Статья "Взаимодействие школы и семьи в воспитании личности сельского школьника в современных условиях"
статья ( класс) по теме

Кичеева Виктория Викторовна

В условиях модернизации системы образования необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_vzaimodeystvie_semi_i_shkoly.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Кичеева Виктория Викторовна, учитель технологии МБОУ Нижне-Тейская СОШ Аскизского района

Взаимодействие школы и семьи в воспитании личности сельского школьника в современных условиях.

                  В условиях модернизации системы образования необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания. В рамках реализации ФГОС второго поколения образовательным учреждениям необходимо находить оптимальные формы взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

Семья – социальный институт общества. Следовательно, общество должно серьезно относиться к проблемам семьи и много заниматься организацией этого социального института[1].

    О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал А.С.Макаренко: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания»[2].

    В семье заключён мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, становления гражданских отношений, воспроизводства рабочей силы; она способствует нивелированию социальных противоречий и напряжённости. Государство заинтересовано в семье активно действующий, способной вырабатывать и осуществлять собственную жизненную стратегию, обеспечивать не только своё выживание, но и развитие. Мы понимаем, что именно такая семья является важнейшим фактором укрепления общества и гражданства. Но, проживая в сельской местности, видим, что переживаемое сегодня многими сельскими семьями ухудшение социально-экономического положения приводит к дестабилизации супружества и межличностных отношений, конфликтности, вызывает депрессивные состояния, чувство неудовлетворённости  настоящим положением дел. Как учителей, нас беспокоит, что дестабилизированная семья  не в состояние полноценности и качественно выполнять свои экономические, социальные, воспитательные функции.  

    На протяжении многих десятилетий учителя, как в России, так и за рубежом, налаживают сотрудничество с семьями учащихся. Новая образовательная идеология ещё более ориентирована на взаимодействие с семьёй. Одна из важнейших задач современных педагогов – построить процесс обучения по- новому, принципиально повысив в нем роль родителей и семьи, что ориентирует на качественно новый результат.

    Отношения взрослых (педагог, родитель) и детей предполагаются на основе взаимопонимания и взаимовосприятия, при которых  каждый приобретает право на проявление индивидуальности, свободу самовыражения. Получивший распространение личностный подход ориентирует педагогов на уникальность ребенка, самоактуализацию его способностей и потенциальных возможностей, развитие духовных сил – интеллектуальных, эмоциональных и волевых. Гуманистическая система ценностей, составляющая основу личностно ориентированного подхода, создает благоприятные условия для полноценного развития ребенка, так как обеспечивает дошкольнику и младшему школьнику чувство психологической защищенности и доверия к окружающему миру.

     Проблема взаимодействия школы и семьи выросла из традиционной идеи, обозначаемой в литературе как «связь с родителями», «работа с родителями», из ценностно-нейтральной формулировки «семья и школа». Однако наш мир меняется, а с ним меняются и взаимоотношения всех социальных институтов. Современная образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами педагогического процесса, в ст.52 Закона РФ «Об образовании» на них возложена ответственность за качество воспитания своих детей. У учителей сельских школ эта ситуация порождает вопросы: готова ли школа помочь родителям в этом сложном деле? Сумеют ли они как специалисты тактично и грамотно направить заинтересованность родителей в нужное русло? Способна ли сельская школа выстроить такую систему педагогического взаимодействия, которая перерастет в эффективное сотрудничество?

     Демографическая ситуация в Российской Федерации в последние годы улучшилась, и это в первую очередь отражается в сельской местности: возросло количество многодетных семей (20 – 60%), причиной является материнский капитал, это увеличило и количество малообеспеченных семей (30 – 85%).    Ещё одна проблема не обошла стороной сельские школы – отток интеллектуально развитых семей из сельской  местности в город. На селе остаются родители со средним образованием, встречаются родители, не получившие средне - профессионального образования, с высшим образованием всего 10%. Эти родители не нацеливают своего ребёнка на получение достойного образования, ссылаясь на нехватку средств.

