Рабочая программа по письму и развитию речи для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 9 класс.
рабочая программа по русскому языку

Гребенникова Ольга Викторовна
Рабочая программа для  обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
по предмету: «Письмо и развитие речи»
предметная область: «Язык и речевая практика»
класс: 9
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОТОВСКАЯ  ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

«Рассмотрено»

на заседании МО учителей предметников

Протокол № 1

от « 30 » августа 2023г.

Руководитель МО

___________ С.А. Гончарова

   «Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

________Т.М. Семенникова

от «31» августа 2023г.

                 «Утверждаю»

Директор ГКОУ

«Котовская школа-интернат»

_________В.П. Алатарцев

от «31» августа  2023г.

Рабочая программа

для  обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 по предмету: «Письмо и развитие речи»

предметная область: «Язык и речевая практика»

класс: 9

2023 - 2024 учебный год

       Разработал: учитель русского языка – Гребенникова О.В.

                                                                                                   

г. Котово

Письмо и развитие речи. 9 класс

136 часов (4 часа в неделю)

Пояснительная записка.

     Рабочая программа учебного курса письмо и развитие речи в 9 классе составлена в соответствии:

  • Федеральный закон  от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.декабря 2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Котовская школа-интернат»;
  • Календарный учебный  график на 2023- 2024 учебный год ГКОУ «Котовская школа-интернат»;
  • Уставом  образовательного учреждения ГКОУ «Котовская школа-интернат».

Этот курс направлен на развитие устной и письменной речи учащихся, формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков, воспитание интереса к родному языку.

Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека,

подготовки их к социальной реабилитации и интеграции в современное общество средствами данного учебного предмета.

Задачи:

  • Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию.
  • Повысить уровень общего развития обучающихся.
  • Научить обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
  • Развивать нравственные качества обучающихся, способствовать социальной адаптации в плане общего развития.
  • Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные коррекционные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  

     В процессе изучения предмета происходит коррекция высших психических функций учащихся с целью более успешного умственного и речевого развития. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. В процессе практических упражнений формируются навыки правописания, словообразования в объеме, необходимом для выработки навыков устной и письменной речи, построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Продолжается обучение навыкам делового письма, учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении документов. Эти навыки необходимы умственно отсталым учащимся.

    Письмо и развитие речи, как учебный предмет является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой для общения и изучения других школьных дисциплин, средством развития высших психических функций, воображения, познавательных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении письма во многом определяют  результаты обучения по другим школьным предметам. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Основные направления коррекционной работы:

  • обогащение и активизация словаря;
  • развитие фонетико – фонематического слуха;
  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

 Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.       

       Коммуникативно-речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность взаимозависимы. Реализация названного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с умственной недостаточностью. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большую роль в систематизации знаний и умений учащихся, в правильном решении орфографических задач приобретает работа по подбору групп однокоренных слов, наблюдению за единообразным написанием орфограмм во всех родственных словах.
      С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) старшеклассники обучаются конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы проходит тема ознакомления учеников с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания. Как показывает практика, без специального обучения учащиеся не могут овладеть связной речью, опираясь только на интуитивный уровень осознания этих закономерностей. Они должны поэтапно освоить в практической деятельности основные законы структурирования текста. Разнообразные виды работ на уроках связной письменной речи, которые рекомендуется проводить один раз в месяц, выделены в самостоятельный раздел. Отработанный на уроках грамматики тип текста, его жанр служат основой для выбора видов работы на этих уроках.

Общая характеристика учебного предмета

Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Звуки и буквы

В 5—9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.

Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов)и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2—4 классах. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5—9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).

Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2—4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.

Формы, методы и технологии обучения:

технологии и методики: личностно-ориентированные технологии; здоровьесберегающие технологии;

методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично поисковый, словесный, наглядный, практический.

Место учебного предмета (курса) в учебном плане

Образовательная область, к которой относится учебный предмет (курс) – язык и речевая практика.

Адаптированная программа рассчитана на 4 часа в неделю.

Учебный план ГКОУ «Котовская школа-интернат» предусматривает изучение письма  и развития речи 4 часа в неделю, что составляет 136 часов в год.

Рабочая программа рассчитана на 1 год. Сроки реализации программы: 2023-2024 учебный год.

                                           

Содержание учебного предмета

Повторение

Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку.

Звуки и буквы

Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, ё, ю, я в начале слова. Разделительные ь и ъ знаки. Количество звуков и букв в слове.

Слово

Состав слова. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.

Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без- (бес-), воз- (вое-), из- (ис-), раз- (рас-).

Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.

Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные.

Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.

Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с -ться и -тся.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.

Частица не с глаголами.

Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые.

Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 200, 300,400, 90.

Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.

Правописание наречий с о и а на конце.

Части речи. Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи.

Предложение

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.

Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.

Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.

Связная речь

Изложение.

Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.

Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.

Повторение пройденного за год.                                 

Характеристика класса по уровню усвоения учебного материала

       Учитывая сложный состав учеников специальной (коррекционной) школы, программа учебного курса письмо и развитие речи в 9 классе разделена на разно уровневые требования к овладению знаниями: 1-й уровень — основной состав учащихся , 2-й  уровень — учащиеся выполняющие задания с помощью учителя. Это дает возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с нарушенным интеллектом.

1 группа (10-15%) - дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

2 группа (25-30%) – дети, которым характерен замедленный темп усвоения учебного материала. Они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.

3 группа (35-40%) – учащиеся, отличающиеся пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров, при списывании текстов и выполнении других заданий; как правило, эти ученики обучаются по упрощенной программе по всем предметам.

4 группа (10-15%) – дети, которые занимаются по индивидуальным программам*, так как основное содержание тех или иных предметов для них недоступно. Обучать таких детей необходимо с целью их социальной поддержки.

Группы учащихся:

По возможностям обучения умственно отсталые учащиеся делятся на четыре группы.

Группы учащихся:

По возможностям обучения умственно отсталые учащиеся делятся на четыре группы.

I группу составляют ученики: Валюженко Витя, Аккуратова Лиза, Прохотская Дарья, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

Учащиеся II группы: Кузнецов Рома,  Рябов Влад,  Балакшина Аня, Титаренко Вероника,  Штефан Никита  также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.

Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. Эти ученики овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.

К III группе относятся ученики: Якимов Вова, Страхов Даниил, Задорожный Даниил, Морозова Руслана, Овчинников Н которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).

Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.

Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность.Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.

Класс

№ п/п

1-й уровень

2-й уровень

1

Балакшина Аня

9

Якимов Вова

2

Прохотская Дарья

10

Страхов Даниил

3

Валюженко Витя

11

Задорожный Даниил

4

Аккуратова Лиза

12

Морозова Руслана

5

Титаренко Вероника

13

Овчинников Никита

6

Рябов Влад

7

Кузнецов Рома

8

Штефан Никита

                                                   

                                                     

Требования к уровню подготовки обучающихся

     1-й уровень
      
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (75—80  слов);
      • составлять план к текстам описательно-повествовательного характера с четко выраженными структурными частями;
      • писать изложение или сочинение после предварительного анализа (до 80 слов);
      • составлять простые и сложные предложения с опорой на картинку, схему, предложенную ситуацию, на собственный трудовой опыт;
      • подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в различных частях слова;
      • определять части речи, используя сложные предложения для доказательства;
      • находить и решать орфографические задачи;
      • оформлять все виды деловых бумаг;
      • пользоваться школьным орфографическим словарем.
      
2-й уровень

            • списывать контрольный текст

  • различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначить их на письме;
  • подбирать группы родственных слов;
  • проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;
  • обозначать мягкость согласных буквой «Ь»;
  • разбирать простые слова по составу;
  • выделять имя существительное, прилагательное, глагол  как часть речи;
  • строить простое распространенное предложение;
  • связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя)
                                       

                                   Критерии и нормы оценки знаний по письму и развитию речи.

Устные ответы учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: полноту и правильность ответа, степень осознанности, понимания изученного, языковое оформление ответа.

Балл

 Степень выполнения учащимся общих требований к ответу

«5»

ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

  • обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
  • излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же        исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

  • излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
  • не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
  • излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

 Нормы оценки письменных контрольных работ

I. Рекомендуемые нормы оценки за диктант

Отметка

 Число ошибок  (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.)задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Степень выполнения задания

«5»

ученик выполнил все задания верно

«4»

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3»

выполнено не менее половины заданий

Контрольный словарный диктант

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

 Количество ошибок

«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1 – 2 ошибки

«3»

3 – 4 ошибки

В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.

К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.

Изложение, сочинение, творческая работа

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений, сочинений творческих работ являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
  • полнота раскрытия темы в соответствии с планом работы или вопросами по тексту;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность и логичность изложения;
  • правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух трёх недочетов в содержании.

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств. Поэтому изложения, сочинения творческие работы оцениваются с точки зрения следующих критериев: богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

В результате изучения курса «Письмо и развитие речи» ученик должен:

  • получить достаточно прочные навыки грамотного письма  на основе изучения элементарного курса грамматики;
  • знать и применять практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;
  • освоить практический навык устной и письменной речи с целью обогащения и активизации словаря;
  • уметь строить простые предложения разной степени распространённости и сложные предложения;
  • использовать навык делового письма;
  • научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
  • Любить и уважать родной язык.

