Логопедическая работа по коррекции заикания и просодики у детей и подростков, страдающих детским церебральным параличом.
методическая разработка

Акимова Нина Константиновна

В данной работе представлены методики  логопедической работы по коррекции заикания и просодики у детей и подростков с дизартрией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая работа

по коррекции заикания и просодики речи у детей и подростков с дизартрией, страдающих детским церебральным параличом.

Пояснительная записка.

Основная цель логопедической работы с детьми с заиканием и нарушением просодической стороны речи при дизартрии, страдающими ДЦП – развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания детей с дизартрией для того, чтобы обеспечить ребёнку большее понимание его речи окружающими, преодоление коммуникативных затруднений заикающихся, перевоспитание их речи и формирование личности. Для реализации этой цели необходимо:

  1. Уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии ( в более лёгких случаях – нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата).
  2.  Развитие речевого дыхания, голоса. Формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке. Выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции.
  3. Нормализация просодической системы речи ( мелодико-интонационных и темпо-ритмических характеристик речи).
  4. Формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.
  5. Развитие фонематического восприятия и звукового анализа.
  6. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук.
  7. Нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи ( при смешанном, сложном речевом расстройстве).

Важно постоянно учитывать взаимовлияние речевых, двигательных и психических нарушений в динамике развития ребёнка. В следствии этого логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон, сенсорных и психических функций в тесном единстве с лечебными мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций. Таким образом осуществляется формирование речи как целостной психической деятельности.

Принципы коррекционной работы.

Принципы логопедической работы - это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей с ДЦП в процессе коррекции нарушений речи при заикании и нарушении просодики при дизартрии.

1.Общедидактические принципы:

  а) Принцип систематичности предопределяет последовательность изложения материала. Систематичность  и постепенность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса, определённого для развития, воспитания тех или иных функций при различных речевых расстройствах.

  б) Принцип сознательности и активности опирается на сознательное отношение ребёнка и   взрослого к свой деятельности. Самостоятельная, активная деятельность ребёнка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию. Активность детей стимулируется эмоциональностью педагога, различными играми и игровыми упражнениями.

  в) Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учёт возрастных особенностей и возможностей лиц с речевыми нарушениями. Необходимым условием для соблюдения принципа индивидуализации является предварительное выяснение характера патологического процесса - этиопатогенетическое, симптоматическое, диагностическое обследование.

2. Специфические принципы.

а) Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работе тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка.

б) Онтогенетический принцип. Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведётся с учётом последовательности

появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребёнка в онтогенезе.

в) Для успешной логопедической коррекции речевых расстройств большое значение имеет установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, симптоматики нарушения,        выделение         ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.

г) Принцип комплексности. Устранение речевых нарушений должно носить комплексный, медико- психолого- педагогический характер.

д) Дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход и др.

е) Принцип поэтапности, который определяет структуру и организацию коррекционной работы логопеда.

Особенности просодики у заикающихся детей и подростков с дизартрией, страдающих ДЦП.

      Известно, что у детей с церебральным параличом отмечаются множественные речевые нарушения. Речевые расстройства в клинике ДЦП составляют, по данным различных авторов от 70 до80% ( К.А.Семёнова, Е.М.Мастюкова и др.). Особенности структуры нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и  тяжести поражения мозга. При ДЦП отмечается определённая взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. В коре головного мозга двигательные, речевые зоны и проводящие пути анатомически близки, функционируют взаимосвязано как в норме, так и в патологических условиях. Речевые нарушения у детей с ДЦП включают: фонетико-фонематические, лексические, грамматические, нарушения формирования связанной речи и  понимания речевого сообщения, все формы дисграфии и дислексии, а также нарушения воспроизведения речи: нарушение просодики речи при дизартрии и заикание.

