Программа воспитательной работы по нравственному воспитанию "Мы все нужны друг другу"
рабочая программа на тему

Хайдукова Любовь Петровна

Пояснительная записка

 

Воспитанный человек… Это понятие охватывает многие качества, в том числе и умение вести себя в обществе так, чтобы общение с окружающими было взаимно приятным и непринужденным. В семье, на работе, в гостях – везде и всегда этикет создает оптимальные условия для контактов с людьми. И в наше время, как никогда, следует обращать внимание на умение в любой ситуации посмотреть на себя со стороны и представить, как ваше поведение отражается на окружающих, помогает выявить собственные недостатки. И чем раньше мы будем обращать на это внимание, тем легче будет жить, общаться нашим детям.

Культура поведения человека, его нравственные принципы возникают и развиваются в процессе жизненного воспитания. Жизненные условия, в которых находится ребенок, требуют постоянного внимания к подрастающему поколению. Важное значение для нравственного воспитания личности имеет формирование и развитие ее духовных потребностей в труде, в творчестве, в красоте, в общении.

Актуальной проблемой сегодня является воспитание нравственно-этической культуры у детей. Это те качества личности, которые определяют поведение человека в повседневной жизни.

В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, еще прекраснее. Проблема общения, его роль в формировании личности ребенка – вот направленность данной программы. Именно в детстве воспитываются умы и сердца детей.

Проходя сложный путь социализации, ребенок подвергается частым воздействиям окружающей действительности, которая часто является стрессом для него, истощает его психику, дезорганизует поведение.

В наше время, когда людям не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Сегодня вряд ли кого можно удивить статистическими данными о росте детской преступности. Мы, взрослые, порой просто не знаем, как побороть все возрастающую детскую жестокость, враждебность.

Гнев, злоба, месть как формы проявления агрессивности разрушают общество. Большинство ученых считают, что агрессия влечет за собой злонамеренное поведение.

Признак агрессивности проявляется уже в детстве. В качестве основных причин агрессивности можно выделить следующие:

  • демонстрация насилия по телевизору;
  • экономическое неблагополучие семьи;
  • социальная нестабильность в обществе;
  • недостатки воспитания;
  • неблагополучная семейная обстановка;
  • низкий уровень эмоционально-волевой сферы;
  • негативное отношение к ребенку;
  • несформированность механизмов саморегуляции поведения.

Задача взрослых – содействовать формированию у детей позиции ненасилия, применение ненасильственных действий, сохраняющих независимость детей.

Актуальной проблемой сегодня является воспитание нравственно-этической культуры. Это те качества личности, которые определяют поведение человека в повседневной жизни, что составляет фундамент нравственности: культура общения, уважение к чужому мнению, правила поведения в школе, в общественных местах, умение различать допустимые и недопустимые нормы поведения во взаимоотношениях со сверстниками, друзьями, взрослыми. Мы вместе – учителя, воспитатели и родители должны воспитывать эти качества у детей, влиять на них положительно.

 Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, и их соблюдение должно стать привычкой.

При этом важно понимать, что правила вежливости не придуманы искусственно, а отработаны в течение веков, и благодаря им поведение и общение сегодня может быть уважительным и тактичным.

Нравственное воспитание в современных условиях может быть успешным лишь как сознательный, организованный процесс. Этика – греческое слово (обычай, нрав), мораль – слово латинское (обычай, нрав) – они близки к значению русского слова «нравственность». Нравственность – одно из важнейших свойств человеческой личности, необходимое условие всякой общественной жизни, без этого люди не были бы людьми в полном смысле этого слова.

Воспитание нравственности начинается с формирования понятий «хорошо» и «плохо», с осознания своих поступков как хороших, так и плохих. Нужно донести до ребенка, что каждый хороший поступок частица добра, вложенная в огромный мир доброты, от нее становится теплее, светлее и радостнее. А каждый плохой поступок – это крупица зла, от которой становится темно и страшно. Важно донести до ребенка, что каждый поступок имеет очень большое значение. Как сказал известный педагог В. А. Сухомлинский: «Глухой к другим людям – останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков».

Главной целью данной программы является – формирование у детей нравственных взаимоотношений и развитие личности ребенка.

Задачи:

1. Формировать и развивать у детей такие черты характера, как доброта, верность, дружба, гостеприимство, заботливость, щедрость, стремление прийти на помощь.

2. Вырабатывать такие качества характера, как доброжелательность, отзывчивость, сострадание.

3. Научить ребенка понимать самого себя, управлять своими эмоциями.

4. Научить понимать свой внутренний мир, умению чувствовать состояние других людей.

5. Формировать ценностное отношение к моральной стороне поступков, умение смотреть на себя со стороны.

6. Учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавиться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.).

7. Воспитывать гуманное отношение к родным, близким, сверстникам, животным, ко всему окружающему миру.

8. Воспитывать нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Главная отличительная особенность этой программы состоит в том, что она предназначается для работы с «особыми» детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья. Именно у таких детей имеются нарушения речевых, интеллектуальных, коммуникативных навыков общения, как друг с другом, так и с окружающей средой, а также наблюдается недостаточность развития высших психических функций. Ссылаясь на Закон РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность.

Необходимо направлять свою работу по нравственному воспитанию «… на создание условий развития…» и «…оказание им помощи в жизненном самоопределении…».

Возраст детей от 8 до 15 лет, это девочки. Они будут участвовать в реализации моей программы.

Программа рассчитана на три года. В течение этих лет можно проследить какие изменения произойдут в сознании детей, как они будут относиться и общаться с окружающим их миром, как повысится нравственный уровень воспитанности.

Основными формами проведения занятий по этой программе являются беседы, дискуссии, решение проблемных ситуаций, анкетирование, тесты, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, художественное слово, словесные игры, игры-сказки, творчество (рисунки, поделки и т. д.), самоанализ и самооценка. Занятия проводятся в вечернее время, длительность занятий до 40 минут.

Игры можно проводить и в свободное время, на прогулках, они сплачивают детей, учат общаться, проявлять в игре свои таланты и способности.

Ожидаемые результаты:

  • улучшиться характер детей, появится больше положительных черт;
  • научаться понимать самого себя, свой внутренний мир;
  • научатся справляться со своими эмоциями;
  • сочувствовать и переживать за других;
  • улучшится культура общения и поведения.
  • научатся избегать конфликтных ситуаций, умению решать их.
  • научатся быть вежливыми и воспитанными.

Проследить динамику воспитанности детей поможет диагностика «Уровень воспитанности», диагностические методики, направленные на выявления качеств личности, черт характера, желаний и ценностных ориентаций: «Какой я?», «Ситуация выбора», «Необитаемый остров», «Что делать?», «Зеркало», «Оцени себя», «Мой круг общения», «Мои отношения» и др..

Формы подведения итогов могут быть разными: выступление с докладом на методических объединениях, на педагогических советах, на учительских конференциях.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Большекрутовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

 

Принято педагогическим советом

от 30 августа 2011 года Протокол № 1

«Утверждаю»:

Директор школы:

_____________ / Г. И. Крылова /

«  30  »    августа     2011 г.

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

«Мы все нужны друг другу»

Срок реализации     3 года   .

Возраст обучающихся:   8 – 15 лет 

Разработчик программы:

Хайдукова Любовь Петровна

воспитатель

д. Большие Круты


Пояснительная записка

Воспитанный человек… Это понятие охватывает многие качества, в том числе и умение вести себя в обществе так, чтобы общение с окружающими было взаимно приятным и непринужденным. В семье, на работе, в гостях – везде и всегда этикет создает оптимальные условия для контактов с людьми. И в наше время, как никогда, следует обращать внимание на умение в любой ситуации посмотреть на себя со стороны и представить, как ваше поведение отражается на окружающих, помогает выявить собственные недостатки. И чем раньше мы будем обращать на это внимание, тем легче будет жить, общаться нашим детям.

Культура поведения человека, его нравственные принципы возникают и развиваются в процессе жизненного воспитания. Жизненные условия, в которых находится ребенок, требуют постоянного внимания к подрастающему поколению. Важное значение для нравственного воспитания личности имеет формирование и развитие ее духовных потребностей в труде, в творчестве, в красоте, в общении.

Актуальной проблемой сегодня является воспитание нравственно-этической культуры у детей. Это те качества личности, которые определяют поведение человека в повседневной жизни.

