"Школа и школьники: навстречу друг другу" (10 класс)
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Мордань Наталья Юрьевна

Урок-размышление, урок-игра в форме общения учителя и учеников - это первый урок литературы в 10 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_kl_pervyy_urok_literatury.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-размышление

Урок-игра

Первый урок литературы в 10 классе

(в свободной форме общения

учителя и учеников)

«Школа и школьники:

навстречу друг другу»

ШКОЛА И ШКОЛЬНИКИ: НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ

Конфуций, китайский мудрец

        Учу только того, кто сам ищет знаний.

Демокрит, древнегреческий ученый

        Утверждал, что стремиться нужно не к полному знанию, а к полному разумению.

Макс Теодор Феликс фон Лауэр, физик, лауреат Нобелевской премии за 1914 год

        Не так важно приобретенное знание, как развитие способности мышления. Образование – это то, что остается после того, как все выученное забудется.

Рабиндранат Тагор, индийский писатель, лауреат Нобелевской премии

        Если перед ошибками

        Ты замыкаешь ход,

        Ты забываешь об истине:

        Как же она войдет!

Компьютер

        Изобретение Блезам Паскалем еще в 17 веке счетной машинки не избавило учеников от заучивания таблицы умножения. В свою очередь, появление компьютеров не освобождает нас от необходимости читать книги, учиться думать, быть умным.

        В офисах Майкрософт можно встретить такой лозунг: «Машины должны работать, люди – думать».

        Говорят, будто бы у Норберта Винера, основоположника кибернетики, спросили: а может ли случиться, что компьютер станет умнее людей? И Винер ответил: «Может! Если люди поглупеют».

        

Дровосек

        Лотар Зайверт, метр западного менеджмента, любил рассказывать эту притчу.

        Один человек, гуляя по лесу, повстречал дровосека, который долго и упорно пилил сваленное дерево. Прохожий подошел поближе, чтобы разглядеть, почему работа дается с таким трудом, и сказал: «Извините, но мне кажется, что ваша пила совершенно затупилась! Почему бы вам ее не заточить?» На что дровосек простонал: «Для этого у меня нет времени – я должен пилить!»

Математика

        Когда знаменитому математику Гауссу было 6 лет, он учился в школе маленького городка. Однажды учитель дал следующую задачу по арифметике: «Кто из вас скорее сосчитает сумму 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10?» Через некоторое время, когда все еще кругом считали, маленький Гаусс поднял руку и сказал: «Я решил». – «Как ты мог решить это так быстро?» - воскликнул учитель. Неизвестно в точности, что ответил тогда Гаусс, но, вероятно, он ответил следующим образом: «Если бы я складывал как обычно, это было бы долго и можно было бы ошибиться. Но посмотрите: 1+10=11; 2+9=11 и т.д., то есть пять пар по 11, что составляет в сумме 55».

Библия

         Не всегда наш путь постижения истин устлан розами удач, бывают и поражения. Именно в эти кризисные минуты мы порой задумываемся: на сколько успех обучения зависит от преподавателя, а насколько – от нас.

        В Евангелии от Матфея (гл. 13, ст. 3-23) приводится притча о сеятеле, рассказанная Иисусом. Разбросанные сеятелем зерна попали в разные места: одни упали у дороги, «налетели птицы и поклевали то»; другие «упали на места каменистые» и были высушены солнцем; третьи упали в тернии, и те «заглушили их»; но некоторые из посеянных зерен «упали на добрую землю и принесли плоды: одно во сто крат».

        И ученики спросили Христа: «Для чего притчу говоришь?»

        На что Иисус сказал: «Слово учителя попадает на разную почву, но лишь посеянное на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен: один во сто крат».

Анаксимей, древнегреческий философ

        Во время прогулки в тенистой роще Анаксимея спросил один из его учеников: «Скажите, почему вас так часто одолевают сомнения? Вы прожили долгую жизнь, набрались опыта. Неужели и для вас осталось много невыясненных вопросов?» В раздумье философ очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой: «Твои знания – это маленький круг, а мои – большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире  круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем более будет возникать у тебя проблемных вопросов».

Н.В.Гоголь

        Друг мой, храни вас бог от односторонности: с нею всюду человек произведет зло: в литературе, на службе, в семье, в свете, словом – везде. Глядите разумно на каждую вещь и помните, что в ней могут быть две совершенно противоположные стороны, из которых одна до времени вам не открыта.

Мудрый старец

        Зажав в ладонях бабочку и готовый в любой момент ее раздавить или отпустить, великий властелин спросил у мудрого старца:

- Скажи мне, мудрейший, жива бабочка или мертва?

- О, великий! – ответил старец. – Все в твоих руках!

Блиц-опрос «Самый-самый»

        Назовите произведения, которым можно присвоить номинации:

- самое грустное,

- самое смешное,

- самое таинственное,

- самое трогательное.

        Назовите персонажей литературных произведений, о которых можно сказать:

- самый унылый,

- самый беспечный,

- самый злой,

- самый веселый,

- самый трусливый,

- самый добрый,

- самый упрямый,

- самый чувствительный,

- самый загадочный.

Игра «Кому принадлежат эти чувства?»

        Представим себе, что наши знакомые персонажи литературных произведений потеряли свои чувства, а мы их нашли. Наша задача: вернуть им чувства.

        - Оптимизм. – Грусть. – Зависть. – Любовь. – Ревность. – Уныние. – Жестокость. – Нежность. – Совесть. – Страх. – Тоска. – Дружба.

Неотъемлемые права читателя (Д.Пеннак)

        Читатель имеет:

  1. Право не читать.
  2. Право перескакивать (пропускать страницы, не читая их).
  3. Право не дочитывать до конца.
  4. Право перечитывать.
  5. Право читать что попало.
  6. Право читать где попало.
  7. Право втыкаться (пролистывать книгу).
  8. Право читать вслух.
  9. Право молчать о прочитанном.

Прочтите, обдумайте и оцените всю серьезность и одновременно юмор этого документа. Напишите об этом все, что думаете.

- Как ты относишься к этим правилам?

- Какие из них принимаешь? Какие нет?

- Какими правами нужно, по-твоему, дополнить этот Билль о правах читателя?

- Совместим ли этот документ со школой и уроками литературы?

Анкета

  1. Какие книги мне больше всего нравятся (выбрать три самых-самых и подчеркнуть):

А) детективы;

Б) стихи;

В) исторические и приключенческие романы;

Г) фантастика;

Д) любовные романы;

Е) триллеры («ужастики»);

Ж) боевики;

З) классическая литература;

И) юмористические произведения;

К) книги о моих сверстниках;

Л) энциклопедии и другие познавательные книги.

  1. Самая любимая книга - …  
  2. Самый любимый автор - …
  3. Самый любимый литературный герой - …
  4. Я читаю (всегда, часто, редко, иногда, чуть-чуть…) книги по школьной программе, потому что …

  1. Мне приходится иметь дело с компьютером:

А) никогда;

Б) редко;

В) часто;

Г) я практически сросся с компьютером.

7. Я так понимаю, Интернет – это …

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ЧОУ-СОШ «Новый путь» по патриотическому воспитанию школьников «Мы нужны друг другу» на 2012 - 2017 годы»

Программа рассчитана на пять лет, в основе ее лежит воспитание комплекса таких качеств, как нравственность и патриотизм, культура и физическое здоровье, уважение к национальным традициям и духов...

Программа взаимодействия школы и родителей "Семья и школа: навстречу друг другу"

Данная программа является продуктом дипломной работы "Взаимодействие школы  и родителей, как компонент социального партнерства" по программе "Менеджмент в образовании".В программе представлены ос...

открытый урок "Как люди и животные помогают друг другу" (4 класс)

Открытый урок по теме "Как люди и животные помогают друг другу" в 4 классе....

Интерактивная игра "Знакомые незнакомцы: хорошо ли мы знаем друг друга" (5 класс)

Классный час в 5 классе «Знакомые незнакомцы: хорошо ли мы знаем друг друга»(участвуют четыре команды: учителя, родители и две команды детей)Цели:  создать единое образовательное пространство в к...

Семья и школа: навстречу друг другу!

Семья и школа: навстречу друг другу!...

Программа по воспитательной работе с родителями "Семья и школа. Шаги навстречу друг другу"

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это мо...

План-конспект урока английского языка «Как люди и животные помогают друг другу» 4 класс

План-конспект урока английского языка по теме «Как люди и животные помогают друг другу». УМК "Enjoy English", 4 класс....