
Рабочие руки не зна_т скуки.
Без труда не вын_шь и рыбку из пруда.

  1. Отгадай загадку. Исправь допущенные ошибки. Вспомни глаголы-исключения.

Сам не видет и не слышит, ходит, бродет, рыщет, ищет.
Кто навстречу попадется – обнимаит и дерется.

  1. Проверь себя!
    Вставь пропущенные буквы в окончания, обозначь спряжение глаголов.

Как поп себе работницу нанимал.

Зовет поп себе девушку в работницы и молв_т: «Житьё тебе у меня буд_т лёгкое. Не столько работа_шь, сколько отдыха_шь.
Утром встан_шь до свету. Избу вымо_шь, двор и хлев вычист_шь, коров подо_шь, в поле выпуст_шь - и спи, отдыхай.
Завтрак состряпа_шь, самовар согре_шь, нас завтраком накорм_шь – и спи, отдыхай.
Днём в поле поработа_шь, в огороде пропол_шь, коли зимой – за дровами, за сеном съезд_шь – и спи, отдыхай.
Вечером коров встрет_шь, напо_шь, подо_шь – и спи, отдыхай.
Ночью попрядёшь, поткёшь, повяж_шь, повышива_шь – и опять спи, отдыхай».

2 вариант

1. Восстанови пословицы:

Пословицы

Мир строи_т, война ______________ .
Горьким леч_т, сладким __________ .
Труд корм_т, а лень _______________ .
Смелый побежда_т, а трус ___________ .
Ласточка день начина_т, а соловей ________ .
Дождик вымоч_т, а солнышко _____________ . погиба_т

Слова для справок  

порт_т
разруша_т
конча_т
высуш_т
калеч_т

2. Запиши пословицы в тетрадь. Вставь окончание, определи спряжение глаголов. 
Труд не кнут, а человека подгоняя_т.
Трудом Родину слав_м, трудом ее украша_м.
И споем, и спляш_м, только поле вспаш_м.
Упуст_шь время – потеря_шь урожай.
Без заботы и репу не выраст_шь.
Рабочие руки не зна_т скуки.
Без труда не вын_шь и рыбку из пруда.

3. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы. Вспомни глаголы-исключения.

Сам не вид_т и не слыш_т, ход_т, брод_т, рыщ_т, ищ_т.
Кто навстречу попадется – обнима_т и дерётся.

4. Проверь себя!
Вставь пропущенные буквы в окончания, обозначь спряжение глаголов.

Как поп себе работницу нанимал.
Зовет поп себе девушку в работницы и молв_т: «Житьё тебе у меня буд_т лёгкое. Не столько работа_шь, сколько отдыха_шь.
Утром встан_шь до свету. Избу вымо_шь, двор и хлев вычист_шь, коров подо_шь, в поле выпуст_шь - и спи, отдыхай.
Завтрак состряпа_шь, самовар согре_шь, нас завтраком накорм_шь – и спи, отдыхай.
Днём в поле поработа_шь, в огороде пропол_шь, коли зимой – за дровами, за сеном съезд_шь – и спи, отдыхай.
Вечером коров встрет_шь, напо_шь, подо_шь – и спи, отдыхай.
Ночью попрядёшь, поткёшь, повяж_шь, повышива_шь – и опять спи, отдыхай».

7. Домашнее задание № 697
(Спиши. Вставь пропущенные буквы, обозначь спряжение глаголов.)

Спасибо за работу!

Блиц-опрос
Тема. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

1. От чего зависит выбор гласной в безударном окончании глагола?
2. Как определить спряжение глагола?
3. Какие личные окончания у глаголов 1 спряжения?
4. Какие личные окончания у глаголов 2 спряжения?
5. Назови глаголы-исключения.

Разработка урока по русскому языку для 6 класса по теме: "Правила правописания безударных личных окончаний глаголов"

Тема: правила правописания безударных личных окончаний глаголов.

Цель: формировать умение находить и правильно писать изучаемую орфограмму, повторить ранее изученный материал о глаголе, развивать их правописные умения и навыки, углубить и расширить знания учащихся о глаголе.

Оборудование: учебник, таблицы, карточки.

Ход урока

1.Объяснение нового материала.

Данное правило можно объяснить детям, использовав индуктивный метод.

На доске следующая запись:

Задание детям: сравните окончания глаголов I и II спряжения.

Сделайте вывод, соотнеся окончание 3 лица множественного числа со всеми остальными окончаниями. Обратите внимание на гласную букву во всех окончаниях.

I- е -ут, -ют 

II- и -ат, -ят.

- Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола.

Например: я строю, ты стро…шь, он стро…т, они стро…т.

(Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, надо определить его спряжение) .

- Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени.

(Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по неопределенной форме) .

- Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II.

пиш…шь, друж…шь

1) В какой части слова пропущена буква?

2) Ударные гласные или нет?

3) К какой части речи относятся данные слова?

4) Как определить, какую букву писать?

Формулируется правило.

2.Упражнение. Глаголы измени по смыслу, выдели окончание.

В тихие дни береза (сбрасывать) листья ровным кругом. (Краснеть) стройный клен. Труд (кормит) , а лень - (портить) .

Содержание и последовательность орфографического разбора.

Обнаружив в слове безударный гласный (опознавательный этап анализа) , учащийся:

  • 1) выделяет морфему с безударным гласным;
  • 2) определяет часть речи (выборочный этап анализа) ;
  • 3) если это глагол с безударным гласным в окончании глагола, ставит его в неопределенной форме и смотрит, на что оканчивается неопределенная форма глагола;
  • 4) если этот глагол в неопределенной форме оканчивается на -еть или -ать, выясняет, не относится ли данный глагол к числу глаголов-исключений (заключительный этап анализа) .

Письменный разбор: Молодая зелень (шептать, I спр.) шепчет, (колыхаться, I спр.) колышется. (Стлаться, I спр.) стелются черные тучи, молнии в небе снуют.

Все кругом (смотреть, исключ. II спр.) смотрит живо, мягко, ласково.

Прежде чем написать глагол с безударным личным окончанием, учащиеся ставят глагол в неопределенной форме, определяют спряжение глагола и в скобках указывают неопределенную форму и спряжение; если глагол является исключением, отмечают это обстоятельство.

Устный орфографический разбор: "В слове шепчет безударный гласный находится в окончании глагола, неопределенная форма шептать, оканчивается на -ать, это глагол I спряжения. Поэтому в глаголе шепчет окончание -ет. "

Ко II спряжению относятся глаголы, которые в неопределенной форме оканчиваются на -ить: строить строит, строят, исключение лишь составляют глаголы брить и стелить (т.е. они относятся к I спряжению) ; 4 глагола на -ать: гнать, держать, слышать, дышать; 7 глаголов на -еть: вертеть, видеть, обидеть, смотреть, зависеть, ненавидеть, терпеть. Эти 11 глаголов можно легко запомнить, выучив стихотворение:

Ко второму же спряженью Отнесем мы, без сомненья, Все глаголы, что на -ить, Исключения: брить, стелить.

И еще: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, дышать, держать, вертеть И зависеть и терпеть.

Остальные глаголы относятся к I спряжению: мыть - моют, моет; полоть - полет, полют; тянуть - тянет, тянут и др.

3.Запиши указанные в списке глаголы в два столбика по спряжениям.

сказать(1) , шептать(1) , ехать(1) , плавать(1) , слушать(1) , слышать(2) , свежеть(1) , чернеть(1) , болеть(1) , смотреть(2) , видеть (2) , терпеть(1) , колоть(1) , бороться (1) , мыть(1) , гаснуть(1) , тянуть(1) , кашлять(1) , сеять(1) , любить(2) , давить(2) , грузить(2) , сушит(2) , клеить(2) , строить(2) .