     Наиболее частым расстройством речи при ДЦП являются дизартрии. Проблемами дизартрии занимались такие авторы, как Е.Ф.Архипова, О.В.Правдина, Е.Н.Винарская, Е.М.Мастюкова, Н.В.Серебрякова, Л.В.Лопатина, М.В.Ипполитова и т.д.      Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Особенностью дизартрии при ДЦП, отражающей общность нарушений скелетной и речевой мускулатуры является недостаточность кинестетического восприятия, повышение мышечного тонуса в общей и речевой мускулатуре при всех видах активных движений.( Ермоленко Н.А., Скворцов И.А. Неретина А.Ф.).

     Нарушения артикуляционной моторики при ДЦП вторично нередко вызывают нарушения фонематического восприятия, трудности звукового анализа слов, искажения их звуко - слоговой структуры. Наряду с расстройствами артикуляции обычно имеет место нарушение синхронизации между дыханием, фонацией и артикуляцией. Изменения произношения отдельных звуков, приводя к их удлинению или укорочению, могут способствовать неправильной расстановке ритмических ударений. Изменение тонуса артикуляционных мышц рпиводит к нарушениям динамических ударений. Артикуляционно-фонетические и просодические нарушения осложняют двигательную программу речевого высказывания у детей.(К.А.Семёнова, Е.М.Мастюкова, М.Я.Смуглин.).

     Нарушения просодической стороны речи является основным и наиболее стойким признаком дизартрии при ДЦП. Именно мелодико-интонационные расстройства в наибольшей степени влияют на разборчивость, внятность, эмоцианальную выразительность и семантическую структуру речи.

     При ДЦП просодические и семантические расстройства взаимосвязаны. Речь при дизартрии у детей и подростков с ДЦП смазанная, нечёткая. Темп речи нарушен. Он может быть ускоренным (тахилалия) или замедленным (брадилалия). Фраза формулируется нечётко: беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски звуков, слов, фраза недоговаривается до конца. Голос то тихий, то громкий, монотонный, часто назализованный, часто хриплый. Речевое дыхание неправильное – выдох короткий, слабый. Нарушение просодической стороны речи у детей с ДЦП не позволяет передать смысловую и эмоциональную нагрузку высказывания, а значит и не обеспечивает полноценный процесс общения (Л.М.Шипицина, И.И.Мамайчук.).

     У детей с дизартрией заикание носит неврозоподобный характер, чаще тоно-клонического типа разной степени выраженности, по локализации – дыхательные, голосовые, артикуляционные.

      Особенностью дизартрий при ДЦП является также связь разных форм дизартрии с определёнными формами ДЦП. Наиболее частой формой является спастическая диплегия. Псевдобульбарная дизартрия при спастической диплегии наблюдается в 80% (Л.М.Шипицина, И.И.Мамайчук).

       Исследования Е.М.Мастюковой и М.В.Ипполитовой свидетельствуют о том, что при паретической форме псевдобульбарной дизартрии отмечается выраженный парез речевых и голосовых мышц со значительной их слабостью и ограничением активных движений, часто пониженный мышечный тонус, гиперсаливация. При этой форме дизартрии наблюдается общая слабость артикуляционной мускулатуры, подвижность языка резко ограничена. Грубо снижена сила и амплитуда произвольных артикуляционных движений. Причём, чрезмерное напряжение мышц артикуляционного, дыхательного, голосового аппарата сочетается с вялостью движений этих органов, что проявляется в своеобразном нарушении высоты, силы и тембра голоса. В силу паретичности мышц мягкого нёба, отмечается произношение звуков с носовым оттенком.

      Наиболее характерным для данной формы дизартрии является:

  1. слабость артикуляционных и дыхательных мышц, особенно дмафрагмы, гипокинезия гортанных мышц,
  2. паретичность язычной, губной мускулатуры, мягкого нёба.

Преобладает ключичный тип речевого дыхания. Вдох короткий, поверхностный, выдох слабый. Асинхронность дыхания и фонации проявляется в быстром истощении силы выдоха в процессе речи.

       Голос слабый, тихий, иссякающий по силе. Разборчивость речи стоит в прямой зависимости от силы голоса. Обычно наблюдается смазанность речи по всем группам звуков. Голосовые модуляции отсутствуют, звуковысотные изменения не выражены. По тембру голос глухой, назализованный, иногда хриплый, монотонный, немодулированный. Речь невыразительная, мелодически не окрашена. Мелодико-интонационная сторона речи резко нарушена.(Е.С.Алмазова).

