ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ
статья по теме

Осипова Ружена Евгеньевна

В настоящее время в Казахстане, как и в других государствах постсоветского пространства, остро встал вопрос о переходе специального образования на рельсы общего. В связи с этим в министерстве образования в ускоренном темпе разрабатывается новая образовательная модель - модель инклюзивного образования. Во многом наши госчиновники от образования в этом вопросе ориентируются на западную модель, которая по своей сути далеко не является образцово-показательной. По мнению представителей ЮНЕСКО проблема социализации детей с ОВР заключается в обучении и воспитании их в условиях сегрегации в интернатных учреждениях. По мнению же автора статьи, корни проблемы находятся в совершенно другой плоскости. Невнимание и отсутствие соответствующего сопровождения выпускников школ-интернатов со стороны государства  в вопросе получения ими профессионального образования и дальнейшего трудоустройства - вот истинная причина их социальной дезадаптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Проблема социализации детей с ОВР   возникли не сегодня, но по мере гуманизации современного общества эта проблема становится все более актуальной.

В 2011 году в Казахстане побывали представители ЮНИСЕФ.   Зарубежные гости были удивлены, что у нас очень много детей с ограниченными возможностями получают образование и воспитание в условиях интернатной системы, то есть в сегрегации.

Модель сегрегации, существующая доныне в нашем обществе и социальной политике,  предполагает  отделение людей с ограниченными возможностями от жизни в обществе, создание для них закрытых специализированных учреждений.

Это формирует ряд особенностей в образе жизни и проблемы личностного развития не только у людей с функциональными ограничениями,  даже здоровые дети, живущие без родителей в детских учреждениях, неизбежно приобретают некоторые задержки в развитии. А для детей с уже имеющимися нарушениями  отсутствие материнского тепла, дефицит внимания, игр, необходимых занятий вызывает усугубление этих нарушений [1, c. 38]..

Психологи отмечают, что у  детей и подростков с особенными потребностями в связи с ситуацией их отделения от жизни в обществе возникают следующие особенности:

  1. Комплекс неполноценности, ощущение невозможности выполнять важные человеческие функции, повышенная потребность в защите.
  2. Ощущение непохожести на других, отчужденность от них.
  3. Ощущение одиночества, низкий уровень эмпатии.
  4. Экзистенциальные проблемы, ощущение утраты смысла жизни.

У одного известного психолога-педагога есть сравнение неполноценного ребенка «с растением, имеющего плохие корни». Он утверждает, что отрывая детей с ограниченными возможностями от семей и друзей и создавая для них особую социальную среду, общество тем самым формирует у них   «вторичную инвалидность» [2, c. 106].

Поэтому, нужно создать ту почву, те условия, которые давали бы возможность для развития детей с особыми потребностями рядом с обычными детьми. Быть полезным для общества, а не выброшенными из социума как «рыба на лед», вот что важно и нужно людям с функциональными ограничениями. То, что у многих из них есть огромный внутренний потенциал и потребность в самореализации, подтверждают, к примеру, последние достижения наших параолимпийцев.

Для этого в отечественной системе образования сегодня осуществляются определенные преобразования. Для обучения и интеграции детей с ОВР разрабатывается новая образовательная модель - модель инклюзивного обучения.

Особое внимание хотелось бы уделить вопросу социальной адаптации лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Интеграция в общество людей с интеллектуальной недостаточностью  тесно связана с их социально-трудовой адаптацией. Социально-трудовая адаптация напрямую зависит от профессиональной подготовки.  Профессиональная подготовка умственно отсталых подростков осуществляется в 3 этапа:     

  1. общетрудовая  подготовка, где осуществляется мониторинг способностей уч-ся к той или иной трудовой деятельности (4-6 класс СКШ);
  2. обучение по профилю, приобретение начальных профессиональных навыков (7-9 кдасс СКШ);
  3. получение среднего профессионального образования с последующим трудоустройством [3, c.87].

         В стенах специальной коррекционной школы все задачи 1 и 2 этапа осуществляются в полной мере. Процент   выпускников ОСКШИ г. Павлодара, поступающих в ПЛ следующий [4]:  

уч.год

общее

кол-во

выпускников

кол-во поступивших

в ПЛ

трудоустройство

инвалиды

2009-2010

27/100%

12/44%

7/26%

5/19%

2010-2011

29/100%

16/55%

2/7%

10/34%

2011-2012

26/100%

15/58%

4/15%

5/19%

Но заканчивают обучение в лицее, к сожалению, не все. Почему так происходит?

При поступлении в лицей  у наших выпускников сразу же возникает ряд серьезных проблем. Это, прежде всего, сложности в усвоении программного материала, как по общеобразовательным предметам, так и по специальным. Завышенная самооценка детей с интеллектуальной недостаточностью неизбежно влечет за собой неадекватный уровень притязаний, который совершенно не соответствует их возможностям. Прибавьте к этому поведенческие отклонения  -  вот так  они невольно попадают в условия социальной депривации не только со стороны сверстников, но и не редко со стороны педагогов.  

Эти  и другие проблемы  становятся серьезным препятствием на пути их социализации.

Путь решения таких проблем вижу в создании для   выпускников СКШ специальных групп при  профессиональных лицеях с облегченной программой обучения, либо   получении ими профессионального образования на базе школы в 10-11 профильных классах в привычных для них условиях и окружении с дальнейшим трудоустройством на производство.  Конечно, при этом необходима тесная связь с производством, чтобы ребята могли проходить производственную практику и знакомиться с производством в течение всего обучения.

Серьезной проблемой социально-трудовой адаптации лиц с интеллектуальной недостаточностью является их трудоустройство. Они нуждаются в особой помощи в обеспечении их права на трудовую занятость. К сожалению, без организации специальной поддержки они не в состоянии выдержать конкуренцию на рынке труда, часто не способны на самостоятельное трудоустройство даже  на доступные им рабочие места. Им необходимо   специально организованное сопровождение в виде наставничества на рабочем месте.  

Выпускники  СКШ с умеренной умственной отсталостью также  могли бы зарабатывать себе на жизнь и приносить пользу обществу,  Поэтому для них должны быть организованны специальные цеха, мастерские (возможно и при образовательном учреждении, где выпускники могли бы быть заняты посильным трудом: клеить коробки, обрезать материалы, выполнять несложные вязаные изделия). Но на сегодняшний день дети данной категории выходят из стен специального  коррекционного  учреждения в «никуда».

Считаю, что проблема создания мест трудоустройства детей с умеренной умственной отсталостью, должна решаться на государственном уровне. Одним из путей решения этой проблемы может быть создание специальных производственных площадей для работы выпускников коррекционных учреждений. Если реальную помощь в трудоустройстве будут оказывать центры занятости, то сама жизнь смоделирует социальные отношения таких детей после окончания школы

           Огромную роль в социализации любого ребенка играет его семья. Адаптивность человека понижается или повышается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни. Именно в семье закладываются базисные ценности и долговременные цели, на основании чего строится свой жизненный сценарий.

На основе проведенного  социологического исследования условий первичной социализации   учеников ОСКШИ  г. Павлодара можно сделать вывод, что воспитательный потенциал их семей крайне низкий. Почему? Это обусловлено множеством факторов.

           Рассмотрим социально-демографический статус семей (сведения за 2010, 2011, 2012 год).

Диаграмма №1. Социально-демографический статус семей (в процентах) [5].

Как мы видим из диаграммы, процент  многодетных семей составляет – 55%-61%-63%.

Полные из общего количества составляют – 49%-46%-47%.

Неполные соответственно составляют –51%-54%-53%.

            Можно сделать вывод, что процент многодетных семей увеличивается, количество неполных семей преобладает над количеством  полных.

           На основе данных за 2010-2012 учебный год произведем анализ материального состояния семей учащихся с интеллектуальной недостаточностью ОСКШИ г. Павлодара.

Диаграмма № 2. Материальное состояние семей (в процентах).

Высокий уровень – 0%-0%-1%.

Средний – 33%-31%-35%.

Низкий – 67%-69%-64%.

Делаем вывод:  низкий материальный достаток имеет наибольшее количество семей.

           Далее выполним анализ образовательного ценза родителей воспитанников.

Диаграмма № 3. Образовательный ценз родителей (в процентах).

