Перспективное планирование логопедической работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи
методическая разработка

Белугина Татьяна Анатольевна

Перспективное планирование логопедической работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspekt.chtenie_i_pismo.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план логопедической работы

по предупреждению и коррекции нарушений

письма и чтения обучающихся с дцп.

П.п

Основные

направления

работы

Содержание работы

1.

Формирование пространственных представлений

схема собственного тела – представления ребёнка:

- знакомство начинается с познания главной руки;

- автоматизируются понятия: «право» - «лево»,

                                                    «верх» - «низ»;

- уточнить понимание схемы тела напротив;

формирование пространственной ориентировки:

- в «малом» пространстве:

                    – Что у тебя справа?  Что у тебя слева?

- в «большем»  пространстве:

                   –  Что справа от твоего дома? И т.д

формируем определение направления в пространстве:

- «вверх» - «вниз», «сверху», «снизу»;

 «вправо» - «влево», «справа», «слева»;

- «правый верхний», «левый нижний»;

уточнение пространственных взаимоотношений объектов:

- «спереди»,  «сзади»,  «кругом»,  «между»;

уточнение последовательности цифрового и звуко-буквенного ряда:

- расположение букв в алфавитном порядке;

- расположение цифрового ряда;

графическое воспроизведение направлений. 

2.

Формирование временных понятий

знакомство с человеческим возрастом:  

                - Сколько тебе лет?

                - А сколько тебе было лет два года назад?

                - А сколько исполнится через год?

ориентация во  времени:

- утро, день, вечер, ночь - сутки;

- дни недели;

- времена года; название месяцев;

- вчера, сегодня, завтра;

уточнение знаний времени:

- час, минута, секунда.

3.

Формирование звукобуквенного анализа

ЗВУК, СЛОГ, СЛОВО:

гласные звуки:

- учить способам образования гласных и согласных звуков;

- учить выделять гласный звук из слога и из слова;

- выделение гласного из середины слова;

- работать с гласными первого ряда – уметь образовывать гласные второго ряда;

- учить определять ударные и безударные позиции гласных в слове;

- учить определять место звука в слове (начало, середина, конец);

согласные звуки:

- выделение первого и последнего согласного в слове;

- учить определять парные и непарные согласные по твердости и мягкости, по глухости и звонкости;

сложные формы звукового анализа:

- определять последовательность звуков в слове;

- определять количество звуков, место звука относительно других звуков;

- уметь различать слоговую структуру слова;

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ТЕКСТ:

- уметь определять основные признаки словосочетания,

- дифференцировать набор отдельных слов и предложения;

- дифференциация словосочетания и предложения;

анализ структуры предложения:

- уметь находить границы предложения;

- ставить точку в конце предложения:

- сформировать  представления о ПЕРВОМ слове предложения;

- сформировать раздельное написание слов;

- учить определять количество слов и пробелов в предложении;

- учить правильному порядку слов в предложении;

предлог:

- уметь определять значение предлогов;

- учить употреблять предлоги в предложении и уметь отличать их от приставки;

- дифференциация предлога и приставок;

текст:

- уметь определять основные признаки текста;

- дифференциация отдельных предложений и текста;

- уметь определять последовательность предложений в тексте.

4.

Автоматизация и дифференциация звука

автоматизация звука:

- в слогах;

- в словах;

- во фразах и предложениях;

- в связной и спонтанной речи;

дифференциация звуков:

- которые НЕ СМЕШИВАЮТ:

 гласные, согласные;                                                                        

- которые  СМЕШИВАЮТ:

звонкие – глухие       свистящие – шипящие

твердые – мягкие       аффрикаты – сонорные;

дифференциация букв: 

- изолированно;

- в слогах и в словах;

- в словосочетании;

- в предложениях и тексте.  

             

5.

Формирование фонематического

слуха

- учить различать на слух звучание музыкальных инструментов;

- научить выделять заданный звук в слове;

- учить определять звук: звонкий, глухой; твёрдый, мягкий;

- научить определять позицию звука в слове:

начало, середина, конец;

- учить определять места звуков в слове по отношению к другим звукам;

- дать представление о гласном и согласном звуках, их различиях, учить выделять из ряда звуков гласные и  согласные звуки;

- познакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно;

фонематический анализ слога:

- обратный или закрытый слог (АП, УМ, КУК...): выделяют гласный звук, затем – согласный;

- открытый слог (ПА, МУ...): выделяют согласный звук, а затем – гласный;

- дифференциация открытых и закрытых слогов состоит из одинаковых звуков (АП-ПА, УМ-МУ..)

6.

Развитие просодической стороны речи

развитие дикции:

- работать над правильным  темпом речи,

- развивать умения слышать  ритм;

- учить различать и использовать интонацию в

   собственной речи,

- учить модулировать голос: говорить тихо, громко,

  шепотом;

- работать над интонационной выразительностью речи;

- развивать увеличение силы голоса.

7.

Формирование зрительного гнозиса

(быстро опознавать буквы)

- уточнить и расширить объем зрительной памяти;

- уметь отличать печатные и письменные буквы;

развитие зрительного гнозиса: 

- развивать зрительное восприятие цвета, формы, величины букв;

- учить приёмам конструирования и трансформации буквы;

- уметь сравнивать пространственные представления букв;

развитие зрительно-моторных координаций:

- формировать речевое обозначение пространственных представлений;

- уметь различать расположение сходных букв попарно:

               А – Л, Д, М;  

               О – С, Ю, Ф, Р и т.д.

развитие зрительной памяти:

- закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

8.

Формирование операции морфемного анализа

- учить выделять морфемные элементы из слова:

приставка, корень, суффикс, окончание;

- учить дифференциации между признаком предмета и признаком слова;

- закрепить значение морфемы;

- учить находить пары родственных слов:

 ШАГ – ШАГИ – ШАГАТЬ (идти);

- учить умению сопоставлять  предмет и слово:

              - Из чего состоит дом?

             - Из чего состоит слово ДОМ?

- как поменять дом (цвет, размер, форму, материал):

                       - Дом изменился?    - Да.

                       -  А слово?                – Нет.

 - как поменять слово «дом»

 (падежные вопросы):

                        - Дом изменился?    - Нет.

                        - А слово?                – Да.

9.

Формирование лексико-синтаксического анализа

научить анализировать:

РУКАМИ, ГЛАЗАМИ, ГОЛОВОЙ;

- с опорой на схемы;

- по сюжетной картинке;

 

формировать анализ предложения через: 

ГРОМКУЮ РЕЧЬ,                                                                                                      ШЁПОТНУЮ РЕЧЬ,                                                                                                       ПРОГОВОР ПРО СЕБЯ;

учить определять действия в предложении: 

- бытовые, игровые, учебные;

- движения;  

- эмоционального состояния;

- действия с инструментами;

закрепление падежных форм:

- согласование слов в предложении;                                                                       

10.

Развитие грамоты и правил правописания

уметь различать части речи:

- существительные (подлежащее):

одушевленные, неодушевленные;

- прилагательные (определение):

 относительные, притяжательные; 

-  глаголы (сказуемое):

 времена;

 совершенные, несовершенные; возвратные;

- местоимения:

личные, возвратные;

- наречие;

- уметь согласовывать различные части речи в роде, числе, падеже на письме;

обучать правилам правописания:

- раздельное написание слов,

- знаки препинания в предложении,  

- употребление заглавной буквы в начале предложения    

  и  точки в конце;

- учить усвоению правил связи слов в предложении;

- учить употреблять предлоги в предложении и уметь

 отличать их от приставки;

обучать составлять предложения:

- из слов, данных в правильной грамматической форме;

- из слов, данных в начальной форме;

- из полных или кратких ответов на вопросы по тексту;

- по картинке, с использованием опорных слов, схем;

учить  умению увеличивать объём предложения:

- путем добавления по одному слову в данное словосочетание;

- формировать различные виды конструкций предложения, включая обращение, местоимение и т.д.;

- обучать распространению предложений за счет однородных членов (по картинкам и по вопросам);

- обучать употреблению простейшего вида сложноподчиненным и сложносочиненным предложениям с использованием сочинительных союзов (а, но, и) и подчинительных (потому что, если, когда, так как);

11.