    На воспитательный потенциал сельской семьи оказывают влияние значительные масштабы социального расселения, утрата многих нравственных ориентиров и ценностей. Уклад жизни сельских семей и городских кардинально отличается друг от друга.  Большой проблемой на селе стало отсутствие рабочих мест, и поэтому многие семьи держат большое хозяйство времени на помощь в обучении детей практически нет, дети предоставлены сами себе. Многие  родители уезжают на заработки, оставляя детей на бабушек.

    В сельской местности дети часто лишены возможности посещать музыкальные, спортивные школы; у родителей нет времени и возможности возить в центр. Преподаватели кружков «Юный трубач», «Резьба по дереву» сами возят детей в с.Усть-Чуль где есть школа искусств.

    Сельским школам выделяется мало средств – подушевое финансирование зависит от количества детей в школе,  частные предприниматели не заинтересованы вкладывать средства в образовательные учреждения, а родители из-за низких зарплат не могут оказать должной помощи школе.

    Осознавая эти проблемы, МБОУ Нижне-Тейская СОШ Аскизского района пытается налаживать сотрудничество с семьями детей деревни. Остановимся на некоторых примерах из опыта работы учителей  нашей школы.  

    Формы участия родителей в жизни класса и школы очень разнообразны; это родительские собрания, участие в подготовке и проведении праздников, организации экскурсий.

       Мы стараемся проводить родительские собрания живо, интересно, чтобы, уходя с родительских собраний, дружеских встреч, родители имели искорку надежды, что вместе мы можем сделать многое.

    Мы глубоко убеждены, что главным звеном в воспитании и обучении детей является работа в тесном контакте с родителями.

    Особенно хочется отметить работу членов родительского комитета в подготовке и проведении различных праздников. Праздники – это не только развлечения для школьников, но и возможность подняться на более высокие ступеньки знаний, проявить свои способности. Но, к сожалению, отметим, что активных родителей мало, состав родительского комитета часто постоянен.

    Мы уделяем большое внимание детско-родительским отношениям, возобновлению внутрисемейных традиций межпоколенного общения. Традиционно в нашей школе проводятся торжественные линейки, КТД, праздники, часы интересного общения с замечательными людьми; так, проводились КТД «Моя родословная», где составлялось генеалогическое древо семей, показывались реликвии семе. Активное участие принимают родители при подготовке к школьному и районному детскому празднику «Тун пайрам».   Школа тесно сотрудничает с работниками сельского дома культуры: дети принимают участие в концертных программах каждого сельского праздника, где родители с гордостью наблюдают за успехами своего ребенка.

     В школе возобновляется тимуровская работа. Для людей старшего поколения проводятся праздники (День пожилого человека), оказывается помощь на дому, особенно труженикам тыла (ветеранов в деревне не осталось).    Учителя приобретают опыт решения проблем стихийно, в том числе и в вопросах взаимодействия с семьей.

Школа во все времена развития нашего общества стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать способности ученика. В ней, в сущности, всегда царило понимание того, что нормальная семья по своим воспитательным возможностям превосходит любой социальный институт, ибо он не в состоянии составить конкуренцию семье ни в передаче социальной информации, ни в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей человека.

    Мы выражаем уверенность, что семена добра, мудрости и знаний, которые мы сеем вместе с родителями в сердцах наших детей, дадут благодатные всходы.

        Список литературы:

  1. Макаренко А.С Собрание сочинений, Т.4,М., Изд-во АПН РСФСР,1957,С-504.
  2. Панкова Л.М. Семья. Пособие для учителей и студентов педагогических специальностей. Гл.2 § 1


[1] Панкова Л.М. Семья. Пособие для учителей и студентов педагогических специальностей. Гл.2 § 1

[2]Макаренко А.С Собрание сочинений, Т.4,М., Изд-во АПН РСФСР,1957,С-504.