Занятие по развитию речи младших школьников с ОНР. «Аты-баты, буду я солдатом!»
план-конспект урока по теме

Райкина Ольга Анатольевна

Занятие по развитию речи  младших школьников с ОНР. Основной целью данного занятия является воспитание  патриотизма,  уважения к защитникам Родины, гордости за свой народ, любовь к Родине. Занятие включает упражнения в подборе синонимов, в образовании множественного числа существительных в И.п. и Р.п., в подборе прилагательных к существительному, а также задания на развитие слогового анализа и синтеза, развитие зрительного и слухового внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_mladshih_shkolnikov_s_onr.docx387.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа с. Октябрьский Городок».

Занятие по развитию речи  младших школьников с ОНР.

«Аты-баты, буду я  солдатом!»

Разработала учитель-логопед:

Райкина Ольга Анатольевна

2013 г.  

Цель: воспитание  патриотизма,  уважения к защитникам Родины и гордости за свой народ, любовь к Родине.

Задачи:

Образовательные:

  1.  Обогащение речи признаками, синонимами
  2.  Уточнение, закрепление и активизация лексики по теме
  3.  Закрепление употребления имён существительных в И.п. и Р.п.
  4.  Упражнение в подборе признаков к предметам
  5.  Развитие связной речи

Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие слогового анализа и синтеза
  2. Развитие мелкой и общей моторики
  3. Развитие зрительного и слухового внимания

Воспитательные:

  1. воспитание эмоционально - положительного отношения к защитникам, желание подражать им
  2. знакомство с военными профессиями.

Оборудование: карта России с маршрутом путешествия, изображение ракеты (по количеству детей), пакет с информацией о Вооружённых силах России, индивидуальные карточки с заданиями, картинки с изображением военной техники и видов войск, медали.

Литература: Логопедические игры. Скворцова И.В.

                         Большая книга игр для детей. Для дошкольного и младшего    школьного возраста. Коллектив авторов.

Интернет – ресурсы: http://www.proza.ru

                                      http://www.vsezagadki.ru

                                      http://structure.mil.ru

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Чтобы  узнать, о ком  на занятии мы будем говорить нужно, отгадать загадку.

В дождь, жару и в непогоду

Мы – на службе у народа.

И на суше, и на море,

И в космическом просторе

Служат в армии ребята

В гордом звании….

  1. Мотивация к занятию.

Вы хотите стать настоящими солдатами, настоящими защитниками Отечества?

Для того чтобы ими стать нужно много тренироваться и много учиться. Чтобы посмотреть, где учатся быть воинами, мы отправимся в путешествие по городам нашей Родины – России. А именно в те города, где находятся военные учебные заведения. Перемещаться от одного города к другому  мы будем на ракете, а проложить маршрут, нам поможет карта России.

  1. Введение в тему занятия.

Но для начала откроем секретный пакет, в котором находится важная информация о Вооружённых силах России.

Вооружённые силы России разделяют на три группы, каждая из которых, защищает свою территорию. Сухопутные войска – охраняют границы на земле. К ним относятся: ___________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Военно-воздушные силы защищают Родину с воздуха. Это ____________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Военно-морские силы защищают наши морские просторы. Это ________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ребята, посмотрите, ведь здесь не вся информация, а мы хотели бы больше узнать о Российской Армии! Поэтому целью нашего путешествия будет - собрать все сведения. И первым делом узнаем, какие существуют виды сухопутных войск.

  1. Основная часть занятия.

Ракета наготове, старт и на взлёт

5,4,3,2,1

Удача нас ждёт, только вперёд!

Вот и первый пункт нашего маршрута. Москва – столица нашей Родины.  Здесь находится военное училище, в котором готовят воинов в мотострелковые войска. Они вооружены автоматами, пулемётами, пистолетами и продвигаются на боевых машинах.

   

Чтобы набрать скорость для перелёта, выполним задание.

1.  Упражнение в подборе синонимов «Слова-друзья».

Как называется место,  где мы родились и живём? (Родина, Россия, Российская Федерация, Отчизна, Отечество).

Кто защищает нас и Родину?  (Солдат, воин, защитник, боец).