Промежуточная аттестация

Проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме проведения  контрольных работ и выставления четвертных оценок.

Календарно-тематическое планирование уроков письма и развития речи в 9 классе (136 часов)

№ п/п

Раздел    (темы)

Кол-во

часов

Контрольные работы

Работы по развитию письменной связной речи.

I

Повторение.

8 ч

Входной контрольный диктант.

 Проверка уровня актуальных знаний.

II

Звуки и буквы

Урок развития письменной связной речи.  Деловые бумаги: «Объявление». Стр.23

III

Слово. Состав слова.

16 ч

Контрольный диктант за I четверть.

Правописание орфограмм корня. Состав слова .

.

IV

Имя существительные

12 ч

Проверочный диктант.

Правописание падежных окончаний существительных .

Урок развития письменной связной речи.  Деловые бумаги «Заметка». Стр. 70-71

V

Имя прилагательное

18 ч

Контрольный диктант за II четверть. Правописание безударных окончаний существительных и прилагательных. Окончаний имён существительных и прилагательных».

Урок развития письменной связной речи. Деловые бумаги: Объяснительная записка. Стр. 90-91

VI

Личные местоимения

12 ч

Проверочный диктант.

  Правописание личных местоимений.

Урок развития письменной связной речи. Сочинение по картине «Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»

Урок развития письменной связной речи. Деловые бумаги «Письмо»

VII

Глагол

20 ч

Проверочный диктант.

 Правила правописания глаголов

Урок развития письменной связной речи. Обучающее изложение.

Урок развития письменной связной речи. Деловые бумаги: «Анкета»

VIII

Наречие

12 ч

Контрольный диктант за III четверть.

Правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, глаголов.

Урок развития письменной связной речи.  Мини-сочинение «Когда я болел(а)»

IX

Имя числительное

Предупредительный диктант.

Правописание числительных.

Урок развития письменной связной речи. Деловые бумаги: «Доверенность»

X

Части речи

Деловое письмо. Расписка.

XI

Предложение.

12ч

Контрольный диктант за год.

Проверка актуального уровня знаний.

Повторение пройденного

4

Итого

136 ч

9 ч

10 ч

Поурочное планирование уроков письма и развития речи в 9 классе (136 часов)

№ п/п

Содержание, тема занятий

1-й уровень. Базовый уровень.

К-во часов

Дата

Примечание

                                                I четверть-31ч.

I

Повторение

8ч.

1

Вводный урок. Предложение Главные и второстепенные члены предложения.

1

4.09

2

Предложения распространенные и нераспространённые. Однородные члены предложения. Перечисления без союзов и с одиночным союзом. Стр.5

1

5.09

ИКТ Схемы, таблицы

3.

Обращение. Знаки препинания при обращении. Стр.7-8

2

6.09

7.09

ИКТ Схемы, таблицы

4

Сложное предложение. Стр.9-11

2

11.09

12.09

5

Р.р. Письмо былинному богатырю. Стр.13-14

1

13.09

ИКТ Образец - памятка

6

Анализ письма. Обобщающий урок. Стр.15

1

14.09

Тесты

II

Звуки и буквы.

1.

Звуки гласные и согласные и их правописание. Стр.16-17

1

18.09

ИКТ Таблицы

2.

Разделительные ь и ъ знаки. Стр.18-19

2

19.09

20.09

ИКТ Схемы, таблицы

3.

Ударные и безударные гласные. Стр.20

1

21.09

ИКТ Схемы, таблицы

4.

 Урок развития письменной связной речи.

Деловые бумаги: «Объявление». Стр.23-24

1

25.09

Образец - памятка

5

Анализ деловых бумаг. Правописание парных звонких и глухих согласных. Непроизносимые согласные. Стр.21- 22

1

26.09

ИКТ Схемы, таблицы

6.

Входной контрольный диктант. Проверка уровня актуальных знаний.

 

1

27.09

ИКТ Схемы, таблицы

7.

 Анализ контрольного диктанта. Закрепление пройденного материала. Стр.22-23

1

28.09

ИКТ Схемы, таблицы

III

Слово

Состав слова

16ч

1.

Состав слова. Разбор слов по составу. Стр.25-27

2

02.10

03.10

ИКТ Игра, алгоритм

2.

Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Стр.28-30

2

04.10

05.10

Памятка, таблица

3.

Правописание приставок

(-от, -об, под-, над-, с). Стр.31-32

2

09.10

10.10

ИКТ Памятка, таблица

4.

