Рабочая программа по чтению и развитию речи для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 9 класс.
рабочая программа по литературе

Гребенникова Ольга Викторовна
Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
 по предмету: «Чтение и развитие речи»
предметная область: «Язык и речевая практика»
класс: 9
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОТОВСКАЯ  ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

«Рассмотрено»

на заседании МО учителей предметников

Протокол № 1

от « 30 » августа 2023г.

Руководитель МО

___________ С.А. Гончарова

   «Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

________Т.М. Семенникова

от «31» августа 2023г.

                 «Утверждаю»

Директор ГКОУ

«Котовская школа-интернат»

_________В.П. Алатарцев

от «31» августа  2023г.

Рабочая программа

для  обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 по предмету: «Чтение и развитие речи»

предметная область: «Язык и речевая практика»

класс: 9

2023 - 2024 учебный год

       Разработал: учитель русского языка - Гребенникова О.В.

г. Котово

Чтение и развитие речи.

102 часа (3 часа в неделю)

Пояснительная записка

        Адаптированная рабочая программа по чтению для 9 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы под редакцией В.В.Воронковой. – М., ВЛАДОС, 2011.

        Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Аксеновой А.К., Шишковой М.И. Чтение. Учебник для 9 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2010. – 255 с..

Нормативно-правовыми документами реализации программы являются:

Рабочая программа учебного курса чтение и развитие речи в 9 классе составлена в соответствии:

  • Федеральный закон  от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.декабря 2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Котовская школа-интернат»;
  • Календарный учебный  график на 2023- 2024 учебный год ГКОУ «Котовская школа-интернат»;
  • Уставом  образовательного учреждения ГКОУ «Котовская школа-интернат».

       Адаптированная рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

       На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

Цель: формирование  осознанного  навыка чтения, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, совершенствование всех видов речевой деятельности.

Задачи:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

- обогащение нравственного опыта школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

       Поставленные задачи определяются особенностями психофизической деятельности учащихся с нарушениями интеллекта. Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья  в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Сроки реализации программы: 2023-2024 учебный год.

       Возможно  уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта

Основные направления коррекционной работы:

  • Коррегировать артикуляционный аппарат.
  • Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.
  • Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
  • Развивать речь, владение техникой речи;
  • Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.
  • Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
  • Развивать познавательные процессы.
  • Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках

                                                                             Общая характеристика учебного предмета

Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. В связи с этим придается  большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.

С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно- эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

В старших классах продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 9 класса используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.

Начиная с 9 класса, учащиеся включаются в круг литературного чтения. Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения обусловливаются монографическим принципом. В связи с этим в программе по чтению для 9 класса предлагается примерный список авторов, творчество которых изучается в хронологической последовательности. Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

   Развитию речи способствует написание изложений, сочинений, которые предусмотрены в программе. Перед написанием должна быть проведена подготовительная работа, поэтому на контрольные работы отводится два часа: 1 час – на урок письма, 1 час - на чтение.

Формы, методы и технологии обучения:

технологии и методики: личностно-ориентированные технологии; здоровьесберегающие технологии;

методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично поисковый, словесный, наглядный, практический.

Межпредметные связи

Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Написание изложений, сочинений

Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.

История. Исторические хронологии и даты.

Место учебного предмета (курса) в учебном плане

Образовательная область, к которой относится учебный предмет (курс) – язык и речевая  практика.

Адаптированная программа рассчитана на 3 часа в неделю.

Учебный план ГКОУ «Котовская школа-интернат» предусматривает изучение чтения и развития речи 3 часа в неделю, что составляет 102 часов в год.

Рабочая программа рассчитана на 102  часов в год, в том числе 9 часов внеклассного чтения.

Рабочая программа рассчитана на 1 год.

                                                                        Содержание учебного предмета

Примерная тематика

Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.

Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады.

Литературные сказки.

Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.

На примере художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.

Произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. Н. Майкова, Ф. И. Тютчева, А. П. Чехова, А. И. Куприна, И. А. Бунина.

Произведения А. М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. Н. Толстого, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, К. Г. Паустовского, К. М. Симонова, В. М. Инбер, Р. Гамзатова, В. М. Шукшина, Ф. А. Абрамова, Ч. Айтматова, Л. Н. Ошанина, С. В. Михалкова.

Навыки чтения

Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.

Выделение главной мысли произведения.

Составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев (с помощью учителя).

Работа над планом, над средствами языковой выразительности.

