Работа по развитию связной речи через систему коррекционно-развивающих упражнений на коррекционных занятиях.
методическая разработка по теме

Павлова Наталья Леонидовна

 

Слайд №1.                                                                                                       

В устной и письменной речи  школьников встречается много ошибок.          Наибольшую трудность у детей вызывает построение предложений. Данную ошибку допускают 66 % учеников. Типичными грамматическими ошибками являются ошибки в построении предложения, отсутствие смысловой законченности предложения, нарушение его границ. Наибольшую трудность при написании изложения у учащихся вызывают построения предложений с повтором одних и тех же слов; употребление слова в неточном или в несвойственном ему значении, непонимание его, нарушение сочетаемости употребляемых слов.

Перед коррекционной школой стоит острая необходимость преодолеть эти недостатки. Воспитание  навыков культуры речи у учащихся – одна из серьёзных задач, стоящих перед школой. 

                На основе языка развивается логическое мышление. Развитие речи сопряжено с развитием памяти, внимания, поскольку для эффективной речевой деятельности надо запоминать написание многих слов, обогащать словарь, помнить значение слов. Важно удерживать в памяти и быстро извлекать из неё большое количество речевых оборотов. С развитием речи развивается и сфера нравственности, чувств и эмоций.     

Основной задачей работы по развитию речи учащихся является

формирование  коммуникативных умений и навыков: умения в устной и письменной форме высказать мысль правильно  (в соответствии с нормами русского литературного языка), понятно, точно и выразительно  в соответствии  с ситуацией общения и целью  высказывания, а также умения понимать  чужой текст, осуществлять его информационную переработку, вести диалог.  Текст является средством развития речи.  Это процесс формирования навыков правописания.

 Использование текста на коррекционном занятии  создает условия для практической деятельности учащихся, в ходе которой формируются знания о системе языка, орфографические и пунктуационные навыки; развивает коммуникативные умения (компетенции); приобщает учащихся к духовному богатству и красоте языка.   Работа начинается с 5 класса, постепенно (от класса к классу) расширяясь.  В 9-м, 10-м  классе перед учителем и учащимися стоит задача обобщить и систематизировать сведения, необходимые для анализа текста, закрепить умение анализировать текст, что важно на экзамене. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по развитию связной речи через систему коррекционно-развивающих упражнений  на коррекционных занятиях.

Слайд №1.                                                                                         

В устной и письменной речи  школьников встречается много ошибок.         Наибольшую трудность у детей вызывает построение предложений. Данную ошибку допускают 66 % учеников. Типичными грамматическими ошибками являются ошибки в построении предложения, отсутствие смысловой законченности предложения, нарушение его границ. Наибольшую трудность при написании изложения у учащихся вызывают построения предложений с повтором одних и тех же слов; употребление слова в неточном или в несвойственном ему значении, непонимание его, нарушение сочетаемости употребляемых слов.

Перед коррекционной школой стоит острая необходимость преодолеть эти недостатки. Воспитание  навыков культуры речи у учащихся – одна из серьёзных задач, стоящих перед школой.  

                На основе языка развивается логическое мышление. Развитие речи сопряжено с развитием памяти, внимания, поскольку для эффективной речевой деятельности надо запоминать написание многих слов, обогащать словарь, помнить значение слов. Важно удерживать в памяти и быстро извлекать из неё большое количество речевых оборотов. С развитием речи развивается и сфера нравственности, чувств и эмоций.     

Основной задачей работы по развитию речи учащихся является

формирование  коммуникативных умений и навыков: умения в устной и письменной форме высказать мысль правильно  (в соответствии с нормами русского литературного языка), понятно, точно и выразительно  в соответствии  с ситуацией общения и целью  высказывания, а также умения понимать  чужой текст, осуществлять его информационную переработку, вести диалог.  Текст является средством развития речи.  Это процесс формирования навыков правописания.

