перспективный план работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи в начальных классах
рабочая программа на тему

Программа коррекционной работы, направленная на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

 Речь является важнейшей психической функцией человека.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно

высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения. Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практике школьного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной учебной деятельности.

За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы нашей школы, значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии. С

началом обучения грамоте у таких детей обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи.  Дети, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность таких высших психических функций, как внимание, память различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.Своевременная организация коррекционного обучения в дошкольном возрасте позволяет

минимизировать дефект на уровне устной формы речи. Однако, недостаточная сформированность фонетических, фонематических и лексико-грамматических средств языка препятствует успешному обучению письменной речи; нарушения звукослоговой структуры слов создают большие трудности в овладении фонематическим анализом и синтезом. Ограниченность словарного запаса детей проявляется в виде трудностей в овладении семантикой слов, следствием чего являются ошибки в понимании и употреблении слов.

Все это свидетельствует о необходимости и актуальности проведения работы по

профилактике и коррекции дисграфии и дислексии в период начального школьного обучения.

Данный перспективный план работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи в начальных классах   составлен  с учетом :

 основных принципов:

-системность, комплексность, последовательность;

-систематичность, доступность, индивидуальный подход,

-онтогенетический принцип развития речевой системы.

Реализуются  следующие задачи :

-упорядочение и развитие у детей звуковых, морфемных и синтаксических обобщений;

- формирование и совершенствование связной речи, ее устной и письменной формы.

Программа направлена на осуществление профилактики и коррекции  дисграфии,

обусловленной: общим недоразвитием речи у детей младшего школьного возраста,  недостаточной сформированностью фонетических, фонематических и лексико-грамматических средств языка, нарушением  звукослоговой структуры слова, недоразвитием фонематического  анализа и синтеза, ограниченностью словарного запаса.

С учащимися проводятся групповые (2-4 чел.) и индивидуальные логопедические занятия.   Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения

речевого развития.

Продолжительность группового занятия – 35-40 минут, индивидуального занятия – 15-20

минут учебного времени.

Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи;

Комплектование групп – схожестью нарушений речевого развития, возрастным критерием. Обследование речи учащихся проводится в начале и в конце учебного года.

Содержание

Диагностический этап.

- Обследование устной и письменной речи учащихся.

Результаты обследования фиксируются в речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

Подготовительный этап.

-Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками.

I Этап.

Коррекционная работа на фонетическом уровне.

Коррекция дефектов произношения. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

Темы :

Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки.

Звуковой анализ слов. Простые и сложные формы звукового анализа. Звукобуквенный анализ и синтез. Звукослоговой анализ слов. Слоговой анализ и синтез. Обозначение мягкости согласных на письме гласными II ряда, буквой “ь”.

Разделительный “ь”.Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно-акустическим и графическим признакам.  Дифференциация согласных звуков и букв по артикуляторно-акустическим и графическим признакам.

(Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:

Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком;

Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.

Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста во 2 и 3 классах проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.)

II этап.

Коррекционная работа на лексико – грамматическом уровне.

Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

Темы:

Понятия : слова-предметы, слова- действия, слова-признаки.

Уточнение и расширение словарного запаса учащихся:

синонимы, антонимы, многозначность слов.

Состав слова.

Корень слова и однокоренные слова.

Безударные гласные в корне слов. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.

Приставка, суффикс. Словообразование. Правописание.

Обобщение знаний учащихся о составе слова.

Предлоги.

Приставки и предлоги. Дифференциация и правописание.

III этап. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Уточнение, развитие, совершенствование, грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений. Совершенствование навыков строить и перестраивать предложения. Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор адекватных языковых средств, для построения высказывания.

Темы:

Составление предложений. Выделение их из текста.

Связь слов в предложении. Согласование существительных, прилагательных, глаголов. Развитие навыков самостоятельного высказывания.

При работе над предложением следует учить:

-выделять предложения из сплошного текста;

-учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце;

- отличать главные и второстепенные члены;

-формировать умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание.