Высшее образование имеют  - 1%-2%-1%.

Средне-специальное – 9%-25%-19%.

Среднее  - 39%-32%-46%.

Неоконченное среднее 51%-41%-36%.

           Из диаграммы «Образовательный ценз родителей» следует, что большинство родителей наших учащихся имеют неоконченное среднее и среднее образование. Низкий образовательный ценз родителей формирует у них отношение к получению специального образования как к чему-то ненужному и необязательному.

           Негативное влияние на процесс социализации наших учеников также оказывает асоциальный образ жизни их родителей, который проявляется в пьянстве, алкоголизме, тунеядстве, проституции, наркомании, совершении преступлений.

            Подведем итог  всего вышесказанного. Проблема социализации детей с ОВР существовала всегда, но сегодня она обозначилась особенно остро на фоне роста  качественного уровня жизни  населения  Казахстана, и вхождения нашего государства в мировое сообщество.

Список литературы:

  1. Шипицина Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Дидактика Плюс, 2002. – с.38.
  2. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1970. с. 106.
  3. Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1988. с. 87.
  4. Документация социального педагога ОСКШИ г. Павлодара «Трудоустройство выпускников».
  5. Документация социального педагога ОСКШИ г. Павлодара «Сведения о семьях и родителях учащихся».

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблема социализации детей с ограниченными возможностями развития

Слайд 2

ЮНИСЭФ Детский фонд ООН - международная организация, действующая под эгидой Организации Объединённых Наций. В 2011 году в Казахстане побывали представители ЮНИСЕФ. Зарубежные гости были удивлены, что у нас очень много детей с ограниченными возможностями развития получают образование и воспитание в условиях интернатной системы.

Слайд 3

Сегрегация детей с ОВР Проблема

Слайд 4

Социальная политика нашего общества Модель сегрегации – отделение людей с ограниченными возможностями от жизни в обществе, создание для них закрытых специализированных учреждений .

Слайд 5

Психологические Особенности детей с ОВР в условиях сегрегации

Слайд 6

Параолимпийские игры

Слайд 7

Образовательная модель обучения и воспитания детей с ОВР модель сегрегации модель инклюзивного образования

Слайд 8

Социально-трудовая адаптация лиц с интеллектуальной недостаточностью Проблема

Слайд 9

Профессиональная подготовка учащихся

Слайд 10

Трудоустройство выпускников учебный год общее кол-во выпускников кол-во выпускников, поступивших в ПЛ кол-во трудоустро - ившихся кол-во инвалидов 2009-2010 27 100% 12 44% 7 26% 5 19% 2010-2011 29 100% 16 55% 2 7% 10 34% 2011-2012 26 100% 15 58% 4 15% 5 19%

Слайд 12

Варианты решения проблемы создании для наших выпускников при профессиональных лицеях специальных групп с облегченной программой обучения либо получении ими профессионального образования на базе школы в 10-11 классах.

Слайд 13

Роль семьи В процессе социализации Детей с интеллектуальной недостаточностью Проблема

Слайд 14

Социально-демографический статус семьи

Слайд 15

Материальное состояние семей

Слайд 16

Образовательный ценз родителей

Слайд 17

вывод Проблема социализации детей с ОВР существовала всегда, но сегодня она обозначилась особенно остро на фоне роста качественного уровня жизни населения Казахстана, и вхождения нашего государства в мировое сообщество.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлены формы работы, направленные на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья....

Статья "Социальное партнерство в решении проблемы социализации детей с ограниченными психофизическими возможностями".

Само понятие социализация, ориентированное на категории "общество" и "индивид", связано с междисциплинарными науками педагогикой, психологией, философией, социологией, поэтому и помощь в решении пробл...

Доклад на тему: «Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочное время».

Духовно - нравственное воспитание в школе - интернате для детей с ОВЗ— неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитательного процесса. В процессе выполнения режимных моментов и на занятиях по развит...

Доклад по теме: « Игровые технологии как средство развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Изучение английского языка с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе...

«Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочное время».

laquo;Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во вне...

«Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочное время».

laquo;Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочно...

Сборник статей посвященных "Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт. проблемы, инновации"

Сборник составлен по материалам XIII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной проблемам социализации и психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья...