"Основные направления логопедической работы по профилактике нарушений чтения
план-конспект на тему

Калинина Ольга Владимировна

Конспект коррекционно-развивающего занятия для открытого просмотра педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_napravleniya_logopedicheskoy_raboty_konspekt.docx88.14 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Основные направления логопедической работы по профилактике нарушений чтения.

I:\Обучение грамоте\Говорун портрет.gif

                                                                                 

                                   Конспект открытого занятия            

                                                            учителя-логопеда ГБОУ  Школа №163

                                                     Калининой Ольги Владимировны

Москва  2015

Задачи:

образовательные:

- уточнить понятие «звуки речи»;

- упражнять в определении места звука в слове;

 - упражнять в навыках звукового анализа и синтеза;

- упражнять в навыках составлять предложения из 3-4 слов;

- формировать графо-моторный навык;

коррекционные:

- развивать слуховое, зрительное внимание и память;

- развивать логическое мышление путём установления причинно-     следственных связей;

-развитие пространственной координации;

воспитательные:

- воспитывать мотивацию к обучению и умение работать в коллективе.

Оборудование:

- куклы театра Би-ба-бо (колобок, заяц, волк, медведь, лиса)

- диск с компьютерными играми «Звуковой калейдоскоп»;

- доска, магниты для картинок;

- картинки А4 (берёза, пылесос, автобус, акула, гусь);

-  компьютерная программа «Учимся говорить правильно»

- «колобки» для оценки правильных ответов;

- маршрутные листы;

- костюм Колобка.

Входит ведущий с колобком в руках:

«Здравствуйте, ребята! К нам в гости пришёл колобок.  Он просит ему помочь,  потому что укатился он от бабушки и дедушки, а дальше к кому катиться – забыл.

Дети подсказывают: «К зайцу!»

На руке ведущего появляется кукла зайца с конвертом. «Песенки ему не надо, выполнить задание надо!

 I. Артикуляционная гимнастика.

  1. «Почистим зубки». Губы – в улыбке, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону; нижняя челюсть остается неподвижной.  
  2. «Маляр».Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед до внутренней поверхности зубов, и назад к мягкому небу.
  3. « Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз; нижняя челюсть должна оставаться неподвижной .
  4. «Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом темп ускорить и добавить голос, пока не послышится  бл-бл-бл.  
  5. «Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы .
  6. «Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
  7. «Лошадка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка сначала медленно, затем ускоряя темп.
  8. «Грибок». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот.
  9. «Гармошка». Сделать «грибок» и, не опуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную уздечку.

Лучшие получают картонных колобков.

На руке ведущего появляется кукла волка с конвертом. «Песенки ему не надо, выполнить задание надо!»

II. Формирование  фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

  1. «Весёлый охотник». Инструкция: « Назови слова и найди слово, в котором нет звука О».

Используется диск с компьютерными играми «Звуковой калейдоскоп»

  1. « Звуковые домики». Инструкция: « Определить место звука л в слове и помести картинку в нужный домик».

Используется компьютерная игра «Учимся говорить правильно»

 

Лучшие получают картонных колобков.

На руке ведущего появляется кукла медведя с конвертом. «Песенки ему не надо, выполнить задание надо!»

Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.                                                

 Выполняют все вместе, чётко и правильно выговаривая звуки и жестикулируя.

«Замок».  На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Потянули, покрутили,

 Постучали и открыли.

«Домик».  Стол стоит на толстой ножке,

Рядом – стульчик у окошка,

Два бочонка под столом.

Вот такой я видел дом!

«Слон».  Стало тихо, тихо, тихо.

Спит в углу моя слониха.

 Головой кивает слон.

 Он слонихе шлёт поклон.

«Дятел». Дятел ель долбил-долбил.

Ствол у ели толстый был.

 Дятел выдолбил дупло.

Дятлу в том дупле тепло.

«Клоп» .  На полу уселся клоп.

 Лапкой гладит плоский лоб.

 Что случилось здесь с клопом?

 Об пол стукнулся клоп лбом.

«Старушки». На скамейке возле ели

Как-то две старушки сели.

Час болтали – хохотали

И скамейку поломали.

Лучшие получают картонных колобков.

На руке ведущего появляется кукла лисы с конвертом. «Песенки-то ей не надо, выполнить задание надо!»

 III. Деление на слоги, составление предложений.

      1. Задания – загадки. Отгадай.  (Отгадки - предметные картинки вывешиваются на доску.) Раздели на слоги. Вспомни правило деления на слоги. Составь предложение с заданными словами.

            - Белоствольная красавица
           Встала у дорожки,
          Книзу веточки спускаются,
          А на веточках сережки. (Берёза)

            - Чудесный длинный дом,
           Пассажиров много в нем.
           Носит обувь из резины
           И питается бензином...(Автобус)

           - Я очень люблю побродить по коврам,
          По мягким диванам, по темным углам.
          Там вкусную пыль я всегда нахожу
          И от наслаждения громко жужжу. (Пылесос)

         

            - Море тёплое вокруг,
           Мы купались в нём, и вдруг
           Всех друзей как ветром сдуло,
           К пляжу подплыла …(Акула)

         

             - Красные лапки,
            Длинная шея,
            Щиплет за пятки,
            Беги без оглядки. (Гусь)

IV. Формирование графических навыков, пространственных представлений.

Ведущий: Ну, вот, ребята! Убежал колобок от лисы и покатился вам за подарками.  Мы сейчас его дорожку нарисуем. Если все справимся, колобок каждому гостинец принесёт.

 Маршрутный лист перед каждым ребёнком и на доске. Дети выполняют инструкцию педагога, вычерчивая маршрут.

Итог занятия.

Из-за кулис выходит ребёнок в костюме колобка и угощает всех конфетами.

В работе использовались:

  1. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики. ЭКСМО, М. 2012
  2. Рабочая программа «Формирование фонетико-фонологической компетенции воспитанников 4г.6мес.-7 лет с нарушениями устной речи». Составители: Захарова Е.В., Калинина О.В., М. 2014
  3. Задания на развитие пространственного мышления «Ориентируемся в пространстве», Солнечные ступеньки, 2013
  4. Сборник интерактивных игр для развития фонематического слуха у дошкольников «Звуковой калейдоскоп», 2013
  5. Компьютерная игра «Учимся говорить правильно», 2008
  6. Лаптева Е.В «1000 загадок и скороговорок для развития речи», АСТ, М. 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ

Современными логопедами, психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребёнок к началу школьного обучения правильно произносит все звуки родного языка, имеет развитое фонематическое восприят...

Основные направления логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией.

Основные направления логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией....

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...

Основные направления логопедической работы по коррекции нарушений речи у детей с ДЦП в условиях инклюзивного образования.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья, образования – приоритетная задача и одно из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия...

Направления логопедической работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР.

Одним из важнейших условий успешной социализации и адаптации детей дошкольного возраста к дальнейшему обучению в школе является грамотная речь. Предупреждение нарушений письменной речи  у де...