Рабочая программа логопедической работы по коррекции недоразвития речи средней степени тяжести с обучающимся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа

Программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса очень важно. Предлагается рабочая программа логопедической работы по коррекции недоразвития речи средней степени тяжести с обучающимся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа логопедической работы по коррекции недоразвития речи средней степени тяжести с обучающимся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Логопедическое заключение: недоразвития речи средней степени тяжести у ребенка с минимальными дизартрическими нарушениями с обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Цель: формирование у обучающегося устной речи посредством овладения фонетико-фонематической стороной речи для создания перспективы личностного роста и благополучной социализации.

Задачи:

  • формирование и развитие речевого слуха, создание на этой базе новой основы восприятия устной речи;
  • формирование умений использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, жесты и др.);
  • развитие способности осуществлять, контролировать свои речевые действия.

Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи являются одной из важных организационных форм обучения  ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), позволяющие проводить специальную (коррекционную) работу по развитию восприятия и воспроизведения устной речи с учетом фактического состояния слухоречевого развития, индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Специальная (коррекционная) работа по развитию фонематического восприятия и формированию правильного звукопроизношения, проводимая на индивидуальных занятиях, способствует наиболее полноценному овладению обучающимся устной речью, что имеет важное значение для получения ими качественного образования, социальной адаптации, формирования личности в целом.

Основные направления коррекционно-педагогической работы:

  •   Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:

- оптимального для речи типа физиологического дыхания;

- речевого дыхания;

- голоса;

- артикуляционной моторики;

- чувства ритма;

- слухового восприятия;

- функций фонематической системы.

  • Обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учётом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта.
  • Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова.
  • Формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).
  • Профилактика нарушений чтения и письма.

Результаты образовательно-коррекционной работы

Личностными результатами являются:

 развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;

 желание вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;

 умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;

 наличие мотивации к овладению устной речью

      Коррекционно-развивающая работа осуществляется посредством  индивидуального   вида деятельности. Индивидуальные логопедические занятия проводятся  2 раза в неделю длительностью  20 минут каждое.

    В целях закрепления пройденного на занятиях материала учитель-логопед дает задание учителю, воспитателю и рекомендации родителям ребенка.

    Сформированные  учителем-логопедом  речевые  умения  необходимо систематически  уточнять,  расширять  и  закреплять  во всех видах деятельности всеми  участниками  образовательного  процесса.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

№ п/п

Содержание занятий

Кол-во час

Дата

Примечание

1

Мониторинг уровня общего развития обучающегося

1

2

Обследование уровня развития импрессивной стороны речи

1

3

Обследование уровня развития мелкой моторики

1

4

Обследование произносительных возможностей обучающегося

1

5

Закрепление обобщающих понятий  («Покажи то, чем ты будешь есть»  и др.)

1

6

Закрепление обобщающих понятий («Покажи то, что ты наденешь на прогулку»)

1

7

Формирование  антонимических  отношений  в  процессе  различения противоположных по значению глаголов (налей —  вылей, застегни  —  расстегни,  надень  —  сними)

1

8

Формирование  антонимических  отношений  в  процессе  различения противоположных по значению глаголов (завязывает  —  развязывает,  закрывает  —  открывает,  залезает  —  слезает)

1

9

Формирование  антонимических  отношений  в  процессе  различения противоположных по значению прилагательных  (большой  —  маленький, высокий — низкий, длинный — короткий)

1

10

Формирование  антонимических  отношений  в  процессе  различения противоположных по значению наречий (впереди —  сзади, внизу — вверху, высоко — низко, далеко — близко, много — мало).

1

11

Обучение  пониманию  косвенных  вопросов  с  использованием  вопросительных слов:  кому, у кого, чем, куда  («Покажи, кому мама дает молоко», «Покажи, у кого кукла», «Покажи, чем рисует девочка», «Покажи, куда спрятался котенок»)

1

12

Дифференциация в импрессивной речи глаголов прошедшего времени мужского  и  женского  рода  («Покажи,  где  Женя  спал,  где  Женя  спала», «Покажи, где Валя взял чашку, где Валя взяла чашку», «Покажи, где Шура читал, где Шура читала»)

1

13

Развитие  понимания  предложных  конструкций  с  предлогами  в,  из, на.

1

14

Формирование понимания предложных конструкций с предлогами  под, за, у, с, около, от, из-под, из-за (при демонстрации действий)

1

15

Обучение  пониманию  значения  продуктивных  уменьшительно-ласкательных суффиксов  существительных  -ик,  -ок,  -чик,  -к-,  -очк-,  -ечк- («Покажи, где мяч, где мячик», «Покажи, где гриб, где грибок», «Покажи, где  ягода,  где  ягодка»,  «Покажи,  где  ложка,  где  ложечка»,  «Покажи,  где коза, где козочка»)

1

2 четверть

1

Обучение пониманию  вопросов по сюжетной картинке, по прочитанной сказке (с использованием иллюстраций)

1

2

Общие артикуляционные упражнения

1

3

Обучение  пониманию  соотношений  между  членами  предложения (Мальчик ловит рыбу удочкой:  «Покажи, кто ловит рыбу», «Покажи, кого ловит мальчик», «Покажи, чем мальчик ловит рыбу»).