     Нет темпоритмических перебоев, необходимых для живой интонации, темп речи замедленный.

     Таким образом, при спастико-паретической форме дизартрии у детей с ДЦП наблюдается дискоординация в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, спастичность или паретичность голосовых складок, мягкого нёба, язычной мускулатуры, что приводит к грубому нарушению ритмико-мелодико-интонационной стороны речи, влияя на её разборчивость и внятность (И.И.Панченко, Л.А.Щербакова).

      Речь спастичного ребёнка обычно прерывается длительными паузами в силу чрезмерного напряжения мышц и внезапных спазмов. Это именно  то,что обычно называют речью при церебральном параличе.(Л.М.Шипицина, И.И.Мамайчук).

     Среди церебральных параличей у детей и подростков особо сложный характер имеют гиперкинетические формы. Нарушения общей и артикуляционной моторики определяются: меняющимся характером мышечного тонуса(дистонией), наличием непроизвольных насильственных движений, отсутствием эмоциональной выразительности речевого акта, отмечается выраженная недостаточность просодической стороны речи в виде отсутствия её плавности, замедленности, остановках, трудностях в переходе от фразы к фразе. При гиперкинетической форме дизартрий, ведущим расстройством является асинхронность между подачей дыхательной струи, включением голоса, сокращением мягкого нёба и нужными движениями губ и языка.(М.В.Ипполитова, Е.М.Мастюкова).

       Речь у таких детей толчкообразная, с голосовыми и дыхательными спазмами, с отсутствием дифференцированных движений губ и языка. Гиперкинезы дыхательной мускулатуры и голосовых связок делают голос прерывистым, затухающим, ребёнок вынужден сделать вдох для произнесения отдельных слов, слогов, а иногда и звуков. При гиперкинезах в области мягкого нёба голосо-дыхательная струя периодически попадает в носовую полость и произношение в этом случае сопровождается резким носовым оттенком.

     Наиболее характерными признаками спастико-гиперкинетической формы дизартрии являются:

1.гиперкинезы в дыхательной мускулатуре, которые вызывают её напряжение или слабость, поэтому голос не только слабый, тихий, но постоянно истощающийся, прерывистый.

2.дискенезия гортани, поэтому голос с одной стороны сдавленный, а с другой - тремолирующий, вибрирующий.

3.спастический парез в язычной, губной мускулатуре в сочетании с гиперкинезами придаёт голосу монотонный оттенок с выкриками.(Е.С.Алмазова).

   Речевое дыхание поверхностное, неравномерное, ключичное. Выдох слабый, короткий. Нет синхронности вдоха и выдоха.Темп речи быстрый, но не постоянный, нет определённого ритма. Речь монотонна, однообразна, немодулирована, смазанная, неразборчивая, интонационный аспект высказывания недоступен.

   Гиперкинетическая форма дизартрии наблюдается у больных гиперкинезами в 25-30% случаев, при этом часто сопровождаясь явлениями спастичности и парезов мышц артикуляционного аппарата.(Мастюкова Е.М.)

        При спастико-ригидной форме дизартрии наблюдается значительное изменение мышечного тонуса наряду с явлениями спастического пареза. При попытках произвольной речи возрастает мышечный тонус в артикуляционном, дыхательном и голосовом аппарате.

      Наиболее характерными признаками являются:

1.напряжённость дыхательных мышц,

2.гиперкинезия гортани,

3.спастический парез в язычной, губной мускулатуре, мягком нёбе, что приводит к монотонности, назолизации голоса.

    Речевое дыхание поверхностное, учащённое, нет дифференциации носового и ротового дыхания. Выдох короткий, слабый, быстрое истощение силы выдоха в процессе речи. Наблюдается речь на вдохе одновременно с речью на выдохе.

