Педагогический совет "Патриотическое воспитание школьников в современных условиях" - 2 ноября 2016 года
материал на тему

Холопенкова Галина Николаевна

" Россия не станет тогда, когдане станет последнего патриота" Н.Карамзин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protokol_pedsoveta_02.11.2016_patriotizm_.docx65.14 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

«Школа № 126 с углублённым изучением английского языка»

ПРОТОКОЛ

заседания педагогического совета

02.11.2016                                                                                                         №  2

Председатель: Авербух Г.С.

Секретарь: Холопенкова Г.Н..

Присутствовали:  46 человек

Отсутствовали:  Кондратьева И.В.(б/л), Белопашенцева Д.В. (б/л), Куликова С.Ю.

                             (заявление), Лопина Л.И. (заявление) , Беганцова С.А.

                             (заявление), Вилкова Н.Е. (б/л), Воробьева Н.К. (заявление),

                              Попова Т.А. (б/л)

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1. Патриотическое воспитание школьников в современных условиях

Сообщение заместителя директора (ВР) Холопенковой Г.Н. и ответственных данное  направление .

2. О ведении электронного дневника и журнала.

Сообщение заместителя директора Петуховой Т.А.

3. О подготовке к государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования, проведении диагностических работ в 10-11 классах.

Сообщение заместителя директора Петуховой Т.А.

4. Итоги успеваемости учащихся за период 1 четверти 2016-2017 учебного года

Сообщение заместителя директора Уваровой Н.А.

5. Результаты проверки дневников учащихся 5-8 классов, как основного документа  по индивидуальному учету результатов освоения обучающимися  образовательных программ

Сообщение заместителя директора Уваровой Н.А.

1.СЛУШАЛИ:

Холопенкова Г.Н., заместитель директора (ВР): (выступление сопровождается ММП)  В России традиция патриотизма имеет глубокие корни. У россиян как у евроазиатского народа в сознании и менталитете общественное всегда преобладало над личностным, патриотизм в России всегда понимался как готовность поступиться личными интересами во благо Отечества. Воспитание у молодежи патриотизма и чувства национальной гордости, национального достоинства было характерно для России на протяжении веков.

К сожалению, в пылу либеральных реформ, смены политических акцентов и идеологий мы многое потеряли из того, что было хорошего и достойного в нашей стране. В немалой степени это касается и патриотического воспитания подрастающего поколения. Многие понятия, такие как любовь к Родине, защита Отечества, самоотверженность, патриотический и гражданский долг, казавшиеся раньше незыблемыми, стали размываться. Статистика свидетельствует о росте среди молодежи негативного отношения к понятиям гражданского долга, ответственности перед обществом, коррозии патриотических и гражданских идеалов.

 В последние годы молодые люди получили возможность свободно передвигаться по странам Старого и Нового света. Возможность работать и учиться за границей. И очень часто от них можно услышать: страна, где мы живем, -  не самое лучшее место, и любовь к родине – очень относительное понятие. Многие нынешние подростки не понимают, как можно любить страну, где честный труд перестал быть в почете, где процветают нищета и взяточничество. Они не видят главного – возрождения России, которое проходит непросто, мучительно, с огромными издержками. Не понимают, что многое зависит от нас самих, от нашей гражданской позиции. Они считают, что любить можно только ту «родину», где комфортно и хорошо, где  дают высокооплачиваемую работу и где можно жить обеспеченным человеком. А про сегодняшнюю Россию примерно по Достоевскому: «Я, Марь Ивановна, всю Россию ненавижу!».

         Как же обстоят дела с патриотизмом у современной молодежи? Можно констатировать факт, что нынешнее моральное состояние молодежи сейчас может быть охарактеризовано понятием фрустрация. Это и потеря перспективы, и растущие растерянность и тревога, и неуверенность в завтрашнем дне, и чувство безысходности, обманутости, доминирующие установки жить «одним днем». Патриотизм, развитию которого в советское время посвящали много усилий, постепенно превратился из необходимого элемента воспитания подрастающих поколений во что-то лишнее, несовременное.

        В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма.

Патриотизм сегодня переживает не самые легкие времена. Государство, понимая это, предпринимает соответствующие меры:

Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию весьма объемна, но мы остановим свое внимание на основных документах:

- Конституция Российской Федерации.

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы»,

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.

- Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.

- Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 5 апреля 2013 г.

- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

     Базовые национальные ценности подрастающего поколения берутся из основного документа страны  - Конституции РФ. Основные ценности, необходимые для воспитания:

патриотизм – любовь к России, к своему народу, служение Отечеству;

социальная солидарность – личная и национальная свобода, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;

гражданственность – следованию закону и соблюдение установленного правопорядка, свобода совести и вероисповедания;

семья – любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и о продолжении рода;

здоровье – здоровый образ жизни; здоровье физическое, социально-психологическое и духовное;

образование – знание, компетентность, самоопределение и самореализация в образовании, накопление человеческого капитала;

труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека. Иными словами, толерантность, формируемая на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература – красота, гармония, эстетическое и этическое развитие;

природа – забота о родной земле и планете Земля в целом, экологическое сознание.