Правописание приставок , меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения(без-, бес-, воз-, вос-, из-, ис-, раз-, рас-). Стр.33-35

2

11.10

12.10

Памятка, таблица

5.

Развитие речи. Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений: открытое письмо. Стр.45 упр.64 (стр.71 упр.96)Стр.112 упр. 147, 148

1

16.10

Сб. диктантов

6.

Анализ сочинения. Повторение изученного материала. Стр. 36-37

1

17.10

Образец - памятка

7.

Сложные слова: образование сложных слов с помощью соединительных гласных. Стр.38-39

1

18.10

ИКТ Контрольные задания

8.

Сложносокращённые слова. Стр.40-42. Повторение материала. Стр.43

1

19.10

Игра, ИКТ

9.

Урок развития письменной связной речи.

Деловые бумаги: «Расписка». Стр.46

1

23.10

Карточки

10.

Анализ работы по развитию речи.

 Повторение пройденного материала.

1

24.10

Памятки, карточки

11.

Контрольный диктант за I четверть.

1

25.10

Сб. диктантов.

12.

Анализ диктанта. Повторение пройденного материала.47- 48

1

26.10

II четверть- 30ч.

Части речи.

I

Имя существительное

12ч

1.

Роль существительного в речи. Стр. 49-52

1

07.11

Рабочая тетрадь «Имя существительное»

2.

Основные грамматические признаки имени существительного. Стр53-57

2

08.11

09.11

Рабочая тетрадь «Имя существительное

3.

Склонение имен существительных и правописание падежных окончаний в единственном числе. Стр. 58-64

2

13.11

14.11

Рабочая тетрадь «Имя существительное»

4.

Правописание безударных падежных окончаний существительных множественного числа. Стр. 62-65

2

15.11

16.11

Рабочая тетрадь «Имя существительное»

5.

Существительные с шипящей на конце.

 (ж.р. – м.р., Р.п., мн.ч.) Стр. 66-67

2

20.11

21.11

Рабочая тетрадь «Имя существительное

6.

Несклоняемые существительные. Стр. 68-69 Упр. 91,92

1

22.11

Рабочая тетрадь «Имя существительное»

7.

Урок развития письменной связной речи.

Деловые бумаги «Заметка». Стр. 70-71

1

23.11

ИКТ Карточки

8.

Анализ деловых бумаг. 

 Обобщающий урок. Стр. 72 

1

27.11

Сб. диктантов

II

Имя прилагательное (18ч)

1.

Роль прилагательного в речи. Стр. 74-75

1

28.11

ИКТ

2.

Согласование имени прилагательного с существительным. Стр77-78

1

29.11

Рабочая тетрадь «Имя прилагательное»

3.

Правописание безударных падежных имен прилагательных. Стр. 79-82

1

30.11

Рабочая тетрадь «Имя прилагательное», схемы

4.

Словарный диктант.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Стр. 79-82

1

04.12

Сб. диктантов

5.

Правописание окончаний имен прилагательных. Стр. 79-82

1

05.12

6.

Знакомство с прилагательными обозначающими признак принадлежности.

1

06.12

7.

Анализ контрольного диктанта.

 Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье. Стр. 83-85

1

07.12

8.

Урок развития письменной связной речи.

Деловые бумаги: объяснительная записка. Стр. 90-91

1

11.12

Рабочая тетрадь «Имя прилагательное», таблица

9

Анализ деловых бумаг. Прилагательные –ий, -ья, -ье, -ьи.  

1

12.12

ИКТ Образец - памятка

10

Склонение прилагательных в мужском и среднем роде–ий, -йе

1

13.12

11

Склонение прилагательных в женском  роде–ий, -ья

2

18.12

19.12

12

Склонение прилагательных во множественном числе -ьи

2

20.12

21.12

13

Контрольный диктант за II четверть.

1

25.12

Образец - памятка

14

Анализ диктанта. Повторение.

1

26.12

ИКТ Тест

15

Упражнения на закрепление. стр. 86-89

2

27.12

28.12

Таблицы, схемы, памятки

                               III четверть- 42ч.

I

Личные местоимения (12ч)

1.

Роль местоимений в речи. Стр. 94-98

1

09.01

ИКТ Памятка

2.

Лицо и число местоимений. Стр. 99-100

3

10.01

11.01

15.01

ИКТ Памятка

3.

Склонение личных местоимений.стр. 95,96,101-102

1

16.01

ИКТ Памятка

4.

Личные местоимения с предлогами.

Стр. 103-104

1

17.01

Иллюстрации, открытки «Музей в Михайловском»

5.

Урок развития письменной связной речи.

Сочинение по картине «Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»

1

18.01

ИКТ Схемы, таблицы

6.

Анализ работы по развитию речи.