В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, еще прекраснее. Проблема общения, его роль в формировании личности ребенка – вот направленность данной программы. Именно в детстве воспитываются умы и сердца детей.

Проходя сложный путь социализации, ребенок подвергается частым воздействиям окружающей действительности, которая часто является стрессом для него, истощает его психику, дезорганизует поведение.

В наше время, когда людям не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Сегодня вряд ли кого можно удивить статистическими данными о росте детской преступности. Мы, взрослые, порой просто не знаем, как побороть все возрастающую детскую жестокость, враждебность.

Гнев, злоба, месть как формы проявления агрессивности разрушают общество. Большинство ученых считают, что агрессия влечет за собой злонамеренное поведение.

Признак агрессивности проявляется уже в детстве. В качестве основных причин агрессивности можно выделить следующие:

  1. демонстрация насилия по телевизору;
  2. экономическое неблагополучие семьи;
  3. социальная нестабильность в обществе;
  4. недостатки воспитания;
  5. неблагополучная семейная обстановка;
  6. низкий уровень эмоционально-волевой сферы;
  7. негативное отношение к ребенку;
  8. несформированность механизмов саморегуляции поведения.

Задача взрослых – содействовать формированию у детей позиции ненасилия, применение ненасильственных действий, сохраняющих независимость детей.

Актуальной проблемой сегодня является воспитание нравственно-этической культуры. Это те качества личности, которые определяют поведение человека в повседневной жизни, что составляет фундамент нравственности: культура общения, уважение к чужому мнению, правила поведения в школе, в общественных местах, умение различать допустимые и недопустимые нормы поведения во взаимоотношениях со сверстниками, друзьями, взрослыми. Мы вместе – учителя, воспитатели и родители должны воспитывать эти качества у детей, влиять на них положительно.

 Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, и их соблюдение должно стать привычкой.

При этом важно понимать, что правила вежливости не придуманы искусственно, а отработаны в течение веков, и благодаря им поведение и общение сегодня может быть уважительным и тактичным.

Нравственное воспитание в современных условиях может быть успешным лишь как сознательный, организованный процесс. Этика – греческое слово (обычай, нрав), мораль – слово латинское (обычай, нрав) – они близки к значению русского слова «нравственность». Нравственность – одно из важнейших свойств человеческой личности, необходимое условие всякой общественной жизни, без этого люди не были бы людьми в полном смысле этого слова.

Воспитание нравственности начинается с формирования понятий «хорошо» и «плохо», с осознания своих поступков как хороших, так и плохих. Нужно донести до ребенка, что каждый хороший поступок частица добра, вложенная в огромный мир доброты, от нее становится теплее, светлее и радостнее. А каждый плохой поступок – это крупица зла, от которой становится темно и страшно. Важно донести до ребенка, что каждый поступок имеет очень большое значение. Как сказал известный педагог В. А. Сухомлинский: «Глухой к другим людям – останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков».

Главной целью данной программы является – формирование у детей нравственных взаимоотношений и развитие личности ребенка.

Задачи:

1. Формировать и развивать у детей такие черты характера, как доброта, верность, дружба, гостеприимство, заботливость, щедрость, стремление прийти на помощь.

2. Вырабатывать такие качества характера, как доброжелательность, отзывчивость, сострадание.

3. Научить ребенка понимать самого себя, управлять своими эмоциями.

4. Научить понимать свой внутренний мир, умению чувствовать состояние других людей.

5. Формировать ценностное отношение к моральной стороне поступков, умение смотреть на себя со стороны.

6. Учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавиться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.).

7. Воспитывать гуманное отношение к родным, близким, сверстникам, животным, ко всему окружающему миру.

8. Воспитывать нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Главная отличительная особенность этой программы состоит в том, что она предназначается для работы с «особыми» детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья. Именно у таких детей имеются нарушения речевых, интеллектуальных, коммуникативных навыков общения, как друг с другом, так и с окружающей средой, а также наблюдается недостаточность развития высших психических функций. Ссылаясь на Закон РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность.

Необходимо направлять свою работу по нравственному воспитанию «… на создание условий развития…» и «…оказание им помощи в жизненном самоопределении…».

Возраст детей от 8 до 15 лет, это девочки. Они будут участвовать в реализации моей программы.

Программа рассчитана на три года. В течение этих лет можно проследить какие изменения произойдут в сознании детей, как они будут относиться и общаться с окружающим их миром, как повысится нравственный уровень воспитанности.

Основными формами проведения занятий по этой программе являются беседы, дискуссии, решение проблемных ситуаций, анкетирование, тесты, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, художественное слово, словесные игры, игры-сказки, творчество (рисунки, поделки и т. д.), самоанализ и самооценка. Занятия проводятся в вечернее время, длительность занятий до 40 минут.

Игры можно проводить и в свободное время, на прогулках, они сплачивают детей, учат общаться, проявлять в игре свои таланты и способности.

Ожидаемые результаты:

  1. улучшиться характер детей, появится больше положительных черт;
  2. научаться понимать самого себя, свой внутренний мир;
  3. научатся справляться со своими эмоциями;
  4. сочувствовать и переживать за других;
  5. улучшится культура общения и поведения.
  6. научатся избегать конфликтных ситуаций, умению решать их.
  7. научатся быть вежливыми и воспитанными.

Проследить динамику воспитанности детей поможет диагностика «Уровень воспитанности», диагностические методики, направленные на выявления качеств личности, черт характера, желаний и ценностных ориентаций: «Какой я?», «Ситуация выбора», «Необитаемый остров», «Что делать?», «Зеркало», «Оцени себя», «Мой круг общения», «Мои отношения» и др..

Формы подведения итогов могут быть разными: выступление с докладом на методических объединениях, на педагогических советах, на учительских конференциях.


Учебно-тематический план

I год

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практика

I

Раздел: «Наш характер»

12

6.5

5,5

1.

День знакомств и встреч.

0,5

0,5

2.

Давайте учиться жить.

0,5

0,5

3.

Вежливый отказ.

0,5

0,5

4.

Вежливость и невежество.

1

5.

Школа вежливости.

0,5

0,5

6.

Волшебная палочка – это наша речь.

0,5

0,5

7.

В дружбе – сила.

0,5

0,5

8.

Дружба – чудесное слово.

1

9.

Доброе слово – что ясный день.

0,5

0,5

10.

О дружбе, доброте, отзывчивости (литературный ринг).

1

11.

Как быть прилежным и старательным.

0,5

0,5

12.

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

0,5

0,5

II

Раздел: «Наши чувства»

8

6,5

1,5

1.

Наши чувства. Кто я? Какие мы?

1

2.

Ответственность.

0,5

0,5

3.

Зависть.

1

4.

Добро и зло.

0,5

0,5

5.

Жадность и жадины.

1

6.

Правда и ложь.

0,5

0,5

7.

Что такое обида?

1

8.

От чего прибавляется счастья?

1

III

Раздел: «Наши поступки»

8

5,0

3,0

1.

Дружба. Способы разрешения конфликтных ситуаций.

0,5

0,5

2.

Культура общения. Правила общения окружающими.

1

3.

Правила приличия в житейский ситуациях.

0,5

0,5

4.

Правила поведения в общественных местах.

0,5

0,5

5.

Правила гостеприимства.

0,5

0,5

6.

Что такое «хорошо» и что такое «плохо».

0,5

0,5

7.

Добрые дела живут века.

1

8.

Ты и твои друзья.

0,5

0,5

IV.

Раздел: «Мир вокруг нас»

7

3,5

3,5

1.

Мир общения.

1

2.

Человек среди людей.

1

3.

Все нужны на Земле.

1

4.

Посиделки с друзьями.

1

5.

Мы – друзья природы.

0,5

0,5

6.

Давайте жить дружно.

1

7.

Праздник вежливых наук.

1

ИТОГО:

35

21,5

13,5


Содержание учебно-тематического плана

1 год

№ п/п

Тема

Задачи

Методические приемы

I. Раздел: «Наш характер»

1.

День знакомств и встреч.

Способствовать адаптации детей после каникул. Создавать атмосферу дружелюбия.

Беседа, игры, чаепитие.

2.

Давайте учиться жить.

Способствовать социальной адаптации детей в условиях микро- и макро-социума. Показать взаимосвязь здоровья человека, внешнего вида с его поведением, этикой общения с окружающими. Помочь детям обрести активную жизненную позицию, бодрость духа.

Беседа, правила этикета, проигрывание ситуаций, частушки, стихи, пословицы, советы, игры, рефлексия.

3.

Вежливый отказ.

Учить детей употреблять в своей речи вежливые формы отказа в просьбе, в приглашении. Воспитывать у детей вежливость, тактичность.

Беседа, стихи, разыгрывание ситуаций, игры.

4.

Вежливость и невежество.

Формировать у детей ценностную ориентацию, умение отличать вежливость и невежество. Формировать нравственные суждения, умение употреблять в общении вежливые слова. Воспитывать культуру общения.

Беседа, стихи, анализ стихотворений, анализ ситуаций, инсценировки, разучивание правил ведения беседы.

5.

Школа вежливости.

Формировать у детей культуру общения, умение быть вежливым, приветливым, внимательным. Воспитывать доброжелательность в общение друг с другом.

Беседа, обсуждение пословицы и высказывания, игры на внимание, задание.

6.

Волшебная палочка – это речь.

Закреплять у детей знания о том, что наша речь является средством общения, нашей волшебной палочкой. Упражнять в употреблении вежливых слов. Развивать связную речь, словарный запас. Воспитывать культуру общения, умение следить за речью.

Беседа, чтение и обсуждение художественных произведений, правила культуры речи, игра «Вежливые слова»

7.

В дружбе – сила.

Формировать у детей нравственные качества, умение аргументировать свою точку зрения, умение вести беседу и рассуждения. Воспитывать умение дружить, беречь дружбу.

Беседа, составление пословиц о дружбе, чтение стихотворений и их обсуждение. Законы дружбы. Игра.

8.

Дружба – чудесное слово.

Продолжать формировать у детей умение дружить, беречь дружбу, ценить ее. Воспитывать нравственные качества.

Беседа, анкетирование, пословицы о дружбе, стихи.

9.

Доброе слово что ясный день.

Формировать у детей понятие важности слова, что словом можно развеселить, поддержать, обидеть. Учить детей задумываться над сказанным словом. Воспитывать доброту, вежливость, сдержанность.

Игра «Да - нет», вступительное слово воспитателя, беседа, игры «Ручеек», «Ларец добродетелей», стихи.

10.

Литературный ринг «О дружбе, доброте, отзывчивости».

На примере художественных произведений и их героев показать детям, как нужна нам дружба, доброта и отзывчивость. Развивать память, мышление, внимание. Воспитывать умения дружить, быть доброжелательными и отзывчивыми.

Беседа, вопросы, конкурсы, подведение итогов.

11.

Как быть прилежным и старательным.

Формировать у детей понятия «прилежный» и «старательный», давать положительную оценку данным качествам. Воспитывать у детей прилежность и старание в учебе, в труде.

Пословицы, чтение и обсуждение рассказов В. Осеевой, стихи, обобщение, заучивание правил.

12.

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

Формировать у детей представление о доброте и зле, чтобы дарить людям радость, нужно быть добрым и вежливым, только тогда с вами будет приятно общаться. Воспитывать у детей доброжелательность и вежливость.

Пословицы, беседа, анкета, игры, обобщение.

II. Радел: «Наши чувства»

1.

Наши чувства. Кто я? Какие мы?

Помочь детям понять, что чувства способны испытывать не только люди, но и животные, помочь осознать, что все люди разные, но все равны в своих правах. Воспитывать желание познать себя, стремиться быть лучше.

Загадки, беседа, игра «Охота», «Поделись с другом радостью», обсуждение, релаксация.

2.

Ответственность.

Способствовать формированию у детей положительных черт характера, чувства ответственности за свои поступки. Воспитывать у детей чувство ответственности.

Пословицы, беседа, сказочное путешествие, обобщение

3.

Зависть.

Продолжать формировать положительные качества характера. Доказать, что отрицательные качества вредят здоровью человека.

Инсценировка сказки, беседа, пословицы, чтение и обсуждение художественной литературы.

4.

Добро и зло.

На примере литературных героев объяснить детям, какой смысл люди вкладывают в понятие «добро» и «зло». Доказать детям, что добро всегда побеждает зло, на этом стоит человечество. Воспитывать доброту, вежливость, стремление быть лучше.

Стихотворение «Доброта», обсуждение и беседа, чтение художественной литературы, загадки, обобщение.

5.

Жадность и жадины.

Продолжать формировать у детей положительные качества и отрицательно относиться к плохим чертам характера. Воспитывать доброту, желание помочь другим, чуткость.

Чтение и обсуждение басни Л. Н. Толстого, беседа, анализ пословиц, рисование, обобщение.

6.

Правда и ложь.

Формировать нравственные качества – честность, справедливость. Воспитывать желание говорить всегда правду, отрицательно относиться ко лжи.

Анализ пословиц, чтение и обсуждение басни Л. Н. Толстого, стихотворения.

7.

Что такое обида?

Формировать у детей понятие «обида», чувство обиды, чувство справедливости, как можно исправить ситуацию. Воспитывать у детей доброжелательность, желание защитить других, а не обижать.

Чтение стихотворения, беседа, мини-опрос «Мне было обидно, когда…», обобщение.

8.

От чего прибавляется счастья?

Способствовать формированию у детей нравственной культуры, умения общаться с людьми. Воспитывать культуру поведения, культуру речи, желание приносить друг другу радость, а не обиду и огорчение.

Беседа, чтение художественной литературы с элементами инсценировки, обсуждение, правила обращения к людям, игра «Конверт дружеских вопросов».

III. Раздел: «Наши поступки»

1.

Дружба. Способы разрешения конфликтных ситуаций.

Продолжать знакомить детей с понятиями «друг» и «дружба». Формировать такие качества, как умение дружить, беречь дружбу. Развивать умение решать конфликтные ситуации мирно, умение рассуждать. Воспитывать коммуникативное поведение.

Чтение стихотворения, обсуждение, беседа, анализ ситуации «Кто кого?», разрешение конфликтных ситуаций, релаксация.

2.

Культура общения. Правила общения с окружающими.

Отработать формулы речевого этикета, прививать умение пользоваться ими в своем речевом поведении. Научить детей придерживаться нравственных правил общения. Воспитывать у детей культуру речи и культуру поведения.

Чтение сказки Андерсена «Гадкий утенок», беседа, игра, разучивание правил общения с окружающими.

3.

Правила приличия в житейских ситуациях.

Формировать у детей нормы нравственного этикета путем обыгрывания житейских ситуаций.

Обыгрывание ситуаций, беседа, блицтурнир

4.

Правила гостеприимства.

Закрепить у детей навыки культурного общения, умение встречать гостей. Продолжать формировать положительные моральные качества. Развивать творческие способности, умение занять гостей. Воспитывать умение быть гостеприимным.

Беседа, упражнение «Сервировка стола», игра-инсценировка «день рождения», игры с гостями.

5.

Правила поведения в общественных местах.

Прививать навыки культурного поведения в общественных местах. Воспитывать культуру речи и культур поведения.

Беседа, обсуждение правил поведения, мини-опрос.

6.

Что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Продолжать с детьми разговор об общепринятых нормах нравственности. На примере литературных героев объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятие «хорошо» и «плохо». Воспитывать культуру общения, взаимоуважения. Создать условия для развития у детей умения общаться проявлять себя в хороших поступках, а не в плохих.

Вступительная беседа, обсуждения чтение и анализ рассказов о добре и зле, игра в рифмы, обобщение.

7.

Добрые дела живут века.

Систематизировать и обобщать правила доброго, вежливого поведения, проявлять доброту к окружающим. Воспитывать доброжелательность, умение предвидеть последствия поступков для окружающих.

Беседа, анализ пословиц, игра «Собери пословицу», анкета.

8.

Ты и твои друзья.

Раскрыть сущность нравственных отношений между людьми. Воспитывать культуру поведения, умение общаться со сверстниками.

Чтение и анализ стихотворения «Буква я», беседа, анализ пословиц.

IV. Раздел: «Мир вокруг нас»

1.

Мир общения.

Закрепить и углубить знания учащихся о вежливости, о культуре поведения. Учить употреблять вежливые слова, прививать детям этические нормы поведения, общения людей в обществе. Воспитывать культуру общения и поведения.

Беседа «приветствие», чтение рассказа и его анализ, беседа, общение.

2.

Человек среди людей.

Познакомить детей с понятием «культура мира», раскрыть его составляющие. Формировать у детей положительное отношение к окружающему миру. Воспитывать коммуникативные качества.

Беседа, анализ пословиц, беседа о природе.

3.

Все нужны на земле.

Способствовать социальной адаптации детей к условиях микро- и макросоциума. Показать взаимосвязь всего живого на Земле, что мы все нужны друг другу. Воспитывать доброжелательное отношение, культуру общения с окружающим миром.

Вступительная беседа, анализ конкретных ситуаций, беседа школа добрых советов, обобщение.

4.

Посиделки с друзьями.

Прививать культуру поведения за столом. Формировать умение развлекать людей, организовывать праздники. Воспитывать чувство коллективизма, поддержки и сопереживания.

Загадки, сообщение цели, конкурсы, игры, подведение итогов.

5.

Мы - друзья природы.

Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру природы. Развивать память, асоциальное мышление. Воспитывать способности видеть красоту природы, бережное отношение к ней, доброту ко всему живому.

Загадки, беседа, рубрика «Это интересно», награждение, обобщение.

6.

Давайте жить дружно.

Добиваться сплочения детского коллективизма, умение находить общий язык с окружающими. Развивать познавательную активность детей. Воспитывать чуткость, доброту, отзывчивость по отношению друг к другу.

Песни о дружбе, стихи, игра-тренинг «Ромашка», «Азбука добрых слов», инсценировка стихотворения «Мы - друзья», сценки, обобщение.

7.

Праздник вежливых наук.

Закрепить у детей знания этических норм поведения, представление о вежливом общении. Формировать  привычку употреблять слова вежливости. Воспитывать умение общаться, радоваться, веселится.

Песня «Улыбка», вступительное слово, игры «Доскажи словечко», «Вежливые прятки», «Волшебный цветик-семицветик», конкурсы, советы.


Учебно-тематический план

II год

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практика

I

Раздел: «Наш характер»

10

7,5

2,5

1.

Красивую речь приятно слушать.

0,5

0,5

2.

Слово веселит, огорчает, утешает.

1

3.

Умей извиняться.

0,5

0,5

4.

Поговорим о доброте.

1

5.

Дружить – значит весело жить.

1

6.

Умеем ли мы не обижаться.

0,5

0,5

7.

Когда нам бывает стыдно?

0,5

0,5

8.

Гостеприимство.

0,5

0,5

9.

Заботливость.

1

10.

Великая сила любви.

1

II

Раздел: «Наши чувства»

10

7,0

3,0

1.

Что мы чувствуем?

1

2.

Радость и огорчение.

1

3.

Суд совести.

0,5

0,5

4.

Доброжелательность и грубость.

1

5.

Диспут «Порочный круг».

1

6.

Формула вежливости – «доброе слово».

0,5

0,5

7.

Тактичность и чуткость.

1

8.

Об уступчивости.

0,5

0,5

9.

Учимся понимать чувства других людей.

1

10.

Чувства одинокого человека.

0,5

0,5

III

Раздел: «Наши поступки»

8

5,0

3,0

1.

Что делать, если ты злишься?

0,5

0,5

2.

Ссора.

0,5

0,5

3.

Добрые и злые поступки.

0,5

0,5

4.

Учимся быть культурными.

0,5

0,5

5.

Привычки – хорошие и плохие.

1

6.

Трудолюбивый человек всегда прекрасен.

1

7.

Где труд – там и счастье.

0,5

0,5

8.

Как себя вести во время разговора.

0,5

0,5

IV

Раздел: «Мир вокруг нас»

7

6,0

1,0

1.

Вверх по лестнице жизни.

1

2.

Азбука общения.

1

3.

Познай самого себя.

0,5

0,5

4.

Животные – наши друзья.

0,5

0,5

5.

Мы все нужны друг другу.

1

6.

Попробуй волшебником стать.

1

7.

Жестокие игры.

1

ИТОГО:

35

25,5

9,5


Содержание учебно-тематического плана

2 год

№ п/п

Тема

Задачи

Методические приемы

I. Раздел: «Наш характер»

1.

Красивую речь приятно слушать.

Продолжать закреплять знания детей о вежливых словах: приветствия, благодарности, извинения, прощания. Воспитывать умение общаться, применять на практике полученные знания.

Сообщение цели, книга «Ты и твоя речь», загадки, игры «Умей благодарить», «Волшебный цветик-семицветик».

2.

Слово веселит, огорчает, утешает.

Познакомить детей с тем, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Учить детей никогда не отвечать на грубость грубостью. Воспитывать культуру речи.

Худ. слово, чтение, сказки, беседа, пословицы.

3.

Умей извиниться.

Помочь детям осознать чувство вины и действия, которые могут быть с ними связаны. Научить детей извиняться, никогда не перекладывать своей вины у детей чувство вины, желание извиниться, справедливо решать споры и конфликты.

Худ. слово, обсуждение проблемных ситуаций, беседа, рисование на тему «Мое настроение», игра «Цветной дождь».

4.

Поговорим о доброте.

Продолжать формировать у детей представление о добре. Учить заботиться о близких людях. Воспитывать доброжелательность.

Чтение рассказа

В. Катаева

«Цветик-семицветик», беседа, пословицы.

5.

Дружить значит весело жить.

Расширять представления детей о взаимоотношениях людей, побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости к друзьям. Побуждать к соблюдению правил в дружбе. Воспитывать и прививать детям хорошие манеры.

Песня о дружбе, стихи о дружбе, правила дружбы, беседа, чтение художественной литературы.

6.

Умеем ли мы не обижаться.

Продолжать учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях. Формировать осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений. Развивать понимание чувства обиды. Воспитывать у детей доброжелательность, умение не обижаться по пустякам.

Чтение рассказа В. Осеевой «Отомстила», дискуссия, игра «Падающее дерево», рисование «Дерево радости», игра «Хорошо - плохо».

7.

Когда нам бывает стыдно?

Уточнить значение таких нравственных категорий, как стыд, совесть, раскаяние. Формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков. Воспитывать скромность.

Пословицы, обсуждение проблемных ситуаций, беседа, игра «Чего нужно стыдиться?», «Минута раскаяния», «Минута прощения».

8.

Гостеприимство.

Продолжить учить детей правильному приему гостей, пониманию необходимости правил и норм этического поведения. Упражнять детей в выполнении простейших норм этикета. Воспитывать гостеприимство, вежливость

Беседа, карточки-подсказки, сценка «Милости просим», игры для гостей

9.

Заботливость.

Формировать у детей заботливое отношение к близким, друзьям, животным. Побуждать детей к проявлению внимания и заботы. Воспитывать заботливость.

Беседа, чтение стихов и рассказов, обсуждение прочитанного

10.

Великая сила любви.

Формировать у детей положительное отношение к нравственным ценностям. Познакомить детей с легендой о Петре и Февроньи. Воспитывать умение любить, дружить

Беседа, рассказ, легенды, пословицы.

II. Раздел «Наши чувства»

1.

Что мы чувствуем?

Продолжать формировать у детей умение управлять своими эмоциями, знать, какие чувства присущи человеку. Воспитывать желание быть сдержаннее и добрее.

Сообщение цели, беседа, стихотворение «Эмоциональный Федя», чтение сказки «Волшебные шарики», анкета «Наши чувства».

2.

Радость и огорчение.

Формировать у детей умение радоваться и легко относится к огорчениям, не впадать в депрессию. Воспитывать желание радоваться не только за себя, но и за других.

Беседа, стихи, сказка и ее обсуждение, пословицы, игра «Изобрази радующегося человечка», «Изобрази грустного человечка»

3.

Суд совести.

Углубить понятие «совесть», «суд совести». Формировать нравственную оценку таких понятий, как «Чистая совесть», «спокойная совесть». Воспитывать умение критически относится к своим поступкам.

Вступительное слово, заседание суда, заключительное слово.

4.

Доброжелательность и грубость.

Формировать у детей умение отстаивать свою точку зрения доброжелательным тоном. Способствовать развитию навыков общения. Воспитывать доброжелательность.

Пословицы, инсценировка ситуации, обсуждение, беседа, упражнения

5.

Диспут

«Порочный круг».

Способствовать воспитанию доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, толерантности и доброжелательности.

Чтение художественных произведений, обсуждение, беседа, упражнение «На что похожа месть?»

6.

Формула вежливости – «доброе слово».

Закреплять у детей умение употреблять в своей речи как можно больше вежливых слов. Учить детей выражать свои чувства через вежливые слова. Воспитывать доброжелательность, культуру речи.