   Голос слабый, тихий, иссякающий, по силе постоянно меняется, голосовые модуляции отсутствуют, звуковысотные изменения недоступны. По тембру голос глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, напряжённый. Наблюдаются явления детонации и тремолирования. Темп речи быстрый, постоянного ритма нет. Речь невыразительная, монотонная, различные интонации недоступны.(Е.С.Алмазова).

       Таким образом, при спастико-ригидной форме дизартрии у детей с ДЦП просодическая сторона речи страдает в связи с асинхронностью в деятельности артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, что связано с напряжением фонаторной мускулатуры. (И.И.Панченко, Л.А.Щербакова).

     При атоническо-атактической форме церебрального паралича имеет место мозжечковая дизартрия. Просодическая сторона речи грубо нарушена. Ритм речи скандированный, несколько замедленный. Голос монотонный, назализованный, хриплый. Речь невыразительная, подчас невнятная и неразборчивая (Г.В.Бабина).

Методологическая часть.

      Приёмы преодоления просодических нарушений у детей с заиканием и дизартрией, страдающих ДЦП,  в литературе практически не представлены.

 Для коррекции просодической стороны речи у этих детей нет единой методики, поэтому при составлении методической части объединены методики коррекционной работы с детьми, имеющими различные патологии.

Обзор методик коррекционной работы.

    Целью логопедического воздействия при ДЦП является: развитие речевого общения и улучшение разборчивости речи. В связи с этим, задачи логопедической работы будут следующие: уменьшить степень проявления двигательных нарушений артикуляционного аппарата, формировать артикуляционный праксис, развивать речевое дыхание, голос и просодические элементы речи, развивать функциональные возможности пальцев рук. Необходимыми условиями, обеспечивающими эффективность логопедической работы являются: соединение логопедических мероприятий с лечебными, учёт взаимосвязи речевых и двигательных расстройств, использование специфических методов и приёмов : дифференцированный логопедический массаж, пассивная и активная артикуляционная и дыхательная гимнастики, голосовые упражнения. При проведении дыхательной гимнастики предусматривается включение упражнений, построенных на сочетании движений туловища и конечностей с произнесением звуков. Комплексы этих упражнений подбираются индивидуально, в зависимости от двигательных и речевых возможностей ребёнка. Голосовые упражнения направлены на формирование у детей произвольного изменения силы голоса, длительности звучания, тренировку голоса. Программа логопедических занятий рассчитана в основном на детей с ДЦП, страдающими различными формами дизартрии( И.Ю.Левченко, М.В.Ипполитова, И.А.Хайрулина).

     В диссертации кандидата педагогических наук Сорокиной В.Т.А. «Коррекционно-педагогическая работа по формированию мелодико-интонационной стороны речи у дошкольников с церебральным параличом» представлена методика формирования мелодико-интонационной стороны речи на основе эффекта биологической обратной связи (БОС). Применение БОС в коррекционной работе помогает детям осознанно производить произвольное управление напряжением дыхательной, а в дальнейшем, голосовой и артикуляционной мускулатурой, что делает процесс обучения более эффективным, а подача материала в игровой форме создаёт у детей мотивацию к занятиям.

      С целью развития коммуникативных навыков у детей с ДЦП использовалась этапность коррекционного воздействия, разработанная для детей с церебральным параличом А.В.Коротковой.

     Модель коррекционного воздействия включает 3 этапа:

1.Подготовительный этап.

Цель – формирование и развитие базовых компонентов мелодико-интонационной стороны речи в процессе стимуляции коммуникативной деятельности.

Задачи и содержание :

- выработка правильных кинестезий (нормализация тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры, дифференциация ротового вдоха и выдоха и носового вдоха и выдоха, формирование силы, целенаправленности и длительности воздушной струи, развитие функций небо -глоточного клапана (с целью нормализации баланса резонирования).).

- формирование правильных фонационных кинестезий ( нахождение оптимального звучания голоса для каждого ребёнка, выработка эксперированной  фонации, координация дыхательных, фонационных и артикуляционных кинестезий, увеличение времени фонации, расширение диапазона голоса).

