Перспективное планирование логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи младших школьников с НОДА
методическая разработка

Белугина Татьяна Анатольевна

В перспективное планирование логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи младших школьников с НОДА входит основные направления работы и её содержание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspek.zvukoproiznosh.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план  логопедической работы

по коррекции звукопроизносительной стороны речи младших школьников с ДЦП

П.п

Основные

направления

работы

Содержание

 работы

1.

Развитие

артикуляционного аппарата

артикуляционная гимнастика

- развитие подвижности  и увеличения объёма

  движений  губ, языка, мягкого нёба;

- развитие мышц лицевой мускулатуры;

массаж артикуляционного аппарата: 

- расслабляющий, стимулирующий

- пальцевый,  

- зондовый;

                                                                                                                                 

формирование артикуляции звуков: 

- формирование правильных артикуляционных укладов гласных и согласных звуков,

- развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.

2.

Развитие и

коррекция речевого  дыхания

формирование речевого дыхания: 

- отработка  диафрагмального дыхания;

- формирование соотношения вдоха и выдоха при произношении звука, слога, слова;

- дифференциация носового и ротового выдоха;

- формирование синхронности дыхания, голосообразования и артикуляции.

3.

Коррекция звукопроизношения

постановка звука:

- по подражанию;

- от опорного звука;

- механический способ;

- смешанный способ.

4.

Автоматизация

 звука

в слогах:

- прямых, открытых;  обратных, закрытых;

- со стечением согласных.

в словах:

- в начале, середине, в конце.

во  фразах  и предложениях,

в связной и спонтанной речи.

5.

Дифференциация звука

- дифференциация на слух, при произнесении и на письме;

твёрдый/мягкий:

[А] – [Я],  [О] – [Ё],  [У] – [Ю],  [Ы] – [И],  [Э] – [Е];

звонкий/глухой:

[Б – П],   [Д – Т],   [Г – К], [В – Ф],  [З – С];

свистящие и шипящие:

[Ж – Ш[,     [С – Ш],    [З – Ж],    [Ц – С],   [Ч – Ть],  

 [Ч – Щ],   [Ч – Ц],  [Сь – Щ];

сонорные звуки:

[Ль – Й],   [Л – Р],   [Ль – Рь],   [Л – Ль],  [Р – Рь].

6.

Развитие

фонетико-фонематической стороны речи

- учить различать на слух звучание музыкальных инструментов;

- научить слышать, узнавать, выделять звук;

- учить воспроизводить звуковые ритмы различной сложности;

- учить определять позицию звука в слове:

  начало, середина, конец;

- учить узнавать слова, имеющие  названный звук;

- учить определять последовательность  звуков в слове и называть звуки по порядку;

- научить определять ударные и безударные позиции гласных в слове;

- учить формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза слов различной слоговой структуры;

- учить умению слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из данных слогов.

7.

Развитие

динамической и

просодической

стороны речи

развитие дикции:

- работать над правильным темпом речи,

- развивать умения слышать  ритм;

- учить различать и использовать интонацию в

   собственной речи,

- учить модулировать голос: говорить тихо, громко,

  шепотом;

- развивать увеличение силы голоса.

8.

Развитие лексической стороны речи

расширение  словарного запаса:

- уточнить значение слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков;

- развивать понимание и называние  в речи связанной с бытовой и учебной деятельностью по темам: школа, класс, учебные предметы, игрушки, культурно-гигиенические навыки, навыки по самообслуживанию;

- обучать называнию фамилии, отчества и имени;

- учить называнию времен года, название месяцев, их последовательность и их характерные признаки;

- формировать  знания о предмете: материал, качество, цвет, размер, форма;

формирование импрессивной речи:

- формировать умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание;

- развивать понимание инструкций: простые и сложные;

- учить понимать слова, обозначающие  предмет, действия, признаки;

- учить понимать смысл конструкций с обозначением места, времени, причины;

формирование понимание смысла предложений:

- формировать умения различать различные типы предложений по объему и сложности;

- обучать пониманию смысла предложений с вопросами «что? кто? где?»;

- формировать понимание скрытого смысла словосочетаний, предложений;

- учить понимать переносный смысл пословиц, поговорок, текстов разной сложности;

- формировать умение дифференциации близких по смыслу слов и предложений.

формирование экспрессивной речи:

- учить использованию в речи слов-действий, слов-названий, слов-признаков;

- учить использовать в речи личные и притяжательные местоимения, наречия;

- вводить в активный словарь числительные и

употреблять словосочетания: числительное и существительное;

- учить употреблять формы ед. и мн. числа существительных, прилагательных разного рода;

- обучать усвоению падежных форм существительных ед. и мн. числа разного рода;

- совершенствовать употребление существительных и глаголов, образованных с помощью приставок или суффиксов;

- учить употреблять в речи прилагательные с существительными различного рода, числа в косвенных падежах;

- учить использованию в речи притяжательные, относительные и качественные прилагательные, с помощью суффиксов;

- учить употреблять предложные и творительные конструкции с предлогами и без;

- учить правильному употреблению глаголов совершенного и несовершенного вида;

использование в речи различные способы словообразования и словоизменения:

- обучать подбору однокоренных слов;

- учить различать словоизменение имен существи-

  тельных;

- совершенствовать словообразование с помощью

   приставок или суффиксов;

- уметь ориентироваться в составе слова.

9.

Формирование связного высказывания

- соблюдать порядок слов в предложении при произнесении;

- овладеть навыком дифференциации связного текста от набора слов, словосочетаний, предложений;

- учить умению поставить вопрос и дать полный и правильный ответ;

- уметь построить связное высказывание на заданную тему и активно высказываться в процессе беседы;

- уметь строить развернутые высказывания при составлении рассказов:

  • по картинкам,
  • по серии картин,
  • по изучаемой теме,
  • с опорой на вопросы,
  • с опорой на план рассказа или самостоятельно;

- учить повторять за взрослыми рассказы-описания из 2-3 предложений;

- учить пересказывать тексты по плану и без него;

- уметь рассказывать на заданную тему:

  • по картинке;
  • по серии картинок;  
  • по представлению;  
  • по данным    героям;

- учить придумывать рассказы по данному началу, середине, концу;

- учить творческому рассказыванию;

- развивать  диалогическую и монологическую речь;

- закреплять усвоенные правила в самостоятельной речи;

10.

Подготовка руки к письму

- пальчиковая гимнастика и массаж кистей и пальцев рук;

- развитие моторики кистей и пальцев рук;

- выработка различных укладов движений руки:

   «щепотка»,  «кольцо», «кулачок» и т.д.

- расширение объёма движений руки;

- развитие внимания и  самоконтроля за движением руки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у детей с двуязычием.Статья в журнале «ЛОГОПЕД», №2, 2009

В статье представлен практический материал для коррекционных занятий по формированию произношения у детей, для которых русский язык не является родным....

Особенности обучения письму, грамматической и произносительной сторонам речи младших школьников на уроке иностранного языка.

ВВЕДЕНИЕ    В настоящее время статус ИЯ как средства общения и взаимопонимания становится все более значимым, что связано, прежде всего, с расширением экономических, политических ...

Основные направления логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией.

Основные направления логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией....

Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у детей с дизартрией

В статье говориться о том,что учитывая общее состояние здоровья, особенности моторной и психической сферы ребенка с дизартрией, необхо­димо спланировать коррекционную работу так, чтобы она включала на...

Перспективное планирование логопедической работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи

Перспективное планирование логопедической работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи...