Значение этического воспитания школьников в современных условиях
статья (5 класс) по теме

Ахмадуллина Анастасия Ринатовна

В предложенной статье поднимается вопрос этического воспитания школьников, которому уделяется очень мало времени в современных образовательных учреждениях. Многие школьники не знают элементарных правил поведения и норм общения, из чего и вытекается много негативных последствий - грубость, жестокость, неуважение к другим и многое другое. Описанный в статье проект "Культурное поколение" направлен на повышение уровня этической культуры младших подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_akhmadullina_1.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

А.Р. Ахмадуллина

Значение этического воспитания школьников в современных условиях

Одним из самых серьезных дефицитов, которые испытывает наше общество, несмотря на все реализующиеся образовательные программы и проекты, является соблюдение норм культуры поведения. Современный человек всячески торопится быть успешным и сведущим, но зачастую забывает о нормах поведения в обществе и о моральных ценностях.

Сейчас, когда мы постоянно встречаем грубость и насилие как в повседневной жизни, так и в виртуальном пространстве, проблема формирования этической культуры школьников становится очень актуальной.

К данной проблеме обращались многие философы, педагоги и психологи, среди которых Аристотель, Сократ, Г.С. Сковорода, Ж.Ж. Руссо, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.Е. Щуркова. 

Вопросам этики и этической культуры человека посвящено множество работ А.И. Шемшуриной, профессора, заведующей лабораторией воспитания нравственно-этической культуры государственного НИИ семьи и воспитания. Она сформулировала определение понятия  этической культуры как «сформированность и гуманистическая направленность ценностных ориентаций, духовных потребностей и мотивов поведения в образе жизни личности, основой которого является служение жизни, человеку, прогрессу» [1, С.6].

Но, к сожалению, современной методической литературы в данной области крайне мало, а методы, используемые ранее, в связи с социальными изменениями  теряют эффективность. И если раньше школа, общество и СМИ действовали вместе и направляли свои усилия на формирование духовно-нравственной личности, то сейчас происходит несоответствие моральных установок школьных программ и материалов СМИ. В современном мире большой объем информации школьники получают именно из каналов СМИ, телевидения и интернета, где зачастую понятия культуры, общепринятых норм и морали, как таковых, отсутствуют. На первый план выходит проблема противостояния негативным влияниям социума. Это обстоятельство и заставляет нас задуматься о развитии этической культуры школьников в общеобразовательном учреждении.

В поисках решения данной проблемы мы проанализировали работы разных авторов (Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский, Н.И. Болдырев, Ф.Ф. Королев и др. [2]), и выяснили, что отдельно взятые приемы и средства не приведут педагога к намеченной цели, здесь важным является гармонически организованная система, определенный методический комплекс.

Выделив, на наш взгляд, наиболее эффективные методы и формы работы (сюжетно-ролевые игры, ситуация свободного выбора, игры-путешествия, дебаты, КТД и т.д.) и объединив их в методический комплекс, мы разработали проект развития этической культуры младших подростков.

Проект этического воспитания младших подростков «Культурное поколение» был рассчитан на учащихся 6 класса, и деятельность по его реализации включала педагогов, учеников и родителей.

Целью проекта являлось создание условий для повышения уровня этической культуры младших подростков.

Задачи проекта:

Исследовательские

− диагностика уровня этической культуры учащихся;

− анализ используемых педагогом методических средств организации этического воспитания;

Образовательные (личностные):

− расширение культурного кругозора учащихся, развитие культуры этического мышления, способности морального суждения и оценки;

− создание условий для формирования основ нравственного самосознания личности (способности ученика формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам);

Образовательные (метапредметные):

- формирование навыков общения, позволяющих конструктивно строить взаимодействие со сверстниками;

- формирование навыков соблюдения этикетных норм поведения.

Методические

− обоснование эффективности предложенного комплекса методических средств;

− создание рекомендаций педагогу по реализации проекта этического воспитания младших подростков;

− разработка и внедрение методического комплекса (план работы, цикл теоретических и практических занятий классного руководителя с учениками, диагностический материал, план работы с родителями) для формирования этических норм у младшего подростка.

Планируемый образовательный результат: в ходе реализации проекта будет успешно внедрен комплекс методических средств организации этического воспитания, при использовании которого произойдет:

− формирование навыков и привычек нравственного поведения;

− вооружение учащихся знаниями об этической культуре, морали, формирование этических норм;

− создание условий для повышения уровня этической культуры школьников;

С целью уточнения педагогических задач с учащимися была проведена первичная диагностика, в ходе которой мы с помощью анкетирования «Я в современном мире», анкеты С.В. Егоровой, наблюдения и интервью с педагогом постарались выявить и  охарактеризовать уровень этической культуры учащихся 6 класса.

Полученные данные:

Практически все ребята назвали общепринятые правила, которые существуют в их в школе (носить школьную форму, здороваться с педагогами, не кричать и не бегать и т.д.), но вот только чуть больше половины класса (64% - 16 человек) их соблюдает. Это свидетельствует о том, что одних знаний недостаточно для того, чтобы ребята применяли их на практике.

Обработав результаты анкеты С.В.Егоровой, мы выяснили, что преимущественное большинство в теории знакомы с общепринятыми нормами, осталось лишь научиться применять данные знании в реальной жизни. Именно этому и был посвящен наш проект этического воспитания.

Во время реализации проекта с ребятами были проведены такие мероприятия, как «Путешествие в КорВел», дебаты на тему «Надо ли быть культурным?», игровая программа, нацеленная на формирование нравственных качеств, игра-аукцион «Качество для меня».

