АННОТАЦИЯ К КУРСУ «КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по адаптированной основной образовательной программе АООП НОО (вариант 1)
учебно-методический материал

Абрамова Роза Вячеславовна

Документ подходит для учителей-логопедов коррекционных школ. Данная аннотация представлена к курсу "Коррекция и развитие устной и письменной речи" для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по варианту 1. В документе выделены все необходимые разделы курса: пояснительная записка, цели и задачи курса,принципы и подходы, методы реализации, общая характеристика курса, личностные и предметные результаты освоения курса, учебно-тематическое планирование с выделением основных видов деятельности оучающихся, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности. В календарно-тематическом планировании логопедом запланировано изучение таких тем: дифференциация понятий (звук, буква, слово, предложение, текст), слоговой анализ слов, выделение гласных, дифференциация акустически схожих согласных звуков, составление рассказов (по серии картин, описательных рассказов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_k_1_variantu_2-3klassy_po_fgos.docx76.37 КБ

Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ К КУРСУ «КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»

для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

по адаптированной основной образовательной программе

АООП НОО (вариант 1)

2-3 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Коррекция и развитие устной и письменной речи» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.2014г.);
  • Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства просвещения Российской Федерации №1026 от 24.11.2022 г.);
  • Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • Учебный план КГБОУ «Дудинская школа-интернат» на 2023-2024 год;
  • СанПиН 2.4.36.48-20 постановление главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 году №228 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательные учреждения.

Цель курса – развитие самостоятельной связной грамматически правильной речи и навыков речевого общения, способствующее социальной адаптации, личностному и познавательному развитию школьников.

Задачи курса:

  1. Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний  об окружающей действительности.
  2. Обогащение и развитие словаря, уточнение значение слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей.
  3. Развитие и совершенствование грамматического строя речи
  4. Развитие связной речи.
  5. Коррекция недостатков письменной речи (чтения, письма).

 

Основными направлениями логопедической работы являются:

  1. Диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
  2. Диагностика и коррекция лексической стороны речи;  диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования); коррекция диалогической и формирование монологической форм речи;
  3. Развитие коммуникативной функции речи;
  4. Коррекция нарушений чтения и письма;
  5. Расширение представлений об окружающей действительности; развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
  6. Коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Каждый период обучения имеет свои характерные цели, задачи, которые определяют с учетом развития речи детей и методы работы над произношением и обогащением словаря, развитием всех компонентов речи.

Основной задачей логопедической работы является развитие фонематического слуха в единстве с выработкой правильного произношения, чтобы обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие.

 Задачи:

1)        развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;

2)        развитие фонематического слуха;

3)        формирование речевого дыхания;

4)        развитие вокальной характеристики голоса (высота, тембр, сила);

5)        развитие ритмико-интонационной стороны речи;

6)        уточнение артикуляции звуков, создание базы для успешной постановки звуков;

7)        повышение речевой и эмоциональной активности детей;

8)        совершенствование личностного контакта логопеда и ребенка;

9)      обогащение словаря.

Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 4 классы. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных (2 класс), звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных (3 класс), сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптической сходство.

Принципы и подходы к формированию курса

        Программа опирается на основные принципы: системности, комплексности, последовательности, систематичности, доступности, индивидуального подхода и онтогенетического принципа развития речевой системы.

Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний.

Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи ― письменной.

Методы реализации задач программы

по способам подачи речевого материала:

а)        репродуктивный (выполнение системы упражнений);

б)        проблемное изложение (объяснение материала для расширения проблемной ситуации, логические упражнения);

в)        частично-поисковый (творческое использование речевых средств, алгоритмизация, конструктивные упражнения);

- по источнику знаний:

а)        практические (упражнения тренировочные, подражательно-исполнительские, коррекционные, творческие; игры дидактические, сюжетно-ролевые, деловые; моделирование; тренировки для мелкой и общей моторики; работа с учебной и справочной литературой);

б)        наглядные (графические, символические, иллюстративные, натуральные);

в)        словесные (слово, рассказ логопеда, беседа сообщающая, воспроизводящая); анализ речи: фонетический, морфологический, синтаксический разборы.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Программа учителя-логопеда составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в соответствии с I вариантом ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности, обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями.

Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи — письменной.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программ по русскому языку, чтения, речевой практики и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос  полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.  