28 мая 2015 года Распоряжением Правительства Российской Федерации №996-р утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Для работы над текстом Стратегии были привлечены специалисты из разных областей знаний, всего более 90 человек.  Положения Стратегии взаимосвязаны с основными направлениями «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».

Стратегия развития воспитания как документ не несёт в себе ни запретительные, ни разрешительные компоненты. В ее основе лежит опора на активную позицию самого ребенка, его ценностно-смысловые ориентиры, мотивацию самосовершенствования.

Более того, развитие воспитания в России является стратегическим приоритетом,   который будет обеспечивать формирование российской гражданской идентичности, консолидацию общества, укрепление моральных основ общественной жизни, успешную социализацию детей и молодежи.

 Из вышеперечисленных ценностей, вытекают основные задачи стратегии – это повышение солидарности общества, обеспечение государственной поддержки семейного воспитания, повышение эффективности воспитательной деятельности образовательных организаций и поддержка уязвимых категорий детей и подростков. Основной задачей в сфере воспитания в документе названо «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».

И приоритеты государственной политики в области воспитания …..

  • воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям;
  • воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям;
  • защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка;
  • обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям;
  • обеспечение условий для физического, психического, социального, духовно-нравственного развития детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей, оставшихся без попечения родителей; детей с ограниченными возможностями здоровья
  • воспитание языковой культуры детей;
  • развитие сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных и иных общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ. бизнес-сообществ)

Развитие воспитания в системе образования должно строиться по следующим направлениям:

ФГОС, образовательные программы,  вариативность систем и технологий, дополнительное образование, поддержка одаренных детей,

В соответствующих разделах Стратегии речь идёт о патриотическом воспитании, которое  подразумевает формирование чувства гордости за свою страну, ответственности за судьбу Родины и готовности к защите её интересов, знания истории Отечества, уважения к культурным и историческим памятникам, достижениям нашей страны, а также к государственным символам России.

    В ходе реализации Стратегии, планируется достижение следующих результатов:

  • Укрепление российской гражданской идентичности, традиционных общенациональных ценностей, устойчивости и сплоченности российского общества;
  • Развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на координации и консолидации усилий всех ее институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании, эффективных механизмах управления, конкурсного отбора и использования лучшего педагогического опыта воспитательной деятельности;
  • Доступность для всех категорий детей качественного воспитания, способствующего удовлетворению их индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей, независимо от места проживания, материального положения семьи, состояния здоровья;
  • Укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;
  • Утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы,  снижение уровня негативных социальных явлений;
  • Развитие и поддержка социально-значимых детских, семейных и родительских инициатив, обеспечение преемственности деяльности детских и молодежных общественных объединений;
  • Повышение уровня информационной безопасности детей;
  • Формирование системы осуществления мониторинга и показателей, отражающих эффективность реализации Стратегии.

Еще один документ, достойный нашего внимания, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», которая является продолжением одноименной программы, реализованной в 2011-2015 гг.

Программа определяет цель государственной политики в сфере патриотического воспитания:

  • создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны,
  • повышения уровня консолидации общества для решения задач  обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации,
  • укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян,
  • воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью,  имеющего активную жизненную позицию

Для достижения цели необходимо решить задачи:

Развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан;

Совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан и необходимости активного межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства;

 Развитие военно-патриотического воспитания граждан, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах

Реализация  вышеперечисленных задач  приведет к следующим результатам:

  • активизации и повышения интереса граждан к изучению истории Отечества, в том числе военной истории, к историческому прошлому нашей страны, ее героическим страницам, повышения уровня осознания необходимости сохранения памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества;
  •  повышения интереса россиян к литературе, музыке, изобразительному искусству, гуманитарным и естественно- географическим наукам, к деятельности видных представителей культуры, науки и искусства;
  • развития у молодого поколения чувства гордости, уважения и почитания символов государства, уважения к историческим святыням и памятникам Отечества;
  • повышения качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию, а также по профессиональной ориентации учащихся и их привлечению к военной, военизированной, государственной службе,
  • развитие системы спортивно-патриотического воспитания, увеличение численности молодых людей, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);

Создан сайт Госпатриотпрограмма.рф, где можно найти исчерпывающую информацию по вопросам патриотического воспитания. 

     Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите.

Согласно толковым словарям,  патриот (от греческого «земляк, соотечественник») - это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины.

Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества. По мнению Л.С.  Выготского, патриотизм включает в себя:

· чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

· уважительное отношение к языку своего народа;

· заботу об интересах Родины;

· осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

· проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

· гордость за социальные и  культурные достижения своей страны;

· гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

· уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

· ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

· гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности

     Различают несколько уровней патриотизма:

- Биологический, по определению Л.Н. Гумилева и других сторонников социально-демографической космической теории, формируется на генно-клеточном уровне под воздействием космических излучений на данную территориально-географическую площадь.