- формирование базовых компонентов коммуникативной деятельности (создание положительного настроя на занятия, мотивации к общению, привлечение внимания ребёнка к сверстнику, обучение осознанию собственных эмоций и ощущений).

2.Основной этап.

Цель – формирование и развитие мелодико-интонационной и темпо-ритмической стороны речи в процессе коррекции коммуникативной деятельности и обогащение способов эмоционального реагирования.

Задачи и содержание:

- формирование мелодико-интонационной стороны речи ( постановка продуктивных схем дыхания, развитие силы и высоты голоса, знакомство с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной,- различение их в импрессивной речи, формирование соотнесения вида интонации с эмоциональным состоянием объекта).

- развитие темпо-ритмической стороны речи ( обучение восприятию- воспроизведению темповых отличий на основе ритма повторности, работа над метром как структурным компонентом ритма: дифференциация акцентированных и неакцентированных сигналов, формирование темпо-ритмического чувства речевых и неречевых движений, произвольного контроля за темпо-ритмическими характеристиками речи).

- совершенствование коммуникативных навыков.

3.Заключительный этап.

Цель – автоматизация полученных на предыдущих ступенях работы умений и навыков непосредственно в коммуникативной деятельности.

Задачи и содержание:

- развитие мелодико-интонационной стороны речи ( дифференциация различных интонационных конструкций в экспрессивной речи, расширение диапазона голоса, автоматизация полученных навыков в спонтанной речи).

- автоматизация коммуникативных навыков.

      Комплексное коррекционно-логопедическое воздействие обязательно включает работу по формированию мелодико-интонационной стороны речи, способствующую развитию коммуникативных навыков у детей с двигательной патологией. Для этой цели исключительно большое значение имеют специальные дыхательные упражнения, которые включают отдельные положения парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой. Описание методики развития речевого дыхания у детей с нарушением речи дано в работе Беляковой Л.И., Гончаровой Н.Н., Шишковой Т.Г.

   Работа включает 5 этапов, которые проходят в строгой последовательности 1 этап - подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания по традиционной методике.

Цель- развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания.

2 этап – развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой.

Цель – дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей.

3 этап – развитие фонационного выдоха.

Цель – развитие фонационного (озвученного выдоха).

4 этап – развитие речевого дыхания.

Цель – развитие собственного речевого дыхания.

5 этап – развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.

Цель – тренировка речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.

    Развитию ритмичного, произвольного дыхания способствуют различные дыхательные игры-упражнения: выдувание мыльных пузырей, задувание свечей, сдувание различных, мелких предметов, игра на губных музыкальных инструментах и т.д..

     Работа над дыханием должна чередоваться с артикуляционной гимнастикой , методические приёмы которой разработаны З.И.Тельновой, О.В.Правдиной, А.Г.Ипполитовой, и массажем, проводимым с целью ослабления патологических проявлений в мышцах артикуляционного аппарата. Точечный массаж проводится при гипертензиях языка (Е.Ф.Архипова, Л.А.Данилова, Г.В.Дедюхина, Л.Д.Могумая, Т.А.Яньшина). При ассиметриях, неравномерном распределении тонуса в артикуляционных мышцах подбираются приёмы массажа с гиперкоррекцией соответствующей стороны (Э.Я.Сизова). Ручной и зондовый массаж Е.В.Новиковой используется для коррекции звукопроизношения при тяжёлых речевых расстройствах.

 Для развития и коррекции голоса у детей с ДЦП используются различные ортофонические упражнения, направленные на развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции. Комплексный ортофонический метод Е.С.Алмазовой представлен в работе « Методика восстановления и развития голоса у детей» и заключается в сочетании артикуляционных, дыхательных и голосовых упражнений с психотерапией, лечебной физкультурой и рядом лечебных мероприятий.