В структуру занятия могут входить:

  • упражнения для развития артикуляционной моторики;
  • упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
  • дыхательная гимнастика;
  • коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
  • формирование фонематических процессов;
  • работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
  • работа по формированию грамматического строя речи;
  • работа над предложением и связной речью;
  • обогащение и активизация словарного запаса.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает, в основном, повторение лексической тематики в каждом классе, но на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Система оценки достижения планируемых результатов

Во время прохождения программы предусмотрены:

  1. Входящая (первичная) диагностика;
  2. Текущий мониторинг: проводится в форме слуховых диктантов, тестов, выполнения контрольных упражнений, наблюдения за качеством звукопроизношения обучающихся в процессе бесед, дидактических игр;
  3. Итоговая диагностика.

Входящая и итоговая диагностики осуществляются на индивидуальных занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое сопровождение с результатами:

- положительная динамика,

- незначительная динамика.

В связи с тем, что старые условно – рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме, характерна для логопедической работы в коррекционной школе. Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых обучающихся, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую.

МЕСТО ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В учебном плане данная программа является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится  во внеурочное время. Исходя из продолжительности учебного года (34 учебных недель) объем нагрузки составляет 68 часов в год, периодичностью – 2 раза в неделю. Занятия проводятся по утвержденному расписанию. Продолжительность логопедических занятий не превышает 30 минут.

Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп – схожестью нарушений речевого развития, возрастным критерием. Периодичность групповых и подгрупповых занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся. Наполняемость групп для логопедических занятий 2 – 4 обучающихся. Индивидуально занимаются учащиеся, имеющие нарушения звукопроизношения. Исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого- медико-педагогической комиссии определяются индивидуальные и подгрупповые занятия.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

Сроки перспективного планирования индивидуальных занятий являются примерными, так как зависят от речевого дефекта ребенка и степени усвоения им материала.

Для обучающихся по 1 варианту АООП для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости планируемые результаты представлены 2 группами: личностные и предметные.

Личностные результаты:

Курс ориентирован на формирование у учащихся:

•        Положительного отношения к школе и учебной деятельности;

•        Представления о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к занятиям, бережно относиться к школьным принадлежностям и имуществу);

•        Знаний и выполнение правил личной гигиены на занятиях;

•        Этических норм поведения (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия обучающихся при выполнении совместных заданий;

•        Потребности сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на занятиях (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, со взрослыми;

•        Знаний и выполнение правил работы в группе, доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтного поведения, стремления прислушиваться к мнению одноклассников.

     •        Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Предметные результаты представлены 2 уровнями овладения: минимальный и достаточный.

В плане лексического развития:

Достаточный уровень знаний:

       • усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

      • соотносит предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;

  • сравнивает знакомые предметы по ряду основных и второстепенных признаков.

Минимальный уровень знаний:

      • узнает по словесному описанию знакомые предметы, знает, какие действия с ним можно совершать;

      • сравнивает знакомые предметы по нескольким признакам.

В плане усвоения грамматического строя речи:

Достаточный уровень знаний:

  • усваивает синтаксические связи в составе предложения;
  • употребляет в речи простые словообразовательные модели.

Минимальный уровень знаний:

• понимает простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;

В плане развития связной речи:

Достаточный уровень знаний:

  • устанавливает последовательность и причинно – следственные связи, при составлении небольшого рассказа по серии сюжетных картинок (3 – 4 картинки с помощью педагога и опор различных типов);
  • владеет навыком диалогической речи в специально организованных коммуникативных ситуациях (в беседе, при выполнении поручений, в процессе использования настольно-печатных игр)  

• составляет рассказы по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, предметно-графические схемы.

  • Понимает значение 3-4 пословиц.

Минимальный уровень знаний:

• общается, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные и мало распространенные предложения;

  • Может по наводящим вопросам описать привычную жизненную ситуацию или хорошо знакомое произведение.

В плане культурного общения:

Достаточный уровень знаний:

  • Использует основные формы выражения благодарности, приветствия, просьбы, извинения, прощания.
  • Спокойно выражает свои мысли и протесты.
  • Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова.
  • Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании.
  • Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества     учителей

и воспитателей.