- Психологический уровень патриотизма формируется на основе второй сигнальной системы, описанной И.П. Павловым. Основные составляющие психологического патриотизма как базовая культура формируются в процессе национального воспитания в младшем и среднем детском возрасте.

- Социальный уровень патриотизма соотносится с цивилизованными нормами бытия индивида. Это писаные и неписаные нормы поведения, социальная этика, система координации и субординации, исполнения социальных ролей, - индивида в социуме, его внутреннее, психологическое отношение к указанным нормам и ролям как к «своим».

 - Духовный уровень патриотизма связан с традиционными верованиями, сформированным неформальным мировоззрением.

     Анализ философских, психологических, педагогических исследований, посвященных изучению различных аспектов патриотизма, позволяет определить его как сложное интегральное психологическое явление, которое включает в себя три аспекта (составные части):

- когнитивный (знания, представления);

- эмоциональный (отношение, чувства);

- поведенческий (готовность к действию, установка и непосредственное действие).

            Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования  на современном этапе можно определить следующие:

· Духовно-нравственное, которое предполагает осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

· Историко-краеведческое, включая система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

· Гражданско-патриотическое воспитание, воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиций, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

· Социально-патриотическое, направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств  благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

· Военно-патриотическое, ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

· Героико-патриотическое, составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

· Спортивно-патриотическое, направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

           Это теория вопроса. Сейчас посмотрим как обстоят дела на практике.

В ходе опроса наших детей (10,11 классы) было выявлено, что патриотическое воспитание учащимися понимается:

1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу;

27ч.

2. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре,

    традициям, укладу жизни;

27ч.

3. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради

    ее блага или спасения;

23ч.

4. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в

 котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире;

22ч.

5. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других

   наций, и  народов в интересах своей Родины – России;

11ч.

6. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи;

3ч.

7. Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка;

2 ч.

8. Непримиримость к представителям других наций и народов;

1ч.

     9. Другое

0

Дети говорят, что в большей степени повлияли на формирование их патриотических чувств:

1. Школа;

47

2. Родители;

54

3. Окружающие люди, друзья;

10

4. СМИ;

11

     5. Органы власти

 2

          6. Другое

15

Обратите внимание, что наибольшее влияние оказывают родители, а наименьшее – государство.

Школа в этом списке занимает второе место.

Для того чтобы стимулировать учащихся задуматься над  нравственно-патриотическими вопросами, им была предложена следующая анкета: 

В анкетировании приняли участие учащиеся 9-11 классов

вопросы

да

нет

Не знаю

1. Те, кто критикует происходящее в стране, не могут

    считаться настоящими патриотами.      

33%

65%

2%

 2. Я многим обязан своей стране.

29 %

8 %

63 %

 3.  Я готов защищать свою Родину в случае серьёзной опасности.

88 %

4 %

8 %

4. День Победы (9 мая) – праздник только для ветеранов

30 %

65%

5. Человеку  обязательно надо знать свою родословную.

60 %

8%

32%

6. Бывает, что я испытываю сильное волнение, когда

    слышу  песни о своей Родине.

57 %

35%

8 %

 7. Меня  волнуют трагедии, происходящие в стране

     (катастрофы, гибель самолётов, кораблей).  

83%

8%

9%

8. Оказавшись за границей, я постараюсь, чтобы

   меня не воспринимали как россиянина

70%

19%

11%

9. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я

   предпочитаю в своей.

25%

64%

11%

Дети "Правильно отвечают на вопросы, но последние два вопроса нарушают картину.

           Томас Маколей (1800 – 1859), британский государственный деятель, историк, поэт и прозаик викторианской эпохи говорил:  "Правители должны не обвинять людей в отсутствии патриотизма, а сделать все от себя зависящее, чтобы они стали патриотами".

        Патриотизм у современной молодежи переживает не самые легкие времена. Об этом свидетельствует факт концентрации государственного интереса к проблемам воспитания патриотизма у граждан Российской Федерации.

В СМИ мы видим большое количество проектов, направленных именно на эмоциональную составляющую патриотизма – Грандиозные празднования Дня Победы; акция Бессмертный полк; Концерты и парады, посв. Дню Победы, наша олимпиада в 2014 году; новые документальные и художественные фильмы, рассказывающие об истории государства. Это имеет свои результаты. Это именно те семена, которые посажены сегодня и обязательно прорастут завтра. На это надеемся мы, это понимают наши соседи.

Уже не первый год в Москве проходит фестиваль духовых оркестров Спасская башня. Хочу показать Вам выступление Норвежского королевского оркестра.             (Прощание славянки)

Что же делается в нашей школе по интересующей нас теме?

Нормативно-правовое обеспечение вопроса :

В рамках ФГОС

-  Программа духовно-нравственного воспитания (1-4 классы);

Программа воспитания и социализации (5-9 классы);

В рамках школьной воспитательной системы   «Дом, в котором уютно всем»

Программа патриотического воспитания учащихся 1-11 классов.

В плане реализации программ такие мероприятия как тематические классные часы, дни воинской славы, творческие конкурсы, тематические недели, встречи с выдающимися людьми, фотоконкурсы, конкурсы рисунков, спортивные соревнования, походы, турниры и многое другое. Однако по настоящему мы можем гордиться теми событиями, которые стали частью нашей жизни и проводятся традиционно, из года в год, неся в себе огромную эмоциональную и смысловую нагрузку.

Основные События:

1. Традиционное начало учебного года с начинается с  возложения цветов к обелиску погибшим в годы войны выпускникам школы. 1 сентября мы выпускаем голубей как символ продолжения жизни.  

2. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

3. Митинги для жителей района

4. Участие в акции "Бессмертный полк"

5. Участие в акции Мемориал Памяти (вызвало активный интерес, приносили оригиналы документов,  с гордостью показывали одноклассникам и учителям своих дедов и бабушек).

6. И конечно, война,    Военно-спортивные соревнования "Салют Защитникам Отечества!"

О своей работе расскажут и учителя.

Начнем мы с начальной школы. Слово предоставим учителям 4-х классов. Тему разговора мы определили так: что мы имеем на входе и как в течении 4-х лет мы пытаемся из маленьких детей воспитать людей, которые знают и любят свою страну.

Быкова Л.С., учитель начальных классов:     О патриотизме можно говорить очень много, красиво и долго. Но что такое патриотизм? Прежде всего, это язык, на котором люди общаются.

     Наблюдая за современными детьми и их родителями, которые воспитывались в смутные девяностые годы, делаю вывод, что в большинстве своем ни те, ни другие не умеют общаться.

Дети сильно разобщены:

не умеют играть в коллективные игры, т.к. не могут договориться;

большую часть времени проводят в виртуальном мире;

взрослые зачастую не являются для них авторитетом;

у них завышенная самооценка.

Поэтому свою работу я начинаю с родителей на первом родительском собрании (летом до школы), пока они еще готовы выполнять рекомендации учителя:

рекомендую читать детям на ночь русские народные сказки;

днем смотреть педагогически и психологически выверенные советские мультфильмы.

В первом классе, к сожалению, нет домашних заданий. Чтобы детям задать выучить стихотворные строки, проводим совместно с родителями тематические утренники по сказкам Пушкина, басням Крылова.

     Во втором классе:

составляем родословную;

начинаем краеведческую работу: экскурсии в Кремль,  в парк Победы, на Щелковский хутор.

После этого дети пишут мини-сочинения об увиденном.

     С разрешения родителей, во втором классе, я провожу анкету среди детей "Мое отношение к малой Родине".

(В ней содержится 10 вопросов:

1). Любишь ли ты свою страну?

2). Гордишься ли ты своей Родиной?

3). Любишь ли ты свой город?

4). Восхищаешься ли ты его красотой и культурой?

5). Хотел бы ты жить в Нижнем Новгороде всегда?

6). Влияет ли Нижний Новгород на твои мысли?

7). Влияет ли он на твои поступки?

8). Испытываешь ли ты чувство гордости оттого, что живешь в нем?

9). Есть ли у тебя любимые места в городе?

10). Часто ли ты вспоминаешь Нижний Новгород, если надолго уезжаешь из него?

Ответы:

"да" – 2 балла;

"не уверен" – 1 балл;

"нет" – 0 баллов).

Количество баллов суммируется, переводится в процентное соотношение, выявляется уровень патриотической воспитанности детей.

На основе выводов планируется дальнейшая совместная деятельность учителя и родителей по воспитанию патриотических чувств у детей.

В четвертом классе вновь происходит анкетирование детей: "Мое отношение к малой Родине", где наблюдается повышение уровня патриотической воспитанности детей.

     Таким образом, с помощью применения четкой системы внеклассных занятий, экскурсий, работы над развитием речи совместно с родителями возможно сформировать патриотизм у детей данного возраста.

 Холопенкова Г.Н.:  Воспитание ребенка осуществляется через систему дополнительного образования и внеурочной деятельности. У нас есть программы, призванные воспитывать в детях чувство патриотизма.

Вагин  Д.Ю., учитель истории: Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту. Воспитание патриотизма должно начинаться с изучения своей малой Родины - города, края, в котором живешь, приобщения к тому трепетному отношению, которое человек испытывает при виде родных мест, при общении с людьми старшего поколения. Всё это включает краеведение, которое ученый-филолог Д.С.Лихачев назвал объединяющим началом всех наук.

Предлагаемая программа называется «Истоки» и предназначена для работы в 5-7 классе. Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков, начиная с далекого прошлого. Основная задача программы - формировать у школьников общее представление об истории родного края, его культуре, воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина.

Форма и режим занятий: предполагается как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий с обучающимися в аудитории (1 ч в неделю\36часов в год\.), так и возможность организовывать занятия вне аудитории (экскурсии, прогулки)

Состав группы постоянный, посещать кружок могут все желающие дети в возрасте 10-13 лет и те, кто особо интересуется вопросами истории, краеведения, культуры, число обучающихся не более 15 человек. Программа предполагает вовлечение родителей учащихся, работников образовательного учреждения.

В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым края, с культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения края. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного края, города, района.

Кроме того, дети получат возможность попробовать свои силы в исследовательской работе, что будет способствовать развитию их творческого потенциала и творческому самовыражению. Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Обращение к прошлому дает возможность получить наглядные примеры гражданских поступков, что будет способствовать нравственному воспитанию обучающихся.

Содержание курса является многоплановым. Согласно возрастному принципу  отбираются методы и формы, а также содержание курса. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий, проектный) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.

Программа будет способствовать развитию познавательного интереса, любознательности у  школьников к тому, что их окружает, кто их предки, каковы их корни, культура, т.е. к родному краю. Результативность воспитания нравственных начал, гражданственности, гордости за свою малую и большую Родину тем выше, чем раньше начнется работа по формированию у человека этих качеств.

Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся (лекции, беседы,  экскурсии; практическая работа; работа с картой района и города; сообщения об  известных людях; конкурсы, игры, праздники; исследовательская работа; встречи с интересными людьми; интервьюирование; компьютерные презентации и др.)

Ведущей идеей программы «Истоки» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитания любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле. Воспитывать активную жизненную позицию гражданина с детских лет, готовность к служению Отечеству.

Программа также направлена на самореализацию личности ребенка, раскрытие его внутреннего потенциала, развитие организаторских способностей,  на духовно-нравственное становление личности, приобщения детей к общечеловеческим ценностям

Илюхова А.Ю., учитель географии: Считаю, что в настоящее время гражданское образование становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Задачи гражданского образования выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом.В процессе работы я неоднократно обращалась к теории российского педагога В.А. Сухомлинского. В своей замечательной книге «Сердце отдаю детям» он писал, что для ребенка Родина начинается с куска хлеба и нивы пшеницы, с лесной опушки и голубого неба над маленьким прудом, с экскурсии в поле, в лес, в соседние села. Задача педагога постепенно расширять кругозор ребенка, воспитывать у него чувство гордости за свою Родину.

Одним из направлений работы учителя должно стать использование

краеведческого материала во внеурочной деятельности. Развитие краеведения в школе даёт возможность тесно связать воспитание и образование молодёжи с практикой повседневного труда, с жизнью местного населения, с экологическими проблемами родного края, даёт им отчётливое и всестороннее представление об окружающей среде, познание исторического прошлого своей малой Родины.

Занятие краеведением помогает школьникам глубже уяснить смысл,

сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: "Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры", "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам"

Проблема формирования патриотизма у современного школьника предполагает создание основ для становления социальной компетентности российского гражданина, включая такие основополагающие черты личности, как чувство сопричастности к судьбе своей Родины и ответственности за нее, патриотизма. Соединение теоретических знаний, практических навыков и умений с формированием активной жизненной позиции, помогает адаптации школьников к жизни в меняющемся обществе. Изменения требований к подготовке выпускников школы подтолкнуло меня на разработку и реализацию педагогического проекта по развитию патриотизма посредством краеведения во внеурочной деятельности.

Цель проекта: формирование патриотизма посредством краеведения  во внеурочной деятельности.

 Задачи:

- подбор и изучение литературы;

- создание учебно-методического комплекта;

- разработка дидактического материала;

- создание презентаций, медиа-ресурсов;

- организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Актуальность проекта вижу в его практической направленности на

развитие личностных качеств учащихся - патриотизма, воспитание активной

жизненной и гражданской позиции. Проект требует минимальных ресурсов, дает возможность проявить самостоятельность и организаторские способности обучающихся с разным уровнем подготовки, является одним из средств образовательно –воспитательной деятельности школы. Кроме того, проект может быть реализован в любом образовательном учреждении, где имеется потенциал для создания социально значимых патриотических проектов.

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении

учащимися в учебно-воспитательных целях определённой территории – своего края под руководством учителя. При этом выполняю две задачи: 1) всестороннее изучение своего края и накопление краеведческого материала; 2) использование этого материала на уроках географии.

Этому способствуют различные источники информации, а также разнообразные формы организации  деятельности: групповая, индивидуальная, экскурсии, исследовательские группы, олимпиады, конкурсы, выставки, факультативы, кружок.

Обучение географии родного края должно быть глубоко связано с

содержанием основного курса географии России. Поэтому при планировании

учебного материала определяю степень интеграции содержания и объём часов.

 В системе стимулирую процессы самообучения, организую в учебном и

воспитательном процессе информационно-учебную, экспериментально-

исследовательскую деятельность, обеспечиваю возможность самостоятельной учебной деятельности и предметной деятельности со средствами новых информационных технологий.

