АННОТАЦИЯ К КУРСУ «КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по адаптированной основной образовательной программе АООП НОО (вариант 1)
учебно-методический материал
Документ подходит для учителей-логопедов коррекционных школ. Данная аннотация представлена к курсу "Коррекция и развитие устной и письменной речи" для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по варианту 1. В документе выделены все необходимые разделы курса: пояснительная записка, цели и задачи курса,принципы и подходы, методы реализации, общая характеристика курса, личностные и предметные результаты освоения курса, учебно-тематическое планирование с выделением основных видов деятельности оучающихся, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности. В календарно-тематическом планировании логопедом запланировано изучение таких тем: дифференциация понятий (звук, буква, слово, предложение, текст), слоговой анализ слов, выделение гласных, дифференциация акустически схожих согласных звуков, составление рассказов (по серии картин, описательных рассказов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 76.37 КБ |
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ К КУРСУ «КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»
для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
по адаптированной основной образовательной программе
АООП НОО (вариант 1)
2-3 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Коррекция и развитие устной и письменной речи» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.2014г.);
- Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства просвещения Российской Федерации №1026 от 24.11.2022 г.);
- Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- Учебный план КГБОУ «Дудинская школа-интернат» на 2023-2024 год;
- СанПиН 2.4.36.48-20 постановление главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 году №228 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательные учреждения.
Цель курса – развитие самостоятельной связной грамматически правильной речи и навыков речевого общения, способствующее социальной адаптации, личностному и познавательному развитию школьников.
Задачи курса:
- Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности.
- Обогащение и развитие словаря, уточнение значение слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей.
- Развитие и совершенствование грамматического строя речи
- Развитие связной речи.
- Коррекция недостатков письменной речи (чтения, письма).
Основными направлениями логопедической работы являются:
- Диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
- Диагностика и коррекция лексической стороны речи; диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования); коррекция диалогической и формирование монологической форм речи;
- Развитие коммуникативной функции речи;
- Коррекция нарушений чтения и письма;
- Расширение представлений об окружающей действительности; развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
- Коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.
Каждый период обучения имеет свои характерные цели, задачи, которые определяют с учетом развития речи детей и методы работы над произношением и обогащением словаря, развитием всех компонентов речи.
Основной задачей логопедической работы является развитие фонематического слуха в единстве с выработкой правильного произношения, чтобы обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие.
Задачи:
1) развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;
2) развитие фонематического слуха;
3) формирование речевого дыхания;
4) развитие вокальной характеристики голоса (высота, тембр, сила);
5) развитие ритмико-интонационной стороны речи;
6) уточнение артикуляции звуков, создание базы для успешной постановки звуков;
7) повышение речевой и эмоциональной активности детей;
8) совершенствование личностного контакта логопеда и ребенка;
9) обогащение словаря.
Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 4 классы. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных (2 класс), звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных (3 класс), сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптической сходство.
Принципы и подходы к формированию курса
Программа опирается на основные принципы: системности, комплексности, последовательности, систематичности, доступности, индивидуального подхода и онтогенетического принципа развития речевой системы.
Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний.
Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи ― письменной.
Методы реализации задач программы
по способам подачи речевого материала:
а) репродуктивный (выполнение системы упражнений);
б) проблемное изложение (объяснение материала для расширения проблемной ситуации, логические упражнения);
в) частично-поисковый (творческое использование речевых средств, алгоритмизация, конструктивные упражнения);
- по источнику знаний:
а) практические (упражнения тренировочные, подражательно-исполнительские, коррекционные, творческие; игры дидактические, сюжетно-ролевые, деловые; моделирование; тренировки для мелкой и общей моторики; работа с учебной и справочной литературой);
б) наглядные (графические, символические, иллюстративные, натуральные);
в) словесные (слово, рассказ логопеда, беседа сообщающая, воспроизводящая); анализ речи: фонетический, морфологический, синтаксический разборы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа учителя-логопеда составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в соответствии с I вариантом ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности, обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями.
Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи — письменной.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программ по русскому языку, чтения, речевой практики и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
В структуру занятия могут входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа по формированию грамматического строя речи;
- работа над предложением и связной речью;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает, в основном, повторение лексической тематики в каждом классе, но на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Система оценки достижения планируемых результатов
Во время прохождения программы предусмотрены:
- Входящая (первичная) диагностика;
- Текущий мониторинг: проводится в форме слуховых диктантов, тестов, выполнения контрольных упражнений, наблюдения за качеством звукопроизношения обучающихся в процессе бесед, дидактических игр;
- Итоговая диагностика.
