Программа взаимодействия школы и родителей "Семья и школа: навстречу друг другу"
рабочая программа на тему

Пурлушкина Светлана Владимировна

Данная программа является продуктом дипломной работы "Взаимодействие школы  и родителей, как компонент социального партнерства" по программе "Менеджмент в образовании".

В программе представлены основная идея, задачи и направления   работы школы с семьей. Раскрыты основные направления, содержание и формы реализации программы, ожидаемые результаты. Проработан механизм оценки результатов, перспектвный план управления по основным видам деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_semya.doc555 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования

Муниципального Района «Корткеросский»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сторожевская средняя общеобразовательная школа»

Рекомендована

методическим советом школы

протокол:

№___ от «__»_____2012 г.

Утверждаю:

Директор МОУ «Сторожевская СОШ» А.М.Захаренко

«__»_________2012 г.

ПРОГРАММА

взаимодействия школы и  родителей

«СЕМЬЯ и школа:

навстречу друг другу»

(проект)

c. Сторожевск

2012  год


ПРОГРАММА

взаимодействия школы с родителями учащихся 1 – 11 классов  на период с 2011-2016г.

Составитель: педагог-организатор МОУ «Сторожевская средняя общеобразовательная школа» Пурлушкина С.В.

Участники программы: учащиеся, родители, лица их заменяющие, администрация школы, педагоги школы, педагог – организатор, психолог, социальный педагог, классные руководители.

Сроки и этапы реализации программы: 2011-2016 гг.

I. этап – организационный 2011 – 2012 годы:

  • анализ и диагностика взаимодействия педагогов, учащихся, родителей (семей);
  • формирование общественного мнения о значимости и необходимости работы с семьей;
  • организация планирования работы с семьей.

II. этап – реализация программы  2012 – 2015 годы:

  • организация работы по реализации программы;
  • отслеживание механизма работы школы с семьей;
  • создание подпрограммы, положений помогающих в работе с родителями.

III. этап – 2015 – 2016 годы – мониторинг реализации программы с последующей коррекцией.

Актуальность

психолого-педагогического

взаимодействия школы и родителей

Сегодня  взаимодействие между школой и родителями рассматривается  с учетом модернизации современной образовательной системы. Взаимодействие предполагает ориентацию на родителей как на «заказчиков» образовательных услуг, и, в то же время, активных, добросовестных и ответственных потребителей, способных правильно оценить их качество и принять участие в оптимизации учебной деятельности обучающихся в соответствии с образовательными запросами и современными требованиями к самооорганизации учебного процесса. Всё это предусматривает необходимость выстраивания долгосрочных взаимовыгодных отношений с родителями на принципах и условиях социального партнёрства. Взаимодействие школы и семьи выстраивается через новые формы сотрудничества,  обозначенные современной стратегией образования, заключающейся во ФГОС.

Устойчивость и прочность общества всегда выверялось семьей и семейными отношениями. Никакие государственные, политические, социальные формы человеческого бытия не заменят нравственного содержания семейного воспитания. Напротив, семейное начало оказывается первоосновой общественных отношений. Историк и педагог В.О.Ключевский в статье «Два воспитания» говорил о кажущейся ясности и простоте в отношениях между семьей и школой. Оба эти института не могут заменить друг друга, но могут помогать или вредить одно другому. Это зависит от того, как они делают свое дело – хорошо или плохо.

Взаимодействие педагога с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека.

На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте? На этот вопрос можно найти ответ в словах В. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно не допустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание».

Воспитательная функция семьи очень важна. Ребёнок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.

Воспитательная функция семьи имеет три аспекта:

1)Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношение к людям, к делу, к себе).

2) Формирование IQ сферы (способностей, приобретение знаний  и т.д.).

3) Формирование эмоционально-волевой сферы.

Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры и другое.

Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратить на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов.

Отсюда следует вывод: школе необходимо содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.

