"Школа и школьники: навстречу друг другу" (10 класс)
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Урок-размышление, урок-игра в форме общения учителя и учеников - это первый урок литературы в 10 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_kl_pervyy_urok_literatury.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-размышление
Урок-игра
Первый урок литературы в 10 классе
(в свободной форме общения
учителя и учеников)
«Школа и школьники:
навстречу друг другу»
ШКОЛА И ШКОЛЬНИКИ: НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ
Конфуций, китайский мудрец
Учу только того, кто сам ищет знаний.
Демокрит, древнегреческий ученый
Утверждал, что стремиться нужно не к полному знанию, а к полному разумению.
Макс Теодор Феликс фон Лауэр, физик, лауреат Нобелевской премии за 1914 год
Не так важно приобретенное знание, как развитие способности мышления. Образование – это то, что остается после того, как все выученное забудется.
Рабиндранат Тагор, индийский писатель, лауреат Нобелевской премии
Если перед ошибками
Ты замыкаешь ход,
Ты забываешь об истине:
Как же она войдет!
Компьютер
Изобретение Блезам Паскалем еще в 17 веке счетной машинки не избавило учеников от заучивания таблицы умножения. В свою очередь, появление компьютеров не освобождает нас от необходимости читать книги, учиться думать, быть умным.
В офисах Майкрософт можно встретить такой лозунг: «Машины должны работать, люди – думать».
Говорят, будто бы у Норберта Винера, основоположника кибернетики, спросили: а может ли случиться, что компьютер станет умнее людей? И Винер ответил: «Может! Если люди поглупеют».
Дровосек
Лотар Зайверт, метр западного менеджмента, любил рассказывать эту притчу.
Один человек, гуляя по лесу, повстречал дровосека, который долго и упорно пилил сваленное дерево. Прохожий подошел поближе, чтобы разглядеть, почему работа дается с таким трудом, и сказал: «Извините, но мне кажется, что ваша пила совершенно затупилась! Почему бы вам ее не заточить?» На что дровосек простонал: «Для этого у меня нет времени – я должен пилить!»
Математика
Когда знаменитому математику Гауссу было 6 лет, он учился в школе маленького городка. Однажды учитель дал следующую задачу по арифметике: «Кто из вас скорее сосчитает сумму 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10?» Через некоторое время, когда все еще кругом считали, маленький Гаусс поднял руку и сказал: «Я решил». – «Как ты мог решить это так быстро?» - воскликнул учитель. Неизвестно в точности, что ответил тогда Гаусс, но, вероятно, он ответил следующим образом: «Если бы я складывал как обычно, это было бы долго и можно было бы ошибиться. Но посмотрите: 1+10=11; 2+9=11 и т.д., то есть пять пар по 11, что составляет в сумме 55».
Библия
Не всегда наш путь постижения истин устлан розами удач, бывают и поражения. Именно в эти кризисные минуты мы порой задумываемся: на сколько успех обучения зависит от преподавателя, а насколько – от нас.
В Евангелии от Матфея (гл. 13, ст. 3-23) приводится притча о сеятеле, рассказанная Иисусом. Разбросанные сеятелем зерна попали в разные места: одни упали у дороги, «налетели птицы и поклевали то»; другие «упали на места каменистые» и были высушены солнцем; третьи упали в тернии, и те «заглушили их»; но некоторые из посеянных зерен «упали на добрую землю и принесли плоды: одно во сто крат».
И ученики спросили Христа: «Для чего притчу говоришь?»
На что Иисус сказал: «Слово учителя попадает на разную почву, но лишь посеянное на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен: один во сто крат».
Анаксимей, древнегреческий философ
Во время прогулки в тенистой роще Анаксимея спросил один из его учеников: «Скажите, почему вас так часто одолевают сомнения? Вы прожили долгую жизнь, набрались опыта. Неужели и для вас осталось много невыясненных вопросов?» В раздумье философ очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой: «Твои знания – это маленький круг, а мои – большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем более будет возникать у тебя проблемных вопросов».
Н.В.Гоголь
Друг мой, храни вас бог от односторонности: с нею всюду человек произведет зло: в литературе, на службе, в семье, в свете, словом – везде. Глядите разумно на каждую вещь и помните, что в ней могут быть две совершенно противоположные стороны, из которых одна до времени вам не открыта.
