Основные направления логопедической работы по коррекции нарушений речи у детей с ДЦП в условиях инклюзивного образования.
методическая разработка на тему

Майорова Елена Валерьевна

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья, образования – приоритетная задача и одно из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, адекватной самореализации в профессиональной и социальной деятельности. По Закону Российской Федерации «Об образовании» (п.6, ст.5) «государство обязано создавать гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов».

     Как свидетельствует международный опыт, в образовательных учреждениях, где практикуется инклюзивное образование, повышается обучаемость у детей с ОВЗ. Любой ребёнок уникален и имеет право быть принятым таким, каков он есть. Все дети – необычные, обладают особыми образовательными потребностями   и требуют индивидуального подхода.

Инклюзия предполагает сохранение обогащающих систему различий, при условии заинтересованного, доброжелательного, понимающего и толерантного взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diz_osnovnye_napravlenia_logopedicheskoy_raboty_1.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления логопедической работы по коррекции

нарушений речи у детей с ДЦП в условиях инклюзивного образования.

Собецкая Елена Витальевна – учитель-логопед

Майорова Елена Валерьевна – учитель-логопед НОУ СОШ «Юджин-Центр»

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья, образования – приоритетная задача и одно из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, адекватной самореализации в профессиональной и социальной деятельности. По Закону Российской Федерации «Об образовании» (п.6, ст.5) «государство обязано создавать гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов».

В настоящее время происходят существенные изменения в сфере специального образования России. Они связаны с новым отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья. Обновляется категориальный аппарат в соответствии с международной практикой и тенденций гуманистического подхода, изменяются концептуальные основы специального образования. Наряду с дифференциацией и совершенствованием восьми типов специальных коррекционных учреждений, появляется, интегрированное, инклюзивное обучение. Родители имеют возможность выбора формы обучения и типа образовательного учреждения для своего ребенка.  Итоговой целью специального образования детей с ОВЗ является полное интегрирование в общество, использование ими социальных привилегий и благ, которыми пользуются остальные граждане. Интеграция детей с особенностями в развитии становится в нашей стране важным направлением в развитии специального образования на современном этапе.

Долгий период времени, мы являлись сотрудниками Центра психолого-медико-социального сопровождения, были активно включены в систему оказания помощи детям с ОВЗ. В данной статье предлагаем к рассмотрению обобщение опыта по направлению коррекционного логопедического воздействия для детей с ДЦП.

Система помощи детям начинается в раннем возрасте и предусматривает раннюю диагностику и раннее начало медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной работы.

Раннее комплексное воздействие с целью нормализации в дальнейшем двигательной сферы, психического развития и социальной адаптации детей с ДЦП включает периоды восстановительного лечения: острый – до 14 дней (преобладает медикаментозное лечение, при необходимости применение специальных укладок); ранний восстановительный – до 2 месяцев (добавляется массаж с пассивными движениями по суставам, фиксация стоп и кистей туторами и шинками в среднем положении, перинка Фрейка); поздний восстановительный – до 2 лет; резидуальный (остаточных явлений) – после 2 лет. В этот период так же, как и в поздний восстановительный, комплексная реабилитация включает медикаментозные средства, лечебную физкультуру, рефлексотерапию, ортопедическую помощь, физио- и психотерапию, логопедическую коррекцию.

С трёх лет дети с ДЦП обучаются в специализированных детских садах, а затем, при необходимости, в специализированных школах для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Дошкольный период жизни детей с ограниченными возможностями здоровья требует от государства, общества и семьи повышенного внимания. Это благоприятное время для преодоления последствия того или иного сенсорного или интеллектуального нарушения, возможность избежать формирования особой позиции в среде здоровых сверстников, путем нормализации жизни ребенка в семье и включения родителей в процесс реабилитации. В соответствии с типовыми положениями о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи в специализированных детских садах развитие речи и коррекцию дизартрии осуществляет логопед; специальные занятия по физическому воспитанию и развитию моторных функций проводит методист ЛФК; развитие голоса, музыкального слуха и чувства ритма проводит музыкальный руководитель. Основная масса детей с дизартрией, прошедшие реабилитационный этап обучения в специализированных детских садах или логопедических группах, в дальнейшем могут обучаться в общеобразовательных школах. Как правило, они нуждаются в логопедической помощи и логопедическом сопровождении на всём протяжении обучения в начальной школе.