Важнейшие проблемы сегодня – увеличение числа проблемных семей и ослабление воспитательной функции семьи, низкий уровень духовной культуры общества, искажение нравственных ценностей, снижение социальной мотивации образования. Поэтому школа, педагогический коллектив должны усилить оказание помощи семье в воспитании детей, что и побудило создать программу «Семья».

 Программа  «Семья» - это  теоретическое воплощение идеи сотрудничества родителей и школьного коллектива, связи школы с социумом села, с общественными организациями и учреждениями; защита семьи, материнства, нравственного просвещения родителей и воспитания будущих родителей.

Философское основание программы составили взгляды на семью П.Ф.Каптерева, И.С Ильина. В. О. Ключевского, Ш.А. Амонашвили, С.Л.Соловейчика. Образовательное учреждение было, есть и остается одним из социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. П.Ф.Каптерев подчеркивал, что необходима неразрывная связь различных социальных институтов, которые оказывают влияние на развитие личности: семьи, системы образования, общества, государства.

Цель программы: формирование эффективной системы взаимодействия школы и родителей, способствующей достижению воспитательных эффектов.

Идея программы: установление доверительных партнерских отношений с семьей каждого ученика.

Основные задачи Программы:

1.       Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности класса и школы.

2.       Организация родительского просвещения на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители.

3.      Формирование основ здорового образа жизни  в семьях.

4.       Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков.

5.     Совершенствование форм  взаимодействия школа – семья. Усиление роли семьи в организации воспитательного процесса школы.

6.    Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.).

Основными направлениями работы школы с семьей являются:

  1. Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики (тематические классные часы и общешкольные родительские собрания, организация встреч со специалистами).
  2. Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному пространству (работа родительских активов классов, участие родителей в рейдах, в заседаниях Совета профилактики; активное вовлечение родителей в организацию классных и школьных мероприятий).
  3. Диагностика (обследование условий жизни и воспитания детей, наблюдение за семейной ситуацией, со стороны социального педагога школы, проведение простейших диагностических методик с привлечением психолога школы).
  4. Коррекционная работа является продолжением диагностической (оказание психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания).

Работа с родителям проводится:

1) со всеми родителями  в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;

2) с частью родителей в форме коррекционно - развивающих занятий, бесед по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок.

Правила работы:

  • к родителям каждого ребёнка нужно проявлять искреннее уважение;
  • общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;
  • изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным,

предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Работа с коллективом родителей предоставляет большие возможности: широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни школы.  Эта работа ведется в двух направлениях: повышение педагогической культуры и более совершенное в связи с этим выполнение ими обязанностей воспитателей своих детей, объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы.

Управление взаимодействием  школы  и семьи.

1. Создание совета по координации взаимодействия школы и семьи, в состав которого входят директор, заместители директора по воспитательной работе, педагог-организатор, представитель родительского комитета школы.

2. Организация работы  группы педагогов, которая проводит методическую работу, разрабатывает документы, положения о конкурсах, составляет методические материалы.

3. Изучение состояния проблемы и постоянное отслеживание результатов ее решения:

- создание рабочей группы (психолог, представитель администрации);

- разработка критериев, показателей и методик для отслеживания результатов реализации  программы;

- проведение «срезовых» методик (раз в 2 года);

- анализ результатов диагностики и представление их на августовском педагогическом совете.

4. Проведение тематических педагогических советов:

— Программы взаимодействия школы  и семьи в действии.

— Как развивать взаимодействие и сотрудничество педагогов и родителей? (совместно с родителями).

— Взаимодействие педагогов и семьи в повышении качества образования учащихся (совместно с родителями).

— Как формировать нравственность детей (совместно с родителями и активом детей).

  1. Координация работы в школе  и классных коллективах по психолого-педагогическому просвещению родителей.
  2. Выявление родительского актива в школе и его обучение по следующим вопросам:

— самоуправление родителей, родительский комитет школы и класса (положение о родительском комитете);

— методика подготовки и проведения заседаний родительских комитетов;

— организация родительских собраний;

— планирование работы родительского коллектива;

— подведение итогов работы в коллективе.

  1. Организация системы методической работы с педагогами по взаимодействию школы и семьи, предусматривающей фронтальные, групповые и индивидуальные формы.

8. Содействие  в совершенствовании взаимодействия учителей с семьями:

- обсуждение возможностей участия учителей в реализации программы;

- определение форм привлечения родителей к организации учебного процесса;

- составление перечня творческих семейных заданий по изучаемым дисциплинам и конкретным темам;

- обмен опытом, заслушивание отчетов учителей об участии в реализации программы;

- сбор и обобщение методических материалов по взаимодействию учителей с семьями.

9. Проведение совещаний администрацией школы по выполнению программы «Взаимодействие педагогов и семьи» (2 раза в год):

- привлечение родителей к организации учебного процесса;

- отчет о работе классных руководителей 5-х(9-х) классов;

- организация психолого-педагогического просвещения родителей;

- взаимодействие классных руководителей и учителей в работе с семьей, родителями;

- формирование субъектной позиции родителей;

- организация работы родительского комитета школы;

- отчет о работе родительского комитета школы.

10. Поощрение деятельности педагогов:

— выявление педагогов, творчески работающих с семьей, и премирование по итогам учебного года;

— проведение конкурса на лучший проект по проблемам работы с родителями;

— определение лучшего доклада на научно - практической конференции;

— присвоение опытным, профессионально работающим педагогам звания «Методист по работе с родителями»;

—проведение конкурса «Оригинальное родительское собрание (конкурс разработок или открытых мероприятий);

— творческие отчеты педагогов о работе с семьей (с участием родителей, детей);

— проведение конкурса на лучший план работы с родителями.

11. Поощрение деятельности родителей:

— оформление благодарственных писем от руководства школы самым активным родителям; - проведение конкурсов по итогам учебного года «Лучший родительский коллектив», «Лучший родительский комитет», «Самый активный родитель» и др.;

— присвоение званий Дружная семья (все члены семьи активно участвуют в жизни школы, класса);

— оформление Книги почета образцовых семей (фотографии, паспорт семьи, результаты их труда);

— знакомство с лучшими семьями и их достижениями через школьную печать, местную газету, школьный сайт.

12. Контроль за деятельностью родительского комитета школы (проверка готовности вопросов, явка на родительский комитет, план заседания и его реализация, выполнение принятых решений, реализация прав и выполнения обязанностей членами родительского комитета).

13. Контроль за деятельностью педагогов по взаимодействию с родителями, семьями:

- сбор информации о проведении родительских собраний;

- проверка плана работы классного руководителя с родителями и его реализации; посещение и анализ мероприятий, проводимых педагогами с родителями (родительских собраний, занятий с родителями, заседаний родительских комитетов, совместных мероприятий родителей и детей);

- учет деятельности педагогов по совершенствованию своего профессионального мастерства в работе с родителями.

Направления и формы взаимодействия:

1. Изучение семей учащихся.

Психолого-педагогическая диагностика:

  • наблюдение
  • беседа
  • тестирование (Тест «Я – родитель, я – приятель?!»)
  • анкетирование («Знакомство с родителями», «Ваш ребенок» в 1 классе)
  • материалы детского творчества

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Умело организованное продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребёнка в их глазах.

  • родительские собрания
  • конференции, лекции
  • тренинги
  • индивидуальные и тематические консультации
  • беседы
  • оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов,

фотомонтажи, выставки работ учащихся.

3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Поскольку родители являются социальным заказчиком школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и классе, это:

  • открытые уроки;
  • внеклассные мероприятия; (совместные классные и общешкольные традиционные  праздники семьи, посвященные Дню пожилого человека, Дню Матери, новогодние праздники, День защитников Отечества, Международный женский день 8Марта, Праздник Победы, семейные спортивные праздники, выпускные вечера, дни  здоровья);
  • шефская помощь.

4.Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.

·         участие родителей  в работе родительского комитета класса и школы;

·         участие родителей класса в работе совета школы.

Основные направления, содержание и формы реализации программы


Направления

Содержание и формы
деятельности

1.

Организационная деятельность классного руководителя по взаимодействию с родителями, семьёй

А) изучение семей (социальный паспорт класса);
Б) отбор, составление и проведение методик по изучению семьи;
В) выявление возможностей родителей для участия в организации воспитательной работы с детьми, в решении проблем школы;
Г) изучение запроса, заказа родителей на содержание и формы обучения их детей;
Д) знакомство родителей с учебным планом, программами, вариантами обучения;
Е) выявление родителей, способных к организаторской работе, подготовка и проведение родительского собрания;
Ж) обеспечение и стимулирование работы родительского комитета;
З) организация психолого-педагогического просвещения родителей;
И) распределение поручений между родителями по участию в делах класса.

К) Составление программы развития ребенка.

Л) Проведение педагогических консилиумов по координации воспитательных воздействий на ребенка, реализации программы его развития.

2

Развитие отношений взаимопонимания и взаимоуважения между родителями и детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А) изучение взаимоотношений в семье (сочинения, анкеты, рисунки, воспитывающие ситуации);
Б) создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям:
- организация поздравлений с праздниками, днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей);
- создание атмосферы повышенного внимания к родителям, заботы о них («Как помогли родителям?» «Чем помочь родителям?» «Чем порадуем, как порадуем родителей?»);
- творческие встречи с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях;
- организация выставок результатов труда родителей.
В) работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье:
- знакомство родителей с традициями, которые развивают отношения в семье (проведение семейных праздников, поздравления с важными событиями в семье каждого члена семьи, распределение обязанностей между родителями и детьми);
- пропаганда опыта формирования положительных отношений в семье, одобрение родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребенка в семье;
Г) организация совместной деятельности родителей и детей:
- организация семейных конкурсов – «читающая семья», «спортивная семья», «дружная семья», конкурс семейных газет;
- представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семье;
- проведение совместных дел (турпоходы, трудовые дела, оформление кабинета, генеральные уборки, экскурсии);
- выполнение творческих семейных заданий при подготовке мероприятий (оформление наглядности, выступление, представление проекта);
- выполнение семейных заданий по учебным предметам (произвести расчеты, описать наблюдения, провести опыты);
Д) проведение совместных занятий, практикумов родителей и детей, например, по проблемам общения;
Е) создание совместных объединений по интересам, клубного типа.

 

3

Организация работы коллектива родителей

А) развитие самоуправления в классном родительском коллективе:
- повышение роли, статуса родительских собраний как органов самоуправления, совершенствование методики их проведения;
- организация коллективного обсуждения и принятие решений по всем вопросам, затрагивающим интересы родителей и детей;
- проведение на родительских собраниях коллективного планирования работы на год, главных событий, мероприятий;
- организация коллективного анализа работы школы и класса за учебный год, а также основных проблем и событий в коллективе;
- выборы родительского комитета;
- организация систематической работы родительского комитета,
- обеспечение реальных полномочий родительского комитета, его прав и обязанностей,
-  создание временных комиссий при родительском комитете с учетом проблем класса, школы и родителей,
-  привлечение родительского актива к обсуждению планов воспитательной работы, основных документов, которые затрагивают интересы детей,
-  привлечение родителей к организации общешкольных дел, создание родительских советов дел, проблемных и творческих групп,
- организация контроля за режимом работы детей, питанием, здоровьем и проведением оздоровительных мероприятий.

4

Психолого-педагогическое просвещение родителей

А) Организационная работа в классных коллективах:
- изучение образовательных ориентаций родителей;
- сбор заявок на встречу со специалистами;
- обсуждение проблем воспитания детей для составления тематики различных форм просвещения родителей;
- привлечение родителей к подготовке и проведению занятий.
Б) Совершенствование форм психолого-педагогического просвещения родителей:
- использование активных форм проведения занятий, предусматривающих диалог, субъектную позицию родителей (вопросы от родителей и коллективный поиск ответа при комментарии специалиста, решение проблемных ситуаций, обмен опытом, дискуссия);
- организация групповой работы родителей при подготовке и проведении занятий, предусматривающей «мозговую атаку» в процессе коллективного поиска способов решения проблемы, разработки рекомендаций по обсужденному вопросу, составлении памяток, проектов, предложений;
- расширение групповых форм просвещения родителей, связанных с особенностями пола детей, типичными проблемами в воспитании отдельных групп детей;
- организация индивидуального просвещения родителей (совместные беседы-поиски по проблемам ребенка, подбор литературы, организация консультаций со специалистами, составление памяток, совместное планирование действий по решению конкретной проблемы ребенка);
- информация о наиболее интересных и полезных публикациях, книгах по проблемам, которые волнуют родителей;
- подготовка печатных материалов, включающих конкретные советы и рекомендации по изучаемому вопросу, список публикаций.