Беседа, игра «Кто больше знает вежливых слов?», пословицы о дружбе, игра-инсценировка «Секрет волшебных слов».

7.

Тактичность и чуткость.

Формировать у детей такие чувства, как тактичность и чуткость. Объяснить детям, что чувство такта является регулятором поступков человека. Воспитывать предупредительность, внимание, такт в общении с людьми.

Беседа, наглядный пример, обсуждение ситуации, игра- инсценировка «Невоспитанный Незнайка».

8.

Об уступчивости.

Формировать у детей чувство уступчивости, умение уступать друг другу, не быть грубым в общении с другими.

Беседа, игровые ситуации, обсуждения.

9.

Учимся понимать чувства других людей.

Закрепить у детей понятия «физическая и эмоциональная боль». Учить детей понимать чувства, переживаемые другими. Формировать навыки социального поведения. Воспитывать желание оказывать помощь другому, умение утешить. Развивать чувство доброты.

Беседа, поведенческий тренинг, обыгрывание ситуаций, упражнение «Негаданная радость», рисование «Волшебные цветы».

10.

Чувства одинокого  человека.

Учить детей анализировать свое эмоциональное состояние, собственные переживания. Формировать внимательное отношение к другим людям. Закреплять знание правил доброжелательного поведения. Воспитывать доброжелательность, внимание.

Игра «Цветопись настроения»,

 беседа, игра «Закончи предложение», «Тень тренинг эмоций».

III. Раздел: «Наши поступки»

1.

Что делать, если ты злишься?

Знакомить детей со способами снятия напряжения. Учить различать добрые и злые поступки. Закреплять способы саморегуляции поведения (снятие отрицательных эмоций)

Беседа, художественная литература, тренинг, задание «Раскрась рисунок», игра «Ручеек».

2.

Ссора.

Учить детей анализировать поступки, находить причины конфликта, дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Способствовать усвоению способов решения конфликтов. Воспитывать у детей умение делать самоанализ и самооценку.

Стихотворение «Поссорились», беседа, тренинг эмоций, упражнения «Дружба начинается с улыбки», рисование.

3.

Добрые и злые поступки.

Продолжать учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях. Формировать осознанное отношение к эмоциональным нормам поведения. Воспитывать культуру поведения в повседневной жизни.

Стихотворение «Доброта», беседа, дискуссия, игры и упражнения, рисование «Дорисуй картинку».

4.

Учимся быть культурными.

Расширить представления детей о правилах этикета. Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.

Беседа, разбор и оценка ситуаций, задачи на вежливость.

5.

Привычки хорошие и плохие.

Пропагандировать здоровый образ жизни. Формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения. Воспитывать умение противостоять давлению сверстников, контролировать свои поступки, побуждать детей к формированию у себя хороших привычек.

Беседа, мини-лекция, тест «Сможешь ли ты устоять?», игровой момент, рефлексия.

6.

Трудолюбивый человек всегда прекрасен.

Подвести детей к мысли о том, что человека красит не только лицо, но и поступки, уважение других человек заслуживает своими поступками. Воспитывать в детях трудолюбие, желание помогать, быть нужным другим людям.

Чтение сказки «Айога», беседа, поговорки о труде, загадки.

7.

Где труд там и счастье.

Продолжать формировать у детей положительное отношение к труду, уважение к труду других. Воспитывать трудолюбие, стремление быть лучше.

Беседа, кроссворды, загадки, тест «Кем бы я хотел быть?»

8.

Как себя вести во время разговора.

Познакомить детей с правилами поведения во время разговора. Воспитывать доброжелательность, умение слушать другого.

Стихотворение «Перебивалка», беседа, правила, игры.

IV. Раздел: «Мир вокруг нас».

1.

Мир общения.

Формировать у детей коммуникативные навыки, навыки позитивного общения, умения понимать себя и других. Формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других. Развивать умение слушать, понимать, сопереживать.

Беседа, мини-лекция, игра «Тайна третей планеты», рефлексия.

2.

Вверх по лестнице жизни.

Дать детям первоначальное представление о нравственных ценностях. Формировать умение различать истинные и мнимые ценности, побудить к самосовершенствованию, саморазвитию. Воспитывать ответственное отношение к своей жизни.

Беседа, проблемные ситуации, обсуждение, игра «Допиши предложение», рефлексия.

3.

Познай самого себя.

Познакомить детей с некоторыми приемами самопознания, дать детям представление о том, как находить в себе главные черты, определить свои личные особенности. Развивать умение правильно оценивать себя и других. Воспитывать у детей желание стать лучше, заняться самовоспитанием.

Вступительное слово, сообщение цели, беседа, игра «Кто я? Какой я?», тест «Самооценка», рефлексия.

4.

Животные наши друзья.

Формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга. Воспитывать чувство доброты, заботы, сопереживания, стремление поддерживать других.

Загадки, игры, беседа, тренинг эмоций, рисование «Мое любимое животное».

5.

Мы все нужны друг другу.

Продолжать приучать детей к выполнению норм уважительного отношения ко всем окружающим, уважать свой труд и труд других, оказывать посильную помощь. Воспитывать уважение, доброжелательное отношение к окружающим.

Беседа, объявления, пословицы, игры, рефлексия.

6.

Попробуй волшебником стать.

Продолжать формировать у детей доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь всем нуждающимся. Активизировать речевую и мыслительную деятельность, эмоциональную восприимчивость. Воспитывать уважительное доброжелательное отношение к окружающему миру.

Беседа, игра «Что хорошего, что плохого», игра-тест «Умеете ли вы контролировать себя?»

7.

Жестокие игры.

Способствовать развитию умения строить взаимоотношения с другими людьми, определять свое место среди сверстников, осмысливать поступки свои и чужие, находить выходы из конфликтных ситуаций. Воспитывать у детей желание заниматься самовоспитанием, вести самоконтроль

Чтение и обсуждение художественных произведение, беседа, мини-опрос


Учебно-тематический план

III год

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практика

I

Раздел: «Я живу среди людей, а поэтому…»

16

11

5

1.

Учусь держать себя в руках.

0,5

0,5

2.

Добрым быть полезно.

0,5

0,5

3.

О вреде сквернословия.

1

4.

Мастерская общения (игра).

1

5.

Давайте говорить друг другу комплименты.

0,5

0,5

6.

О неприятном.

0,5

0,5

7.

Колесо жизни.

0,5

0,5

8.

О красоте, моде и хорошем вкусе.

1

9.

Уроки на всю жизнь.

1

10.

Умей сказать «нет».

1

11.

чем я богат.

0,5

0,5

12.

Честность -  прежде всего.

0,5

0,5

13.

У меня зазвонил телефон.

0,5

0,5

14.

Никто не забыт, ничто не забыто.

1

15.

У меня такой характер.

1

16.

Спешите делать добро.

1

II

Раздел: «За все в жизни приходится платить».

10

7,5

2,5

1.

Будь добр душою, и счастье будет с тобою.

0,5

0,5

2.

Не делай другим худа – тогда и твоя душа на месте будет.

1

3.

Относись к другим так, как бы хотел, чтобы относились к тебе.

0,5

0,5

4.

Грубые слова убивают душу и губят мир вокруг нас.

0,5

0,5

5.

Не надо на других обиду держать, а надо прощать.

0,5

0,5

6.

Иногда полезно на самого себя и со стороны взглянуть.

1

7.

Зависть и корысть отравляют человеческую жизнь.

1

8.

Плата и расплата.

1

9.

Трудности пути.

1

10.

Счастье – это когда тебя понимают.

0,5

0,5

III

Раздел: «Давайте жить дружно».

9

1

8

1.

Литературный ринг «О дружбе, доброте, отзывчивости».

1

2.

«Мисс очарование» (конкурс для девочек).

1

3.

Праздник-игра «В гостях у Берендея».

1

4.

Викторина «Мир вокруг нас».

1

5.

Доброе слово и кошке приятно.

0,5

0,5

6.

Вместе весело играть.

1

7.

Игра «Давайте дружить».

1

8.

Прогулка по городу вежливости.

0,5

0,5

9.

Конкурсная программа «Давайте жить дружно».

1

ИТОГО:

35

19,5

15,5


Содержание учебно-тематического плана

3 год

№ п/п

Тема

Задачи

Методические приемы

I. Раздел: «Я живу среди людей, а поэтому…»

1.

Учусь держать себя в руках.

Продолжать формировать у детей умение держать себя в руках, управлять своими эмоциями. Воспитывать умение переживать огорчения, неудачи.

Рассматривание рисунков «Наши эмоции», беседа, тест, советы «Как пережить огорчение», обобщение.

2.

Добрым быть полезно.

Продолжать формировать отрицательное отношение к жадности и зависти, умение видеть в людях только хорошее. Воспитывать желание совершать добрые поступки.

Игры «Расскажи о хорошем», «Связующая нить», беседа, тест «Твое мнение», вывод и обобщение.

3.

О вреде сквернословия.

Побуждать детей к нравственному самосовершенствованию. Воспитывать негативное отношение к порокам человечества.

Вступительная беседа, доклады детей, беседа, обсуждение, обобщение.

4.

Мастерская общения (игра).

Проследить направленность интересов детей, содействовать сплочению коллектива. Воспитывать доброжелательность, активность, сплоченность.

Задание «Обведи ладошку на цветном листе бумаги» , сообщение цели, деловая игра «Лидер», конкурсы, итоги занятия, карточки.

5.

Давайте говорить друг другу комплименты.

Формировать у детей умение использовать комплименты адресовано и мотивированно. Развивать коммуникативные способности. Воспитывать доброжелательность, искренность.

Чтение басен «Ворона и лисица», «Кукушка и петух», игры «Ласковое имя», «Комплимент», обсуждение и обобщение.

6.

О неприятном.

Формировать у детей понимание, что жизнь – это школа, в которой есть свои правила. Воспитывать умение просчитывать последствия поступка, взаимопонимание между людьми.

Беседа о правилах, игры «Разговор сквозь стекло», «Двое с одним мелком», обсуждение, итоги занятия.

7.

Колесо жизни.

Продолжать формировать понятия об основных принципах нравственности и морали. Способствовать становлению нравственных позиций детей.

Плакаты с высказываниями, обсуждение, игра «Подбери слово», чтение стихотворений, беседа, рассуждения, итоги занятия, анкетирование.

8.

О красоте, моде и хорошем вкусе.

Продолжать формировать у детей правильные представления об истинной красоте человека, разумный подход чувство меры по отношению в моде. Развивать эстетический вкус. Воспитывать  интерес к моде.

Рассматривание и чтение плакатов о моде, сообщение цели, беседа о оде, страницы журнала, итоги занятия.

9.

Уроки на всю жизнь.

Расширять кругозор детей, формировать положительное отношение к труду. Воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться на благо себе и людям.

Вступительная беседа, чтение и обсуждение рассказа, творческая работа «Кем быть?», итог занятия.

10.

Умей сказать «нет».

Продолжать формировать у детей отрицательное отношение к вредным привычкам, умение противостоять им. Воспитывать желание быть стойким и выносливым, нравственным человеком.

Беседа, рисование, теоретические сведения, физкультминутка, итог занятия.

11.

Чем я богат.

Подвести детей к сравнению значения ценностей духовных и материальных, к осознанию истинного богатства человеческого сердца. Развивать у детей способность проявлять высокие и сильные чувства и уметь жить ими. Воспитывать доброту, духовные качества.

Беседа, чтение и обсуждение, физкультминутка, проблемные ситуации, итоги занятия.

12.

Честность – прежде всего.

Продолжать формировать у детей стремление быть честным с самим собой и другими. Воспитывать в детях это стремление к честности.

Беседа, рассказы детей, чтение и обсуждение, пословицы, физкультминутка, итог занятия.

13.

У меня зазвонил телефон.

Закрепить у детей правила телефонного этикета, умение правильно разговаривать по телефону. Воспитывать культуру речи, вежливость.

Загадки, беседа, викторина, физкультминутка, игра «Угадай чей голос», «Дополни слово», итог занятия.

14.

Никто не забыт, ничто не забыто.

Расширить знания детей о Великой Отечественной войне, дать почувствовать величие духа людей, их веру в торжество справедливости и правды на Земле. Воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к ветеранам войны.

Рассматривание и обсуждение плакатов, стихи о войне, чтение и обсуждение

15.

У меня такой характер.

Закрепить у детей понятие «характер», его черты и особенности. Развивать умение общаться, вести дискуссии. Воспитывать свой характер.

Беседа, чтение и обсуждение стихотворений, памятки, беседы о чертах характера, итог занятия.

16.

Спешите делать добро.

Закрепить у детей желание делать людям бодро, быть терпимее друг к другу. Воспитывать духовные качества детей.

Чтение и обсуждение высказываний, пословицы, чтение стихотворений, беседа о доброте, итог занятия.

II. Раздел: «За все в жизни приходится платить».

Задачи: Продолжать формировать у детей духовно-нравственные качества. Упражнять совесть детей в умении видеть и чувствовать боль других, желание помочь. На примере героев сказок убеждаться в том, что все сделанное зло к тебе же и вернется. Развивать духовно-нравственные качества, речь детей, логическое мышление, желание высказать свое мнение. Воспитывать доброту, порядочность, честность, желание заботиться о других.

Темы занятий:

1. Будь добр душою, и счастье будет с тобою.

Чтение сказки «У Тихой заводи».

2. Не делай другим худа – тогда и твоя душа на месте будет.

Сказка «Гостьюшка ночная».

3. Относись у другим так, как бы хотел, чтобы относились к тебе.

Сказка «Две ужинки».

4. Грубые слова убивают душу и губят мир вокруг нас.

Сказка «Лодочка-самоплавочка».

5. Не надо на других обиду держать, а надо – прощать.

Сказка «Фекла – грязный хвост».

6. Иногда полезно на самого себя и со стороны взглянуть.

Сказка «Телячий остров».

7. Зависть и корысть отравляют человеческую жизнь.

Сказка «Может, в сердце боль закралась».

8. Плата и расплата.

Сказка «Чужое взять – свое потерять».

9. Трудности пути.

Сказка «Березкин дом».

10. Счастье – это когда тебя понимают.

Сказка «Три денежки», «Чудо в решете»

Методы и приемы:

1. Вступительная беседа.

2. Сообщение цели.

3. Чтение сказки.

4. Обсуждение ее.

5. Итог занятия.

6. Мини-опрос.

III. Раздел: «Давайте жить дружно».

Задачи: Закрепить у детей умение находить общий язык с окружающими, стремиться к сплочению коллектива, способствовать развитию познавательной активности детей, их творческих способностей, воспитанию чуткости, доброты, отзывчивости по отношению друг к другу, чувства коллективизма.

Темы занятий: 

1. Литературный ринг «О дружбе, доброте, отзывчивости».

2. Конкурс для девочек «Мисс очарование».

3. Праздник-игра «В гостях у Берендея».

4. Викторина «Мир вокруг нас».

5. Доброе слово и кошке приятно.

6. Вместе весело играть.

7. Игра «Давайте дружить».

8. Прогулка по городу вежливости.

9. Конкурсная программа «Давайте жить дружно».

Методы и приемы:

1. Художественное слово (стихи, песни, загадки, пословицы).

2. Игры и конкурсы.

3. Наглядные материла.

4. Подведение итогов.

5. Награждение.

6. Чаепитие.

Методическое обеспечение.

1. Диагностика уровня воспитанности:

  1. Диагностика уровня воспитанности учащихся


Критерии уровня воспитанности



ФИ ребенка

Доброта

Трудолюбие

Самостоятельность,

ответственность

Выполнение санитарно-гигиенических навыков

Культура поведения

Средний балл

1

2

3

Средний балл

  1. Диагностическая методика «Доброта»


Критерии

диагностики  


ФИ ребенка

Делится вещами, игрушками

Разделяет радость других

Сочувствует при  неприятностях

Помогает при затруднениях

Не дерется, не обижает

Средний балл

Воспитатели

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

1

2

3

Средний балл

 

  1. Диагностическая методика «Самостоятельность, ответственность»


Критерии

диагностики




ФИ ребенка

Домашнее задание выполняет без помощи воспитателя

Ответственное отношение к порученному делу

Не подвержен внешнему влиянию (не зависит от чужого мнения)

Проявляет инициативу при выполнении коллективных дел, поручений

Может контролировать свои действия, поступки

Средний балл

Воспитатели

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

1

2

3

Средний балл

  1. Диагностическая методика «Культура поведения»


Критерии

диагностики  







ФИ ребенка

Умение контролировать свое поведение.

