Программа ЧОУ-СОШ «Новый путь» по патриотическому воспитанию школьников «Мы нужны друг другу» на 2012 - 2017 годы»
рабочая программа на тему

Кудаева Нариннэ Борисовна

 

Программа рассчитана на пять лет, в основе ее лежит воспитание комплекса таких качеств, как нравственность и патриотизм, культура и физическое здоровье, уважение к национальным традициям и духовность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 09-06-2015_20-56-48.zip362.16 КБ

Предварительный просмотр:

Программа ЧОУ-СОШ «Новый путь»

по патриотическому воспитанию школьников

«Мы нужны друг другу» на 2012 - 2017 годы»

 I. Введение. 

Программа рассчитана на пять лет, в основе ее лежит воспитание комплекса таких качеств, как нравственность и патриотизм, культура и физическое здоровье, уважение к национальным традициям и духовность.

Основа Программы - воспитание нравственности и патриотизма, физического здоровья и правовой культуры, уважения к национальным традициям и духовности. Программа призвана служить благородному делу добра и милосердия.

В основу программы легли следующие документы:

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Конституция Российской федерации;
  • №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников;
  • Примерная  программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;
  • Программы «Наши дети – будущее планеты» Международного общественного движения «Добрые дети мира» (www.deti.dobryeludi.ru www.world-kindness.ru).
  • Правительственная статусная патриотического воспитания граждан на 2011-2015 годы (электронная версия государственной программы с Интернет-сайта «Госпатриотпрограмма.РФ» Российского государственного военного историко-культурного Центра при Правительстве Российской Федерации (Росвоенцентра),  созданного в соответствии с реализацией  Третьей  государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» с участием Минобрнауки России, Минкультуры России, Минспорта России, Минобороны России (http://gospatriotprogramma.ru/index.php);
  • Программа развития Частного общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной  школы «Новый путь».

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

Программа способствует внедрению новых моделей социального партнерства и корпоративного гражданства.

Программа поможет обогатить школьную педагогическую мастерскую и сделать лучшие проекты общим достоянием.

Программа открыта для всех видов творческой и воспитательной активности, для новых инициатив и будет служить делу просвещения и образования молодого поколения.

Программа включает в себя: фестивали, акции, конкурсы, выставки, форумы, концерты, смотры, праздничные мероприятия - все многообразие событий, интересных школьникам.

Программа, содействуя культурно-нравственному и патриотическому развитию молодежи, позитивно повлияет на возрождение чувства национальной гордости, создание атмосферы уверенности в завтрашнем дне, формирование гражданского общества.

Новизна Программы заключается в том, что она закладывает основы взаимодействия и социального партнёрства школы с государственными структурами и гражданским обществом в реализации исторической миссии современного российского патриотизма в обеспечении будущего России, придания процессу патриотического воспитания динамики, соответствующей инновационным процессам развития российского общества. 

II. Состояние и проблемы патриотического воспитания в школе и обоснование необходимости их решения на ближайшую перспективу 

Настоящая программа исходит из утверждения значимости российского патриотизма для современных граждан России как духовного ориентира, способствующего сохранению и развитию гордости за героическое прошлое России, приобщению к боевым и трудовым традициям, формированию причастности к историческим свершениям российского общества. 

Программа основывается на понимании патриотизма как базовой направленности социального поведения граждан, выражающей высший смысл жизни и деятельности личности, проявления долга и ответственности перед обществом, формирующей понимание гражданином России приоритета общественных интересов над индивидуальными вплоть до самопожертвования, пренебрежения опасностью для личной жизни и здоровья при защите интересов Отечества. Такое понимание свидетельствует о приоритетности патриотизма в структуре ценностей российского общества и государственной политики, что позволит совершенствовать деятельность сложившихся структур системы патриотического воспитания, создаст условия для развития их взаимодействия, оптимального внедрения современных форм, технологий и механизмов эффективного взаимодействия между ними. 

Субъектами патриотического воспитания в данной Программе выступают органы государственного управления, образовательные организации, учреждения культуры, молодёжной политики, общественные и религиозные организации и ЧОУ-СОШ «Новый путь».

Объектами патриотического воспитания выступают обучающиеся ЧОУ-СОШ «Новый путь». 

В ходе реализации предыдущих программ патриотического воспитания в ЧОУ-СОШ «Новый путь» не в полной мере удалось достичь значимых результатов в информационной, научной, правовой сферах и в программно-реализационной деятельности. 

Система программных мероприятий направлена на интеграцию и консолидацию социального, культурного и воспитательного потенциала школы в частности, а также края и страны в целом. 

Реализация Программы строится на основе программно-целевого метода, отвечает стратегической задаче модернизации страны. 

III. Цель и задачи Программы 

Основной целью Программы является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, создание условий для дальнейшего развития патриотического воспитания школьников ЧОУ-СОШ «Новый путь».

Базовой направленностью Программы является личность гражданина и патриота России. Данная направленность осуществляется через процесс формирования потребности школьников в ценностях патриотизма. 

Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

  • общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;
  • системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
  • понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок;
  • осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины;
  • системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории;
  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам;
  • осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения, развитие гражданского поведения;
  • усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;
  • освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;
  • приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;
  • осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту:
  • социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы);
  • социальные роли в классе: лидер – ведомый, партнёр, инициатор, референтный в определённых вопросах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель;
  • социальные роли в обществе: гендерная, член определённой социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.;
  • формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения;
  • формирование знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него;
  • формирование у обучающихся сознания исторического прошлого и будущего и своей роли в нем;
  • обеспечение устойчивого и поступательного развития школьной системы патриотического воспитания на основе внедрения проектов, программ и технологий воспитания патриотизма в современных условиях; 
  • совершенствование нормативно-правового, организационно-методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания;
  • создание условий интеграции ресурсов патриотического воспитания различных образовательных организаций, учреждений культуры, молодёжной политики, воинских и трудовых коллективов, общественных организаций и взаимообразного распоряжения данными ресурсами; 
  • укрепление материально-технической базы патриотического воспитания в ЧОУ-СОШ «Новый путь».

Решение указанных задач предполагается осуществить путём реализации программных мероприятий согласно приложению №1. 

Базовые ценности программы:  любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, правовое государство, демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны.

IV. Основные направления реализации Программы 

Программой предусмотрено осуществление следующего комплекса мер через приоритетные направления: 

  1. Научные и организационно-методические основы патриотического воспитания школьников 

 Это направление предполагает: 

  • продолжение исследовательской деятельности в сфере сложившейся системы патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности по внедрению в воспитательный процесс инновационных технологий; 
  • разработку проектов; учебно-методических пособий и рекомендаций в области патриотического воспитания; 
  • разработку и внедрение комплекса специальных программ и методик развития современных форм и методов патриотической работы с молодёжью; 
  • исследование и использование наиболее эффективных форм и методов всего многообразия педагогических средств и подходов к патриотическому воспитанию школьников;
  • проведение мониторинга патриотической направленности с целью выявления уровня и результатов формирования патриотизма; 
  • совершенствование системы подготовки учителей-предметников, классных руководителей и администрации школы, повышение их квалификации в области патриотического воспитания; 
  • изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания с целью его внедрения в практику  деятельности данной направленности.

2. Формирование патриотических ценностей, приобщающих школьников к отечественной истории и культуре 

Системой мер по формированию патриотического мировоззрения граждан предусматривается: 

  • активизация интереса к изучению истории Отечества и формирование чувства уважения к героическому прошлому нашей страны, сохранение памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества; 
  • углубление знаний о событиях, ставших основой государственных праздников России; 
  • повышение интереса российских граждан к военной истории Отечества в ходе подготовки и празднования Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов; 
  • сохранение исторической памяти и развитие интереса к отечественной науке и её видным деятелям – патриотам России; 
  • повышение качества работы школы по профессиональной ориентации учащихся для службы Отечеству и их патриотическому воспитанию; 
  • стимулирование и поддержка творческой активности участия по созданию произведений патриотической направленности; участие в конкурсах, семинарах, конференциях, посвященных славным историческим событиям и знаменательным датам России. 
  1. Участие образовательных организаций, учреждений культуры и средств массовой информации в патриотическом воспитании граждан 

Системой мер по информационному обеспечению в области патриотического воспитания предусматривается: 

  • совершенствование форм и механизмов социального партнёрства школы с образовательными организациями, учреждениями культуры, молодёжной политики, общественными объединениями по пропаганде патриотизма; 
  • обновление баз данных, мониторинг Интернет-сайтов, информационно–аналитических материалов патриотической направленности в электронном пространстве школы; 
  • активное использование элементов патриотического воспитания в средствах массовой информации (отражение хода реализации патриотического воспитания в школе в местных газетах, на сайте школы);
  • противодействие всем попыткам принижения роли, места, значения, дискредитации, девальвации патриотических ценностей в средствах массовой информации, литературе и искусстве, книгоиздательстве, спорте, рекламе и др.; 
  • издание и распространение методической литературы, развитие электронных средств массовой информации, специализирующейся на патриотической тематике. 

4. Военно-патриотическое воспитание школьников, формирование у юношей положительной мотивации к прохождению военной службы

Это направление предполагает: 

  • формирование у молодёжи моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности; 
  • развитие у подрастающего поколения гордости, глубокого уважения и почитания символов государства – Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, а также другой российской, особенно воинской символики и исторических святынь Отечества; 
  • изучение и внедрение передового опыта в практику военно-патриотического воспитания молодежи, формирование позитивного отношения к военной и государственной службе; 
  • создание военно-патриотических игровых и медиа–программ, активное использование возможностей Интернета для работы с молодёжной аудиторией; 
  • создание механизмов постоянного взаимодействия с государственными и общественными организациями, общественными объединениями патриотической направленности по выполнению задач военно-патриотического воспитания и подготовки молодёжи к защите Отечества.

5. Взаимодействие школы с органами государственной власти и гражданского общества в интересах патриотического воспитания 

В целях усиления взаимодействия школы с органами государственной власти и гражданским обществом в сфере патриотического воспитания предусматривается: 

  • развитие инновационных форм, методов и технологий патриотической деятельности; 
  • привлечение различных организаций патриотической направленности к работе с обучающимися. 

V. Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы основывается на консолидации и координации деятельности всех школьных структур. 

Организационное сопровождение Программы осуществляет педагогический совет школы, директор и заместители директора школы, которые осуществляют следующие функции: 

  • разрабатывают и утверждают программу и подпрограммы патриотического воспитания; 
  • осуществляют руководство процессом патриотического воспитания в школе;
  • обеспечивают и отслеживают реализацию школьной программы патриотического воспитания. 

Учителя-предметники и классные руководители осуществляют следующие функции: 

  • разрабатывают подпрограммы по патриотическому воспитанию школьников в порядке, установленном локальными актами школы;
  • обеспечивают реализацию школьной программы патриотического воспитания; 
  • осуществляют руководство процессом патриотического воспитания в пределах своих полномочий, объединяют свои усилия в целях обеспечения эффективного функционирования системы патриотического воспитания;
  • формируют органы ученического самоуправления на новый учебный год в классе и в школе.

Совет учащихся школы осуществляет следующие функции: 

  • разрабатывает и включают вопросы патриотического воспитания в Программу Совета учащихся;
  • принимают активное участие в реализации основных мероприятий программы патриотического воспитания школы.

VI. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств школы. 

VII. Оценка эффективности реализации Программы

Результаты реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов) согласно приложению № 2

Конечным результатом реализации Программы ожидается положительная динамика роста патриотизма в школе, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовно-нравтственного и культурного развития обучающихся.