Основы изучения мышления у детей с патологией интеллекта
статья по теме

Квятковская Екатерина Александровна

Изучение своеобразия, особенностей  и потенциальных возможностей развития мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы и изучения путей коррекции   мышления является важным для педагогов и  специальных психологов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Основы изучения мышления у детей с патологией интеллекта

                                      Автор учитель Квятковская Е.А.

Известно, что мышление занимает особое место среди познавательных процессов, так как именно в мыслительной деятельности наиболее отчетливо проявляется своеобразие познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Поэтому изучение своеобразия, особенностей  и потенциальных возможностей развития мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы и изучения путей коррекции   мышления является важным для педагогов и  специальных психологов. Это связано ещё и с тем, что в последнее время резко увеличилось количество детей с патологией интеллекта.

Кроме того, недоразвитие мышления умственно отсталых детей самым существенным образом снижает возможность развития всей их познавательной деятельности. В самом определении понятия умственной отсталости содержится указание на стойкое нарушение познавательной деятельности и, хотя познавательная деятельность не сводится исключительно к одной мыслительной деятельности, все же ведущая роль мышления остается несомненной.

Только сравнительно развитое мышление может выступать в роли решающего фактора в овладении умственно отсталыми учащимися основами школьных дисциплин и развития на этой базе их психической сферы в целом.

Гипотезой служит предположение о том, что более глубокое детальное изучение словесно-понятийного мышления у детей с умственной отсталостью позволит определить пути более эффективной коррекции. Словесно-понятийное мышление можно развивать у младших школьников с умственной отсталостью в ходе специально организованных занятий.

  Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психологический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности, следует отметить, что спецификой отражения на уровне мышления является отражение именно отношений между объектами и признаками внутри них, оно требуется, в том числе и для осуществления обобщений. Специфическое отражение указанных отношений в мышлении психологически представлено в феномене понимания.  

Понятие мышления как важнейшего психологического процесса трактуется в отечественной психологии следующим образом.

В психологическом словаре мышление определяется как процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности, такую же трактовку дает мышлению и Е.И. Рогов

По мнению  А.В. Запорожца, мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности.

В.Н. Дружинин трактует мышление как опосредованное и обобщенное познание объективной реальности.

 В качестве исходных условий для возникновения мышления выступают две формы деятельности: предметная деятельность и общение. Внутри этих условий — совместных действий с предметом — в формировании мышления участвуют как собственно биологические, так и социальные предпосылки.

  Предпосылкой для развития мышления является непосредственная преобразующая активность отдельного индивида. Данная активность приводит к формированию первой фазы всего процесса — формированию и совершенствованию специальных органов действия. У человека таким органом является рука. Совершенствование руки заключалось в постепенном приобретении ею такой формы, при которой один палец противопоставлен остальным, что способствует совершению разнообразных и тонких действий. Вторая фаза определяется тем, что действие становится орудийным и коммуникативно-опосредованным, т. е. и сами орудия, и цели, и значение действия определяются совместно с другими людьми. Далее орудийная коммуникативно-опосредственная деятельность сама становится главным фактором становления мыслительных процессов. Обе фазы этого процесса переплетаются и взаимно влияют друг на друга. Итак, для того чтобы вычленить и понять отношения и связи между элементами ситуации, необходимо произвести какие-то действия – операции  соотнесения элементов друг с другом.

  Такими мыслительными, производимыми с помощью физических или умственных действий, операциями соотнесения являются следующие:

  1.  Анализ – расчленение целостной структуры объекта;
  2. Синтез – воссоединение элементов в целостную структуру;
  3. Сравнение, с помощью которого вскрываются отношения сходства или различия;
  4. Обобщение и абстракция   – выделение общих признаков объекта, отделение их от единичных, случайных и поверхностных;

Конкретизация – операция, обратная абстрагирующему обобщению, т.е. возврат к осмысливаемую объекту во всей полноте его индустриальной специфичности.

В следующем разделе мы рассмотрим понятие о мышлении и его видах. Этапы формирования мыслительных операций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ НЕПРОВЕРЯЕМЫХ НАПИСАНИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Данная работа адресована учителям русского языка и развития речи в старших классов с ОВЗ. Из опыта работы я описала последовательность изучения слов с непроверяемым  написанием (словарные слова),...

Психолого-педагогические основы методики обучения грамоте детей с нарушением интеллекта в первом классе

Овладение грамотой – первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки чтения и письма....

Дидактическая игра как одно из средств развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением интеллекта

Дидактическая игра как одно из средств развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением интеллекта...

«Развитие интеллекта и математического мышления у детей дошкольного возраста с ОВЗ с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича»

laquo;Развитие интеллекта и математического мышления удетей дошкольного возраста с ОВЗ с помощью развивающих игрВ.В. Воскобовича» Цель: распространение опыта работы использования игр ...