Отсутствие сквернословия, употребления унизительных прозвищ и кличек


Манера говорить

(не перебивать говорящих, говорить без крика, внимательно выслушивать указания старших, разговаривать приветливо, доброжелательно)

Поведение в общественных местах

(вести себя сдержанно, не привлекая внимания, разговаривать негромко, соблюдать порядок, чистоту, уступать место старшим)


Вежливость

Называть взрослых по имени, отчеству, не забывать благодарить, здороваться, прощаться.

Дисципли-

нирован-

ность

Средний

балл

Воспитатели

Ср

Ср

Ср

Ср

Ср

1

2. Диагностические методики, направленные на выявление качеств личности, черт характера, желаний и ценностных ориентаций:

  1. «Какой я?»
  2. «Ситуация выбора»;
  3. «Необитаемый остров»;
  4. «Что делать?»
  5. «Зеркало»;
  6. «Оцени себя»;
  7. «Мой круг общения»;
  8. «Мои отношения».

3. Мини-опросы:

  1. «Мне было обидно, когда…»
  2. «Добрый человек – это…»
  3. «Настоящий друг – это…»
  4. «Красивый человек – это…»
  5. «Человек злится, когда…»
  6. «У меня плохое настроение, когда…»

4. Анкеты и тесты:

  1. «Правила беседы и культуры речи»:

1. «Слово серебро, молчание - золото». Как это понимать?

1) за плохое слово могут наказать, лучше промолчать;

2) слушать труднее, чем говорить;

3) лучше не говорить попусту, чтобы потом не было стыдно.

2. Когда ты сможешь высказать свою точку зрения, слушая собеседника?

1) остановлю его болтовню и выскажу свою точку зрения;

2) дослушаю собеседника до конца и тогда выскажу свою точку;

3) свою точку зрения выскажу сразу, слушать собеседника не стану.

3. Как ты поступишь, если тебя перебивают в беседе?

1) замолчу и выслушаю все замечания и возражения собеседника;

2) накричу на собеседника и выскажу свои возражения;

3) буду тоже перебивать собеседника.

4. Кирилл, слушая собеседника, всегда говорит: «Я знаю без тебя…», «Нашел чем удивить!». Саша ведет беседу, размахивая руками, тыча пальцев в грудь собеседника и смеясь над его словами. Максим молча выслушает и потом может высказать своей мнение. Кто из друзей умеет поддержать беседу?

1) Максим;

2) Кирилл;

3) Саша.

5. Какой из перечисленных советов выберешь ты?

1) говори так, чтобы собеседник не понял тебя и постоянно переспрашивал, что ты сказал;

2) говори так громко, чтобы тебя услышал не только твой собеседник;

3) говори спокойным голосом, четко и ясно проговаривая каждое слово.

6. В какой из перечисленных фраз имеются слова-паразиты?

1) «Алло! Приезжай, в магазине «Пассаж» распродажа одежды. Пока!»;

2) «Аллё! Зарули в «Пассаж». Тут прикид кайфовый. Чао!»;

3) «Ну значит так. В общем, это, в магазине «Пассаж», короче, значит, распродажа. Давай!».

7. Даны три предложения. Определи, какое из них изложено общедоступным языком.

1) Мне короче, в натуре, шьют дело;

2) Меня обвиняют в преступлении;

3) Мне инкриминируется преступление.

8. Скороговорки – это несложный текст для тренировки произношения звуков. Какая из скороговорок научит правильному произношению звука «Р»?

1) Поле-то не полото, поле-то не полито. Надо полю-то попить, надо поле-то полить;

2) Маша шила для мартышки шубу, шапку и штанишки;

3) Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

9. Какими словами следует пользоваться в беседе?

1) иностранными;

2) жаргонными;

3) словами, понятными для присутствующих.

10. Что научит тебя умению говорить и излагать правильно свои мысли?

1) телевидение;

2) книга;

3) компьютерная игра.

11. Закончи поговорку: «Когда глупец говорит, мудрец…»

1) спит;

2) молчит;

3) ворчит.

12. Отгадай загадку: «Что может произвести добро и зло?»

1) сон;

2) язык;

3) мысли.

  1. «Приветствия»:

1. В какой ситуации принято приветствовать друг друга кивком и жестом?

1) при встрече в транспорте, на улице;

2) при встрече гостей;

3) на деловой встрече.

2. В некоторых странах при встрече принято обнимать друг друга. А когда в России приветствуют друг друга объятиями?

1) при встрече с незнакомыми людьми;

2) при встрече начальника и подчиненного;

3) при встрече родственников или близких старых друзей.

3. Чтобы при приветствии (словом, кивком головы, при рукопожатии) о тебе сложилось хорошее впечатление, что следует всегда делать?

1) надо смотреть в глаза собеседнику и улыбаться;

2) надо отводить взгляд в сторону и улыбаться;

3) надо опускать голову и улыбаться.

4. Встретились три друга. Первый молча кивнул головой. Второй сказал: «Салют, пацаны!» и помахал рукой. А третий с улыбкой и словами «Здорово!» крепко пожал руки друзьям. В чьем приветствии проявляется доброжелательность и радость от встречи?

1) первого друга;

2) второго друга;

3) третьего друга.

5. В каком их трех случаев не нарушен этикет?

1) здороваются двое мужчин: один протягивают руку в перчатке, а другой – без перчатки;

2) здороваются мужчина и женщина: мужчина протягивает руку без перчатки, женщина – в перчатке;

3) 3) здороваются пожилой мужчина и юноша: юноша протягивает руку без перчатки, а мужчина – в перчатке.

6. Как должны здороваться на улице двое мужчин, чтобы у прохожих это вызвало недоумение?

1) громко выражать свои чувства, обниматься, хлопать друг друга по плечам;

2) спокойно протянуть друг другу руки для приветствия;

3) поздороваться с улыбкой и отойти в сторону для беседы.

7. Здороваясь, Максим подавал друзьям мягкую кисть руки. Саша долго тряс руку, поданную другом, а рукопожатие Кирилла было коротким и энергичным. Чье рукопожатие было правильным?

1) Саши;

2) Максима;

3) Кирилла.

8. Зимой на улице встретились две женщины. Первая, здороваясь за руку, перчаток не снимала, а вторая перчатки сняла. Почему?

1) потому что первая женщина не знает правил этикета;

2) потому что вторая женщина молода, а первая – в возрасте;

3) потому что у первой женщины перчатки были дорогие и красивые, а у второй – дешевые.

9. Назови из перечисленных ниже то приветствие, которое неприлично говорить учителю при встрече с классом.

1) «Здравствуйте, дети!»

2) «Доброе утро, дети!»

3) «Хай, дети!»

10. Где принято здороваться с незнакомыми людьми?

1) а автобусе;

2) в купе поезда;

3) в лифте.

11. Определи, в каком ряду перечислены приветствия, производимые с помощью жестов.

1) привет, здравствуй, добрый день;

2) салам алейкум, гутен морген, бонжур;

3) кивок головы, поцелуй, снятие головного убора.

  1. «Телефонный разговор»:

1. «Алло! Какой это номер телефона? Это квартира Сидоровых? Позовите Сашу. Его нет? А с кем я говорю? Ну тогда все». Сколько этических ошибок допустил позвонивший?

1) две;

2) три;

3) четыре.

2. Каким должен быть телефонный разговор?

1) веселым;

2) кратким;

3) длинным.

3. В каком случае необязательно представляться позвонившему?

1) если звонит женщина;

2) если просят к телефону кого-то;

3) если это звонок на домашний телефон.

4. В каком месте следует отключать мобильный телефон?

1) в театре;

2) на пляже;

3) на улице.

5. Кто первым после телефонного разговора кладет трубку?

1) мужчина;

2) женщина;

3) не имеет значения.

6. Какую из перечисленных фраз ты бы использовал в телефонном разговоре?

1) извините за беспокойство, не откажите в любезности, будьте так добры, если вас не затруднит, позовите, пожалуйста, к телефону Анну Ивановну;

2) будьте так добры, если вас не затруднит, позовите, пожалуйста, к телефону Анну Ивановну;

3) позовите, пожалуйста, к телефону Анну Ивановну.

7. В каких случаях не говорят «Алло», снимая трубку телефона?

1) если произносят название фирмы, учреждения;

2) если звонок раздается в квартире поздно ночью;

3) если узнаешь по голосу знакомого человек.

