Научная организация труда школьника в современных условиях
материал по психологии на тему

Ценева Елена Владимировна

Модернизация российской школы затронула все элементы образовательной системы. В условиях развития информационного общества  научная организация труда, НОТ, звучит вполне современно и своевременно, как и двадцать лет назад.

Работать в соответствии с принципами НОТ – значит добиться максимального эффекта при наименьших затратах энергии и времени. НОТ предусматривает, прежде всего, правильное использование времени с наибольшим результатом, умение ценить каждую минуту и распределять во времени все этапы работы.

•      Организация труда школьника является исключительно важной и актуальной проблемой.

•      Во-первых, ученик ещё не имеет опыта в труде и учении

•       Во-вторых, ученика не обучали умению учиться - труд школьника часто направлен на получение готовых знаний, а не на поиск неизвестного.

•       В-третьих, надо помнить, что ученик - не пассивный объект в обучении.

•       Ребёнка следует сделать активным добытчиком знаний и вооружить специально разработанной методикой, помогающей заниматься самообразованием.

В-четвёртых, правильная организация учебного труда школьника помогает решить проблему охраны здоровья.(сл1-4)

Для школьника важно овладеть в совершенстве умениями и навыками учебного труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Научная организация труда школьника в современных условиях

Ценева Е.В.

21.03.2013


Научная организация труда школьника в современных условиях

Модернизация российской школы затронула все элементы образовательной системы. В условиях развития информационного общества  научная организация труда, НОТ, звучит вполне современно и своевременно, как и двадцать лет назад.

Работать в соответствии с принципами НОТ – значит добиться максимального эффекта при наименьших затратах энергии и времени. НОТ предусматривает, прежде всего, правильное использование времени с наибольшим результатом, умение ценить каждую минуту и распределять во времени все этапы работы.

  • Организация труда школьника является исключительно важной и актуальной проблемой.
  • Во-первых, ученик ещё не имеет опыта в труде и учении
  •  Во-вторых, ученика не обучали умению учиться - труд школьника часто направлен на получение готовых знаний, а не на поиск неизвестного.
  •  В-третьих, надо помнить, что ученик - не пассивный объект в обучении.
  •  Ребёнка следует сделать активным добытчиком знаний и вооружить специально разработанной методикой, помогающей заниматься самообразованием.

В-четвёртых, правильная организация учебного труда школьника помогает решить проблему охраны здоровья.(сл1-4)

Для школьника важно овладеть в совершенстве умениями и навыками учебного труда.

Умения и навыки учебного труда (сл5)

Выполнять работу надо без суеты и спешки, самыми рациональными приемами, доводить работу до конца.

Важно выработать у себя чувство времени. Надо добиваться того, чтобы читать со скоростью двести слов в минуту, находить в словаре нужное слово за 15 секунд.

Особое внимание НОТ уделяет рабочему месту, где было бы удобно, уютно и приятно работать. Этому помогают светлые тона кабинета, музыкальный фон, дружеские отношения в классе.

Очень важна ритмичность – равномерный темп работы, чередование труда и отдыха.

Труд и отдых – верные союзники. Труд создает условия для хорошего отдыха, отдых обеспечивает творческий трудовой подъем. В основе отдыха должна лежать активная деятельность – движение, снимающее усталость.(сл6)

Как же отдыхать по-настоящему, исходя из принципов НОТ?

Помните, ничто так сильно не утомляет, как безделье. Ищите разумное и интересное применение своим силам.

Сочетайте труд с отдыхом, переключайтесь с физического труда на умственный или с одного вида учебного труда на другой.

Умело втягивайтесь в работу. Это надо делать неторопливо и не начинать с трудного.