Пересказ содержания прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений.

Знание основных сведений о жизни писателей.

Заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков.

Внеклассное чтение1

Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.

Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала.

Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.

Рекомендуемая литература (на  выбор)

1.А.А. Ахматова Стихотворения.

2. А. Р. Беляев «Человек-амфибия».

3. В. О. Богомолов «Иван».

4. Ю. В. Бондарев «Последние залпы», «Горячий снег».

5. В. В. Быков «Альпийская баллада», «Обелиск».

6. Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие».

7. Жюлъ Берн «Таинственный остров».

8. 3. Воскресенская «Сердце матери».

9. А. М. Горький «В людях», «Мои университеты». 10. С. А. Есенин Стихотворения.

W.M.M. Зощенко Рассказы.

12.  Ф. А. Искандер «Сандро из Чегема».

13.  К. Г. Паустовский «Во глубине России», «Телеграмма», «Великий сказочник», «Разливы рек», «Исаак Левитан», «Приточная трава».

14. А. А. Сурков Стихотворения.

15. Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы» (выборочно).

16. М. Н. Цветаева Стихотворения.

17. А. П. Чехов «Дом с мезонином».

18.  В. М. Шукшин «Кляуза», «Мечты», «Чужие», «Жил человек», «Привет Сивому».

                                             Характеристика класса по уровню усвоения учебного материала

       Учитывая сложный состав учеников специальной (коррекционной) школы, программа учебного курса письмо и развитие речи в 9 классе разделена на разноуровневые требования к овладению знаниями: 1-й уровень — основной состав учащихся , 2-й  уровень — учащиеся выполняющие задания с помощью учителя. Это дает возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с нарушенным интеллектом.

1 уровень (1,2 группа обучения), 2 уровень (3 группа обучения).

1 группа (10-15%) - дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

2 группа (25-30%) – дети, которым характерен замедленный темп усвоения учебного материала. Они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.

3 группа (35-40%) – учащиеся, отличающиеся пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров, при списывании текстов и выполнении других заданий; как правило, эти ученики обучаются по упрощенной программе по всем предметам.

4 группа (10-15%) – дети, которые занимаются по индивидуальным программам*, так как основное содержание тех или иных предметов для них недоступно. Обучать таких детей необходимо с целью их социальной поддержки.

Группы учащихся:

По возможностям обучения умственно отсталые учащиеся делятся на четыре группы.

I группу составляют ученики: Прохоцкая Дарья, Кузнецов Рома, Балакшина Аня, Валюженко Витя, Аккуратова Лиза, Титаренко Вероника, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

Учащиеся II группы: Морозова Руслана, Рябов Влад, Штефан Никита, Страхов Даниил, также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.

Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. Эти ученики овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.

К III группе относятся ученики: Якимов Вова, Задорожный Даниил, Овчинников Никита которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).

Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.

Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность, Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.

К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом вспомогательной школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой вспомогательной школы.

Класс

№ п/п

1-й уровень

2-й уровень

9А1

1

Балакшина Аня

11

Задорожный Даниил

2

Валюженко Витя

12

Якимов Вова

3

Аккуратова Лиза

13

Овчинников Никита

4

Титаренко Вероника

5

Морозова Руслана

6

Рябов Влад

7

Кузнецов Рома

8

Штефан Никита

9

Прохоцкая Дарья

10

Страхов Даниил

Требования к уровню подготовки обучающихся

      1-й уровень
      • читать вслух правильно, бегло, выразительно;
      • читать про себя доступные по содержанию тексты;
      • выделять идею произведения (с помощью учителя);
      • называть главные черты характера героев, подтверждать их фактами из произведения;
      • самостоятельно делить простой по содержанию текст на части и озаглавливать их;
      • ставить вопросы к тексту и задавать их классу;
      • выделять незнакомые слова, опираясь на контекст (с помощью учителя);
      • использовать образные средства языка в составлении характеристики героев, описании событий и пересказе;
      • выучить наизусть 10 стихотворений;
      • читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати, и принимать участие в их обсуждении.
      
2-й уровень
      
• уметь читать вслух и про себя доступные по содержанию тексты, правильно отвечать на вопросы;
      • участвовать в анализе произведения;
      • выбирать из данных заглавия к выделенным частям;
      • пересказывать доступный текст и отдельные его части по плану;
      • высказывать свое отношение к поступкам действующих лиц и событиям;
      • учить стихотворения наизусть;
      • участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанному тексту.