Обучающиеся должны знать:
- правила и упражнения в плавной речи.
- материал изученных орфограмм по русскому языку в соответствии с программными требованиями.
- Обучающиеся должны уметь:
- нормализовывать темп и ритм дыхания и речи;
- самостоятельно использовать приобретенные навыки правильной речи и поведения,
- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
- различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
- правильно называть мягкие и твёрдые, звонкие и глухие звуки в слове и вне слова;
- знать способы их буквенного обозначения;

- определять место ударения в слове;
- вычленять слова из предложений;
- правильно списывать слова и предложения, написанные букварным и рукописным шрифтом;
- грамотно (без пропусков, искажений, замен букв) писать под диктовку слова, предложения, написание которых не расходится с произношением.
- организовать учебную работу,
- проявлять наблюдательность к языковым явлениям,
производить самоконтроль, контрольные действия.

                                    Перспективный план работы по

                            предупреждению и коррекции нарушений

                                письменной речи в начальных классах.

П/П

Примерные темы занятий

Цели занятий

1

Развитие речевого анализа и синтеза на уровне текста (предложения):

А) интонационное оформление предложений  в устной речи;

Б) дифференциация предложений по теме высказывания;

В0 развитие анализа текста из предложений;

Г) грамматическое оформление предложений на письме

- сформировать (закрепить) навык выделения предложения из речевого потока.

- сформировать (закрепить) навык смыслового и интонационного оформления предложения в устной речи

- формировать (закреплять) умение определить количество предложений в тексте

- формировать (закреплять) навык грамматического оформления предложения на письме

2

Развитие речевого анализа и синтеза на уровне предложения (слова):

А) дифференциация понятий «предложение», «слово»;

Б) развитие анализа предложений на слова;

В) определение количества, последовательности слов в предложении

- уточнить (закрепить) понятия «предложение», «слово».

- формировать (закреплять) навык определения количества и последовательности слов в предложении

3

Развитие фонематического восприятия, представлений, дифференциации :

А) звуки речи и неречевые звуки; образование неречевых звуков;

Б) звук- буква: дифференциация понятий;

В) гласные звуки и буквы (а. о, у, э, ы), выделение гласных звуков

I ряда из звукового ряда, слога, слова;

Г) согласные звуки и буквы;

Д) дифференциация гласных и согласных звуков и букв

- сформировать понятие «звук» речи. познакомить со способами образования речи.

- сформировать (уточнить, закрепить) понятие о букве как графическом образе звука.

- развивать фонематическое восприятие,

Слоговой и фонематический анализ и синтез, фонематические представления.

- развивать (закрепить) умение различать на слух гласные и согласные фонемы.

4

Развитие речевого анализа и синтеза на уровне слога:

А) слогообразующая функция гласных;

Б) ударение, ударный слог

- развивать слоговой анализ и синтез на материале слов различной структуры.

- развивать (закрепить) навык определения ударного слога в словах

5

Развитие фонематических представлений, звукобуквенного анализа и синтеза слов:

А) гласные звуки и буквы, образование гласных II ряда;

Б) развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов с гласными я, е, ё, ю;

- в начале слова;

- в середине слова и в конце после гласной;

- в середине и в конце слова после

Разделительного  ь

- познакомить со способами образования гласных  II ряда;

- сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фоематического анализа и синтеза слов с йотированными гласными в начале слова

- сформировать (уточнить , закрепить) навык  фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированным в середине и конце слова после гласной;

- сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико –фонематического анализа и синтеза слов с йотированным в середине и конце слова после разделительного мягкого знака.

6

Развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких согласных:

А) дифференциация твердых и мягких согласных;

Б) буквы А-Я , О-Е, У-Ю, Ы-И после твердых и мягких согласных:

- в слогах и словах

- в словах и словосочетаниях

- в предложениях и текстах;

В) буква Ь после мягких согласных:

- на конце слова

- в середине слова

- уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твердых и мягких согласных,

-сформировать (закрепить) навык употребления букв: А-Я, О-Е, У-Ю, Ы-И после твердых и мягких согласных на письме :  в словах, словосочетаниях, в предложениях и текстах.