 Правописание личных местоимений 3го лица. Стр. 105-106

1

22.01

ИКТ Схемы, таблицы

7.

Повторение пройденного материала.

Стр. 107-108

1

23.01

ИКТ Схемы, таблицы

8.

Анализ диктанта. Повторение пройденного материала. Стр. 113-114

1

24.01

ИКТ Образец - памятка

9.

Урок развития письменной связной речи.

Деловые бумаги «Письмо» стр. 112

1

25.01

ИКТ Карточки

10.

Анализ деловых бумаг.

1

29.01

ИКТ Схемы, таблицы

Глагол (20ч)

II

Значение глагола и его роль в речи. Стр. 115-119

2

30.01

Схемы, таблицы, игра

1.

Основные грамматические категории глагола  Стр. 120-122

2

31.01

01.02

ИКТ Схемы, таблицы

2.

Неопределенная форма глагола. Стр. 123-124

1

05.02

Рабочая тетрадь «Глагол»

3.

Правописание частицы не с глаголами. Стр. 125

1

06.02

ИКТ Памятка, игра

4.

Изменение глагола по лицам и числам.

Стр. 126-127

1

07.02

Рабочая тетрадь «Глагол»

5.

Правописание глаголов 2-го лица, единственного числа. Стр. 128-129

1

08.02

Рабочая тетрадь «Глагол»

6.

Урок развития письменной связной речи.

Обучающее изложение. Упр. № 195

1

12.02

Рабочая тетрадь «Глагол»

7.

Анализ работы по развитию речи.

Мягкий знак в глаголах 2-го лица. Стр. 130

1

13.02

ИКТ Вопросы на карточках

8.

Ударные и безударные окончания глаголов. Стр. 131-132

1

14.02

ИКТ Памятка, алгоритм

9.

Проверочный диктант.

Правила правописания глаголов

1

15.02

Сборник диктантов

10.

Анализ диктанта.

Окончания глаголов I спряжения. Стр. 132-133

1

19.02

Схемы, таблицы

11.

Словарный диктант.

1

20.02

12.

 Окончания глаголов II спряжения. Стр. 133-134

1

21.02

ИКТ Схемы, таблицы

13.

Окончания глаголов I и II спряжения.

Стр. 135-140

1

22.02

ИКТ Схемы, таблицы

14.

Глаголы повелительной формы. Стр. 144-146

1

26.02

ИКТ Схемы, таблицы

15.

Мягкий знак в глаголах: неопределенная форма, 2-е лицо, единственное число, повелительная форма. Стр. 148-149

1

27.02

ИКТ Схемы, таблицы

16.

Урок развития письменной связной речи.

Деловые бумаги: «Анкета» стр. 153 

1

28.02

Образец - памятка

17.

Анализ деловых бумаг.

 Повторение пройденного материала. Стр. 150-152

1

29.02

ИКТ Тесты

III

Наречие

12ч

1.

Понятие о наречии. Стр. 156-161

2

04.03

05.03

ИКТ

2.

Наречие обозначающие время, место, способ действия. стр. 162-166

2

06.03

07.03

ИКТ Таблица

3.

Правописание наречий с -а и -о на конце. Стр. 166-168

2

11.03

12.03

4.

Р\р. Сочинение (на материале упр.238)

1

13.03

5.

Анализ сочинения. Использование наречий в текстах Стр. 172

1

14.03

Вопросы на карточках

6.

Урок развития письменной связной речи.

Мини-сочинение «Когда я болел(а)» упр. 238 стр. 171

1

18.03

7.

Анализ работы по развитию речи.

Повторение пройденного материала. Стр. 172

1

19.03

ИКТ Схемы, таблицы

8.

Контрольный диктант за III четверть.

1

20.03

Сб. диктантов

9.

Анализ диктанта. Закрепляющие упражнения. Стр. 169-170

1

21.03

ИКТ Таблицы

                                       IV четверть – 26ч.

I

Имя числительное  (9ч)

1.

Понятие об имени числительном (количественным и порядковым). Стр. 173-177

1

01.04

2.

Правописание числительного: 5-20 и 30, 50-80, 500-900. Стр. 178-180

1

02.04

Сб. диктантов

3.

Правописание мягкого знака в именах числительных. Стр. 181-182

2

03.04

04.04

Схемы, таблицы

4.

Правописание числительных 90, 200, 300, 400.

Стр.183-184

1

08.04

5.

Закрепление  изученного материала.

Стр. 184-185

1

09.04

ИКТ Схемы, таблицы

Урок развития письменной связной речи.

Деловые бумаги: «Доверенность»

Употребление числительных в деловых бумагах. Написание заявления, расписки, доверенности с использованием имен числительных. Стр. 186-187

Анализ деловых бумаг.