Минимальный уровень знаний:

  • Знает и понимает основные фразы приветствия и прощания, иногда использует их в собственной речи.
  • Понимает, как нужно себя диалог в различных ситуациях, но не всегда соблюдает правила.
  • Употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;
  • Правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании.
  • Сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена
  • одноклассников и ближайших родственников.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Программа имеет четыре раздела, которые тесно связаны между собой и реализуются параллельно:

  1. Расширение, уточнение и активизацию словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;
  2. Развитие грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной, импрессивной речи и простых синтаксических конструкций;
  3. Развитие диалогической и монологической форм речи.
  4. Культура общения. Проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия.

Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.

  • Накопление пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы;
  • Понимание обобщающего значения слов и формирование обобщающие понятия;
  • правильное и уместное использование новой лексики по изучаемым темам; слов, близких и противоположных по смыслу; слов с переносным значением; толкование значения пословиц (2-3 пословицы);

Развитие понимания речи и навыков употребления детьми простых грамматических форм слов.

  • Развитие навыков употребления и дифференциация форм единственного и множественного числа существительных мужского и женского рода в именительном падеже.
  • Обогащение речи предлогами (из- под, над, из-за…);
  • Развитие умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами;

Развитие диалогической и самостоятельной фразовой речи, установления временных связей.

  • Формирование умения составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами;
  • Развитие умения поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца;
  • Рассказы о волнующем событии, об экскурсии, предстоящей работе, впечатлениях прошедшего дня, сообщение интересной информации плану;
  • Высказывание своего отношения к поступкам товарища, герою рассказа, событиям.
  • Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2—3 простых нераспространенных предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану с помощью взрослого, из личного опыта (о любимых игрушках, о себе и семье, о том, как провели выходные дни и т.д.);
  • Формировать навыки пересказа с помощью взрослого со зрительной опорой;
  • Целенаправленное обучение диалогической речи в специально организованных коммуникативных ситуациях (в беседе, при выполнении поручений, в процессе использования настольно-печатных игр и т.д.).

Культура общения. Проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия.

  • Умение использовать основные формы выражения благодарности, приветствия, просьбы, извинения, прощания, несогласия с собеседником.
  • Формировать умение разговаривать спокойным ровным голосом и четко выражать свои мысли.
  • Высказывание своего отношения к поступкам товарища, герою рассказа, событиям. Умение при этом деликатно оспорить или поддержать чужое мнение.

В результате логопедической работы к концу 3 класса учащиеся должны научиться:

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемую в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми, распространенными предложениями;
  • понимать содержание прочитанного, отвечать на вопросы по содержанию;
  • владеть элементарными навыками словообразования;
  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий;
  • владеть навыком слогового осознанного чтения;
  • уметь писать под диктовку слова, простые по составу предложения; знать и приметь на практике изученные правила орфографии.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

2 класс

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать слова по слоговому и звуковому составу,
  • различать гласные и согласные звуки,
  • различать твердые и мягкие согласные,
  • придумывать слова из 3-5 букв.

Учащиеся должны знать:

  • все буквы русского алфавита;
  • правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,
  • употребление большой буквы в именах людей кличках животных,
  • написание предложения (начало с большой буквы конец предложения точка),
  • придумывать слова на заданные звуки.

3   класс.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать слово по слоговому и звуковому составу, определять количество и последовательность звуков и место звука в слове,
  • различать звонкие и глухие согласные
  • различать свистящие и шипящие согласные.

Учащиеся должны знать:

  • алфавит,
  • название букв,
  • парные звонкие и глухие согласные,
  • твердые и мягкие согласные (гласные которые их образуют),
  • знать вопросы к словам предметам,
  • знать вопросы к словам действиям.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Календарно-тематическое планирование

Темы

Часы

Дата

Формирование фонетических процессов и навыков звукового анализа и синтеза

Формирование лексической стороны речи

Формирование грамматической стороны речи

I четверть -  16   часов

1

2

3

Обследование навыков устной и письменной речи

3

05.09

07.09

12.09

День знаний

4

Органы артикуляции. Строение, основных функции и движения.

1

14.09

Определения наличия звука в слове. Определение количества звуков.

Лето

Предложение. Выделение предложений из текста.

   5

Речь. Предложение

1

19.09

Деление текста на предложения

Осень - школьная пора

 Составление предложений: - по схеме - вопрос-схема

   

6

7

Предложение. Слово. Дифференциация .Понятий "предложение" "слово"

2

21.09

26.09

Анализ предложений, слов. Звуко-слоговой анализ слов.