Входящая и итоговая диагностики осуществляются на индивидуальных занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое сопровождение с результатами:
- положительная динамика,
- незначительная динамика.
В связи с тем, что старые условно – рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме, характерна для логопедической работы в коррекционной школе. Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых обучающихся, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую.
МЕСТО ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане данная программа является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время. Исходя из продолжительности учебного года (34 учебных недель) объем нагрузки составляет 68 часов в год, периодичностью – 2 раза в неделю. Занятия проводятся по утвержденному расписанию. Продолжительность логопедических занятий не превышает 30 минут.
Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп – схожестью нарушений речевого развития, возрастным критерием. Периодичность групповых и подгрупповых занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся. Наполняемость групп для логопедических занятий 2 – 4 обучающихся. Индивидуально занимаются учащиеся, имеющие нарушения звукопроизношения. Исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого- медико-педагогической комиссии определяются индивидуальные и подгрупповые занятия.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
Сроки перспективного планирования индивидуальных занятий являются примерными, так как зависят от речевого дефекта ребенка и степени усвоения им материала.
Для обучающихся по 1 варианту АООП для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости планируемые результаты представлены 2 группами: личностные и предметные.
Личностные результаты:
Курс ориентирован на формирование у учащихся:
• Положительного отношения к школе и учебной деятельности;
• Представления о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к занятиям, бережно относиться к школьным принадлежностям и имуществу);
• Знаний и выполнение правил личной гигиены на занятиях;
• Этических норм поведения (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия обучающихся при выполнении совместных заданий;
• Потребности сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на занятиях (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, со взрослыми;
• Знаний и выполнение правил работы в группе, доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтного поведения, стремления прислушиваться к мнению одноклассников.
• Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Предметные результаты представлены 2 уровнями овладения: минимальный и достаточный.
В плане лексического развития:
Достаточный уровень знаний:
• усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
• соотносит предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;
- сравнивает знакомые предметы по ряду основных и второстепенных признаков.
Минимальный уровень знаний:
• узнает по словесному описанию знакомые предметы, знает, какие действия с ним можно совершать;
• сравнивает знакомые предметы по нескольким признакам.
В плане усвоения грамматического строя речи:
Достаточный уровень знаний:
- усваивает синтаксические связи в составе предложения;
- употребляет в речи простые словообразовательные модели.
Минимальный уровень знаний:
• понимает простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;
В плане развития связной речи:
Достаточный уровень знаний:
- устанавливает последовательность и причинно – следственные связи, при составлении небольшого рассказа по серии сюжетных картинок (3 – 4 картинки с помощью педагога и опор различных типов);
- владеет навыком диалогической речи в специально организованных коммуникативных ситуациях (в беседе, при выполнении поручений, в процессе использования настольно-печатных игр)
• составляет рассказы по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, предметно-графические схемы.
- Понимает значение 3-4 пословиц.
Минимальный уровень знаний:
• общается, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные и мало распространенные предложения;
- Может по наводящим вопросам описать привычную жизненную ситуацию или хорошо знакомое произведение.
В плане культурного общения:
Достаточный уровень знаний:
- Использует основные формы выражения благодарности, приветствия, просьбы, извинения, прощания.
- Спокойно выражает свои мысли и протесты.
- Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова.
- Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании.
- Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей
и воспитателей.
Минимальный уровень знаний:
- Знает и понимает основные фразы приветствия и прощания, иногда использует их в собственной речи.
- Понимает, как нужно себя диалог в различных ситуациях, но не всегда соблюдает правила.
- Употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;
- Правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании.
- Сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена
- одноклассников и ближайших родственников.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Программа имеет четыре раздела, которые тесно связаны между собой и реализуются параллельно:
- Расширение, уточнение и активизацию словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;
- Развитие грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной, импрессивной речи и простых синтаксических конструкций;
- Развитие диалогической и монологической форм речи.
- Культура общения. Проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия.
Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.