Не допускайте переутомления. Это достигается рациональной организацией труда, которая складывается из ясного понимания цели труда, точного расчета сил и времени, строгой дозировки работы, умения подвести итог.(сл7-9)

Чтобы легче работалось, надо научиться учиться, то есть, овладеть наиболее рациональными умениями и навыками чтения, письма, счета, наблюдения, работы с книгой и особенно мышления и памяти.(10)

Большую по объему и трудности работу не выполняйте в один прием, а распределите по частям во времени.

Сосредоточьте внимание на главном. Помните слова А.В. Суворова: «Небрежный человек все делает вдвойне».

Опасный враг школьника – невнимательность. Невнимательный ученик не может быстро сосредоточиться, пропускает важное, забывает нужное.

Внимание может быть произвольное (вызванное усилием воли) и непроизвольное (внимание поддерживается без всяких усилий).(сл11)

Как  развивать произвольное внимание?

  1. Ясно представьте себе цель работы, а также пути и средства достижения цели.
  2. Свяжите полученные знания в цепочку, чтобы ничего не было забыто.
  3. Устойчивости внимания помогут записи в тетради.(сл12)

Память – это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения.(сл13)

Виды памяти: слуховой, зрительный, моторный.

        Старайтесь пользоваться всеми тремя видами одновременно.

Отбирайте для запоминания только важное, существенное. Ничего не запоминайте, предварительно не осмыслив.

Мышление- процесс познания общих и существенных свойств  предметов и явлений.(сл14)

Мыслительные операции:

                        - анализ (расчленение на составные части);

                        - синтез (соединение отдельных частей в единое целое);

                        - абстракция;

                        - конкретизация;

                        - обобщение;

                        - сопоставление;

                        - установление причинно-следственных связей.

Воображение(сл15)

  • Воображение — это психический процесс, состоящий не только из воспроизведения ранее виденных картин, но и из создания новых образов на основе самых причудливых комбинаций.

Как развивать воображение(сл16)

  • Воображение — это мысленное создание тех картин, звуков, запахов, вещей, явлений, которые человек раньше не воспринимал, не видел и не слышал
  • Воображение бывает творческое и воссоздающее. 

        Творческое воображение характеризуется новизной и оригинальностью возникающих у человека образов.

 Воссоздающее вообажение опирается на словесное описание, на условное изображение (схему, модель). (сл17)

Развитие воображения (сл18)

  • Развитию воображения помогает тематический подбор стихотворений и художественной прозы, которые с наибольшей силой и полнотой выражают прекрасное.
  • Особую ценность для развития воображения имеет музыка и поэзия. Слушая музыку или выразительно читая стихотворение, старайтесь наслаждаться не только мелодией музыки и слов, но и внутренним видением образов, вызванных музыкой и словами.

Роль и место ученика на уроке (сл19)

        Основатель гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили главное место в процессе обучения отводит урокам, как ступенькам восхождения.

Урок складывается из определенных этапов, на каждом из которых ученик должен ясно представлять свою роль и место.

Роль и место обучающегося на уроке(сл20-22)

Этапы урока

Задача ученика

I  этап

До звонка

Приготовьте к уроку все учебные пособия и стоя встречайте учителя в знак уважения к нему и к уроку.

II этап

Постановка целей и задач урока

Внимательно прослушайте тему урока и учебную цель. Запишите это в свою тетрадь и на протяжении всего урока следите за тем, как осуществляется поставленная цель.

III этап

Опрос домашнего задания

Внимательно слушайте вызванного ученика и про себя оценивайте (рецензируйте) ответ. Он должен быть обдуманным, кратким и по существу.

Отвечать надо достаточно громко, внятно, уверенно.

В конце ответа нужно сделать вывод (обобщение).

IV этап

Изложение учителем нового материала

Внимательно слушайте и наблюдайте, осмысливайте и выделяйте главное, запоминайте учебный материал, кратко (конспективно) записывайте лекцию учителя в тетрадь.

Все, что непонятно, тут же спрашивайте учителя.

V этап

Домашнее задание

Вы должны подробно записать все, что задано.