- сформировать (закрепить) навык употребления  на письме буквы Ь после мягких согласных на конце  и  в середине слова

7

Развитие зрительной дифференциации на материале  букв О-А,  И-Ы, И-У, И-Е. ( сначала проводится работа по фонематической дифференциации этих  звуков)

- развивать зрительную дифференциацию строчных букв О-А, И-Ы, И-У, И-Е :

- в изолированной позиции

- в слогах и в словах

- в словосочетаниях и предложениях

- в текстах.

8

Развитие фонематических  дифференцировок на материале парных звонких и глухих согласных  С-З, В-Ф, Б-П, Г-К, Д-Т, Ж-Ш:

- в изолированной позиции

- в слогах и  в словах

- в словосочетаниях и предложениях

- в текстах.

- уточнить и сравнить артикуляцию парных звонких и глухих согласных;

- развивать фонематическую дифференциацию звуков :

- в изолированной позиции

- в слогах и в словах

- в словосочетаниях и предложениях

- в текстах

9

Развитие фонематических дифференцировок в группе:

- свистящих-шипящих  звуков

- аффрикат и звуков входящих в их состав (с-ш, с-ц, ш-ч, ш-щ, ц-ч, ч-т, ц-т)

- развивать фонематическую дифференциацию звуков :

- в изолированной позиции

- в слогах и в словах

- в словосочетаниях и предложениях

- в текстах

10

Развитие зрительной дифференциации:

- строчных букв : п-т, л-м, х-ж, к-н, т-н, п-н, ш-щ, и-ш, б-д, б-в, д-в, д-з, р-з, п-р, к-т, к-п

- заглавных букв: П-Т, Л-М, Х-Ж, К-Н, Ш-Щ, И-Ш

- уточнить и сравнить фонематическую дифференциацию этих звуков

11

Активизация словарного запаса, восполнение пробелов лексико –грамматического строя речи:

А) лексика:

- слова- предметы (3-4 кл. имя существительное)

- слова- действия ( 3-4 кл. глагол)

- слова- признаки (3-4 кл. имя прилагательное)

-слова-антонимы

- слова- синонимы

- слова- омонимы

Б) состав слова, развитие функции словообразования (корень, приставка, суффикс, окончание).

В) обогащение , актуализация словарного запаса

В) развитие , совершенствование лексико-грамматического оформления речи:

-предлоги, дифференциация предлогов и приставок

- уточнение навыка согласования

( в роде , числе , падеже)

Г) развитие навыка связного высказывания ( по Ястребовой):

- текст, анализ содержания, логическая последовательность

- сообщение;  конструирование  повествовательного сообщения,

-работа над планом: составление рассказов по плану, закончить рассказ по заданному плану ит.д.

- составить рассказ по опорным словам

- составить рассказ на заданную тему

- рассказ –описание, письмо (заметка в стенгазету)

- рассказ по картинке

- передать содержание стихотворения своими словами

- уточнить словарный запас обучающихся, понимание значения слов

- продолжать обогащать словарный запас путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи

- обобщить (закрепить) знания о морфологическом составе слова

- уметь образовывать новые слова с помощью приставок, суффиксов

- формировать умение согласовывать слова в словосочетаниях, предложениях, моделях различных синтаксических конструкций

- формировать навыки программирования смысла  и смысловой структуры высказывания, установление логики изложения

- отбирать языковые средства, адекватные смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения

( передача содержания  текста , сюжетной картины, рассуждение, доказательство)

                              Перспективный план работы по коррекции

                      нарушений письменной речи , обусловленными ОНР.

Этапы коррекционной

работы

Содержание работы по преодолению отклонений речевого развития

Содержание коррекционно-воспитательной работы

1 этап

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

1.  Дифференциация понятий: звук, буква, гласный , согласный:

- определение количества и последовательности звуков в слове

- деление слов на слоги

- роль гласных в определении количества слогов в слове

- составление слов из слогов

- составление предложений из слов.

2. Дифференциация понятий твердый и мягкий согласный:

- гласные первого ряда (а, о, у, ы, э)

- смягчение согласных с помощью гласных второго ряда (и, я, ю, е, ё)

- смягчение согласных с помощью  Ь.

