Внедрение современных педагогических технологий в специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждениях для детей с множественными тяжёлыми нарушениями в развитии.
статья по теме

Эльснер Лариса Евгеньевна

В данной статье освещается вопрос о возможностях применения технологии моделирования в деятельности специальных (коррекционных) учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elsner_l.e._statya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Эльсенр Лариса Евгеньевна

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №432 Колпинского района Санкт-Петербурга (ГБС(К)ОУ школа №432

Колпинского района Санкт-Петербурга)

 

Психическое развитие детей с множественными тяжелыми нарушениями в развитии требует особых условий обучения и воспитания. Рост числа детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, недостаточность финансирования программ поддержки, форм и методов обучения и воспитания, которые отвечают актуальным потребностям детей данной категории, дают основания сделать вывод о несовершенстве технологий. В связи с этим встает вопрос внедрения современных педагогических технологий в деятельность специальных образовательных учреждений для детей с множественными тяжелыми нарушениями в развитии. В данной статье освещается вопрос о возможностях применения технологии моделирования в деятельности специальных (коррекционных) учреждений. В настоящий момент достаточно остро встает вопрос поиска такого социального института, где возможна организация полноценного реабилитационного пространства, включающего свои субъектно-компонентные и операционально-технические подструктуры. Реабилитационное пространство можно организовать на безе школ VIII вида. Анализ научной литературы и отчетов о практической деятельности таких учреждений позволяет решать проблемы формирования целостного реабилитационного пространства, использовать метод моделирования. В педагогической науке под моделированием понимается метод научного исследования, который широко применяется в педагогике и позволяет объединить теоретическое и эмпирическое. Данный метод был описан и обоснован в трудах Б.А. Глинского [3], В.Г. Афанасьева [1] и др. Исходя из трудов, моделирование понимается как искусственно созданный объект в виде схемы, конструкции, знаковых формул и форм, который в значимых аспектах подобен моделируемому объекту или явлению. Практическая ценность метода моделирования в педагогическом исследовании определяется его актуальностью и тем, насколько точно учтены на этапах построения модели базовые принципы моделирования, такие, как наглядность, объективность, определенность, в наибольшей степени определяющие тип модели и особенности ее функционирования в рамках целостного педагогического пространства. С целью определения особенностей моделирования в педагогической технологии рассмотрим особенности моделей, предложенных отечественными специалистами. Предлагаемая модель по реабилитации детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями является многомерной и включает организационные измерения, содержащие субъектный, целевой и критериально-диагностический блок. Целевой блок составляют цели и задачи формирования реабилитационного пространства для детей с тяжелой умственной отсталостью в рамках специализированного учреждения. Субъектный блок представляют люди, участвующие в процессе реабилитации школьников. Сюда можно отнести родителей, членов педагогического коллектива и социальных партнеров школы. Отношения между выделенными субъектами являются субъект-субъектными. Приоритет такого рода отношений обеспечивает реализацию сотрудничества, меняющего функции и роль участников целостного педагогического процесса. Критериально-диагностический блок модели представлен вспомогательными и основными показателями функционирования реабилитационного пространства. В качестве базового критерия данного блока выступает динамика процессов социального развития школьников с тяжелой умственной отсталостью, а вспомогательные показатели определяют изменения в реабилитационной стратегии семьи и преобразовании установок педагогического коллектива. Социальное развитие включает в себя социальные, бытовые навыки и навыки общения. К формам, способствующим социальному развитию, можно отнести развитие двигательных навыков, способность к специальной деятельности, развитие высших психических функций, формирование элементарных учебных знаний, эмоциональной сферы, а также умений и навыков. Цель бытовой реабилитации предполагает повышение социального статуса детей с тяжелыми нарушениями в сфере общественного и домашнего быта, в данном случае, быт понимается не только в узком смысле, но и в широком, как общественный быт [8]. В качестве основного компонента бытовой реабилитации детей с тяжелой умственной отсталостью выступает и социально-бытовая ориентация, предполагающая комплекс знаний и умений, которые тесно связаны с процессами организации собственного поведения и общения с другими людьми в разнообразных социальных отношениях [6]. Направление образовательной реабилитации ориентировано на повышение социального статуса школьников с тяжелыми нарушениями и реализуется на основании таких принципов, как компетенция, сочетание индивидуального подхода с фронтальной работой, взаимодействие специалистов, сочетание процессов развития и коррекции нарушений, формирование адекватной жизненной позиции для успешной социализации. Структура процессов обучения и воспитания в рамках реабилитационного пространства требует преобразования на основании аксиологического подхода. В системном подходе можно выделить уровни проектирования содержания образования: теоретические представления, учебный предмет и учебный материал. В качестве основы для формирования реабилитационного пространства можно использовать адаптированные программы отдельных учебных дисциплин. В коррекционно-образовательной области из вышеперечисленных образовательных программ целесообразны рабочие программы, реализуемые в таких направлениях, как  чтение и письмо, математика, окружающий мир,  изобразительное искусство, технология и физическая культура. Рабочие программы этих учебных дисциплин составляются с учетом сохранения преемственности, единства и непрерывности всех ступеней образования на основании межпредметного подхода. Процессы культурной реабилитации включают в себя повышение социального статуса детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями в сфере культурного потребления и производства,  предполагают организацию системы занятий и мероприятий досугового характера как в рамках школы, так и на выездных мероприятиях [9]. Обучение досуговой деятельности является необходимы условием в программе реабилитации детей с множественными тяжелыми нарушениями. Ввиду недостаточности уровня сформированности потребностей эстетического характера они нуждаются в самом активном вовлечении в мероприятия по знакомству с изобразительным искусством, музыкой и т.п. Культурной реабилитации способствует ряд позитивных факторов, оказывающих непосредственное влияние на качество жизни детей с тяжелыми нарушениями. Это воспитательное воздействие, которое предполагает привитие социальных норм (интериоризацию установленных в обществе правил, норм и ценностей, определяющих наиболее устойчивые формы социального взаимодействия различных людей). Лечебно-оздоровительный компонент ориентирован на использование культурно-творческого фактора для активизации резервных возможностей организма ребенка, создания и поддержания у него позитивного психологического фона с помощью достижения благоприятных медико-социальных показателей здоровья. В качестве основных форм организации учебно-воспитательного процесса, в котором могут принять участие школьники с интеллектуальным нарушением, актуальны предметно-ориентированные, проектно-ориентированные и тематические занятия. Предметно-ориентированные занятия по формированию математических представлений, развитию речи, художественному творчеству проводятся в классах по расписанию. В основе тематических занятий лежат представления о повторяющихся и постоянных явлениях окружающей действительности. Также тематические занятия могут быть частью других организационных форм. Проектно-ориентированные занятия рассматривается как система комплексных, объединенных общим сюжетом занятий, в которых активно участвуют все дети. Виды деятельности, включенные в проект, способствуют решению педагогических задач. Таким образом, рассматриваемая модель реабилитационного пространства включает в себя основные направления реабилитации, базовые средства и организационные компоненты. Эти элементы реабилитации применяются в практике специализированного образовательного учреждения  как актуальная педагогическая технология. В качестве основного связующего звена в данном процессе будут выступать субъект-субъектные взаимоотношения.