Знать, где найти нужный материал, и ясно себе представлять, в какой последовательности будете выполнять задание дома.

VI этап

Закрепление полученных на уроке знаний

Твердо помните, что знание правил, законов, понятий будет надежным только тогда, когда найдете им применение на практике, закрепите путем тренировки.

Как научаться слушать и записывать.Одним из основных источников знаний остается школьный учебник.(сл23-24)

  • Слушание — это труд творческий, в процессе которого надо одновременно понимать, запоминать, выделять главное и отбрасывать второстепенное, живо представлять в своем воображении услышанное — и все это в быстром темпе
  • Самое трудное при слушании — длительное удержание внимания

  • умении записывать
  • Это качество уже должно быть подготовлено умением слушать.
  •  Самое сложное здесь —умение быстро выделить главные положения, кратко их сформулировать и четко  записать.

Основной источник знаний(сл25)

 Школьный учебник.

Школьный учебник включает в себя:

  1. основной текст (вводный, информационный, обобщающий, заключительный);
  2. дополнительный текст (познавательный, научно-популярный, документальный, фрагменты художественных произведений);
  3. пояснительный текст (постраничный словарь, пояснение в скобках внутри текста, подписи к иллюстрациям);
  4. методический аппарат (вопросы и задания, таблицы, схемы, памятки, тексты самоконтроля);
  5. иллюстративные материалы.           (сл26)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ШКОЛЬНИКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ педагог-психолог Ценева Е.В.

Слайд 2

Нот школьника Модернизация российской школы затронула все элементы образовательной системы. В условиях развития информационного общества научная организация труда, НОТ, звучит вполне современно и своевременно, как и двадцать лет назад. 2

Слайд 3

Нот школьника Организация труда школьника является исключительно важной и актуальной проблемой. Во-первых , ученик ещё не имеет опыта в труде и учении Во-вторых , ученика не обучали умению учиться - труд школьника часто направлен на получение готовых знаний, а не на поиск неизвестного. В-третьих , надо помнить, что ученик - не пассивный объект в обучении. Ребёнка следует сделать активным добытчиком знаний и вооружить специально разработанной методикой, помогающей заниматься самообразованием. В-четвёртых, правильная организация учебного труда школьника помогает решить проблему охраны здоровья. 3

Слайд 4

Нот школьника Работать в соответствии с принципами НОТ – значит добиться максимального эффекта при наименьших затратах энергии и времени. НОТ предусматривает, прежде всего, правильное использование времени с наибольшим результатом, умение ценить каждую минуту и распределять во времени все этапы работы. Для школьника важно овладеть в совершенстве умениями и навыками учебного труда. 4

Слайд 5

Умения и навыки учебного труда Выполнять работу надо без суеты и спешки, самыми рациональными приемами, доводить работу до конца. Важно выработать у себя чувство времени . Надо добиваться того, чтобы читать со скоростью двести слов в минуту, находить в словаре нужное слово за 15 секунд. Особое внимание НОТ уделяет рабочему месту, где было бы удобно, уютно и приятно работать. Этому помогают светлые тона кабинета, музыкальный фон, дружеские отношения Очень важна ритмичность – равномерный темп работы, чередование труда и отдыха. 5

Слайд 6

Нот школьника Труд и отдых – верные союзники. Труд создает условия для хорошего отдыха, отдых обеспечивает творческий трудовой подъем. В основе отдыха должна лежать активная деятельность – движение, снимающее усталость. 6

Слайд 7

Как же отдыхать по-настоящему, исходя из принципов НОТ? Помните , ничто так сильно не утомляет, как безделье. Ищите разумное и интересное применение своим силам. Сочетайте труд с отдыхом, переключайтесь с физического труда на умственный или с одного вида учебного труда на другой. Умело втягивайтесь в работу. Это надо делать неторопливо и не начинать с трудного. Не допускайте переутомления. Это достигается рациональной организацией труда, которая складывается из ясного понимания цели труда, точного расчета сил и времени, строгой дозировки работы, умения подвести итог. 7

