Основные направления логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией.
учебно-методический материал

Акимова Нина Константиновна

Основные направления логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsiya_prosodiki._statya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ ПРИ ДЦП.

      Устная речь  - это основная форма коммуникации, которая представляет собой сочетание слушания и говорения. По мнению Николая Ивановича Жинкина, просодика является наивысшим уровнем развития языка, а генетически просодические средства  древнее, чем словесные. Просодические проявления становятся предпосылкой для языкового развития.

       При дизартрии ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией мышц артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата,  связанное с органическим поражением центральной  нервной системы. Имеет место нарушение синхронизации между дыханием, фонацией и артикуляцией. В основе речевых нарушений у детей с дизартрией лежат не только изменения мышечного тонуса, но и недостаточность кинестетического восприятия. Особенности структуры нарушений речи при дизартрии и степень их выраженности зависят от локализации и тяжести поражения мозга.

       Нужно отметить, что речевые нарушения на фоне церебрального паралича затрагивают всю речевую систему от двигательного звена и кинестетического восприятия до самой лингвистической системы.

Нарушения просодических компонентов речи - это один из наиболее характерных признаков дизартрии. Они имеют стойкий характер и с трудом поддаются коррекции, что препятствует овладению навыками полноценной коммуникативной деятельности.

     Просодика – это интонационно выразительная окраска речи. Она представляет собой совокупность ритмико-интонационных свойств речи, которые реализуются через такие качества речи, как речевое дыхание, тембр, высота, сила, модуляции голоса, темп, пауза, ритм, логическое ударение.

     Именно темпо-ритмические и мелодико-интонационные расстройства в наибольшей степени влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и семантическую структуру речи детей с дизартрией.

     Речь при дизартрии у детей смазанная, нечёткая.

- Темп речи нарушен. Он может быть ускоренным или замедленным (чаще ускоренным).

- Фраза формулируется нечётко: беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски звуков, слов, фраза недоговаривается до конца.

-  Голос то тихий, то громкий, монотонный, часто назализованный,  хриплый.

- Преобладает ключичный тип речевого дыхания: вдох короткий, поверхностный, выдох слабый.

    Нарушения просодической стороны речи у детей с дизартрией влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи, не дают возможности для формирования чёткого слухового восприятия и контроля, могут вызвать семантические нарушения и затруднять коммуникацию.

     Однако, до настоящего времени эта проблема остаётся малоизученной. В научно-методической литературе имеются лишь единичные исследования состояния просодики и приемы преодоления просодических нарушений у детей с дизартрией.

     При обследовании просодики у детей  с дизартрией можно придти к следующим выводам:

1.Все показатели результатов обследования отстают от нормы по количественным и качественным показателям.

2. Наиболее сформированы у детей способность к восприятию и воспроизведению ритма и модуляции голоса по силе.

3. На самом низком уровне развития: восприятие интонации и логического ударения .

4. Способность к восприятию интонационных структур развита слабее, чем способность к их воспроизведению.

      Однако  единой методики коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией нет. Поэтому при составлении коррекционной программы нет, поэтому можно использовать несколько методик:

     Методика В.Т.А. Сорокиной, которая представлена в диссертации «Коррекционно-педагогическая работа по формированию интонационной стороны речи у дошкольников с церебральным параличом», из методики А.В.Коротковой - поэтапность коррекционного воздействия, разработанная для детей с ДЦП, методика развития речевого дыхания Н.Н.Гончаровой, Т.Г.Шишковой, комплексный ортофонический метод Е.С.Алмазовой, «Методика преодоления фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии» Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой, методики И.А.Поваровой, Е.Ю. Румянцевой.

Основными принципами коррекционной работы с детьми с дизартрией являются: последовательность, поэтапность, системный подход, учет структуры дефекта, раннее начало работы.

 Коррекционная программа может  включать следующие направления работы:

1.Развитие восприятия и воспроизведения ритма.

2.Развитие восприятия и  воспроизведения интонации.

3.Развитие восприятия и  воспроизведения  логического ударения.

4. Развитие модуляции голоса по высоте  и силе.

 Программа, направленная на коррекцию просодической стороны речи у детей с дизартрией,  представлена поэтапно в виде комплекса упражнений.

Занятия рекомендуется  проводить индивидуально и в группах.

      Этапы работы.

I этап (подготовительный) целью которого является формирование и развитие базовых компонентов мелодико-интонационной стороны речи.

Знакомство с новым материалом, его восприятие, усвоение детьми, знакомство со способами выполнения заданий.

II этап (основной). Его цель -  формирование и коррекция просодической стороны речи и развитие способностей детей самостоятельно выполнять задания.

III этап (заключительный). Цель- закрепление материала, автоматизация его во фразовой речи.

 Направления работы на этапах.

На  I этапе выделены следующие направления работы:

1. Выработка правильных дыхательных кинестезий 

- нормализация тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры путем проведения массажа и двигательной гимнастики.

- дифференциация ротового вдоха и выдоха

- дифференциация носового и ротового дыхания

-формирование силы, целенаправленности и длительности воздушной струи с использованием общепринятых упражнений: сдувание ватки с ладони, задувания свечи, упражнений с воздушными фломастерами.