Литература

  1. Афанасьев В. Г. Системность и общество. - М.: Изд-во полит. лит., 1980. - 368 с.
  2. Бгажнокова И. М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. - 1994. -№ 1. - С. 11-15.
  3. Глинский Б. А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С. Моделирование как способ научного исследования (гносеологический аспект). - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 231 с.
  4. Гордон Л. А. Социальная адаптация в современных условиях // Социс. -1998. - № 8. - С. 85-102.
  5. Демьяненок Т. В., Груздов В. Е. Роль диагностико-реабилитационного центра в организации интегрированного обучения детей с особенностями психофизического развития // Дефектология. - 1998. - № 2. - С. 17-21.
  6. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. - Л.: Медицина, 1982. - 224 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся", 2008

Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся"...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ)

Статья посвящена проблемам развития творческих способностей участников образовательного процесса, рассмотрены возможные пути их решения в практике преподавания физики...

Использование Монтессори-материалов в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях для детей с множественными нарушениями в развитии

Многие дети имеющие тяжелые нарушения в развитии оказываются в ситуации социальной изоляции, или же в специальных закрытых детских учреждениях (детских домах или домах ребенка). Однако, в истории педа...

Внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс общеобразовательных учреждений.

Определение дистанционного обучения. Деятельность при ДОТ. Типы уроков с примененеием ДОТ....

Доклад «ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

На современном этапе развития дополнительного образования выдвигается задача преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования – задача воспитания грамотного, продук...

Внедрение современных педагогических технологий на уроках географии. Здоровье сберегающие технологии.

  Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Это политика, в которой наше будущее. Успеваемость детей напрямую зависит от их физического и психического здоровья. Ч...