Слоговой анализ слов. Перенос слов.

Овощи. Лук, капуста, огурец, репа, баклажан, перец

Определение количества слов в предложении.

Последовательный порядок предложений.

8

9

Звуки и буквы. Гласные и согласные, их различия

2

28.09

03.10

Звукобуквенный анализ слов. Определение места (по счету) звука в слове. Слабые/сильные позиции гласных/согласных

Овощи: помидор,

тыква, свекла,

тыква, кабачок

Алфавит

Различение сходных букв

10

11

12

Дифференциация гласных-согласных

3

05.10

10.10

12.10

Звукобуквенный, слоговой анализ слов. Сильная/слабая позиция гласных/согласных

фрукты, лимон, яблоко, слива, компот, варенье, резать, варить.

Сравнение пар слов, отличающихся одним звуком или последовательностью

Алфавит

13

14

Слоговой анализ слов. Деление слов на слоги.

 Деление слов на слоги.

2

17.10

19.10

Слоговой анализ слов. Звукобуквенный анализ слов со сложным строением

Слоговой анализ, синтез

Ягоды

арбуз,

вишня,

клубника

Словообразовательные роли гласных

Звуки гласные/согласные. Деление слогов со сложной структурой на слоги

  15

  16

Перенос слов

Выделение ударного и безударного гласных

2

24.10

26.10

Звукобуквенный анализ трех и более сложных слов. Анализ гласных в сильной и слабой позиции

Перелетные

птицы

Составление, анализ одно и двухсложных слов.  

Правописание безударных гласных

II четверть -  16   часов

1

2

3

4

Анализ гласных первого ряда О, А. У. Э, Ы

4

07.11

09.11

14.11

16.11

Развитие фонематического восприятия

Фонетический анализ и синтез слов

Зимующие птицы

Словообразовательная   роль гласных

Деление слов на слоги

5

6

7

8

Гласные второго ряда Я, Е, Ю. Е. И.

Дифференциация гласных первого и второго ряда

4

21.11

23.11

28.11

30.11

Звукобуквенный анализ и слоговой анализ и синтез в речевом плане. Выделение гласных в словах (определение места в слове)

Домашние

животные

Твердые и личные согласные. Мягкий знак на конце и в середине слова. Правописание гласных после шипящих.

9

10

Дифференциация

П-Б

2

05.12

07.12

Развитие навыков фонетического анализа со звуками П-Б

Дикие животные

Рысь, повадки Белка, повадки Волк, повадки

Образование существительных множественного числа в разных падежах

+ образование сложных слов  

11

12

Дифференциация П"- Б "

2

12.12

14.12

Развитие навыков фонетического анализа и синтеза со звуками П-Б. Формирование действий слогового анализа и синтеза во внутреннем плане.

Игрушки

Употребление уменьшительно – ласкательного суффикса

13

14

Слова со стечением согласных.

2

19.12

21.12

Анализ и синтез слов со стечением согласных

Части тела

Образование существительных множественного числа в разных падежах.

Образование сложных слов. (длинноволосая, голубоглазый)

15

16

Дифференциация звуков В-Ф

2

26.12

28.12

Развитие навыков фонетического анализа и синтеза слов со звуками

Формирование действия слогового анализа и синтеза во внутреннем плане и осуществление его на основе слух произносительных представлений

Туалетные принадлежности

Образование существ. с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Изменение существительных

по числам.

III  четверть- 21 час

1

2

Составление рассказа по серии из 4 –х картинок

2

09.01

11.01

Анализ и синтез предложений, определяющего количество слов в предложении, деление текста на предложения.

Зима

Зимние забавы

Образование существительных в разных падежах в единственном и множественном числе.

Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

3

4

Дифференциация звуков Д-Т, Д"-Т"

2

16.01

18.01

Развитие навыков фонетического анализа и синтеза слов со звуками Д-Т, Д-Т. Формирование действия слогового анализа и синтеза во внутреннем плане и осуществление его на основе слух произносительных представлений.

Зимние праздники

Зимние забавы

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе

+ образование сложных слов в уменьшительно-ласкательной форме

5

6

7

Дифференциация

звуков

К-Г

К"- Г"

3

23.01

25.01

30.01

Развитие навыков

фонетического анализа и

синтеза слов со звуками

к-г, к"-г".