 2. Выработка правильных фонационных кинестезий.

- формирование фонации на выдохе (произнесение фонемы «м» на мягкой атаке и нахождение более комфортного звучания голоса)

- увеличение времени фонации (пропевание на одном выдохе ряда из гласных звуков, при этом фонация сочетается с движениями рук, так как дети с двигательной патологией следят за правильностью движений, отвлекаясь от голосоподачи.)

-формирование координации дыхательных, фонационных и артикуляционных кинестезий  (Пропевание слогов и слоговых рядов на одном выдохе.)

3. Развитие модуляций голоса по силе и высоте.

Упражнения проводятся путём подражания звучанию различной высоты с опорой на движение руки или графическое изображение.

Пример:  по развитию силы голоса «Приближение самолёта» - усиление силы звука.

4. Коррекция ритма

- формирование восприятия и воспроизведения элементарных ритмических компонентов и комплекса ритмических структур.

Упражнения: Инструкции: «Послушай, сколько было ударов и покажи карточку», «послушай, сколько было ударов и повтори за мной» (Воспроизведение).

 Направления работы II этапа:

1. Постановка продуктивных схем дыхания (формирование и автоматизация нижнерёберного типа дыхания).

Упражнения: Работа с воздушными фломастерами, направлена на автоматизацию силы, направленности и длительности воздушной струи.

Кроме этого, Упр. На задувание свечей – на одном выдохе – длительность и экономное расходование выдыхаемого воздуха, под удары метронома – внутренняя ритмичность дыхательных движений.

Упр. На развитие речевого дыхания – Вдох – руки вверх, выдох – руки медленно опускаются и произносятся нараспев слоги, слова, фразы из 2-4 слов.

2. Развитие силы и высоты голоса

Упражнение: Счет с постепенным увеличением  высоты голоса

 или увеличением его силы на одном выдохе. (Например, на картинке куст с помидорами помидоры разного размера, чем больше помидор, тем громче должен звучать голос.)

3.Развитие ритмической стороны речи

- обучение восприятию-воспроизведению акцентированных  и не акцентированных ударов с целью формирования представлений об интенсивности акустического звука.

- развитие ритмического чувства речевых движений.

Упражнения: чтение стихов с двусложным ритмическим рисунком (ямб, хорей), сопровождающиеся ритмическим плавным дерижированием.

4. Формирование мелодико-интонационной стороны речи.

-знакомство с различными видами интонации, дифференциация их в импрессивной речи и формирование базы для перевода в экспрессивную речь (произнесение ряда гласных  с различной интонацией. АОУИ.)

Упражнение: Выделение из текста вопросительного предложения путем показа карточки.

- формирование представлений о логическом ударении

Упражнение: Логопед спрашивает, выделяя голосом из предложения наиболее важное слово – ребёнок отвечает. (Вы мне сегодня звонили?)

Направления работы III этапа:

1.Развитие просодической стороны речи.

-Формирование и дифференциация различных интонационных структур в экспрессивной речи.

Упражнение: Отработка различных интонационных конструкций с интонационным центром в разных позициях.

Работа проводится на материале считалок, диалогов, сказок.

- развитие воспроизведения логического ударения

Упражнение: Логопед просит произнести фразу, выделяя голосом сначала первое слово, потом второе и т.д.

- автоматизация полученных навыков в практической деятельности.

Упражнение: Чтение текстов-диалогов по ролям, разыгрывание сценических диалогов.

     Работа по коррекции просодической стороны речи у детей тогда считается завершённой, когда дети используют просодическое оформление в экспрессивной речи.

     Однако, следует учитывать, что у детей с дизартрией при ДЦП трудно выработать новые автоматизированные навыки ритма, мелодичности, интонированности речи. Удаётся лишь добиться улучшение просодики на выученном материале и под контролем логопеда.

 Но комплексное коррекционно-логопедическое воздействие обязательно должно включать работу по формированию просодической стороны речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция просодической стороны речи у детей с дизартрией.

Презентация. Коррекция просодической стороны речи....

Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у детей с дизартрией

В статье говориться о том,что учитывая общее состояние здоровья, особенности моторной и психической сферы ребенка с дизартрией, необхо­димо спланировать коррекционную работу так, чтобы она включала на...

Доклад на областном семинаре "Основные направления коррекционной работы по развитию познавательной стороны речи у детей с ТНР".

Основной задачей коррекционной работы в нашей школе является: научить детей правильно и связно выражать свои мысли, уметь поддерживать диалог, чувствовать себя уверенными в речевом поведении....

Основные направления логопедической работы по коррекции нарушений речи у детей с ДЦП в условиях инклюзивного образования.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья, образования – приоритетная задача и одно из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия...

Развитие просодической стороны речи у детей с дизартрией

В презентации дается понятие дизартрии, рассматривается игровое упражнение "На ладошку дождик кап". Данный материал будет полезен как педагогам, так и родителям....

Перспективное планирование логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи младших школьников с НОДА

В перспективное планирование логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи младших школьников с НОДА входит основные направления работы и её содержание...

Система работы по коррекции фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Система работы по коррекции фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией...