Урок ритмики в специальной коррекционной школе.
статья по теме

Осипова Ружена Евгеньевна

Очень сложно найти материал по урокам ритмики в СКШ для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. В данной  статье кратко излагаются основные методы и формы преподавания коррекционной дисциплины. В ней автор делится своим опытом многолетнего преподавания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_ritmiki_v_specialnoy_korrekcionnoy_shkole.docx35.22 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки ритмики в специальной коррекционной школе

        Система коррекционно-развивающего обучения – форма дифференцированного образования, которая позволяет решать задачи своевременной активной помощи детям с аномальным развитием.

        Коррекционная направленность обучения обеспечивается набором базовых учебных предметов, которые составляют инвариантную часть учебного плана.

       В    учебный  план  специальной      коррекционной         школы помимо общеобразовательных, входят специальные коррекционно-развивающие занятия, такие как ритмика, лечебная физкультура, коррекция познавательной деятельности, логопедия.

      Учащиеся специальной коррекционной школы по всем параметрам физического  развития, двигательных функций и  работоспособности организма отстают от нормы. У них наблюдается крайне  низкий уровень двигательных возможностей: точности, координации,  быстроты  движений, гибкости, мышечной силы, выносливости.

   Ритмика – это музыкально-педагогическая дисциплина, которая имеет целью активизировать восприятие детей через движение. Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность. Дети учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах. Поэтому,  при условии правильной постановки ритмического воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляется коррекция и компенсация нарушений моторики и физического развития, укрепляется здоровье. Ритмические занятия помогают учащимся с проблемами в развитии  успешнее овладевать двигательными действиями в труде и в быту, способствуют  коррекции двигательных недостатков и эмоциональной сферы.

На уроке  ритмики необходимо осуществлять дифференцированный подход, регулируя физическую и двигательную нагрузку каждого ребенка с учетом рекомендаций врача.

Учитывая то, что занятия ритмикой входят в раздел «Коррекционные технологии» базисного учебного плана специальной (коррекционной) школы для детей с нарушениями интеллекта, традиционные пятибальные оценки на этих уроках не выставляются. Оценивание детей осуществляется словесным поощрением и стимулированием.

Анализ динамики двигательной способности учащихся позволил сделать еще один вывод о том, что двигательные способности развиваются неравномерно и не одновременно, а для более  улучшенного их развития обязательно используется музыкальное сопровождение.        

Интересно  наблюдать, как дети, впервые придя на урок по ритмике,  неуклюже двигаются, ошибаются в элементарных движениях, не могут слышать музыку, петь песни с выполнением движений, а уже через год   задания выполняют более  организованно и правильно. Это наглядно наблюдается при исполнении плясок, которые усложняются, учитывая возраст и психологические особенности детей, которые участвуют в пляске, в хороводе, в исполнении песен, частушек, прибауток и т.д.  Если дети 2, 3, 4 классов водят хороводы и шуточные пляски, то ребята 5-х классов танцуют «кадриль».  Во всём этом играет большую роль вся ранее проделанная работа под музыку, способствующая развитию чувства ритма, слуха и моторики.  Большое значение на уроках ритмики имеет  правильный и удачный выбор музыкального материала, который должен быть высокохудожественным, соответствовать возрасту, интеллекту и интересам учащихся.

Младший школьный возраст – это возраст, наиболее благоприятный для развития музыкально-ритмических способностей детей и коррекции их недостатков. Кроме того, в этом возрасте ребенку необходимо постоянно двигаться, играть, бегать, танцевать. Поэтому ребятам очень нравится посещать уроки ритмики. А для того чтобы у ребенка не пропал интерес, следует планировать каждый урок так, чтобы в нем была какая-нибудь изюминка.

Насколько приятно бывает видеть ребят на уроке активными, жизнерадостными, улыбающимися, вот поэтому необходимо больше уделять внимания урокам двигательного цикла. Уроки ритмики способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, походка. Умеренная физическая тренировка на уроках ритмики помогает организму легче справляться с  нагрузками, стрессами, характерными для аномального психического развития. Музыкально–ритмическая деятельность учащихся направлена также на воспитание у каждого ребенка эстетических,  нравственных и умственных качеств, развивается познавательный интерес, память, вырабатывается устойчивость произвольного внимания, совершенствуется творческая активность.

Осипова Р.Е., учитель ритмики, ОСКШИ г. Павлодар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...

Урок математики в специальной (коррекционной ) школе в 6 классе, IV четверть. Открытый урок: Математический «Брейн - ринг».

Урок – игра повторения и обобщения имеющихся знаний по изученным темам: «Арифметические действия с целыми числами и числами, полученными при измерении».  Цели:- проверка уровня усвоени...

Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

"Русские изобретатели и умельцы" урок истории в 8 классе (применение устных и письменных заданий в практической деятельности на уроках истории в специальной (коррекционной) школе 8 вида

урок имеет пракическую значимость. на всех этапах уделяется внимание формированию у учащихся обобщенных мыслительных умений (анализировать, планировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и т.д. Прим...

Доклад на краевом семинаре воспитателей коррекционных образовательных учреждений курсов ГОАУ ДПО ПКИРО на тему "Применение индивидуально-дифференцированного подхода на уроках труда в специальной (коррекционной) школе VI вида"

Систематическая реализация индивидуально-дифференцированного подхода на уроках труда позволяет корригировать недостатки психического развития у учащихся с нарушением интеллекта, способствует развитию ...