Ожидаемые результаты:

1.Установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства.

2.Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей,  вовлечение родителей в педагогическое самообразование.

3. Формирование культуры здорового образа жизни.

4. Привлечение родителей  к активной созидательной, воспитательной практике; развитие   национальных духовных традиций.

5. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной  досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы.

6. Организация системы работы по формированию у старшеклассников осознанного отношения к будущему родительству.

7. Привлечение родителей к государственно-общественному управлению школой.

Механизм  оценки   результатов включает следующие критерии:

  • наличие банка данных проблемных семей школы;
  • снижение количества неблагополучных семей в школе;
  • уровень  педагогической компетентности родителей;
  • уровень вовлеченности в реализацию  Программы   учителей, родителей и учащихся  школы;
  • положительные отзывы  участников  Программы;
  • новые формы сотрудничества, взаимодействия  семьи и школы;
  • более высокая удовлетворенность родителей работой школы;
  • снижение количества правонарушений среди учащихся.

Критерии организации оптимальной стратегии взаимодействия педагогов с семьёй:

*учёт социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей по различным проблемам;

*взаимодействие с родителями, осуществляемое на позициях сотрудничества и диалога;

*использование форм работы с семьёй, повышающих активность родителей;

*выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта, опыта семейного воспитания.

Перспективный план управления по основным видам деятельности

Виды деятельности

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.Диагностика семей

1. Условия жизни и воспитания в семье.  Анкеты для родителей. Анкеты для классных руководителей.

2. Положение детей в системе внутрисемейных отношений. Тест «Кинетический рисунок семьи»; методика ДДЧ (дом – дерево – человек).

3. Характеристика нравственного микроклимата семей и ее традиций.

4. Выявление взаимоотношений семьи и общества  и поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия школы, семьи и общества (Анкета).

5. Анализ воспитанности в семье (Анкета).

6. Карта - характеристика  на учащегося.

7. Составление социального паспорта школы.

8. Выявление школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Октябрь

Декабрь

В течение года

Апрель

Октябрь

Сентябрь

В течениегода

Классные руководители

Соц. педагог

Психолог

Зам. дир. по ВР

Педагог-организатор

2. Пропаганда психолого-педагогических знаний

1. Тематические классные родительские собрания

2. Общешкольные  родительские собрания.

3. Деловые  игры.

4. Круглые столы.

5. Информационный бюллетень «О вас и для вас, родители!»

6. Школа родителей будущих первоклассников.

7. Психолого-педагогический лекторий. (Для разных категорий семей).

8. Консультации для родителей

(Индивидуальные встречи для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников)

1 раз в четверть

4 в раз год

1 раз в год

По плану

Октябрь

В течение года

В течение года

Классные руководители

Администра-ция

Зам. дир. по ВР,

Педагог-организатор

Учитель нач. классов

Соц. педагог

Классные руководители

3. Работа с родительским активом

1. Организация акций:  «Здоровый образ жизни – это стильно»

2. Организация недели: «Семья и школа».

3. Организация праздников: «День Знаний», «День матери», «Масленица», «Новый год», «Последний звонок», «Выпускной вечер».

4. Дежурство во время общешкольных праздников.

5. Рейды. Посещение семей.

6. Подготовка и проведение родительских собраний.

7. Помощь  в организации ремонта  классов и школы.