     На подготовительном этапе проводится психотерапия. Цель – сознательное, активное, волевое включение ребёнка в процесс восстановления голоса. Психотерапия проводится в форме беседы, в ходе которой выявляются жалобы ребёнка, составляются представления о круге его интересов, отношению к дефекту, устанавливается личный и рабочий контакт. Проводится артикуляционная гимнастика. Цель – выработать чёткость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и голосообразования. Проводится дыхательная гимнастика. Цель – добиться непроизвольного максимального выдоха с наибольшим спадом дыхательных мышц, непроизвольного включения надгортанника, вызывая усиленный носовой выдох.

     На следующем, восстановительном этапе логопедических занятий проводится вызывание звука голосом, закрепление полученного голоса путём введения его в слоги, слова, фразы со всеми согласными и гласными, также проводятся упражнения на развитие высоты, силы, тембра, модуляций голоса, ритмико- мелодико-интонационной стороны речи, постановка певческого голоса.

     На заключительном этапе работы проводятся упражнения на автоматизацию процесса голосообразования.

     При формировании просодики у детей и подростков с ДЦП уделяется внимание следующим разделам:

  1. тренировка слухового внимания на особенностях темпа, ритма, ударности, паузах, модуляций слов, фразовой речи.
  2. обучение восприятию ритма в музыке и стихах.
  3. формирование управления ритмом, темпом, модуляциями, интонациями при воспроизведении слов, фразовой речи.
  4. развитие умения петь и произносить стихи с движениями на занятиях логоритмикой.

Музыкально- двигательные занятия с детьми с церебральными параличами приобретают особо важное значение. Они способствуют мышечному расслаблению, улучшению движений, их плавности и ритмичности, поднимают эмоциональный тонус ребёнка. Музыка способствует развитию интонационной выразительности голоса. Таким образом, логоритмика широко применяется для формирования и коррекции просодики у детей с ДЦП.

     Например, «Логопедическая ритмика» Г.А.Волковой направлена на преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания, на коррекцию у людей с речевой патологией двигательной сферы, в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптация к условиям внешнего мира. Средствами логопедической ритмики является: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счётные упражнения, формирующие чувство музыкального размера; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на музыкальных инструментах; упражнения для развития творческой инициативы. С целью подбора наиболее эффективных и адекватных приёмов коррекции важно учитывать взаимосвязь речевых и двигательных расстройств при ДЦП, общность поражения артикуляционной и общей моторики.

    Существует ряд методик, куда включена коррекционная работа над элементами просодики. К ним относится, например, «Методика преодоления фонетико- фонематических нарушений у дошкольников со стёртой формой дизартрии» Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой, куда включены упражнения по развитию восприятия и воспроизведения ритма, задания по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной и в экспрессивной речи, упражнения по развитию интонационной выразительности повествовательного, вопросительного предложений, упражнения по освоению ритмики слова и т.д.. Логопедическая работа проводится поэтапно от формирования общих представлений об интонационной выразительности речи к отработке различных интонационных конструкций в экспрессивной речи. В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения, направленные на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение его диапазона, развитие гибкости и модуляции.

      В работе К.А.Семёновой, Н.М.Махмудовой «Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом» также представлена методика по формированию и тренировке голосообразования, дыхания и нормализации просодической стороны речи у детей с различными формами ДЦП. Работа строится поэтапно.

     На подготовительном этапе логопеду средствами внушения необходимо создать у ребёнка чувство полного доверия, веру в свои силы.      1 этап – это лечебная логопедическая физкультура. В зависимости от типа дефекта применяются различные приёмы массажа, пассивной и активной гимнастики. При вызывании голоса большое внимание уделяется нормализации позиции головы, расслаблению мышц верхнего плечевого пояса. На этом же этапе проходит дыхательная гимнастика. У детей с ДЦП отмечается снижение кинестетического чувства дыхательных движений, нарушение центральной регуляции, поэтому пытаются различными упражнениями вызвать выдох непроизвольно.

2 этап – вокальные упражнения, которые ребёнок сначала делает с логопедом, затем с другим ребёнком, а затем уже самостоятельно.

3 этап – слоговые упражнения в песенном ритме. Основная цель этого этапа – автоматизировать сильный голос, модуляционные оттенки в управляемом речевом потоке. Методы работы на этом этапе ближе к логоритмическим.