«Путешествие КорВел» - это увлекательная игра-викторина, в процессе которой ребята в командах перемещались по выдуманной стране этикета, узнавали что-то новое и выполняли задания. Во время дебатов ученикам была предложена интересная тема для обсуждения – «Надо ли быть современному человеку культурным?». Приводя аргументы за и против, учащиеся 6 класса сами сделали вывод в пользу того, что человеку без культуры просто не обойтись.  Но самым интересным для школьников явилась игра-аукцион «Качество для меня», когда каждый ребенок сам выбирал нужные ему качества, и пытался выкупить их в ходе аукциона.

В процессе каждого мероприятия мы старались создавать условия для проявления активной позиции самих учащихся, что, на наш взгляд, является одним из важных аспектов эффективной деятельности. Еще В.А.Сухомлинский говорил -  «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце» [3].

Школьники активно принимали участие во всех мероприятиях. Но очень часто возникали споры и конфликты, ребята позволяли себе «обзывательства», повышенный тон в адрес сверстников. Зачастую ученики работали маленькими группами по 4-5 человек, игнорируя при этом других участников.

В заключительном мероприятии – игре-аукционе «Качество для меня» выяснилось, что самым приоритетным качеством для учеников является честность, затем идут воспитанность, ответственность, понимание. Но ни в одном из списков не оказалось таких качеств, как бережливость и чистоплотность. Это указывает, что ребята не осознают ценности материальных благ, которые получают в свое распоряжение и, в большинстве своем, не придают значения  чистоте и аккуратности.

По окончании проекта  была проведена итоговая диагностика учащихся 6 класса  с целью отслеживания достигнутого образовательного результата.

В ходе наблюдения были выявлены следующие изменения:

- на 36% увеличилось число учащихся, которые здороваются с одноклассниками;

- на 8% увеличилось число учащихся, которые осознают собственную значимость в общении со сверстниками и педагогами;

- на 12% стало больше учеников, которые употребляют при разговоре «вежливые слова»;

- на 8% больше учеников стали соблюдать уважительный тон при общении со старшими;

- на 16 % сократилось число учащихся, которые используют при разговоре грубый тон и нецензурную лексику;

- на 24% уменьшилось количество учащихся, у которых можно заметить беспорядок на  рабочем месте.

Основываясь на полученных данных, мы сделали следующий вывод: подобранный нами методический комплекс создал условия для повышения уровня этической культуры школьников. Значительно увеличилось число тех ребят, которые следят за своей речью при общении со сверстниками и взрослыми, сократилось число учащихся, которые используют брань, наблюдения показали появление  у ряда школьников порядка на  рабочем месте и опрятности  во внешнем виде. 

Обучающиеся получили  содержательную информацию о правилах этикета, новые стимулы для соблюдения моральных норм.  Эти знания послужат  первым шагом к обретению нового положительного социального опыта, к формированию  новых стереотипов поведения, а следовательно – к изменению системы личностных отношений, зеркалом которых являются эти стереотипы.  

Этическое воспитание и развитие учащихся – это путь к гуманистически  ориентированному   будущему  человечества. Оно должно быть направлено на развитие и становление личности ребенка, его нравственных способностей, и вести каждого школьника к такому мировоззрению, которое будет основано на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

От воспитания детей во многом зависит будущее каждой семьи, общества и мира в целом. Ведь, как говорил еще А.С. Макаренко, «Воспитание есть не что иное, как упражнение детей в моральных поступках» [4,c. 28].

Список литературы

  1. Шемшурина, А.И. Основы этической культуры: книга для учителя/А.И.Шемшурина – Москва: ВЛАДОС, 1999. − 112 с.
  2. Исламова, З.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие [Электронный ресурс]// З.И. Исламова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2002. – 240 с. URL: http://studopedia.ru/7_29146_sistema-metodov-vospitaniya.html (дата обращения: 15.10.2015)
  3.  Морозова, М.Н. Духовно-нравственное воспитание в школе [Электронный ресурс] / М.Н. Морозова// ПЕДСОВЕТ.ORG. − 2012. − Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,95021/Itemid,118/
  4.  Писаренко В.И. Педагогическая этика. – Л., 1994

                                                                                                                             

Автор статьи: Ахмадуллина Анастасия Ринатовна, педагог-организатор ГБОУ СОШ №207

Контактные данные: 89650845857, nastena_axm@mail.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско – патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы.

Обобщение опыта по теме "Гражданско – патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы". В работе применяются диагностики, которые показыва...

Научная организация труда школьника в современных условиях

Модернизация российской школы затронула все элементы образовательной системы. В условиях развития информационного общества  научная организация труда, НОТ, звучит вполне современно и своевременно...

Профессиональная ориентация школьников в современных условиях.

Профессиональная ориентация школьников в современных условиях...

Доклад "Духовно- нравственное воспитание школьников в современных условиях"

В данной статье рассказывается о системе работы школы по духовно-нравственному воспитанию школьников....

Статья "Взаимодействие школы и семьи в воспитании личности сельского школьника в современных условиях"

В условиях модернизации системы образования необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую час...

Педагогический совет "Патриотическое воспитание школьников в современных условиях" - 2 ноября 2016 года

" Россия не станет тогда, когдане станет последнего патриота" Н.Карамзин....

Гражданско – патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы.

В данной методической разработке описан опыт, который включает в себя систему гражданско-патриотического  воспитания школьников в рамках молодежного клуба «Собеседник», как части воспитательного ...