8. Оказание помощи родителям из многодетных и малообеспеченных семей через  центр Социальной защиты.        

октябрь

ноябрь

По плану

По плану

По

необходимости

Июнь – август

По необходимости

Зам. директора по УВР, педагог-организатор

соц. педагог.

Преподава-тель – организатор  ОБЖ и род.комитет

1.  Модули тем в образовательных областях и дисциплинах:

Литература: семейная тема на страницах художественных произведений русских писателей.

История России: история семейного воспитания в России.

Обществознание: Семейный кодекс.

Иностранный язык: тема «Семья».

Основы безопасности жизнедеятельности: семейные отношения.

Экономика: как распределять бюджет семьи

Технология: Культура дома

В течение года

Учителя – предметники

5. Работа с семьями «Группы риска»

1. Организация работы отдыха в летний период.

2. Посещение семей.

3. Проведение консультаций для родителей.

4. Приглашение на Совет профилактики.

5. Заседания совета профилактики (совместно с родителями)        

6. Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания.

7. Оказание содействия родителям в вовлечение детей в кружки и секции

8. Проведение рейдов по соблюдению распорядка дня учащимися из категории риска

Май –август

По плану,  По-  необходи-мости в течение года  

Зам. дир. по ВР, педагог-организатор,

соц. педагог и классные руководители

педагогический коллектив  

6. Работа с педагогическим коллективом

1. Консультации по результатам диагностики.

2. Выработка рекомендаций по работе с разными группами детей.

3. Проведение педконсилиумов.

4. Проведение тематических педсоветов.

5. Проведение деловых игр, семинаров – практикумов для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми и семьями.

6. Обобщение опыта работы с семьями.

По плану школы

Зам. директора по УВР, педагог-организатор,  соц. педагог.

Преподава-тель – организатор  ОБЖ и род.комитет

7.Школьные традиции

1. День открытых дверей.

2. «Папа, мама,  я – спортивная семья».

3. Предновогодняя ярмарка.

4. Неделя «Семья и школа».

5. День здоровья.

6. День матери.

7. Выпускной вечер.

8. «Операция – каникулы!»  

9. Семейные вечера: Дети + родители.

10. Конкурсы фотографий, рисунков, сочинений, и т.д.

11. Творческие выставки детских работ.

В течение года

  Зам. директора по ВР, педагог-организатор, и соц. педагог.

8. Взаимосвязь: с социумом, с общественными

организациями и учреждениями.

1. Приглашение с беседами специалистов из центра занятости населения, ГАИ, милиции, больница и т.д.

2. Организация и проведение медосмотра.

3. «Операция – каникулы!»  (ДК, сельская библиотека, Детский центр).

4. Совместные мероприятия с ДК, библиотекой, больницей, спорткомитетом, детским садом.

5. Работа в комиссии по неблагополучным семьям при администрации сельского поселения «Сторожевск».  

6. Приглашение на общешкольные родительские собрания: работников культуры, администрации сельского поседения «Сторожевск», участкового, медицинских работников.

8. Работа по преемственности образования детский сад – школа (совместные педсоветы, методические совещания, индивидуальные встречи, школа будущего первоклассника, приглашение на праздники)

В течение года

Администра-ция школы,  

Зам. директора по УВР, педагог-организатор,  соц. педагог.

Преподаватель – организатор  ОБЖ и родительский комитет

Темы родительских собраний и родительского лектория по вопросам воспитания

класс

 1 четверть
Организация учебно-
воспитательного процесса;
Важные вопросы воспитания.

 2 четверть
За здоровый образ жизни!

 3 четверть
Роль семьи в воспитании
ребенка.

 4 четверть
Семья и школа – партнеры в
воспитании ребенка

 1

 Трудности адаптации
первоклассников к школьным
условиям. Режим дня

 Психолого-физиологические
особенности детей младшего
школьного возраста

 Условия семейного воспитания

 Общение. Его роль в развитии
личности младшего школьника

 Как помочь ребенку учиться?