Принципы реабилитации детей с дизартрией.

Этиопатогенетический принцип основан на учёте (в соответствии с предшествующей диагностикой) преимущественного поражения тех или иных структур мозга и связанный с этим характер нарушений мышечного тонуса, моторных, сенсорных и речевых функций. Принцип раннего воздействия. Известно, что раннее воздействие на ребёнка с риском дизартрии способствует более полному развитию компенсаторных возможностей мозга и усиливает эффективность коррекционной работы. Системность воздействия направлена на: моторное развитие; психическое развитие; сенсорное развитие; речевое развитие; личностное развитие ребёнка. Комплексность воздействия состоит в согласованной работе специалистов: невропатолог – логопед – психолог.

Система коррекционного воздействия учитывает следующие конкретные аспекты: учёт закономерностей и последовательности развития моторных, сенсорных, психических и речевых функций; учёт структуры речевого нарушения (определение ведущего дефекта в структурно-функциональной организации речевой деятельности); учёт вторичных расстройств; учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка; учёт детско-родительских отношений, их максимальное использование.

Направления логопедической работы.

     Стратегической задачей коррекционной работы является развитие вербальных средств общения и коммуникативной деятельности в целом. Тактические задачи – нормализация тонуса, угашение патологических автоматизмов речевого аппарата, развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, развитие фонематического восприятия, коррекция звуковой и лексико-грамматической сторон речи, развитие сенсорных и высших психических функций.

     Направления коррекционной работы:

1.Нормализация мышечного тонуса, развитие моторики артикуляционного аппарата и пальцев рук. На этом этапе основное значение имеет общий и логопедический массаж. Используются несколько видов массажа. Основным является либо укрепляющий, либо расслабляющий массаж. Кроме этого проводится массаж биологически активных точек (БАТ), массаж шпателем, логопедическими зондами, вибромассажёром и т.д., а также самомассаж. Активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического аппарата – логопедический массаж. Важно использовать его на начальных этапах коррекционной работы. Проведение его необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

     Основные цели логопедического массажа:

Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры; уменьшение проявлений парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата; снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата – синкинезий, гиперкинезов, судорог; стимуляция проприоцептивных ощущений (ощущений, передаваемых в ЦНС рецепторами, расположенными в мышцах и суставах, и воспринимающих сокращения, растяжения, движения); увеличение объёма и амплитуды артикуляционных движений; активизация тех групп мышц периферического аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность; формирование произвольных, координированных движений артикуляционных органов.

       Логопедический массаж начинают проводить только по рекомендации врача после предварительной медицинской диагностики с указанием неврологической симптоматики и формы пареза (или паралича). Составляется комплекс массажных приёмов, намечается последовательность, методика их проведения, дозировка. Основными приёмами логопедического массажа являются: поглаживание; растирание; разминание; вибрация или поколачивание, ввинчивание и вывинчивание; плотное нажатие.

 Выбор приёмов зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и симптоматики. При пониженном тонусе используют поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, поколачивание. Энергичные, быстрые и ритмичные движения повышают возбудимость массируемых тканей, облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной крови, повышают активность мышечных волокон. При повышенном тонусе – поглаживание и лёгкая вибрация. При лёгком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей, а значит, снижается их тонус. Этот приём оказывает успокаивающее воздействие, вызывает приятное чувство тепла, в результате чего повышается эластичность мышечных волокон, работоспособность мышц, улучшается эластичность связочного аппарата. Логопедический массаж делают пальцами через тонкий носовой платок, логопедическими зондами, мягкой пластиковой зубной щёткой, ручным вибратором минимального режима действия. Самомассаж является действенным средством, дополняющим воздействие основного массажа.