- Накопление пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы;
- Понимание обобщающего значения слов и формирование обобщающие понятия;
- правильное и уместное использование новой лексики по изучаемым темам; слов, близких и противоположных по смыслу; слов с переносным значением; толкование значения пословиц (2-3 пословицы);
Развитие понимания речи и навыков употребления детьми простых грамматических форм слов.
- Развитие навыков употребления и дифференциация форм единственного и множественного числа существительных мужского и женского рода в именительном падеже.
- Обогащение речи предлогами (из- под, над, из-за…);
- Развитие умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами;
Развитие диалогической и самостоятельной фразовой речи, установления временных связей.
- Формирование умения составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами;
- Развитие умения поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца;
- Рассказы о волнующем событии, об экскурсии, предстоящей работе, впечатлениях прошедшего дня, сообщение интересной информации плану;
- Высказывание своего отношения к поступкам товарища, герою рассказа, событиям.
- Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2—3 простых нераспространенных предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану с помощью взрослого, из личного опыта (о любимых игрушках, о себе и семье, о том, как провели выходные дни и т.д.);
- Формировать навыки пересказа с помощью взрослого со зрительной опорой;
- Целенаправленное обучение диалогической речи в специально организованных коммуникативных ситуациях (в беседе, при выполнении поручений, в процессе использования настольно-печатных игр и т.д.).
Культура общения. Проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия.
- Умение использовать основные формы выражения благодарности, приветствия, просьбы, извинения, прощания, несогласия с собеседником.
- Формировать умение разговаривать спокойным ровным голосом и четко выражать свои мысли.
- Высказывание своего отношения к поступкам товарища, герою рассказа, событиям. Умение при этом деликатно оспорить или поддержать чужое мнение.
В результате логопедической работы к концу 3 класса учащиеся должны научиться:
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемую в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми, распространенными предложениями;
- понимать содержание прочитанного, отвечать на вопросы по содержанию;
- владеть элементарными навыками словообразования;
- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий;
- владеть навыком слогового осознанного чтения;
- уметь писать под диктовку слова, простые по составу предложения; знать и приметь на практике изученные правила орфографии.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
2 класс
Учащиеся должны уметь:
- анализировать слова по слоговому и звуковому составу,
- различать гласные и согласные звуки,
- различать твердые и мягкие согласные,
- придумывать слова из 3-5 букв.
Учащиеся должны знать:
- все буквы русского алфавита;
- правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,
- употребление большой буквы в именах людей кличках животных,
- написание предложения (начало с большой буквы конец предложения точка),
- придумывать слова на заданные звуки.
3 класс.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать слово по слоговому и звуковому составу, определять количество и последовательность звуков и место звука в слове,
- различать звонкие и глухие согласные
- различать свистящие и шипящие согласные.
Учащиеся должны знать:
- алфавит,
- название букв,
- парные звонкие и глухие согласные,
- твердые и мягкие согласные (гласные которые их образуют),
- знать вопросы к словам предметам,
- знать вопросы к словам действиям.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Календарно-тематическое планирование
№ | Темы | Часы | Дата | Формирование фонетических процессов и навыков звукового анализа и синтеза | Формирование лексической стороны речи | Формирование грамматической стороны речи | ||
I четверть - 16 часов | ||||||||
1 2 3 | Обследование навыков устной и письменной речи | 3 | 05.09 07.09 12.09 | День знаний | ||||
4 | Органы артикуляции. Строение, основных функции и движения. | 1 | 14.09 | Определения наличия звука в слове. Определение количества звуков. | Лето | Предложение. Выделение предложений из текста. | ||
5 | Речь. Предложение | 1 | 19.09 | Деление текста на предложения | Осень - школьная пора | Составление предложений: - по схеме - вопрос-схема | ||
6 7 | Предложение. Слово. Дифференциация .Понятий "предложение" "слово" | 2 | 21.09 26.09 | Анализ предложений, слов. Звуко-слоговой анализ слов. Слоговой анализ слов. Перенос слов. | Овощи. Лук, капуста, огурец, репа, баклажан, перец | Определение количества слов в предложении. Последовательный порядок предложений. | ||
8 9 | Звуки и буквы. Гласные и согласные, их различия | 2 | 28.09 03.10 | Звукобуквенный анализ слов. Определение места (по счету) звука в слове. Слабые/сильные позиции гласных/согласных | Овощи: помидор, тыква, свекла, тыква, кабачок | Алфавит Различение сходных букв | ||
10 11 12 | Дифференциация гласных-согласных | 3 | 05.10 10.10 12.10 | Звукобуквенный, слоговой анализ слов. Сильная/слабая позиция гласных/согласных | фрукты, лимон, яблоко, слива, компот, варенье, резать, варить. | Сравнение пар слов, отличающихся одним звуком или последовательностью Алфавит | ||
13 14 | Слоговой анализ слов. Деление слов на слоги. Деление слов на слоги. | 2 | 17.10 19.10 | Слоговой анализ слов. Звукобуквенный анализ слов со сложным строением Слоговой анализ, синтез | Ягоды арбуз, вишня, клубника | Словообразовательные роли гласных Звуки гласные/согласные. Деление слогов со сложной структурой на слоги | ||
15 16 | Перенос слов Выделение ударного и безударного гласных | 2 | 24.10 26.10 | Звукобуквенный анализ трех и более сложных слов. Анализ гласных в сильной и слабой позиции | Перелетные птицы | Составление, анализ одно и двухсложных слов. Правописание безударных гласных | ||
II четверть - 16 часов | ||||||||
1 2 3 4 | Анализ гласных первого ряда О, А. У. Э, Ы | 4 | 07.11 09.11 14.11 16.11 | Развитие фонематического восприятия Фонетический анализ и синтез слов | Зимующие птицы | Словообразовательная роль гласных Деление слов на слоги | ||
5 6 7 8 | Гласные второго ряда Я, Е, Ю. Е. И. Дифференциация гласных первого и второго ряда | 4 | 21.11 23.11 28.11 30.11 | Звукобуквенный анализ и слоговой анализ и синтез в речевом плане. Выделение гласных в словах (определение места в слове) | Домашние животные | Твердые и личные согласные. Мягкий знак на конце и в середине слова. Правописание гласных после шипящих. | ||
9 10 | Дифференциация П-Б | 2 | 05.12 07.12 | Развитие навыков фонетического анализа со звуками П-Б | Дикие животные Рысь, повадки Белка, повадки Волк, повадки | Образование существительных множественного числа в разных падежах + образование сложных слов | ||
11 12 | Дифференциация П"- Б " | 2 | 12.12 14.12 | Развитие навыков фонетического анализа и синтеза со звуками П-Б. Формирование действий слогового анализа и синтеза во внутреннем плане. | Игрушки | Употребление уменьшительно – ласкательного суффикса | ||
13 14 | Слова со стечением согласных. | 2 | 19.12 21.12 | Анализ и синтез слов со стечением согласных | Части тела | Образование существительных множественного числа в разных падежах. Образование сложных слов. (длинноволосая, голубоглазый) | ||
15 16 | Дифференциация звуков В-Ф | 2 | 26.12 28.12 | Развитие навыков фонетического анализа и синтеза слов со звуками Формирование действия слогового анализа и синтеза во внутреннем плане и осуществление его на основе слух произносительных представлений | Туалетные принадлежности | Образование существ. с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Изменение существительных по числам. | ||
III четверть- 21 час | ||||||||
1 2 | Составление рассказа по серии из 4 –х картинок | 2 | 09.01 11.01 | Анализ и синтез предложений, определяющего количество слов в предложении, деление текста на предложения. | Зима Зимние забавы | Образование существительных в разных падежах в единственном и множественном числе. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. | ||
3 4 | Дифференциация звуков Д-Т, Д"-Т" | 2 | 16.01 18.01 | Развитие навыков фонетического анализа и синтеза слов со звуками Д-Т, Д-Т. Формирование действия слогового анализа и синтеза во внутреннем плане и осуществление его на основе слух произносительных представлений. | Зимние праздники Зимние забавы | Согласование прилагательных с существительными в роде и числе + образование сложных слов в уменьшительно-ласкательной форме | ||
5 6 7 | Дифференциация звуков К-Г К"- Г" | 3 | 23.01 25.01 30.01 | Развитие навыков фонетического анализа и синтеза слов со звуками к-г, к"-г". Формирование действия слогового анализа и синтеза во внутреннем плане и осуществление его на основе слухопроизносительных представлений. | Гололёд и снежные заносы. Детские игры и забавы. Занятия людей зимой. | Образование существительных множественного числа в разных падежах. Образование сложных слов. | ||
8 9 10 | Составление описательных рассказов о предмете, составление рассказов по серии картинок | 3 | 01.02 06.02 08.02 | Анализ и синтез предложения. Определение начала и конца предложения. Совершенствование навыков построения предложений путем отбора языковых средств. | Чайная, столовая посуда (стеклянная, хрустальная, фарфоровая посуда) Метал., деревянная, глин., посуда | Образование качественных прилагательных. Дифференциация значений слов со сходным значением (жарить - варить - печь; кружка- чашка) | ||