8. Почему, набрав номер по сотовому телефону, желательно спросить: «Вы можете говорить?»?

1) чтобы быть уверенным, что этот человек хочет говорить с тобой;

2) чтобы перезвонить позже, если человек за рулем машины или он занят работой;

3) чтобы знать настроение человека.

9. Во время беседы с учителем Саше позвонил по мобильному телефону Кирилл. Выбери верный вариант ответа.

1) «Привет, Кирилл! Как мы и договаривались, я жду тебя на автобусной остановке».

2) «Извините, Анна Ивановна! Кирилл, перезвони, я занят!».

3) «Подождите, Анна Ивановна! Слушай, Кирилл, ты представляешь, что произошло…»

10. Руководитель принимает посетителя в своем кабинете, снимает трубку и начинает разговор по телефону. Посетитель ждет окончания разговора и потом начинает заново излагать суть своего дела. Снова раздается звонок, и все повторяется. Какое из простейших правил общения было нарушено руководителем?

1) краткость разговора;

2) точность изложения;

3) уважительное отношение к посетителю.

11. Отгадай загадку: «Два говорят, два глядят, два слушают».

1) телевизор;

2) телефон;

3) радиоприемник.

12. Сравни два диалога по телефону и определи, кто спровоцировал конфликт в связи с неумением говорить по телефону.

Первый диалог.

- Да?

- Здравствуйте. Могу я поговорить с Игорем Ивановичем?

- А вы куда звоните?

- Это издательство «Легион»?

- Да.

- Мне надо поговорить с директором.

- А вы кто?

- Сидоров Петр Петрович.

- Мне это ни о чем не говорит. Кто вы?

- Я учитель.

- Вы по какому вопросу?

- По личному.

- Что значит «по личному»?

- По личному значит – скажу лично ему.

- Без указания цели звонка я не соединяю.

- Вы не имеете права так со мной разговаривать!

- А вы меня не учите!

Второй диалог.

- Издательство «Легион». Секретарь у телефона. Здравствуйте.

- Здравствуйте. Могу ли я поговорить с Игорем Ивановичем?

- Как вас представить?

- Сидоров Петр Петрович, учитель.

- Минуточку подождите, пожалуйста.

- Спасибо.

1) секретарь.

2) учитель;

3) секретарь и учитель.

  1. «Внешность»:

1. О чем говорит внешний вид человека?

1) о культуре человека;

2) о положении в обществе;

3) о профессии человека.

2. Человек какой профессии не занимается разработкой и изготовлением одежды?

1) костюмер;

2) модельер;

3) закройщик.

3. Чему прежде всего должны соответствовать повседневная одежда?

1) рекомендации друзей;

2) времени года;

3) настроению.

4. Какая одежда уместна на отдыхе?

1) одежда делового стиля;

2) спортивная одежда;

3) карнавальная одежда.

5. Девушка достала из сумочки зеркальце, помаду и расческу. В каком месте она сможет воспользоваться этими предметами, не нарушая правил приличия?

1) в общественном транспорте;

2) на оживленной улице;

3) в уединенном месте.

6. Друзья собрались на спектакль. Саша надел темный костюм, светлую рубашку и кроссовки. Максим – начищенные ботинки, темные брюки и серый свитер. А Кирилл – спортивные брюки, белую майку и светлые туфли. Чья одежда соответствует месту посещения?

1) Саши;

2) Максима;

3) Кирилла.

7. Какая одежда не подойдет для улицы?

1) сценическая;

2) повседневная;

3) спортивная.

8. Кто такой элегантный человек? В каком ряду дано верное определение этого понятия?

1) со вкусом одетый, придерживающийся хороших правил поведения;

2) красивый, небрежно одетый, развязный, общительный и веселый;

3) одетый со вкусом, сквернословящий, неаккуратный и дерзкий.

9. Как следует относиться к своей обуви, чтобы она подольше прослужила тебе? Выбери верный ответ.

1) оставлять грязную обувь у порога до утра и ждать, пока грязь высохнет;

2) удалять грязь и просушивать ежедневно, обрабатывать обувным кремом;

3) вечером класть грязную обувь в пакет, а утром удалять грязь тряпкой.

10. Определи по одежде делового человека.

1) одежда опрятная, выглажена и вычищена: костюм неярких цветов, пиджак застегнут на все пуговицы, светлая рубашка из хлопка с длинными рукавами, галстук без яркого рисунка и узора, цвет обуви и цвет носков темнее брюк;

2) одежда опрятная, выглажена и вычищена: костюм яркого цвета и расстегнут, светлая рубашка с короткими рукавами, галстука нет, цвет обуви светлее брюк, светлые и короткие носки;

3) одежда опрятная, но не выглажена: яркая куртка, спортивные брюки, рубашка в клеточку из трикотажа, короткие носки, черные лакированные туфли.

11. Отгадай русскую народную загадку: «Собой не однака, а нужна однако, младенцу и мертвецу и доброму молодцу».

1) шапка;

2) ложка;

3) рубашка.

12. Распредели обувь по ее назначению, соединив слова из разных  колонок стрелочками:

1) сапоги

2) тапочки

3) кроссовки

1) для спорта

2) для дождя

3) для дома

Анкета

1. Как ты считаешь, ты добрая девочка? Почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что такое добрый человек?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Что такое злой человек?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Тебя хвалят? Кто? За что?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Бывает, что тебя ругают? Кто? Когда? Почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Кто тебе в группе больше всех нравиться?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Меньше всех нравиться?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Кого ты больше всего жалеешь?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Если бы ты увидела, что девочка плачет, что ты сделала бы? Что почувствовала бы?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Кто у вас в группе самый добрый?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Кто у вас в группе самый злой?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Есть такой человек, на которого бы ты хотела быть похожей? А ты такая же? Чем не такая же?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Список используемой литературы

1. Закон РФ «Об образовании».

2. Гайдина Л. И. Группа продленного дня. – М.: ВАКО, 2010. – 272 с.

3. Давидова А. В. Классные часы: 5 класс – М.: ВАКО, 2008 – 272 с.

4. Давидова А. В. Классные часы: 7 класс – М.: ВАКО, 2008. – 256 с.

5. Демидова О. Н. Будьте вежливы всегда. – Воронеж; И. П. Локоценин С. С., 2009. – 112 с.

6. Егорова Л. А. Классные часы: 6 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 208 с.

7. Караткова Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2006.

8. Кулькова В. Крупицы добра // дошкольное воспитание – 2007. – 38 с.

9. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2010. – 160 с.

10. Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. – Мю: АРКТИ, 2006. – 72 с.

11. Семенака С. И. Уроки добра – М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.

12. Семенака С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия. – М.: АРКТИ, 2005. – 79 с.

13. Суслов В. Н. Этикет. Учусь правилам поведения. 1- 4 классы. – Ростов и / Д: Легион, 2010. – 224 с.

14. Фалькович Т. А. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию. – М.: Вако, 2008. – 160 с.

15. Черепкова Е. Добрые слова. Уроки этикета и вежливости для детей. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ XXI в., 2009. – 188 с.

16. Шарышина Т. А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ «Ты мне нужен»

Воспитанный человек…Это понятие охватывает многие качества, в том числе и умение вести себя в обществе так, чтобы общение с окружающими было взаимно приятным и непринужденным. В семье, на работе, в го...

Программа взаимодействия школы и родителей "Семья и школа: навстречу друг другу"

Данная программа является продуктом дипломной работы "Взаимодействие школы  и родителей, как компонент социального партнерства" по программе "Менеджмент в образовании".В программе представлены ос...

Программа воспитательной работы«Нравственное воспитание. Я – человек. Я – личность» для учащихся 8-9 класса

8 класс. 2015-2016 гг. 1.     Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления. 2. Формирование у обучающихся нравственного отношения к окружающим....

Рабочая программа воспитательной работы 8 «б» класса на 2015-2017гг. «Нравственное воспитание. Я – человек. Я – личность».

Представленная программа рассматривает стратегию развития и усовершенствование классного ученического самоуправления в классе....

Программа воспитательной работы по нравственному воспитанию детей «Я – подросток»

Программа воспитательной работы с детьми старшего школьного возраста...

Программа воспитательной работы с учащимися 5-6 классов по теме: «Я и другие»

Сегодня, в начале третьего тысячелетия, естественно встает вопрос о том, с каким культурным и нравственным багажом будет жить в 21 веке человечество. Образование-необходимое условие движения в будущее...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности».

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...