Какие основы инфинитива у глаголов II спряжения? Можно ли утверждать, что все глаголы с неусекаемыми глаголами инфинитива относятся к I спряжению? Почему?

Выдели в записанных глаголах суффиксы инфинитива. Объедини глаголы с одинаковыми суффиксами в каждом спряжении скобкой. Какой суффикс инфинитива встречается только в глаголах I спряжения?

Глаголы на -ЕТЬ есть и в I и во II спряжении. Одинаковы ли основы у глаголов с этим суффиксом в каждом из спряжений? Можно ли по этому признаку определить, к какому спряжению относится глагол на -ЕТЬ?

Можно ли утверждать, что ко II спряжению относятся все глаголы на -АТЬ с усекаемыми основами? Почему?

Проверь, какие звуки стоят перед суффиксом -а- в глаголах II спряжения. Встречаются ли шипящие звуки перед -а- в глаголах I спряжения? Сумеешь ли ты теперь определить, к какому спряжению относится глагол на -АТЬ?

Ко II спряжению относятся глаголы только тех групп, которые выделены в твоем списке. Сколько таких групп? По каким признакам можно узнать глаголы каждой группы?

Теперь ты сможешь решить, относится ли глагол ко II спряжению или нет. Нужно ли специально выделять признаки I спряжения, чтобы узнать, относится ли к нему какой-нибудь глагол? Почему?

Признаки глаголов II спряжения и порядок их проверки можно записать в виде такой схемы:

  • 1. -ить II спр.
  • 2. II спр. -еть
  • 3. шип. -ать II спр.

Во многих учебниках ты можешь прочитать, что ко II спряжению относятся: 1) все глаголы на -ить (кроме брить, стелить) 2) семь глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть 3) четыре глагола на -ать: гнать, держать, слышать, дышать.

Проверь, можно ли с помощью схемы определить, к какому спряжению относятся все глаголы, указанные в этом списке.

Выходит, что и схема, и список одинаково позволяют определить спряжение глагола. Чем же из них пользоваться при проверке орфограммы в личных окончаниях? Чем угодно. Чем удобнее, тем и пользуйся.

4.Учащиеся выполняют упражнение.

1. Прочитай загадку:

Сам не ед. т, не ид. т,

Не поддерж. шь - упад. т.

А педали пуст. шь в ход

Он помч. т тебя вперед.

- В каких частях слов пропущены буквы? (в окончании) - Все ли пропущенные буквы являются орфограммами?

- Что нужно знать об этих глаголах, чтобы проверить в них орфограммы?

Также мы развиваем у детей умение распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания.

5. Запись под диктовку с заданием: указать спряжение глагола.

Чтобы знать, надо любит книгу и уметь ее читать. Книга помогает тебе проникать в тайны жизни на Земле. Из книг ты узнаешь об удивительном подводном мире. Каждая встреча с хорошей книгой это праздник.

  • - В какую форму надо поставить глагол, чтобы узнать его спряжение?
  • - Какие глаголы неопределенной формы относятся ко II спряжению, какие - к I?

2. Узнайте спряжение глагола, напишите его во 2-м лице единственного числа, обозначьте ударение.

Писать, рисовать, ходить, готовить, стрелять.

Образец записи: мечтать (I) - мечтаешь.

3.

Как тебя понимать февраль?

То, деревья кидая в дрожь,

То пургой занавес. шь даль,

В лед дорого вокруг заку. шь.

То полощ. шь в дождях седину,

И гудит, и дрож. т земля

Словно в гостях ты жд. шь весну.

Нрав тяжелый у февраля!

(С. Поликарпов.)

- В каких частях слов пропущены буквы?

- Все ли пропущенные буквы являются орфограммами? Что надо знать об этих глаголах, чтобы проверить в них орфограммы

6. А теперь игра "Будь внимателен".

Из двух названных глаголов указать глагол I спряжения. Доказать. (Используются сигнальные карточки с цифрами I, II.) Победить, побеждать. Отправлять, отправить. Потерять, находить. Разрушать, разрушить. Гореть, говорить.