11 12 | Дифференциация звуков С-3, С"- 3" | 2 | 13.02 15.02 | Развитие фонематического анализа и синтеза слов со звуками С-З, С-З Формирование действия слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства | Мебель: Тумбочка, трюмо. | Образование существительных в разных падежах. Согласование существительных с числительными. Составление предложений с увеличением слов. | ||
13 14 | Дифференциация Ш-Ж | 2 | 20.02 22.02 | Развитие навыков фонетического анализа и синтеза слов со звуками Ш-Ж, Ш"-Ж". Формирование действия слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства | Одежда Обувь | Образование существительных в единственном и множественном числе в разных падежах. Образование существ. с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Предложение, анализ предложений и составление графических схем. | ||
15 16 | Дифференциация Ч –Т* | 2 | 27.02 29.02 | Развитие фонематического анализа и синтеза слов со звуками Ч-Т Развитие звуко-буквенного анализа слов со звуком Ч-Т , определение места звука в слове. | Мамин праздник | Образование существительных в разных падежах в единственном и множественном числе. Дифференциация глаголов ед.и мн. числа. Границы предложений. Схема предложения | ||
17 18 19 | Обучение рассказыванию по картинке. + Распространение простых предложений | 3 | 05.03 07.03 12.03 | Анализ предложений , слов со сложной слоговой структурой | Весенние каникулы | Предложение, анализ предложений и составление графических схем | ||
19 20 21 | Дифференциация Щ-Ч | 3 | 14.02 19.02 21.02 | Развитие фонематического анализа и синтеза слов со звуками Ш-Ч Формирование действий слогового анализа и синтеза во внутр., плане и осущ. его на основе слухопроизносит. представлений | Головные уборы | Употребление существительных в разных падежах. Составление предложений с предлогом. | ||
IV четверть -16 часов | ||||||||
1 2 | Дифференциация Ц -С | 2 | 02.04 04.04 | Развитие фонематического анализа и синтеза слов со звуками Ц-С Формирование действий слогового анализа и синтеза во внутр., плане и осущ., его на основе слухопроизносит. представлений | Весенние работы в огороде | Изменение глаголов по временам (копал, копает, будет копать) Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. | ||
3 4 | Дифференциация Ц – Т | 2 | 09.04 11.04 | Уточнение правильного произношения. Развитие слогового анализа и синтеза Формирование действия слогового анализа и синтеза во внутреннем плане и | Насекомые | Образование существительных в разных падежах. Согласование существительных с числительными. | ||
осуществление его на основе слух произносительных представлений. | ||||||||
5 6 | Дифференциация Ц-Ч | 2 | 16.04 18.04 | Уточнение правильного произношения. Развитие слогового анализа и синтеза Формирование действия слогового анализа и синтеза во внутреннем плане и осуществление его на основе слух произносительных представлений. | Весна Занятия людей весной | Образование существительных в единственном и множественном числе в разных падежах. Образование существ. с уменьшительно – ласкательными суффиксами. | ||
7 8 9 | Дифференциация К-Х-Г | 3 | 23.04 25.04 30.04 | Уточнение правильного произношения. Развитие фонематического анализа и синтеза слов со звуками Формирование действия слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства. | Семья | Образование существ. с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Образование однокоренных слов. | ||
10 11 | Анализ звука и буквы Л-Л" | 2 | 02.05 07.05 | Уточнение правильного произношения. Развитие фонематического анализа и синтеза слов со звуками Л-Л Формирование действия слогового анализа и синтеза во внутреннем плане и осуществление его на основе слух произносительных представлений | Летние месяцы Приметы лета Лес, луг, река - места отдыха | Образование существительных в единственном и множественном числе в разных падежах. Употребление предлогов. Работа с деформированными предложениями. | ||
12 13 14 | Дифференциация Р-Л, Р"-Л" | 2 | 09.05 14.05 | Уточнение правильного произношения. Развитие слогового анализа и синтеза Формирование действий слогового анализа с опорной на внешние вспомогательные средства | Режим дня школьника. Сон и питание | Изменение глаголов по временам (копал, копает, будет копать) Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. | ||
15 16 17 18 | Повторение пройденного материала Итоговые проверочные работы | 4 | 16.05 21.05 23.05 28.05 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить безбарьерную адаптивную и коррекционно-развивающую среду образовательной организации, в том числе материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа обучающихся в здания и помещения образовательной организации, ко всем объектам ее инфраструктуры и организацию их пребывания и обучения.
Материально-техническое обеспечение включает технические средства обучения, в том числе специализированные компьютерные инструменты обучения, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, использование средств для альтернативной и дополнительной коммуникации (при необходимости).
Учебная литература:
- Акименко В.М. Новые логопедические технологии. - Ростов н/Д., 2008
- Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Просвещение,1989.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: Сфера, 2005.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2003.
- Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., 1991.
- Забродина Л.В., Е.С. Ренизрук Тексты и упражнения для коррекции лексикограмматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2005.
- Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда», И.А. Смирнова «Логопедический альбом для обследования лексико – грамматического строя и связной речи .
- Клементьева Т.Ф. Я учусь читать правильно. – СПб., 2005.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб., 2004.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2003.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2001.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразыитием. – СПб., 2001.
- Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2001.
- Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.: Просвещение, 1983.
- Милостивенко Л.Т. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. –СПб., 1995.
- Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.,1994.
Учебные пособия для работы с детьми:
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с СНР
- 1 альбом. Темы: фрукты, овощи, сад-огород, деревья, ягоды, грибы, осень, человек, игрушки, посуда.
- 2 альбом. Темы: Продукты питания, одежда, обувь, головные уборы, зима, зимующие птицы.
- 3 альбом. Темы: Дикие животные, домашние животные, перелетные птицы, весна, мебель, транспорт.
- 4 альбом. Темы: Профессии, инструменты, зоопарк, рыбы. Цветы, лето, насекомые, школьные принадлежности.
- Е.В. Мазанова Альбомы: Коррекция оптической дисграфии. Учусь работать с текстом. Учусь не путать звуки.
- Тетрадь по коррекции аграмматической дисграфии
- Тетради по дифференциации согласных
- Учебно-практическое оборудование: тренажеры
- Печатные пособия: таблицы, схемы, альбомы с демонстрационным материалом, рабочие логопедические тетради, карточки «Умные картинки», «Составь слово».
- Дидактический раздаточный материал: карточки с признаками характера звучания, сигнальные карточки, карточки с обозначением исполнительных средств выразительности
- Дидактические игры: «Портфель», «Сказки», «Большой – маленький», «Узнай и назови», «Мои любимые сказки», «Осень, зима, весна, лето», «Найди отличия», «Угадай пословицу», «Магазин», «Поликлиника».
- Картинный материал: серии сюжетных картин, сюжетные и предметные картины.
- Информационно-коммуникативные средства: игровые компьютерные программы по музыкальной тематике.
- Технические средства обучения: музыкальный центр, мультимедийный компьютер со звуковой картой, телевизор с универсальной подставкой, мультимедиапроектор, слайд-проектор, экран.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/15/picture-455655-1626297374.jpg)
Рекомендации родителям по развитию связной речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рекомендации...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/28/picture-675650-1443454904.jpg)
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс биология
Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/28/picture-675650-1443454904.jpg)
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9классгеография
Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 9а класса (с умственной отсталостью) на 2022-2023 учебный год составлена: в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/28/picture-675650-1443454904.jpg)
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9класс история отечества
Адаптированная рабочая программа по истории отечества для обучающихся 9а класса (с умственной отсталостью) на 2022-2023 учебный год составлена: в соответствии с Федеральным законом Российской Федера...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/28/picture-675650-1443454904.jpg)
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс ручной труд
Программа «Ручной труд» направлена на воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, настойчивости, уважения к труду. Основная задача обучения – формирование общетрудовых умений и навыков: умения ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/28/picture-675650-1443454904.jpg)
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7класс биология
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/27/picture-1122169-1551278001.jpg)
АННОТАЦИЯ К КУРСУ «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП НОО (Вариант 2.3)
Индивидуальные занятия «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» являются одной из важных организационных форм обучения слабослышащих детей. На этих занятиях проводится...