Проблема профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности у детей и подростков
статья на тему

В статье рассматриваются вопросы организации педагогической работы по профилактике и коррекции социально-педагогической запущенности у детей на базе Центра диагностики и консультирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_profilaktiki_soc.-ped._zapushchennosti.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности у детей и подростков

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

Центр диагностики и консультирования Санкт-Петербурга, (ГБОУ ЦДК СПб)

                                     

Учитель-дефектолог  Пранцкунас Л.А.

Современная социальная ситуация сопровождается увеличением количества детей с девиантным поведением. Особое место занимает группа детей с выраженной социально-педагогической запущенностью, которая имеет тенденцию к увеличению.

Это дети, оставшиеся без попечения родителей, поступающие из приёмника-распределителя ГУВД, из детских домов, приютов и других социальных служб. Подавляющее большинство детей имеет выраженную психическую депривацию в результате безнадзорности и неправильного воспитания. Зачастую дети становятся жертвами насилия со стороны взрослых, вовлекаются в преступные группировки, рано начинают употреблять алкоголь, никотин и другие наркотические вещества. Многие из детей, достигшие девяти – двенадцатилетнего возраста практически не обучались. Обширная группа детей с социально-педагогической запущенностью нуждается в особом комплексе психолого-медико-педагогического   сопровождения.

Система профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности у детей школьного возраста разрабатывается на базе кабинета специальной педагогической диагностики, консультирования и коррекции,  входящем в структуру ГБОУ ЦДК СПб.

Работа по решению проблемы педагогической запущенности ведётся по следующим направлениям:

- диагностическое;

-  консультативно-просветительское;

-        коррекционное;

-        научно-методическое.

В процессе проведения диагностического обследования выявляются причины школьной неуспеваемости, характер и степень необходимой педагогической помощи ребёнку, его компенсаторные возможности, определяются пути коррекции нарушений, препятствующих усвоению школьных знаний, умений, навыков. В рамках педагогического диагностического обследования проводится обучающий эксперимент, позволяющий определить у ребенка потенциальные возможности актуализации развития тех или иных психических функций, учебных умений и навыков, уровень сформированности регулятивных механизмов собственной деятельности.

Результатом диагностической работы является подбор разноуровневых, гибких, адаптированных образовательных программ, соответствующих интеллектуальному развитию, объёму имеющихся знаний, умений, навыков и личностным особенностям ребёнка. При необходимости учитель-дефектолог проводит  курс диагностических занятий, в ходе которых он получает возможность выявить потенциальные возможности развития познавательной деятельности  ребенка, проанализировать его мотивационные установки к процессу обучения, а также регулятивные навыки (планирование, самоконтроль, прогнозирования результатов действий).

Логическим продолжением диагностической работы является оказание коррекционной помощи ребёнку, а также консультативной помощи семье и педагогам, работающим с ребёнком. На данном этапе очень важна помощь педагога-психолога, который поможет родителям прийти к пониманию необходимости оказания особой помощи ребенку. Взаимодействие психолога с родителями/специалистами создает положительные установки к овладению некоторыми приемами, позволяющими поддерживать продуктивный контакт с ребенком, развивать его познавательные умения и навыки, желание приобретать новые знания, активно общаться с родителями, педагогами и сверстниками.

 Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога в работе с данным контингентом детей является залогом успешной коммуникативной адаптации подопечных. Тренинговая работа с группой детей, которую проводит психолог, позволяет оптимизировать правильные социальные установки, нормы коммуникативного поведения, скоррегировать самооценку и уровень собственных притязаний в достижении намеченных задач.

Специалисты кабинета специальной педагогической диагностики, консультирования и коррекции ГБОУ ЦДК совместно с психологами разрабатывают и адаптируют новые формы и  приёмы работы с детьми, имеющими социально-педагогическую запущенность.

Коррекционная и консультативно-просветительская работа составляет комплекс педагогического сопровождения ребёнка, помогает решению проблемы школьной дезадаптации. Своевременная диагностика детей, относящихся к группе риска по возможности развития негативных поведенческих реакций (дети с социально-педагогической запущенностью, с трудностями коммуникативной и социальной адаптации, учащиеся в условиях обучения по программе, не соответствующей уровню их познавательного развития) является одной из форм профилактики возникновения девиантного поведения, зачастую являющегося следствием стойкой школьной неуспеваемости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "РОЛЬ СОЦИАЛЬНО -ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ"

Выступление по теме: "Роль социально -педагогического сопровождения в создании условий социализации подростков с девиантным поведением"...

Метод сказкотерапии в коррекции социально- педагогической запущенности детей

Предмет сказкотерапии определим как процесс    воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах...

Программа "Успех" социально-педагогической направленности, ориантирована на детей, подростков и родителей

"Успех" — это особая, необык­новенная страна творчества, инициативы и самореализации, попадая в которую каждый ребенок старается заглянуть в свой внутренний мир, найти в себе что-то хорошее, нужно...

Программа "Моя семья" социально-педагогической направленности, ориентирована на детей, подростков и родителей

Родители часто сталкиваются  с проблемами по вопросу воспитания. Актуальность  программы «Моя семья» заключается  в деятельной психолого-педагогической, правовой поддержке с помощь...

Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности учащихся

В презентации "Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической  запущенности учащихся" рассмотрены следующие вопросы:стадии социально-педагогической запущенности учащихся;задачи, которые...

Логопедическая работа по коррекции заикания и просодики у детей и подростков, страдающих детским церебральным параличом.

В данной работе представлены методики  логопедической работы по коррекции заикания и просодики у детей и подростков с дизартрией...


 

Комментарии

За последние годы отмечается рост численности детей 8-12 лет с социально-педагогической запущенностью. Отсутствие своевременной коррекционной и развивающей психолого-педагогической работы приводит к развитию у подростков социальной дезадаптации.