7.Самостоятельная работа.

1. Прочитай:

- Эй, вы, косые! Вон собаки бегут. Мож. те догнать?

- Пожалуй, догон. м. 

- Что же не догоня. те, под кустом лежите?

- А зачем нам их догонять? Что они нам плохого сделали?

В тексте встретился глагол ДОГНАТЬ. От какого глагола он образован? Образуй от глагола гнать новые глаголы с помощью приставок вы-, пере-, при-, со-, у-. Как ты думаешь, одинаковые ли личные окончания у этих глаголов и у глагола гнать? В тексте есть два однокоренных глагола. Одинаковы ли они по смыслу, можно ли их употреблять в речи друг вместо друга? А одинаково ли пишутся их личные окончания?

Выпиши глаголы и проверь орфограммы в их личных окончаниях.

8.Задание (устно).

Найти в тексте глаголы в настоящем и будущем времени. Объяснить написание окончаний.

Вот идет могучий Олег со двора,

С ним Игорь и старые гости.

И видят - на холме, у берега Днепра,

Лежат благородные кости;

Их моют дожди, засыпает их пыль,

И ветер волнует над ними ковыль.

(А. С. Пушкин.)

Найдите в тексте глаголы. Объясните их написание.

1. - Вставьте подходящие по смыслу слово и вы прочитаете пословицы: Кто... мир, пожнет счастье. Мир строит, война.... Дерево... по плодам, а человека - по делам.

(Пропущенные слова: сеет, разрушает, ценят.) - Объясните смысл пословиц.

- Нужно ли проверять окончание в глаголах? Почему? Проверьте.

Учащиеся доказывают, какое отношение надо написать, пользуясь образцам рассуждений (правилам) . Учитель подсказывает формы глагола сеять, обращает внимание на вопросы: что делает? разрушает, что делать? разрушать.

Вывод. Итак, что надо сделать (какие действия надо выполнить) , чтобы проверить безударные окончания глаголов?

- Сейчас я и проверю, как вы это запомнили.

 9.Задание на  закрепление изученного материала.

Образовать словосочетания со следующими глаголами.

Проверить личные окончания.

  • "купить коньки" (II спр.) — (они) чин. т - что?
  • (ты) чувству. шь что? — (они) хлопоч. т - о чем?
  • (они) хвал. т кого? — (ты) услыш. шь - что?
  • (они) уч. т кого? чему? — (ты) убира. шь - что?
  • (они) украша. т что? — (мы стреля. м - во что?
  • (мы) спаса. м кого? — (вы) снима. те - с чего?
  • (ты) смотр. шь во что? — (вы) се. те - что?

Работу можно давать по вариантам. Главное, чтобы ребята не только правильно определили личное окончание глагола, но и верно бы составили словосочетание, т.е. слова должны быть связаны по смыслу.

А теперь можно немного поиграть. "Исключи лишнее слово" (подчеркни его) .

  • 1) Пишем, вяжем, стираем, дружим, (т.к. это глагол II спряжения, а остальные - I) .
  • 2) Строим, клеим, говорим, отвечаем (т.к. это глагол II спр., а остальные - I) .
  • 3) Молчат, посеют, думают, живут (посеют - будущее время, а остальные глаголы в настоящем времени) .

Ребята записывают слова в строчку, а лишнее слово подчеркивают. Объяснение ведется устно.

А еще я познакомила ребят с разноспрягаемыми глаголами.

Спиши текст, проверяя орфограммы. Проверку орфограмм в личных окончаниях записывай перед глаголами.

Птица-жонглер.

На лугах вблизи лесных опушек ход. т, в такт шагам покачивая головой, пестрая хохлатая птица - удод. Длинный изогнутый клюв сует в сухую траву, под камни: ищ. т насекомых. А найдет - не глота. т: подброс. т жука вверх и лов. т открытым ртом. Клюв удода длинный, а язык короткий. Поэтому добычу, схваченную концом клюва, он втянуть в клюв не мож. т Вот и приходится удоду жонглировать всякий раз, когда он ест.