1

10.04

Образец - памятка

6.

Предупредительный диктант.

Правописание числительных.

1

11.04

Сб. диктантов

7.

Анализ диктанта. Обобщение по теме  «Имя числительное» Стр. 188-189

1

15.04

ИКТ Схемы, таблицы

II

Части речи. Обобщение.(5ч)

1.

Общее понятие о частях речи. Стр. 190-192

1

16.04

ИКТ Схемы, таблицы

2.

Различие прилагательных и наречия.

Стр. 193-194

1

17.04

Схемы, таблицы

3.

Различие имени прилагательного и порядкового числительного. Стр. 195-196

1

18.04

ИКТ Схемы, таблицы

4.

Различие имени существительного и местоимения. Стр. 197-198

1

22.04

Схемы, таблицы, алгоритм

5.

Закрепление материала. Стр. 199-201

1

23.04

ИКТ Схемы, таблицы

III

Предложение (12ч)

1.

Простое предложение. Главные члены предложения. Стр. 202-204

1

24.04

Схемы, таблицы

2.

Предложения распространенные и нераспространенные. Стр. 205-207

1

25.04

3.

Предложения с однородными членами. Стр. 208-209

1

29.04

ИКТ Схемы, таблицы

4.

Однородные члены предложения без пояснительных слов и имеющие при себе уточняющие пояснительные слова.  Стр. 211-215

1

30.04

Схемы, таблицы

5.

Обращение. Стр. 216-218

1

06.05

Схемы, таблицы

6.

Знаки препинания при обращении. Стр. 219-223

1

07.05

ИКТ Схемы, таблицы

7.

Предложения с союзами и, а, но и без союзов. стр. 224-238

1

08.05

Схемы, таблицы

8.

Словарный диктант.

Сложные предложения с союзными словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.. стр. 224-234

1

13.05

Схемы, таблицы

9.

Составление простых и сложных предложений. стр. 235

1

14.05

ИКТ Схемы, таблицы

10.

Постановка знаков препинания в сложных предложениях. стр. 236-238

1

15.05

ИКТ Схемы, таблицы

11.

Прямая речь. Стр. 239-240

1

16.05

Схемы, таблицы

12.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Стр. 244-245

1

20.05

Схемы, таблицы

13.

Самостоятельная работа. Стр. 250-252

1

21.05

ИКТ Тесты

14

Контрольный диктант за год.

Проверка актуального уровня знаний.

1

22.05

Схемы, таблицы

15

Анализ  контрольного диктанта.

Повторение пройденного материала. Стр. 253-258

1

23.05

Схемы, таблицы

16

Повторение

2

27.05

28.05

ИКТ Схемы, таблицы

График контрольных работ по письму и развитию речи в 9 классе (136 ч)

№ п/п

Вид деятельности

9А1

1.

Входной к/ диктант

27.09

2.

Контрольный диктант за I четверть.

25.10

3.

Контрольный диктант за II четверть.

25.12

4.

Контрольный диктант за III четверть.

20.03

5.

Контрольный диктант за год.

Проверка актуального уровня знаний.

22.05

Описание учебно - методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса

Учебники: 

Русский язык 9  класс (учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида /Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская – М.: « Просвещение 2013»

Программно-методическое обеспечение:

  • Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1 под редакцией В.В. Воронковой, - Гуманист, изд. центр « Владос 2011».(электронная версия)
  • Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида. 5-9 кл : Пособие для учителя / Сост. Е.Я. Кудрявцева .- М. : Владос (Коррекционная педагогика)
  • С. А. Зуробьян «Тексты для изложения и конспекты уроков», практическое пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, М., « Владос»

Печатные пособия:

  • Демонстрационные карточки
  • Таблицы
  • Памятки

 

Учебно-практическое оборудование:

Интерактивные упражнения и презентации

Технические средства обучения:

Интерактивная доска

Приложение 1.

Входная контрольная работа по письму и развитию речи

Тема: «Повторение. Предложение»

Диктант

Осенью в лесу

Наступили холодные осенние дни, но жизнь в лесу продолжается. Жёлтые листья тихо падают на землю, и она похожа на огромный цветной ковёр. В оврагах ещё сохранилась зелень, а в зелени пестреют последние цветы. А вот и пенёк. На нём дружной семейкой растут опята. В лесу очень тихо, но иногда лесную тишину нарушает лёгкий шорох. Это падают, падают золотые листья. Постепенно лес оголяется, но украшают его красные гроздья рябины. К рябине слетаются дрозды, и до позднего вечера продолжается здесь пир. Лесные звери уже сделали зимние запасы, и теперь зима не страшит их. (91 слово.)

