Презентация "Овладение техникой речи"
презентация к уроку по теме

Коломина Татьяна Михайловна

Данный материал помогает раскрыть этапы овладения техникой чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mehanizm_ovladeniya_pismom.pptx765.08 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Механизмы овладения письменной речью

Слайд 2

СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ПИСЬМА. Выделяют следующие уровни письма (по Л.С. Цветковой ): 1) Сенсомоторный уровень. Обеспечивает технику письма. Психофизиологической основой письма является совместная работа различных анализаторных систем . Письмо обеспечивают речедвигательный , речеслуховой, речезрительный и двигательный анализаторы. Они формируют сложную функциональную систему письма. 2) Психологический уровень. Его составляют мотив, намерении, создание замысла, представление об общем смысле, содержании письменного сообщения, регуляция деятельности и осуществление контроля за её выполнение. 3) Лингвистический уровень. Отвечает на вопрос: какими средствами осуществляется письмо. Обеспечивает перевод внутреннего смысла и содержания в определённые лингвистические коды ( слова, фразы, тексты).

Слайд 3

Во всех случаях процесс письма включает в себя общие элементы: Письмо всегда начинается с задачи или замысла, который либо возникает у пишущего, либо даётся ему. Вначале развития навыка письма замысел чаще всего сводится к написанию того или иного слова как можно более точнее, на более поздних этапах развития навыка письма – задача письменной речи начинает сводиться к письменному изложению содержания, к формулировке целой мысли. Замысел необходимо не только запомнить, удержать, но и с помощью внутренней речи сохранять нужный порядок написания фразы.

Слайд 4

Следующей операцией, входящей в состав самого процесса письма, является анализ звукового состава слова. Для реализации этого процесса необходимо соблюдение 2 условий: выделение последовательности звуков, составляющих слово; уточнение звуков ( превращение слышимых звуковых вариантов в чёткие речевые звуки). На начальных этапах развития навыка письма, данные процессы протекают полностью осознанно, на дальнейших этапах они осуществляются автоматизировано.

Слайд 5

Следующий этап заключается в переводе выделенных фонем в зрительные графические схемы, т.е буквы. Каждой фонеме должна соответствовать определённая буква.

Слайд 6

происходит превращение подлежащих написанию оптических знаков, т.е букв, в нужные графические начертания. По данным исследователей, на протекание этого этапа существенным образом влияет сформированность письма как навыка. На первых стадиях развития навыка написание каждого элемента является предметом специально осознанного действия, а позднее приобретает автоматизированный характер.

Слайд 7

Речедвигательный анализатор Зрительный анализатор Речеслуховой анализатор Двигательный анализатор графема фонема артикулема кинема 1.Выделение фонемы, слова Ф--Г 2. Перевод звука в букву Г---К 3 . Перевод зрительной схемы в движение Графомоторные навыки Зрительно-моторная координация Моторика пальц ев рук 1. Фонематическое восприятие 2. Звуковой анализ и синтез. 3. Артикуляция Слухоречевая память 2. Память. 3. Зрительное восприятие Пространственно-временные представления

Слайд 8

В соответствии с этим, можно считать, что письмо возможно при соблюдении следующих условий ( по А.Н.Корневу ): Ребёнок осознаёт фонематическую структуру слов и владеет навыком фонематического анализа. Ребёнок полноценно владеет слухо-произносительной дифференциацией всех фонем. Ребёнок владеет навыком языкового анализа(способен вычленять в речи потоке предложения и слова). Ребёнок владеет полным набором звуко-буквенных ассоциаций. Ребёнок владеет базовыми графомоторными навыками и полным набором графем, строчных и прописных, правилами их соблюдения.

Слайд 9

Предпосылки формирования письменной речи (по Л.С.Цветковой ): 1. Сформированность устной речи. Произвольное владение ею. Способность к аналитико-синтетической речевой деятельности: деление на слова, слоги, звуки и синтез. 2. Формирование различных видов восприятия: пространственного восприятия, зрительно-пространственного гнозиса , сомато-пространственных ощущений, схемы тела. 3. Сформированность двигательной сферы, тонких движений, предметных действий(подвижность, переключаемость, устойчивость). 4. Сформированность общего поведения: регуляция, саморегуляция , контроль за деятельностью, мотивы поведения(особенно мотивы к учебной деятельности). 5. Сформированность абстрактного мышления.

Слайд 10

Презентацию подготовила Коломина Татьяна Михайловна, учитель-логопед, МКОУ Детский дом, г. Подольска . 3 . Литература . 1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма. СПб Издательский дом " МиМ "1997г. 2. Садовникова И.Н, Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. 3. Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление". М.: « Юристъ », 1997. pedlib.ru / Books /2/0155/2_0155-1.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок техники речи в 1 классе.

Использование верботонального метода обучения глухих детей....

Скороговорки для учащихся 1го класса отделения "Театральное искусство" по предмету "Техника речи"

Сороговорки, необходимые для сдачи контрольного урока по "Технике речи" в 1м классе....

задания к разделу культура и техника речи "Учимся правильной интонации"

Данный методический материал состоит из нескольких заданий - упражнений по интонации речи: Разминка. Скороговорки. Грузинский хор. Игра в метрдотеля. Тексты. Художественное чтение. Читаем как дети. Пр...

Техника речи

Игры и упражнения к разделу культура и техника речи...

Мастер-класс "Техника речи и ораторское мастерство"

Мастер-класс "Техника речи и ораторское мастерство"...

Учебно-методический комплект к фронтальному занятию по развитию слухового восприятия и технике речи во 2 классе по теме "Восприятие неречевых звучаний. Бытовые шумы"

Учебно-методический комплект состоит из технологической карты фронтального занятия по развитию слухового восприятия и технике речи  во 2 классе, вариант 2.2, презентации к занятию, кроссворда. Мо...

Презентация "Совершенствование Техники речи"

Презентация "Совершенствование Техники речи"Техника речи — это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе оп...