4 этап – нормализация просодики. У подростков с ДЦП трудно выработать новые автоматизированные навыки темпа, ритма, мелодичности, интонированности. Удаётся лишь добиться улучшения просодики на выученном материале и под контролем логопеда. Этот этап включает в себя: тренировку слухового внимания на особенностях темпа, ритма слов и фраз; обучение восприятия ритма в музыке и стихах; формирование управления темпом, ритмом, интонациями слов и фраз; развитие умения петь; занятия логоритмикой.

   

В логопедических занятиях с заикающимися школьниками в настоящее время используются методики, предложенные для работы с детьми дошкольного возраста ( для младших школьников) или с подростками и взрослыми (для старших школьников).

    Например, Н.А.Чевелёва предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников 1-4 классов в процессе ручной деятельности.

Соответственно учебным четвертям автор выделяет 4 периода:

  1. Сопровождающая речь
  2. Завершающая речь
  3.  Предварительная речь
  4. Закрепление навыков самостоятельной речи.

Система логопедических занятий А.В.Ястребовой составлена для заикающихся школьников с ОНР. Автор выделяет 3 периода в обучении этих учащихся.

  1. Уточнение и расширение пассивных знаний в области языка, осуществляемое как путём организации целенаправленных наблюдений учащихся над звуковой стороной речи, так и в процессе активных упражнений в упорядочении темпа и плавности.

Содержание логопедических занятий:

- упорядочение темпа, ритма и плавности речи.

- расширение и уточнение словарного запаса

- овладение грамматическим строем речи

- развитие и закрепление навыков звукового и морфологического анализа

2. Активизация полученных знаний в области языка, закрепление навыка плавной, ритмичной и выразительной речи на более сложном речевом материале.

3. Закрепление навыка правильной, свободной речи.

Таким образом основные направления логопедической работы:

- целенаправленное и всестороннее развитие основных взаимодействующих компонентов речи (фонетика, лексика, грамматика) в процессе работы над её темпом и плавностью

- тесная взаимосвязь речевого материала с содержанием прграммы по русскому языку

- всемерное развитие активности детей.

Методика А.Я. Евгенова и М.В.Смирнова  представлена по формам речевой работы:

  1. Артикуляционные и дыхательные упражнения, счётная зарядка
  2. Речевая зарядка, чтение, изложение прочитанного.
  3. Небольшие доклады, работа с художественным материалом.

Методика В.М.Шкловского включает два этапа:

1 этап:

- коррекция дыхания, регистра и тембра голоса

- выработка правильного ритма и тембра голоса

- овладение «эталонами» речи

2 этап:

- автоматизация плавной слитной речи, которая достигается в произнесении ряда гласных, цифр, отдельных фраз

Содержание коррекционной логопедической работы при заикании с детьми сДЦП.

  1. Обследование. ( первые 2 недели).

Изучение речевого развития при ДЦП охватывает все стороны речи,  в том числе и просодическую.

Программа обследования просодической стороны речи и заикания:

  1. Обследование восприятия ритма.
  2. Обследование воспроизведения ритма.
  3. Обследование восприятия интонации.
  4. Обследование воспроизведения интонации.
  5. Обследование восприятия логического ударения.
  6. Обследование воспроизведения логического ударения.
  7. Обследование модуляций голоса по высоте.
  8. Обследование модуляций голоса по силе.
  9. Выявление нозального тембра голоса.
  10. Обследование восприятия тембра.
  11. Обследование воспроизведения тембра.
  12. Обследование речевого дыхания.
  13. Обследование темпо-ритмической организации речи.
  14. Обследование состояния слухового контроля.

(См. приложение №1).

1.Спонтанная речь

2.Сопряжённая речь

3.Отражённая речь

4.Стихотворная речь

5.Пение

6.Шёпот

7.Ритмизированная

8.Чтение

(Ориентировка на высокую степень заикания, если хоть в одном из 8 пунктов есть высокая степень).

  1. Этап ограничения речи ( режим молчания, шёпотная речь).(1- 2 нед.)