Грамматическое задание:

I вариант: 

        Найти и выписать сложное предложение, разобрать его по членам предложения, составить схему предложения.

        Разобрать по составу слова: ЦВЕТНОЙ, ЛЕСНЫЕ, ЗИМНИЕ.

II вариант 

          Списать текст. Слово ОГРОМНЫЙ, заменить близким по значению словом.

Контрольная работа по письму и развитию речи за I четверть

Тема: «Имя существительное»

Диктант

Собиратель слов

В прошлом веке жил интересный человек - Владимир Иванович Даль. Главным делом его жизни было - собирать слова.

Даль изъездил всю Россию в поисках неизвестных ему слов, выражений. Он узнавал их в походе, в крестьянской избушке, на ярмарке, на корабле, в рыбацкой артели. Владимир Иванович записывал их в тетради. Он отмечал, из какой местности слово, толковал смысл каждой пословицы, поговорки. Собранные сокровища он поместил в четырёх томах большой книги - словаре. Даль сберёг для народа живой русский язык.(77 слов.)

Грамматическое задание:

I вариант: 

    Указать морфологические признаки существительного : В ТЕТРАДИ , ВЫРАЖЕНИЙ    

   Найти последнее предложение, разобрать его по членам предложения

        II вариант 

Списать текст. Подчеркнуть в тексте собственные имена существительные.

Контрольная работа по письму и развитию речи

Тема: «Имя прилагательное»

Диктант

Медвежата

Под толстым рыхлым снегом медведи спокойно спят до весны всю зиму. В середине зимы у медведицы в берлоге рождаются мохнатые медвежата. Мать осторожно держит бурых детёнышей около своей груди, кутает их в своей косматой шерсти.

Но вот медведица с медвежатами выходит из берлоги. Мать учит малышей выкапывать вкусные корни, сладкие луковицы, съедобные клубни растений. Медвежата сгребают сухие ягоды, роются в гнилых пнях. Они ищут там жирных жучков, мягких паучков. А медведица зорко смотрит по сторонам. Она готова оградить детёнышей от опасности. (82 слова)

По С. Покровскому

Грамматическое задание:

I вариант: 

                В предложениях 1-го абзаца указать род, число и падеж имей прилагательных. Выделить окончания.

        Третье предложение разобрать по членам предложения, указать части речи.

        Разобрать по составу слова: ВКУСНЫЕ, СЛАДКИЕ, ЖИРНЫХ.

          II вариант 

              Списать текст. Разобрать по составу слова: ВКУСНЫЕ, СЛАДКИЕ, ЖИРНЫХ.

Контрольная работа по письму и развитию речи за II четверть

Тема: «Местоимение»

Диктант

Дикая яблонька

Жила в лесу старая дикая яблоня. Осенью упало с нее маленькое кислое яблочко. Лесные птицы быстро склевали его. Только одному семечку посчастливилось спрятаться в траве. Через несколько лет выросла из него стройная молодая яблонька.

Пришел в лес садовник. Он аккуратно выкопал дичок и посадил его в саду. Срезал садовник зеленую верхушку у дичка и привил к нему свежий побег от хорошей яблони.

Срослась дикая яблонька с чужой веточкой. Через три года зацвело деревце нежными душистыми цветами. К осени на нем вызрели большие сладкие яблоки. (86 слов) (По К. Ушинскому.)

Грамматическое задание:

I вариант: Задание:

  1. Подчеркнуть в тексте все местоимения.
  2. Определить падеж местоимений: С НЕЕ, ЕГО, К НЕМУ, НА НЕМ.

Второе предложение разобрать по членам предложения, обозначить части речи

 II вариант 

          Списать текст. Подчеркнуть в тексте  местоимения

Контрольная работа по письму и развитию речи

Тема: «Глагол»

Диктант

Прекрасный цветок

В русских лесах в мае цветут прелестные весенние цветы. Хочешь поглядеть на это чудо?

Узкая тропинка ведёт нас в лесную чащу. В траве видны большие зелёные листья. Из каждой пары встаёт стройный стебелёк. На тонкой ниточке висят нежные цветки. Нижние похожи на колокольчики. Верхние бубенчики пока не раскрылись. Ты нагнулся и нюхаешь. Какой запах! Не срывай ландыш! Их мало осталось. Ландыши — полезное растение. Из цветков готовят лекарство для больного сердца.

Отцвели ландыши. На стебельке появились ядовитые ягоды красного цвета. (82 слова.)                                    (ПоН. Верзилину.)

Грамматическое задание:

I вариант:

       Первое предложение разобрать по членам предложения, обозначить части речи

Найти и выписать глаголы 2-го лица, единственного числа, обозначить окончания.