Навыки чтения

      Продолжение работы над техникой чтения.
      Совершенствование навыка сознательного чтения: установление логических связей описываемых событий, определение мотивов поступков героев, подбор фактов для подтверждения высказанной мысли, выделение основной мысли произведения (с помощью учителя).
      Развитие умения чувствовать настроение героя, понимать отношение автора к нему и к описываемым событиям.
      Составление характеристики действующих лиц по данному плану (с помощью учителя), подбор соответствующих мест текста для подтверждения определенных черт характера действующего лица.
      Выделение в тексте описаний и повествований. Составление планов к этим типам текстов и пересказ их по плану.
      Работа над кратким пересказом и пересказом с элементами рассуждения.
      Выделение незнакомых слов в тексте, их объяснение. Работа над образностью языка произведения.
      Разыгрывание диалогов действующих лиц произведения с сохранением авторской лексики.
      Развитие умения доказывать (с помощью учителя) принадлежность произведения или его фрагмента к определенному жанру.
      Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение художественной литературы, статей из газет и журналов с последующим обсуждением.

Критерии и нормы оценки знаний по чтению и развитию речи

1-й уровень

 Оценка «5» ставится ученику, если он:

  • читает правильно, бегло, выразительно
  • выделяет главную мысль произведения или части
  • делит текст на части и озаглавливает их самостоятельно
  • называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя
  • отвечает    на    вопросы    и    передает содержание прочитанного  полно, правильно
  • знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

  • читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания
  • допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их самостоятельно
  • называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью ;
  • допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно
  • допускает при чтении наизусть одну-две
    самостоятельно исправляемые ошибки
  • читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

  • читает недостаточно бегло, некоторые слова — по слогам, допускает три-четыре ошибки при чтении, одну-две ошибки - в соблюдении  синтаксических  пауз, три-четыре — в соблюдении знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений,
  • выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя
  • делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя
  • отвечает  на  вопросы  и  пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения
  • обнаруживает    при    чтении    наизусть нетвердое усвоение текста.        

2-й уровень Оценка «5» ставится ученику, если он:

  • читает правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение
  • активно участвует в выделении главной мысли произведения
  • делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя
  • оценивает поступки героев
  • отвечает на вопросы и пересказывает по плану, по опорным словам
  • читает    стихотворение    наизусть    без ошибок

Оценка «4» ставится ученику, если он:

  • читает, в основном, правильно, с переходом на беглое чтение; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении знаков препинания, логических ударений
  • допускает неточности в выделении  основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя
  • характеризует героев по наводящим вопросам учителя
  • допускает неточности в ответах и при пересказе, исправляет их с помощью учителя
  • допускает при чтении наизусть две-три ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

  • читает некоторые слова по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз
  • затрудняется выделять основную мысль произведения, части рассказа
  • называет главных действующих лиц произведения с помощью учителя
  • пересказывает содержание произведения фрагментарно по вопросам учителя
  • отвечает на вопросы неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения
  • обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста, читает невыразительно.

Тематическое планирование уроков чтения и развития речи в 9 классе (102 часа)

№№

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Внеклассное чтение

Заучивание наизусть

I.

Устное народное творчество

10 ч

II.

Из произведений русской литературы XIX века.

48 ч

1.

В.А. Жуковский. Биография. Баллады: «Перчатка», «Три пояса»

4 ч

1 ч

Народные и авторские сказки. Русская народная сказка «Чудесные сыновья».  М.Е. Салтыков-Щедрин «Богатырь».

2.

И.А. Крылов. Биография. Басни: «Кот и повар».

3 ч

3.

А.С. Пушкин. Биографии. Поэма «Руслан и Людмила». Повесть «Барышня-крестьянка».

14 ч

4.

М.Ю. Лермонтов. Биография. Стихотворения: «Тучи», «Баллада», «Морская царевна».

4 ч

М.Ю. Лермонтов «Тучи»

А. Пушкин.  «Дубровский».

5.

Н.В. Гоголь. Биография. Повесть «Майская ночь, или Утопленница»

8 ч

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» (отдельные главы).

6.

Н.А. Некрасов. Биографии. Стихотворение «Рыцарь на час». Поэма «Сашка».

4 ч

Н. Некрасов. Поэма  «Мать».

Отрывок из поэмы «Сашка» наизусть.

7.

А. Фет. Биография. Стихотворения: «На заре ты её не буди…», «Помню я: старушка няня…», «Это утро, радость эта…».

4 ч

Одно из стихотворений по выбору

8.

А.П. Чехов. Биография. Рассказы: «Пересолил», «Злоумышленник».

6 ч

А.П. Чехов «Переполох».

III.

Из произведений русской литературы ХХ века.

32 ч

1.

А.М. Горький. Биография.  «Песня о Соколе»

3 ч

Отрывок из «Песни о Соколе» М. Горького.

2.

В.В. Маяковский. Биография. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче»

3 ч

3.

М.И. Цветаева. Биография. Стихотворения: «Красною кистью…», «Вчера ещё в глаза глядел…»

4 ч

М.И. Цветаева «Две песни», «Другие – с очами и с личиком светлым», «Любовь! Любовь!…»

4.

К. Паустовский. Биография. Рассказ «Стекольный мастер».

3 ч

Отрывок из рассказа К. Паустовского «Стекольный мастер».

5.

С.АВ. Есенини. Стихотворения: «Нивы сжаты…», «Собаке Качалова».

3 ч

Стихотворение «Нивы сжаты…»

6.

М.А. Шолохов. Биография. Рассказ «Судьба человека».

3 x

1 ч

В. Быков «Альпийская баллада» (в сокращении).

7.

Е.И.Носов. Биография. Рассказ  «Трудный хлеб».

3 ч

8.

Н.А. Рубцов. Биография. Стихотворения: «Тихая моя Родина», «Русский огонёк», «Зимняя песня».

3 ч

Стихотворение «Зимняя песня»

9.

Ю.И. Коваль.

«Приключения Васи Куролесова».

4 ч

1 ч

Урок внеклассного чтения В.М. Шукшин «Кляуза».

10.

Обобщающий урок по теме: «Русская литература XX века»

1 ч

IV.

Из произведений зарубежной литературы

12 ч

1.

Роберт Луис Стивенсон.

«Вересковый мёд». Определение баллады как литературного жанра.

3 ч

2.

Эрнест Сетон-Томпсон   Биография. Рассказ «Снап».

4 ч

3.

Д. Даррелл. Биография. Рассказ «Жираф» (в сокращении)

3 ч

1 ч

Жюль Верн «Таинственный остров»

(в сокращении).

4

Обобщающий урок за курс 9 класса

1 ч

Итого

102 ч

9 ч

 7 произведений (5 стихотворений и 2 отрывка из прозы)

Календарно-тематическое планирование уроков чтения и развития речи в 9 классе (102 часа)

№ п/п

Содержание, тема занятий

Кол-во часов

Примечание

I.

Устное народное творчество

10 ч

1.1.

Виды устного народного творчества.

1

5.09

Дополнительная литература. ИКТ

1.2.

Русские народные песни. «Колыбельная».

1

6.09

Иллюстрационный материал ИКТ, аудиозапись, презентация

1.3.

Народная песня. «За морем синичка не пышно жила…»

1

7.09

 Иллюстрационный материал ИКТ, аудиозапись

1.4.

Сказки. «Сказка про Василису Премудрую»

(русская народная сказка).

1

12.09

 Дополнительная литература. ИКТ.

1.5.

 «Сказка про Василису Премудрую». Образы и характеры героев в волшебных сказках.

1

13.09

Дополнительная литература. ИКТ

1.6.

Техника чтения. Обобщающий урок по «Сказка про Василису Премудрую». Язык волшебных сказок.

1

14.09

Иллюстрационный материал ИКТ, презентация, аудио сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»

1.7.

Былины. «На заставе богатырской».

1

19.09

 Иллюстрационный материал ИКТ, презентация, мультсборн. «Мир богатырей»

1.8.

Былина «На заставе богатырской». Образы героев в былине.

1

20.09

Иллюстрационный материал ИКТ, презентация, мультсборн. «Мир богатырей»

1.9.

«Лиса и Тетерев»

(русская народная сказка).

1

21.09

Иллюстрационный материал

1.10

Внеклассное чтение

1

26.09

Дополнительная литература. ИКТ, презентация

II.

Из произведений русской литературы XIX века.

2.1.

В.А. Жуковский Биография. Баллада «Перчатка»

1

27.09

 Иллюстрационный материал. ИКТ

2.2.

В. Жуковский  «Три пояса». Знакомство с героями.

1

28.09

Дополнительная литература. ИКТ, презентация

2.3.

В. Жуковский  «Три пояса». Благодарность старушки.

1

03.10

Дополнительная литература. ИКТ, презентация, иллюстрационный материал.

2.4.

В. Жуковский  «Три пояса». Точка зрения автора и народа на проявление добра и зла.

1

4.10

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

2.5.

Урок внеклассного чтения.

Народные и авторские сказки.

Русская народная сказка «Чудесные сыновья». М.Е. Салтыков-Щедрин «Богатырь»

1

5.10

Презентация, видеоматериал.

2.6.

И.А. Крылов. Биография баснописца.

1

10.10

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

2.7.

И.А. Крылов.  «Кот и Повар».

1

11.10

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

2.8.

Жизненность басен И. Крылова.

Урок – викторина (обобщающий).

1

12.10

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал, мультфильмы по басням Крылова.

2.9.

А.С. Пушкин. Биография поэта.

1

17.10

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

2.10.

Воспоминания друзей о поэте.

1

18.10

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

2.11.

А. Пушкин.  «Руслан и Людмила».

Предсказание старца.

1

19.10

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал, аудио сказка

2.12

А. Пушкин.  «Руслан и Людмила».

Жизнь Людмилы в замке Черномора.

1

24.10

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал , аудио сказка

2.13

А. Пушкин.  «Руслан и Людмила».

Отношение автора к Людмиле.

1

25.10

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал , аудио сказка

2.14.

А. Пушкин.  «Руслан и Людмила».

Встреча Руслана с головой.

1

26.10

ИКТ, презентация,   иллюстрационный материал , аудио сказка    

2.15.

А. Пушкин.  «Руслан и Людмила».

История жизни головы.

1

7.11

 ИКТ, презентация, иллюстрационный материал , аудио сказка

2.16.

Поэма А. Пушкина  «Руслан и Людмила» в произведениях  художников и композиторов.

1

8.11

 Мультфильм « Руслан и Людмила»

2.17.

Урок внеклассного чтения. Викторина по пройденным произведениям А. Пушкина.

1

9.11

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

2.18.

А.С. Пушкин  «Барышня – крестьянка». Знакомство с героями. I глава.

1

14.11

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

2.19.

А.С. Пушкин  «Барышня – крестьянка».  Встреча Лизы-Акулины. Размышления героев.

1

15.11

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

2.20.

А.С. Пушкин  «Барышня – крестьянка».  Примирение соседей – II глава.

1

16.11

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал, «Барышня-крестьянка» фильм1995

2.21.

А.С. Пушкин  «Барышня – крестьянка».  Отношение автора к героине повести.

1

21.11

ИКТ, презентация, иллюстрацион. материал, «Барышня-крестьянка» фильм 1995

2.22.

Итоговый урок по повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка».  Авторское отношение к героям.  

1

22.11

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал «Барышня-крестьянка» фильм 1995

2.23.

Урок внеклассного чтения.

А.С.Пушкин «Дубровский»

1

23.11

Аудио материл, фильм «Благородный разбойник Владимир Дубровский»

2.24.

М.Ю. Лермонтов. Биография поэта.

1

28.11

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

2.25.

М. Лермонтов. «Тучи». Раздумье поэта о своей судьбе.

1

29.11

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

2.26.

М. Лермонтов «Баллада».

1

30.11

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

2.27.

М. Лермонтов. «Морская царевна».

1

5.12

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал, видео материал

2.28.

Н.В. Гоголь. Биография писателя.

1

6.12

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

2.29.

Н.В. Гоголь  «Майская ночь, или Утопленница». Знакомство с героями повести.

1

7.12

Мультфильм, ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

2.30.

Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Ганна.

1

12.12

 ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

2.31.

Н.В. Гоголь  «Майская ночь, или Утопленница».  Любовь главных героев повести.

1

13.12

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

2.32.

Н.В. Гоголь  «Майская ночь, или Утопленница».  Красота и романтичность вечера. Утопленница.

1

14.12

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

2.33.

Н.В. Гоголь  «Майская ночь, или Утопленница».  Сон Левко. Русалочки. Пробуждение.

1

19.12

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал, фильм «Майская ночь, или Утопленница».

2.34.

Техника чтения. Обобщающий урок по повести Н.В. Гоголя  «Майская ночь, или Утопленница». Описание ночи автором и картины художников; Русалки в повести и на картине И. Крамского «Русалки».