- дифференцированный логопедический массаж

- зондовый массаж

- точечный массаж

- пассивная и активная артикуляционная гимнастика

- дыхательные  упражнения

-режим релаксации

- развитие слухового внимания и памяти, развитие ВПФ

- развитие мелкой моторики

- развитие восприятия ритма речи, темпа речи, интонации, логического ударения.

  1. Сопряжённая речь. (4 -5 нед.)

- воспитание сопряжённого произношения, речевого дыхания, удлинения выдоха, мягкой голосоподачи, слитности гласных звуков в звукоподражаниях и словах

- выработка речевых эталонов (аоуи)

- дережирование ведущей рукой

- коррекция нарушений звукопроизношения, постановка звуков и уточнение их артикуляции

- динамическая дыхательно-голосовая гимнастика

- вокальные упражнения

- слоговые упражнения в песенном ритме

- развитие воспроизведения ритма, интонации, логического ударения, модуляций голоса по высоте и силе, тембра голоса.

- развитие мелкой моторики и ВПФ

     

  1. Отражённая речь или сопряжено-отражённая. (4-5 нед.)

- воспитание отражённой речи ,работа с речевыми эталонами (ряд цифр)

- дережирование

- работа над фразой и просодическими компонентами ( дыханием, голосом, слитностью, темпом, ритмом

- развитие моторики (расслабления мышц)

- коррекция нарушений звукопроизношения

- логопедическая ритмика

  1. Вопросно-ответная речь.(8-10 нед).

- продолжение работы над просодическими компонентами речи

- работа над диалогической речью

- продолжение коррекции звукопроизношения

-развитие лексико-грамматической стороны речи

 -логопедическая ритмика

  1. Самостоятельная речь.(8-14 нед)

- продолжение работы над просодическими компонентами речи

- продолжение работы по коррекции звукопроизношения

- продолжение работы по развитию лексико-грамматической стороны речи

- воспитание самостоятельной речи на материале текстов и рассказов.

- логопедическая ритмика.

   7. Закрепление активного поведения и свободного общения

Схема построения групповых занятий со школьниками.

     1.Гимнастика (5 мин)

- мимическая, артикуляционная, дыхательная, голосовая

2.Чтение (10 мин)

3.Рассказывание (10 мин)

4.Диалогическая речь(10 мин)

5.Анализ речи и поведения во время занятия (5 мин)

Чтение.

  1. Совместное, отражённое, самостоятельное по одному слову на один выдох. После каждого слова – пауза в три четверти такта. (Пауза в том же ритме, что и чтение)
  2. То же по несколько слов на один выдох
  3. Чтение с замедленным началом, на одном выдохе на фразу.
  4. Чтение диалога по ролям
  5. Чтение с остановками условной длительности на знаках препинания (запятая – одна четвёртая такта).
  6. Плавное выразительное чтение

Логопедическая ритмика.

  1. Упражнения на точное начало речи (музыкальный период)
  2. Упражнения на темп размеренной речи и ритмизация её.
  3. Выразительность речи, логические ударения, паузы.
  4. Эмоциональная и волевая речь.

 Выводы:

1. Нарушения просодической стороны речи детей с заиканием, страдающих ДЦП влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи, не дают возможности для формирования чёткого слухового восприятия и контроля, могут вызвать семантические нарушения и затруднить коммуникацию.

2. Приёмы преодоления просодических нарушений у детей с дизартрией  и заиканием в литературе практически не представлены.

3. Так как для коррекции просодии речи у детей с дизартрией и заиканием  нет единой методики, объединены методики работы с детьми, имеющими различные патологии.  

4. В результате обследования, проведённого по специально разработанной программе, у всех детей с дизартрией были выявлены нарушения просодической стороны речи.

5. Восприятие и самостоятельное воспроизведение интонационной структуры вызывает значительные трудности у детей. При этом процесс слуховой дифференциации интонационных структур оказывается более нарушенным, чем процесс их самостоятельной реализации , дети  нуждаются в комплексной коррекционной  логопедической работе, направленной на преодоление нарушений просодии речи. (См. приложение №2).