Слайд 8

время Очень важно овладеть чувством времени, знать, сколько его уходит на тот или иной вид деятельности. С этой целью попытайтесь установить свои временные нормы учебного труда, т. е. рассчитать, сколько времени уходит на чтение (количество слов в минуту), на перевод с иностранного языка, на нахождение нужного слова в словаре и т. д. 8

Слайд 9

время Овладеть чувством времени помогает периоди­ческий хронометраж своего рабочего дня. Для этого возьмите листок бумаги и разграфите его. 9 № п / п Виды работ Время на исполнение Примечание

Слайд 10

Нот школьника Чтобы легче работалось, надо научиться учиться , то есть, овладеть наиболее рациональными умениями и навыками чтения, письма, счета, наблюдения, работы с книгой и особенно мышления и памяти . 10

Слайд 11

Нот школьника Внимание может быть произвольное ( вызванное усилием воли) и непроизвольное ( внимание поддерживается без всяких усилий). 11

Слайд 12

Как развивать произвольное внимание? Ясно представьте себе цель работы, а также пути и средства достижения цели. Свяжите полученные знания в цепочку, чтобы ничего не было забыто. Устойчивости внимания помогут записи в тетради. 12

Слайд 13

Нот школьника Большую по объему и трудности работу не выполняйте в один прием, а распределите по частям во времени. Сосредоточьте внимание на главном. Помните слова А.В. Суворова: «Небрежный человек все делает вдвойне». Опасный враг школьника – невнимательность . Невнимательный ученик не может быстро сосредоточиться, пропускает важное, забывает нужное. 13

Слайд 14

Нот школьника Память – это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения. 14

Слайд 15

Нот школьника Виды памяти: слуховая, зрительная, моторная. Старайтесь пользоваться всеми тремя видами одновременно. Отбирайте для запоминания только важное, существенное. Ничего не запоминайте, предварительно не осмыслив. 15

Слайд 16

Законы памяти Лучше запоминаются неоконченные действия, чем завершённые Действия запоминаются лучше, чем мысли Эффект края. Лучше запоминается начало и конец заучивание материала не продуктивно, повторения должны быть распределены во времени 16

Слайд 17

Нот школьника Нашу память можно сравнить с домом, где фундамент составляет природная память, а все остальные конструкции – культурная 17

Слайд 18

Нот школьника Мышление- процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений. 18

Слайд 19

Нот школьника Мыслительные операции : - анализ (расчленение на составные части); - синтез (соединение отдельных частей в единое целое); - абстракция; - конкретизация; - обобщение; - сопоставление; - установление причинно-следственных связей. 19

Слайд 20

Нот школьника Воображение — это психический процесс, состоящий не только из воспроизведения ранее виденных картин, но и из создания новых образов на основе самых причудливых комбинаций. 20

Слайд 21

Как развивать воображение ? Воображение — это мысленное создание тех картин, звуков, запахов, вещей, явлений, которые человек раньше не воспринимал, не видел и не слышал Воображение бывает творческое и воссоздающее. 21

Слайд 22

Нот школьника Творческое воображение характеризуется новизной и оригинальностью возникающих у человека образов . Воссоздающее воображение опирается на словесное описание, на условное изображение (схему, модель). 22

Слайд 23

Развитие воображения Развитию воображения помогает тематический подбор стихотворений и художественной прозы, которые с наибольшей силой и полнотой выражают прекрасное. Особую ценность для развития воображения имеет музыка и поэзия. Слушая музыку или выразительно читая стихотворение, старайтесь наслаждаться не только мелодией музыки и слов, но и внутренним видением образов, вызванных музыкой и словами. 23

Слайд 24

Основной источник знаний Школьный учебник . 24

Слайд 25

Школьный учебник включает в себя: основной текст ( вводный, информационный, обобщающий, заключительный); дополнительный текст (познавательный, научно-популярный, документальный, фрагменты художественных произведений); пояснительный текст ( постраничный словарь, пояснение в скобках внутри текста, подписи к иллюстрациям); методический аппарат (вопросы и задания, таблицы, схемы, памятки, тексты самоконтроля); иллюстративные материалы. 25

Слайд 26

Роль и место ученика на уроке Основатель гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили главное место в процессе обучения отводит урокам , как ступенькам восхождения . Урок складывается из определенных этапов , на каждом из которых ученик должен ясно представлять свою роль и место . 26

Слайд 27

Роль и место обучающегося на уроке Этапы урока Задача ученика I этап Д о звонка Приготовьте к уроку все учебные пособия и стоя встречайте учителя в знак уважения к нему и к уроку. II этап Постановка целей и задач урока Внимательно прослушайте тему урока и учебную цель. Запишите это в свою тетрадь и на протяжении всего урока следите за тем, как осуществляется поставленная цель. 27

Слайд 28

Роль и место обучающегося на уроке III этап Опрос домашнего задания Внимательно слушайте вызванного ученика и про себя оценивайте (рецензируйте) ответ. Он должен быть обдуманным, кратким и по существу. Отвечать надо достаточно громко, внятно, уверенно. В конце ответа нужно сделать вывод (обобщение). IV этап Изложение учителем нового материала Внимательно слушайте и наблюдайте, осмысливайте и выделяйте главное, запоминайте учебный материал, кратко (конспективно) записывайте лекцию учителя в тетрадь. Все, что непонятно, тут же спрашивайте учителя. 28

Слайд 29

Роль и место обучающегося на уроке V этап Домашнее задание Вы должны подробно записать все, что задано. Знать, где найти нужный материал, и ясно себе представлять, в какой последовательности будете выполнять задание дома. 29

Слайд 30

Как научаться слушать и записывать . Слушание — это труд творческий, в процессе которого надо одновременно понимать, запоминать, выделять главное и отбрасывать второстепенное, живо представлять в своем воображении услышанное — и все это в быстром темпе Самое трудное при слушании — длительное удержание внимания 30

Слайд 31

УМЕНИИ ЗАПИСЫВАТЬ Это качество уже должно быть подготовлено умением слушать. Самое сложное здесь —умение быстро выделить главные положения, кратко их сформулировать и четко записать. 31

Слайд 32

Нот школьника ВЫ МОЖЕТЕ ВЛИЯТЬ НА СВОЮ УСПЕШНОСТЬ!!! ЭТОТ ПУТЬ ОТКРЫТ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НАС!!! 32

Слайд 33

33 Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная организация труда школьника

Как ответить урок на пятерку? Возможно ли учение без мучения?...

Профессиональная ориентация школьников в современных условиях.

Профессиональная ориентация школьников в современных условиях...

Доклад "Духовно- нравственное воспитание школьников в современных условиях"

В данной статье рассказывается о системе работы школы по духовно-нравственному воспитанию школьников....

Статья "Взаимодействие школы и семьи в воспитании личности сельского школьника в современных условиях"

В условиях модернизации системы образования необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую час...

ВКЛАД НАШЕГО ЗЕМЛЯКА Н.Д.СНЕТКОВА В РАЗВИТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЮ ИДЕЙ М.В.ЛОМОНОСОВА ПО РАЦИОНАЛИЗАЦИИ И НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА.

Никитин Юрий Игорь Александрович, обучающийся 1 курсаГБОУ СПО АО «Шипицынский агропромышленный техникум»Специальность 40.02.01. «Право и организация социального обеспечения»,ру...

Воспитание гражданско-патриотических чувств младших школьников средствами организации внеклассной деятельности в современных условиях

Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки, - это истоки жизненного идеала. Именно в это время закладываются корни гражданственности. От того, что открыл...