Формирование действия

слогового анализа и синтеза

во внутреннем плане и

осуществление его на основе

слухопроизносительных

представлений.

Гололёд и снежные

заносы.

Детские игры и

забавы.

Занятия людей

зимой.

Образование существительных множественного числа в разных падежах.

Образование сложных слов.

8

9

10

Составление

описательных

рассказов о

предмете,

составление

рассказов по

серии картинок

3

01.02

06.02

08.02

Анализ и синтез предложения.

Определение начала

и конца предложения.

Совершенствование навыков

построения предложений

путем отбора языковых

средств.

Чайная, столовая

посуда (стеклянная,

хрустальная,

фарфоровая посуда)

Метал., деревянная,

глин., посуда

Образование качественных прилагательных.

Дифференциация значений слов со сходным значением (жарить - варить - печь; кружка- чашка)

11

12

Дифференциация

звуков С-3, С"- 3"

2

13.02

15.02

Развитие фонематического анализа и синтеза слов со звуками С-З, С-З

Формирование действия слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства

Мебель:

Тумбочка, трюмо.

Образование существительных в разных падежах.

Согласование существительных с числительными.

Составление предложений с увеличением слов.

13

14

Дифференциация

Ш-Ж

2

20.02

22.02

Развитие навыков

фонетического анализа и

синтеза слов со звуками

Ш-Ж, Ш"-Ж".

Формирование действия слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства

Одежда

Обувь

Образование существительных в единственном и множественном числе в разных падежах.

Образование существ. с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Предложение, анализ предложений и составление графических схем.

15

16

Дифференциация Ч –Т*

2

27.02

29.02

 Развитие фонематического анализа и синтеза слов со звуками Ч-Т

 Развитие звуко-буквенного анализа слов со звуком Ч-Т , определение места звука в слове.

Мамин праздник

Образование существительных в разных падежах в единственном и множественном числе.

Дифференциация глаголов ед.и мн. числа.

Границы предложений. Схема предложения

17

18

19

Обучение рассказыванию по картинке.

+ Распространение простых предложений

3

05.03

07.03

12.03

Анализ предложений , слов со сложной слоговой структурой

Весенние каникулы

Предложение, анализ предложений и составление графических схем

19

20

21

Дифференциация

Щ-Ч

3

14.02

19.02

21.02

Развитие фонематического анализа и синтеза слов со звуками Ш-Ч

Формирование действий слогового анализа и синтеза во внутр., плане и осущ. его на основе слухопроизносит. представлений

Головные уборы

Употребление существительных в разных падежах.

Составление предложений с предлогом.

IV четверть -16 часов

1

2

Дифференциация

Ц -С

2

02.04

04.04

Развитие фонематического анализа и синтеза слов со звуками Ц-С

Формирование действий слогового анализа и синтеза во внутр., плане и осущ., его на основе слухопроизносит. представлений

Весенние работы в огороде

Изменение глаголов по временам (копал, копает, будет копать)

Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

3

4

Дифференциация

Ц – Т

2

09.04

11.04

Уточнение правильного произношения. Развитие слогового анализа и синтеза

Формирование действия слогового анализа и синтеза во внутреннем плане и

Насекомые

Образование существительных в разных падежах.

Согласование существительных с числительными.

осуществление его на основе слух произносительных представлений.

5

6

Дифференциация

 Ц-Ч

2

16.04

18.04

Уточнение правильного произношения. Развитие слогового анализа и синтеза

Формирование действия слогового анализа и синтеза во внутреннем плане и осуществление его на основе слух произносительных представлений.

Весна

Занятия людей весной

Образование существительных в единственном и множественном числе в разных падежах.

Образование существ. с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

7

8

9

Дифференциация

К-Х-Г

3

23.04

25.04

30.04

Уточнение правильного произношения. Развитие фонематического анализа и синтеза слов со звуками

Формирование действия слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства.

Семья

Образование существ. с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Образование однокоренных слов.

10

11

Анализ звука и

буквы Л-Л"

2

02.05

07.05

Уточнение правильного произношения. Развитие фонематического анализа и синтеза слов со звуками Л-Л

Формирование действия слогового анализа и синтеза во внутреннем плане и осуществление его на основе слух произносительных представлений

Летние месяцы Приметы лета

Лес, луг, река - места отдыха

Образование существительных в единственном и множественном числе в разных падежах.