 Использование текста на коррекционном занятии  создает условия для практической деятельности учащихся, в ходе которой формируются знания о системе языка, орфографические и пунктуационные навыки; развивает коммуникативные умения (компетенции); приобщает учащихся к духовному богатству и красоте языка.   Работа начинается с 5 класса, постепенно (от класса к классу) расширяясь.  В 9-м, 10-м  классе перед учителем и учащимися стоит задача обобщить и систематизировать сведения, необходимые для анализа текста, закрепить умение анализировать текст, что важно на экзамене.  

Тексты я использую из сборника «Государственная итоговая аттестация выпускников  9 классов в новой форме. Русский язык. 2011 год, а также  из  «Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы.  9 класс. Авторы-составители: Рыбченкова  Лидия Макаровна, Склярова Василиса Егоровна. – М.: Дрофа, - 2010 год.  

Работа по развитию связной речи осуществляется  через систему коррекционно-развивающих упражнений  на коррекционных занятиях.                                                                                                                              Для примера я  взяла текст Евгения Ивановича Осетрова «Поэма из камня»,  состоящий из 12 предложений (с применением технологии деформированного слова, деформированного предложения, деформированного текста).                                                                 Текст  посвящён  Церкви  Покрова́ на Нерли́  —  белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы.

Цель: 1) подготовка к письменному экзамену по русскому языку;

2) предупреждение  грамматических и речевых ошибок; 3)обучение школьников  технологии построения  слова,  словосочетания, предложения,  текста;    4)развитие орфографической и пунктуационной грамотности; 5)развитие навыков связной устной и письменной речи.

Виды работ по развитию речи.                                                                                                        Словарно - орфографическая работа.        

        1.Обогащение словарного запаса учащихся, уточнение лексического значения, синонимического ряда.

        2. Словарно - орфографическая работа, целью которой является усвоение слова, т. е. его значения и написания.

        3. Знакомство со словом как средством художественной выразительности.

        Приёмы обогащения словарного запаса разнообразны: раскрытие значения слова путём показа предмета; использование толкового словаря; морфологический  анализ слов; использование контекста; работа над синонимами; работа над антонимами;                                                                                           работа над многозначностью слова;  работа над сопоставлением.                                                                                      

Значение слова можно раскрыть путём морфемного анализа. Этот приём приучает детей вдумываться  в смысловое значение составляющих морфем.

Задание. Слайд №2.   1.Словарно-орфографическая работа.

Поменяйте местами данные буквы так, чтобы получилось слово.  Исключите  лишние буквы.  

                       аоеиоыбглртдн    

Слово благородные

  лишние  буквы        т  и  и.

Цель: развитие навыка анализа и синтеза, развитие умения самостоятельно составлять слова, развитие зрительного внимания,  систематизация словаря.                                                         Орфограмма   в слове благородный.  Безударная гласная в корне.  

Знакомство с лексическим значением слова.

Толковый словарь  С. И. Ожегова.

БЛАГОРОДНЫЙ.

 1. Высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.  А. человек. Б. поступок. Благородные цели. Благородное дело.                                                          

2. Исключительный по своим качествам, изяществу. Благородная простота линий. Благородная красота.  

 3.Устар.  Дворянского происхождения,  относящийся к дворянам. Из благородных (сущ.) кто-н.                                              

4. Полн. ф. Употр. в составе различных терминов для обозначения чем-н. выделяющихся разрядов, пород. Благородные металлы (золото, серебро, платина). Благородные газы (то же, что инертные газы). Благородный  олень.  

Задание.  Подберите синонимы к данному слову.  Составьте с данным словом  словосочетание, предложение.

          2. Работа над словосочетанием и предложением  тесно связана  и  с работой  над словом, так как грамматические и лексические формы и значения органически связаны, постоянно влияют друг на друга.  Овладение связанной речью  означает прежде всего научиться самостоятельно отбирать из готового текста нужную конструкцию, обоснованно заменять одну конструкцию другой.                                       Комплекс упражнений как средство исправления речевых   ошибок. 

1.Составление предложений в соответствии с законами синтаксиса, с литературной нормой.

2. Составление предложений по картине, по опорным словам.