 Понимая, что учитель должен находиться в постоянном поиске инноваций, внедрять их в свою работу, находить новые технологии, приемлемые для сельской школы. В настоящее время на одно из первых мест в моей работе выходят технологии с использованием компьютера. ИКТ-технологии оказывают заметнее влияние на содержание, формы и методы  обучения, используемые мной на современном этапе. Электронное учебное пособие активизирует учебно-познавательную деятельность и позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику, что дает возможность самостоятельно без помощи учителя изучать предлагаемый материал, расширять свой кругозор.

Круг мероприятий внеклассного краеведения широк: конкурсы, викторины, игры, музыкальные композиции, конференции, экологические десанты и торжественные шествия. Участие в викторинах, играх формирует навыки совместной творческой работы и взаимоотношений в команде.Использование различных форм работы по краеведению вовнеурочное время дают возможность учащимся научится самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая к этой цели знания из разных областей науки, техники, истории. Помогает учиться прогнозировать результат, устанавливать причинно-следственные связи. Краеведение несёт в себе заряд патриотического воспитания. История малой Родины – это славные страницы событий, когда проявляются лучшие качества нашего народа. Патриотизм – чувство, проявляемое в разных сферах общественной деятельности, это чувство сопряжено с делами на благо малой Родины его жителей, на благо края. Проявление любви и бережного отношения  к своим местам, культуре.

В результате изучения краеведения учащиеся имеют возможность:

 - осознать значимость наследия края и своей малой Родины;

 - понять неотделимость судьбы родных мест от судьбы России;

 - понять многообразие сфер человеческой деятельности, приносящей

 славу малой Родине, пользу её жителям;

 - узнать о делах земляков;

 - участия в социально-значимых делах для своего родного села;

Система в работе по краеведческой проблеме помогает мне учить воспитанников самостоятельно мыслить, находить проблемы, решать их,

прогнозировать результаты, развивать навыки исследовательской деятельности.

       Преснякова О.Г., учитель музыки: На мой взгляд, в прошлом учебном году в нашей школе состоялось очень сильное по восприятию мероприятие.

Среди многих задач патриотического воспитания в подготовке данного мероприятия у нас была задача не только показать и рассказать чем страшны и ужасны события ВО войны, в частности блокада Ленинграда, а полностью погрузить зрителей, особенно детей в ту эпоху, в то время, в ту жизнь.

     При подготовке данного мероприятия мы столкнулись со многими трудностями. Одна из проблем заключалась в том, что материала по ВО войне нет в программе 7 класса ни в уроках истории ни в уроках музыки ( по музыке есть только 1 урок- 7 симфония Д. Шостаковича) и нам приходилось кроме подготовке и репетиций выдавать детям историческую информацию для того, чтобы  дети владели ей и понимали о чём речь в этой постановке, как жили люди, что они испытывали, какие чувства и эмоции. Не говоря уже о том, что каждая репетиция проходила со слезами на глазах, приходилось даже опускать некоторые моменты в репетиции, потому что мы просто уставали плакать.

    Ещё одна проблема – это необходимость в оформлении сцены и создании хотя бы частичного антуража и атмосферы того времени в частности обстановка комнаты.  Мы бросили клич- обращение к учителям нашей школы, к детям , к родителям (собирали родительское собрание) и по крупицам начали собирать наш интерьер комнаты – квартиры Блокадного Ленинграда. Особенно важно и ценно, что откликнулись не только наши учителя, но и родители, и особенно родители учеников младших классов. (панамки шили, буржуйку, машинку швейную везли, кровать из сада откапывали после зимы).

     Ещё одной важной задачей в подготовке данного мероприятия была задача эмоционального воздействия на зрителя, на слушателя не зависимо родитель это, учитель или ученик.

      Мне, как музыканту, очень нравится подбирать музыкальный материал, тщательно прослушивая и отбирая ту или иную музыкальную композицию или видеоряд для того, что бы правильно и в нужный момент воздействовать на те струны души, которые заставляют реагировать и реагировать правильно, включая современный материал, например песня Аниты Цой «Мама» в тот момент, когда мама у детей погибла. И так называемая ключевая, центральная песня «Ленинград»  в исполнении именно Т. Гвердцетелли. Песня «Белые панамки». И документальные съёмки детей Блокадного Ленинграда.

На мой взгляд,  такие мероприятия дают потрясающий эффект, оставляя долгое послевкусие, закрепляясь в человеческой памяти( дети обсуждают это между собой, с учителями, с родителями). И конечно, если мы хотим воспитывать патриотизм в наших детях, такая внеклассная работа просто необходима.

      Я всегда объясняю детям, работая с ними в детском лагере и работая на уроках, что именно от них, как от будущего  поколения во многом зависит будущее нашей страны, и то, что они сами будут воспитывать в своих  будущих  детях? Как они будут реагировать на события, происходящие в нашей стране? Говорю, что именно их задача – не допустить повторения этих  страшных  событий.

    И как отклик на эту работу – мнение родителей, которые говорят, что такие мероприятия просто необходимы в воспитании подрастающего поколения, это мнение деда, который говорил, что плакал два раза в жизни и что сегодня был второй. Это мамы, которые говорят, что как представят, что всё это могло бы произойти с их собственными детьми! Это Лёня Тимаков ученик 8 класса Б, который когда приехал в Питер этой осенью впечатлился тем, как далеко с Васильевского острова вести маму на санках  с работы  в лютый холод на улицу Тучкова.

     На мой взгляд, самой главной  ступенью в воспитании  патриотизма, является школа и мы – учителя, которые со слезами на глазах м с болью в сердце пытаемся донести до наших детей наше историческое прошлое.

   Конечно, подобные  внеклассные мероприятия требуют огромных человеческих  затрат, но они того стоят.

     Холопенкова Г.Н.: Патриотизм сегодня  и во все времена– это величина абсолютная. Помните историю Гимна России. Были времена, когда гимн знал каждый гражданин Советского Союза, его текст печатался на обложках школьных тетрадей. Распался Советский Союз, гимн стал неактуальным. Сложилось такое государство, для которого трудно было написать подобрать слова гимна. Звучала только музыка. Стало меняться государство, появились слова гимна, которые люди взрослые не могли запомнить, в памяти прочно засел гимн СССР.  Шли годы, и сейчас на просторах интернета мы видим кадры, за которые нам не стыдно.  (Гимн на Красной площади)

РЕШЕНИЕ:

1.1. Принять к сведению полученную информацию.

1.2. Продолжить работу по патриотическому воспитанию школьников, учитывая познавательную, эмоциональную и деятельностную составляющие.

ГОЛОСОВАЛИ:  ЗА – 46 чел.; против – 0

2.СЛУШАЛИ:

       Петухова Т.А.,  заместитель директора: ознакомила собравшихся с результатами внутришкольного контроля по предоставлению сведений об успеваемости учащихся в электронном виде (приказ по ОД от 31.10.16 №294), напомнила собравшимся об обязательности оказания электронных образовательных услуг, необходимости регулярного и своевременного выставления текущих и четвертных оценок в электронном виде,  ведения тематического планирования, заполнения раздела «Домашнее задание» в ЭД и ЭЖ, своевременном внесении изменений в личные данные учащихся и  реагировании на обращения родителей через ЭД.

РЕШИЛИ:

2.1.Принять к сведению информацию, представленную Петуховой Т.А.

2.2.Усилить ответственность учителей-предметников и классных руководителей за заполнение электронного журнала и дневника.

ГОЛОСОВАЛИ:  ЗА – 46 чел.; против – 0

3. СЛУШАЛИ:

      Петухова Т.А.,  заместитель директора:  предложила с целью контроля за уровнем подготовленности учащихся 10-11 классов к ГИА и систематизации их знаний,  в соответствии с планом подготовки к государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования провести в период с 12 по 24 декабря 2016 года диагностические работы в формате ЕГЭ по русскому  языку, математике и английскому языку для обучающихся 10 классов, по русскому языку, математике и предметам по выбору  в 11 классах. Практический материал представить в учебную часть к 1  декабря 2016 года, ответственные- председатели ШМО Чегина Г.Н., Пантурова И.В., Макарова Е.А., Кондратьева И.В, Балаганина Е.А.

РЕШИЛИ:

3.1. Утвердить следующее расписание диагностических работ в 10-х и

11-х классах:

12 декабря – обществознание, химия -11 класс

14 декабря – английский язык – 10 классы, физика – 11 классы

15 декабря – математика – 11 классы

17 декабря – русский язык - 11 классы

19 декабря – история, информатика - 11 классы

21 декабря- русский язык, литература (сочинение) 10 классы, биология

22 декабря – английский язык – 11 классы

23 декабря – математика – 10 классы, литература -11 классы

3.2. Утвердить следующий режим занятий на период написания диагностических работ для учащихся 10-11 классов: в день диагностической работы обучающиеся приходят только на работу, в остальные дни учатся в обычном режиме.

3.3. Практический материал представить в учебную часть к 1  декабря 2016 года, ответственные- председатели ШМО Чегина Г.Н., Пантурова И.В., Макарова Е.А., Кондратьева И.В, Балаганина Е.А.

ГОЛОСОВАЛИ:  ЗА – 46 чел.; против – 0

4. СЛУШАЛИ:

     Уварова Н.А,  заместитель директора  обратила внимание на то, что в начальной школе количество хорошистов и отличников  выросло до  77%,  хотя и не достигло уровня 2014-2015 года.  

В школе второй ступени у нас идет повышение качества образования  по сравнению с предыдущими двумя годами с 40 до 57%. Это  самый высокий показатель за 3 года, хотя есть и перспективы роста.

    Причина повышения  качества обученности видится в наличии  связки «классный руководитель – учитель предметник».  Разрыв этой связки приводит к появлению однопредметников. Например, в  7-хклассах   - 9 однопредметников  по физике. Предмет только начался и,  учителю необходимо было посмотреть успеваемость детей по другим предметам, а классным  руководителям  своевременно обратить на это внимание учителя- предметника, ребенка и родителей.