Мудрый старец
Зажав в ладонях бабочку и готовый в любой момент ее раздавить или отпустить, великий властелин спросил у мудрого старца:
- Скажи мне, мудрейший, жива бабочка или мертва?
- О, великий! – ответил старец. – Все в твоих руках!
Блиц-опрос «Самый-самый»
Назовите произведения, которым можно присвоить номинации:
- самое грустное,
- самое смешное,
- самое таинственное,
- самое трогательное.
Назовите персонажей литературных произведений, о которых можно сказать:
- самый унылый,
- самый беспечный,
- самый злой,
- самый веселый,
- самый трусливый,
- самый добрый,
- самый упрямый,
- самый чувствительный,
- самый загадочный.
Игра «Кому принадлежат эти чувства?»
Представим себе, что наши знакомые персонажи литературных произведений потеряли свои чувства, а мы их нашли. Наша задача: вернуть им чувства.
- Оптимизм. – Грусть. – Зависть. – Любовь. – Ревность. – Уныние. – Жестокость. – Нежность. – Совесть. – Страх. – Тоска. – Дружба.
Неотъемлемые права читателя (Д.Пеннак)
Читатель имеет:
- Право не читать.
- Право перескакивать (пропускать страницы, не читая их).
- Право не дочитывать до конца.
- Право перечитывать.
- Право читать что попало.
- Право читать где попало.
- Право втыкаться (пролистывать книгу).
- Право читать вслух.
- Право молчать о прочитанном.
Прочтите, обдумайте и оцените всю серьезность и одновременно юмор этого документа. Напишите об этом все, что думаете.
- Как ты относишься к этим правилам?
- Какие из них принимаешь? Какие нет?
- Какими правами нужно, по-твоему, дополнить этот Билль о правах читателя?
- Совместим ли этот документ со школой и уроками литературы?
Анкета
- Какие книги мне больше всего нравятся (выбрать три самых-самых и подчеркнуть):
А) детективы;
Б) стихи;
В) исторические и приключенческие романы;
Г) фантастика;
Д) любовные романы;
Е) триллеры («ужастики»);
Ж) боевики;
З) классическая литература;
И) юмористические произведения;
К) книги о моих сверстниках;
Л) энциклопедии и другие познавательные книги.
- Самая любимая книга - …
- Самый любимый автор - …
- Самый любимый литературный герой - …
- Я читаю (всегда, часто, редко, иногда, чуть-чуть…) книги по школьной программе, потому что …
- Мне приходится иметь дело с компьютером:
А) никогда;
Б) редко;
В) часто;
Г) я практически сросся с компьютером.
7. Я так понимаю, Интернет – это …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа ЧОУ-СОШ «Новый путь» по патриотическому воспитанию школьников «Мы нужны друг другу» на 2012 - 2017 годы»
Программа рассчитана на пять лет, в основе ее лежит воспитание комплекса таких качеств, как нравственность и патриотизм, культура и физическое здоровье, уважение к национальным традициям и духов...
Программа взаимодействия школы и родителей "Семья и школа: навстречу друг другу"
Данная программа является продуктом дипломной работы "Взаимодействие школы и родителей, как компонент социального партнерства" по программе "Менеджмент в образовании".В программе представлены ос...
открытый урок "Как люди и животные помогают друг другу" (4 класс)
Открытый урок по теме "Как люди и животные помогают друг другу" в 4 классе....
Интерактивная игра "Знакомые незнакомцы: хорошо ли мы знаем друг друга" (5 класс)
Классный час в 5 классе «Знакомые незнакомцы: хорошо ли мы знаем друг друга»(участвуют четыре команды: учителя, родители и две команды детей)Цели: создать единое образовательное пространство в к...
Семья и школа: навстречу друг другу!
Семья и школа: навстречу друг другу!...
Программа по воспитательной работе с родителями "Семья и школа. Шаги навстречу друг другу"
Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это мо...
План-конспект урока английского языка «Как люди и животные помогают друг другу» 4 класс
План-конспект урока английского языка по теме «Как люди и животные помогают друг другу». УМК "Enjoy English", 4 класс....