1

20.12

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал, фильм «Майская ночь, или Утопленница».

2.35.

Урок  внеклассного чтения. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» (отдельные главы).

1

21.12

ИКТ,  иллюстрационный материал, фильм  «Ночь перед Рождеством»

2.36.

Н.А. Некрасов.  Биография.

1

26.12

ИКТ, иллюстрационный материал

2.37.

Н. Некрасов «Рыцарь на час».

1

27.12

ИКТ, иллюстрационный материал

2.38.

Н. Некрасов «Саша».

1

28.12

ИКТ, презентация, отрывок из

2.39.

Урок внеклассного чтения.

Н. Некрасов. Поэма  «Мать».

1

9.01

 ИКТ, иллюстрационный материал, презентация

2.40.

А.А. Фет. Биография автора.

1

10.01

ИКТ, презентация

2.41.

А. Фет.  «На заре ты её не буди».

1

11.01

ИКТ, презентация

2.42.

А. Фет.  «Помню я: старушка няня…».

1

16.01

ИКТ, презентация

2.43.

А. Фет «Это утро, радость эта».

1

17.01

ИКТ, презентация

2.44.

А.П. Чехов.

Биография писателя.

1

18.01

ИКТ, презентация

2.45.

А. Чехов.  «Злоумышленник».

1

23.01

ИКТ, презентация, аудио материал «Злоумышленник»

2.46.

А. Чехов.  «Злоумышленник». Авторская позиция в рассказе.

1

24.01

Худ. фильм «Злоумышленник»

2.47.

А. Чехов  «Пересолил».

1

25.01

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

2.48.

А. Чехов  «Пересолил». Авторское отношение к героям.

1

30.01

Худ. Фильм «Пересолил»

2.49.

Урок внеклассного чтения. А.П. Чехов «Переполох».

1

31.01

 ИКТ, иллюстрационный материал

III.

Из произведений русской литературы ХХ века.

3.1.

А.М. Горький.  Биография писателя.

1

1.02

 

3.2.

М. Горький  «Песня о Соколе».

1

6.02

 ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

3.3.

Образы героев в «Песне о Соколе» М. Горького.

1

7.02

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

3.4.

В.В. Маяковский. Биография поэта. Произведения для детей.

1

8.02

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

3.5.

В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче»

1

13.02

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

3.6.

«Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче». Определение жанра стихотворения.

1

14.02

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

3.7.

М. Цветаева. Биография.

Вера в добро и бескорыстие человека.

1

15.02

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

3.8.

М. Цветаева «Красною кистью…»

1

20.02

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

3.9.

 М. Цветаева. «Вчера ещё в глаза глядел…».

1

21.02

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

3.10.

Урок внеклассного чтения. М. Цветаева «Две песни», «Другие-с очами и с личиком светлым», «Любовь! Любовь!…»

1

22.02

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

3.11.

К.Г. Паустовский.  Биография.

1

27.02

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

3.12.

К. Паустовский «Стекольный мастер». Письмо бабки Гаши.

1

28.02

 Дополнительная литература. ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

3.13.

К. Паустовский «Стекольный мастер». Образ автора в рассказе.

Главная идея произведения.

1

29.02

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

3.14.

С.А. Есенин. Биография поэта.

1

5.03

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал, отрывки из худ.фильмов

3.15

С.А. Есенин «Нивы сжаты».

1

6.03

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

3.16.

С.А.Есенин «Собаке Качалова».

1

7.03

Дополнительная литература. ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

3.17.

М.А. Шолохов. Биография писателя.

1

12.03

Дополнительная литература. ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

3.18.

М.А. Шолохов  «Судьба человека».

Жизнь в фашистском плену.

1

13.03

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал, аудио материал «Судьба человека»

3.19.

М.А. Шолохов  «Судьба человека».

Побег из плена.

1

14.03

Худ.фильм «Судьба человека»

3.20.

Урок внеклассного чтения. В. Быков «Альпийская баллада» (в сокращении).

1

19.03

 Дополнительная литература. ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

3.21.

Е.И. Носов.  Биография писателя.

1

20.03

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

3.22.

Е.И.Носов «Трудный хлеб».

1

21.03

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

3.23.

Е.И.Носов «Трудный хлеб». Образ Чанга в рассказе.

1

2.04

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

3.24.

Н.М. Рубцов. «Тихая моя Родина».

1

3.04

 ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

3.25.