Говоря о преемственности образования, необходимо обратить внимание на 5 классы. Если взять классы по параллелям

 4А-5А,   (Долгих М.С- Слепова А.Ю) количество хорошистов и отличников практически не изменилась.

4Б-5Б,  (Коршунова В.А, - Вагин Д.Ю,) количество хорошистов и отличников (21 -2); (17 - 4) – в сумме изменилось мало, но увеличилось количество отличников, что говорит о том, что период адаптации в этом классе прошел успешно.

4В-5В  (Беганцова С.А.- Макарова Е.А) .(11-2); (12-1 ),  в данном классе ситуация с хорошистами и отличниками сохранена.

   Самые низкие показатели качества знаний в 8А -7% (кл.руководитель Труфанова С.Д,), 7Б -19% (кл.руководитель Щукина О.Ю), 8Б -19% (кл. руководитель Преснякова О.Г.).На 50% по сравнению с прошлым годом,  снизилась успеваемость в 8В (кл. руководитель Филатова Т.В).

РЕШИЛИ:

4.1.Принять к сведению информацию, представленную Уваровой Н.А.

4.2.Усилить ответственность учителей-предметников и классных руководителей в вопросе повышения качества образования.

ГОЛОСОВАЛИ:  ЗА – 46 чел.; против – 0

5. СЛУШАЛИ:

     Уварова Н.А,  заместитель директора  обратила внимание педсовета на оформление первых страниц дневников учащимися, заполнение и ведение дневников учащимися, проверка их родителями, регулярность проверки дневников классными руководителями. По итогам проверки было установлено, что на момент проверки были дневники: 5-е классы – 98% учащихся; 6-е классы – 95% учащихся; 7-е классы – 97%; 8 –е классы – 98%

1 страница заполнена у всех учащихся в  5Б, 6Б,7Б классов; не заполнены первые страницы у нескольких учащихся 5А, 5В.

Классные руководители 5-8классов проверяют дневники 1 раз в 2 недели, за исключением 5В класса (кл. руководитель Макарова Е.А.), в котором дневники проверяются еженедельно.

Росписи родителей на текущих страницах есть не везде. У учащихся  5а, 5б  на момент проверки отсутствуют росписи родителей в течении двух-трех недель. Рекомендовано классным руководителям:

  • Выверить все записи на первых страницах и исправить ошибки в написании фамилий, имен и отчеств учителей.
  • Добиться наличия подписей родителей еженедельно.
  • Продолжить работу по проверке дневников не реже одного раза в 2 недели.
  • Проверить соответствие отметок в электронном дневнике и бумажном

РЕШИЛИ:

5.1.Принять к сведению информацию, представленную Уваровой Н.А.

5.2. Обратить внимание классных руководителей на обратную связь "школа-родитель" в бумажных дневниках,  как основного документа  по индивидуальному учету результатов освоения обучающимися  образовательных программ  при проверке росписей родителей.

ГОЛОСОВАЛИ:  ЗА – 46 чел.; против – 0

Председатель:                                                                                             Г.С.Авербух

Секретарь                                                                                           Г.Н.  Холопенкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско – патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы.

Обобщение опыта по теме "Гражданско – патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы". В работе применяются диагностики, которые показыва...

Доклад "Духовно- нравственное воспитание школьников в современных условиях"

В данной статье рассказывается о системе работы школы по духовно-нравственному воспитанию школьников....

Статья "Взаимодействие школы и семьи в воспитании личности сельского школьника в современных условиях"

В условиях модернизации системы образования необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую час...

Приказ от 10 ноября 2016 года "О проведении мастер-классов в период каникул с 14.11.2016 по 18.11.2016г"

Приказ от 10 ноября 2016 года "О проведении мастер-классов в период каникул с 14.11.2016 по 18.11.2016г"...

8 ноября 2016 года в рамках проекта «Нейропсихология в образовании" в городском психолого-педагогическом центре ТО Хорошево-Мневники состоялся семинар-практикум на тему: «Формирование пространственной ориентировки у детей»

8 ноября 2016 года состоялся семинар-практикум, на котором специалисты ГППЦ поделились профессиональным опытом в коррекции пространственных представлений, развитии произвольного внимания, памяти, логи...

В рамках проекта «Нейропсихология в образовании» 22 ноября 2016 года в Городском психолого-педагогическом центре ТО Хорошево-Мневники состоялось открытое занятие с нейропсихологом на тему: «Формирование пространственной ориентировки у детей»

22 ноября 2016 года в ТО Хорошево-Мневники провели множество веселых игр в рамках занятия «Развивающие игры для всей семьи». Учитель-дефектолог Иванникова Ольга Анатольевна провела с ребятами младшего...

Значение этического воспитания школьников в современных условиях

В предложенной статье поднимается вопрос этического воспитания школьников, которому уделяется очень мало времени в современных образовательных учреждениях. Многие школьники не знают элементарных прави...