- Ь в середине и в конце слова

3. Дифференциация парных  звонких и глухих согласных (в-ф, б-п, з-с, д-т, г-к, ж-ш)

- оглушение звонких согласных на конце и в середине слов.

4. Дифференциация   согласных (с-ш, ж-з, р-л, щ-с. Щ-ш, ч-т, ц-с, ц-ч)

5. Развитие зрительной дифференциации  (п-т, а-о, б-д, и-ш, л-м, г-т, ц-и, ц-у)

-формирование навыков организации работы

- развитие слухового внимания, памяти, восприятия

- формирование навыков самоконтроля.

развивать:

- фонематическое восприятие,

- слоговой и фонематический анализ и синтез,

- фонематические представления

- развивать умение различать на слух гласные и согласные фонемы

- сравнивать слова по звучанию, написанию и смыслу

- развивать умение различать согласные сходные по акустико-артикуляционному сходству

- коррекция оптико-пространственных недостатков на письме

2 этап

Работа над лексико-грамматическим строем речи

  1. Ударение.
  2. Состав слова (корень, приставка, суффикс, окончание)
  3. Образование однокоренных слов.
  4. Безударные гласные в корне слова.
  5. Предлоги.
  6. Предлоги и приставки.

-развивать умение различать семантические  оттенки  слов и словосочетаний

- умение преобразовывать  и анализировать  слова

- выделять смыслоразличительную и фонетическую роль ударения

- развивать умение употреблять предлоги в устной речи

- отрабатывать понимание пространственного и указательного значения предлогов

3 этап

Восполнение пробелов в формировании связной речи.

  1. Предложение

- составление предложений

-интонационная законченность предложения

- нераспространенные предложения из двух слов.

- грамматическое оформление предложения на письме

- определение количества, последовательности слов в предложении

- связь слов в предложении, согласование

- деление текста на предложения.

- составление рассказа из предложений.

2. работа над связной речью

А)  текст:

- анализ содержания, логическая последовательность

Б) сообщение:

- конструирование  повествовательного сообщения:

-составление рассказа по серии сюжетных картинок

-пересказ с опорой на картинку и опорные слова

В) работа над планом:

- составление рассказов по плану

- закончить рассказ по заданному плану

- составить рассказ по опорным словам

- составить рассказ на заданную тему

- рассказ –описание

- рассказ по картинке

- передать содержание текста своими словами

- формирование умения четко и последовательно излагать свои мысли

-  развитие умения обобщать и выбирать главное из текста

- развитие и  обогащение словарного запаса

- развитие коммуникативных функций

-закрепление навыков организации учебной работы

- развитие слухового и зрительного внимания и памяти

- развитие самоконтроля

Список литературы :

Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Просвещение,1989.

Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.:Сфера, 2005.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2003.

Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., 1991.

Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2003.

Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968.

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2001.

Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.: Просвещение, 1983.

Милостивенко Л.Т. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. –СПб., 1995.

Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.,1994.

Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1969.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.

Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы и методы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи учащихся с дизорфографией.

Нарушения письменной речи, а именно дизорфографию называют «болезнью века», хотя с точки зрения терминологической, это не корректно, так как расстройства речи- это не болезнь....

Памятка для учителей и родителей "Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы"

Данная памятка предназначена для учителей и родителей. В ней раскрыты основные аспекты нарушений письменной речи, их этиология и некоторые приёмы коррекциооной работы....

Рабочая программа по профилактике и коррекции нарушений письменной речи учащихся начальных классов

Данная рабочая программа направлена на профилактику и коррекцию нарушений письменной речи учащихся начальных классов. И рассчитана на учебный год: 66 часов в 1 классе 68 часов...

Нарушения письменной речи учащихся начальных классов

В настоящее время вопрос нарушения письма у младших школьников  остается одним из актуальных в логопедии. Это нарушение ведет к серьезным проблемам в овладении учениками грамотой на начальных эта...

Перспективное планирование логопедической работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи

Перспективное планирование логопедической работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи...

«Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у учащихся 5 - 9 классов ».

Традиционно считается, что жизненный успех ребёнка в основном зависит от его академических успехов, которые закладываются ещё в младшем школьном возрасте. По этому коррекционная работа с детьми провод...