Определить спряжения глаголов: НЮХАЕШЬ, ГОТОВЯТ, ХОЧЕШЬ, ВИСЯТ.

        II вариант

 Списать текст. Как по-разному назван в тексте ландыш? Выписать эти слова.     

Контрольная работа по письму и развитию речи за III четверть

Тема: «Глагол»
Москва
  Самолёт летит над красавицей Москвой. Трудно охватить глазом нашу столицу. Сколько здесь улиц, площадей, зелёных парков!

   В Москве живут несколько миллионов человек. Москвичи любят свой город.

   В городе пролегли новые широкие проспекты. Река Москва закована в гранит. Между её берегами повисли чудесные мосты.

 Далеко разнеслась слава о московском метро. Тут своя жизнь. На улице может быть знойное лето, дождливая осень, вьюжная зима. Но всегда тёплая и сухая погода в метро.
  Москва – сердце нашей Родины.
 Мы гордимся Москвой.(78 слов)

Грамматическое задание:

I вариант: 

 Найти и подчеркнуть в тексте 5 глаголов.

 Определить грамматические признаки глагола ЛЕЖИТ.

II вариант:

  Списать текст. Найти и подчеркнуть в тексте 3 глагола.

Контрольная работа по письму и развитию речи

Тема: «Наречие. Числительное»

Весна

Вот и пришла радостная весна. Словно в волшебной сказке все оживает кругом. Мерзлая земля еще звенит под ногами, а по канавам уже журчит вода. В лицо приятно дует теплый ласковый ветерок.

Скоро побегут быстрые ручьи и вздуются реки. В марте прилетают наши пернатые друзья. Лес наполнится птичьим пением.

Дни становятся все длиннее. Горючее солнце посылает на землю свои лучи. Всe кругом весело, ласково к приветливо. Весенний воздух ясный и прозрачный.

Радостно видеть красоту родной русской природы. (77 слов).

Грамматическое задание:

I вариант: 

 Найти и подчеркнуть в тексте все наречия.

Составить и записать 3 словосочетания имени числительного с именем существительным.

Третье предложение разобрать по членам предложения.

II вариант:

Списать текст. К данным наречиям подобрать противоположные по смыслу наречия: МЕДЛЕННО, ТИХО, РАДОСТНО.

Контрольная работа по письму и развитию речи за год

Диктант
Берегите воду


   Быстрый ручеек звонко журчит в зарослях черемухи. Но вот он выбежал на широкий луг. Заблестела на утреннем солнце вода. Ручей спешит вперёд. Со всех сторон к шумному ручью бегут другие ручьи. Он становится шире и глубже. Течение его замедлилось. Наш ручей стал речкой.
  В мягком иле поселились различные животные. На поверхности воды весело качаются белые кувшинки. Птицы свили гнезда на высоком берегу.

  Вода несёт жизнь и растениям, и животным, и людям. Чистая вода – главное богатство природы.
Берегите воду!(80 слов)
Грамматическое задание:
I вариант:
1) Подобрать и записать по 3 изученных части речи:
имя существительное –
имя прилагательное –
глагол –
местоимение –
имя числительное –
наречие –
2) Разобрать по составу слова:

выбежал

заблестела

животные

кувшинки

быстрый

шумный


II вариант: 1)Списать текст.

1) Подобрать и записать по 3 изученных части речи:
имя существительное –
имя прилагательное –
глагол –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи на 2013-2014 учебный год для 7 класса

Рабочая программа составлена на основании программы под редакцией В.В.Воронковой....

Рабочая программа по письму и развитию речи на 2013-2014 учебный год для 8 класса

Программа разработана на основании программы под редакцией В.В.Воронковой....

Проект рабочей программы по письму и развитию речи для обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость легкой степени) в 8 классе

Проект рабочей программы предназначен для работы в коррекционной школе и в рамках инклюзивного образования в классах коррекции в общеобразовательных школах....

Рабочая программа по письму и развитию речи в 9-б классе (интеллектуальные нарушения_вариант 2)

Рабочая программа «Письмо и развитие речи» составлена на основе:Авторской программы «Русский язык» автор В.В. Воронкова, 2017Письма Минпросвещения России от 09.04.2019 г. №ТС-9...

Основная общеобразовательная рабочая программа по письму и развитию речи для обучающихся 9 класса с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость легкой степени)....

Основная общеобразовательная рабочая программа по чтению и развитию речи для обучающихся 9 класса с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость легкой степени)....

Основная общеобразовательная рабочая программа по чтению и развитию речи для обучающихся 8 класса с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 8 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость легкой степени)...