3. Распространение предложений.

4.Конструирование предложений по схемам.                                                                  5. Редактирование предложений.

6. Конструирование  деформированного предложения.

Слайд  №3. Задание.                                                                       Конструирование  деформированного предложения.

         Составьте  предложение из данных слов, расставьте знаки препинания, объясните пунктограммы, исключите лишние слова.

красивые   белого  пропорции  вглядитесь   простые благородные  храма серого  в    много     в  водах отражающегося   веков

Вглядитесь  в благородные пропорции белого храма, отражающегося   много   веков    в  водах.  

 Учащиеся работают в парах или  группах по три человека. Трудность вызывает задание исключить лишние слова, так как учащиеся не умеют выбирать главное.  Они не могут самостоятельно исключить  лишние слова.    Поэтому учитель  знакомит учащихся  с историей создания  Храма Покрова на Нерли,  используя  фотографии или ИКТ.

Слово учителя.

Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине  12 века по инициативе Андрея Боголюбского. Вероятно, это первая церковь Покрова на Руси. Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине,   на заливном лугу. Ранее  около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение).

 Ученики  выбирают  нужные слова  для построения предложения.                

 3.Работа с деформированным текстом. 

У каждого ученика листок с деформированным текстом (это набор предложений, расположенных в хаотичном порядке, с пропущенными знаками препинания, орфограммами). Чтобы анализировать текст, его нужно сначала восстановить.                                                                     Задание. 1. Прочитайте выразительно предложения, расставьте знаки препинания, объясните их постановку, вставьте пропущенные орфограммы.

2.  Возьмите второй листок «Информация о тексте в схемах». Прочитайте схемы предложений.  

3. Расположите предложения в необходимом порядке в соответствии со схемами.    (Работа выполняется  в парах).

4. Взаимопроверка. Поменяйтесь листами и проверьте правильность выполнения задания с записью на доске.                                                

Слайд.   Информация о тексте в схемах.

Слайд. Деформированный текст.                                                                        Задание. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.  Расположите предложения  в необходимом порядке в соответствии со схемами. Работа выполняется  в парах.  

Слайд. Словарно - лексическая работа.

Анализ текста – один из важных видов работы на коррекционных занятиях.  Текст — это сложный организм, в котором взаимодействуют языковые средства всех уровней языковой системы (фонетические, лексические, грамматические), что именно благодаря этому взаимодействию достигается единство, связность, монолитность, присущие  тексту.   Перед нами текст – единица синтаксиса, произведение речи, состоящее из нескольких предложений, расположенных в определенной последовательности, связанных друг с другом по смыслу и с помощью языковых средств.

Слайд.  4.  Анализ текста.

Задание. Напишите сжатое изложение.                                         Творческое задание.  Коротко напишите о своём впечатлении от прочитанного отрывка.

Таким образом, комплекс специальных коррекционно-развивающих упражнений способствует исправлению и предупреждению речевых и грамматических  ошибок.

Данные задания направлены  на развитие  словесно-логического   мышления;   развитие  творческих  способностей  учеников;

   формирование  умения  самостоятельно мыслить;

   совершенствовать навыки анализа текста;

   совершенствовать пунктуационные навыки;

   развивать умение схематически представлять предложение;

  развитие письменной речи на основе конструирования предложений, умения составлять логическую связь между словами в предложении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Основные требования к организации коррекционной работы по развитию связной речи c учащимися с ОВЗ в начальных классах...

Презентация. Работа по развитию связной речи через систему коррекционно-развивающих упражнений на коррекционных занятиях.

Работа по развитию связной речи через систему коррекционно-развивающих упражнений  на коррекционных занятиях. ...

Совершенствование коррекционной работы по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР

В данном методическом материале описана система коррекционно-педагогической работы, направленной на развитие связной речи у старших дошкольников  с  ОНР, определены основные задачи логопедич...

Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Развитие связной речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе VIII вида....

Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Основные требования к организации коррекционной работы по развитию связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью....


 

Комментарии

Работа по коррекции знаний очень важна