 О дружбе детей и родителей

 Роль семьи в формировании
нравственных качеств у ребенка

 Типы семей и стили семейного
воспитания

 3

 Организация досуговой деятельности в семье

 Детская агрессивность, ее причины
и последствия

 Методы воспитания: поощрения
и наказания в семье

 Воспитание у детей навыков и
привычек культурного поведения

 4

     Багаж знаний выпускника начальной школы.

 Забота родителей о здоровье детей

  Пример родителей – один из
ведущих факторов воспитания

 Как помочь выпускнику Начальной
школы подготовиться к 5-му классу

 5

 Трудности адаптационного периода

  Основы валеологического воспитания
детей среднего школьного возраста

 Вежливое общение в семье

 Культура речи ребенка

 6

 Трудный возраст.
Психофизиологические особенности
шестиклассника. Авторитет
родителей.

 Профилактика заболеваний
и вредных привычек

 Тревожные дети. Причины тревоги
и страхов детей, способы их
преодоления

 Пять тактик семейного воспитания.
Типы семейных взаимоотношений

 7

  Нравственное воспитание подростка
в семье

 Создание в семье условий
для укрепления здоровья,
предупреждение утомляемости и
нервных заболеваний у подростков

 Компьютер –друг или враг ?
(Практикум с использованием
компьютерной техники)

 Почему дети лгут? Мотивы и причины
склонности детей ко лжи

 8

  Акселерация. Половые различия и
половое созревание. Особенности
полового просвещения подростков

 Курение и статистика

 Роль семьи в формировании
правосознания у подростков

 Убеждение и внушение как методы
воспитания личности

 9

 Школа общения с ребенком.
Подросток и взрослые. Как вести
себя со своим ребенком

 Роль и ответственность семьи в профилактике алкоголизации
подростков

 Профориентация в семье

 Роль семьи в подготовке детей к
экзаменам

10

Юношеский возраст и его психолого-
физиологические особенности

Наркомания. Проблемы и ошибки
воспитания.

Культурные ценности семьи и их
значение для старшеклассников

 Профессиональная ориентация
старших школьников

11

Авторитет родителей, его источник и прочность

Синдром приобретенного
иммунодефицита (СПИД)–миф или
реальность?

Правовая культура старшеклассника

Ценностно-ориентированный портрет

 выпускника

Примерные  темы  классных родительских собраний:

1 класс

-Адаптация ребёнка в новых условиях.

- Настоящая и мнимая любовь к детям.

- Воспитание у детей интереса к чтению.

- Итоговое собрание совместно с детьми.

2 класс.

- О десятибалльной системе оценивания.

- Первые отметки – первые радости и огорчения.

- Итоги первой четверти.

- Вот и стали мы на год взрослей (презентация)

3класс.

- Задачи обучения и воспитания учащихся на новый учебный год.

- Воспитание сознательной дисциплины у учащихся.

- Требования к выполнению домашнего задания.

- Трудовое воспитание в семье.

4класс

 - Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника

-  Как уберечь ребёнка от насилия.

- Изучение английского языка.

- Учёба – наш главный труд.

5класс

- Младший подросток и его особенности.

- Воспитание у школьников ответственного отношения к учению.

- Режим дня младших подростков.

- Забота родителей о физическом развитии и здоровье младших подростков

- Итоги года. Отдых подростков летом.

6 класс.

- Роль домашнего задания в учебной деятельности.

- Телевидение. Компьютер. Сотовый телефон. Польза и вред.

- Первые проблемы подросткового периода.

- Как сохранить здоровье школьника.

7а класс

- Профориентация. Уровень самооценки.

- Итоги учёбы. Учеба в лицее.

- Уровень активности учащихся на уроках, качество подготовки домашнего задания.

- Итоги года: достижения учащихся.

7б класс

- Плохие отметки и их причины.

- Увлечения и интересы семиклассников

- Роль отца и матери в семье.

 - Итоги года.

8а класс

- Старший подростковый возраст. Задачи обучения и воспитания в 8-ом классе.

-  Половое воспитание.

- Жизненные цели подростков (профориентационная работа)

- Психолого-педагогическая диагностика. Работа группы родительской поддержки (родтройка).