Что является основной задачей солдата?  (Охранять, защищать, любить).

Наш мотор ревёт, только впёрёд!

Теперь отправляемся в Омск. Здесь находится танковый институт, в котором готовят бойцов для службы в танковых войсках. Они воюют на танках, защищённых толстой бронёй, вооружены пушками и пулемётами, внутри сидит экипаж. Чтобы набрать большую скорость нам нужно выполнить задание.

   

2. «Сколько здесь боевой техники?» - образование множественного числа существительных в И.п. и Р.п.

И.п.

Р.п.

+

=

+

=

+

=

+

=

+

=

+

=

+

=

+

=

Есть сейчас задание у нас!

 Держим путь в столицу Поволжья – Саратов, а именно в Саратовское училище ракетных войск.  Выпускники этого училища служат в ракетных войсках и артиллерии. Они вооружены ракетными установками, которые стреляют ракетами, и артиллерийскими установками, которые стреляют из пушек снарядами. Чтобы набрать огромную скорость нам нужно выполнить ещё одно задание.

3. Подбор прилагательных к существительному «Защитник. Какой он?» Как вы думаете, какими качествами должен обладать солдат? Расшифруй и определи что лишнее?

Люки все задраить и от винта!

Следующий пункт назначения – Хабаровск и Хабаровский пограничный институт, выпускники которого стоят на страже границ России.

Чтобы набрать скорость, выполним задание.

4. Составь предложения, используя следующие слова:

Солдат, защитник, Родина, смелый, сильный, охранять, защищать, сражаться.

Вот часть сведений собрана.  Молодцы! Теперь мы знаем, какие войска относятся к сухопутным силам.

Теперь соберём информацию о военно-воздушных силах.

Наш мотор ревёт, только вперёд!

Нас задание ждёт, только вперёд!

Летим на юг, в Краснодарское авиационное училище. Здесь готовят лётчиков для управления боевыми самолётами и вертолётами. Экипаж состоит из ….

 А чтобы узнать из кого состоит экипаж  необходимо разгадать секретную шифровку, вставить пропущенные буквы.

Л_ТЧ_К, ШТ_РМ_Н, Р_Д_СТ, М_Х_Н_К.

          

5. Физминутка.

Чтобы стать настоящим солдатом нужно улучшить свою физическую подготовку.

Солдаты выстроились в ряд и готовы идти на парад.

Как солдаты на параде мы шагаем ряд за рядом

Левой - раз, левой - раз, посмотрите все на нас.

Мы захлопали в ладоши, дружно, веселее,

Застучали наши ножки громче и быстрее.

По коленочкам ударим, тише, тише, тише,

Ручки наши поднимаем, выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки, опустились.

Мы на месте покружились и остановились.

Мы руками хлоп, хлоп, мы ногами топ, топ.

Мы глазами миг, мг, мы плечами чик, чик.

Раз – сюда, два – сюда, повернись вокруг себя.

Сели – встали, сели – встали, словно Ванькой-встанькой стали.

А теперь пустились вскачь, словно мой веселый мяч.

Красный, синий, голубой, не угнаться за тобой.

Снова выстроились в ряд, словно вышли на парад.

Левой – раз, левой – два, заниматься нам пора.

Теперь отправляемся в город Рязань, там располагается воздушно-десантное училище. Выпускники училища служат в воздушно-десантных войсках, их называют «голубые береты». Чтобы набрать скорость для перелёта нам нужно выполнить ещё одно задание.

6. Дидактическая игра «Поиск понятий».

Существует почётная, но трудная и опасная профессия – Родину защищать! Военные, каких профессий, управляют данной техникой. Займёмся поиском соответствующих понятий.

Кто управляет самолётом?  (Лётчик).

Кто едет на танке?  (Танкист).

Кто прыгает с парашютом?   (Парашютист, десантник).

Кто выходит на корабле в море?   (Моряк).

Кто охраняет границу?   (Пограничник).

Кто управляет вертолётом?   (Вертолётчик).

Кто управляет ракетами?   (Ракетчик).

Нужна ещё большая скорость.

Для этого нужно определить количество слогов в словах. Отхлопайте их: лётчик, танкист, парашютист, десантник, моряк, пограничник, вертолётчик, ракетчик.