     У детей с ДЦП наряду с речевыми нарушениями имеются нарушения тонуса мышц и низкий уровень развития тонких движений пальцев рук, поэтому наряду с проведением массажа языка проводится массаж пальцев рук. Приёмы проведения такого массажа: поглаживание, разминание, спиралевидные движения по каждому пальцу от кончика к основанию; похлопывание, покалывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев; поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и предплечья от пальцев до локтя; похлопывание кистью ребёнка по мягкой и жёсткой поверхности, по руке педагога; вращение пальцев (отдельно каждого), круговые повороты кисти, отведение – приведение кисти вправо, влево; поворот руки ладонью вверх (супинация) – ладонью вниз (пронация); поочерёдное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев; массаж щётками разной жёсткости.

 Особенностью дизартрий при ДЦП является проявления артикуляционной диспраксии , что затрудняет выполнение целенаправленных движений и усиливает нарушения звукопроизношения. Поэтому важной задачей является развитие ощущений артикуляционных поз и движений, преодоление и предупреждение оральной диспраксии. Для улучшения ощущений артикуляционных движений используют упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми глазами со зрительным контролем с помощью зеркала и упражнений с закрытыми глазами.

      Развитие артикуляционной моторики начинают с пассивных упражнений, целью которых является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействовавших, или увеличение подвижности мышц.

      Пассивная гимнастика языка: выдвижение языка вперёд; втягивание языка назад; выдвижение языка вниз; поднимание вверх, если возможно, к верхней губе; боковые отведения языка вправо и влево; придавливание кончика языка ко дну ротовой полости; поднимание кончика языка к твёрдому нёбу; плавные покачивающие движения языка в стороны.

     Пассивная гимнастика губ: собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы рта, делают движения ими к средней линии); собирание нижней губы; собирание губ в трубочку; растягивание губ в улыбку и фиксация пальцами углов рта; поднимание верхней губы; опускание нижней губы; смыкание губ для выработки кинестетических ощущений закрытого рта; создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков.

      Впоследствии проводится активная гимнастика, целью которой является увеличение объёма движений, их точности, переключаемости, скорости.

1.Упражнения для развития мимических мышц лица: закрыть и открыть глаза; нахмурить брови; поднять брови; надуть щёки; проглотить слюну; открыть и закрыть рот; выполнить жевательные движения; попеременно поднимать углы рта; поднять верхнюю губу при сжатых челюстях; одновременно поднимать оба угла рта, поочерёдно поднимать щёки (вдох носом, выдох ртом); попеременно поднимать углы рта при сжатых челюстях, выдох струи воздуха из угла рта, который поднят; одновременно опускать углы рта.

2. Упражнения для развития мускулатуры губ и щёк: надувать щёки одновременно; набрать в рот воду и постепенно её выливать; набрать воздух в рот и постепенно выдувать на свечу, на ватку и т.д.; надувать щёки попеременно; втянуть щёки в ротовую полость между зубами; с плотным прижиманием к дёснам; вытянуть хоботком сомкнутые губы, а затем возвратить в исходное положение; растянуть губы в стороны, вверх, вниз с обнажением обоих рядов зубов, плотно прижать к дёснам, затем сомкнуть в исходное положение; губы вытянуть хоботком, затем оскал при сжатых челюстях; раскрывать и закрывать рот с оскаливанием с последующим смыканием губ; втягивать губы воронкой; вытягивать губы узкой воронкой, имитировать надувание мыльного пузыря (как бы произношение звуков У, О); втягивать губы внутрь рта при широко раскрытых челюстях с плотным прижиманием к губам; имитировать полоскание зубов (воздух изнутри сильно давит на губы); набирать воздух под верхнюю губу, под нижнюю губу; всасывать верхнюю губу под нижнюю, нижнюю губу под верхнюю; вытягивать губы хоботком, двигать вправо, влево, по кругу; двигать нижней губой вправо-влево при сомкнутых губах; правильно надувать щёки, удерживать воздух во рту; выдыхать воздух при сжатых губах (воздух проходит по углам рта или через один из углов рта).

  3. Гимнастика языка. Все движения необходимо производить под команду с соблюдением определённого ритма. Каждое движение выдерживается на счёт 3. Выполнять вначале перед зеркалом. Ребёнок должен знать 3 позиции каждого движения: вход в позицию, зафиксировать позу, выход из позиции.