1

4

Специальные упражнения для губ

1

5    

Упражнения для языка, «Лопаточка», «Качели»,     «Часики», «Маляр» ,   «Чашечка» ,     «Цоканье»

1

6

Вызывание звука [ш] по подражанию

1

7

Постановка звука [ш] с механической помощью

1

8

Уточнение артикуляции звука [ш] в упражнениях «Ветерок», «Шарик»

1

9

Закрепление звука [ш] в прямых  слогах ША, ШУ, словах с этими слогами

1

10

Закрепление звука [ш] в прямых  слогах ШО, ШИ, словах с этими слогами

1

11

Закрепление звука [ш] в середине слова

1

12

Закрепление звука [ш] в обратных слогах АШ, УШ, словах с этими слогами

1

13

Закрепление звука [ш] в обратных слогах ОШ, ЫШ, словах с этими слогами

1

14

Закрепление звука [ш] в слогах со стечением согласных, словах с этими слогами

1

15

Закрепление звука [ш] во фразе

1

16

Печатание слоговых рядов с проговариванием.

1

3 четверть

1

Закрепление звука [ш] в загадках, стихах, коротких текстах

1

2

Закрепление звука [ш] в коротких текстах

1

3

Дифференциация звуков [с]- [ш] в прямых слогах  

1

4

Дифференциация звуков [с]- [ш] в обратных слогах

1

5

Дифференциация звуков [с]- [ш] в слогах со стечением согласных

1

6

Дифференциация звуков [с]- [ш] в словах  

1

7

Дифференциация звуков [с]- [ш] на уровне фразы

1

8

Дифференциация звуков [с]- [ш]  в загадках, стихах, пословицах

1

9

Дифференциация звуков [с]- [ш] в коротких текстах

1

10

Дифференциация звуков [с]- [ш]  в самостоятельной речи

1

11

Изменение существительных по падежам

1

12

Изменение существительных по падежам

1

13

Согласование  прилагательных  с  существительными  мужского и женского рода единственного числа в косвенных падежах по опорным вопросам

1

14

Согласование  прилагательных  с  существительными  мужского и женского рода единственного числа в косвенных падежах по опорным вопросам

1

15

Согласование местоимений мой, моя с существительными в именительном падеже (мой мишка, моя кукла)

1

16

Согласование местоимений мой, моя с существительными в именительном падеже (мой мишка, моя кукла)

1

17

Правильное  употребление  форм  рода  и  числа  глаголов прошедшего времени (ушел — ушла — ушли)

1

18

Образование  существительных  с  помощью  продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов -ик, -ок, -чик,

1

19

Образование  существительных  с  помощью  продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов  -к-, -очк-, -ечк-.

1

20

Самостоятельное использование  отработанных грамматических  форм  слова  и  словообразовательных  моделей  при  демонстрации действий

1

21

Самостоятельное использование  отработанных грамматических  форм  слова  и  словообразовательных  моделей  по сюжетным картинкам

1

4 четверть

1

Самостоятельное употребление  в  речи  трехсоставного  простого  предложения с прямым дополнением

1

2

Самостоятельное употребление  в  речи  трехсоставного  простого  предложения с косвенным дополнением

1

3

Формирование  умения предлагать  сотрудничество с  помощью  трехсоставной  простой  синтаксической  конструкции, включающей обращение и инфинитив

1

4

Формирование  умения выражать желание  с  помощью  трехсоставной  простой  синтаксической  конструкции, включающей обращение и инфинитив

1

5

Использование  в  речи  трехсоставной  простой  синтаксической конструкции с местоимениями

1

6

Употребление форм связного высказывания: ответы на вопросы по прочитанной сказке

1

7

Употребление форм связного высказывания: ответы на вопросы при демонстрации действий

1

8

Употребление форм связного высказывания: ответы на вопросы по картинкам

1

9

Заучивание  двустиший  

1

10

Заучивание  простых  потешек

1

11

Использование  в  речи  трехсоставной  простой  синтаксической конструкции с местоимениями

1

12

Заучивание  коротких  стихотворений  совместно со взрослым

1

13

Заучивание  коротких  сказок совместно со взрослым

1

14

Употребление форм связного высказывания: ответы на вопросы по прочитанной сказке

1

15

Обследование звукопроизношения и

слоговой структуры, фонематических

процессов

1

16

Обследование лексико-грамматического строя речи, связной речи

1

17

Обследование процессов письма и чтения

1

Методическое обеспечение программы

Литература, используемая логопедом в работе над программой:

  1. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.
  2. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.
  3. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
  4. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987.
  5. Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
  6. М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.
  7. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. Пособие для учителя. Москва, Владос, 2004г
  8.   Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003.
  9. М.М.Безруких, С.П.Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму. – Тула, 1997.
  10.  Е.Н.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб., 2009.

Учебные пособия для работы с детьми:

  1. О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. – М., 2003.
  2. И.А.Смирнова. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. – СПб., 2004.
  3. Н.И.Соколенко. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М., 1966.
  4. Л.Н.Ефименкова, Н.Н.Садовникова. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М.: «Просвещение», 1970.
  5. А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Математика. Математические представления

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни....

Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Язык и речевая практика. Речь и альтернативная коммуникация учителя высшей квалифик

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия....

Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Окружающий мир

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе...

АННОТАЦИЯ К КУРСУ «КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по адаптированной основной образовательной программе АООП НОО (вариант 1)

Документ подходит для учителей-логопедов коррекционных школ. Данная аннотация представлена к курсу "Коррекция и развитие устной и письменной речи" для обучающихся с лёгкой умственной отстало...