                         

Теперь мы узнали многое и о военно-воздушных войсках. Осталось разведать сведения о военно-морском флоте.

Всегда в пути, с нами лети,

Задание ждёт, только вперёд!

Для этого отправляемся в город Владивосток, в Тихоокеанский военно-морской институт. Здесь готовят защитников для службы на кораблях, подводных лодках и в морской авиации.

7.  Дидактическая игра «Распредели военную технику по  месту применения: на воде, на небе, в воздухе». Проведи линии.

           

     

     

  1. Заключительная часть.

Вот, наконец, все сведения собраны, теперь вы знаете много нового о Российской Армии: какие существуют виды войск, где и какая военная техника используется, а также, где можно получить образование, чтобы служить в Вооружённых силах России.

  1. Подведение итогов.

Сегодня на занятии вы были похожи на настоящих солдат.  Были трудолюбивыми, сильными, смелыми и преодолели все трудности на пути. За хорошую работу каждому из вас я приготовила эти медали.

  1. Домашнее задание. Реши кроссворд. Из букв в зелёных клетках составь слово и выполни звуковой анализ этого слова.

4

6

5

2

1

8

7

3

9

1.  Словно небывалые чудесные цветы,

     Прилетели зонтики с небесной высоты. 

2. Это что за стрекоза -

    Есть огромные глаза,

    Крылья мчат по кругу,

    Веют ветер-вьюгу.

    Хвост туда-сюда рулит,

    В голове пилот сидит.

3. Крыльев нет у этой птицы,

    Но нельзя не подивиться:

     Лишь распустит птица хвост

     И поднимется до звёзд.

4. Смело в небе проплывает,

    Обгоняя птиц полет,

    Человек и управляет

    Что такое?  

5. Моряком ты можешь стать,

    Чтоб границу охранять

    И служить не на земле,

    А на военном …

6. Ползёт черепаха —

    Стальная рубаха,

    Враг — в овраг,

    И она, где враг.

7. Железная рыба плывет под водой

    Врагу, угрожая огнём и бедой,

    Железная рыба ныряет до дна,

    Родные моря охраняет она.

8. Он знаком ребятам всем, и с орлом он носит шлем.

    За спиной его винтовка, марширует очень ловко.

9. Из ограды ствол торчит,

    Беспощадно он строчит.

    Кто догадлив, тот поймет

    То, что это …

  1. Рефлексия.

Продолжи фразу: «Я хочу быть защитником, потому, что…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками.

Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками. А.В. Потапов ...

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов умственно-отсталых школьников 3 класс.

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов умственно-отсталых школьников3 класс.Тема: «Времена года – весна» Задачи:1.     Продолжат...

Конспект психологического занятия по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для младших школьников с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность)

Конспект занятия по курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для младших школьников с ОВЗ по теме "Восприятие цвета"...

Конспект занятия с использованием ЭОР «История транспорта» к образовательной программе «Школьник-дорога-автомобиль» раздел II. Правила дорожного движения для пешеходов. 3 занятие «История развития дороги».

Занятие проводится в течение 2 учебных часов для обучающихся возрастной группы 7-10 лет с использованием интерактивной доски для показа презентаций "История транспорта". В занятии представлена история...

Возможности занятий декоративно-прикладным искусством в коррекции развития младших школьников с ЗПР

При обучении детей с ЗПР следует знать не только общие их особенности, но и учитывать возможные индивидуальные проявления, обусловленные большой неоднородностью этой группы учащихся и неравномерным ра...

Содержание и организационно-методические аспекты обучения на занятиях по развитию речи школьников с нарушением слуха на этапе получения ими основного общего образования

В статье говорится о учебной дисциплине "Развитие речи", которая является структурным компонентом прелметной области "Филология" и занимает важноке место в образовательно-реабилита...

Разработка индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 5 классе по теме: "Будем здоровы". Автоматизация звука С, дифференциация звуков Б-П.

В представленом занятии отражены цели и задачи. Описаны методы и приемы работы, отражен наглядный материал необходимый для урока, который позволяет развитвать остаточный слух учащегося и речь....