(Если ребята пишут медленно, то можно немного изменить задание: учитель читает текст по предложениям, в каждом предложении ребята находят глагол, записывают его и объясняют.) В последнем предложении встретился глагол ест. Никаких особых орфограмм в этом глаголе нет. А вот спрягается он необычно.

Убедитесь в этом сами.

Вместе с учителем ребята спрягают глагол на доске и в тетради.

Проверь устно орфограммы и запиши:

Ветер на море гуля.т

И кораблик подгоня.т;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

(А. Пушкин.)

Все ли из пропущенных букв тебе пришлось проверяет? Почему?

Выпиши глагол бежит вместе с местоимением он. А теперь замени местоимением множественного числа. Как ты напишешь глагол бегут или бежат? Если бежат, значит, ты ошибся; так по-русски не говорят. Говорить (и, конечно, писать) нужно бегут.

Интересный этот глагол - бежать! Во всех лицах, кроме одного, у него окончания II спряжения, как и положено таким глаголам.

А вот в третьем лице множественного числа вдруг появляется окончание I спряжения. В грамматике этот глагол так и называется разноспрягаемый.

Гласные во всех окончаниях этого глагола в сильной позиции, поэтому орфографических ошибок в них, пожалуй, не сделаешь. А вот грамматические ошибки при употреблении этого глагола в личных формах возможны. Поэтому полезно отметить его особенности в схеме.

Вставь глагол бежать в нужной форме в предложения:

  • 1) Годы....
  • 2) Из крана... вода.
  • 3) Куда вы так...?
  • 4) Тропинка... по склону горы.
  • 5) Из-под корней могучего дуба... ключ.

Одинаково ли лексического значение глагола во всех предложениях? Каким синонимам его можно заменить в каждом предложении?

А я так хочу?

Стали глаголы выбирать себе личные окончания. Дело серьезное - окончания-то не какие-нибудь, а личные! Одним больше по душе окончания первого спряжения, другим - второго. Дошла очередь и до глагола хотеть.

- Я хочу и тех окончаний и этих, - заявил Хотеть.

- Мало ли чего ты хочешь! Другие, может, тоже хотят, да так не бывает.

- А я хочу!

- Да ты подумай, что получится, если каждый из нас как попало спрягаться станет! Порядок должен быть!

- Подумаешь, порядок! Вы как хотите, так и спрягайтесь, а я все равно по-своему спрягаться буду.

Махнули другие глаголы на упрямого  Хотеть  рукой.

- Пусть спрягается, как хочет. А мы и знать его на хотим.

Это, конечно, шутка. А ка же все-таки спрягается глагол хотеть? Выпиши из текста его личные формы. Какие у них окончания I или II спряжения? Как называются такие глаголы?

Обрати внимание!

У глагола хотеть основа личных форм в единственном числе оканчивается звуком [т']. Нельзя говорить по-русски он хотит или они хочут.

Выписать из текста глаголы, объяснить их написание.

Какой школьник не хочет иметь перочинный нож! Он очинит тебе карандаш, нарежет веток для костра, почистит картошку. Ты возьмешь его с собой в далекое путешествие. С его помощью ты построишь шалаш, сделаешь себе удочку.

Нужно только беречь нож, тогда он тебе за все заботы заплатит честным трудом.

(По М. Ильину и Е. Сегал.)

Так подводится итог изучаемой темы.

http://shopedu.ru/uploaded_files/shop_images/69.jpghttp://www.koalenok.ru/published/publicdata/KOALENOKKK/attachments/SC/products_pictures/801_enl.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. "

Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке  учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....

Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"

В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....

Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией

Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...

Презентация "Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций"

§Предложить рекомендации по подготовке презентаций; §научить профессиональному оформлению слайдов. ...

Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"

Урок – деловая игра «Работа  с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...

Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.

Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах  как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях  для пров...

Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация

Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...