Развитие навыка чтения

- формировать соответствие между зрительными

   и  артикуляционными образами букв и звуков;

- развивать умение дифференциации  вдоха и выдоха

  в процессе   чтения;

 

- учить правильному распределению дыхания

  при  чтении длинных предложений или текстов;

- умение работать  со смешанными моделями слов;

- учить звуко-слоговой структуре слова;

 

- работа над правильностью ударений в словах;

- учить пониманию прочитанных слов, предложений

 и текста;

- учить различным способам чтения:

  • побуквенное,
  • слоговое (отрывное, плавное),
  • слог + слово,
  • целыми словами;

- учить выразительности  чтения;

- сформировать плавное и слитное чтение;

12.

Формирование связного высказывания

- соблюдать порядок слов в предложении;

- овладеть навыком дифференциации связного текста от набора слов, словосочетаний, предложений;

- учить умению поставить вопрос и дать полный и правильный ответ;

- уметь построить связное высказывание на заданную тему и активно высказываться в процессе беседы;

- уметь строить развернутые высказывания при составлении рассказов:

  • по картинкам,
  • по серии картин,
  • по изучаемой теме,
  • с опорой на вопросы,
  • с опорой на план рассказа или самостоятельно;

- учить повторять за взрослыми рассказы-описания из 2-3 предложений;

- учить пересказывать тексты по плану и без него;

- уметь рассказывать на заданную тему:

  • по картинке;
  • по серии картинок;  
  • по представлению;  
  • по данным    героям;

- учить придумывать рассказы по данному началу, середине, концу;

- учить творческому рассказыванию;

- учить развивать  диалогическую и монологическую речь;

- закреплять усвоенные правила в самостоятельной речи;

13.

Подготовка руки к письму и

формирование внимания, как средство контроля,  за письменной речью

подготовка к письму:

- укрепление тонкой моторики кистей и пальцев рук с помощью пальчиковой гимнастики;

- выработка моторных поз, точных движений руки: щепотка, кольцо, кулачок и т.д.;

развитие внимания и самоконтроля за движениями

руки:

- контроль вертикальный:

         определяется число строк;

- контроль горизонтальный:

          проверяются элементы каждого слова;

- текущий:

          когда ребенок контролирует сам факт письма;

- результирующий:

         так ли как я хотел;

- предворяющий (до письма):

          ребёнок предполагает, что ему писать.

работа над письмом:

- учить срисовывать фигуры по образцу;

- учить  списывать слова или текст,  написанные рукописным или печатным шрифтом;

- развивать умение писать под диктовку: буквы, слоги, слова и т.д.;

- учить составлять и записывать короткий рассказ;

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование логопедических занятий по предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы, зачисленных на логопедический пункт ДОУ № 1971

Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет...

Приёмы и методы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи учащихся с дизорфографией.

Нарушения письменной речи, а именно дизорфографию называют «болезнью века», хотя с точки зрения терминологической, это не корректно, так как расстройства речи- это не болезнь....

Памятка для учителей и родителей "Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы"

Данная памятка предназначена для учителей и родителей. В ней раскрыты основные аспекты нарушений письменной речи, их этиология и некоторые приёмы коррекциооной работы....

перспективный план работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи в начальных классах

Программа коррекционной работы, направленная на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корре...

Перспективное планирование логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи младших школьников с НОДА

В перспективное планирование логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи младших школьников с НОДА входит основные направления работы и её содержание...

«Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у учащихся 5 - 9 классов ».

Традиционно считается, что жизненный успех ребёнка в основном зависит от его академических успехов, которые закладываются ещё в младшем школьном возрасте. По этому коррекционная работа с детьми провод...