Н. М.Рубцов «Русский огонёк».

1

4.04

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

3.26.

Н.М. Рубцов  «Зимняя песня».

1

9.04

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

3.27.

Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». Главы: «В деревне Сычи», «Тертый калач».

1

10.04

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

3.28.

Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». Главы: «Парочка поросят», «Темная ночь».

1

11.04

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

3.29.

Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». Главы: «Рыжий», «Обыкновенный мешок», «Вася бьет черноусого».

1

16.04

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

3.30.

Обобщающий урок по повести Ю.И. Коваля «Приключения Васи Куролесова».

1

17.04

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

3.31.

Урок внеклассного чтения В.М. Шукшин «Кляуза».

1

18.04

ИКТ, презентация, видео материал

3.32.

Обобщающий урок по разделу (литература ХХ века).

1

23.04

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

IV.

Из произведений зарубежной литературы.

4.1.

Роберт Луис Стивенсон.

«Вересковый мёд».

1

24.04

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

4.2.

Р.  Стивенсон «Вересковый мёд». Образ пиктов и короля в балладе.

1

25.04

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

4.3.

Эрнест Сетон-Томпсон.

Биография.

1

30.04

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

4.4.

Эрнест Сетон-Томпсон. «Снап. История бультерьера».

1

7.05

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

4.5.

Эрнест Сетон-Томпсон  «Снап». Знакомство с братьями Пенруф.

1

8.05

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

4.6.

Эрнест Сетон-Томпсон  «Снап». Снап на ферме (3 глава).

1

14.05

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

4.7.

Джеральд Даррелл. Биография писателя.

1

15.05

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

4.8.

Техника чтения. Д. Даррелл. «Живописный жираф» (в сокращении)

1

16.05

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

4.9.

Загон жирафа в дом Питера и Билли.

1

21.05

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

4.10.

Взаимоотношения Питера и Билли.

1

22.05

ИКТ, презентация, иллюстрационный материал

4.11.

Урок внеклассного чтения.

Жюль Верн «Таинственный остров»

(в сокращении).

1

23.05

Художественный фильм «Повесть о настоящем человеке»

4.12.

Обобщающий урок за курс 9 класса.

1

28.05


График техники чтения в 9 классе

№ п/п

Вид деятельности

9 А1

1.

Техника чтения. «Сказка про Василису Премудрую». Образы и характеры героев в волшебных сказках.

14.09

2.

Техника чтения. Н.В. Гоголь  «Майская ночь, или Утопленница».  Любовь главных героев повести.

20.12

3.

Техника чтения. Д. Даррелл. «Живописный жираф»

16.05

Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса

Учебники: 

  • Учебник чтения для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида автора-составителя А.К.Аксёновой (М., «Просвещение», 2013).

Программно-методическое обеспечение:

  • Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1 под редакцией В.В. Воронковой, - Гуманист, изд. центр « Владос 2011».(электронная версия)
  • Толковый словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова. – М .

Печатные пособия:

  • Демонстрационные карточки
  • Портреты писателей
  • Памятки

Учебно-практическое оборудование:

Интерактивные упражнения и презентации

Технические средства обучения:

Интерактивная доска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект адаптированной образовательной программы по чтению и развитию речи для обучающихся с глубокой умственной отсталостью

Проектная работа по теме: "Проект адаптированной образовательной программы  по чтению и развитию речи для обучающихся с глубокой умственной отсталостью"...

Проект рабочей программы по письму и развитию речи для обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость легкой степени) в 8 классе

Проект рабочей программы предназначен для работы в коррекционной школе и в рамках инклюзивного образования в классах коррекции в общеобразовательных школах....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛЬНОМУ ТРУДУ (СТОЛЯРНОМУ ДЕЛУ) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 5-9 КЛАССОВ

Рабочая программа по профильному труду направленна на обучение детей с легкой умственной отсталостью для 5-9 классов общеобразовательных школ....

АННОТАЦИЯ К КУРСУ «КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по адаптированной основной образовательной программе АООП НОО (вариант 1)

Документ подходит для учителей-логопедов коррекционных школ. Данная аннотация представлена к курсу "Коррекция и развитие устной и письменной речи" для обучающихся с лёгкой умственной отстало...

АННОТАЦИЯ К КУРСУ «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП НОО (Вариант 2.3)

Индивидуальные занятия «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» являются одной из важных организационных форм обучения слабослышащих детей. На этих занятиях проводится...