      На этом же этапе параллельно ведётся работа по устранению гиперсаливации. На первых порах, когда ещё затруднён акт глотания, следует предложить ребёнку пожевать, несколько закидывая голову назад, что облегчает акт глотания. Затем нужно обращать внимание ребёнка на то, что он должен глотать накапливающуюся слюну, не дожидаясь, когда она потечёт. Хороший результат дают такие массажные движения: намотать на палец марлю, производить круговые движения по внутренней стороне щеки («Собираем камешки»); разминать одним пальцем (можно в перчатке) под языком поочерёдно с каждой стороны подъязычной уздечки (болезненная точка), затем 3 раза нажимать.

    2. Развитие дыхательной функции, силы, модуляции и выразительности голоса.

    Один из постоянных признаков дизартрии – нарушение речевого дыхания. Оно выражается в недостаточном объёме выдыхаемого воздуха перед началом говорения, укороченном речевом выдохе, несформированности координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией. Работа по формированию речевого дыхания включает: постановку диафрагмально-рёберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот; формирование длительного фонационного дыхания; формирование речевого выдоха.  

     3. Коррекция фонетической стороны речи включает в себя развитие фонематического восприятия и исправления нарушений звукопроизношения.

В процессе этой работы необходимо создать кинестетический образ звука, слога, слова. На это требуется длительное время, особенно на этапе автоматизации. Быстрое введение звука в слово, фразу, контекстную речь может разрушить процесс автоматизации и иногда приводит к появлению запинок судорожного характера.

    4. Развитие словарного запаса и грамматического строя речи осуществляется в соответствии с разработками Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Л.В.Лопатиной, О.Г.Приходько.

   5. Развитие сенсорных и психических функций базируется на безусловно-рефлекторной деятельности ЦНС и осуществляется в процессе совместной деятельности ребёнка и взрослого.

    У детей, которым оказывалась логопедическая помощь в дошкольном возрасте, в 1 классе обнаруживаются признаки стёртой формы дизартрии, которые в связи с усложнением письменных заданий и возрастающим темпом письма, и требованиями к каллиграфии, выражаются в увеличении количества и диапазона ошибок на письме. Логопедическая работа должна быть направлена на развитие ритмизации моторных процессов и автоматизацию графомоторного навыка с помощью приёма тактированного письма.

     Как свидетельствует международный опыт, в образовательных учреждениях, где практикуется инклюзивное образование, повышается обучаемость у детей с ОВЗ. Любой ребёнок уникален и имеет право быть принятым таким, каков он есть. Все дети – необычные, обладают особыми образовательными потребностями   и требуют индивидуального подхода.

Инклюзия предполагает сохранение обогащающих систему различий, при условии заинтересованного, доброжелательного, понимающего и толерантного взаимодействия.

 

Литература.

1. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия.

2. Правдина О.В. Логопедия. 1991г.

3. Винарская Е.Н. Дизартрия.2005г.

4. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ.2004г.

7. Титова О.В. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП.2004г.

8. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания. 2004г.

9. Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стёртой дизартрией. 2009г.

10. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей.2006г.

11. Ипполитова М.В., Мастюкова Е.М. Нарушения речи у детей с церебральным параличом.1985г.

13. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия.2009г.

14. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стёртой дизартрии).2001г.

15. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией.

Основные направления логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией....

Использование инновационных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений речи у дошкольников

Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми. Использование  "Примерной программы коррекционно-развивающей работа с детьми с ОНР  4-7 лет в условиях детского сада " под редакцией Н....

"Основные направления логопедической работы по профилактике нарушений чтения

Конспект коррекционно-развивающего занятия для открытого просмотра педагогической деятельности....

Применение ПАК «БОСЛАБ-ЛОГО» в логопедической работе по коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ

Презентация опыта по применению инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью по теме:"Применение ПАК «БОСЛАБ-ЛОГО» в логопедической работе по коррекции нарушений р...

Статья "Логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"

Логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у обучающихся с ОВЗ  в условиях  инклюзивного образования...

Рабочая программа логопедической работы по коррекции недоразвития речи средней степени тяжести с обучающимся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса очень важно. Предлагается рабочая программа логопедической работы по коррекции недоразвития речи средней степени тяжести...