Употребление предлогов.

Работа с деформированными предложениями.

12

13

14

Дифференциация Р-Л, Р"-Л"

2

09.05

14.05

Уточнение правильного произношения. Развитие слогового анализа и синтеза

Формирование действий слогового анализа с опорной на внешние

вспомогательные средства

Режим дня школьника. Сон и питание

Изменение глаголов по временам (копал, копает, будет копать)

Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

15

16

17

18

Повторение пройденного материала

Итоговые проверочные работы

4

16.05

21.05

23.05

28.05


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить безбарьерную адаптивную и коррекционно-развивающую среду образовательной организации, в том числе материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа обучающихся в здания и помещения образовательной организации, ко всем объектам ее инфраструктуры и организацию их пребывания и обучения.

Материально-техническое обеспечение включает технические средства обучения, в том числе специализированные компьютерные инструменты обучения, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, использование средств для альтернативной и дополнительной коммуникации (при необходимости).

Учебная литература:

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. - Ростов н/Д., 2008
  2. Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Просвещение,1989.
  3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: Сфера, 2005.
  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2003.
  5. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., 1991.
  6. Забродина Л.В., Е.С. Ренизрук  Тексты и упражнения для коррекции лексикограмматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2005.
  7. Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда», И.А. Смирнова «Логопедический альбом для обследования лексико – грамматического строя и связной речи .
  8. Клементьева Т.Ф. Я учусь читать правильно. – СПб., 2005.
  9. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб., 2004.
  10. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2003.
  11. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2001.
  12. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразыитием. – СПб., 2001.
  13. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968.
  14. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2001.
  15. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.: Просвещение, 1983.
  16. Милостивенко Л.Т. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. –СПб., 1995.
  17. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.,1994.

Учебные пособия для работы с детьми:

  1. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с СНР
  2. 1 альбом. Темы: фрукты, овощи, сад-огород, деревья, ягоды, грибы, осень, человек, игрушки, посуда.
  3. 2 альбом. Темы: Продукты питания, одежда, обувь, головные уборы, зима, зимующие птицы.
  4. 3 альбом. Темы: Дикие животные, домашние животные, перелетные птицы, весна, мебель, транспорт.
  5. 4 альбом. Темы: Профессии, инструменты, зоопарк, рыбы. Цветы, лето, насекомые, школьные принадлежности.
  6. Е.В. Мазанова Альбомы: Коррекция оптической дисграфии. Учусь работать с текстом. Учусь не путать звуки.
  7. Тетрадь  по коррекции аграмматической дисграфии
  8. Тетради по дифференциации согласных
  9. Учебно-практическое оборудование: тренажеры
  10. Печатные пособия: таблицы, схемы, альбомы с демонстрационным материалом, рабочие логопедические тетради, карточки «Умные картинки», «Составь слово».
  11. Дидактический раздаточный материал: карточки с признаками характера звучания, сигнальные карточки, карточки с обозначением исполнительных средств выразительности
  12. Дидактические игры: «Портфель», «Сказки», «Большой – маленький», «Узнай и назови», «Мои любимые сказки», «Осень, зима, весна, лето», «Найди отличия», «Угадай пословицу», «Магазин», «Поликлиника».
  13. Картинный материал: серии сюжетных картин, сюжетные и предметные картины.
  14. Информационно-коммуникативные средства: игровые компьютерные программы по музыкальной тематике.
  15. Технические средства обучения: музыкальный центр, мультимедийный компьютер со звуковой картой, телевизор с универсальной подставкой, мультимедиапроектор, слайд-проектор, экран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс биология

Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. ...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9классгеография

Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 9а класса (с умственной отсталостью) на 2022-2023 учебный год составлена: в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29....

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9класс история отечества

Адаптированная рабочая программа по истории отечества для обучающихся 9а класса (с умственной отсталостью) на 2022-2023 учебный год составлена: в соответствии с Федеральным законом Российской Федера...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс ручной труд

Программа «Ручной труд» направлена на воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, настойчивости, уважения к труду. Основная задача обучения – формирование общетрудовых умений и навыков: умения ...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7класс биология

Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида...

АННОТАЦИЯ К КУРСУ «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП НОО (Вариант 2.3)

Индивидуальные занятия «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» являются одной из важных организационных форм обучения слабослышащих детей. На этих занятиях проводится...