- Совместное собрание с учителями-предметниками «Основные направления обучения в связи с подготовкой к экзаменационному 9 классу»

8б класс

- Выбор профессии. Профессиональное самоопределение учащихся.

- Конфликты.

- Компьютеры и Интернет в жизни школьника.

- Новая форма проведения итоговой аттестации в 9х классах.

9а класс

- О  трудностях обучения.

- Как научиться быть ответственным за свои поступки.

- Итоги учёбы. Этика поведения.

- Склонности и интересы подростков в выборе профессии.

9б класс

- Подросток, характер, проблемы.

- Формирование профессиональных интересов учащихся в семье.

- Экзамен без стресса.

-Знакомство с положением об экзаменах.

Новая форма проведения экзаменов в 9х классах.

10а класс

- Отношение окружающим людям.

- День из жизни.

- Поговорим с учителями нашего класса.

- Впереди каникулы – проведём с пользой для себя и окружающих.

10б класс

- Знакомство с родителями. Методы работы с новым коллективом.

- Итоги успеваемости за 1 полугодие.

- Посещение уроков и опоздания.

- Итоговое собрание.

11а класс

- Роль традиции семьи и мнения родителей в выборе будущей профессии.

- Профессии, которые выбирают наши дети.

- Компания в жизни старшеклассника.

- Психологическая зрелость. О подготовке к экзаменам.

11б класс

- Выполнение договора о взаимодействии родителей и школы.

- Выбор профессии.

-  Собрание по подготовке  к ЕГЭ проведено 3 раза в связи с изменениями ----- Положения по ЕГЭ.


Список используемой литературы:

  1. Алтухова Г. Речь как инструмент профессии //Библиотека. – 2000. - № 5. – С. 65 – 67.
  2. Аусенко Е. Талант быть собеседником //Библиотека. – 1997. - № 12. – С. 24 – 25.
  3. В помощь классному руководителю.-Мн.:ООО "Классико-принт", 2003.
  4. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. – Знание, 1998.
  5. Головинова Г.Н. Семья – забота общая. М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2010. – 136 с.
  6. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. /Под ред.М.И. Рожкова. - М.: ВЛАДОС, 2001.
  7. Нагарова Н. Новый взгляд на старые проблемы //Библиотека. – 1997. - № 12. – С. 34 – 35.
  8. Недведцкая М.Н. Управление качеством педагогического взаимодействия  школы и семьи. Монография. – М.: АПК и ППРО, 2005.
  9. Недведцкая М.Н. Педагогическое взаимодействие школы и семьи: Программа курса специализации и повышения квалификации педагогических работников образования. – М.: АПК и ППРО, 2004.
  10. Олейников А. Не ребенок, но еще и не взрослый //Библиотека. – 1999. - № 10. – С. 42 – 43.
  11. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2002.
  12. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. - М.: Творческий центр "Сфера", 2004.
  13. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. - М., 2000.
  14. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч). - Волгоград: Учитель, 2004.
  15. Щуркова. Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое  общество России, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Школа и школьники: навстречу друг другу" (10 класс)

Урок-размышление, урок-игра в форме общения учителя и учеников - это первый урок литературы в 10 классе....

Программа взаимодействия школы и семьи

Воспитательная программа класса...

ГИА Движение по прямой(навстречу друг другу)

Обучающий модуль для дистанционной самоподготовки...

Семья и школа: навстречу друг другу!

Семья и школа: навстречу друг другу!...

Программа по воспитательной работе с родителями "Семья и школа. Шаги навстречу друг другу"

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это мо...

Программа профилактики асоциального поведения детей и подростков (обучающихся) в условиях общеобразовательной организации «Навстречу друг другу»

Программа профилактики асоциального поведения детей и подростков (обучающихся) в условиях общеобразовательной организации «Навстречу друг другу» 2022-2025...

Профилактическая психолого-педагогическая программа "Навстречу друг другу"

Программа ориентирована на профилактику семейного неблагополучия посредством формирования конструктивных навыков взаимодействия в детско-родительских отношениях...